Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТРЕНАЖЕР / ЗАДАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антохина Валентина Александровна

В статье рассматриваются возможные изменения в содержании и средствах методической подготовки , которые усиливают ее практическую направленность. Обосновывается необходимость преодоления неполноты содержания существующих лингвометодических курсов. С этой целью предлагается осуществить планомерное введение инструментально-практических знаний о способах профессионально-методических действий. Данное положение иллюстрируется на примере операционного состава профессионального действия постановки учебной проблемы. Анализу подвергаются методические средства, стимулирующие применение студентами теоретических и инструментально-практических знаний в педагогической деятельности. Обсуждаются возможности авторского пособия «Тренажер по методике обучения русскому языку в начальной школе» для преодоления формализма в методической подготовке студентов. Рассматриваются основные отличительные черты пособия. Особое внимание уделяется представленным в «Тренажере...» тренировочным заданиям и профессиональным ситуациям, как инструментам формирования профессиональных компетенций у студентов при обучении их лингвометодическим знаниям и умениям. Раскрывается существо предлагаемой в пособии инновационной образовательной технологии смены учебных ролей студента: от выполнения заданий в роли ученика , к выполнению заданий в роли учителя. На основе анализа результатов внедрения рассмотренных содержательно-процессуальных изменений в реальную практику методической подготовки делается вывод об их эффективности для мотивирования студентов к применению знаний в практике педагогической деятельности и для обучения соответствующим профессиональным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PRACTICAL DIRECTION OF METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article deals possible changes in the content and means of methodological training, which enhance its practical orientation. The necessity of overcoming the incompleteness of the content of existing linguo-methodological courses is substantiated. To this end, it is proposed to carry out a systematic introduction of instrumental and practical knowledge about the methods of professional and methodological actions. This provision is illustrated by the example of the operational composition of the professional action of posing an educational problem. The methodological means stimulating the use of theoretical and instrumental and practical knowledge by students in pedagogical activity are subjected to analysis. The possibilities of the author's manual "Simulator on the methods of teaching the Russian language in elementary school" for overcoming formalism in the methodological preparation of students are discussed. The main distinguishing features of the manual are considered. Particular attention is paid to the training tasks and professional situations presented in the "Simulator ..." as tools for the formation of professional competencies in students when teaching them linguo-methodological knowledge and skills. The essence of the innovative educational technology proposed in the manual for changing the educational roles of a student is revealed: from performing tasks in the role of a student, to performing tasks in the role of a teacher. Based on the analysis of the results of the introduction of the considered content and procedural changes into the actual practice of methodological training, a conclusion is made about their effectiveness in motivating students to apply knowledge in the practice of pedagogical activity and for teaching relevant professional actions.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

• Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

• Подобрать слова, в которых указанный звук стоял бы на определённом месте.

Задания, направленные на профилактику дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Профилактика данного вида дисграфии предполагает формирование умений дифференцировать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки, аффрикаты и входящие в их состав звуки.

• Показать букву в ответ на произнесённый логопедом слог (слово) с соответствующим звуком.

• Прослушать слог и преобразовать его, заменив один согласный на другой.

• Назвать пропущенный в слове звук.

• Отобрать предметные картинки , в названии которых имеется данный звук.

• Подобрать слово на заданный звук.

Задания, направленные на предупреждение артикуляторно-акустической дисграфии. Логопедическая работа начинается с преодоления нарушений устной речи. На подготовительном этапе происходит формирование навыков кинестетических ощущений и слухового восприятия. Далее работа проводится с каждым из смешиваемых звуков. Заключительный этап посвящается дифференциации звуков, смешиваемых на слух и в произношении.

• Определить место звука в слове (начало, середина , конец).

• Прослушать текст и назвать все слова, в которых есть соответствующий звук.

• Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

• Подобрать слова, в которых указанный звук находится в заданном месте. Завершая характеристику типов коррекционно-развивающих упражнений, отметим, что важным условием результативности обсуждаемой профилактической работы является вовлечение в нее всех участников образовательного процесса. Методические рекомендации и подбор заданий, которые могут использоваться вне логопедической практики, выступления по актуальным вопросам рассматриваемой тематики на педагогических советах, совместная работа с педагогами, работающими с данной категорией младших школьников, подбор заданий и консультирование родителей рассматриваются нами в качестве ключа к успешной работе по профилактике различных видов дисграфии.

