Научная статья на тему 'Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов'

Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / LINGUISTIC AND METHODICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY CLASSES / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА / PRACTICAL-ORIENTED TRAINING FOR A BACHELOR STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Любовь Ивановна

В статье раскрывается понятие «лингвометодичская компетентность» будущего учителя начальных классов. Представлено описание виртуального методического кабинета «Теоретические основы и технологии начального образования» для формирования лингвометодической компетентности студента на лекционных и практических занятиях в ходе освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND METHODICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY CLASSES

The article reveals the notion of «Linguistic methodic competence» of the future teacher of primary classes. The description of the virtual methodical cabinet "Theoretical Foundations and Technologies of Primary Education" is presented to form the linguistic competence of the student in lecture and practical classes in the course of mastering the discipline «Methods of teaching the Russian language».

Текст научной работы на тему «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов»

6. Крылова, М.Н. Особенности таджикского языка и их влияние на обучение студентов-таджиков русскому языку / М.Н. Крылова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 3 (54). - С. 24-30.

7. Лихачева, М.Е. Визуализация как средство повышения эффективности учебного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному / М.Е. Лихачева // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллект. монография; под ред. Е.И. Чирковой. - Киров: Межрег. центр инновац. технологий,

2017. - С. 53-72.

8. Марьянчик, В.А. Невербальные опоры для активизации диалогической речи на уроках РКИ / В.А. Марьянчик, И.А. Кристианингсих // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в высшей школе: Мат. межрегион. науч.-практ. сем. с междунар. участ. - Рязань: Ак. права и управления, 2016. - С. 123-129.

9. Налбандян, А.А. Методические основы использования ресурсов интернета при обучении чтению на уроке РКИ: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2004. - 21 с.

10. Нефедьева, В.С. Текст как средство обучения монологической речи на русском языке как иностранном / В.С. Нефедьева, Т.В. Сварчевская // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2018. - С. 85-87.

11. Оналбаева, А.Т. Использование невербальных средств общения в практике преподавания РКИ как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А.Т. Оналбаева // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: Мат. XI междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. Л.И. Колесник. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2016. -С. 99-103.

12. Титова, Ж.Н. Внеаудиторная работа как средство развития интереса при обучении русскому языку как иностранному / Ж.Н. Титова // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного Сб. мат. конф.; под общ. ред. Н.В. Кулибиной. - М.: Гос. ин-т РЯ им. А.С. Пушкина,

2018. - С. 912-917.

13. Шипелевич, Л. Личность преподавателя РКИ в эпоху интернета / Л. Шипелевич // Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: Сб. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. - М.: РУДН, 2017. - С. 49-54.

Педагогика

УДК: 378.2

ассистент Шаталова Любовь Ивановна

Старооскольский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Старый Оскол)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. В статье раскрывается понятие «лингвометодичская компетентность» будущего учителя начальных классов. Представлено описание виртуального методического кабинета «Теоретические основы и технологии начального образования» для формирования лингвометодической компетентности студента на лекционных и практических занятиях в ходе освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку».

Ключевые слова: лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов, методика обучения, практико-ориентированное обучение студента-бакалавра.

Annotation. The article reveals the notion of «Linguistic methodic competence» of the future teacher of primary classes. The description of the virtual methodical cabinet "Theoretical Foundations and Technologies of Primary Education" is presented to form the linguistic competence of the student in lecture and practical classes in the course of mastering the discipline «Methods of teaching the Russian language».

Keywords: linguistic and methodical competence of the future teacher of primary classes, teaching methods, practical-oriented training for a bachelor student.

Введение. Современные тенденции образования, динамика развития информационных технологий, стремительное уплотнение смарт-функций человека, - все это стимулирует преподавателя-методиста к уточнению видения профессиограммы и профессиографии будущего учителя начальных классов, уточнения компетентностной составляющей в рамках практико-ориентированного обучения.

Требования ФГОС НОО от 2009 года акцентируют внимание на «формировании первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [ФГОС НОО, 2009].

Изложение основного материала статьи. Правомерность существования понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах И.Г. Агапова, В.А.Болотова, Е.В. Бондаревской, С.Г. Воровщикова, А.Н. Дахина, Л.Ф.Ивановой, С.В. Кульневича, О.Е. Лебедева, Г.Н. Подчалимовой, М.В.Рыжакова, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова. В данных исследованиях компетентностный подход предполагает создание условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Проблема лингвистической

подготовки будущего учителя начальных классов была сформулирована академиком Н.М. Шанским, впервые обратившим внимание на то, что курс методики преподавания русского языка в начальной школе необходимо понимать как лингвистический курс.

На сегодняшний день имеется ряд классификаций ключевых компетентностей, среди которых лингвометодическая компетентность учителя начальной школы выделяется как одна из ведущих компетентностей для студента педагогического направления профиля Начальное образование и ифнформатика.

