психологические науки
Кузьмина Ольга Викторовна, Васюра Светлана Александровна, Корнильцева Елена Геннадьевна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
УДК 159.9.07
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
© 2017
Кузьмина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, улица 8-е Марта, 62, e-mail: kuzminaov@yandex.ru) Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
Удмуртский государственный университет (426034, Россия, Ижевск, улица Университетская, д. 1, e-mail: vasyura@inbox.ru) Корнильцева Елена Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, улица 8-е Марта, 62, e-mail: kornilceva.e@yandex.ru)
Аннотация. В статье обсуждаются результаты апробации программы тренинга для старшеклассников «Я и мое будущее», направленного на развитие личностной перспективы в период выбора профессии. В данной программе сделан акцент на создание условий для развития у старших школьников представлений о своем будущем через укрепление существующих и создание новых жизненных ориентиров на основе обретения и осознания своей идентичности, принятие своего прошлого как части жизненного пути. Реализация цели осуществлялась посредством развития способности прогнозирования временной перспективы, осознания ее компонентов и жизненных стратегий, а также через рефлексию условий, необходимых для реального осуществления запланированных событий; повышение уровня самоценности, самопринятия в структуре самоотношения старшеклассника; развития креативности восприятия окружающего мира и возможностей самореализации в нем. Апробация программы тренинга осуществлялась в форме формирующего эксперимента по плану одной группы с предварительным и итоговым тестированием. Для обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики, в том числе Т-критерий Вилкоксона. В результате прохождения тренинга «Я и мое будущее» у участников произошли изменения временной перспективы и мотивы профессионального выбора, о чем свидетельствуют значимые сдвиги по многим шкалам методик диагностики.
Ключевые слова: развитие личности, психология времени, профессиональное самоопределение старшеклассников, личностная перспектива, временная направленность личности, мотивы выбора профессии, событийность времени жизни, психологическое время, ориентация на будущее.
DEVELOPMENT PERSONAL PERSPECTIVES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PERIOD OF VOCATIONAL CHOICE
© 2017
Kuzmina Olga Victorovna, candidate of psychology sciences, associate professor of the Applied Sociology Department Ural State Economic University (620144, Russia, Ekaterinburg, 8 Marta St, 62, e-mail: kuzminaov@yandex.ru) Vasyura Svetlana Aleksandrovna, candidate of psychology sciences, associate professor,
Chair of General Psychology Udmurt State University (426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1, e-mail: vasyura@inbox.ru) Kormiltseva Elena Gennadevna, candidate of philosophical sciences, associate professor of the Applied Sociology Department Ural State Economic University (620144, Russia, Ekaterinburg, 8 Marta St, 62, e-mail: kornilceva.e@yandex.ru) Abstract. The results of testing training program for the students of high classes "I and my future" are discussed in the article, aimed at the development of personal prospects in the period of vocational choice. This program focuses on creating conditions for the development of the senior pupils ideas about their future through strengthening existing and establishing new benchmarks in life through gaining and understanding their identity, embracing your past as part of life's journey. The realization of the goal was carried out through the development of the forecasting capability of temporal perspective, understanding its components and life goals, as well as through reflection on the conditions necessary for the actual implementation of scheduled events; increasing the level of self-worth, self-acceptance in the structure of the self-evaluation of the student; the development of creativity, perception of the world and opportunities in it. Testing of the training program took the form of the formative experiment according to the plan, one group with pre-and final testing. We used methods of mathematical statistics, including T-Wilcoxon test for processing the empirical data. The participants have changed over time and the motives of professional choice, as evidenced by significant changes on many scales of methods of diagnostics in the result of training "Me and my future"
Keywords: personality development, the psychology of time, professional self-determination of pupils, personal perspective, temporal orientation of the personality, motives of choice of profession, the eventfulness of the life time, psychological time orientation for the future.
В современном обществе человек не может быть успешным и конкурентоспособным без осознанного отношения ко времени своей жизни, без сознательного ее проектирования, проявляющегося в наличии стратегии. Определение собственного места в мире, построение долгосрочной перспективы, обретение собственной идентификации - всегда остается актуальной проблемой для человека.
В условиях неуклонного роста мобильности общества, изменений динамики отношения к настоящему, прошлому, будущему актуализируется проблема лич-
ностной перспективы старшеклассников, осуществляющих выбор профессии. В качестве значимой характеристики временная перспектива является одним из критериев личностного развития и благополучия (К.А. Абульханова-Славская, К.А. Березина, Н.Н. Толстых, О.В. Кузьмина и др.) [1; 2; 3; 4].
