ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 13.00.08
О.И. Катина O.I. Katina
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
PROBLEMS OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONALLY
ORIENTED LEXICAL COMPETENCE OF MEDICAL STUDENTS
В статье рассматривается проблема формирования профессионально ориентированной лексической компетенции студентов, обучающихся в медицинских университетах, в контексте развития профессиональной компетентности во время обучения иностранному языку. Изучаются особенности лексической компетенции и методы подготовки специалистов, способных к профессионально ориентированной речемыслительной деятельности в профильной среде.
Ключевые слова: профессионально ориентированная лексическая компетенция, лексическая компетенция, профессиональная компетентность, медицинский специалист, студент
The article deals with the problem of formation of professionally oriented lexical competence of students studying at medical universities in the context of professional competence development during foreign language teaching. The features of lexical competence and methods of training specialists capable of professionally oriented speech-thinking activities in a specialized environment are studied.
Key words: professionally oriented lexical competence, lexical competence, professional competence, medical specialist, student
Введение
Стратегические задачи подготовки мобильных компетентных специалистов, которые способны эффективно вести профессиональную деятельность и решать сложные профильные задачи в иноязычной среде, сформулированы в ряде нормативных актов РФ, касающихся сферы высшего образования, в частности - в положении 3.4 «Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года», посвящённом развитию образования [5].Согласно
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) этому и ряду других документов, для достижения соответствующего уровня подготовки специалистов требуется изменить базовую цель преподавания так, чтобы его основным компонентом являлся активный запас ключевых компетенций, в число которых входит и языковая компетенция. Это позволяет обозначить потребность в подготовке студентов, проходящих обучение в неязыковом вузе, которые обладали бы практико-ориентированным знанием иностранного языка [7].
Обучение студентов медицинских университетов имеет свою специфику: освоение двух языков (английского и латинского), значительный объём профессиональных данных, понятий и терминов. Это обусловливает большую нагрузку на память. Немаловажная роль в обучении отводится и формированию клинического мышления, базирующегося на владении навыками логического мышления, мыслительной деятельности и применении законов диалектики. В таких условиях важно организовать образовательную деятельность, позволяющую развивать профессиональную компетентность студентов благодаря овладению ими профессионально ориентированными умениями и знаниями.
Значение лексической компетенции
Под лексической компетенций подразумевается знание словарного состава изучаемого языка, включающего грамматические и лексические элементы, и способность его практического применения [6]. Лексическая компетенция формируется из лексико-грамматических элементов и позволяет понимать и вырабатывать неограниченное количество лингвистически верных предложений посредством усвоенных языковых символов и правил их соединения. Владение процессом продуцирования и распознавания текста, языковыми средствами, умениями и навыками использования грамматических и лексических знаний в речевой иноязычной деятельности, составляющими
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) лексическую компетенцию, позволяет студентами осваивать базовые аспекты владения языком, к которым относятся чтение и говорение [4].
В связи с тем, что всем выпускникам университетов приходится работать с разнообразными данными на родном и иностранном языках, участвовать в командной деятельности, коммуницировать в поликультурном обществе и строить свою профессиональную карьеру при постоянном пополнении знаний из различных, в том числе иноязычных источников, лексическая компетенция представляет собой важный критерий сформированности общей профессиональной компетенции [2]. Выпускники же медицинских вузов, согласно социальному заказу общества, должны быть мобильными компетентными специалистами, способными к оперативному решению профильных задач. Формированию медицинских специалистов такого уровня во многом содействует лексическая компетенция, обогащающая возможности в овладении умениями профессиональной отрасли благодаря привлечению данных из различных источников, в том числе иноязычных. Также она позволяет осваивать новейшие достижения иностранной медицины и принимать участие в совместных с зарубежными партнёрами практических и научных исследованиях [7].
Проблема формирования ПОЛК
В научной литературе достаточно много внимания уделяется вопросам формирования лексической компетенции студентов во время обучения иностранному языку в неязыковых, в частности медицинских университетах [7]. В основном освещаются следующие вопросы:
• содержание и отбор учебного материала;
• психолого-педагогические условия для развития речемыслительной деятельности и усвоения языка;
• формирование иноязычной компетенции;
• разработка технологий и методических подходов к обучению языку.
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) Однако, несмотря на объём существующих исследований, проблема формирования профильной лексической компетенции студентов медицинских университетов при изучении иностранного языка остаётся недостаточно изученной. По этой причине важным представляется конкретизирование содержания лексической компетенции, формируемой у студентов мед.вузов, как профессионально ориентированной лексической компетенции (ПОЛК) [2].