Традиции лингвометодической науки и основные постулаты ФГОС ВО развиваются сегодня в целом ряде учебных пособий по методике преподавания русского языка в начальной школе. Основной чертой пособий является их содержательный компонент профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов. Пособия включают вопросы, методику изучения разделов (от фонетики - до синтаксиса и пунктуации) и блок, посвященный речевому развитию младших школьников. Современные тенденции вузовского образования поставили нас перед необходимостью переосмысления вузовского курса методики преподавания русского языка в начальной школе как одной из базовых дисциплин в учебном плане будущего учителя начальных классов с учетом современных исследований, изменяющих профессиограмму и профессиографию будущего учителя начальных классов, уточнения комплекса компетентностей, необходимых для получения качественного практико-ориентированного образования. Одна из базовых зада -формирование лингвометодической компетентности, будущего учителя, который будет обучать «Русскому языку» и «Родному языку» в начальной школе.

По мнению О.Е. Курлыгиной, актуальность основных положений формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников родному русскому языку в рамках компетентностного подхода указывает на необходимость выявления условий и средств формирования у студентов лингвометодической компетентности как способности осуществлять методическую деятельность, связанную с изучением в школе конкретной учебной дисциплины - русского языка [Курлыгина, 2015].

Развивая идею Т.В. Напольнова, Н.М. Шанского акцентирует внимание на том, что в контексте научного подхода необходимость взаимосвязи дисциплин лингвистического цикла и методики обучения грамоте и родному русскому языку очевидна: если курс методики понимать как лингвистический, соотносимый со школьным курсом русского языка, то и вузовские лингвистические дисциплины нужно интерпретировать через методический арсенал, в результате чего формируется методическое мышление бакалавра как особый «процесс исследования языковых явлений под углом зрения проблем методики преподавания русского языка» [Напольнов, Шанский, 1999].

Мы согласны с позицией О.Е. Курлыгиной, Н.Е. Синичкиной в том, что системное описание технологий профессиональной лингвометодической подготовки, предъявляющих языковой и методический компоненты содержания образования в неразрывном единстве, в лингвометодике высшей школы не представлено, что не позволяет эффективно готовить будущего учителя начальных классов в новых социокультурных условиях. В свою очередь, решение этой задачи станет возможным в результате интеграции компетентностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов в образовании как наиболее востребованных и прогрессивных в современной педагогике [Курлигина, 2015, Синичкина, 2010].

В связи с выше изложенным, нами был переосмыслен вузовский курс методики преподавания русского языка в начальной школе с учетом современных научных исследований в области лингвистики, педагогики, психологии, информатики и других, смежных с методикой наук.

Наш анализ литературы позволил установить потребность в рассмотрении феномена «профессиональная компетентность будущего учителя начальных классов» через совокупность ключевых, базовых и предметных компетентностей. В свою очередь к ключевым компетентностям относятся: ценностно-смысловая, информационная, коммуникативная, социокультурная. Базовыми, по мнению исследователей-методистов, считаются: лингвометодическая и частные компетентности в области дисциплин, посвященных изучению русского языка и методики его преподавания [Синичкина, 2010, Курлыгина, 2014, Десяева, 2008].

Большая часть исследователей-методистов отмечает, что именно базовые компетентности определяют сущность профессиональной культуры будущего учителя начальных классов, которые одновременно с предметными компетентностями, обуславливают формирование ключевых, создавая фундамент его профессиональной компетентности современного уровня.

Нам близка позиция О.Е. Курлыгиной, которая считает, что готовность будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников русскому (родному) языку обеспечивается сформированностью лингвометодической компетентности, которая является интегративным свойством личности учителя и может характеризоваться составом и уровнем сформированности. Интегративность лингвометодической компетентности будущего учителя начальных классов связана с разнообразием, взаимообусловленностью и взаимопроникновением составляющих ее компетентностей, и надпредметностью (универсальностью) русского языка как учебного предмета. Таким образом, можно отметить, в структуре профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов лингвометодическая компетентность является базовой [Курлиыгина, 2015].

В работе мы использовали трактование Н.Е. Синичкиной понятия «лингвометодическая компетентность» как обобщенного способа действия, который обеспечивает продуктивное решение учителем начальных классов профессиональных задач в области языкового образования младшего школьника: лингвометодическая компететность - это способность обучать родному русскому языку, выполняющему в образовательном процессе метапредметную функцию, на основе системы знаний о языке и методике его преподавания через призму аксиологических категорий педагогической деятельности и осознания языка как национально-культурного феномена [Синичкина, 2010].

