Научная статья на тему 'Субъектные и личностные предпосылки принятия решения о выборе профессии старшеклассниками'

Субъектные и личностные предпосылки принятия решения о выборе профессии старшеклассниками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОРИЕНТАЦИИ ВО ВРЕМЕНИ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моросанова В.И., Ванин А.В.

В статье представлены результаты исследования индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции учащихся, находящихся в ситуации первичного выбора профессии. Результаты, полученные на выборке старшеклассников (249 человек), свидетельствуют о том, что предпосылками принятия решения о выборе профессии может выступать ориентированность учащихся на будущее и их осознанная саморегуляция, позволяющая преодолевать фиксированность на прошлом и настоящем и наполнять временную перспективу будущего реальным и достижимым содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектные и личностные предпосылки принятия решения о выборе профессии старшеклассниками»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

субъектные и личностныЕ предпосылки принятия решения о выборе профессии старшеклассниками

В.и. МОРОСАНОВА*, A.B. ВАНИН

Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», Москва

В статье представлены результаты исследования индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции учащихся, находящихся в ситуации первичного выбора профессии. Результаты, полученные на выборке старшеклассников (249 человек), свидетельствуют о том, что предпосылками принятия решения о выборе профессии может выступать ориентированность учащихся на будущее и их осознанная саморегуляция, позволяющая преодолевать фиксированность на прошлом и настоящем и наполнять временную перспективу будущего реальным и достижимым содержанием.

Ключевые слова: временная перспектива, ориентации во времени, осознанная саморегуляция, индивидуальные особенности, выбор профессии, профессиональные установки, решительность выбора.

Введение

Выбор профессии индивидуален: если один смотрит в свое профессиональное будущее с нескрываемым оптимизмом и надеждой, то другого гложут сомнения и неуверенность, если один самостоятелен и независим в отношении совершаемого им выбора, то другой, напротив, податлив и не отличается устойчивостью выбора. В этом случае мы говорим уже не столько об особенностях выбора профессии, сколько об индивидуальных особенностях самого субъекта, принимающего решение о выборе профессии, о его профессиональных установках на этапе первичного выбора профессии [2]. Говоря «первичный», мы подразумеваем, что выбор старшеклассника не всегда является окончательным, а, как пра-

© Моросанова В.И., Ванин А.В., 2011

* Для корреспонденции:

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии саморегуляции ПИ РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 Тел.: +7 (916) 694-75-80 E-mail: morosanova@mail.ru

вило, только предваряет его, но, несмотря на это, он уже в полной мере обнаруживает на себе влияние индивидуальных особенностей личности и саморегуляции.

В данной статье изложены результаты исследования индивидуальных особенностей старшеклассников, оказывающих влияние на выбор профессии, среди которых особое внимание уделялось индивидуальным различиям их временной перспективы и саморегуляции произвольной активности.

В отечественных исследованиях отмечается роль временной перспективы (Толстых H.H., Гинзбург М.Р., Леонтьев Д.А.) и осознанной саморегуляции (моросанова В.И., Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фа-рютин В.П., Осницкий А.К., Фарапонова Э.А.) в профессиональном самоопределении старшеклассников. Юношеский возраст является сенситивным периодом для формирования временной перспективы (Божович Л.И., Прихожан А.М.) и саморегуляции произвольной активности (моро-санова В.и., осницкий А.К.). отношение индивида ко времени, его представления о временной перспективе, а также его способность к осознанной саморегуляции

опосредуют развитие его личности, выступают индикатором личностной и социальной зрелости (Дубровина И.В., Толстых Н.Н., Левин К., Зимбардо Ф., Моросанова В.И., Аронова Е.А.).

