УДК 316.614
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
И. В. Арендачук
Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; 83, ул. Астраханская, Саратов, 410012, Россия; E-mail: arend-irinа@yandex.ru
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы. Показано, что состояние здоровья является фактором, определяющим условия социализации личности и специфику ее профессионального самоопределения. Изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными зрительными возможностями и учащимися, не имеющими проблем со здоровьем, выполнено на базе специальной (коррек-ционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV видов г. Саратова и средней общеобразовательной школы села Ивантеевка Саратовской области (n = 50). Применен комплекс методик: «Дифференциально-диагностический опросник» E. А. Климова, опросник «Ориентация» В. E. Сигачева и М. Н. Россохач, анкета «Будущий социальный статус». Сравнительный анализ показал, что старшеклассники с нарушенной функцией зрения недооценивают свои возможности, ориентируются на довольно небольшой выбор профессий, а в структуре потребностей, связанных с будущей профессией, доминируют потребности в самореализации и развитии своих способностей. У их здоровых сверстников выражена тенденция переоценивать свои возможности, а ведущим мотивом профессионального выбора является стремление к материальному обеспечению жизни. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации психолого-педагогической помощи старшеклассникам, направленной на формирование адекватных представлений о собственных возможностях и соотнесение их с конкретными профессиями. Ключевые слова: социализация личности, люди с ограниченными состоянием здоровья возможностями, человек с недостатком зрительных функций (с ограниченными зрительными возможностями), профессиональное самоопределение старшеклассников.
Введение
В современном обществе социализацию можно рассматривать как постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях и ее интеграции в общество. Успешность протекания данного процесса во многом определяется той средой, в которой личность развивается и приобщается к социальным нормам поведения. В случаях, когда социальные институты обеспечивают растущему человеку условия для полноценного усвоения ценностей, установок и требований общества, он успешно
адаптируется и интегрируется в социум. Поэтому социализация связана с активным приспособлением индивида к социальной среде, ведущей к удовлетворению его потребностей, реализации интересов, достижению жизненных целей. Однако существуют факторы, определяющие разные условия социализации личности. Одним из них является состояние здоровья, которое может определять разные варианты психического и социального развития человека. Если говорить о людях с ограниченными возможностями из-за нарушений тех или иных функций организма как о социальных субъектах, то состояние здоровья определяет степень гармонизации их взаимосвязей с элементами социальной среды.
Теоретический анализ проблемы
В большинстве психолого-педагогических исследований, связанных с освещением проблемы людей-инвалидов по состоянию здоровья, чаще всего говорят об их социальной адаптации. Это не случайно, так как адаптация, являясь важнейшим механизмом социализации, позволяет им за относительно короткий промежуток времени активно включаться в такую социальную среду, где свободная и независимая личность является центральной фигурой гражданского общества. Но даже прекрасно развитые адаптационные способности не всегда позволяют личности быть успешной в социуме, для этого она должна быть вовлечена в процесс социализации, который протекает по-разному в зависимости от этапов возрастного и социально-психологического развития.
В процессе социализации люди с ограниченными по состоянию здоровья возможностями не только приспосабливаются к своему физическому «дефекту» и принимают его как неотъемлемую часть себя, но формируют личный и социальный статус и в соответствии с ним учатся реализовы-вать социокультурные нормы межличностных и групповых взаимодействий.
Люди с ограниченными физическими возможностями обладают необходимыми умственными способностями для того, чтобы жить, обучаться и работать наравне со здоровыми людьми. При наличии условий, в которых существует любой здоровый человек, они не уступят ему в успеваемости и уровне знаний. Но в большинстве случаев болезнь ограничивает их возможности в доступе к источникам знаний. Многим их них сложно или
© Арендачук И. В., 2013
141
вообще невозможно пользоваться библиотеками, учиться наравне со здоровыми, их общение сведено к минимуму. Даже то, что они могут сделать, достается им с огромным физическим трудом [1]. При этом необходимо создавать такие условия для социализации людей, имеющих инвалидность, чтобы они вовлекались в сферу взаимосвязанных отношений в обществе и могли беспрепятственно пользоваться плодами цивилизации вместе со здоровыми людьми, от которых требуются терпение и понимание их нужд.