Выводы. Обобщая сказанное, отметим следующие положения. Эффективное формирование навыка письма у обучающихся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня сдерживается наличием у них предпосылок различных видов дисграфии, что выражается в несформированности компонентов речи, являющихся базовыми для успешного овладения письмом, в недостаточном развитии высших психических функций. Разработка научно-обоснованного логопедического воздействия при профилактике различных видов дисграфии у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня предполагает учет природы , механизмов, видов данного нарушения письма. Для успешного достижения целей при проведении логопедической работы в нее целесообразно вовлекать всех участников образовательного процесса: учителей, работающих с данной категорией детей, родителей, психологов. Проектирование системы занятий, отбор и разработка коррекционно-развивающих заданий, методических рекомендаций должны осуществляться с учетом междисциплинарного подхода. Реализация отмеченных направлений логопедического воздействия, как показывает наша практика, позволяет добиваться устойчивого положительного эффекта при профилактике диагностированных видов дисграфии.

Литература:

1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.: Эксмо. - 2009. - С. 46-60

2. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - СПб.: Речь. - 2006. - С. 170-179

3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: ИД МиМ. -1997. - С. 286

4. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение. - 1989. - С.99-100

5. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Союз. - 2001. - С. 18

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Антохина Валентина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»(г. Калуга)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные изменения в содержании и средствах методической подготовки , которые усиливают ее практическую направленность. Обосновывается необходимость преодоления неполноты содержания существующих лингвометодических курсов. С этой целью предлагается осуществить планомерное введение инструментально-практических знаний о способах профессионально-методических действий. Данное положение иллюстрируется на примере операционного состава профессионального действия постановки учебной проблемы. Анализу подвергаются методические средства, стимулирующие применение студентами теоретических и инструментально-практических знаний в педагогической деятельности. Обсуждаются возможности авторского пособия «Тренажер по методике обучения русскому языку в начальной школе» для преодоления формализма в методической подготовке студентов. Рассматриваются основные отличительные черты пособия. Особое внимание уделяется представленным в «Тренажере...» тренировочным заданиям и профессиональным ситуациям, как инструментам формирования профессиональных компетенций у студентов при обучении их лингвометодическим знаниям и умениям. Раскрывается существо предлагаемой в пособии инновационной образовательной технологии смены учебных ролей студента: от выполнения заданий в роли ученика , к выполнению заданий в роли учителя. На основе анализа результатов внедрения рассмотренных содержательно-процессуальных изменений в реальную практику методической подготовки делается вывод об их эффективности для мотивирования студентов к применению знаний в практике педагогической деятельности и для обучения соответствующим профессиональным действиям.

Ключевые слова: практическая направленность, методическая подготовка, инструментально-практические знания, тренажер, задания, профессиональные ситуации.

Annotation. The article deals possible changes in the content and means of methodological training, which enhance its practical orientation. The necessity of overcoming the incompleteness of the content of existing linguo-methodological courses is substantiated. To this end, it is proposed to carry out a systematic introduction of instrumental and practical knowledge about the methods of professional and methodological actions. This provision is illustrated by the example of the operational composition of the professional action of posing an educational problem. The methodological means stimulating the use of theoretical and instrumental and practical knowledge by students in pedagogical activity are subjected to analysis. The possibilities of the author's manual "Simulator on the methods of teaching the Russian language in elementary school" for overcoming formalism in the methodological preparation of students are discussed. The main distinguishing features of the manual are considered. Particular attention is paid to the training tasks and professional situations presented in the "Simulator ..." as tools for the formation of professional competencies in students when teaching them linguo-methodological knowledge and skills. The essence of the innovative educational technology proposed in the manual for changing the educational roles of a student is revealed: from performing tasks in the role of a student, to performing tasks in the role of a teacher. Based on the analysis of the results of the introduction of the considered content and procedural changes into the actual practice of methodological training, a conclusion is made about their effectiveness in motivating students to apply knowledge in the practice of pedagogical activity and for teaching relevant professional actions.

Key words:practical orientation, methodical training, instrumental and practical knowledge, simulator, tasks, professional situations.

Введение. Качественная подготовка студентов к решению современных задач отечественного начального образования не может состояться в условиях ориентации вузовского обучения только на «знаниевую» парадигму и связанные с нею репродуктивные методы и средства обучения. В условиях реализации в российском образовательном пространстве ФГОС НОО- 2011 [7], обновленного ФГОС НОО 2021 [8], ФГОС ВО (3++) «Педагогическое образование» [6], профессионального стандарта педагога [4] особое значение приобретает проблема усиления практической направленности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Анализ реальной практики профессионально-методической подготовки студентов в педагогических вузах свидетельствует о существовании разрыва между ее теоретической и практической составляющими. В специальных исследованиях отмечается необходимость преодоления формализма в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей, первостепенная важность достижения функциональности изучаемых теоретических сведений [1], [2], [3], [5].

