Научная статья на тему 'ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИНГВОМЕТОДИКА / БАКАЛАВРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штрекер Нина Юрьевна, Нигматулина Ольга Александровна

Статья посвящена проблеме профессиональной лингвометодической подготовки бакалавров педагогического образования в условиях модернизации высшего профессионального педагогического и начального общего образования. В статье представлен перечень основных профессиональных компетенций необходимых будущему педагогу начальной школы. Обоснована актуальность углубленной лингвистической подготовки учителей начальных классов. Сделан вывод о необходимости единства лингвистической и методической подготовки бакалавров педагогического образования. Определены основа и направления лингвистической и методической подготовки студентов. В обобщённом виде представлены данные вводных письменных работ бакалавров, результаты опросов директоров и методистов школ, указывающих на недостатки лингвометодической подготовки как студентов, так и молодых педагогов. Данные проведённого анкетирования начинающих педагогов свидетельствуют об их недостаточной теоретической и практической готовности к формированию первоначальных представлений о нормах русского языка у младших школьников. В статье приводятся примеры некоторых тем предметной области «Русский язык», вызывающие определённые затруднения в преподавании у молодых педагогов. Статья содержит описание элективного курса элективного курса в технологии case-study (на примере разделов «Фонетика и Орфоэпия»). Данный курс направлен на углубленную лингвометодическую подготовку студентов к формированию у младших школьников первоначальных представлений о нормах русского языка. Курс основан на принципе единства лингвистического образования и методической подготовки студентов-бакалавров. Студенты получат возможность расширить знания о лингвистических основах фонетики и орфоэпии и методике их преподавания младшим школьникам. Практические задания, выполняемые в технологии case-study, помогут студентам при подготовке к публичным выступлениям по определённым темам. Выполнение аудиторных и самостоятельных заданий позволят бакалаврам углубить основополагающие знания по изучаемому предмету. В заключении отмечается о необходимости регулярно повышать уровень не только профессиональной, но и лингвометодической компетентности педагогов начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOMETHODICAL ELECTIVE COURSE AS A MEANS OF TRAINING BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of professional linguistic and methodological training of bachelors of pedagogical education in the conditions of modernization of higher professional pedagogical and elementary general education. The list of basic professional competences necessary for a future primary school teacher is given in the article. The relevance of in-depth linguistic training of primary school teachers is substantiated. The conclusion about the necessity of unity of linguistic and methodological training of bachelors of pedagogical education is made. The basis and directions of linguistic and methodological training of students are defined. The article summarizes the data from bachelors' introductory papers, and the results of surveys of principals and methodologists of schools, pointing out the shortcomings of linguistic and methodological training of both students and young teachers. The data of the conducted questioning of the beginning teachers show their insufficient theoretical and practical readiness to form the initial ideas about the norms of the Russian language in the younger schoolchildren. The article gives examples of some topics in the subject area «Russian language» that cause certain difficulties in teaching the young teachers. The article contains a description of the elective course in case-study technology (by the example of the sections «Phonetics and Orthoepy»). The course is aimed at the advanced linguistic and methodological preparation of students to form their first ideas about the norms of the Russian language. The course is based on the principle of unity of linguistic education and methodological training of undergraduate students. Students will have the opportunity to expand knowledge of the linguistic foundations of phonetics and orthoepy and methods of their teaching to younger students. Practical assignments in case-study technology will help students prepare for public speaking engagements on specific topics. The performance of classroom and independent assignments will allow bachelors to deepen the fundamental knowledge of the subject they are studying. The conclusion notes the need to regularly improve not only the level of professional, but also linguo-methodological competence of teachers of primary general education.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

слушать и выполнять инструкцию.

С выполнением графем, выполнением элементов прописных букв, выполнением простых последовательных узоров в тетради в клетку, выполнением рисунков простых предметов (флажки, круги, домики и т.д.) справилось подавляющее большинство детей. Выполнение заданий детьми не требовало дополнительной мотивации, некоторым требовалось больше времени на выполнение упражнения. Отметим, что при разработке комплекса упражнений за удовлетворительное его освоение принят результат 40%. Большая доля детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями справилась с освоением содержания комплекса.

Выводы. Обоснован дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у старших дошкольников с различными речевыми нарушениями и доказана его результативность. Данная разработка может быть модифицирована для других возрастных групп. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только логопедов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с нарушением речи в образовательной практике.

Литература:

1. Безруких, М.М. Как научить ребенка писать красиво / М.М. Безруких. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013. - 160 с.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. - Москва: «Лабиринт», 1999. - 352 с.

3. Гаврина, С.Е., Письмо. Проверяем готовность к школе. ФГОС / С.Е. Гавтрина. - Москва: РОСМЭН, 2017. - 96 с.

4. Гирилюк, Т.Н. Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Т.Н. Гирилюк, И.В. Старкова // Детство в современном мире: альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых / под ред. О.Р. Ворошниной, Ю.М. Хохряковой. - Пермь, 2016. - С. 228-231.

5. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка / О.Б. Иншакова. - Москва: Владос, 2019. - 111 с.

6. Левина, Р.Е., Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина; [ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин]. - Москва: АРКТИ, 2005. - 221 с.

7. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - Москва: Academia, 2002. - 345 с.

8. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 141 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 17.01.2022).

10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: [В 2 ч.] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - [2-е изд., испр.]. - Ч. 1: первый год обучения: (Ст. группа). -Москва: Альфа, 1993. - 99 с.

11. Ani S. Whitmore, Mary Ann Romski & Rose A. Sevcik (2014) Early Augmented Language Intervention for Children with Developmental Delays: Potential Secondary Motor Outcomes, Augmentative and Alternative Communication, 30:3, 200-212, DOI: 10.3109/07434618.2014.940466.

12. Aoife O'Reilly (2016) Assessment and management of apraxic agraphia: applying principles from the management of apraxia of speech and the principles of 0, 311-312 (2004). https://doi.org/10.1038/427311a.

13. Draganski, B., Gaser, C., Busch, V. et al. Changes in grey matter induced by training. Nature 427, 311-312 (2004). https://doi.org/10.1038/427311a

14. Kleim, J.A., Jones, T.A. & Schallert, T. Motor Enrichment and the Induction of Plasticity Before or After Brain Injury. Neurochem Res 28, 1757-1769 (2003). https://doi.org/10.1023/A:1026025408742.

15. Marianna Alesi, Sebastiano Costa, Antonino Bianco & Annamaria Pepi (2020) A teacher-led motor programme to enhance pre-literacy and motor skills in kindergarten children, European Journal of Developmental Psychology, DOI: 10.1080/17405629.2020.1789860.

16. Sitaram, R., Ros, T., Stoeckel, L. et al. Closed-loop brain training: the science of neurofeedback. Nat Rev Neurosci 18, 86100 (2017). https://doi.org/10.1038/nrn.2016.164.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Штрекер Нина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Нигматулина Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга), учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» (г. Калуга)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной лингвометодической подготовки бакалавров педагогического образования в условиях модернизации высшего профессионального педагогического и начального общего образования. В статье представлен перечень основных профессиональных компетенций необходимых будущему педагогу начальной школы. Обоснована актуальность углубленной лингвистической подготовки учителей начальных классов. Сделан вывод о необходимости единства лингвистической и методической подготовки бакалавров педагогического образования. Определены основа и направления лингвистической и методической подготовки студентов. В обобщённом виде представлены данные вводных письменных работ бакалавров, результаты опросов директоров и методистов школ, указывающих на недостатки лингвометодической подготовки как студентов, так и молодых педагогов. Данные проведённого анкетирования начинающих педагогов свидетельствуют об их недостаточной теоретической и практической готовности к формированию первоначальных представлений о нормах русского языка у младших школьников. В статье

приводятся примеры некоторых тем предметной области «Русский язык», вызывающие определённые затруднения в преподавании у молодых педагогов. Статья содержит описание элективного курса элективного курса в технологии case-study (на примере разделов «Фонетика и Орфоэпия»). Данный курс направлен на углубленную лингвометодическую подготовку студентов к формированию у младших школьников первоначальных представлений о нормах русского языка. Курс основан на принципе единства лингвистического образования и методической подготовки студентов-бакалавров. Студенты получат возможность расширить знания о лингвистических основах фонетики и орфоэпии и методике их преподавания младшим школьникам. Практические задания, выполняемые в технологии case-study, помогут студентам при подготовке к публичным выступлениям по определённым темам. Выполнение аудиторных и самостоятельных заданий позволят бакалаврам углубить основополагающие знания по изучаемому предмету. В заключении отмечается о необходимости регулярно повышать уровень не только профессиональной, но и лингвометодической компетентности педагогов начального общего образования.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, лингвистическая подготовка, лингвометодика, бакалавры, педагогического образования, элективный курс, нормы русского языка, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the problem of professional linguistic and methodological training of bachelors of pedagogical education in the conditions of modernization of higher professional pedagogical and elementary general education. The list of basic professional competences necessary for a future primary school teacher is given in the article. The relevance of in-depth linguistic training of primary school teachers is substantiated. The conclusion about the necessity of unity of linguistic and methodological training of bachelors of pedagogical education is made. The basis and directions of linguistic and methodological training of students are defined. The article summarizes the data from bachelors' introductory papers, and the results of surveys of principals and methodologists of schools, pointing out the shortcomings of linguistic and methodological training of both students and young teachers. The data of the conducted questioning of the beginning teachers show their insufficient theoretical and practical readiness to form the initial ideas about the norms of the Russian language in the younger schoolchildren. The article gives examples of some topics in the subject area «Russian language» that cause certain difficulties in teaching the young teachers. The article contains a description of the elective course in case-study technology (by the example of the sections «Phonetics and Orthoepy»). The course is aimed at the advanced linguistic and methodological preparation of students to form their first ideas about the norms of the Russian language. The course is based on the principle of unity of linguistic education and methodological training of undergraduate students. Students will have the opportunity to expand knowledge of the linguistic foundations of phonetics and orthoepy and methods of their teaching to younger students. Practical assignments in case-study technology will help students prepare for public speaking engagements on specific topics. The performance of classroom and independent assignments will allow bachelors to deepen the fundamental knowledge of the subject they are studying. The conclusion notes the need to regularly improve not only the level of professional, but also linguo-methodological competence of teachers of primary general education.

