Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / подготовка бакалавров / лингвокультурологическая компетенция / ФГОС высшего образования / ФГОС начального общего образования / pedagogical education / training of bachelors / linguoculturological competence / federal state educational standard of higher education / federal state educational standard of primary general education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штрекер Нина Юрьевна

В статье обосновывается необходимость формирования у бакалавров педагогического образования лингвокультурологической компетенции для эффективной реализации в их будущей профессиональной деятельности ФГОС начального общего образования. Рассматриваются содержание, структура, критерии сформированности и механизмы реализации лингвокультурологической компетенции, том числе – на примере преподавания элективного курса «Исторический комментарий к современному русскому языку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штрекер Нина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LINGUA-CULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF BACHELORS' OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article substantiates the need for the formation of linguoculturological competence among bachelors of pedagogical education for effective implementation in their future professional activities of the Federal State Educational Standard of primary general education. The content, structure, criteria of formation and mechanisms of realization of linguoculturological competence, including the example of teaching the elective course "Historical commentary on the modern Russian language", are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) УДК 808.2(075.8)

Н.Ю. Штрекер N.Y. Shtreker

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ FORMATION OF THE LINGUA-CULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF BACHELORS' OF PEDAGOGICAL EDUCATION

В статье обосновывается необходимость формирования у бакалавров педагогического образования лингвокультурологической компетенции для эффективной реализации в их будущей профессиональной деятельности ФГОС начального общего образования. Рассматриваются содержание, структура, критерии сформированности и механизмы реализации лингвокультурологической компетенции, том числе - на примере преподавания элективного курса «Исторический комментарий к современному русскому языку».

Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка бакалавров, лингвокультурологическая компетенция, ФГОС высшего образования, ФГОС начального общего образования.

The article substantiates the need for the formation of linguoculturological competence among bachelors of pedagogical education for effective implementation in their future professional activities of the Federal State Educational Standard of primary general education. The content, structure, criteria of formation and mechanisms of realization of linguoculturological competence, including the example of teaching the elective course "Historical commentary on the modern Russian language", are considered.

Key words: pedagogical education, training of bachelors, linguoculturological competence, federal state educational standard of higher education, federal state educational standard of primary general education.

Введение

В отечественной системе высшего образования в соответствии с ФГОС ВО 3++ реализуется компетентностный подход. Он предполагает формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в будущей профессиональной деятельности и осваиваемых обучающимися. ФГОС ВО 3++ бакалавриата выделяет следующие виды компетенций: универсальные, необходимые для любой профессиональной деятельности, общепрофессиональные, отражающие

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) специфику определенной профессиональной деятельности, профессиональные, характеризующие специфику конкретной предметной деятельности. В рамках программы бакалавриата стандарт предусматривает обязательную часть (она содержит формулировки универсальных и общепрофессиональных компетенций) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (в ней определяются вузом профессиональные компетенции). Проблема формирования этих компетенций в процессе преподавания той или иной вузовской дисциплины связана с необходимостью определения их сущности, специфики, структуры, критериев сформированности и механизмов формирования.

В педагогических вузах в определении профессиональной компетенции ПК-1 предлагается следующая формулировка: «процесс изучения дисциплин направлен на формирование готовности реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов».

Реализуемый в настоящее время в школе ФГОС начального общего образования в качестве результатов освоения образовательной области «Русский язык» предусматривает «формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания», «понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры» [1]. В содержание учебно-методических комплектов по русскому языку, литературному чтению, истории для начальной школы включена историческая составляющая: изучение основ истории русского языка и древнерусской литературы как части истории народа и его духовной культуры. Основными целями преподавания основ истории русского языка в школе являются: 1) познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке; 2) усвоение учащимися основных закономерностей исторического развития системы языка; 3) формирование личностного ценностно-ориентированного мировоззрения учащихся, основанного на традициях русской национальной культуры.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4)

Данные цели требуют от будущего педагога готовности осуществлять подход к преподаванию родного языка как к культурно-исторической среде, формирующей языковую личность, умение анализировать слово как комплексную единицу, в которой отражаются все уровни и функции языка, и как концепт культуры, репрезентирующий русскую языковую картину мира, историю и культуру русского народа. Соответственно, лингвистическая и лингводидактическая подготовка будущих учителей начального звена общеобразовательной школы должна предусматривать в рамках реализации ПК-1 формирование лингвокулътурологической компетенции.