Очевидной становится потребность в поиске методических путей усиления практической направленности методической подготовки студентов. Представляется, что эти направления могут быть связаны прежде всего с изменениями в отборе изучаемого научно-методического содержания и с разработкой методических средств, стимулирующих активную деятельность самих студентов по применению изученных научных знаний в будущей педагогической деятельности. Рассмотрим их.

Изложение основного материала статьи. Содержание современной методической подготовки будущих учителей начальных классов, как известно, включает знаниевый и деятельностный блоки. Знаниевый блок содержания методической подготовки представлен прежде всего научно-методическими понятиями (к примеру, обучение грамоте, цели обучения русскому языку, результаты обучения русскому языку, учебная проблема, средства обучения русскому языку и др.), научными сведениями ( например, о психологических и лингвистических основах обучения грамоте, о структуре современного урока русского языка, о современных образовательных технологиях, о приемах развития орфографической зоркости и др). Однако успешное выполнение профессионально-методических действий предполагает не простую информированность будущего учителя о лингвометодических фактах, явлениях, событиях ( например, о постановке учебной проблемы на уроке), а освоение студентом способа соответствующего методического действия .Так , для постановки учебной проблемы на уроке учителю необходимо выполнить целый комплекс методических действий: актуализировать ранее изученные сведения, с которыми новый материал вступает в противоречие; предъявить учащимся практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний; помочь учащимся осознать причины затруднений; инициировать формулировку проблемы учащимися и ее моделирование. Отсутствие у студентов и практикующих учителей знаний о способе действия постановки учебной проблемы препятствует грамотной реализации названного ключевого этапа урока, порождает его имитацию в реальной школьной практике. Очевидно, что для успешной подготовки студентов к постановке учебной проблемы на уроке необходимо ввести знания о способе действия по постановке учебной проблемы (о промежуточных операциях). Однако существующее содержание методической подготовки будущих учителей начальных классов страдает существенной неполнотой: в нем лишь эпизодически и в неявном виде представлены сведения о способах осваиваемых методических действий. Этим обстоятельством во многом объясняется фиксируемый разрыв между методическими знаниями студентами и способностью их применить в педагогической деятельности. Из сказанного следует, что в содержание профессионально-методической подготовки будущих учителей начальных классов (в ее знаниевый блок) целесообразно внести изменения, связанные с последовательным увеличением доли инструментально-практических знаний о способах осваиваемых методических действий (например, о способах организации учебно-поисковой деятельности учащихся на уроке, о способах организации работы над лингвистическим содержанием формулировок правил и определений и др.).

Не требует доказательства мысль о том, что на практических занятиях и в самостоятельной работе по лингвометодическому курсу »Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе» важно направить усилия студентов на осознание данных способов действия и на овладение ими. Решение данной задачи требует разработки и внедрения методических средств, стимулирующих применение студентами теоретических и инструментально-практических знаний в педагогической деятельности.

В рамках данной статьи обсудим возможности использования «Тренажера по методике обучения русскому языку и литературе в начальной школе» для преодоления формализма в методической подготовке студентов. « Тренажер...» - это составная часть разработанного нами научно-методического сопровождения студентов при изучении ими методики обучения русскому языку в начальной школе в бакалавриате. Пособие разработано с учетом требований ФГОС ВО (3++) [6] и ФГОС НОО нового поколения [8]. Рассмотрим основные отличительные черты «Тренажера...».

1. Направленность «Тренажера» на формирование профессиональных компетенций у студентов при обучении их специальным лингвометодическим знаниям и умениям. В соответствии с требованиями ФГОС НОО [7], [8] и профессионального стандарта учителя начальных классов [4] особое внимание уделяется формированию у студентов профессиональных действий, необходимых для развития у младших школьников умения учиться - ключевой учебно-познавательной компетенции, обеспечиваемой универсальными учебными действиями (УУД). Ориентация на подготовку студентов к работе по достижению одного из основных планируемых результатов современного начального обучения

отражена в формулировках заданий, прямо связанных с развитием УУД у младших школьников при обучении их лингвистическим знаниям и умениям. Приведем пример подобных заданий.

№1. Первоклассникам необходимо выделить 1-ый звук в слове ЗЕБРА. Укажите приём, который поможет ему вычленить этот звук в составе слова.

