Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности'

Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1316
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / VOCATIONAL SELF-GUIDANCE / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Ольга Ильинична

Рассматривается процесс профессионального самоопределения: учтена специфика профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида; выявлен и обоснован педагогический потенциал внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению; охарактеризована педагогическая технология профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Ольга Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational self-guidance of special (correctional) schools graduates of VIII kind in out-of-school activities

The process of vocational self-guidance is described: specificity of vocational self-guidance of special (correctional) schools graduates of VIII kind is taken into account; pedagogical potential of out-of-school activities connected with vocational self-guidance is revealed and substantiated, pedagogical technology of vocational self-guidance is presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности»

УДК 373.6+376.048.45 ББК Ч43+Ч421.385

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.И. Акимова

Оренбургский государственный педагогический университет VOCATIONAL SELF-GUIDANCE

OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS GRADUATES OF VIII KIND IN OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES

O. Akimova Orenburg State Pedagogical University

Рассматривается процесс профессионального самоопределения: учтена специфика профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида; выявлен и обоснован педагогический потенциал внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению; охарактеризована педагогическая технология профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогический потенциал внеурочной деятельности, педагогическая технология.

The process of vocational self-guidance is described: specificity of vocational self-guidance of special (correctional) schools graduates of VIII kind is taken into account; pedagogical potential of out-of-school activities connected with vocational self-guidance is revealed and substantiated, pedagogical technology of vocational selfguidance is presented.

Keywords: vocational self-guidance, pedagogical potential of out-of-school activities, pedagogical technology.

Нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в современном российском обществе, постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок, плюрализм мнений требуют от него постоянного самоопределения. Каждый человек вынужден определять своё отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни, но и ко всему непосредственному окружению - той общности, к которой принадлежит. Он должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, то есть выстраивать свою позицию. Не является исключением и профессиональное самоопределение.

Молодые люди, оканчивающие специальные (коррекционные) школы для детей с ум-

ственной отсталостью и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к разрешению этой задачи. Ежегодно в России выпускниками специальных (коррекционных) школ для детей с умственной отсталостью становятся около 2,5 тысяч человек. Выходя за порог школы, где им было комфортно, немногие выпускники определяются с правильным выбором профессии, которой они могут овладеть.

В основе беспроблемного решения названной задачи лежит профессиональное самоопределение. Весьма ценной для предмета рассмотрения является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь...» [7, с. 33]. Делая выводы о рассуждениях Е.А. Климова,

можно сказать, что профессиональное самоопределение сводится к одномоментному акту выбора профессии и заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности. Однако это далеко не так: профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

В связи с этим нам представляется, что к вышеприведенному высказыванию Е.А. Климова необходимо сделать дополнение, вследствие которого под профессиональным самоопределением мы будем понимать поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) VIH вида привлекает внимание учёных и практиков в связи с её высокой значимостью в деле адаптации и социализации учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни (А.А. Гнатюк [3], Г.М. Дуль-нев [6], В.В. Коркунов [9], С.Л. Мирский [11],

В.А. Шинкаренко [14] и др.).

Проблема профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида сложна. Главную часть нарушенного механизма профессионального самоопределения составляет недостаток интеллектуального развития.

На начальных этапах формирования профессионального самоопределения у умственно отсталых учащихся особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения - профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед умственно отсталыми школьниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями.

Данные исследований O.K. Агавеляна [1],

Н.И. Букун [2], А.И. Даний [4], 3. Добрева [5],

H.JI. Коломинского [8] и др. свидетельствуют о том, что процесс профессионального самоопределения умственно отсталых учащихся происходит часто стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий.

Изучение и анализ современной ситуации в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволили выявить причины, затрудняющие выбор профессиональных намерений уча-

щихся: недостаточное знание учащимися мира профессий; низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность о своих способностях, индивидуальнопсихологических особенностях, склонностях; отсутствие знаний о профессиональной пригодности; несоответствие их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям.

В ходе исследования мы предположили, что одной из эффективных форм профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида выступает внеурочная деятельность.

«Внеурочная деятельность - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий на уроках, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности» [12, с. 35]. Влияние внеурочной деятельности на формирование личности в своё время отмечали выдающиеся отечественные педагоги Н.К. Крупская [10], С.Т. Шацкий [13] и др.

С.В. Сальцева в своём исследовании отмечает, что внеурочная деятельность представляет собой пространство освоения социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей и выступает предпосылкой порождения мотивированного целеполагания и це-лереализации задач профессионального самоопределения [12].

Педагогическая ценность внеурочной деятельности для решения вопросов профессионального самоопределения заключается в многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенциала человека.

