надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою. «Человек, деятельность человека должны заключать элементы бесконечности, предающей явлению определенность, характер» [26].
Таким образом, для успешного воспитания студента-хормейстера необходима педагогически организованная оптимальная музыкально-образовательная среда, определяемая как система влияний, условий и средств профессионального становления и развития личности (включая саморазвитие, самообразование, самореализацию и самоактуализацию).
Библиографический список
1. Вьюнова, Н.И. Соотношение психологических и педагогических проблем в практико ориентированной университетской образовательной среде // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы Междунар. н/п конференции 24-25 апреля 2008 г. - Воронеж : ИПЦ ВГУ. - 2008.
2. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда: методологическая неизбежность современной теории и практики воспитания и обучения // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы Междунар. на-учно-практич. конференции 24-25 апреля 2008 г. -Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2008. - Часть I.
3. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Логос, 2000.
4. Пригожин, И. Порядок и хаос / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1996.
5. Балкунова, Н.П. Модель образовательной среды формирования педагогической культуры будущего учителя // Философские и психологопедагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международной н/п конференции 24-25 апреля 2008г. / отв. ред. И.Ф. Бережная. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. - 2008. - Ч. 2.
6. Блауберг, И.В. Философский принцип системности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. - М. - 1978. - №8.
7. Философский энциклопедический словарь / ред-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лубченко. - М.: ИНФА, 2006.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1961.
9. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
10. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
11. Выготский, Л.С. Детская психология: собрание сочинений: в 6 тт. - М., 1984.
12. Черепанов, С.А. С.Т. Шацкий в его педагогических высказываниях / под ред. М.Н. Скаткина, Л.Н. Скаткина]. - М., 1958.
13. Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании: пер. с польского. - М., 1990.
14. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006.
15. Мудрик, А.В. Социальная экология: учебник для студ. пед. вузов. - М., 2005.
16. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993.
17. Мацумото, Д. Психология и культура. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
18. Современная западная социология: Словарь / сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: Политиздат, 1990.
19. Гуревич, П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М.: Изд-во АСТ, 1999.
20. Никитина, И.П. Философия искусства: учебное пособие. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.
21. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
22. Крылова, Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. - М., 2000.
23. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/ Г.Г. Нейгауз. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1982.
24. Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. - Москва: Советский композитор, 1979.
25. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: сб. статей / сост. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.
26. Дронова, Т. А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза. - Москва-Воро-неж: Модэк, 2007.
Статья поступила в редакцию 16.04.10
УДК 381.1 (470.47)
А. С. Мутырова, канд. пед. наук, доц. Калмыцкого государственного университета, г. Элиста, E-mail: pk@kalmsu.ru ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПРИНЦИПЫ И АКУТАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В статье определяется актуальность проблемы и рассматриваются основные принципы профессионального самоопределения личности.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация, выбор профессии.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на
рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. «Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза» [1, с. 8].
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой
учебно-воспитательного процесса. Профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств.
Рыночные отношения в обществе кардинально меняют характер и цели труда - возрастает, его интенсивность, напряженность, требование высокого профессионализма, выносливости и ответственности.
Рынок влечет за собой и такие новые явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур как государственных, так и частных, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
В условиях рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. Специалисту необходимо не только совершенствоваться в профессии, но и быть психологически готовым к иному виду профессиональной деятельности, проявляя экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции "свободного носителя" социальных услуг.
Однако современная молодежь далеко не подготовлена к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации.
Решение данной проблемы во многом определяется успешностью разработки теории и практики профессиональной ориентации молодежи развитие профессионального самоопределения личности, соответствующего ее индивидуальным особенностям и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых и не из легких.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой два аспекта явлений:
субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
объект выбора - то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают [2, с. 89].
Выбор профессии - это не одномоментный акт, он состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от внешних условий, индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [3, с. 56]. Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой -система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.
Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации.
Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности. Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.» [4, с. 2].
В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающихся) с общепедагогическими принципами. К ним можно отнести:
Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;
Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи:
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «...до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен.» [5, с. 26].
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего [6, с. 172].
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.
В настоящее время следует отказаться от валовой профориентации, выражающейся в зазывании молодежи на вакантные, не престижные трудовые посты в народном хозяйстве, обобщенной модели подготовки учащихся к выбору профессии, не учитывающей индивидуальные запросы личности, игнорирующей средства дифференцированного, индивидуального подхода. При разработке теоретических, методических основ профессионального самоопределения молодежи необходимо более внимательно прислушиваться к запросу практических работников, которые испытывают острую потребность в методах диагностики и отборе школьников по профилям обучения и профессиональной подготовки, психологических процедурах, направленных на развитие профессионального самоопределения.
За последнее десятилетие существенно возрос интерес ученых различных областей научных знаний к проблеме профессионального самоопределения личности. Немалый вклад в разработку данных вопросов внесен представителями психологической и педагогической науки. Значимыми являются положения Е.А. Климова о психологической характеристике профессиональной деятельности, о теоретических основах профконсультации; Б. А. Федоришина - о системном подходе к профессиональной информации школьников; Н.Ф. Гейжан - о модели содержания и этапах профессионального консультирования; Е.С. Пряжникова - об использовании игровых технологий в групповом консультировании: И. Кузнецовой - о структуре принятия решения в выборе профессии; К.М. Пав-лютенкова о теоретических и практических проблемах мотивации выбора профессии; А.К. Осинского - о саморегуляции деятельности школьника и формировании активной личности;
А. И. Сухаревой - о психологических механизмах развития трудового и профессионального самоопределения; А.Т. Рос-тунова - о формировании профессиональной пригодности; Б.А. Шанира - о структуре профессионального самоопределения и факторах, влияющих на него; С.С. Никифорова - о роли профессиоведения в качестве информационной базы выбора профессии.
Психолого-педагогическое обоснование целостного подхода к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии исследуются в Институте профессионального самоопределения молодежи РАО (Чистякова С.Н.). Однако, несмотря на существенное продвижение в области научного обоснования проблемы профессионального самоопределения молодежи, имеются немалые трудности, пробелы в ее практической реализации.
Недостаток научного поиска заключается в ориентации не на человека, а на профессиональную среду, или, другими словами приспособление человека к профессиональной среде, увлечение обобщенной моделью профориентации и подгонка ее к различным типам индивидуальных особенностей личности; недооценка комплексного подхода к формированию профессионального самоопределения: не учитывается долговременный характер процесса его развития, а также преемственность содержания, форм и методов на различных этапах становления личности, а в связи с этим лишь реализуется подход личности как к субъекту профессионального развития.
Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы. Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - социологический подход;
2) как процесс поэтапного развития решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, - социально-психологический подход;
3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, - дифференциально-психологический подход.
Процесс профессионального самоопределения предполагает и переориентацию, в случае необходимости, на другую профессиональную деятельность, с учетом предшествующего профессионального опыта и индивидуальных возможностей.
Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности профессиональной ориентации, рассматривается как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентноспособных кадрах.
Принятая идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур субъектов управления (внешкольные заведения, дошкольные учреждения, общеобразовательные школы. профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, службы профориентации, органы, регулирующие использование трудовых ресурсов, а также предприятия и учреждения, семья и общественность) в длительном процессе ее профессионального самоопределения предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, создают адекватное представление личности о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые ей потребуется решать в будущем.
Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Исходя из сущности определения принципов формирования профессионального самоопределения, возможно выделить основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей (профессиональные пробы); профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально- профессиональная адаптация.
Вместе с тем, что профессиональное самоопределение является сложным по своей структуре и на него оказывает влияние комплекс факторов, для формирования его необходимо использовать не только специальные средства системы профессиональной ориентации, но и других, из смежных областей знаний. Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, экономической, трудовой и профессиональной подготовки. В этой связи перспективными являются профили дифференцированного обучения в специализированных классах и школах гуманитарного, сельскохозяйственного, экономического и т.п. профилей в учебных цехах, филиалах ПТУ, лицеях, колледжах, мастерских народных умельцев, в форме индивидуального учения ремеслу по прикладным художественным видам труда. Не менее значимы учебно-производст-
Библиографический список
венные комплексы различного профиля, школьные заводы, кооперативы, творческие объединения и др.
В сложившихся в настоящее время социально-экономических условиях отмечается низкое качество и неэффективность работы по профессиональной ориентации старшеклассников и абитуриентов. В этих условиях Калмыцкий государственный университет пришел к необходимости качественной перестройки всей профориентационной работы в вузе, формирующемся как многоуровневое учебное заведение непрерывного образования. Профориентационная работа вуза, как правило, ранее традиционно сводившаяся только к профконсуль-тированию, профпросвещению, профинформированию абитуриентов, потребовала создания целостной педагогической системы, направленной на формирование профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов и профессиональной направленности студентов. Для повышения качества подготовки молодежи к профессиональному старту необходимо совершенствование деятельности координирующих органов, обеспечивающих взаимодействие всех общественных институтов, реально участвующих в профессиональной ориентации.
1. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978.
2. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии // Народная асвета. - Минск, 1978.
3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1991.
4. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат.1975.
6. Климов, Е.А. Школа .а дальше? - Лениздат, 1971.
Статья поступила в редакцию 16. 04. 10
УДК 378
Н.А. Швец, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: shvets-07@mai.ru
УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
В статье обоснованы методологические подходы, принципы и условия управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма, представлена модель данного процесса, определены её основные компоненты и функциональная направленность.
Ключевые слова: управление, профессиональная подготовка студентов, модель, международные телекоммуникационные проекты в сфере туризма.
Особую актуальность в современных условиях интеграции производства и образования приобретает эффективная организация подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В модели Российского образования -2020 указывается на необходимость вовлечения студентов в реальные проекты. Это отражается в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», где определены основные требования к будущим менеджерам по туризму, включающие среди прочих умение студентов разрабатывать социокультурные проекты, активно использовать современные информационно-телекоммуникационные технологии, продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Эффективным направлением формирования данных профессиональных умений является подготовка студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма.
Теоретическим основам и практическому использованию педагогического проектирования уделялось большое внимание в работах М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, И.Я. Лернера, Д.Ш. Матроса, Н.В. Матяш, Е.С. Полат. Опыту разработки международных телекоммуникационных проектов посвящены исследовательские и практические работы М.Ю. Бухаркиной, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова и других. Подготовка специалистов любого уровня и квалифи-
кации невозможна без знания теоретических основ управления данным процессом. Управлению в образовании посвящено большое количество работ (Л.А. Мокрецова, А.Н. Орлов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Ша-мова и др.). Однако отдельного исследования по управлению подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма ещё не проводилось.
Управление подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма определяется нами как сложный процесс взаимодействия управляющей и управляемой систем, направленный на создание условий для формирования у студентов мотивационной готовности (ценностно-смыслового отношения студентов к международной проектной деятельности, изучению иностранного языка и будущей профессиональной деятельности), операционально-деятельностной готовности
(формирование у студентов проектных, языковых умений и умений международного телекоммуникационного взаимодействия), а также личностной готовности (профессионально важных качеств будущих специалистов - активности и самостоятельности) в ходе работы над международными телекоммуникационными проектами в сфере туризма.
Для рассмотрения таких сложных педагогических процессов, как управление подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов