Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / БИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Лабутина Марина Викторовна, Наумова Анастасия Александровна

В статье авторами рассматривается профессиональное самоопределение старшеклассников в рамках школьной биологии. Авторами детально изучено и расшифровано понятие «профессиональное самоопределение» в психологической и педагогической точки зрения. Важным критерием профессионального самоопределения личности является согласованность интересов старшеклассников к профессии и потребностей государства в кадровом обеспечении. В статье подробно описывается исследовательская работа, проведенная преподавателями Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева (МГПУ) по диагностированию желаний и намерений старшеклассников в определении выбора профессии. Для того, чтобы курс профессионального самоопределения был грамотно выстроен, старшеклассникам предлагалось в рамках школьной биологии ознакомиться с наиболее востребованными профессиями, которые не потеряют перспективности в будущем. При составлении перечня профессий авторы в первую очередь были ориентирована на предметную область биология. Проведенное данное исследование позволило авторам прийти к выводу, что самоопределение старшеклассников представляет собой осмысление своей личности, своей жизни и своего собственного потенциала относительно выработанных в обществе критериям становления личности, а также дальнейшая реализация себя в этой профессии на основе этих выше обозначенных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Лабутина Марина Викторовна, Наумова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF SCHOOL BIOLOGY

The article discusses the professional self-determination of high school students within the framework of school biology. The authors have studied in detail and deciphered the concept of «professional self-determination» from a psychological and pedagogical point of view. An important criterion for professional self-determination of an individual is the consistency of the interests of high school students to the profession and the needs of the state in staffing. The article describes in detail the research work carried out by teachers of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev (MSPU) on diagnosing the desires and intentions of high school students in determining the choice of profession. In order for the course of professional self-determination to be competently built, high school students were offered to get acquainted with the most popular professions within the framework of school biology, which will not lose their prospects in the future. When compiling the list of professions, the authors were primarily focused on the subject area of biology. The conducted research allowed the authors to come to the conclusion that the self-determination of high school students is an understanding of their personality, their life and their own potential in relation to the criteria of personality formation developed in society, as well as the further realization of themselves in this profession on the basis of these criteria.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ»

3. Анкваб, М.Ф. Упреждающие аксиомы назидательного воздействия в абхазской народной педагогике / М.Ф. Анкваб // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 6(28). - С. 185-190

4. Бекова, М.Р. Роль семьи в эмоционально-личностном развитии подростков / М.Р. Бекова, Х.С. Арсакаева, И.Ю. Килаев // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 323-326

5. Бигуаа, В.Л. Абхазская традиционная религия: опыт реконструкции системы / В.Л. Бигуаа // Абхазоведение. Труды АбИГИ: Язык. Фольклор. Литература. - Сухум: Алашара, 2013. - С. 151-169

6. Крежевских, О.В. Опыт применения этнопедагогики в субъектах Российской Федерации / О.В. Крежевских, Н.А. Каратаева // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 1(55). - С. 77-94

7. Мальчукова, Н.Н. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания современного молодого поколения / Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 27-30

8. Мустафаева, А.Р. Ценностные ориентации личности и возможности их формирования в современной социокультурной образовательной среде / А.Р, Мустафаева, Л.И. Гайдарова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 2(93). - С. 220-222

9. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022. - 174 с.

10. Тлевцежева, М.А. Этнопедагогика в поле гуманитарных наук / М.А. Тлевцежева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 4(12). - С. 112-117

11. Умарова, З.Х. Нартский эпос - как культурная ценность народов Северного Кавказа / З.Х Умарова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 39 - С. 77-80

12. Шамаев, А.М. Этнопедегогика народов северного кавказа в первой половине XVIII века / А.М. Шамаев, Б.В. Кодзоков // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 297-300

13. Шарипов, Ф.Ф. Трудовое воспитание как основная цель народной педагогики / Ф.Ф. Шарипов, Г.М. Гулов // Вестник Таджикского национального университета. - 2015. - № 38(182). - С. 140-144

Педагогика

УДК 373.55

кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат биологических наук Лабутина Марина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ

ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ

Аннотация. В статье авторами рассматривается профессиональное самоопределение старшеклассников в рамках школьной биологии. Авторами детально изучено и расшифровано понятие «профессиональное самоопределение» в психологической и педагогической точки зрения. Важным критерием профессионального самоопределения личности является согласованность интересов старшеклассников к профессии и потребностей государства в кадровом обеспечении. В статье подробно описывается исследовательская работа, проведенная преподавателями Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева (МГПУ) по диагностированию желаний и намерений старшеклассников в определении выбора профессии. Для того, чтобы курс профессионального самоопределения был грамотно выстроен, старшеклассникам предлагалось в рамках школьной биологии ознакомиться с наиболее востребованными профессиями, которые не потеряют перспективности в будущем. При составлении перечня профессий авторы в первую очередь были ориентирована на предметную область биология. Проведенное данное исследование позволило авторам прийти к выводу, что самоопределение старшеклассников представляет собой осмысление своей личности, своей жизни и своего собственного потенциала относительно выработанных в обществе критериям становления личности, а также дальнейшая реализация себя в этой профессии на основе этих выше обозначенных критериев.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, старшеклассники, обучающиеся, биология. Annotation. The article discusses the professional self-determination of high school students within the framework of school biology. The authors have studied in detail and deciphered the concept of «professional self-determination» from a psychological and pedagogical point of view. An important criterion for professional self-determination of an individual is the consistency of the interests of high school students to the profession and the needs of the state in staffing. The article describes in detail the research work carried out by teachers of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev (MSPU) on diagnosing the desires and intentions of high school students in determining the choice of profession. In order for the course of professional self-determination to be competently built, high school students were offered to get acquainted with the most popular professions within the framework of school biology, which will not lose their prospects in the future. When compiling the list of professions, the authors were primarily focused on the subject area of biology. The conducted research allowed the authors to come to the conclusion that the self-determination of high school students is an understanding of their personality, their life and their own potential in relation to the criteria of personality formation developed in society, as well as the further realization of themselves in this profession on the basis of these criteria.

Key words: self-determination, professional self-determination, high school students, students, biology.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева)

Введение. Мы часто, будучи взрослыми людьми, сталкиваемся с проблемой правильного выбора: места работы, места жительства, взаимоотношений с сослуживцами. Для определения своего выбора используем поговорку «Семь раз отмерь

один раз отрежь», подчеркивая тем самым определения для себя принятия одного какого-либо решения. Так по сути понятие принятие решения находится в тесном взаимодействии с понятием «самоопределения» [1].

В научно-популярной литературе встречается несколько определений понятия «самоопределение». Так встречаются следующие расшифровки понятия:

• Жизненное самоопределение - представляет собой особый тип выбора жизненного пути связанный с определением досуга, быта, профессиональной деятельности;

• Личностное самоопределение - представляет собой более высокоорганизованный выбор личности, которая имеет четкие представления своего жизненного пути, будущей профессии, и знает пути реализации своего выбора.

Так Н.С. Пряжников, характеризует личностное самоопределение в профессиональном выборе, как форму активных действий, направленных на достижение вершины своего решения за счет реализации труда.

Расшифровка понятия «самоопределение» предоставляется в таких науках как психология и педагогика. Так понятие самоопределения в психологии впервые было раскрыто в работе С.Л. Рубинштейна, где он говорит, что личность должна осознавать себя как субъекта самопознания. В работах Б.Г. Ананьева говорится, что самоопределение человека основано на духовном богатстве личности. А.В. Петровский рассматривает самоопределение как противопоставление личности целому коллективу [2].

В педагогике вопрос самоопределения понимается как определенный этап взросления личности, формирования понятия о будущей профессии личности и его будущего в целом.

Вопрос самоопределения в педагогике уходит в древние времена к учениям И. Песталоцци и Ф. Дистервега, которые говорили, что в процессе обучения учеников необходимо мотивировать их на свое собственное «Я». Но несмотря на это, более широкую популярность вопрос самоопределение в педагогическом учении получило в 80-90-е годы ХХ века. В современных условиях это одно из самых популярных понятий в педагогике [3, 4].

А.В. Мудрик под самоопределением рассматривает педагогическую деятельность как деятельность, направленную на оказание помощи в понимании изучаемого материала, а также следующих составляющих этого процесса:

- целеполагание;

- планирование;

- рефлексия;

- познание и самопознание.

Самопознание базируется на осознание личностью соответствия ее внутреннего и внешнего мира [5, 6].

В соответствии с работой Е.А. Климова, профессиональному самоопределению обучающихся старшего возраста предшествуют ряд этапов:

- первичное определение профессии, которое связано со слабым представлением профессиональных функций и как следствие неустойчивости профессионального выбора;

- этап формирования первоначального профессионального самоопределения осознания выполнения трудовых функций в определенной профессии;

- непосредственное профессиональное самоопределение в направлении траектории обучающегося школа-ВУЗ-профессиональная деятельность [7].