Вместе с тем, Ю.Н. Сенько, М.Н. Фроловская считают, что в структуре лингвометодической компетентности именно аксиологический компонент задает вектор формирования других ее подструктур, определяя содержание будущей педагогической деятельности учителя как педагога, способного «понимать тексты, наполняющие полиязыковое образовательное пространство». Понимание текстов рассматривается здесь как собственная текстовая деятельность учителя, использование текстов культуры в образовательных целях и текстовая деятельность учащихся, что формирует ценностное отношение к родному языку и педагога, и учеников. В этом заключается одна из важнейших составляющих гуманитарной природы педагогического образования.

В качестве основных форм организации обучения в процессе формирования лингвометодической компетентености студента выступают информационные и проблемные лекции, лекции-провокации, моделирующие академическую учебную деятельность, лабораторные и практические занятия, анализ конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение), проектный метод, вебинары, практико-ориентированное обучение (посещение и психолого-педагогическое наблюдение учебных занятий в базовых школах, начиная со второго семестра) и педагогическая практика, в ходе которой отслеживается и сформированность лингвометодической компетентности в контексте учебно-профессиональной деятельности студента.

Таким образом, лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов как интегральная характеристика учителя, которая отражает его готовность продуктивно решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника на основе системы знаний по родному русскому языку и методике преподавания родного русского языка через осознание метапредметной функции родного языка и его статуса как национально-культурного феномена, - рефлексирует сформированность ценностных ориентаций педагога как человека, обладающего духовно-нравственной культурой, становится результатом освоения закономерностей педагогического процесса.

В рамках опытно-экспериментальной работы в ходе освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку» нами были внедрены инновационные продукты для формирования лингвометодической компетентности студента на лекционных и практических занятиях, одним из таких продуктов стал виртуальный методический кабинет «Теоретические основы и технологии начального образования». Виртуальный кабинет состоит из разделов: информационно-содержательный блок включает следующие модули: общие сведения о дисциплине «Методика обучения русскому языку»; общую трудоёмкость курса; график прохождения тем и разделов; формы и время отчетности; графики проведения практических и семинарских занятий; график консультаций; учебный план, рабочую программу; электронные учебники; методические рекомендации; тезисы лекций; тематику практических занятий; глоссарий; список литературы. Второй блок: контрольно-коммуникативный блок включает 3 модуля (систему тестирования; вопросы для зачета и экзамена; критерии оценивания). Третий блок: коррекционно-обобщающий блок имеет 2 модуля в своем строении: итоговые результаты учебной работы; анализ результатов (балльно-рейтинговую карту) Так как виртуальный кабинет имеет гипертекстовую структуру, то список всегда является активным, и к нему всегда можно перейти обратиться в любой момент.

Так, проектная технология способствовала сначала самостоятельному формулированию учебной проблемы каждым студентом, затем осуществлению им сбора необходимой информации, после этого выбор из «веера возможностей» наиболее продуктивного варианта решения проблемы, следующий этап -планирование действий, потом - оценка свершенного, выводы и заключительный этап - самоанализ деятельности.

Практика показала, что результатом освоения различных вариантов форм проектной технологии становится освоение лингвометодических принципов и сформированность лингвометодической компетентности у будущего учителя начальных классов, а затем умение применить её в своей практической деятельности.

Рассмотрим практическое занятие №4. «Проектирование технологических карт по письму и чтению»

Цели практического занятия:

1. Изучить методику построения технологических карт.

2. Сделать анализ предложенного фрагмента урока.

3. Создать свои варианты фрагментов уроков по письму и чтению.

Данное практическое занятие предусматривает создание фрагмента технологической карты и подготовку будущего учителя начальных классов к самостоятельной методической деятельности и проведению фрагмента урока в рамках лабораторных занятий (урок по письму или чтению).

В ходе аудиторного занятия будущий учитель начальных классов знакомится со структурой технологической карты. Вниманию студентов предлагается слайд со схемой технологической карты. Разбирается каждый компонент, его структура и необходимый материал, для информативного программного наполнения каждого компонента. Пример технологической карты представлен в табл. 1.

Таблица 1

Технологическая карта урока

№ п/п Этап урока Компоненты урока, задания, упражнения Деятельность учителя Деятельность ученика Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые УУД

Познова-тельные Регулятивные Коммуникативные, личностные

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Для решения второй цели аудиторного занятия студентам предлагается просмотр фрагмента урока по программе «Школа России», с предварительно поставленными вопросами для обсуждения в рабочей тетради дисциплины для самостоятельной работы студента.

Последние 7 лет в практике работы мы применяем разработанный нами инновационный продукт -виртуальный методический кабинет «Теоретические основы и технологии начального образования», который имеет, в том числе ссылку «Методическая копилка», где в папках представлены фрагменты уроков для 1-4 классов для комбинирования сценариев уроков и их анализа (по выбору студента на аудиторном занятии).