Цели исследования.

Определить сущность, специфику, структуру, критерии сформированности и механизмы формирования лингвокультурологической компетенции в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Педагогика и методика начального образования».

Методы исследования.

Ведущими методами в исследовании проблемы формирования у обучающихся лингвокультурологической компетенции являются анализ лингвистической и методической литературы, нормативно-правовых документов, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского». В течение десяти лет проводилась апробация элективного курса «Исторический комментарий к современному русскому языку» по авторскому учебно-методическому пособию, имеющему гриф УМО, для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогика и методика начального образования».

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4)

Результаты.

Сущность лингвокультурологической компетенции мы рассматриваем, вслед за другими исследователями, как комплексное образование, предполагающее понимание связи истории языка и истории народа и реализуемое с помощью введения в обучение текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и русского народа, его традициях и культуре (Н.Г. Арзамасцева, Е.В. Бондаревская, А.Н. Джуринский, Л.Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, Л.А. Ходякова и др.).

Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе изучения в вузе историко-лингвистического курса предполагается как осмысление студентами фактов современного русского языка с опорой на историю русского языка, осознание русского языка как духовной ценности; формирование у студентов положительного отношения и готовности к применению данных истории русского языка в будущей педагогической деятельности, к реализации культурологического аспекта изучения родного языка в соответствии с ФГОС начального общего образования, к организации взаимодействия участников образовательного процесса с учетом особенностей их национальных и культурных традиций, в том числе - в поликультурной среде.

Структура лингвокультурологической компетенции рассматривается нами как системное образование, состоящее из связанных между собой компонентов: 1) мотивационно-ценностного - совокупности мотивов и ценностных ориентаций, соответствующих целям и задачам педагогической деятельности в формировании языковой личности, в том числе в процессе изучения русского языка на этнокультурном материале; 2) интеллектуалъно-познавательного - совокупности фундаментальных и инструментальных знаний, обеспечивающих возможность эффективного восприятия родного языка как составной части культуры; 3) действенно-практического -совокупности умений и навыков, обеспечивающих решение образовательных и

65

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) воспитательных задач в реализации культурно-исторического подхода к преподаванию русского языка; 4) рефлексивно-оценочного - способности оценивать собственную деятельность, вырабатывать стратегию педагогической деятельности с точки зрения ее лингвокультурологической направленности.

Для мотивационно-ценностной ориентации студентов на лингвокультурологическую направленность курса родного языка они знакомятся с концепцией филологического образования, в основе которой лежат идеи о ведущей роли филологического образования в процессах формирования и воспитания личности учащегося, приобщении к духовному опыту предшествующих поколений. В числе основных положений концепции особое внимание обращается на следующие: 1). Формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности - конечная цель и стратегия обучения русскому языку, предполагающая выработку лингвистической, коммуникативной и культурологической

(этнокультурологической) компетенции учащихся. 2). Более широкий взгляд на язык как феномен культуры, достояние духовного богатства народа. 3). «Язык в реке времени» (исторический комментарий к отдельным фактам языка).

При реализации интеллектуально-познавательного компонента лингвокультурологической компетенции студенты должны осмыслить, что гуманизация образования невозможна без знания взаимосвязи родного языка, культуры и истории народа.

Реализация действенно-практического компонента связана с тем, что лингвокультурологический подход к урокам родного языка может быть осуществлен в процессе этимологической работы или культурно-исторического комментирования слов и фразеологизмов. Целью комментирования на уроках русского языка, литературного чтения и истории в начальной школе является толкование текстов, разъяснение исторических фактов, раскрытие значения лингвокультурологических единиц, затрудняющих понимание текста.

