Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENTS / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL GUIDANCE / METHODS AND FORMS OF CAREER GUIDANCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

В статье представлен краткий обзор материалов Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение: современный аспект», посвящённой памяти академика РАО С. Н. Чистяковой. Научное мероприятие было организовано в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Российской академией образования и Северо-Восточным федеральным университетом. Показана актуальность, эффективность, тенденции и перспективы развития организации отечественной профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN A MODERN CONTEXT

The article provides a brief overview of the materials of the All-Russian scientific-practical conference “Professional self-determination: the modern aspect”, dedicated to the memory of the academician of the Russian Academy of Education S.N. Chistyakova. The academic event was organized as a part of the Plan for the Implementation of the Cooperation Agreement between the Russian Academy of Education and North Eastern Federal University. The relevance, effectiveness, trends and development prospects of the organization of domestic vocational guidance are shown.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ»

УДК 37

С. В. Панина

Профессиональное самоопределение в современном контексте

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье представлен краткий обзор материалов Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение: современный аспект», посвященной памяти академика РАО С. Н. Чистяковой. Научное мероприятие было организовано в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Российской академией образования и Северо-Восточным федеральным университетом. Показана актуальность, эффективность, тенденции и перспективы развития организации отечественной профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, обучающиеся, профессиональное образование, профессиональная ориентация, методы и формы профориентации, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка.

S. V. Panina

Professional self-determination in a modern context

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article provides a brief overview of the materials of the All-Russian scientific-practical conference "Professional self-determination: the modern aspect", dedicated to the memory of the academician of the Russian Academy of Education S.N. Chistyakova. The academic event was organized as a part of the Plan for the Implementation of the Cooperation Agreement between the Russian Academy of Education and North Eastern Federal University. The relevance, effectiveness, trends and development prospects of the organization of domestic vocational guidance are shown.

Keywords: professional self-determination, students, vocational education, vocational guidance, methods and forms of career guidance, psychological and pedagogical support, pedagogical support.

Введение

2 апреля 2020 года на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение: современный аспект», посвященная памяти выдающего российского учёного, профориентолога, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой. Организаторами выступили ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» и Российская академия образования.

Цель конференции - обобщение лучших отечественных практик по организации профессиональной ориентации молодежи в современных условиях. В научном мероприятии всероссийского уровня приняли участие представители государственной власти, профильных министерств и ведомств, средств массовой информации, базовых организаций и предприятий, ведущие специалисты в области профориентологии и психологии труда, учёные, преподаватели и обучающиеся учебных заведений обшего, среднего профессионального, высшего обра-

ПАНИНА Светлана Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия.

E-mail: psv1148@mail.ru

PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Education Science, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

зования и дополнительного образования из двадцати одного субьекта Российской Федерации (Амурская область, Армавир, Белгород, Бурятия, Екатеринбург, Калининград, Кузбасс, Москва, Самарская область, Татарстан и др.).

Участники конференции затронули проблемы, перспективы и вопросы организации профессиональной ориентации, подготовки педагогов к профориентации, формирования социально-профессионального самоопределения в условиях цифровизации, технологии сопровождения профессионального самоопределения и развития профессиональной карьеры; социальное партнерство в профориентации; прогнозирование будущей профессионально-трудовой сферы страны. Представлена эффективная профориентационная практика и успешные кейсы по профориентации учебных заведений профессионального образования.

Деятельность С. Н. Чистяковой как руководителя отделения профессионального образования РАО оказала значительное влияние в развитие научно-методического сопровождения системы профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия). Академик С. Н. Чистякова активно поддерживала педагогов республики в выполнении диссертационных исследований; организации и проведении научно-практических мероприятий; продвижении достижений регионального образования в отечественном академическом сообществе; создании научно-методического журнала «Платформа-Навигатор: развитие карьеры».

Проблемное поле конференции

Обращение к тематике профессионального самоопределения особенно актуально для современной России. Эффективно работающие, социально-ориентированные, гармонично развитые профессионалы составляют ключевой ресурс отечественной экономики.

Профессиональное самоопределение личности - это сложный, противоречивый и длительный процесс. Как справедливо отметила С. Н. Чистякова, формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в специально организованной научно-практической деятельности - профессиональной ориентации. Она рассматривала систему равноправного взаимодействия личности и общества на определённых этапах развития человека как оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах [1].