Социализация и формирование психически здоровой личности начинается с самого раннего детства, и успешность этого процесса во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между развивающейся личностью ребенка и ее ближайшим взрослым окружением. Поэтому реабилитационные мероприятия с детьми, имеющими инвалидность, необходимо проводить, одновременно повышая психологическую грамотность и компетенции их родителей, которые являются для таких детей практически единственными агентами социализации - носителями социальных норм и правил. Именно родительское отношение к болезни и инвалидности ребенка становится источником отношения самих детей к своему здоровью, собственному «Я», формированию самооценки и жизненной позиции. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей прямо связаны с теми возрастными психологическими особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой процесса формирования у него представлений о своем здоровье, о своем месте и роли в обществе и выработке соответствующего отношения к себе и социуму.
Трудности социализации детей с ограниченными возможностями в раннем и дошкольном детстве связаны с формированием чувства страха, обиды или тревоги при возникновении связей между ощущениями нездоровья, словами и действиями, которые сопровождают эти ощущения, и не всегда успешными межличностными взаимодействиями со взрослыми. Картина мира у этих детей невольно деформируется, они начинают испытывать чувство вины за свое нездоровье, формируются такие свойства личности, как недоверие, агрессивность, враждебность, значительно повышается тревожность. Все это легко может перерасти в различного рода неврозы, вероятность возникновения которых значительно увеличивается с началом учебной деятельности. В подростковом возрасте начинается процесс формирования социальной активности человека и ведущей деятельностью этого периода становится общение. Условия для такого развития у детей-инвалидов существенно ограничены, поскольку многие, находясь на домашнем обучении, оказываются изолированы от коллектива сверстников. В результате страдает развитие эмоционально-волевой сферы, не формируются навыки коммуникации, наруша-
ется социальная адаптация, возрастает вероятность дисгармоничного развития личности, а на фоне гормональной перестройки организма могут заостряться психопатические черты личности.
В старшем школьном (раннем юношеском) возрасте, когда актуальными становятся вопросы профессионального самоопределения и начинают обозначаться жизненные перспективы, имеющие ограничения по здоровью дети оказываются в сложном положении, так как многие профессии для них становятся недоступными. Они с трудом видят перспективы создания собственной семьи, не представляют, как будут в дальнейшем обеспечивать свою жизнь без помощи и поддержки родных. Кажущаяся неразрешимость ситуации может привести к глубокому внутриличностному конфликту, а повышенная чувствительность и ранимость, свойственные юности, способствуют формированию чувства «несправедливости мира», «ненужности» [2]. В связи с этим важна поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями, особенно когда для человека становятся актуальными вопросы построения жизненных планов и выбора путей их реализации.
Профессиональное самоопределение становится особенно нелегким для слабовидящих или слепых юношей, поскольку у них значительно затруднены процессы познания окружающего мира и получения информации о нем. Затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к целому ряду операций. Им необходимо отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, которые получают сигнальное значение и выступают на первый план. Таким образом, подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль над своими действиями.
Отсутствие зрения в значительной мере компенсируется повышением различных видов чувствительности, развитой способностью дифференцировать внешние воздействия в процессе пространственной ориентации и социальной адаптации, что делает возможным поиск многих специальностей для приложения сил инвалидов по зрению в сфере трудовой деятельности. Восприятие слепых, хотя и имеет специфические особенности, при своевременной и правильной коррекционной работе не создает каких-либо серьезных трудностей в познавательной деятельности, следовательно, дает возможность приложения способностей таких людей во многих отраслях трудовой деятельности. Функции мышления при слепоте те же, что и у зрячих людей, но поскольку при дефектах зрения затруднено восприятие, мышлению незрячих приходится преодолевать пробелы и пропуски чувственного восприятия. Глубокие нарушения функций зрения затрудняют операции анализа и синтеза различных сторон
окружающей действительности. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкому различению и диффе-ренцировке объектов, их сравнению. Характерной чертой представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Представления незрячих носят более фрагментарный характер - в образе отражаемого объекта часто отсутствуют многие существенные детали. Опыт тифлопедагогов показывает, что эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления.