Практическая актуальность исследования личностной перспективы старших школьников задается современной ситуацией в сфере образования. Старшеклассники находятся в ситуации первичного выбора профессии, когда отчетливо проявляется связь
Кузьмина Ольга Викторовна, Васюра Светлана Александровна, Корнильцева Елена Геннадьевна psychological
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОИ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ... science
между проектированием будущего с опорой на настоящее и на имеющийся опыт. Их профессиональный выбор в значительной степени зависит от сформированных представлений о собственном прошлом и будущем, существующих в каждом моменте настоящего.
Феномен временной перспективы личности привлекает представителей ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики и др. В психологической науке пока отсутствует теоретическое единство в подходах к изучению временной перспективы личности. В рамках исследований временных взаимоотношений человека с миром психологами используются такие понятия как временная перспектива, временная трансспекти-ва, личностная организация времени жизни и пр. (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.) [1; 5; 6] . Различны модели временной перспективы личности, разрабатываемые в рамках субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова и др.) [7], конкретно-исторического подхода к изучению личности (Н.Н. Толстых) [1], теории психологического пространства и временной перспективы (К.Левин) [8] и др.
К. Левин рассматривал временную перспективу как общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и прошлое, существующие в настоящем [8]. В нашем исследовании под временной перспективой мы понимаем видение личностью событий собственной жизни, их представление в определенной временной отнесенности и последовательности. Временная перспектива оказывает существенное влияние на формирование активной жизненной позиции и на веру в свои силы.
Обобщенный анализ современного состояния этой проблемы в зарубежной и отечественной психологии представлен в работе И.А. Ральниковой [9]. Данная проблема в последние годы рассматривалась в ряде аспектов, в частности, развития временной компетентности личности [10]. Васюра С.А. и Иоголевич Н.И. разработали модель психолого-педагогической поддержки развития временной трансспективы школьников подросткового возраста [11].
На сегодняшний день недостаточно разработаны вопросы развития личностной перспективы в период выбора профессии и факторов, его определяющих. Таким образом, существует противоречие между актуальностью исследования развития личностной перспективы у старшеклассников, с одной стороны, и недостаточной изученностью, с другой.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что, несмотря на широкий спектр изучаемых вопросов, связанных с самоопределением старшеклассников, для психологов, педагогов, родителей остается открытым вопрос выбора приемов развития психологической перспективы у школьников. Для решения данной проблемы нами была разработана и апробирована программа тренинга «Я и мое будущее», которая может быть использована в практической деятельности педагогами-психологами и в групповой работе со старшеклассниками.
Апробация программы тренинга осуществлялась в виде формирующего эксперимента по плану одной группы с предварительным и итоговым тестированием. В качестве испытуемых в исследовании приняли участие школьники десятых классов МОУ СОШ № 32 г. Краснотурьинска Свердловской области. Общее количество участвующих в психологической диагностике составило 40 человек, с которыми была проведена работа в форме психологического просвещения по вопросам временной перспективы личности. Для работы в тренин-говой группе были приглашены 12 старшеклассников, имеющих проблемы с осознанием своего будущего и отношением к нему. Учащиеся данного возраста были взяты не случайно, а в связи с тем, что в этот период старшеклассники осуществляют один из первых в жизни серьезных и социально значимых поступков - выбор профессионального пути. 308
Исследование было проведено в небольшом городе областного подчинения с населением около 61 тысячи человек. В связи с относительно локальной изоляцией среды и инфраструктурой малого города, отдаленностью высших учебных заведений школьники испытывают дополнительные трудности в построении жизненной перспективы и осознании профессионального пути.
Для диагностики временной перспективы и мотивов выбора профессии были использованы следующие методики: «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо, адаптация А. Сырцова) [12]; методика «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (А. М. Прихожан) [13]; методика «Индивидуальная каузометрия» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник) [5]; опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова [13]; «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (Е.М. Павлютенков)[13]; «Опросник для выявления мотивов профессионального выбора» (А.В. Тихомиров) [14]. Диагностические процедуры проводились в индивидуальной и групповой формах. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением описательной статистики, непараметрического Т-критерия Вилкоксона предназначенного для зависимых выборок.
Целевая направленность тренинга «Я и мое будущее» заключалась в создании условий для развития у старшеклассников представлений о своем будущем через укрепление существующих и создание новых жизненных ориентиров, принятие своего прошлого как части жизненного пути. Реализация цели осуществлялась посредством развития способности прогнозирования временной перспективы, осознания ее компонентов и жизненных целей, а также через рефлексию условий, необходимых для реального осуществления запланированных событий; повышение уровня самоценности, самопринятия в структуре самоотношения старшеклассника; развития креативности восприятия окружающего мира и возможностей самореализации в нем.
