Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ'

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / БИОЛОГИЯ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Наумова Анастасия Александровна, Пирогова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается сущность профессионального самоопределения как школьников на уроках биологии. Авторами детально изучен вопрос формирования профессионального самоопределения у учащихся при изучении школьной биологии. Эффективными средства формирования профессионального самоопределения являются: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональные способности. Грамотно организованная работа по формированию профессионального самоопределения с помощью различных средств способствует осуществлению не только основных учебных целей урока, но и формированию стимула к выбору профессии. Авторами рассматривается возможность использования на уроках биологии и во внеурочной деятельности различные средства для формирования профессионального самоопределения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Наумова Анастасия Александровна, Пирогова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF SCHOOL BIOLOGY

The article examines the essence of professional self-determination as schoolchildren in biology lessons. The authors have studied in detail the issue of the formation of professional self-determination among students in the study of school biology. Effective means of forming professional self-determination are: professional education, professional consultation, professional selection, professional adaptation, professional abilities. Competently organized work on the formation of professional self-determination through various means contributes to the implementation of not only the main educational goals of the lesson, but also the formation of an incentive to choose a profession. The authors consider the possibility of using various means for the formation of professional self-determination of schoolchildren in biology lessons and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ»

Литература:

1. Гусейнова, Т.В. Практическая направленность методической подготовки учителей русского языка: диссертация д-ра пед. наук:13.00.08 / Гусейнова Татьяна Владимировна. - Душанбе, 1997. - 434 с.

2. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: диссертация д-ра пед. наук: 13.00.08 / Дроботенко Юлия Борисовна. - Омск, 2016. - 468 с.

3. Мартынова, В.А. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата / В.А. Мартынова, Р.Ф. Ахтариева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 144-145

4. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)": [утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н]. - URL:https://fgosvo.rn/docs/index/2/1 - (дата обращения: 15.09.2020).

5. Тумашева, О.В. Методическая подготовка будущих учителей: погружение в профессиональную реальность / О.В. Тумашева // Высшее образование в России. - 2017. - №12 (218). - С. 63-70

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (3++) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2020 года №1456]. - URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 / (дата обращения: 15.09.2020).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 105 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 №286]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?index=2&rangeSize=1. - (дата обращения: 15.09.2020).

Педагогика

УДК 373.55

кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Пирогова Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ

БИОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность профессионального самоопределения как школьников на уроках биологии. Авторами детально изучен вопрос формирования профессионального самоопределения у учащихся при изучении школьной биологии. Эффективными средства формирования профессионального самоопределения являются: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональные способности. Грамотно организованная работа по формированию профессионального самоопределения с помощью различных средств способствует осуществлению не только основных учебных целей урока, но и формированию стимула к выбору профессии. Авторами рассматривается возможность использования на уроках биологии и во внеурочной деятельности различные средства для формирования профессионального самоопределения школьников.

Ключевые слова: профориентационная деятельность, профессиональное самоопределение, обучающиеся, биология, школа.

Annotation. The article examines the essence of professional self-determination as schoolchildren in biology lessons. The authors have studied in detail the issue of the formation of professional self-determination among students in the study of school biology. Effective means of forming professional self-determination are: professional education, professional consultation, professional selection, professional adaptation, professional abilities. Competently organized work on the formation of professional self-determination through various means contributes to the implementation of not only the main educational goals of the lesson, but also the formation of an incentive to choose a profession. The authors consider the possibility of using various means for the formation of professional self-determination of schoolchildren in biology lessons and extracurricular activities.

Key words: career guidance, professional self-determination, students, biology, school.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева)

Введение. Одним из актуальных направлений современного обучения в школе является профориентационная работа со всеми школьниками, а особенно со школьниками выпускных классов, которая подводит к обоснованному выбору профессии. Содержание биологии как школьного предмета представляет возможность педагогу проводить в учебном процессе не только профессиональную ориентацию, но и формирование у личности школьника профессионального самоопределения, учитывая индивидуальные возможности обучающихся и их склонности. Профориентационная работа со школьниками должна быть заранее спланирована и детально продумана и не должна противоречить поставленным в начале, основным целям и задачам учебного занятия. Информация, направленная на профориентацию школьников, используемая как в урочной, так и внеурочной деятельности, становится логическим продолжением дополнительным источником учебной информации к основному материалу урока.