При формировании направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонений от нормы, затрудняя общение, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором психологическим, оно становится таким, только когда незрячие вступают в общение со здоровыми людьми. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей.
При формировании личности большую роль играет ее собственная активность. Патология или отсутствие зрения вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняется его взаимодействие с окружающим миром и как следствие снижается активность. Установлено, что люди с нарушением зрения часто травмированы и психологически. Осознание наличия дефекта развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, ограничению общения с окружающими. Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающими неполноценность человека (непринятие или жалость), исключающими его из жизни общества. Возникает эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями [3].
В связи с отмеченными психологическими особенностями профессиональное самоопределение человека с недостатком зрительных функций оказывается осложненным, с одной стороны, субъективными и объективными причинами, а с другой - социальными барьерами, стоящими на пути реализации его права на труд. Объективные причины обусловлены наличием заболевания и его последствий, ограничивающих возможности человека, причины же субъективного характера
связаны с неадекватностью осознания последствий заболевания и их влияния на собственный профессиональный выбор, с неадекватностью самооценки профессионально важных качеств применительно к предпочитаемому виду профессиональной деятельности [4]. Важным положением, которое нужно учитывать при организации психолого-педагогической помощи подросткам с ограниченными зрительными возможностями в процессе профессионального самоопределения, является то, что в процессе трудовой деятельности (относительно производительности и качества работы) к ним будут предъявляться такие же требования, как и к зрячим. Более того, нельзя даже допускать каких-либо льгот и скидок на слепоту, но при этом необходимо создать условия для их полноценного труда.
Представим результаты исследования особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов на начальном этапе профессиональной социализации - выбора профессии, направленного на выявление его особенностей в связи с ограниченными возможностями личности в силу слабого развития зрения.
Методики и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Ш—IV видов» г. Саратова и МОУ «СОШ с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области». В исследовании приняли участие 50 старшеклассников, из которых 25 человек - дети, имеющие инвалидность по зрению.
Направленность профессионального самоопределения исследовалась с помощью следующих методик: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова для определения интересов и устойчивых склонностей учащихся, их профессиональной направленности по пяти основным типам профессий в зависимости от предметов труда, на которые они направлены; опросник «Ориентация», предложенный В. Е. Си-гачевым и М. Н. Россохач, для определения учащимися собственных профессиональных интересов и склонностей в контексте выраженности у них таких профессионально важных качеств, как здоровье, квалификация, способности, которые определяют профессиональную пригодность; анкета «Будущий социальный статус», направленная на выявление ведущих потребностей, которые субъект хотел бы реализовать в своей будущей профессиональной деятельности [5].
результаты исследования и их обсуждение
По результатам исследования выявилось, что слабовидящие старшеклассники показали предрасположенность к профессиям типа «человек - человек» и «человек - художественный образ»,
Психология социального развития
143
поставив их на первое и второе места соответственно, разница между этими типами минимальна. Третье место в списке предпочтений занимают профессии, связанные с техникой, четвертое - со знаковой системой, последнее - с природой. Более здоровые сверстники также в большинстве своем были ориентированы на профессии типа «человек - человек», не менее значимыми для них
- «человек - техника», затем по мере значимости
- связанные с природой, со знаковыми системами и художественными образами. Эта закономерность также отчетливо проявилась при сравнительном анализе выраженных умений и желаний (соответственно, «могу» и «хочу» по опроснику «Ориентация»). Так, желания и возможности слабовидящих старшеклассников совпали только в сфере профессиональной деятельности «человек - человек», которую оптанты поставили на первое место. Относительно профессий, связанных с художественными образами, техникой и природой, желания оказались выраженными более значительно, чем умения, а по отношению к профессиям типа «человек - знаковая система», несмотря на умения, стремление к этим видам деятельности оказалось наименее выраженным. Что касается старшеклассников, не имеющих проблем со зрением, то применительно к профессиям «человек - человек» и «человек - художественный образ» желания оказались значительно более выраженными, чем реальные возможности, по отношению к профессиям «человек - техника» более выражены умения, что касается остальных типов профессий, то значимых различий между «могу» и «хочу» отмечено не было.
