КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Акимова Ольга Ильинична,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
akimovaolga [email protected]
Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
Аннотация. В статье рассматривается процесс профессионального
самоопределения: учтена специфика профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида; обозначена роль внеурочной деятельности в рамках профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогический потенциал внеурочной деятельности, педагогическая технология.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок требуют от него постоянного самоопределения. Каждый человек вынужден определять своё отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни: он должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, то есть выстраивать свою позицию. Выпускники специальных (коррекционных) школ для детей с умственной отсталостью, вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к разрешению этой задачи.
Ежегодно в России выпускниками специальных (коррекционных) школ для детей с умственной отсталостью становятся около 22,5 тысяч человек. Немногие из них определяются с правильным выбором профессии.
В основе беспроблемного решения названной задачи лежит профессиональное самоопределение. В исследованиях Е. А. Климова профессиональное самоопределение сводится к одномоментному акту выбора профессии и заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности [1]. Однако мы считаем, что это далеко не так: профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни [2].
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что понятие профессионального самоопределения рассматривается авторами с различных позиций. Обобщив различные варианты данного определения, в своем исследовании мы трактуем его как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [2]. Профессиональное самоопределение - это не создание пределов развитию человека, не впадание в профессиональную ограниченность, не однократное деяние, а длительный многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий определенное содержание на разных возрастных этапах, поиск возможностей беспредельного развития.
Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида привлекала внимание ученых и практиков (а. А. Гнатюк [3], Л. А. Егорова [4], В. В. Коркунов [5], С. Л. Мирский [6], В. А. Шинка-ренко [7] и др.).
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Необходимо отметить, что на начальных этапах формирования профессионального самоопределения у учащихся с умственной отсталостью особых расхождений с нормально развивающимися детьми не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед выпускниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей и представлений со своими реальными возможностями.
Процесс формирования профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью затруднен как в связи с бедностью жизненного опыта, так и ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Именно недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма формирования профессионального самоопределения.
Выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида, как правило, не достигают того уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида выступает внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий на уроках. Изучение возможностей внеурочной деятельности в формировании профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью обусловило обращение к исследованиям педагогов-классиков, заложивших основы дефектологии, - П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого [8] и др.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы показал, что внеурочная деятельность старшеклассников является самостоятельным источником их внутренней удовлетворенности, социальной интеграции, самовыражения. По данным ряда исследований С. В. Кузьмина [10], Е. П. Николаевой [11], объем свободного времени учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является наибольшим по сравнению с учащимися других видов образовательных учреждений. Поэтому наиболее плодотворно и результативно, с нашей точки зрения, задача формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида может решаться в сфере свободного от учебных занятий времени [12].
Внеурочная деятельность становится эффективным средством формирования профессионального самоопределения потому, что является регламентированной по содержанию, но нерегламентированной по времени. Исследования Н. А. Новосельцевой, В. В. Федорова [13] и других показали, что учащиеся с умственной отсталостью быстрее устают, чем нормально развивающиеся дети. Во внеурочной деятельности несложно варьировать временем, отводимым на мероприятие. Возможно также упростить содержание материала, предназначенного для восприятия учащимися с умственной отсталостью.
Анализ теоретических источников позволил определить содержание педагогической работы по формированию профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности.
В экспериментальном исследовании участвовало 80 учащихся 9-х классов двух специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга в возрасте 16-17 лет с умственной отсталостью. На констатирующем этапе эксперимента выявлен исход-
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ный уровень сформированности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. На данном этапе столкнулись с тем, что нам не удалось обнаружить методик, направленных на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения умственно отсталых учащихся. В связи с этим возникла необходимость адаптации имеющегося диагностического инструментария к особенностям обучающихся с умственной отсталостью с учетом психофизиологических особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер: во-первых, упростить вопросы анкет для того, чтобы они были понятны испытуемым; во-вторых, снять жесткое ограничение по времени при выполнении заданий [12].