Обращаясь к проблеме роли временной перспективы и саморегуляции произвольной активности в формировании профессиональных установок, мы придерживались мотивационного подхода к изучению временной перспективы, заложенного в работах К. Левина [5] и получившего дальнейшее развитие в работах наших современников - Ф. Зимбардо и Дж. Бой-да [1]. Последние, основываясь на теории жизненного пространства К. Левина, рассматривают временную перспективу личности как ситуационно детерминированный процесс, подвергающийся влиянию сенсорных, биологических и социальных стимулов, и в то же время как относительно стабильную переменную индивидуальных различий [6]. Человек, как правило, акцентируется на одном из времен (прошлом, настоящем или будущем), что определяет его доминирующую ориентацию во времени, взаимосвязанную с особенностями принятия решений и регуляцией поведения [13]. Именно «глубина» временной перспективы, ее простроенность и протяженность, временной кругозор (Фресс п.), дифференциация уровней реального и ирреального (Левин К., Нюттен Ж., Зей-гарник Б.В.), по нашему мнению, являются психологическими средствами субъекта в построении достижимых жизненных и профессиональных планов.

Временная перспектива изучалась в настоящем исследовании в тесной взаимосвязи с осознанной саморегуляцией, под которой нами понимался многоуровневый процесс по инициации, построению психической активности и управлению ею для достижения осознанно выдвинутых и субъектно-принятых целей деятельности [7]. Его реализацию осуществляет многокомпонентная система регуляторных процессов, основные из которых: планирова-

ние целей, моделирование значимых условий их достижения, программирование, оценивание и корректирование результатов активности. Их взаимодействие в процессе самоорганизации деятельности описывается системно-функциональной моделью осознанной саморегуляции, разработанной и раскрытой в работах основателя лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО O.A. Ко-нопкина [3], 80-летие которого отмечается в 2011 г. [3]. В одной из своих теоретических работ он подчеркивал, что существенной характеристикой совершенства реализуемых человеком процессов осознанной саморегуляции является «глубина» временной перспективы, доступная адекватному программированию деятельности и поведенческой активности [4].

Сейчас сотрудниками лаборатории психологии саморегуляции активно разрабатывается дифференциальный подход к исследованию осознанной саморегуляции произвольной активности человека (Моросанова В.И.). На данном этапе исследований показано, что существуют индивидуальные различия как в общем уровне осознанной саморегуляции, так и в развитии регуляторных процессов, реализующих различные компоненты целостной системы саморегуляции. В контексте дифференциального подхода созданы методы диагностики индивидуальных различий в саморегуляции [8]. Показано, что развитие и стилевые особенности саморегуляции во многом определяют продуктивные аспекты деятельности человека, а также опосредуют влияние личностных и характерологических переменных на его поведение. Дифференциальный подход к исследованию осознанной саморегуляции произвольной активности человека доказал свою применимость и в отношении таких сложных научных проблем, как изучение регуляции принятия решений [9] и регулирующей роли самосознания [11].

В наших исследованиях самосознания старшеклассников было продемонстриро-

вано, что отношение ко времени составляет ядро представлений о жизненном пути как одного из основных компонентов структуры самосознания [10]. Развитие осознанной саморегуляции ведет за собой становление самосознания. Старшеклассники с высокой саморегуляцией: позитивно относятся к себе; обладают стратегичностью представлений о будущем, уверенностью в прошлом и ориентацией на настоящее; обладают высокой потребностью в познании, лидерстве, стойкости в достижении цели, стремлении к самоактуализации; ценнос-тно-ориентированы на самоактуализацию, статус и управление другими людьми.

Развивая исследования этой проблематики применительно к проблеме формирования профессиональных установок у старшеклассников, можно утверждать, что субъектный опыт постановки целей и программирования конкретных этапов их достижения позволяет субъекту дифференцировать индивидуальную временную перспективу будущего в процессах личностного и профессионального самоопределения, влияя, в том числе, и на особенности первичного выбора профессии.

В исследовании, результаты которого представлены в настоящей статье, предполагалось, что индивидуальные особенности временной перспективы и саморегуляции произвольной активности во многом определяют качественное своеобразие профессиональных установок на этапе первичного выбора профессии старшеклассниками. Мы предположили, что развитие временной перспективы и осознанной саморегуляции способствуют формированию такой существенной профессиональной установки, как решительность выбора профессии. Характерным для учащихся с такой установкой является отсутствие трудностей с началом деятельности, наличие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, хорошей информированности о мире профессий [2]. Не менее важной для нас задачей представлялось обнаружение индивидуально-типологичес-

ких различий во взаимосвязи особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции и их влияния на выбор профессии старшеклассниками.