Оказалось, что независимо от состояния здоровья, обусловливающего специфические условия социализации личности, учащиеся старших классов в большинстве своем ориентированы на профессии социономического типа, связанные с общением и большим количеством межличностных контактов. Следует также отметить, что слабовидящие школьники сильно ориентированы на профессии «человек - художественный образ», хотя их возможностей для реализации этого стремления недостаточно, а учащиеся, не имеющие дефектов зрения, этот тип профессий в системе выборов поставили на последнее место, понимая, что для этого нужны особые способности и умения. Кроме того, было выявлено, что на исполнительский характер труда, как на уровне возможностей, так и на уровне желаний более ориентированы слабовидящие учащиеся, в то время как их более здоровые сверстники стремятся к творческому труду.
В целом слабовидящие старшеклассники более адекватно ориентируются в профессиональных предпочтениях и в полной мере соотносят типы профессий, свои желания и реальные возможности. У подавляющего большинства здоровых подростков не совпадают желания с умениями: например, при выборе профессии в сфере
«человек - человек» наблюдались выраженная склонность к работе с техникой и механизмами и низкий уровень коммуникативных умений.
Анализ профессиональных устремлений и потребностей, которые старшеклассники хотели бы реализовать в своей будущей профессиональной деятельности, показал, что у учащихся с ограниченной функцией зрения ведущими потребностями являются самореализация и альтруизм, т. е. стремление развивать свои способности и приносить пользу другим людям, быть полезным обществу. На второе место они поставили стремление к материальному обеспечению, самостоятельности и к широким контактам с людьми. Менее всего выражены стремления к карьерному продвижению и достижению высокого положения в обществе, а также к комфортным условиям труда. Скорее всего, это связано с трудностями трудоустройства в современном обществе, связанными с тем, что люди с ограниченными возможностями согласны на любую работу, воспринимают её как единственное средство выживания, несмотря на выраженное стремление к самореализации.
У учащихся, имеющих хорошее зрение, первое место занимает материальный мотив (заработок), второе - альтруизм, на третьем месте - карьера, возможность самореализации и самостоятельность, не выражены мотивы общения и условия труда. Примечательно, что, несмотря на такую иерархию мотивов профессионального выбора, в знаниях о профессии их интересуют, прежде всего, профессиональные требования к специалистам и возможность карьерного роста, при этом их не заботит возможность трудоустройства по избранной профессии.
Заключение
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что социализация, проходящая в специфических условиях, обусловленных физическим недугом, определяет особенности профессионального самоопределения личности, которое имеет некоторые отличия, по сравнению с теми, у кого социализация не осложнена состоянием здоровья. Так, старшеклассники с ограниченными возможностями по зрению несколько недооценивают свои возможности и ориентируются на небольшой выбор профессий, в то время как у их здоровых сверстников выражена тенденция переоценивать свои возможности. Кроме того, в своей будущей профессии учащиеся с нарушенной функцией зрения, прежде всего, хотели бы реализовывать потребность в самореализации и развитии своих способностей, в то время как старшеклассники, не имеющие проблем со зрением, в первую очередь стремятся к материальному обеспечению жизни.