В научно-методической литературе приводится информация, что сенситивным периодом является юношеский возраст. И если бы еще с детства молодежи готовили и рассказывали о разных профессиях, то старшеклассники не сталкивались с проблемой самоопределения, и знали кем они хотят стать в будущем.

Несомненно, изменения в воспитательно-образовательной системе образовательных организаций построены таким образом, что выпускник должен реализовать себя в продуктивной трудовой деятельности. Еще в ХХ веке данная стратегия самоопределения получила широкую практическую направленность, однако на сегодняшний день она несколько усложнилась, а именно:

- необходимостью формирования профессиональных знаний у обучающихся в условиях постоянного выбора;

- необходимостью увеличение объема знаний сегодняшних выпускников, которые выходят за рамки предлагаемого им предметного материала, в условиях современности [8, 9].

Таким образом, вопрос самоопределения старшеклассников является сложным и длительным, решению которого необходимо педагогическое сопровождение. Безусловно, что специфичность профессии личности оказывает существенное влияние на образ его жизни и поведение. Так по мнению Л.М. Митиной, образ профессионала в своем деле находится в тесной взаимосвязи именно с образом жизни. И характер будущего образа жизни при овладении определенной профессией формирует определенное ценностное представление о профессии и как следствие стремление стать таким профессионалом. Без сомнения, можно сказать, что обучающий в получении профессия видит возможность достижения желаемого образа жизни и это не является существенной частью личности, но тем самым указывает на примитивность профессиональных предпочтений старшеклассников [10].

Изложение основного материала статьи. Работа по диагностированию желаний и намерений старшеклассников осуществлялась преподавателями Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (МГПУ), результаты которой совпадают с данными других исследователей. Эксперимент проводился в 2021-2022 учебном году. В нем приняли участие 98 обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Возрастной диапазон школьников, которые участвуют в эксперименте, составил 16-17 лет. Половая принадлежность участников не учитывалась.

В ходе экспериментального исследования обучающимся 11-х классов предлагалось принять участие в опросе (опросник состоял из 43 вопросов). Измерение профессиональных желаний и намерений проводилось с помощью тестирования. Оно представляло собой контент-анализ размещенный на платформе электронного обучения - Moodle. Отвечая на два следующих вопроса «Что для вас является приоритетом в жизни?» и «Чем нужно руководствоваться при выборе профессии?» из опрошенных 48,3% выбрали деньги, 45,5% выбрали любовь к профессии и 6,2% из 100% участников выбрали карьеру.

Из числа опрошенных больше половины не имеют четких представлений о возможностях и потребностях рынка труда, 54% опрошенных не обеспечены сведениями к требованиям предъявляемым к профессиям. Таким образом вопрос по оказанию квалифицированной помощи школьникам в жизненном, профессиональном и социальном самоопределении является важной государственной задачей.

На сегодняшний день наблюдается постепенный переход от управленческого процесса самоопределения к более мягкой альтернативе, нашедшей свое отражение в трудах О.С. Газмана это психолого-педагогическое сопровождение и в трудах С.Д. Поляков, Н.Р. Биянова, А.Г. Цукерман и др. педагогическое сопровождения [11].

Рассматривая педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников, мы отдаем предпочтение особой сфере деятельности педагога-предметника, направленную на формирование предметных

представлений у школьника ориентированных на составление образа «будущей профессии», на способы самореализации в профессии на базе предметных знаний. При этом профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

При формировании процесса профессионального самоопределения исходили из следующей схемы педагогического сопровождения, в рамках дисциплины - биология, мы ориентировались такими методологическими разработками:

- факторное влияние социокультурной составляющей;

- системно-функциональная составляющая в рамках школьной биологии;

- исследовательская составляющая, ориентированная на исследование данных об отношении старшеклассников к будущей профессиональной деятельности ориентированное на использование биологических знаний.

В научно-педагогической литературе можно встретить акцент профессионального самоопределения школьника на применении теоретических знаний предмета на практике. Важно не только ознакомить обучающихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний по биологии, а также с характером работы будущих специалистов - биологов.

Так, автором статьи и его творческим коллективом был разработан целый комплекс профессий-биологов в соответствии с календарно-тематическим планом общеобразовательных организаций. Следующая часть эксперимента, проводимая в течении 2021-2022 учебного года, заключалась в том, что в рамках школьного предмета - биологии, запланировано проведение целой серии лабораторных работ по изучению растений, животных и человека с дополнительной информацией о профессиях где необходимы биологические знания. Расшифровка практического значения знаний, которые изучаются в рамках школьной биологии, направленных на более маштабное усвоению основ биологических наук, заключается в усилении практической направленности трудового воспитания.