Методика

Методы и организация эмпирического исследования. Экспериментальное исследование проведено на выборке учащихся старших классов (9-11-е) общеобразовательных школ и школ-лицеев г. Москвы: 249 человек в возрасте от 14 до 18 лет.

Для диагностики индивидуальных особенностей временной перспективы применялся «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» (Зимбардо Ф.) [12]. Он содержит пять диагностических шкал, направленных на определение уровня представленности во временной перспективе индивида ориентаций во времени: «негативное прошлое», «гедонистическое настоящее», «будущее», «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее». Индивидуальные особенности саморегуляции исследовались с помощью опросника «стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (Моросанова В.И.) [8]. Он дает возможность диагностировать общий уровень развития саморегуляции, а также уровень развитости: регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов; регуляторно-личностных свойств гибкости и самостоятельности. Индивидуальные особенности субъекта выбора профессии исследовались с помощью методики «Диагностика профессиональных установок подростков» (Кондаков И.М.) [2], включающей в себя пять диагностических шкал: «нерешительность», «рационализм», «оптимизм», «самооценка», «зависимость». Для выявления степени определенности в выборе профессии, а также актуального уровня включенности в освоение выбранной респондентом профессии авторами была разработана специальная анкета, состоящая из 9 вопросов.

Статистическая обработка полученных в исследовании данных проводилась с использованием пакета SPSS 11.5.

Результаты и обсуждение

особенности взаимосвязи временной перспективы и осознанной саморегуляции поведения. Для исследования вопроса о взаимосвязи осознанной саморегуляции и временной перспективы первым делом

мы обратились к результатам корреляционного анализа (по Пирсону) шкал опросника ССПМ-2004 со шкалами опросника ZTPI (табл. 1).

Анализ корреляционных связей позволяет говорить о следующем. Ориентация на будущее во временной перспективе индивида выступает средством, обеспечивающим антиципацию, устойчивость целей во времени, и таким образом становится возможным неимпульсивное, рефлексивное,

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между показателями ориентаций во времени и показателями осознанной саморегуляции

Показатели Пл М Пр Оц Г С ОУ

Негативное прошлое 0,019 -0,450** -0,151* -0,246** -0,222** 0,149* -0,254**

Гедонистическое настоящее -0,179** -0,270** -0,198** -0,272** 0,245** 0,294** -0,155*

Будущее 0,560** 0,292** 0,549** 0,446** 0,157* -0,109 0,592**

Позитивное прошлое 0,094 0,003 0,150* 0,143* 0,197** -0,053 0,154*

Фаталистическое настоящее -0,263** -0,465** -0,271** -0,412** -0,186** 0,073 -0,445**

Примечания: Уровни значимости: ** р<0,01, * р<0,05. Выделены жирным шрифтом значимые корреляции. Условные обозначения показателей ССПМ: Пл - планирование; М - моделирование; Пр - программирование; Оц - оценивание результатов; Г - гибкость; С - самостоятельность; ОУ - общий уровень саморегуляции

Таблица 2

Матрица факторных нагрузок после Varimax-вращения

Показатели Факторы

Планирование будущего Преодоление «застревания» в прошлом и настоящем Оперативность в настоящем

Планирование 0,819 -0,074 -0,027

Будущее 0,814 0,127 -0,016

Общий уровень саморегуляции 0,803 0,427 0,280

Программирование 0,742 0,228 0,185

Оценивание результатов 0,567 0,479 0,061

Негативное прошлое 0,091 -0,821 -0,063

Моделир ование 0,281 0,771 0,133

Фаталистическое настоящее -0,300 -0,685 0,161

Гибкость 0,183 0,371 0,742

Гедонистическое настоящее -0,278 -0,383 0,705

Позитивное прошлое 0,154 0,015 0,548

Примечания: Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 6 итераций. Отсортировано по величине факторных нагрузок

осознанное поведение, что служит условием эффективности функционирования процессов осознанной саморегуляции в целом. Ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее дестабилизируют у субъекта функционирование процессов осознанной саморегуляции, приводят к его «застреванию» в прошлом и настоящем времени.