Педагогический потенциал внеурочной деятельности состоит в совокупности педагогических средств, возможностей, необходимых для всестороннего развития детей и подростков, разумного сочетания учебных занятий с деятельностью учащихся во внеурочное время. Внеурочная деятельность выступает эффективным средством формирования профессионального самоопределения и по той причине, что она, как было нами отмечено, является нерегламентированной. Исследования отечественных педагогов показали, что учащиеся с нарушением интеллекта скорее устают, чем нормально развивающиеся дети. Во внеурочной деятельности несложно варьи-

Вопросы общего образования

ровать время, отводимое на мероприятие в сторону сокращения [12].

В рамках профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо предоставить возможность ознакомления с миром профессий, которыми реально могут овладеть выпускники. Это можно осуществить за счет факультативных занятий, элективных курсов по выбору и дополнительного образования (организация работы кружков, секций). Важно, чтобы внеурочная деятельность имела общественную направленность, чтобы учащийся видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. Также возможно при необходимости упростить содержание материала, предназначенного для восприятия учащимися с умственной отсталостью. Вместе с тем особенности работоспособности и психофизические возможности учащихся с нарушением интеллекта как показатели пригодности к отдельным видам труда, недостаточно изучены. Клинико-психо-логические характеристики дефекта отражаются на интересах и мотивах выбора профессии.

В вопросе профессионального самоопределения надо акцентировать внимание не только на перспективу, на будущее, но и на реальную возможность овладения специальностью, которая приносила бы выпускникам специальной (коррекционной) школы VIII вида удовлетворённость работой, реализацию своих потенциальных возможностей.

На основании вышеизложенного нами разработана и апробирована педагогическая технология профессионального самоопределения выпускников специальной (коррекционной) тнкольт VIII вида, то есть исследования с целью выявить принципы и разработать приёмы оптимизации профессионального самоопределения во внеурочной деятельности, повышающих эффективность профессионального самоопределения путём конструирования и применения целесообразных приемов и методов.

Педагогическая технология профессионального самоопределения выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида складывается из операций по накоплению знаний, по проектированию целей обучения и

воспитания школьников, по организации внеурочной деятельности, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) к реципиентам (учащимся с умственной отсталостью).

Разработанная нами педагогическая технология, направленная на повышение эффективности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ для VIII вида во внеурочной деятельности, включает:

- комплекс методов, методических приёмов и педагогических условий поэтапного профессионального самоопределения выпускников;

- комплекс внеурочных занятий, разработанных для каждого этапа профессионального самоопределения выпускников;

- содержание совместной деятельности учителя и учащихся на каждом этапе процесса профессионального самоопределения выпускников;

- методические рекомендации для учителя по организации процесса профессионального самоопределения выпускников.

В процессе профессионального самоопределения учащихся с умственной отсталостью необходимо следовать следующим принципам:

1. Уважение различных видов труда.

2. Культивирование идеи развития и максимального использования качеств человека в рамках профессиональной пригодности.

3. Активизация процесса профессионального самоопределения.

4. Учёт индивидуальных особенностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении.

5. Действие в интересах выпускника, выбирающего профессию.

Таким образом, процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, представляющий собой поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки.

Ведущая роль в профессиональном самоопределении учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида отводится внеурочной деятельности. Её педагогический по-

тенциал в рамках профессиональной ориентации выпускников заключается в совокупности педагогических средств, возможностей, необходимых для профессионального самоопределения.

Литература

1. Агавелян, O.K. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы / O.K. Агавелян // Дефектология. - 1974. -№ 1. — С. 3-5.

2. Букун, Н.И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ / Н.И. Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий. -Кишинев: [б. и.], 1990. - 157 с.

3. Гнатюк, A.A. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду /A.A. Гнатюк//Дефектология. -1986. - № 6. — С. 8-13.

4. Даний, А.И. Профессиональная ориентация умственно отсталых учащихся на сельскохозяйственные профессии: метод, рекомендации /А.И. Даний. - Кишинев: Штиница, 1986. -126 с.

5. Добрев, 3. Некоторые условия эффективной профессионально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы / 3. Добрев // Дефектология. - 1984. - № 5. - С. 25—26.

6. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дуль-нев. - М.: Просвещение, 1965. - 185 с.

7. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов / Е.А. Климов. -М.: Просвещение, 1988. - 159 с.

8. Коломинский, H.J1. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально-трудовой подготовки / Н.Л. Коломинский // Дефектология. - 1970. — № 2. - С. 70-74.

9. Коркунов, В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / В.В. Коркунов. - Свердловск: [б. и.], 1990. - 134 с.

10. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения / НК. Крупская. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. - Т. 4. - 720 с.

11. Мирский, С.Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы / С.Л. Мирский // Дефектология. - 1989. -№ 3. - С. 4—5.

12. Сальцева, С.В. Самореализация во внешкольных объединениях как условие профессионального самоопределения учащихся /

С.В. Сальцева // Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях. - Кемерово: [б. и.], 1995. - С. 23-32.

13. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения/ С.Т. Шацкий. - Т. 2. - М.: Просвещение, 1964.-205 с.

14. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко. — Минск: Университетское, 1990. —155 с.

Поступила в редакцию 18 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.