Содержание учебного курса биологии ориентировалось на включение школьников в творческую поисковую деятельность, направленную на поиск смысла профессионального труда в жизни каждого человека, а также приобретение первоначальных навыков постановки и проведения опытов, которые в дальнейшем могут послужить основанием для выбора профессии связанной с биологией. При этом учитывались следующие компоненты самоопределения личности как когнитивный компонент, мотивационный компонент и операциональный компонент, которые направлены на рассмотрение личности целостностного самоопределения обучающегося в профессии. Так в рамках выше обозначенного опросника, обучающим предлагалось ответить на вопросы, позволяющие определить позиции старшеклассников относительно профессионального выбора и в частности профессий, связанных с биологией. В качестве профессий с биологическим содержанием, предлагались следующие:

- учитель биологии;

- биотехнолог;

- врач;

- микробиолог;

- технолог пищевой промышленности;

- эколог.

Подробная характеристика профессий предоставлялась обучающимся на лабораторных работах по изучению растений, животных и человека в рамках школьной биологии. Оценку эффективности курса производили не только по характеристикам ответов старшеклассников, но и по динамике совершенствования биологической компетенции личности по мере покомпонентного совершенствования критериев и показателей, стратегий личностно-профессионального самоопределения. Результаты проведенного исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Контрольное тестирование старшеклассников по профессиональному самоопределению

Обработка данных показала, что самоопределение старшеклассников представляет собой длительный процесс, несмотря на то что эксперимент длился целый год, многие обучающиеся уже имели примерный план дальнейших профессиональных действий. Согласно представленным данным на рисунке участники эксперимента, а именно 85% имеют

четкие представления с выбором профессии, однако результативность исследования доказала, что предметная ориентация способствовала о прогрессивном изменении у испытуемых таких показателей, как когнитивного, операционального и мотивационного компонентов. Однако 30% участников контрольной группы на последнем этапе эксперимента испытывали неопределенность с выбором профессии.

Также тестирование включало себя несколько вопросов, направленных на определение такого важного критерия, как «условия выбора ВУЗа» старшеклассниками. Среди них наиболее значимыми были:

1) Бюджетные места;

2) Последующее трудоустройство;

3) Размер суммы, в случае платного обучения;

4) Удобное расположение корпусов, общежития, столовой;

5) Возможность получения дополнительного образования.

Результаты данной диагностики критериев представлены на рисунке 2.

Меньше всего из предложенного списка, старшеклассники из общего числа опрошенных концентрировали свое внимание на возможность получения дополнительного образования, а также удобстве расположения корпусов, общежития, столовой в кампусе. Стоимость платного обучения волновала только 43% опрошенных, видимо неуверенных в своих силах поступить на бюджетное место. И более половины, опрошенных интересовались наличием бюджетных мест и последующей возможностью трудоустройства после получения диплома.

Особый интерес из числа опрошенных вызвало положение Федерального закона от 08.06.2020 за № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статьи 46 и дополняющим ее положением, предусматривается возможность допустить обучающихся по образовательным программам высшего образования, к педагогической деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в течение периода обучения. И вопрос формирования педагогического трудового стажа стал интересен для 41 % опрошенных.

Выводы. Таким образом, самоопределение старшеклассников представляет собой осмысление своей личности, своей жизни и своего процесса реализация себя в профессии на основе предметных критериев. Иными словами, интерес к предмету - биология мотивировал старшеклассников больше заниматься им, и как следствие, это позволило больше выявить и развить их способности по биологии. Они почувствовали свой успех в рамках практической деятельности при выполнении лабораторных работах на уроках биологии, и ощутили при этом повышение своего признания среди окружающих. Операционный компонент позволил обучающимся почувствовать важность профессии биолога, а именно осознание ответственности за человеческое здоровье, участие биологов в развитие научных открытий в области живых организмов, осознание творческой составляющей в профессии биолога и перспективностью этой профессией еще на многие годы.

