Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации слепых обучающихся в условиях среднего профессионального образования'

Особенности профессиональной ориентации слепых обучающихся в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА / СЛЕПЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефремова А. Л., Калмыкова Е. А.

В статье рассматриваются особенности профессиональной ориентации слепых обучающихся в условиях среднего профессионального образования. Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день в городе Курске стоит достаточно остро. Одной из важнейших задач для любого человека является выбор будущей профессии (или сферы деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации слепых обучающихся в условиях среднего профессионального образования»

УДК 376.42

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019 А. Л. Ефремова1, Е. А. Калмыкова2

1 обучающаяся 2 курса магистратуры, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология, преподаватель, ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж» e-mail: efremowa. anyuta46@yandex. ry

2канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики

e-mail: obor46@mail.ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «<Курский государственный университет»

В статье рассматриваются особенности профессиональной ориентации слепых обучающихся в условиях среднего профессионального образования. Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день в городе Курске стоит достаточно остро. Одной из важнейших задач для любого человека является выбор будущей профессии (или сферы деятельности).

Ключевые слова: проблема трудоустройства, слепые обучающиеся, лица с ограниченными возможностями здоровья, рынок труда, профориентация, социализация, среднее профессиональное образование

Одной из важнейших задач для любого человека является выбор будущей профессии (или сферы деятельности). В процессе профессиональной ориентации проводятся различного рода мероприятия, направленные на психологическую подготовку в выборе профессии на основе собственных интересов, способностей и состояния здоровья [Ануфриева 2018]. Немаловажными остаются особенности физического и психологического состояния, а также учет знаний о характере различных профессий, требований, предъявляемых к состоянию здоровья и личностным особенностям. Одной из приоритетных задач, которая стоит перед психологом, является социальная адаптация молодежи через реабилитацию и социализацию в коллективе в итоге самоопределения и профориентаций на потребности общества. В связи с этим выбор сферы деятельности рассматривается как стремление личности с ограниченными возможностями здоровья занять определенное место в социальной структуре общества, социальной группе.

В результате сам процесс профессионального самоопределения для многих инвалидов становится сложным обстоятельством, у них может сложится пассивная установка, отсутствие веры в возможность найти себя в профессиональной сфере.

Для достижения нами цели исследования мы изучили отечественную литературу в области профессиональной ориентации лиц с нарушением зрения. Данной проблемой занимались Е.А. Климов, И.С. Кону, Е.С. Романова, Н.С. Пряжник, Е.Ю. Пряжникова, М.С. Савина, Н.С. Чистякова. Наблюдения показывают, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями больше нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по сравнению с их здоровыми сверстниками.

В научной литературе по данной теме можно увидеть ряд противоречий между

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

необходимостью психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением зрения и недостаточной проработанностью в сфере профессиональной ориентации. Вследствие этого напрашивается вывод о том, что профессиональное ориентирование должно подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы.

В рамках темы нашего исследования мы остановимся на проблеме изучения профессиональной ориентации обучающихся с нарушением зрения в условиях среднего профессионального образования. Лица с нарушенным зрением испытывают существенные затруднения в самоопределении в сфере профессиональной деятельности. Факторов, препятствующих профессиональному выбору, достаточно много [Климов 2017]. Мы глубоко убеждены в том, что проблемой профессиональной подготовки слепых является существенное ограничение перечня доступных для освоения профессий. Данное обстоятельство позволило нам убедиться в том, что лица с нарушением зрения значительно ограничиваются в сфере профессиональной деятельности в связи с тем, что во многих видах сфер профессиональной деятельности необходим зрительный контроль.

Совершенно очевидно, что трудоспособность инвалидов по зрению зависит от функционального состояния центральной нервной системы, от общего физического состояния организма, от характера и глубины зрительной патологии, от причины и времени возникновения нарушения зрения и ряда других обстоятельств [Богданов 2014]. К факторам, препятствующих профессиональному выбору лиц с нарушенным зрением, могут быть отнесены не только состояние здоровья и психологические особенности, обусловленные им, но и неприспособленность условий для организации профессионального обучения в большинстве средних профессиональных учебных заведений, недостаток специально подготовленных педагогических кадров, материально- технической базы для организации обучения и многое другое.