На констатирующем этапе эксперимента нами были выделены критерии профессионального самоопределения: рефлексивный (характеризует степень знания учащимися своих психофизиологических особенностей и соотносится с психофизиологическим компонентом профессионального самоопределения), личностнодеятельностный (характеризует степень понимания личностной и социальной значимости правильного выбора профессии и соотносится с нравственным компонентом профессионального самоопределения) и информационно-деятельностный (характеризует наличие первоначальных профессиональных знаний и умений и соотносится с практическим компонентом профессионального самоопределения).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что значительная часть выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида имеет недостаточный уровень сформированности профессионального самоопределения. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты уровня сформированности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида (%)
Группы Экспериментальная группа (А) Контрольная группа (В)
Уровни Этап ППИОЭ1Я8 выше среднего средний ниже среднего ППИЕПН ППИОЭ1Я8 выше среднего средний ниже среднего ППНЕПН
Констатирующий эксперимент 0 2,4 14,3 61,9 21,4 0 5,3 55,3 26,3 13,1
83,3% учащихся экспериментальной группы и 39,4% учащихся контрольной группы имеют низкий уровень сформированности профессионального самоопределения и уровень ниже среднего. Они не испытывают глубокого интереса к избираемой сфере труда; затрудняются перечислить трудности своей будущей профессии и соотнести их с противопоказаниями к условиям труда, продиктованными соответствием состояния здоровья требованиям избираемой профессии. У них отмечено положительное отношение к труду, при этом выражено нечеткое осознание смысла и цели своей жизни, неясное понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, профессиональный идеал не определен. У испытуемых недостаточно сформировано профессиональное намерение; отсутствуют знания содержания, условий труда предпочитаемой профессии; учащиеся не имеют личного опыта работы; отсут-
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ствуют профессиональные знания и умения; знания способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста поверхностны.
По результатам исследования профессиональных предпочтений учащихся с умственной отсталостью, ранжирования выборов обеих групп типы профессий представлены следующим образом: «Человек - Техника», «Человек - Человек», «Человек - Природа», «Человек - Художественный образ», «Человек - Знаковая система». Различия незначительны.
По результатам констатирующего этапа экспериментального исследования сформированности профессионального самоопределения испытуемые группы А показали более низкие результаты, чем учащиеся группы В, и составили экспериментальную группу.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о существующих проблемах в формировании профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Мы предположили, что эти проблемы могут быть решены при целенаправленной организации внеурочной деятельности, регламентировать которую может специально разработанная программа.
На формирующем этапе эксперимента разработана программа, направленная на формирование профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности и апробирована с экспериментальной группой учащихся.
В содержании программы выделены следующие направления:
- профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью;
- систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий
труда;
- знакомство с психологическими основами профессионального выбора;
- первичная профессиональная диагностика;
- углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
- формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе.
Как показала экспериментальная работа, процесс формирования профессионального самоопределения индивидуален, в связи с этим содержание работы строилось на основании следующих принципов:
- учет индивидуальных особенностей, личностных качеств;
- развитие индивидуальности каждого выпускника в процессе профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- уважение различных видов труда;
- активизация процесса профессионального самоопределения;
- действие в интересах выпускника.
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня сформированности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида с целью оценки эффективности программы, направленной на формирование профессионального самоопределения во внеурочной деятельности.
Результаты сравнения уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся представлены в табл. 2.
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Таблица 2
Сравнение уровня сформированности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида (%)
Группы Экспериментальная группа (А) Контрольная группа (В)
Уровни Этапы ППИОЭ1Я9 выше среднего средний ниже среднего ППИЕПН ППИОЭ1Я9 выше среднего средний ниже среднего ППИЕПН
Констатирующий эксперимент 0 2,4 14,3 61,9 21,4 0 5,3 55,3 26,3 13,1
Контрольный эксперимент 4,8 9,5 69 16,7 0 5,3 2,6 52,7 26,3 13,1
Таким образом, очевидна динамика сформированности профессионального самоопределения в экспериментальной группе учащихся.
Анализ результатов, полученных после проведения формирующего эксперимента показал, что учащиеся экспериментальной группы имеют элементарные представления о смысле и цели своей жизни, у них положительное отношение к любому виду труда, ясное понимание значимости правильного выбора профессии, профессиональные намерения носят характер определенности. Отмечается наличие профессионального идеала, устойчивый интерес к выбранной профессии, связанный со знанием содержания труда и своих возможностей, мотива выбора профессии. Состояние здоровья учащихся соответствует требованиям данной профессии, имеются первоначальные профессиональные знания и умения, а также трудовой опыт по избираемой профессии, который приобретен ими на занятиях в мастерских учреждений начального профессионального образования № 17, 38 г. Оренбурга. Испытуемые экспериментальной группы знают содержание, условия труда и требования профессии к человеку. Учащиеся владеют информацией о способах приобретения данной профессии, их профессиональные намерения согласуются с родителями.
Результаты эксперимента позволяют нам отметить, что ведущими мотивами выбора профессии у учащихся экспериментальной группы являются интерес к данной профессии и наличие практического опыта. Школьники выбирают для себя в основном профессии, не связанные с интеллектуальным трудом и требующие определенного уровня трудовых практических навыков в той профессиональной сфере, к которой у них есть интерес. Очевидно, что в целом в экспериментальной группе учащихся произошли позитивные изменения.