Таблица 1 - Перечень модулей тренинга «Я и мое будущее»
Номер Название модулей и разделов тренинга
1 Введение в тренинг
1.1 Приветствие, постановка цели, формулирование задач
1.2 Принятие правил
2 Осознание относительности времени
2.1. Определение особенностей индивидуального переживания времени
2.2. Исследование взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего
3 Событийность времени жизни
3.1 Осознание единства пространственной, временной и эмоциональной жизненных сфер
3.2 Проектирование субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности
3.3 Характеристика временной диспозиции и особенности принятия решений в зависимости от временной децен-трации
3.4 Оценка достоинств и недостатков в ситуациях выбора профессии
4 Рефлексия субъективного отношения к событиям
4.1 Осознание влияния отношения к прошлому опыту на принятие решений в настоящем
4.2 Влияние временных перспектив на активность, принятие решений, поведение, формирующих будущее
4.3 Осмысление собственных ценностей, желаний и возможностей в рамках профессионального становления
5 Ориентация на будущее
5.1 Техники долгосрочного планирования (на примере профессионального развития)
5.2 Рефлексия способов преодоления внутренних и внешних трудностей при достижении цели
6 Сбалансированная временная перспектива
6.1 Удовлетворенность жизнью как предпосылка для постановки новых задач
6.2 Структурализация будущего как наполненность событиями настоящего (на примере профессионального становления)
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
психологические науки
Кузьмина Ольга Викторовна, Васюра Светлана Александровна, Корнильцева Елена Геннадьевна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
Формирование тренинговой группы осуществлялось согласно принципа добровольности. В тренинге приняли участие старшие школьники, имеющие невысокие оценки по выполненным методикам, и проявившие желание заниматься. В частности, согласно результатам, полученным с помощью «Опросника временной перспективы», у данных старшеклассников дисгармоничная перспектива: низкие показатели по шкале «Будущее» и высокие по шкалам «Негативное прошлое», «Фаталистическое настоящее». Они не уверены в своем будущем, у них отсутствует опора на настоящее. Эти подростки не считают, что их действия в настоящем или прошлом способны повлиять на будущую жизнь. Школьники - участники тренинга - первоначально заявляли об удовлетворенности своей настоящей жизнью и полагали, что к лучшему она не изменится. Выбор профессии они совершают по «родительскому сценарию», положив в основу чужой опыт, или опираясь на принцип компенсаторности, пытаясь компенсировать «дефекты» своего развития. Выбор профессии они также осуществляют в результате давления, критики, оценки со стороны окружающих.
Тренинг «Я и мое будущее» рассчитан на 24 часа, схематично его программа представлена в виде модулей и разделов (таблица 1).
В процессе тренинга у старшеклассников осуществлялось сознательное и бессознательное переструктурирование субъективного отношения ко времени, границ временного сознания в рамках профессионального роста. При разработке программы мы опирались на концептуальные идеи Л.Б. Шнейдер о личностно-сце-нарном построении жизнедеятельности [15]. Осознание своего выбора профессии старшеклассники осуществляли путем инициации смысло- и целеполагания в процессе сценарного построения жизнедеятельности, создания образов желаемого будущего. Содержание упражнений выстраивалось в соответствии с психологическими механизмами идентификации, интериоризации и рефлексии.
Следует отметить, что в ходе формирующего эксперимента не зафиксировано побочных факторов, которые могли бы повлиять на его результаты (старшеклассники не принимали участия в других тренингах или каких-то дополнительных развивающих занятиях). Сравнительные результаты диагностики «до» и «после» прохождения тренинга представлены в таблице 2.
Таблица 2- Статистически значимые сдвиги в выраженности показателей временной перспективы и мотивов выбора профессии у старшеклассников до и после тренинга
Название методик Шкалы методик Т-критерий Вилкоксона Показатели Уровень значимости
До тренинга тренинга
Опросник Негативное прошлое -3,500 2 0 0,01
перспективы Будущее 2,828 0 4 0,012
Диагностика
прошл.. настоящему и П уровень* 2,972 0 20 0,013
оудтщ.