Страницы истории, тенденцию развития отечественной профориентации и вопросов изучения профессионального самоопределения раскрыла профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», д. пед. н. В. И. Сахарова. Исследователь отметила, что на протяжении советского периода профориентация рассматривалась как одна из важнейших сторон общего образования, политехнического обучения и воспитания личности, способной жить и трудиться в обществе социалистической экономики. Педагоги должны были владеть методикой профориентации, исходя из интересов государственной системы образования с учетом требований научно-технического прогресса, его направлений и охраны окружающей среды [2]. Представлены особенности научных школ по профориентации (табл.)

Обновление отечественного образования и профессиональной ориентации в начале XXI века позволило использовать перспективные подходы к профессиональному самоопределению школьников, проектированию педагогических систем, моделей образовательных организаций с ориентацией на личностные запросы и потребности обучающихся через образовательные программы, включающие предметы по выбору и профессиональную специализацию, профильную и уровневую дифференциации старших классов, профориентационную направленность всех школьных курсов в контексте профиля школы, педагогические технологии развития мотивационно-потребностной и эмоционально-ценностной сфер личности и социально профессионально значимых качеств.

Таблица

Отечественные педагогические и психологические научные школы профориентации 60-70 гг. XX века

Название научной школы (направления) Исследователи Суть

Московская школа профориентации A.Е. Голомшток, B.А. Поляков, А.А. Шибанов, Б. А. Федоришин и др. Развитие общетеоретического направления в решении проблем профориентации; воспитательная концепция профориентационной работы

Сибирская школа профориентации Н.Н. Чистяков, Н.Я. Канторович, Н.Э. Касаткина и др. Система координации деятельности школы и отраслевых профсоюзных организаций; организация консультаций школьников по вопросам выбора профессии

Прибалтийская школа профориентации Г.И. Галките, Л.А. Йовайша, Т.Х. Титма, А.А. Кыверялг и др. Информационное обеспечение профориентации с учетом потребности рынка труда в специалистах массовых рабочих профессий; углубленное изучение интересов и склонностей школьников с перспективой их дальнейшей ориентации на эти профессии

Московская психологическая школа по профориентации К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К. К. Платонов, В. В. Чебышева и др. Психофизиологические требования профессии к человеку; выявление условий и закономерностей формирования профессиональной пригодности; построение единой психофизиологической классификации профессий

В современном контексте научная школа С. Н. Чистяковой рассматривает профессиональную ориентацию как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии, на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля [2].

Доцент ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосо-ва», к. пед. н. С. Н. Архипова раскрывает приоритеты и направления научной школы профориентации в Республике Саха (Якутия), ученицы и последователя академика С. Н. Чистяковой, д. пед. н., профессора СВФУ А. В. Мордовской с учетом этнопедагогического подхода к процессу профессионального самоопределения обучающихся [3].

Участник конференции, известный отечественный профориентолог, профессор МГУ им М.В. Ломоносова, д. пед. н. Н. С. Пряжников представил анализ существующих оснований рассмотрения «профессий будущего», связанных с перспективами развития 1Т-технологий. В своем материале он предложил педагогам-психологам применять в практической деятельности такие профориентационные игры, например, «Эпитафия» (школьники совместно придумывают жизнь и карьеру для воображаемого героя и т. д.); «Три судьбы» (в школу будущего приглашают троих взрослых людей: «труженик», «лентяй» и «бездарность», которые прожили счастливую жизнь); активизирующий опросник «Моды» (обучающиеся сравнивают престижность разных профессий разных эпох и т. д.) и др. [4].

Проректор по учебно-методической работе ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», д. пед. н. С. Н. Белова поделилась профориентационным опытом Курской области. Так с 2017 года в области реализуется инновационный проект «Воспитание будущего профессионала как важный ресурс развития экономики региона». Отмечается, что основным критерием оценки качества организации сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи выступает учет региональных потребностей в кадрах. Проект предусматривает и раннюю профориентацию в дошкольных образовательных организациях через реализацию программ: «Путешествие в мир профессий» и «Путь профессии начинается с дет-

ства». В ходе осуществления данных программ у детей формируется первичное представление о мире профессий, трудовых навыках и т. д. Также указывается, что Курский государственный политехнический колледж является одной из восьми экспериментальных площадок РАО по социально-профессиональной ориентации обучающихся. Особое место в регионе уделяется сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, для них и их родителей функционирует сайт «Профориентация: найти себя». Все областные образовательные организации активно участвуют в федеральном проекте «Билет в будущее». Также ежегодно проводится региональная научно-практическая конференция «Практика трудового воспитания и профессионального самоопределения», где постоянным гостем и со-организатором была и С. Н. Чистякова [5].

Начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», к. пед. н. И. А. Килина отметила, что Кемеровская область стала одним из первых пилотных регионов РФ по реализации движения WorldSkills. В Кузбассе проводятся интерактивные профориента-ционные уроки «Основы выбора профессии» и «Лайфхаки выбора профессии». Реализуются выездной проект «Образование. Профессия. Карьера» для удаленных школ региона и портал «ПРОФориентир.42.т». С текущего года открываются экпериментальные площадки областной системы образования по теме: «Современные форматы профориентации, воспитания и обучения в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов» [6].

Директор ГБУ ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» А. В. Даниленков и председатель методических советов учебных заведений профессионального образования Калининградской области, к. пед. н. Т. В. Королева продемонстрировали организацию профори-ентационной работы в колледже, опирающейся на концептуальные основания научной школы Н. Н. Чистякова - С. Н. Чистяковой. Деятельность осуществляется через устойчивые внешние связи с социальными партнерами и работодателями образовательных и профессиональных организаций Калининградской области; муниципальными управлениями образования и молодежной политики; социальными учреждениями для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей в трудной жизненной ситуации; службой занятости и др. Основная идея практико-ориентированной системы педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся (старшеклассник, студенты колледжа, выпускники) заключается в преобразовании образовательной среды колледжа новыми возможностями сложноорга-низованных образовательных воспитательных событий [7].

Руководитель центра кочевого образования ФГБНУ «Институт национальной школы» Республики Саха (Якутия) Н. В. Ситникова описала применение национальных видов труда в формировании жизненного и профессионального самоопределения детей коренных народов Крайнего Севера в условиях кочевых школ и летних кочевых лагерей [8].

Профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», д. пед. н. В. Н. Кормакова рассмотрела понятие, алгоритм и содержание конструирования модели педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения, отмечая при этом, что в социально-профессиональном самоопределении педагогическая помощь необходима не только школьникам, но и молодым специалистам. Особая роль отводится наставничеству, и основными образовательными ресурсами выступают коучинг-технологии, кейс-технологии, рефлексивные и проективные технологии и др. [9].

Прогноз развития дополнительного профессионального образования (ДПО) в РС (Я) представлен проректором по стратегическому развитию СВФУ, к. пед. н. В. М. Саввиновым [10]. Определены такие тенденции ДПО в регионе, как: увеличение числа участников (создание и деятельность центров «Точки кипения» и др.); новые подходы и форматы взаимодействия; увеличение спектра курсов онлайн обучения; расширение сегмента ДПО (университеты «серебряного возраста» и т. д.); снижение значимости формального образования в профессиональной деятельности.

Организаторы конференции выражают благодарность за активное участие педагогов ГБОУ СОШ № 962 г. Москвы; студентов и преподавателей Елабужского филиала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» и учебных заведений среднего профессионального образования Татарстана, Бурятии, Кемеровской, Ульяновской, Рязанской, Самарской областей, Якутии и др.

Участники представили такие интересные технологии, практико-ориентированные формы и средства формирования профессионального самоопределения и профориентации, как деятельность центров «Точки роста», школьных бизнес-инкубаторов, музеев, кружков (архитектурный, авиаконструирования, робототехники и др.), кванториумов, детских технопарков, творческих коллективов и объединений; организация профессиональных проб; насыщение учебных предметов профориентационной направленностью; проектная, исследовательская и волонтерская деятельность учащейся молодежи; функционирование Лаборатории юного психолога, Малой педагогической академии, Форума юных физиков; квесты, фестивали, профэк-скурсии, встречи с успешными выпускниками и т. д.

Заключение

Актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения является непрерывным процессом. В ходе конференции рассмотрены основания и тенденции развития профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности.

В одной из последних своих статей С. Н. Чистякова указывает, что основная задача профо-риентационного воспитания - это развитие личности и общих способностей, а также способности к непрерывному образованию, самообразованию; способности обучающегося к самоопределению и самореализации в нестандарной ситуации, даже в ситуации полной неопределенности [11].

Анализ практики показал, что обновление системы профессиональной ориентации носит комплексный характер и невозможно без согласованного решения всеми заинтересованными структурами и участниками. Участниками конференции предложены такие конкретные рекомендации, например, как акцент внимания на последовательном проведении профориента-ционной политики в условиях цифровизации; активное привлечение представителей сектора экономики к профориентационной деятельности (организация и проведение профессиональных проб, профессионального обучения и профстажировок для обучающихся); способствование распространению положительного опыта организации профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью; создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в области профессионального самоопределения; совершенствование качества организации профориентационной работы с учетом новейших достижений и инновационных практик, действующих в образовательных организациях регионов Российской Федерации.