Для выявления целостной картины связи временной перспективы и осознанной саморегуляции был проведен факторный анализ методом главных компонент с последующим Varimax-вращением. Было принято решение остановиться на трех-факторном решении как наиболее содержательно интерпретируемом (табл. 2). Выделенные жирным шрифтом факторы имеют собственные значения больше единицы и объясняют 65% дисперсии.

В первый фактор «Планирование будущего» (28% суммарной дисперсии) вошли показатели исключительно с положительным знаком. Фактор представлен большинством показателей осознанной саморегуляции, а также показателем ориентации на будущее, что подтверждает результаты корреляционного анализа и свидетельствует в пользу того, что ориентация на будущее во временной перспективе субъекта тесно связана с развитием целевыдвиже-ния и целедостижения.

Во второй фактор «преодоление «застревания» в прошлом и настоящем» (23% суммарной дисперсии) вошли показатели: с положительным знаком - моделирование; с отрицательным знаком - негативное прошлое, фаталистическое настоящее. Высокие значения нагрузок с положительным знаком у показателей общего уровня саморегуляции и оценивания результатов.

отрицательные веса представленных в данном факторе ориентаций во времени подтверждают результаты корреляционного анализа. Можно предположить, что развитие осознанной саморегуляции (и, в первую очередь, моделирования значимых условий) выступает средством преодоления

фиксации человека на негативных оценках прошлого и настоящего за счет высокой субъектной активности индивида в настоящем.

В третий фактор «Оперативность в настоящем» (14% суммарной дисперсии) вошли показатели исключительно с положительным знаком - гибкость, гедонистическое настоящее, позитивное прошлое.

Характер и уровень связи показателей, по данным корреляционного анализа, а также их выделение в отдельный фактор, позволяют говорить о том, что гибкость (как умение оперативно вносить коррекции в свою активность) имеет своим основанием ориентированность человека на положительные эмоции в настоящем, а также положительный опыт прошлого.

индивидуально-типические особенности взаимосвязи временной перспективы и осознанной саморегуляции в юношеском возрасте. Постановка вопроса о типической структуре взаимосвязи временной перспективы и осознанной саморегуляции, преследует цель выяснить, какая структура встречается у старшеклассников чаще, какая реже и в чем их особенности. Основным методом исследования выступил кластерный анализ индивидуальных профилей испытуемых, построенных по результатам факторного анализа и включавший в себя три показателя: «планирование будущего», «преодоление «застревания» в прошлом и настоящем», «оперативность в настоящем».

Кластерный анализ проводился нами методом к-средних. Предварительно был проведен иерархический кластерный анализ методом связи между группами на случайно отобранной статистическим пакетом выборке, позволивший определить оптимальное число кластеров, равное четырем. Для каждого кластера было рассчитано среднее значение по каждому из трех факторов, лежащее в интервале от -1,5 (низкая выраженность) до 1,5 (высокая выраженность) при среднем уровне в точке 0 (рис. 1).

1,5 1 0,5 0 -0,5 -1 -1,5 4

II п

и Ш 1

-

60 чел. 1 59 чел. 2 Кла 45 чел. 3 стер 85 чел. 4

□ 1I ла нирова мне будущего -1.1 0,79 -0,25 0,36

011реодоление «застревания» в прошлом и настоящем 0,51 1,04 -0,65 -0,73

□Оперативность в настоящем 0,31 - 0,14 -1,43 0,64

Рис. 1. Факторные значения в подгруппах, соответствующих выделенным кластерам (метод к-средних). Примечания: По оси абсцисс - номера кластеров, по оси ординат -

факторное значение

9 8

1

Пл м Пр Оц 1 С ОУ НП ГН Б ПП ФН

- ♦ -1 3 5 4 4 5 5 4 4 6 3 5 5

6 7 7 7 6 4 у 3 3 6 5 3

5 3 4 4 2 5 3 6 4 4 4 5

6 4 6 5 6 6 5 6 6 5 6 6

Рис. 2. Уровни выраженности переменных временной перспективы и осознанной саморегуляции в выделившихся кластерах. Примечания: Условные обозначения: 1, 2, 3, 4 - номера кластеров; Пл - планирование; М - моделирование; Пр - программирование; Оц - оценивание результатов; Г - гибкость; С - самостоятельность; ОУ - общий уровень саморегуляции; НП -негативное прошлое; ГН - гедонистическое настоящее; Б - будущее; ПП - позитивное прошлое; Фн - фаталистическое настоящее

Мы также вычислили уровни выраженности изучаемых личностных качеств в выделившихся кластерах, для наглядности переведя средние значения в шкалу сте-найнов (рис. 2).