Методика индивиду а леной Работа и учеба 3,127 0 6 0,013
каузометрни
Опросник мотивов социально- 2,828 0 18 0,013
выбора профессии Внешние 3,051 1 21 0,01
Методика
определения основных мотивов Моральные мотивы 3,05.1 0 16 0,012
выбора профессии
Опросник для Свободный мотив 3,413 0 15 0,01
выбора Консультационный 3,557 0 17 0,01
Примечание: * - II уровень представляет собой достаточно реалистичное и вместе с тем оптимистичное представление о прошлом и будущем, согласованность представлений и соответствует социально-психологическому нормативу._
Как видно из таблицы 2, в результате прохождения тренинга у участников произошли изменения во временной перспективе и мотивах профессионального выбора, о чем свидетельствуют значимые сдвиги по многим шкалам методик диагностики. Опираясь на результаты диагностики с помощью «Опросника временной перспективы», можно констатировать, что у старшеклассников изменилось отношение к своему прошлому. В своем прошлом школьники увидели больше позитивных моментов. Они начали осознавать, что события прошлое являются фундаментом настоящего и будущего. К негативным моментам прошлого стали относиться более лояльно, полностью исчезло предубеждение «все плохо». Важно отметить, что у школьников усилилась ориентация на будущее, появились желаемые ориентиры.
После тренинга у школьников изменилось отношение к учебной и профессиональной деятельности. В перечнях событий настоящего и будущего увеличилось число тех, кто связан с учебой и будущей работой. Старшеклассники не просто выделяли обучение, направленное на получение профессии, но указали название учебного заведения, перечислив курсы дополнительного образования.
Результатом тренинговых занятий стало изменение мотивации выбора профессии, а именно - увеличился уровень внешней и внутренней положительной мотивации. Старшеклассники начали выделять критерии выбора профессии такие как: приносящая удовольствие, имеющая творческий характер, дающая возможность добиться карьерных высот. У учащихся появились мотивы, связанные с совершенствованием духовного мира, развитием нравственных качеств.
В рамках выбора профессии старшеклассники начали более углубленно анализировать свои личностные качества, осознавать наличие или отсутствие задатков, учитывать внешние факторы (дальнейшее устройство на работу по специальности, материальное положение семьи). В ходе тренинга у участников расширились границы выбора профессии, появилась информация об этапах и возможностях получения некоторых узких специальностей.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют: разработанная программа тренинга «Я и мое будущее» способствует развитию временной перспективы и осознанного выбора профессии у старших школьников. В результате прохождения программы у старшеклассников нивелировалось противоречивое отношение к прошлому, настоящему и будущему. У них усилилась вера в то, что их действия в настоящем способны повлиять на жизнь в будущем. Старшие школьники распределяют свои личностные временные ориентации в большей степени на внутренний мир. У них изменились мотивы общественной и личной значимости профессий. Они готовы в будущем приложить силы для возможности продвижения по службе. При выборе профессии стремятся к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств. Они могут принять самостоятельное зрелое решение в отношении основных моментов жизненного самоопределения и самореализации.
Полученные в ходе исследования показатели могут быть использованы в практике психологического консультирования старшеклассников, имеющих проблемы при выборе профессии. Оказание психологической помощи старшим школьникам в профессиональном выборе будет эффективным с учетом свойственных выпускникам временных перспектив. Разработанный тренинг «Я и мое будущее» может помочь психологам и специалистам, работающим со старшеклассниками в период оптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы
Кузьмина Ольга Викторовна, Васюра Светлана Александровна, Корнильцева Елена Геннадьевна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОИ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
psychological science
личности: культурно-исторический подход: Дисс. ...д-ра психол. наук: 19.00.13. М., 545 с.
3. Кузьмина О.В. Психология временной компетентности в жизненных ситуациях личности: Монография. -Екатеринбург: ИИЦ Екатеринбургской епархии, 2017. - 207 с.
4. Кузьмина О.В. Временная компетентность личности: понятие, механизмы развития и коррекции. -Екатеринбург: А-Принт, 2015. - 144 с.
5. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. - 294 с.
6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2008.267 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. 448 с.
8. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.:Смысл, 2001.- 572 с.
9. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1 (70). С. 53-60.
10. Кузьмина О.В., Васюра С.А. Временная компетентность личности в разных ситуациях коммуникации // В мире научных открытий. 2013. № 11.12 (47). С. 206225.
11. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Временная транс-спектива школьников подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2 (87). С. 199-217.
12. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо ОПРОСНИК ПО (2ТР1): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник МГУ. Серия 14 Психология. С. 67 - 89.
13. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
14. Тихомиров А.В. Профконсультация и метод диагностики профессиональных предпочтений //Персонал-Рго1у. 2001. № 5. С. 54- 60.
15. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления. Серия Психология развития: сб. науч. ст./ ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова - М.: МГППУ, 2011. - С.22 - 36.
Статья поступила в редакцию 12.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
310
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)