УДК 371.9
Акимова Ольга Ильинична
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики и методик обучения Оренбургско-го государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА
Akimova Olga Ilinichna
The senior teacher of chair of special pedagog-ics and techniques of training of the Orenburg state pedagogical univer-sity, [email protected], Orenburg
ABOUT FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GRADUATES OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS OF VIII KIND
Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, то есть поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения, на сегодняшний день является одной из самых актуальных в специальной педагогике.
Обозначенная проблема является государственной и определяется нормативными актами, правами и возможностями данной категории учащихся. Особая актуальность этого вопроса определяется тем, что ежегодно около 22,5 тысяч выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида встречаются с проблемой трудоустройства, и изначально причина кроется в несформированности профессионального самоопределения умственно отсталых старшеклассников [1]. Как показывает опыт, выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида сталкиваются с большим количеством проблем, устраиваясь на работу.
Анализ исследований в области специальной педагогики позволяет отметить, что у рассматриваемой категории лиц нарушены процессы восприятия и представления, памяти, мышления и другие (Т. Н. Головина, Г. М. дуль-нев, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский и др.). По данным многих отечественных и зарубежных дефектологов, у умственно отсталых детей чаще, чем у нормальных, встречаются недостатки произношения. У многих эти недостатки объясняются не столько нарушением артикуляционного аппарата, сколько слабостью развития фонематического слуха, т.е. малой дифференцирован-
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ... ностью слуховых восприятий. Для учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида характерны двигательные затруднения, которые чаще всего выражены «в динамических нарушениях функции соответствующих групп мышц», в недостаточной координированности мелких мышц рук [7].
Важное теоретическое положение, выдвинутое Л. С. Выготским, которое легло в основу разработки вопросов содержания образования, заключается в том, что нельзя строить обучения умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. По мнению Л. С. Выготского, характеризовать такого ребенка как задержанного в физическом и психическом развитии, ослабленного и т.д. - верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка [2]. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что у умственно отсталых детей школьного возраста обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других. Таким образом, обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется с учетом не только особенностей, но и возможностей таких детей.
Исследования в области специальной педагогики позволяют отметить, что на начальных этапах формирования профессионального самоопределения у умственно отсталых детей особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинают проявляться в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения - профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед умственно отсталыми школьниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями [9].
Особенности проявления отдельных структур направленности и самосознания у умственно отсталых были предметом исследования Н. Л. Коло-минского, Н. Г. Морозовой, Ж. Н. Назамбаевой, К. М. Турчинской и других авторов [5, 7, 8; 11]. Они доказали, что профессиональная направленность и самосознание умственно отсталых учащихся имеет свои особенности. Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности.
Знания умственно отсталых школьников среднего звена о профессиях ограничены. Ученики не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Учащиеся не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им не известны собственные возможности и сведения о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Например, многие учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии, у некоторых явно завышены профессиональная самооценка и уровень притязаний. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне при-
тязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией [3].
Проявление профессиональных интересов у умственно отсталых школьников в различные периоды их обучения имеет свои особенности: у учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий -от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессией - либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна. В ряде случаев возникновение неосознанного отрицательного отношения к профессиональному трудовому обучению связано как с особенностями психофизического развития, так и с внешними факторами (обстановка в учебных мастерских, непривлекательность работы).
У учащихся старших классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Речь теперь идет (за некоторыми исключениями) о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда.
Умственно отсталые учащиеся старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы; практические занятия им нравятся больше на производстве, чем в школе.
Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5-7 классов затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями. Лишь незначительное число учащихся называет существенные качества профессии, ее значимость. У многих учащихся обнаруживается значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе, что говорит о качестве профориентационной работы [10].
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего [7]. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель, учитель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ... др.). Также обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика [6].
Для учащихся с нарушением интеллекта характерным является нарушение ориентировки в сложной жизненной ситуации, тем более при выборе будущей профессии.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ современной ситуации в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволил выявить причины, затрудняющие выбор профессиональных намерений учащихся: недостаточное знание учащимися мира профессий; низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность их (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях; отсутствие знаний о профессиональной пригодности; несоответствие их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей [4].
Нами отмечено, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, то есть профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Исходя из этого, важность процесса профессионального самоопределения невозможно недооценивать.
Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Их отличает эмоциональная устойчивость, уравновешенность и отсутствие сопутствующих заболеваний. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам. В период обучения они нуждаются в руководстве и помощи. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.
При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к
труду. Трудовая адаптация лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности и с основным типом дефекта психики бывает затруднена только при длительном отрыве от трудовой деятельности в связи с обострением болезни, также при отсутствии трудовых навыков вследствие неправильного воспитания. В этих случаях целесообразной формой трудовой деятельности являются особо созданные условия как этап реабилитации.
Таким образом, профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Выпускники специальной (коррекционной) школы VIII вида, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
На процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида особое влияние оказывает факт выбора профиля трудового обучения с учетом местного производственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей, трудоустройства учащихся по месту жительства. Специальности, выбираемые для профессионально-трудового обучения в старших классах часто не представляют интереса для учащихся, а лишь восполняют пробелы в свободных трудовых единицах на предприятиях.
Многие специальные (коррекционные) школы VIII вида заботятся о судьбе своих выпускников и помогают им в получении профессии, а также содействуют их трудоустройству как в открытом рынке труда, так и организуя на своей базе производственные мастерские.
Особо хотелось бы отметить, что одним из этапов профессионального самоопределения является продолжение обучения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида в профессиональных училищах, трудоустройство на предприятия.
По данным двух регионов: республики Башкортостан и Оренбургской области можем проследить позицию (см. табл. 1).