Профиль представителей четвертого кластера, получивший название «оперативный», является наиболее распространенным (34% выборки). Наиболее выраженным является фактор «оперативности в настоящем», фактор «планирования будущего» - на уровне выше среднего, а фактор «преодоления «застревания» в прошлом и настоящем» - на уровне ниже среднего (см. рис. 1). При этом данному типу свойственна в большей степени, чем представителям других типов, ориентация на прошлое и настоящее, но одновременно у них наблюдается достаточно высокий (выше среднего) общий уровень осознанной саморегуляции (см. рис. 2), что позволяет им планировать будущее и оперативно действовать в настоящем.

Профили представителей первого и второго кластеров практически равномерно распределены в выборке старшеклассников (24%).

Для профиля представителей первого кластера, получившего название «импульсивный», выраженность факторов «преодоления «застревания» в прошлом и настоящем» и «оперативности в настоящем» располагается на уровне выше среднего. на уровне ниже среднего - фактор «планирования будущего», имеющий самый низкий уровень по сравнению с выделенными кластерами, что усугубляется и достаточно низким уровнем развития общего уровня саморегуляции. Представители данного типа имеют практически самые высокие показатели ориентации на гедонистическое настоящее и самые низкие -ориентации на будущее. но при этом они преодолевают «застревание» в прошлом и настоящем, являются оперативными в настоящем.

Для профиля представителей второго кластера, получившего название «гармо-

ничный», выраженность факторов «планирования будущего» и «преодоления «застревания» в прошлом и настоящем» располагается на уровне выше среднего. на уровне незначительно ниже среднего - фактор «оперативности в настоящем». Данный тип характеризуется самыми высокими по сравнению с другими типами показателями развития саморегуляции и ориентации на будущее, вследствие чего его представителям свойственно планировать будущее, преодолевать «застревание» в прошлом и настоящем и оперативно вносить коррекции в осуществляемую деятельность в настоящем. Их стиль саморегуляции может быть описан гармоничным профилем с высоким общим уровнем саморегуляции. Для них также характерна временная перспектива, по своему строению приближающаяся к сбалансированной структуре: повышенные и средние значения уровней по позитивным ориен-тациям во времени (будущее, и позитивное прошлое) при сниженном уровне отрицательных (негативное прошлое и фаталистическое настоящее).

Профиль представителей третьего кластера, получивший название «застревающий», является наименее распространенным (18%). Выраженность всех трех факторов находится на уровне ниже среднего. При этом у них наблюдаются самые низкие значения по фактору «оперативности в настоящем», а также практически идентичный «оперативному» типу низкий уровень по фактору «преодоления «застревания» в прошлом и настоящем». У представителей данного типа - самое низкое по сравнению с другими развитие общего уровня саморегуляции и регуляторной гибкости, характеризующей способность корректировать свою активность. Вследствие этого им не свойственно планировать будущее, они ориентированы на негативное прошлое и не могут быть оперативными в настоящем.

Следовательно, наиболее эффективными с точки зрения развития процессов осознанной саморегуляции являются пред-

ставители «гармоничного» типа, временная перспектива которых характеризуется наибольшей ориентацией на будущее при наименьших ориентациях на негативное прошлое, фаталистическое настоящее и гедонистическое настоящее. Наименее эффективны (с более низким развитием осознанной саморегуляции) представители «застревающего» типа с высокой ориентацией на негативное прошлое и фаталистическое настоящее, слабой выраженностью ориентации на будущее.