Полученные результаты позволяют говорить о необходимости организации психолого-педагогической помощи старшеклассникам, независимо
от состояния их здоровья, направленной на формирование адекватных представлений о собственных возможностях и соотнесение их с конкретными профессиями. При этом следует помнить, что при своевременной и правильной коррекционной работе со слепыми и слабовидящими детьми у них формируются хорошо развитые компенсаторные возможности психического развития, создающие определенные предпосылки для доразвития всех основных функций и в дальнейшем - для деятельности в различных сферах труда. Поэтому важно раскрыть перед ними более широке перспективы выбора будущей профессиональной деятельности.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов
социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».
Библиографический список
1. Ермаков В. П. Методические рекомендации по профессиональной ориентации детей с нарушениями зрения : икусство, природа, наука, техника, социальная деятельность. М., 2004. 358 с.
2. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. СПб., 2005. 304 с.
3. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002. 480 с.
4. Копылова С. А. Допрофессиональная подготовка лиц с ограниченными зрительными возможностями как средство их профессионального самоопределения. URL: http://labintegro.mordgpi.ru (дата обращения : 22.12.2012).
5. Аркадьев А. А. Тесты по профориентации для учащихся. Минск, 2008. 272 с.
Professional self-Determination of High school students under Different socialization Conditions
Irina Arendachuk
PhD in Psychology, associate professor,
the Chair of Educational Psychology, Saratov State University;
83, Astrahanskaya str., Saratov, 410012, Russia;
E-mail: [email protected]
The article presents results of theoretical and empirical study concerning peculiarities of professional self-determination of high school
students. It is shown that state of health is a factor, which determines conditions of personal socialization and peculiarities of its professional self-determination. Investigation of peculiarities of professional self-determination of visually-challenged high school students and students, who do not have any medical conditions, was carried out at special needs (correctional) comprehensive boarding school of Type III-IV (city of Saratov) and comprehensive secondary school located in Ivanteevka village (Saratov region) (n=50). We applied the following set of methods: «Differential-diagnostic questionnaire» by E. A. Kli-mova, «Orientation» questionnaire by V. E. Sigachyov and M. N. Ros-sokhach, questionnaire «Future Social Status». Comparative anatysis showed that visually-challenged high school students underestimate their abilities; they are oriented towards a relatively narrow range of professions. Needs for self-realization and development of one's abilities dominate in the structure of needs linked to future profession. Students without any medical conditions have a tendency to overestimate their abilities; the leading motive of their professional choice is the desire to achieve material wealth. The applied aspect of the problem under study can be realized in organization of psychological and pedagogical assistance to high school students aimed at the development of adequate visions concerning their personal abilities and their correlation with specific professions. Key words: personal socialization, people with limited abilities due to a medical condition, visually-challenged person, professional self-determination of high school students.
References
1. Ermakov V. P. Metodicheskie rekomendatsii po profes-sional'noy orientatsii detey s narusheniyami zreniya : iskusstvo, priroda, nauka, tekhnika, social'naya deya-tel'nost' (Methodic recommendations to vocational guidance of children with vision disorder : art, nature, science, equipment, social activity). Moscow, 2004. 358 p. (in Russian).
2. Trofimova N. M., Duvanova S. P., Trofimova N. B., Push-kina T. F. Osnovy special'noy pedagogiki i psikhologii (The basics of special pedagogy and psychology). St. Petersburg, 2005. 304 p. (in Russian).
3. Osnovy special'noy psikhologii (The basics of special psychology) / pod red. L. V. Kurtsovoy. Moscow, 2002. 480 p. (in Russian).
4. Kopylova S. A. Doprofessional'naya podgotovka lits s ogranichennymi zritel'nymi vozmozhnostyami kak sredstvo ikh professional'nogo samoopredeleniya (Pre-professional education of persons with vision disorders as an instrument of their professional identity), available at: http://labintegro. mordgpi.ru (in Russian).
5. Arkad'ev A. A. Testy poproforientatsii dlya uchashchihsya (Vocational guidance tests for pupils). Minsk, 2008. 272 p. (in Russian).
Психология социального развития 145