Key words: professional activity, linguistic training, linguistic methods, bachelors, pedagogical education, elective course, norms of the Russian language, primary school children.

Введение. Модернизация в сфере высшего профессионального педагогического образования и начального общего образования обуславливает ряд требований к области профессиональной подготовки будущих учителей начального звена общеобразовательной школы. Согласно стратегии ФГОС НОО, задача учителя начальных классов - формирование у младших школьников «умения учиться», достижение ими метапредметных и личностных результатов.

Готовность педагога к реализации обозначенной задачи в начальной школе обеспечивают дисциплины (модули), относящиеся как к базовой, так и к вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров. Будущий педагог, успешно освоивший программу бакалавриата, в рамках реализации компетентностного подхода, являющегося основой преподавания дисциплины «Методика русского языка в начальной школе», обладает определёнными профессиональными компетенциями, такими как:

- «готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения» (ПК-4);

- «готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса» (ПК-6).

Изложение основного материала статьи. Модернизация предметного содержания и повышение научного уровня обучения русскому языку в начальной школе обозначили актуальность углубленной лингвистической подготовки учителей начальных классов (Т.М. Балыхина, И.А. Зимняя, М.Л. Кусова, Т.Г. Рамзаева, Н.Ю. Штрекер и др.).

Известно, что предметные результаты области «Русский язык» ФГОС НОО должны обеспечить «овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского языка...» [2]. Многие лингвисты и методисты также отмечают необходимость формирования у младших школьников первоначальных представлений о нормах русского языка, о его системе, структуре особенностях, призывают воспитывать в детях любовь и уважение к языку, рассматривать язык не только как средство межличностного общения, но и как часть речевой культуры личности самих обучающихся [4]. Но насколько успешно эти требования будут выполнены, зависит, в первую очередь, от уровня профессиональной лингвометодической подготовки самого педагога.

Знание лингвистических дисциплин является обязательным условием подготовки будущих учителей начального общего образования. Владение нормами современного русского литературного языка, навыками лингвистического анализа и синтеза, лингвистическая зоркость будущих педагогов позволят наиболее эффективно организовать профессиональную деятельность, прежде всего, работу по формированию основ лингвистической культуры младших школьников.

Дисциплины и модули по введению в теоретические основы начального языкового образования или по изучению лингвистических основ начального школьного образования, реализуемые в ряде высших учебных заведений Российской Федерации, являются первым теоретическим курсом из предметов лингвистического цикла и дают базовые знания по русскому языку, так необходимые учителю начальной школы. Эти знания напрямую отражены в содержании ФГОС НОО, в рабочих программах и учебниках русского языка для начальной школы. Освоение указанных программ обеспечивает формирование не только языковых и лингвистических компетенций, но и непосредственно профессиональных компетенций будущего учителя.

Кроме того, полученные знания необходимы студентам для освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка в начальной школе», которая призвана обеспечить овладение как на практическом, так и на теоретическом уровнях такими «важнейшими основами лингвистического цикла как: фонетика и фонология, лексикология и фразеология, словообразование и этимология, грамматика - морфология и синтаксис, стилистика, а также орфоэпия, графика и орфография» [1]. Следовательно, основой преподавания предметов лингвистического цикла должно стать единство

лингвистической и методической подготовки бакалавров педагогического образования. Данные требования обуславливают два основных направления методической подготовки студентов:

• во-первых, лингвистическое образование должно опираться непосредственно на школьную практику и иметь прямую связь с содержанием рабочей программы по предмету «Русский язык», т.е. служить лингвометодической основой для школьного комментирования;

• во-вторых, методическая подготовка студентов к преподаванию русского языка должна опираться на прочную лингвистическую базу.

Считаем, что преподаванию дисциплин лингвистического цикла в вузе необходимо уделять особое внимание, так как только через язык и речь человек может состояться как личность, «языковая составляющая обеспечивает органичные междисциплинарные связи» [3, С. 7-2].