Мндивидуальные особенности временной перспективы и осознанной саморегуляции в принятии решения о выборе профессии старшеклассниками. С целью исследовать влияние, оказываемое индивидуальными особенностями временной

Кроме того, саморегуляция в целом положительно связана с оптимизмом и самооценкой и отрицательно с зависимостью в выборе профессии. Также положительно связаны: ориентация на гедонистическое настоящее и оптимизм в выборе профессии; ориентации на негативное прошлое, фаталистическое настоящее и зависимость в выборе профессии. Тем не менее полу-

перспективы и осознанной саморегуляции на формирование качественно своеобразных профессиональных установок на этапе выбора профессии старшеклассниками, мы обратились к результатам корреляционного анализа (по Пирсону) показателей опросников ZTPI и ССПМ-2004 с показателями опросника «Диагностика профессиональных установок подростков» (табл. 3).

наиболее высокая положительная связь проявилась (на среднем уровне) между нерешительностью в выборе профессии и ориентацией на негативное прошлое, ориентацией на фаталистическое настоящее. Отрицательная корреляционная связь обнаружилась (на среднем уровне) между нерешительностью в выборе профессии и моделированием, общим уровнем саморегуляции.

ченные взаимосвязи, как и ряд других, не достигающих среднего уровня, следует рассматривать лишь на уровне тенденции, вследствие чего в дальнейшем изложении основное внимание мы сосредоточили на профессиональной установке нерешительности в выборе профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращает на себя внимание, что, в первую очередь, показатель нерешитель-

Таблица 3

Коэффициенты корреляции показателей ориентации во времени, осознанной саморегуляции с профессиональными установками на этапе выбора профессии

Нерешительность Рационализм Оптимизм Самооценка Зависимость

Планирование -0,169** 0,024 0,187** 0,182** -0,042

Моделирование -0,355** -0,121 -0,044 0,136* -0,167**

Пр огр аммирование -0,204** 0,070 0,112 0,148* -0,135*

Оценивание результатов -0,252** -0,068 0,045 0,116 -0,230**

Гибкость -0,199** -0,024 0,081 0,109 -0,043

Самостоятельность 0,069 0,081 0,254** 0,107 -0,071

Общий уровень саморегуляции -0,330** -0,009 0,187** 0,253** -0,200**

Негативное прошлое 0,335** 0,158* 0,087 -0,145* 0,179**

Гедонистическое настоящее 0,146* 0,086 0,254** 0,075 0,042

Будущее -0,180** 0,090 0,148* 0,215** -0,025

Позитивное прошлое -0,014 -0,033 0,060 0,073 0,130*

Фаталистическое настоящее 0,388** 0,074 -0,054 -0,156* 0,278**

Примечания: Уровни значимости: ** р<0,01, * р<0,05. Выделены жирным шрифтом значимые корреляции

ности в выборе профессии связан с показателями, выделившимися ранее в фактор «преодоления «застревания» в прошлом и настоящем». Можно говорить о том, что ориентации на негативное прошлое и на фаталистическое настоящее во временной перспективе старшеклассников, содействуя их фиксированности на прошлом и настоящем, одновременно увеличивают уровень нерешительности. Тогда как моделирование значимых условий и осознанная саморегуляция в целом, содействуя преодолению ими «застревания» в прошлом и настоящем, увеличивают уровень решительности за счет построения достижимого образа будущей профессии в актуальном настоящем.

Показатель нерешительности в выборе профессии проходил в нашем исследовании дополнительную экспериментальную проверку.

Во-первых, мы применили авторскую анкету, направленную на выявление степени определенности выбора профессии, позволившую выделить три группы старшеклассников: группу определившихся с выбором профессии, не определившихся и спорную группу.

Решение о том, к какой группе относится респондент, принималось нами по ответам на три вопроса анкеты, касавшихся: непосредственно выбора профессии (какую профессию ты выбрал?), профиля обучения (где продолжишь обучение?) и объяснения своего выбора (как ты выбрал именно эту профессию?). Установив таким образом группы, мы провели соотнесение определившихся и не определившихся с трехуровневым значением показателя нерешительности в выборе профессии (табл. 4).