На протяжении с 2002 по 2009 годы лишь от 30 до 53% выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида Республики Башкортостан продолжают обучение в профессиональных училищах. Остальные выпускники остаются в лучшем случае с той специальностью, азы которой были получены в школе, а в худшем - «не у дел». По окончании профессионального училища соотношение трудоустраивающихся выпускников значительно меняется в сторону уменьшения. Этот факт объясняется, на наш взгляд, тем, что независимо от наличия у выпускников специальных (коррекционных)
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ... школ VIII вида профессии, работодатели с нежеланием относятся к приему на работу лиц с ограниченными возможностями.
Таблица 1
Трудоустройство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида Республики Башкортостан
Учебный год выпуска Количество выпускников Прошли обучение в ПУ Профессиональная деятельность
количество % количество %
2001-2002 120 36 30 18 15
2002-2003 135 54 40 27 20
2003-2004 130 39 30 26 20
2004-2005 140 49 35 42 30
2005-2006 130 52 40 26 20
2006-2007 150 72 48 42 28
2007-2008 180 90 50 72 40
2008-2009 200 106 53 82 41
Несколько иначе представлены данные по Оренбургской области. На протяжении с 2002 по 2009 годы от 40 до 80% выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида Оренбургской области продолжают обучение в профессиональных училищах. Такой высокий процент выпускников объясняется, на наш взгляд тем, что с 2005-2006 учебного года на базе Государственного образовательного учреждения «Новотроицкая специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида № 2 для детей с отклонениями в развитии» организована работа ПУ-22 города Новотроицка. Таким образом, функционирует комплекс: школа - ПУ Учащиеся школы автоматически переходят в указанное училище, продолжают заниматься по общеобразовательным дисциплинам в стенах своей родной школы-интерната. При этом выпускники школы знакомы с мастерами производственного обучения, педагогами.
По окончании профессионального училища соотношение трудоустраивающихся выпускников значительно меняется в сторону увеличения по сравнению с группой выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида республики Башкортостан. Этот факт объясняется, на наш взгляд, тем, что у выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, получивших дополнительную профессиональную подготовку в ПУ, больше возможностей трудоустроиться и по той причине, что работодатели поддерживают тесную связь со школой-интернатом и ПУ-22, организуют конкурсы профессиональной направленности, так как в регионе имеются вакансии рабочих специальностей, которыми учащиеся с умственной отсталостью овладевают достаточно успешно. Это наводит на мысль, что у данной группы лиц с умственной отсталостью процесс профессионального самоопределения сложиться успешно. В Государственном образовательном учреждении «Новотроицкая специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида №2 для
детей с отклонениями в развитии» с 2008 года внедряются элементы модели «Поддерживаемое трудоустройство». Первые программы поддерживаемого трудоустройства были использованы в основном для поддержки людей с нарушениями в интеллектуальном развитии и были наиболее успешными в работе с людьми, имеющими легкую и умеренную степени нарушений. Поддерживаемое трудоустройство основано на том, что хорошие результаты могут быть достигнуты с помощью подбора подходящей работы, обучения и поддержки на рабочем месте.
Таблица 2
Трудоустройство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида Оренбургской области
Учебный год выпуска Количество выпускников Прошли обучение в ПУ Профессиональная деятельность
количество % количество %
2001-2002 100 40 40 35 35
2002-2003 105 63 60 55 52,4
2003-2004 102 57 55,9 54 55,1
2004-2005 124 84 67,75 78 62,9
2005-2006 114 80 70 66 57,9
2006-2007 105 79 75 68 64,76
2007-2008 110 82 74,5 78 70,9
2008-2009 130 104 80 98 75,38
Однако не стоит оставлять без внимания тот факт, что в городе Оренбурге имеется три специальных (коррекционных) школы VIII вида, которые на сегодняшний день не имеют специальной материально-технической базы для того, чтобы организовать профессиональную подготовку в том виде, чтобы выпускники могли бы без обучения в ПУ трудоустроиться. Именно эти учебные заведения должны быть охвачены относительно доступной, в материально-техническом плане, системой внеурочной деятельности, представленной работой кружков, мастерских и др.
Наш опыт показывает, что в круг вопросов, решающихся в процессе реализации педагогической работы по профессиональному самоопределению выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида, входят:
- профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьников, знакомство с конкретными специальностями);
- психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с профессиями, которыми могут овладеть выпускники с умственной отсталостью);
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида;
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ...
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;
- профессиональные пробы, которые предусмотрены на каждом этапе реализации программы и заключаются в выполнении учащимися конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией.
Библиографический список
1. Агрба, М. В. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод пособие / М. В. Агрба, Е. О. Гордиевская, Е. М. Старобина [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
2. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Дефектология. - 1976. - № 6. -С. 23-31.
3. Дульнев, Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы и процесс трудового обучения / Г. М. Дульнев // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева. - М., 1971. - С. 56-82.
4. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров. - Москва [б. и.], 1988. - 62 с.
5. Коломинский, Н. Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально-трудовой подготовки [Текст] / Н. Л. Коломинский // Дефектология. - 1970. - № 2. - С. 70-74.
6. Мирский, С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителя / С. Л. Мирский. - М.: Просвещение, 1966. - 104 с.
7. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]/ Н.Г. Морозова. - Москва [б.и.], 1969. - 21 с.
8. Назамбаева, Ж. И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы [Текст] / Ж.И. Назамбаева // Дефектология. - 1978. - № 1. -С. 6-9.
9. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - Москва [б.и.], 2002. - 43 с.
10. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б. И. Пинский. - Москва [б.и.], 1985. - 52 с.
11. Турчинская, К. М. Профориентация во вспомогательной школе / К. М. Тур-чинская. - Киев, 1976. - 178 с.