Варианты ответа.

1) Предложите детям «Позвать» слово;

2) Произнесете сами данное слово 3-4 раза, а дети слушают молча;

3) Предложите детям проинтонировать 1-ый звук в составе целого слова: [з,-з,- з,-ебра];

4) Предложите детям шепотом произнести это слово.

- Какие УУД выполняются детьми при использовании этого приема?

(Ответ: 3); УУД осознания способа действия и самоконтроля).

2. В «Тренажере...» используется разработанная нами инновационная образовательная технология смены учебных ролей студента. Эффективность тренинговой формы становления профессиональной компетенции в развитии умения учиться обусловлена во многом содержанием и логикой выстраивания заданий в тренажере, задающих смену ролей студента. Сначала будущие учителя выполняют задания в роли ученика, при этом реализуется уровень освоения студентами предметного содержания школьного курса русского языка. Затем «Тренажёр...» предусматривает выполнение заданий в роли учителя. Студенты оперируют лингвометодическими знаниями и выполняют профессиональные действия, нацеленные на развитие у школьников УУД при обучении предметному содержанию; идентифицируют УУД, программируемые методическими средствами; выявляют и прогнозируют типичные затруднения учащихся в выполнении предметных и универсальных учебных действий; актуализируют методический инструментарий, стимулирующий выполнение УУД; дифференцируют предметные и метапредметные действия школьников. Проиллюстрируем сказанное на примере.

№2. Первоклассники выделяли 1-ый звук в слове ОКНО.

Варианты их ответов.

1) [о];

2) [а].

Выполните задание сначала в роли ученика. Затем выполните его в роли учителя: а) укажите ошибочный ответ; б) определите, какой методический приём следует использовать для формирования у школьников УУД самоконтроля?

(Ответ: 1); прием интонирования).

3. «Тренажер ... » программирует методы обучения, включающие студентов в активную учебно-профессиональную деятельность, в диалогическое взаимодействие: интенсивный тренинг, анализ профессиональных ситуаций.

Ключевым заданием продуктивного типа, в котором происходит «осредствление» осваиваемых лингвометодических заданий и умений, в пособии выступает анализ профессиональных ситуаций. Это учебное задание, в котором моделируется тот или иной элемент реальной школьной практики, требующей от учителя осознания определенной проблемы, актуализации необходимых знаний, в том числе и основных способов и средств, с помощью которых проблема может быть разрешена.

Одну из основных своих задач мы видим в том, чтобы помочь студентам выявить и осмыслить проблемы и противоречия существующего школьного опыта реализации требований ФГОС НОО при обучении русскому языку. В соответствии с этим материалом многих профессиональных ситуаций служат типичные ошибки детей, обучающихся по современным вариативным УМК; варианты фрагментов уроков, как удачных, так и неправильно построенных; типологии упражнений и заданий; разнообразные «ловушки», которые могут подстерегать студентов при разработке конспектов уроков и в реальной педагогической деятельности. Приведем примеры предлагаемых в «Тренажере» профессиональных ситуаций.

№3. Дети неверно выделили в слове МЕЛ звук [м]. Какие методические действия Вы осуществите, чтобы преодолеть подобные ошибки?

Варианты ответа.

1) Произнесёте сами (или предложите умеющему ученику) слово с неверно выделенным звуком [мэл] и предложите послушать, как изменилось слово;

2) сами исправите ошибку;

3) предложите детям быть более внимательными;

4) проинтонируете вместе с детьми 1-ый звук в составе слова.

(Ответ: 4).

№4. В начальных классах при работе над правилом о правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением, распространена следующая ситуация. На уроках изучения данного правила школьники достаточно успешно выполняют тренировочные упражнения на подбор проверочного слова к слову с пропущенной безударной гласной, на вставку и объяснение пропущенных безударных гласных и т.п. Но в диктанте дети допускают массу ошибок на только что изученное правило, а при написании изложений и сочинений число ошибок на данное изученное правило ещё больше возрастает. В чём причина подобных детских ошибок? Какое базовое орфографическое умение у них оказалось не сформированным?

(Ответ: Не сформировано умение видеть орфограммы, т.е. орфографическая зоркость).

№5. Ученик 3 класса обнаруживает явную орфографическую безграмотность, допускает много орфографических ошибок. Рекомендации учителя: «Сначала проверьте работу, а потом сдавайте», - не дают результата. Работа сдаётся со всеми допущенными ошибками. Учительница для исправления положения советует маме дома писать диктанты с ребёнком, т.е. ученик должен писать дома дополнительные диктанты. Мама выполняет совет учительницы, но результата не получает: все ошибки остаются в работе ребёнка. Какое УУД не сформировано у школьника? Согласны ли вы с действиями учительницы? Какой совет Вы дадите маме этого ребёнка?