Таблица 4

Результаты соотнесения уровней нерешительности в выборе профессии с результатами содержательного анализа анкетных данных респондентов

Уровень нерешительности в выборе профессии Общая частота и среднее значение процента

Низкий Средний Высокий

Выбор определился Частота % 57 95,0% 74 81,3% 22 57,9% 153 81,0%

не определился Частота % 3 5,0% 17 18,7% 16 42,1% 36 19,0%

Из таблицы 4 следует, что от низкого уровня нерешительности к высокому уровню у старшеклассников значительно уменьшается процент определившихся и увеличивается процент не определившихся с выбором профессии, что в целом позволяет рассматривать показатель нерешительности одновременно и как индикатор уровня неопределенности в выборе профессии.

Во-вторых, проводившееся анкетирование дало возможность выделить количественный показатель «опыт профессии», призванный оценить реальную включенность старшеклассников в освоение выбранной ими профессии на момент про-

хождения нашего тестирования. Для каждого респондента показатель вычислялся путем суммирования баллов, начисляемых следующим образом: три балла за «реальное участие в трудовой деятельности» и по одному баллу за «наблюдение за работой других» и «чтение профессиональной литературы и просмотр видеокурсов», максимальное количество баллов - 5, минимальное - 0. Полученный показатель был прокоррелирован (по Спирмену) с показателем нерешительности в выборе профессии (г=-0,300, при р<0,0001).

Таким образом, можно утверждать, что профессиональная установка решитель-

ности в выборе профессии крайне существенна на этапе первичного выбора профессии старшеклассниками, увеличение ее уровня у учащихся содействует снятию состояния неопределенности будущего, позволяя совершить собственно выбор профессии и приступить к ее освоению. Предпосылкой снятия неопределенности будущего, увеличения уровня решительности в выборе профессии выступает субъектная активность старшеклассника и саморегуляция произвольной активности как механизм ее осуществления. Осознанная саморегуляция дает возможность старшеклассникам преодолевать фиксированность на негативном прошлом и фаталистическом настоящем, наполнять и осваивать личную временную перспективу будущего, в итоге своевременно ставить и решать задачу выбора профессии, приступать к ее освоению.

В заключение мы обратились к выделенным ранее кластерам с целью исследовать, какое влияние оказывает взаимодействие временной перспективы и осознанной саморегуляции на выбор профессии старшеклассниками. Это позволит нам дать психологическую характеристику выделенных в исследовании типов с позиции принятия ими решения о выборе профессии.

Вначале для каждого кластера были рассчитаны средние значения профессиональных установок, сравниваемые между собой с применением апостериорного критерия множественного сравнения Шеффе.

Как и ожидалось, только по показателю нерешительности в выборе профессии наблюдались статистически значимые различия (р<0,000-0,41) между выделенными кластерами: самый низкий уровень нерешительности у представителей «гармоничного» типа (т=0,95 при а=1,39). У представителей остальных типов средние значения (т) находятся в пределах от 2,08 до 3,13 при стандартном отклонении (а) - от 1,97 до 2,50. Можно заключить, что развитие временной перспективы и осознанной саморегуляции в направлении развития способности планировать будущее, преодолевать фиксированность на прошлом и настоящем, оперативно вносить коррекции в настоящее, как это представлено у представителей «гармоничного» типа, является надежным средством развития профессиональной установки решительности в выборе профессии.

Затем мы установили процент определившихся и не определившихся с выбором профессии в выделенных кластерных группах (табл. 5).Как и ожидалось, наибольший процент определившихся с выбором профессии прослеживается среди представителей «гармоничного» типа, наименьший - среди представителей «застревающего» типа. Важно отметить следующее. Несмотря на то, что для «оперативного» типа, как было выявлено, характерен высокий уровень ориентации на прошлое и настоящее, его представители тем не менее в 82,2% случаев определяются с выбором профессии,

Кластер Общая частота и среднее значение процента

1 импульсивный 2 гармоничный 3 застревающий 4 оперативный

Выбор определился Частота % 35 77,8% 36 87,8% 22 73,3% 60 82,2% 153 81,0%

не определился Частота % 10 22,2% 5 12,2% 8 26,7% 13 17,8% 36 19,0%

Таблица 5

определившиеся и не определившиеся с выбором профессии в выделенных кластерных группах

что, в свою очередь, выше среднего по нашей выборке (81,0%). По-видимому, этому способствует относительно высокое (выше среднего, см. рис. 2) развитие общего уровня осознанной саморегуляции у представителей данного типа, что имеет своим следствием достаточно высокие показатели планирования будущего. Развитие субъектно-личностных свойств гибкости и самостоятельности содействует проявлениям оперативности в настоящем и принятию решения о выборе профессии.