1. Арюкова, Е.А. Кейс-технологии и проектное обучение как инструмент профессионального ориентирования школьников на уроках биологии / Е.А. Арюкова, М.Н. Якушкина, А.С. Наумова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 15-19

2. Гречко, М.В. К проблеме профессионального самоопределения подростков и юношей / М.В. Гречко // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - 2019 - URL: <a href="https://scienceforum.ru/2019/article/2018010814">https://scienceforum.ru/2019/article/2018010814</a>

3. Базаева, Ф.У. Основы профессионального самоопределения молодежи / Ф. У. Базаева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 2. - С. 95-98

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

5. Топанова, А.А. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников / А.А. Топанова, М.А. Овечкина, А.Н. Лумпова, Г.А. Кухарчик // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. - 2021. - № 2. - С. 78-85

■ бюджетные места

■ последующее трудоустройство

■ размер суммы, в случае платного обучения

удобное расположение корпусов общежития, столовой

■ возможность получения дополнительного образования

39

Рисунок 2. Результаты данной диагностики критериев интересов при выборе ВУЗа

Литература:

6. Иванченко, В.Н. Проблема самоопределения в рамках отечественной и зарубежной психологии / В.Н. Иванченко // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23124

7. Костюнина, Е.А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е.А. Костюнина, Л.Г. Агеева // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 530-533. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/

8. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников основной средней общеобразовательной школы / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2004. - №1. - С. 6175.

9. Ларина, А.А. Процесс формирования личностно- профессионального самоопределения подростка / А.А. Ларина // Территория науки. - 2013. - № 1. - С. 49-53

10. Митина, Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра / Л.М. Митина // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 июня-1 июля 2008 г. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. - 264 с.

11. Саукова, Е.В. Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии / Е.В. Саукова, А.А. Самсоненко // Молодой ученый. - 2020. -№ 39 (329). - С. 60-62. - URL: https://moluch.ru/archive/329/73807/

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат психологических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Нальгиева Индира Алиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры русского языка и

методики его преподавания Дадаева Аза Румановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается коммуникативное поведение учителя как фактор комфортной образовательной среды обучающихся. Коммуникативное поведение учителя играет центральную роль в установлении комфортной образовательной среды в классе. Поведение учителя при общении важный аспект, в значительной степени способствующий мотивации учащихся на обучение и влияющий на межличностные отношения в классе. Автором рассмотрены основные характеристики комфортной образовательной среды. Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Выделены критерии обеспечения комфортной образовательной среды. Пришел к выводу под коммуникативным поведением педагога понимаем организацию речи и речевого поведения педагога, позволяющих создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу общения учителя и учеников, и поддерживать благоприятный характер отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, учитель, фактор, комфортная образовательная среда, обучающиеся.

Annotation. The article deals with teacher's communicative behaviour as a factor of students' comfortable educational environment. The teacher's communicative behaviour plays a central role in establishing a comfortable educational environment in the classroom. The teacher's communication behaviour is an important aspect that contributes significantly to students' motivation to learn and influences interpersonal relationships in the classroom. The author considers the main characteristics of a comfortable educational environment. Creating a comfortable educational environment helps to ensure favourable emotional health of students, which, in turn, leads to improvement of education quality indicators. The creation of comfortable educational environment helps to ensure favorable emotional health of students, which in its turn leads to the improvement of education quality indicators. The criteria for providing a comfortable educational environment are highlighted. The communicative behavior of a teacher is understood as the organization of speech and speech behavior of a teacher, which allows creating a comfortable emotional and psychological atmosphere of communication between a teacher and students, and maintaining a favorable relationship between all participants of the educational process.

Key words: communicative behaviour, teacher, factor, comfortable learning environment, learners.

Введение. Согласно закону «Об образовании в РФ» (2012 года), на территории школы должны активно использоваться процессы гуманизации и демократизации, что позволяет совершенствовать внутришкольную среду таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня профессиональной деятельности учителей для успешного обучения детей. Современный этап развития системы образования предопределяет обновление подходов к освоению профессиональной деятельности. Содержание профессиональной подготовки учителей не всегда удовлетворяет современное общество, поэтому основным стратегическим направлением его усовершенствования является повышение качества подготовки специалистов с учетом специфики будущей специальности и требований к выбранному виду деятельности. В перечне профессионально-значимых качеств личности учителя одно из ведущих мест занимает его коммуникативное поведение.

Изложение основного материала статьи. Изучению проблем коммуникативного поведения учителей посвящены работы Н.Д. Арутюновой, Е.П. Ильина, Е.А. Иссерс, Ю.Е. Прохорова, И.И. Рыдановой, И.А. Стернина, С.Л. Троянской, Н.И. Формановской, Ю.В. Щербининой и др.

Коммуникативное поведение учителя играет центральную роль в установлении комфортной образовательной среды в классе. Поведение учителя при общении важный аспект, в значительной степени способствующий мотивации учащихся на обучение и влияющий на межличностные отношения в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.