Будущие педагоги начального образования выявляют учебные программы, учебно-методические комплекты по русскому языку,

66

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) литературному чтению, истории для начальной школы, предполагающие ознакомление с фактами истории языка, в сопоставительном плане (современный русский язык и древнерусский язык) анализируют представленный в различных УМК языковой материал из разделов «Лексика», «Словообразование и морфемика», «Фонетика», «Орфография», «Морфология», приобретают умения и навыки исторического комментирования фактов современного русского языка, создания системного исторического фона к языковому материалу школьных учебников. Основные формы включения исторического материала в урочную и факультативную деятельность: исторические справки учителя, демонстрация иллюстративного материала, использование аудио- и видеоматериалов сети Интернет, создание проблемных ситуаций с привлечением материалов из истории языка, творческие задания с историко-лингвистическим содержанием и др.

Одним из основных аспектов компетентностного подхода является усиление направленности на диагностику достижений студентов, которые они должны продемонстрировать при выполнении заданных оценочных средств. В соответствии с этим, рефлексивно-оценочный компонент сформированности лингвокультурологической компетенции включает следующие критерии: в результате освоения данной дисциплины студент должен знать: терминологический минимум по истории русского языка; основные этапы исторического развития русского языка; общественно-исторические условия возникновения письменности у славян; выдающиеся памятники русской письменности; основные лексико-тематические группы старославянских и древнерусских памятников письменности; фонетические отличия древнерусского языка от современного русского языка; основные исторические процессы в морфологической системе русского языка.

Студент должен уметь: понимать значение изучаемого курса для ценностно-смысловой ориентации в будущей профессиональной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи в кругу изучаемых языковых явлений; планировать учебное сотрудничество с учащимися, соблюдая при

67

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) историко-лингвистическом комментировании принципы доступности и учета возрастных особенностей детей; прочитать и перевести отрывок из старославянского или древнерусского памятника письменности, входящего в программу изучения в начальной школе, и выполнить его языковой анализ.

Студент должен владеть: навыками чтения и перевода древнерусских текстов, входящих в программу предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «История» в начальной школе; навыками самостоятельного составления исторического комментария к фактам современного русского языка по темам «Лексика», «Фонетика», «Орфоэпия», «Орфография», «Словообразование», «Морфология» для начальной школы; навыками работы со справочными изданиями, относящимися к изучаемой дисциплине; навыками построения методических решений, основанных на историко-лингвистическом комментировании фактов современного русского языка в практике преподавания в начальной школе.

При разработке критериев сформированности лингвокультурологической компетенции учитывались три составляющие: «когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практическое применение знаний) и ценностная (ценности как способ восприятия жизни в социальном контексте). Исходя из критериев сформированности, которые должны стать главным результатом образовательного процесса для студента, определяются механизмы формирования лингвокультуроведческой компетенции. Эти механизмы прописаны в авторском учебно-методическом пособии.

Дискуссионные вопросы.

В филологической и лингводидактической подготовке педагогов

начального звена общеобразовательной школы далеко не во всех вузах

учебными планами предусмотрено изучение элективных курсов,

ориентированных на формирование лингвокультурологической компетенции и

реализацию культурно-исторического подхода в преподавании родного языка

68

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) и, соответственно, эффективную реализацию всех аспектов ФГОС НОО.

Выводы.

Для эффективной реализации будущими педагогами ФГОС начального общего образования у них самих должны быть сформирована лингвокультурологическая компетенция - в том числе за счет изучения курса «Исторический комментарий к современному русскому языку». Освоение курса позволит студентам осмыслить и соотнести факты современного русского языка с историей языка, понять обусловленность развития языковой системы культурно-историческим развитием народа, сформировать представление о языке как части национальной культуры и готовность в своей профессиональной деятельности реализовывать современные методик и технологий начального языкового образования, в том числе - для формирования у обучаемых лингвокультурологической компетенции.

Литература

1. www. standart. edu. ru/

2. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. М.: Издательский Центр «Академия», 2005.

References

1. www.standart.edu.ru/

2. Shtreker N.Y. Modern Russian. Historical commentation: the Educational-methodical manual for the students of institutions of higher learning. М.: Publishing Center "Academy", 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.