Заключение

Изучены особенности взаимосвязи временной перспективы и осознанной саморегуляции поведения старшеклассников, находящихся в ситуации первичного выбора профессии. показано, что ориентации во временной перспективе старшеклассников на негативное прошлое и фаталистическое настоящее свидетельствуют о фиксации на негативном прошлом опыте, что может выступать механизмом, дестабилизирующим функционирование процессов целевыдвижения и достижения, что препятствует развитию такой существенной профессиональной установки как решительность в выборе профессии. Напротив, ориентация на будущее выступает средством, обеспечивающим антиципацию и осознанность целей, и способствует решительности выбора профессии. при этом для выбора профессии старшекласснику одной только ориентации на будущее недостаточно; необходимым условием является также высокое развитие осознанной саморегуляции, позволяющей ему, используя терминологию К. Левина, «встать над полем» и, преодолев фиксацию на прошлом и настоящем, наполнить личную временную перспективу будущего реальным и достижимым содержанием.

Выделенные в исследовании типичные профили взаимосвязи временной перспективы и осознанной саморегуляции дают возможность говорить о том, что инди-

видуальные особенности временной перспективы человека вносят определенный вклад в формирование как стилевых особенностей, так и общего уровня развития саморегуляции. наиболее эффективными в постановке и решении проблемы выбора профессии оказываются старшеклассники, обладающие высоким уровнем осознанной саморегуляции, позволяющей им планировать будущее, преодолевать «застревание» в прошлом и настоящем, вносить своевременные коррекции в настоящее. кроме того, показано, что и при среднем уровне саморегуляции, даже при недостаточном уровне развития профессиональной установки решительности в выборе профессии старшеклассники могут продуктивно решать проблемы своего профессионального самоопределения за счет компенсаторных возможностей средствами осознанной саморегуляции.

полученные в исследовании данные могут быть использованы сотрудниками психологических служб в целях подготовки психокоррекционных программ, направленных на оптимизацию процесса профессионального ориентирования учащихся старших классов.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 20092013» П1025.

Литература

1. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.

2. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 122-130.

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Предисл. В.И. Моросановой. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: ЛЕНАНД, 2011. - 320 с.

4. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / В кн.: Психология личности в социалисти-

ческом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. - С. 158-172.

5. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.

6. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - № 4. - С. 54-65.

7. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. - М.: Наука, 2010. - 519 с.

8. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. - М.: Когито-Центр, 2004.

9. Моросанова В.И., Индина Т.А. Психологические предпосылки принятия рациональных решений на материале голосования

избирателей // Вопросы психологии. -2007. - № 6. - C. 74-85.

10. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

- 213 с.

11. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. - 2008. - Т. 2. - № 1. -C. 14-22.

12. Сырцова А., Соколова Е.В., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // психологическая диагностика.

- 2007. - № 1. - С. 85-106.

13. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting Time in Perspective: A valid, reliable individual-differences metric // J. Pers. Soc. Psychol. -1999. - Vol. 77. - N 6. - P. 1271-1288.

SUBJECT AND PERSONAL PREREQUISITES FOR A DECISION ON CHOOSING A CAREER HIGH SCHOOL STUDENTS

v.l. MOROSANOVA, A.V. VANIN Psychological Institute RAE, Moscow

The paper presents the results of a study of individual characteristics of temporal perspective and conscious self-regulation of students that are in a situation of primary career choice. The results obtained on a sample of students (249), suggests that the prerequisites deciding on a profession can be a focus for future students and their conscious self-regulation, which allows to overcome the fixity of the past and present and future time perspective to fill a real and achievable content.

Keywords: time perspective, orientation in time, conscious self-regulation, individual characteristics, career choices, professional attitudes, resolute choice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.