Литература

1. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Технологические и практические подходы к формированию профессионального самоопределения в условиях непрерывного образования // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография / Авторы-составители: С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян. - М.: «Экон-Информ», 2019. - С .137-147.

2. Сахарова В. И. Профориентация учащейся молодежи: история, современность и будущее // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н Чистяковой [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. -С. 378-381.

3. Архипова С. Н. Основоположники научной школы профессиональной ориентации // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 44-46.

4. Пряжников Н. С. «Профессии будущего» в контексте перспектив социально-экономического развития страны // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н. Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 348-352.

5. Белова С. Н. Организация сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся в Курской области // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н. Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 68-73.

6. Килина И.А. История становления и развития профориентации в Кузбассе // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 201-206.

7. Королева Т. В., Даниленков А. В. Практико-ориентированная педагогическая поддержка процессов профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающимися: опыт ГБУ Калининградской области ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н. Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. -С. 225-230.

8. Ситникова Н. В., Николаева А. Д. Выявление профессиональных стратегий детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н Чистяковой. [Электронный ресурс].

- Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 385-390.

9. Кормакова В. Н. Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения обучающейся молодежи: алгоритм и содержание конструирования модели // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 212-217.

10. Саввинов В. М. Прогнозная оценка развития системы дополнительного образования в Якутии // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов всерос. науч.-практ. конф., посвященной академику РАО С. Н. Чистяковой. [Электронный ресурс]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020.

- С. 368-373.

11. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Основные тенденции развития образования в условиях социально-экономических изменений в обществе // Платформа-навигатор: развитие карьеры. - 2019. № 3. - С. 3-7.

References

1. Chistjakova S. N., Rodichev N. F. Tehnologicheskie i prakticheskie podhody k foimirovaniju professional'nogo samoopredelenija v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Sovremennye problemy professional'nogo i vysshego obrazovanija: sostojanie i ocenka: kollektivnaja monografija / Avtory-sostaviteli: S. N. Chistjakova, N. D. Podufalov, E. N. Gevorkjan. - M.: «Jekon-Inform», 2019. - S.137-147.

2. Saharova V. I. Proforientacija uchashhejsja molodezhi: istorija, sovremennost' i budushhee // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N Chistjakovoj [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. -S. 378-381.

3. Arhipova S. N. Osnovopolozhniki nauchnoj shkoly professional'noj orientacii // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. - S. 44-46.

4. Prjazhnikov N. S. «Professii budushhego» v kontekste perspektiv social'no-jekonomicheskogo razvitija strany // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N. Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. -S. 348-352.

5. Belova S.N. Organizacija soprovozhdenija processa professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v Kurskoj oblasti // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N. Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. - S. 68-73.

6. Kilina I.A. Istorija stanovlenija i razvitija proforientacii v Kuzbasse // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. - S. 201-206.

7. Koroleva T. V., Danilenkov A. V. Praktiko-orientirovannaja pedagogicheskaja podderzhka processov professional'nogo samoopredelenija i proektirovanija professional'noj kar'ery obuchajushhimisja: opyt GBU

Kaliningradskoj oblasti POO «Kolledzh mehatroniki i pishhevoj industrii» // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N. Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. - S. 225-230.

8. Sitnikova N. V., Nikolaeva A. D. Vyjavlenie professional'nyh strategij detej, vedushhih s roditeljami kochevoj obraz zhizni // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. - S. 385-390.

9. Kormakova V. N. Pedagogicheskaja podderzhka social'no-professional'nogo samoopredelenija obuchajushhejsja molodezhi: algoritm i soderzhanie konstruirovanija modeli // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. - S. 212-217.

10. Savvinov V. M. Prognoznaja ocenka razvitija sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija v Jakutii // Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt. Sbornik trudov vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj akademiku RAO S. N. Chistjakovoj. [Jelektronnyj resurs]. - Kirov: Izd-vo MCITO, 2020. -S. 368-373.

11. Chistjakova S. N., Rodichev N. F. Osnovnye tendencii razvitija obrazovanija v uslovijah social'no-jekonomicheskih izmenenij v obshhestve // Platforma-navigator: razvitie kar'ery. - 2019. № 3. - S. 3-7.

^ÎMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.