Базой нашего исследования стал Курский музыкальный колледж-интернат для слепых. В колледже-интернате студентам оказывают медико-психологическую и социальную поддержку, осуществляя ее совместно с педагогом-психологом и социальными педагогами, работники медицинского пункта колледжа.

Профессиональное обучение в музыкальном колледже-интернате в городе Курске для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является активным периодом социализации, самореализации, самоутверждения и интеграции в общество полноценной и адаптированной личности. Данные процессы достигаются упорным трудом педагогического коллектива, педагога-психолога, студентов.

Прежде чем проводить исследования студентов музыкального колледжа для слепых, мы изучили статистические данные по трудоустройству выпускников колледжа с 2014 по 2017 г. За этот промежуток времени выпустилось 129 студентов по следующим специальностям: инструментальное исполнительство, хоровое дирижирование, вокальное искусство. За 3 года обучения по специальности инструментальное исполнительство поступили в вузы 54 %, хоровое дирижирование -44 % и вокальное искусство - 57 % выпускников. Трудоустройство по специальности составляет: 15 % -инструментальное исполнение, 22% - вокальное искусство, по хоровому дирижированию - 0%; не трудоустроились по специальности: инструментальное исполнение - 3%, вокальное искусство - 11%, хоровое дирижирование - 0%.

В эксперименте принимали участие студенты колледжа с нарушением зрительного аппарата в количестве 10 человек. Нами были использованы следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов), «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), методика изучения профессиональных склонностей

Ефремова А. Л., Калмыкова Е. А. Особенности профессиональной ориентации слепых обучающихся в условиях среднего профессионального образования

Л.А. Йовайши, «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). При проведении исследования профессиональной ориентации мы опирались на методики: информационно-содержательную, представляющую собой совокупность знаний обучающихся с нарушением зрения о мире профессионального труда и о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности; оценочную - показывает умение обучающего с ОВЗ соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессии на рынке труда; практико-действенную - демонстрирует умение слабовидящих совершать действия по самокоррекции и подготовке себя к профессии.

Анализ полученных данных по предложенным методикам показал, что необходимо выделить результаты использования методики Е.А. Климова «Карта интересов». Из 10 испытуемых 30% набрали большое количество баллов по профессиональному интересу работы с людьми, 50% обучающихся набрали большое количество баллов в сфере интересов искусства и только 20% человек выбрали сферу физический труд. Процентное соотношение можно представить в виде диаграммы.

Результаты выполнения методик обучающимися

Из диаграммы следует, что 50% испытуемых выбрало сферу профессиональной деятельности «Искусство», это свидетельствует о том, что обучающиеся музыкального колледжа-интерната для слепых имеют высокую профессиональную мотивацию по специальностям в сфере искусства. Также мы при проведении методики столкнулись с рядом проблем: обучающимся было сложно понять инструкцию выполнения задания, заполнить таблицу результатов, потребовалось большое количество времени на изучение вопросов, так как испытуемым с нарушением зрения нами был представлен опросник в виде шрифта по Брайлю.

Можно сделать вывод, что педагог-психолог занимает одну из ключевых фигур в процессе организации эффективного образовательного пространства для обучающихся с нарушением зрения, он должен принимать активное участие в профессиональной ориентации для слепых в учебном заведении среднего звена, определяя конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи в соответствии с профессиональным определением [Васенков 2006]. Психолог при формировании профессиональной ориентации обучающихся с нарушением зрения проводит ряд исследований по профессиональной ориентации лиц с особыми образовательными потребностями, используя методические разработки в виде анкетирования, беседы, наблюдения, эксперимента, тестирования. При этом учитывает особенности каждого обучающегося с нарушением зрения [Волкова 2015].

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографический список

Ануфриева Т.С. Организация работы по профориентации и профадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// pandia.ru/text/78/4656/14217. (дата обращения: 01.12.2018).

Богданов Т.Г., Степанова Н.А., Вовленко К.Б. Социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Академия, 2014.

Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка слепых школьников: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03. М., 2006. 422 с.

Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграция людьми с глубокими нарушениями зрения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / под ред. Е.А. Климова. М.: Академия, 2017. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.