Учащиеся контрольной группы по-прежнему не испытывают глубокого интереса к избираемой сфере труда; затрудняются перечислить трудности своей будущей профессии и соотнести их с противопоказаниями к условиям труда, продиктованными соответствием состояния здоровья требованиям избираемой профессии. У них отмечено положительное отношение к труду, нечеткое осознание смысла и цели своей жизни, неясное понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, профессиональный идеал не определен. У подростков не в полной мере сформировано профессиональное намерение; отсутствуют знания содержания, условий труда предпочитаемой профессии; учащиеся не имеют личного опыта работы; у них отсутствуют профессиональные знания и умения; знания способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста поверхностны. Результаты выявления профессиональных предпочтений представлены в табл. 3.
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Таблица 3
Результаты выявления профессиональных предпочтений выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида
Этапы экспериментальной работы Показатели по каждому типу профессий (в %)
«Человек -природа» «Человек -техника» «Человек - человек» «Человек - знаковая система» «Человек - художествен-ный образ»
Экспериментальная группа
Констатирующий эксперимент 23,8 33,3 30,9 2,4 9,6
Контрольный эксперимент 30,9 7,2 35,7 2,4 23,8
Контрольная группа
Констатирующий эксперимент 21 34,4 28,9 2,6 13,1
Контрольный эксперимент 18,4 28,9 31,8 7,8 13,1
В экспериментальной группе очевидно существенное увеличение выбора профессий в сфере «Человек - художественный образ». Отмечается незначительное увеличение выбора профессий в сфере «Человек - природа». Наблюдается резкое снижение процента выбора профессий в сфере «Человек - техника». Это объясняется осознанием соответствия состояния здоровья требованиям и противопоказаниям, предъявляемым к профессиям данного типа. Это позволяет отметить положительную тенденцию выбора тех типов профессий, которыми они реально могут овладеть в процессе профессионального самоопределения. В контрольной группе в отношении выбора типов профессий изменений не отмечается.
Учитывая психофизические особенности и специфику профессиональной деятельности выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида можно констатировать, что наиболее приемлемыми типами профессий для них являются: «Человек - природа», «Человек - художественный образ», поскольку большая их часть не требует высокого уровня интеллекта и часто носит прикладной характер.
Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, позволили нам убедиться в эффективности использования программы, направленной на формирование профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности.
Для статистического доказательства достоверности изменений в уровне показателей сформированности профессионального самоопределения экспериментальной группы на начальном и заключительном этапах эксперимента использован G-критерий знаков. Преобладание сдвига в сторону повышения уровня сформированности профессионального самоопределения является значимым на 5%-м уровне. Для оценки различий между двумя выборками по уровню сформированности профессионального самоопределения на контрольном этапе экспериментального исследования использован непараметрический Q-критерий Розенбаума. Учащиеся экспериментальной группы превосходят учащихся контрольной группы по обобщенному показателю уровня сформированности профессионального самоопределения.
Статистически подтверждено, что уровень сформированности профессионального самоопределения экспериментальной группы учащихся повысился по сравнению с учащимися контрольной группы. 6
гы
6 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14810 УДК 376.42:316.6
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14810. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Таким образом, процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, представляющий собой поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение подростков с умственной отсталостью затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Ведущая роль в профессиональном самоопределении учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида отводится внеурочной деятельности. Её педагогический потенциал в рамках профессиональной ориентации выпускников заключается в совокупности педагогических средств, возможностей, необходимых для профессионального самоопределения.
Ссылки на источники
1. Климов Е. А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов. - М., 1988.
2. Акимова О. И. О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности // Вестник Башкирского университета. - Уфа, 2012. - № 3. - С. 281-284.
3. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду // Дефектология. - 1986. - № 6. - С. 8-13.
4. Егорова Л. А. Вариант профессиональной подготовки выпускников школы VIII вида в условиях села // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 86-87.
5. Коркунов В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. -Свердловск, 1990. - 134 с.
6. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 4-5.
7. Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 1990. - 155 с.
8. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. - Т. 2. - М., 1964. - 205 с.
9. Кузьмин С. В. Культура свободного времени как фактор социализации личности: автореф. ... дис. канд. филос. наук / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 1985. - 20 с.
10. Николаева Е. П. Профориентация выпускников с нарушением интеллекта // Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики: материалы науч.-практ. конф. / сост. И. С. Линькова и др. - Екатеринбург], 2007. - С. 156-161.
11. Акимова О. И. Профессиональное самоопределение выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Вып. 9. - Челябинск, 2010. -№ 23(199). - С. 134-137.
12. Новосельцева Н. А., Федоров В. В. Наши подростки: о создании детских и подростковых клубов по интересам. - М.: Политиздат, 1989. - 207 с.
Olga Akimova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of special psychology of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg akimovaolga [email protected]
The specificity of professional self-determination of students of special (correctional) school type VIII Abstract. This article discusses the process of professional self-determination: specificity of professional self-determination of graduates of special (correctional) school type VIII; identified and define the role of extracurricular activities in the framework of professional self-determination, submitted abstract educational technology professional determination.
Key words: professional self-determination, pedagogical potential of after-hour activity, pedagogical technology.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw