психологические науки
Васюра Светлана Александровна, Кузьмина Ольга Викторовна МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
УДК 159.9.07
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПРОШЛОМУ, НАСТОЯЩЕМУ И БУДУЩЕМУ
© 2017
Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
Удмуртский государственный университет (426034, Россия, Ижевск, улица Университетская, д. 1, e-mail: [email protected]) Кузьмина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, улица 8-е Марта, 62, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу мотивов выбора профессии у старших школьников, имеющих разное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Профессиональное самоопределение старшеклассников является одним из направлений построения индивидуальной истории, рефлексией себя и своих возможностей в целостном пространстве прошлого, настоящего и будущего. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке учащихся десятых классов (60 чел.) г. Краснотурьинска Свердловской области. В результате эмпирического исследования и дальнейшего анализа показателей отношения старших школьников к своему временному пространству были выделены две группы старшеклассников, имеющих непротиворечивую (реалистичную) и противоречивую временную трансспективу. У первых из них ярко выражено будущее, позитивное прошлое и настоящее. У этих старшеклассников прослеживается согласованность между прошлым и будущим. У вторых школьников - негативное прошлое, которое не связано с настоящим, отсутствует четкая жизненная линия. Установлено, что выбор профессии старшеклассниками с непротиворечивой (реалистичной) временной перспективой по сравнению со старшеклассниками с противоречивой трансспективой, осуществляется в соответствии с внутренними индивидуально-личностными мотивами. Первые выбирают профессию, в которой можно проявить свои способности и совершенствовать их в дальнейшем. Школьники с противоречивой временной трансспективой в большей степени руководствуются таким мотивом выбора профессии как компенсаторный. Данные, полученные нами в результате эмпирического исследования, могут быть полезны учителям и родителям старшеклассников, а также оказать помощь психологам и профориентологам в разработке программ психологического сопровождения школьников в выборе профессии.
Ключевые слова: развитие личности, профессиональное самоопределение старшеклассников, перспектива личности, временная трансспектива личности, непротиворечивая временная трансспектива, противоречивая временная трансспектива, мотивы выбора профессии, отношение к прошлому, настоящему и будущему.
MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION BY STUDENTS WITH DIFFERENT ATTITUDE TOWARDS PAST, PRESENT AND FUTURE
© 2017
Vasyura Svetlana Aleksandrovna, candidate of psychology sciences, associate professor,
Chair of General Psychology Udmurt State University (426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1, e-mail: [email protected]) Kuzmina Olga Victorovna, candidate of psychology sciences, associate professor of the Applied Sociology Department Ural State Economic University (620144, Russia, Ekaterinburg, 8 Marta St, 62, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the analysis of the motives for choosing a profession among older students who have different attitudes to their past, present and future. Professional self-determination of high school students is one of the directions of building individual history, reflecting oneself and one's capabilities in the integral space of the past, present and future. The article discusses the results of an empirical study performed on a sample of students in the tenth grade (60 people) in Krasnoturinsk, Sverdlovsk Region. As a result of empirical research and further analysis of indicators of the ratio of older students to their time space, two groups of high school students with a consistent (realistic) and contradictory temporal transsexual were identified. The first of them have a bright future, positive past and present. These senior students can see the consistency between the past and the future. The second - a negative past, which is not connected with the present, there is no clear life line. It is established that the choice of a profession by high school students with a consistent (realistic) time perspective in comparison with high school students with a contradictory transselective is carried out in accordance with internal individual-personal motives. They choose a profession in which you can show your abilities and improve them in the future. Schoolchildren with a conflicting temporary transselective are more guided by such motivation for choosing a profession as compensatory. The data we obtained as a result of empirical research can be useful for teachers and parents of high school students, as well as to help psychologists and vocational specialists in the development of psychological support programs for schoolchildren in choosing a profession.
Keywords: personality development, professional self-determination of senior pupils, personal perspective, temporary personality transsexual, consistent transsexual, contradictory temporary transsexual, motives for choosing a profession, attitude to the past, the present and the future.
В последние годы освещение проблем профессионального самоопределения старшеклассников в контексте временной перспективы все чаще встречается в исследованиях психологов и социологов, что связано с высокой значимостью этого вопроса для социально-экономического развития нашей страны. Несомненно, в контексте современных теоретико-методологических схем психологической науки понимание смысла профессионального выбора молодежи, профессионального самоопределения как способа человека строить свою индивидуальную историю, осмысливать себя в целостном пространстве прошлого, настоящего и будущего, стано-
вится особенно актуальным.
Профессиональное самоопределение представляет собой не только конкретный выбор профессии, но и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В психологии выбор профессии определяется как один из этапов жизненного пути личности (Е.А. Климов, Э. Ф. Зеер и др.), как признак временной перспективы (Л. И. Божович, Л. А. Регуш и др.). Следует отметить, что в психологической науке по отношению к психологическому времени личности используется ряд понятий, в том числе «временная трансспектива», «временная
Vasyura Svetlana Aleksandrovna, Kuzmina Olga Victorovna psychological
MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION BY STUDENTS ... science
перспектива» и др. (Л. Франк, К. Левин, Ф. Зимбардо, К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Н. А. Логинова, и др.), в связи с тем, что одни авторы рассматривают все временные аспекты человека - прошлое, настоящее и будущее, а другие исследователи акцентируют внимание на какой-либо одной временной зоне.
В нашем исследовании временную трансспекти-ву мы определяем как представления человека о своем прошлом, настоящем и будущем. Проблематика временной трансспективы интенсивно разрабатывается в русле субъектно-деятельностного подхода, в концепции личностной организации времени (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина). Человек рассматривается как субъект, овладевающий временем, организующий его в процессах осуществления деятельности, в реализации жизненного пути.
На сегодняшний день в психологии на основе разработанных теоретических моделей времени личности созданы методики диагностики отношения человека к временному континууму, в том числе «Опросник временной перспективы личности» Ф. Зимбардо. В основе этой методики лежит пятифакторная модель: фактор восприятия негативного прошлого; фактор восприятия позитивного прошлого; фактор восприятия гедонистического настоящего; фактор восприятия фаталистического настоящего; степень ориентации на будущее [1]. Эта модель может быть применена к изучению временного континуума старшеклассников в ситуации выбора профессии.
К исследованиям, результаты которых позволяют предположить влияние тех или иных переменных времени на мотивы выбора профессии можно отнести исследования формирования жизненной и профессиональной перспективы в ракурсе профессионального самоопределения (О.В. Кузьмина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н.Н. Толстых и др.) [2-9]. Особенности временной трансспек-тивы в подростковом возрасте в современных условиях анализируются в работе С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич и др. [10]. Е.Л. Щербакова, Ф. Г. Ловпаче в своих исследованиях уделяют внимание жизненным перспективам и их становлению в юношеском возрасте [11, 12]. В этих исследованиях представлены ценные для теории и практики психологии эмпирические данные, предложены программы психологического сопровождения старшеклассников. В юношеском возрасте в самосознание входит фактор времени, в связи с чем происходит ускорение субъективного течения времени. Устремленность юноши в будущее, как свидетельствуют психологические исследования, оказывается плодотворной тогда, когда у него имеется удовлетворенность настоящим, он решает, каким образом приложит усилия для реализации себя на долгом жизненном пути. Психологами показано, что трудности профессионального самоопределения в юношеском возрасте приводят к эгоцентризму, к уходу в свой внутренний мир, порождают многочисленные поведенческие проблемы. Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, проведенные в рамках психологических исследований, посвященных изучению влиянию психологических факторов на выбор профессии старшеклассниками, проблема роли временной трансспективы в ситуации выбора профессии остается малоизученной.
С целью изучения особенностей мотивов выбора профессии у старшеклассников с разным отношением к своему настоящему, прошлому и будущему нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве испытуемых выступили школьники десятых классов МОУ СОШ № 32 и № 17 г. Краснотурьинска Свердловской области (60 человек). Краснотурьинск относится к группе средних городов и имеет население около 61 тысячи человек [13]. В связи с удаленностью от областного центра и ограниченностью выбора местных учебных заведений многие старшеклассники испытывают определенные трудности в построении жизненной перспективы и 286
осознании профессионального пути, с одной стороны. С другой стороны, в связи с развитием информационных технологий старшеклассникам доступна информация о мире профессий. Ориентация старшеклассников на значимые профессиональные сферы и не всегда обоснованные ожидания по отношению к выбранной профессиональной деятельности затрудняют выбор профессии.
Исследование базировалось на идеях и положениях отечественных и зарубежных психологов о принятия решений о выборе профессии (Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, Л. А. Регуш), о психологическом времени личности (К.А. Абульханова-Славская, А. М. Прихожан, Ф. Зимбардо) [14, 15, 16, 17, 1].
Диагностика проводилась в групповой форме с применением следующих методик: «Опросник временной перспективы» (2ТР1) (Ф. Зимбардо, адаптация А. Сырцовой); методика «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (А. М. Прихожан), «Методики определения основных мотивов выбора профессии» (Е. М. Павлютенков), «Опросника для выявления мотивов профессионального выбора» (А.В. Тихомиров). Выбор методик для изучения временной трансспективы определялся тем, что они являются теоретически обоснованными, оценивают различные измерения временного континуума личности. Методика, разработанная А.М. Прихожан, содержит неоконченные предложения и направлена на выявление желаний, представлений школьника о своем прошлом и будущем. «Опросник временной перспективы» (2ТР1) Ф. Зимбардо включает 5 показателей: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее. Методика Ф. Зимбардо позволяет оценить степень сбалансированности временной перспективы по умеренно высокой выраженности ориентации на будущее, гедонистическое настоящее и позитивное прошлое, по умеренно низкой ориентации на фаталистическое настоящее и негативное прошлое.
Статистическая обработка полученных нами данных осуществлялась с применением описательной статистики и непараметрического критерия различий И-Манна-Уитни.
Эмпирическое исследование было проведено нами в два этапа. На первом этапе у старших школьников изучалось отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. На втором этапе устанавливались различия в мотивах выбора своей профессии у старшеклассников с разным отношением к прошлому, настоящему и будущему. В результате проведенной на первом этапе диагностики были получены несколько групп старшеклассников, которые различаются, во-первых, степенью связи между прошлым и будущим, и, во-вторых, профилями временной трансспективы.
Согласно технологи обработки методики «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (А. М. Прихожан) все участники исследования были разделены на две группы. В первую группу вошли старшеклассники, имеющие реалистичное и оптимистичное представление о своем прошлом и будущем. Своему прошлому они дают положительную характеристику, связывая его с настоящим. Будущее у этих старшеклассников согласовано с прошлым и представлено в виде осознания новых возможностей в контексте профессионального самоопределения, создания семьи. Вторую группу составили школьники с противоречивым отношением к своему прошлому, настоящему и будущему. Между их прошлым и будущим отсутствует единство. Будущее воспринимается ими как что-то далекое, оно не согласовано с настоящим. У этих старшеклассников о будущем имеются лишь отдельные представления, отсутствует четкая жизненная линия. Деформации их временной трансспективы заключаются в двух аспектах: отсутствие связи прошлого с настоящим, а настоящего - с будущим._
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Васюра Светлана Александровна, Кузьмина Ольга Викторовна МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
В соответствии с методикой «Опросник временной перспективы» (2ТР1) Ф. Зимбардо были выделены испытуемые, имеющие гармоничную и дисгармоничную временную трансспективу. При гармоничной временной трансспективе у старшеклассников ярко выражено будущее, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее и низкие показатели негативного прошлого. При дисгармоничной тансспективе прослеживаются низкие показатели по шкалам будущее и позитивное прошлое и достаточно высокие по шкалам негативное прошлое.
Для дальнейшей обработки данных была произведена группировка испытуемых, в результате которой выделены две группы старшеклассников отличающихся друг от друга отношением к своему настоящему, прошлому и будущему и гармоничностью трансспективы времени. Первую группу составили старшие школьники, имеющие реалистичную связь прошлого, настоящего, будущего и гармоничную трансспективу (24 человека). Они способны реконструировать прошлое, актуализировать настоящее и конструировать будущее как временную целостность. Во вторую группу вошли старшеклассники с отсутствием реальной перспективы и дисгармоничной временной трансспективой (16 человек). Результаты оставшихся 20 испытуемых из 60 человек, участвующих в исследовании, не были учтены в дальнейшем, в связи с разными вариантами временной транспективы и несогласованностью настоящего и будущего. Такой отсев возможен в связи с тем, что именно в данный возрасте складываются осознанные представления о своей линии линия жизни и многие старшеклассники в период проведения диагностики имели противоречивые, мало осознанные суждения о своей жизни в контексте единства прошлого, настоящего и будущего. Цель нашего исследования заключалась в установлении различий, проявляющихся в мотивах выбора профессии у старшеклассников со сложившейся трансспективой и при ее отсутствии, поэтому результаты эмпирических измерений не соответствующие данным требованиям были исключены из дальнейшей обработки. Последующая статистическая обработка данных была осуществлена на общей выборке в 40 человек, включающей две полярные по критерию противоречивости-непротиворечивости временной трансспективы группы старшеклассников - с непротиворечивой (реалистичной) и противоречивой временной трансспективой.
На втором этапе исследования выявлялись различия в мотивах выбора профессии у старшеклассников, имеющих выраженные отличия в связях между прошлым, настоящим, будущим и профилями временной транс-спективы. Результаты статистически значимых различий представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Статистически значимые различия в мотивах выбора профессии у старших школьников с различным отношением к прошлому, настоящему и будущему (при р < 0,01)
Мотивы выб ор а профессии Группы старшеклассников Средний ранг Критерий и Манна-Унтни
Компенсаторный выбор 1 группа 15,50 80,5
2 группа 27,67
Пр е дметный выб ор 1 группа 25,86 28,0
2 группа 9,50
Познавательные мотивы 1 группа 7,79 1=5
2 группа 2,58
Данные, представленные в таблице 1 свидетельствуют о наличии различий в мотивах выбора профессии у старших школьников с непротиворечивой (реалистичной) (1 группа) и противоречивой (2 группа) связью прошлого, настоящего и будущего.
Первое различие проявляется в выраженности компенсаторного мотива выбора профессии у старшеклассников. Для старших школьников, которые имеют определенные рассогласования в жизненной линии между прошлым и будущим (2 группа) данный мотив более характерен (И = 80,5). У старшеклассников с реалистичной временной трансспективой, представленной в единстве
и последовательности прошлого и будущего (1 группа), данный мотив присутствует реже. Сравнительный анализ показал, что школьники первой группы объективно оценивают свои способности, личностные качества и в соответствии с ними выбирают профессию, а старшеклассники второй группы пытаются за счет профессии компенсировать свои личностные особенности. Некоторые профессии как бы авансируют недостающие качества и создают у старшеклассников иллюзию изменений в характере, поведении и свойствах личности. Например: «Став летчиком, офицером, я буду смелым» - утверждают многие старшеклассники, выбирая сферу будущей профессиональной деятельности. Стремление к развитию личностных свойств как компенсация собственных недостатков для таких старших школьников более значимо, чем сфера их интересов. Следует отметить, что компенсаторный выбор профессии, в основе которого лежат механизмы психологической защиты, в дальнейшем может привести к эмоциональному выгоранию, к профессиональной деформации и, возможно, к необходимости смены профессиональной деятельности.
Второе различие между представителями двух групп старшеклассников с непротиворечивой и противоречивой временной трансспективой заключается в предметном мотиве выбора профессии (и = 28). Старшие школьники, имеющие несогласованную во времени трансспективу, без оптимизма относящиеся к своему будущему и прошлому, при выборе профессии не опираются на свой интерес к какому-либо учебному предмету или содержанию труда. Они обращают внимание в основном на внешние аспекты (высшее учебное заведение, месторасположение, престижность), часто не имея никакого представления о реальном содержании будущей профессии. Старшеклассники с реалистичной временной перспективой, в отличие от предыдущей группы старшеклассников, опираются на содержание будущей профессии и свои возможности в ней.
Третье различие при выборе профессии у старшеклассников имеется в выраженности познавательного мотива (И = 1,5). Старшеклассников, имеющих непротиворечивую (реалистичную) временную трансспективу, в большей степени побуждает данный мотив. Они стремятся к познанию содержания своего будущего труда, к овладению специальными профессиональными знаниями. При временной трансспективе, в которой слабо прослеживается временная направленность на будущее и недостаточно выражена связь с прошлым опытом, познавательный мотив при выборе профессии у старшеклассников проявляется в меньшей мере. Таким образом, у старшеклассников, имеющих непротиворечивую временную трансспективу мотивы выбора профессии более продуманы и отвечают объективному содержанию выбранной профессии.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на имеющиеся работы, проведенные в рамках психологических исследований, посвященных изучению влияния психологических факторов на выбор профессии старшеклассниками, проблема роли временной трансспективы в ситуации выбора профессии остается малоизученной.
2. Для старших школьников, обладающих непротиворечивой (реалистичной) временной перспективой, по сравнению со старшеклассниками с противоречивыми связями прошлого, настоящего и будущего в ситуации выбора профессии в большей степени характерны познавательные и предметные мотивы. В определении будущей специальности данные школьники значимую роль отводят учебным дисциплинам, которые осваивали с повышенным интересом. Они выбирают профессию, в которой можно проявить имеющиеся способности и самосовершенствовать их в дальнейшем. Выбор профессии старшеклассниками с гармоничной временной перспективой осуществляется гораздо чаще в соответствии
Vasyura Svetlana Aleksandrovna, Kuzmina Olga Victorovna MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION BY STUDENTS .
psychological science
с внутренними индивидуально-значимыми мотивами, чем их сверстниками, имеющими противоречивую трансспективу времени.
3. Старшеклассники, имеющие несогласованные представления о своем прошлом, настоящем и будущем, при выборе профессии опираются на компенсаторный мотив. Для них важны советы близких людей, в будущей профессиональной деятельности они стремятся компенсировать некоторые личностные особенности, недостатки. Нарушение временной трансспективы не позволяет им осуществлять целеполагание, направленное на личностное развитие и достижение профессиональной идентичности.
Результаты проведенного исследования демонстрируют важность в профессиональном выборе не только знания старшеклассниками своих особенностей и способностей, обладание достаточным кругозором в мире профессий, но и наличие осознанной связи своего настоящего с будущим, гармоничную временную трансспек-тиву. Именно старшеклассники с непротиворечивой (реалистичной) временной трансспективой в качестве приоритетных имеют внутренние индивидуально-значимые мотивы, акцентированы на возможность самоактуализации и персонализации в будущей профессиональной деятельности. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут быть полезны учителям и родителям старшеклассников, а также оказать помощь психологам и профориентологам в разработке программ психологического сопровождения школьников в выборе профессии. Знание о мотивах выбора профессии старшеклассников с различной временной перспективой позволить оптимизировать консультационную работу с оптантами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Zimbardo P. G., Boyd, J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, № 77(6), 1271-1278.
2. Кузьмина О.В. Развитие навыков саморегуляции времени в профессиональной подготовке специалистов// Развитие системы управления персоналом в современных организациях [Текст]// Сб. научных статей I междунар. научно-практич. конф. / под науч. ред. Э.Э. Сыманюк, Л.Ю. Шемятихиной; под общ. ред. Л.Ю. Шемятихиной. ГОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2009. - С. 183 - 185.
3. Кузьмина О.В. Психология временной компетентности в жизненных ситуациях личности: Монография. -Екатеринбург: ИИЦ Екатеринбургской епархии, 2017. - 207 с.
4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2008. -267 с.
5. Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. М. - 545 с.
6. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 95-98.
7. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.
8. Горшкова Т.А., Громова Е.М., Беркутова Д.И. Направленность личности и мотивы выбора профессии: точки пересечения // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 159-163.
9. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал.
2012. № 1. С. 12-13.
10. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Временная транс-спектива школьников подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2 (87). - С. 199-217.
11. Щербакова Е.Л. Жизненная перспектива и личностное самоопределение как компоненты профориен-тирования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 6. - С. 216-224.
12. Ловпаче Ф.Г. Жизненные перспективы как основной показатель личностного развития в юношеском возрасте // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2011. № 3. - С. 40-45.
13. Классификация городов по численности населения // http://studopedia.ru/3_136443_primer.html
14. Глуханюк Н. С. Психологические проблемы профессионально-педагогического образования: анализ исследования // Образование и наука. 2002. № 3. - С. 127139.
15. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015. - 193 с.
16. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
17. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
Статья поступила в редакцию 30.09.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
288
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)