После просмотра фрагмента урока, что составляет 10 минут, затем в течение 5 минут со студентами проводится блиц-опрос. После этого они заполняют в рабочей тетради модульный анализ наблюдения по просмотренному уроку. Студентам в ходе анализа представленного фрагмента необходимо определить: тему урока; цель; задачи (образовательные; развивающие; воспитательные); планируемые УУД (предметные,

личностные); тип урока; лингвометодические компетентности учителя, необходимые для выполнения такого вида работы.

Выполнение данного упражнения будут способствовать формированию навыка проектирования технологической карты урока.

В третьей части практического занятия будущему учителю начальных классов необходимо составить фрагмент занятия на заданную тему («Тема: звук [о]. Буквы О, о.»). Для выполнения задания студенты должны воспользоваться: рабочими программами, учебниками по программе, рабочими тетрадями или прописями, обучающими приложениями к учебнику.

В рамках практического занятия студентам необходимо выполнить задание № 7, в котором необходимо проанализировать элементы начертания букв, так как данный вид работы является обязательным в период обучения грамоте. (Назовите основные элементы письменных букв. Проанализируйте форму письменных букв А, а, Б, Ж, И, к, П, р, У, щ, я, выделив в них названные элементы. Укажите двигательные элементы этих букв.) Для выполнения задания студентам необходимо обраться к электронному приложению учебника Обучение грамоте 1 класс (В.Г. Горецкий). Благодаря приложению студенты могут посмотреть, как правильно пишутся буквы, основные элементы букв, заметить отличие строчных от печатных букв.

Для решения данной задачи будущему учителю необходимо воспользоваться комплексом компетентности (лингвистической, лингвометодической, информационной, проектной). После завершения работы, студенты представляют свои проекты фрагментов занятий. Проводится их взаимоанализ и взаимооценка.

Эта форма работы (которую мы применили в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы), показала эффективные возможности формирования у студентов лингвометодической компетентности.

Выводы. Экспертами выступили заведующий кафедрой, профессорско-преподавательский состав из числа методистов, в протоколах наблюдения им отмечено, что в ходе формирующего этапа эксперимента, нами было организовано знакомство и овладение студентами рядом информационно-коммуникационных технологий, достаточное владение дидактическими и лингвометодическими терминами, знаниями из области лингвистики. Учителя-практики базовых школ подтверждают успешность студентов-практикантов и их сформированную лингвометодическую компетентность.

Таким образом, внедрение инновационных частно-дидактических продуктов может быть эффективным средством для формирования лингвометодической компетентности у студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование профиля Начальное образование и информатика.

Литература:

1. Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка. М.: Академия, 2008. С. 298

2. Десяева Н.Д., Курлыгина О.Е. 2015 Лингвометодические задачи в системе подготовки учителя к формированию у млдаших школьников культуры речи. Наука, образование, общество, №3(5) 30-36

3. Курлыгина О.Е. Лингвометодическая компетентность как интегративный показатель готовности учителя к обучению младших школьников русскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2014.№3 С. 198

4. Напольнова, Т.В. Формирование методического мышления будущего учителя / Т.В. Напольнова // Современный учитель русского языка: его научно-методическая подготовка, учебно-научная речь, общение с детьми в учебном процессе: Тез. докл. участников Межвуз. науч.-практич. конф. (18-19 марта 1999 г.). -М.: МПГУ, 1999.

5. Синичкина Н.Е. 2010 Формирование лингвометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе. Автореф. дис. док. пед. наук. Великий Новгород

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. - М., 2010. - 31 с.

Педагогика

УДК:378.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Шафикова Адиля Валеровна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат филологических наук, старший преподаватель Теганюк Валерия Викторовна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВТОРОМУ» (ФРАНЦУЗСКОМУ) БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация. Статья посвящена анализу обучения французскому языку специалистов индустрии гостеприимства в рамках дисциплины «Иностранный язык второй». Авторы обосновывают практическую необходимость комбинирования коммуникативного подхода с принципом профессиональной направленности учебного материала на примере использования французского учебника для специалистов в области сервиса и туризма.

Ключевые слова: коммуникативный метод, коммуникативные принципы, принцип речемыслительной активности, принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуативности, принцип новизны, индустрия гостеприимства.

Annotation. This article is devoted to the analysis of French teaching according to the subject «Foreign language as a second language» for future specialists of the hospitality industry. The authors make a strong case for combining the communicative approach with the concept of professional direction in the textbook for hospitality specialists.

Keywords: communicative language teaching, communicative principle, conversational principle, principle of individualization, principle of function, principle of novelty, principle of professional direction of learning material, hospitality industry.

Введение. В последнее десятилетие в России, в частности, в Казани и Татарстане активно развивается индустрия гостеприимства. Развитие сервиса, туризма и гостиничного бизнеса связано с организацией и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.