Современному обществу остро не хватает образованных и квалифицированных специалистов практически по всем направлениям. Правильное выполнение своих обязанностей и любовь к профессии прямо влияют на формирование качества жизни, комфортного существования в мире и развития человечества в целом. Благодаря свободе выбора профессии на

любом этапе становления человека как субъекта жизни, задача профессионального самоопределения на этапе обучения в школе приобрела наибольшую актуальность, так как по окончанию школы каждый школьник сталкивается с проблемой выбора будущей профессии, которая повлияет на его жизнь.

Изложение основного материала статьи. В период подросткового возраста у школьников происходит стремительное развитие общих и специальных особенностей личности, а так же повышенной интеллектуальной активности. Именно в этот период возраста активно формируются особенности взаимодействия с другими людьми, так называемые межличностные коммуникативные способности личности, которые проявляются в умении вступать в контакт с разными людьми, уметь достигать поставленных целей и задач в команде. Этот возраст совпадает с выпускными классами и именно в это время осуществляется формирование профессионального планирования и происходит профессиональное самоопределение, выпускникам необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, а так же правильно соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессией.

Профессиональное самоопределение понимается как определение человеком своего места в профессиональном мире, нахождение в социуме смысла своей личности в сфере выполняемой работы, внесение изменений в «вектор» профессионального становления личности. Определение будущей профессии должно начинаться уже в предшкольном возрасте и должна проявляться в разработке сюжетно-ролевых игр основанных на учебно-познавательных интересах. В школьном возрасте, а особенно у подростков нужно формировать профессиональное самоопределение через склонности и способности к учебным предметам.

Стадии профессионального становления личности в школьных условиях в рамках изучения курса биологии представлены на рисунке 1.

Профе ссиональная подготовка

Профе ссиональная адаптация

Профессиональная подготовленность к конкретной профессии через и зучение живых объектов и систем, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду

Освоение новой социа льной роли, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности через практические задания, выполняемые на уроках биологии, етаповленпз профессионально важных качеств путем изучения живых объектов и систем.

Рисунок 1. «Стадии профессионального становления личности в рамках изучения школьном биологии»

Профессиональное самоопределение соотносится в целостном выражении психических и физических составляющих личности обучающихся, анализ своей личности и познание своих особенностей, изучение разносторонне направленных видов работы, их анализ и сравнение, выбор своего места в социальном мире, освоение человеком выбранной им профессии, формирование субъективных критериев оценки себя, как будущего специалиста.

Профессиональное самоопределение учащихся при изучении биологии не только акт выбора будущей профессии, связанной с биологическими системами, живыми объектами и биологическими методами, но и подразумевает изменяющийся, профессионально ориентированный процесс, который может осуществляться на любом этапе жизни. Помощь в становлении и учащихся профессионального самоопределения учащихся начальной, основной и средней школы осуществляется в ходе специально организованных воспитательных, познавательных, научных мероприятий. Все эти мероприятия рассматриваются как система взаимодействия личности и школы на определенных этапах развития школьника. Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся является:

1) Профессиональное просвещение на уроках биологии;

2)Профессиональная консультация на уроках биологии и во внеурочной деятельности;

3) Профессиональный отбор, профессиональный подбор профессий, связанных с биологией;

4) Профессиональная адаптация;

5) Профессиональные способности.

Первым средством профессионального самоопределения является профессионального просвещение, которое подразделяется на две формы:

1) Профессиональная информация;

2) Профессиональная пропаганда.

Целью профессиональной информации в рамках профессионального самоопределения в рамках школьной биологии является ознакомление школьников с основными профессиями и их специальностями, связанных с живыми объектами, системами живых объектов и средой обитания. Школьников знакомят с принципами трудовой деятельности, условиями материальной, технической и социальной среды конкретной профессии, оплатой труда, режимом труда и отдыха,

перспективами карьерного роста (должностного и квалифицированного), формами и сроками обучения на эту профессию (уровень среднего профессионального образования или высшего образования).

Профессиональная консультация является вторым средством формирования у школьников профессионального самоопределения. Суть профессиональной консультации заключается в оказании психологической помощи школьников в рамках профессионального самоопределения, а так же планирование профессиональной карьеры с учетом возможно возникнувших в профессиональной сфере проблем и трудностей. Профессиональная консультация с учащимися может проводиться как внеурочная деятельность в рамках школьной биологии. Внеурочная работа должна проводиться с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей школьников различных возрастов, его интересов (как к предмету, так и к профессии), склонностей и способностей в какой-либо деятельности, уровня знаний (как теоретических, так и практических в области конкретного предмета).

Одними из форм профориентационной работы являются профессиональный отбор и подбор. Суть этих двух понятий отражается в комплексе мероприятий по рекомендациям школьникам конкретной профессии, с одной стороны в соответствии с их возможностями, интересами и склонностями, а с другой стороны требованиями к профессиональной деятельности.

Для того что бы человеку плавно войти в сфере профессиональной деятельности, перейти из учащегося в квалифицированного специалиста в профессиональной сфере ему нужно пройти стадию профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация - это постепенное вхождение вчерашнего обучающегося в условия профессиональной деятельности, период превращения человека с комплексом знаний в квалифицированного рабочего.

Профессиональная адаптация обычно проходит в 2 этапа:

1 этап является подготовительным и осуществляется в процессе профессионального становления личности в процессе обучения конкретной специальности (в школьном курсе биологии это происходи в рамках выполнения практических кейсовых заданий, выполнение практических и лабораторных работ по изучению живых объектов). На этом этапе освоение профессии школьниками происходит через изучение общих и специальных разделов путем овладения конкретными умениями и навыками в учебных кабинетах, кванториумах, точках роста, технопарках.

2 этап является непосредственным и осуществляется на предприятиях и происходит как приспособление человека к производственной сфере и режиму трудового дня.

Как итог отметим, что качество подготовки нынешних школьников на этапе выпускных классов и поступления на программы среднего специального образования и высшего образования напрямую связаны с их профессиональным самоопределением. Уверенность в правильно выбранной профессии ведет к осмыслению и построению старшим школьником своей образовательной и профессиональной индивидуальной траектории. В современном мире выбор будущей профессии школьниками происходит под влиянием семьи и другого социального окружения, а также взаимодействия образовательных организаций в системе школа-вуз.

Выводы. Анализ основных аспектов формирования профессионального самоопределения на уроках школьной биологии, были сформулированы следующие выводы:

1. Существуют несколько средств формирования профессионального самоопределения у школьников на уроках биологии, такими являются профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональные способности.

2. Решение проблемы профессионального самоопределения выпускников с помощью выше указанных средств снижает вероятность неверного выбора будущей специальности.

Так, своевременно оказанная школьникам выпускных классов профориентационная помощь выступает неким процессом обеспечения всестороннего развития личности обучающегося и является финишем учебно-воспитального процесса, осуществляющегося на протяжении всего периода обучения. Анализируя профориентационное самоопределение в рамках изучения биологии в школе можно выявить, что оно направлена на становление профессионального направления школьников, на формирование профессионального стимула старшеклассников к выбору профессии, в частности биологической, развитие различных умений у школьников по осуществлению выбора.

Литература:

1. Ионина, Н.Г. Профориентационная работа со школьниками в условиях реализации ФГОС / Н.Г. Ионина // Вестник ТОГИРРО. - 2016. - № 3(35). - С. 3-28. - EDN ZRKXQX.

2. Топанова, А.А. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников / А.А. Топанова, М.А. Овечкина, А.Н. Лумпова, Г.А. Кухарчик // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. - 2021. - № 2. - С. 78-85. -EDN WDRGRG.

3. Хорева, С.А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С.А. Хорева, В.В. Онуфриева // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 7(88). - С. 37-40. - EDN XZOFDV.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Ахтариева Разия Файзиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Рахманова Алсу Рамилевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель Шапирова Раиля Равилевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития мягких компетенций в профессиональной деятельности педагога - классного руководителя. Описаны теоретические и методические аспекты проблемы развития мягких компетенций в работе классного руководителя. Дана характеристика основных компетенций современного учителя; рассмотрены особенности реализации мягких компетенций в работе классного руководителя.

Ключевые слова: образование, компетенции, навыки, мягкие компетенции, профессиональная деятельность педагога, классный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.