(Ответ: У школьника не сформировано УУД самоконтроля. Начальным этапом самоконтроля является умение осуществлять контроль действий другого человека. Поэтому для формирования контроля действий другого человека необходимо поменять позицию ученика: ученик диктует, мама пишет текст диктанта, допускает намеренно ошибки, ребёнок проверяет работу мамы).

Выводы. Анализ нашей практики преподавания в вузе лингвометодических дисциплин убедительно свидетельствует о том, что изменение в содержании методической подготовки студентов, связанное с увеличением удельного веса инструментально-практических знаний о способах методических действий, осваиваемых студентами, и регулярное использование «Тренажера...« на занятиях мотивирует студентов к использованию теоретических знаний в процессе решения реальных профессиональных задач, встающих перед учителем при реализации ФГОС НОО, способствует преодолению формализма в методической подготовке будущих учителей.

Литература:

1. Гусейнова, Т.В. Практическая направленность методической подготовки учителей русского языка: диссертация д-ра пед. наук:13.00.08 / Гусейнова Татьяна Владимировна. - Душанбе, 1997. - 434 с.

2. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: диссертация д-ра пед. наук: 13.00.08 / Дроботенко Юлия Борисовна. - Омск, 2016. - 468 с.

3. Мартынова, В.А. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата / В.А. Мартынова, Р.Ф. Ахтариева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 144-145

4. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)": [утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н]. - URL:https://fgosvo.rn/docs/index/2/1 - (дата обращения: 15.09.2020).

5. Тумашева, О.В. Методическая подготовка будущих учителей: погружение в профессиональную реальность / О.В. Тумашева // Высшее образование в России. - 2017. - №12 (218). - С. 63-70

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (3++) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2020 года №1456]. - URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 / (дата обращения: 15.09.2020).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 105 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 №286]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?index=2&rangeSize=1. - (дата обращения: 15.09.2020).

Педагогика

УДК 373.55

кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Пирогова Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ

БИОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность профессионального самоопределения как школьников на уроках биологии. Авторами детально изучен вопрос формирования профессионального самоопределения у учащихся при изучении школьной биологии. Эффективными средства формирования профессионального самоопределения являются: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональные способности. Грамотно организованная работа по формированию профессионального самоопределения с помощью различных средств способствует осуществлению не только основных учебных целей урока, но и формированию стимула к выбору профессии. Авторами рассматривается возможность использования на уроках биологии и во внеурочной деятельности различные средства для формирования профессионального самоопределения школьников.

Ключевые слова: профориентационная деятельность, профессиональное самоопределение, обучающиеся, биология, школа.

Annotation. The article examines the essence of professional self-determination as schoolchildren in biology lessons. The authors have studied in detail the issue of the formation of professional self-determination among students in the study of school biology. Effective means of forming professional self-determination are: professional education, professional consultation, professional selection, professional adaptation, professional abilities. Competently organized work on the formation of professional self-determination through various means contributes to the implementation of not only the main educational goals of the lesson, but also the formation of an incentive to choose a profession. The authors consider the possibility of using various means for the formation of professional self-determination of schoolchildren in biology lessons and extracurricular activities.

Key words: career guidance, professional self-determination, students, biology, school.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева)

Введение. Одним из актуальных направлений современного обучения в школе является профориентационная работа со всеми школьниками, а особенно со школьниками выпускных классов, которая подводит к обоснованному выбору профессии. Содержание биологии как школьного предмета представляет возможность педагогу проводить в учебном процессе не только профессиональную ориентацию, но и формирование у личности школьника профессионального самоопределения, учитывая индивидуальные возможности обучающихся и их склонности. Профориентационная работа со школьниками должна быть заранее спланирована и детально продумана и не должна противоречить поставленным в начале, основным целям и задачам учебного занятия. Информация, направленная на профориентацию школьников, используемая как в урочной, так и внеурочной деятельности, становится логическим продолжением дополнительным источником учебной информации к основному материалу урока.

Современному обществу остро не хватает образованных и квалифицированных специалистов практически по всем направлениям. Правильное выполнение своих обязанностей и любовь к профессии прямо влияют на формирование качества жизни, комфортного существования в мире и развития человечества в целом. Благодаря свободе выбора профессии на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.