Однако практика показывает, что к моменту начала обучения в вузе запас базовых системных и прочных знаний в области лингвистической подготовки у бакалавров начального общего педагогического образования находится на среднем уровне. Результаты вводных письменных работ бакалавров указывают на недостаточное качество сформированности общих представлений о месте и значении литературного языка в структуре общенационального языка, об отсутствии знаний о норме и функциональных стилях языка, его основных единицах, о существующих разделах науки о языке. Кроме того, наблюдаются пробелы и в усвоении отдельных тем, входящих в содержание основной образовательной программы начальной школы по русскому языку. Результаты проведенных нами опросов директоров и методистов школ, учителей-наставников и анкетирование молодых педагогов начальной школы свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической готовности начинающих учителей к формированию первоначальных представлений о нормах русского языка у младших школьников.

Приведём примеры отдельных тем предметной области «Русский язык», входящих в содержание программы начальной школы, вызывающих определённые трудности формирования у младших школьников первоначальных представлений о нормах русского языка, с которыми сталкиваются молодые педагоги в первые годы преподавания русского языка в начальном звене общеобразовательной школы.

При изучении раздела «Фонетика» у начинающих учителей возникают затруднения в выборе слов для проведения звукового анализа и при объяснении выполнения звуко-буквенного (фонетического) разбора слов, особенно включающих на письме буквы «е», «ё», «ю», «я». Определённые сложности есть и при изучении темы «Деление слов на слоги», когда не разграничиваются фонетическое деление на слоги и деление по слогам для переноса со строки на строку, что свидетельствует о трудностях в выделении и запоминании основных закономерностей деления слова на слоги в устной речи у самих педагогов.

Результаты анкетирования учителей по разделу «Орфоэпия» показали, что 50% педагогов затруднились ответить, какими знаниями должен обладать учитель для успешного формирования у детей орфоэпических и акцентологических норм русского языка. Большинство педагогов (70%) на вопрос о методах и приёмах работы по становлению и развитию орфоэпических и акцентологических норм русского языка на уроках в начальной школе указывали только работу со словарями как основной вид работы при формировании норм произношения и ударения, что является недостаточным. Кроме того, молодые учителя недостаточно осведомлены о возможностях современных учебников и УМК по русскому языку на предмет организации работы по изучению основ фонетики и орфоэпии.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые учителя испытывают определённые проблемы в плане готовности к формированию первоначальных представлений о нормах русского языка у младших школьников. Хочется отметить, что учитель, преподающий в начальном звене, не имеет права знать русский язык лишь в объёме основной образовательной программы начального общего образования.

Считаем, что изучение лингвистических основ начального общего образования необходимо дополнить преподаванием элективного курса «Лингвометодические основы начального общего образования в технологии case-study (на примере разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»), направленного на углубленную лингвометодическую подготовку студентов к формированию у младших школьников первоначальных представлений о нормах русского языка. В основу указанного курса положен принцип единства лингвистического образования и методической подготовки студентов-бакалавров.

В ходе выполнения аудиторных и самостоятельных заданий бакалавры углубят основополагающие знания по изучаемому предмету; расширят знания о лингвистических основах фонетики и орфоэпии и методике их преподавания младшим школьникам в период обучения грамоте и письму; познакомятся с методикой организации и проведения орфоэпической словарной работы на уроках русского языка; научатся исправлять методические ошибки своих однокурсников при формулировке фонетических, орфоэпических правил и определений. А задания практического характера, выполняемые в технологии case-study, будут направлены на подготовку студентов к публичным выступлениям по определённым темам на их выбор, учитывая нормы современного русского литературного языка. Студенты получат возможность углубить свои знания о проведении учебных дискуссий как одной из форм организации учебного сотрудничества; научатся проводить анализ предлагаемых конспектов уроков и современных учебников русского языка на предмет организации работы по изучению основ фонетики и орфоэпии.

В заключение отметим, для того, чтобы отвечать современным требованиям ФГОС ВО и ФГОС НОО, педагог, каким бы ни был его опыт работы в школе, обязан регулярно повышать уровень самообразования и профессионального мастерства, систематически обращаться к актуальной научной, методической и справочной литературе, совершенствуя, таким образом, уровень своей лингвометодической компетенции.

Литература:

1. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение, 1979. - 431 с., ил.

2. Приложение. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373] // Федеральные государственные образовательные стандарты. - Ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 12.1. // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru): [сайт], 2014. - URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 17.09.2021).

3. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.Д. Черняк. - Москва: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 505 с.

4. Штрекер, Н.Ю. Инновационная система углублённой филологической подготовки учителей начальных классов: Монография / Н.Ю. Штрекер. - Москва: РУДН, 2008. - 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.