Под ПОЛК подразумевается склонность и готовность к владению и оперированию иноязычными профессиональными терминами, методами логического мышления во время решения профильных ситуационных задач, а также умение вести дискуссию профессиональной направленности. Профессионально ориентированное (ПО) обучение иностранным языкам можно рассматривать как способ личностно-профессионального развития студентов и обязательный компонент успешной профессиональной деятельности медицинского специалиста-выпускника. При этом ПО лексическая деятельность в ходе изучения языка позволяет повысить уровень сформированности ПОЛК. В то же время анализ подходов к проблеме иноязычной подготовки будущих медицинских специалистов демонстрирует, что языковая подготовка выпускников вузов не вполне отвечает существующим потребностям личности и общества [3]. По этой причине возникает необходимость модернизации и совершенствования методико-дидактической организации учебного процесса при ПО лексической подготовке студентов медицинских университетов.
Для эффективного формирования ПОЛК представляется необходимым
[2]:
• реализовать ПО учебную деятельность, при которой содержание, цели, задачи и методы её организации нацелены на получение профориентированных знаний и умений, решение ПО ситуационных задач и приобретение опыта речемыслительных действий на базе формируемого клинического мышления в процессе работы с профильными данными;
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4)
• определить критерии и выделить характеристику уровней сформированности ПОЛК;
• выявить и воссоздать организационно-педагогические условия для формирования ПОЛК студентов, влияющие на их мотивационно-ценностное отношение к процессу изучения языка, повышающие степень самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы и инициирующие их учебную деятельность.
Методы формирования ПОЛК
Для повышения уровня компетентности медицинских специалистов целесообразным представляется построение процесса последовательного превращения образовательной деятельности студентов в профессиональную деятельность специалистов [1]. Для этих целей может быть организована информационно-познавательная работа во время изучения иностранного языка, позволяющая сформировать ПОЛК. Среди её основных критериев выделяют операционально-деятельностный, мотивационно-целевой и результирующий [7]. К организационно-педагогическим условиям успешного формирования ПОЛК относятся:
• ориентирование студентов на профориентированную учебную лингвистическую деятельность посредством создания мотивационно-ценностных установок и развития профессионального интереса;
• активизация ПО учебной деятельности благодаря применению интерактивных методов и дидактических средств обучения во время освоения профильных понятий, а также использованию законов диалектики в ходе решения и обсуждения различных ситуационных задач и проблем в вопросно-ответном беспереводном формате;
• приобщение студентов к ПО учебной деятельности посредством
управления самостоятельной работой, базирующегося на мониторинге
достижений в процессе выполнения действий, активизирующих и
58
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) стимулирующих самостоятельность при аудиторной и внеаудиторной работе, к которой можно отнести анализ профориентированного текста, ведение дискуссии в вопросно-ответном беспереводном формате, составление вопросов-суждений с ответами на них, участие в ролевых играх и решение различных профориентированных ситуационных задач.
Результативность формирования ПОЛК определяется при помощи оценочно-контролирующей системы, включающей экспертную оценку в виде оценочного листа и компьютерного тестирования и самооценку, воплощённую в ряде анкет - обратной связи, по определению готовности и мотивации к профориентированному изучению иностранного языка [7].
Заключение
Организация информационно-познавательной работы по внедрению системного педагогического обеспечения позволяет увеличить степень сформированности профессионально ориентированной лексической компетенции студентов медицинских университетов, расширить объём данных, получаемых из иностранных источников, создать профессиональный тезаурус, применять ряд логических приёмов, таких как синтез, анализ и сравнение, и законы диалектики при работе с профессионально ориентированным текстом и решать ситуационные задачи, принимая верные решения. Вследствие этого повышается уровень профессиональной компетентности выпускаемых медицинских специалистов.
Литература
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества. - Красноярск, 2009. - 520 с.
2. Адольф В.А., Юрчук Г.В. Количественная оценка сформированности профессионально-ориентированной языковой компетенции
59
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) студентов медицинского вуза // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, - 2013. - Т. 2, вып. 1(5). - С. 80-86.
3. Баева Т.А. Методика формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов медицинских вузов в условиях информационно-образовательной среды: автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.02/ Т.А. Баева; Карачаево-Черкесский гос. ун-т. - Нижний Новгород, 2013. -24 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование, - 2003. - № 5. - С. 36-45.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)// СПС Консультант-Плюс.
6. Храброва В.Е. Формирование лексической компетенции при изучении английского языка посредством интенсивной работы над текстом // Фундаментальные исследования, - 2013. - № 10 (часть 13) - С. 3022-3028.
7. Юрчук Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза: дис. канд. пед. наук:13.00.08 / Галина Владимировна Юрчук; Красноярский педагогический гос. ун-т. - Красноярск, 2014. - 203 c.
References
1. Adolf V.A., Stepanova I.Yu. Professional'naja podgotovka uchitelja v uslovijah stanovlenija postindustrial'nogo obshhestva [Professional training of a teacher in the context of the formation of a post-industrial society]. Krasnoyarsk, 2009. - 520 p.
2. Adolf V.A., Yurchuk G.V. Kolichestvennaja ocenka sformirovannosti professional'no-orientirovannoj jazykovoj kompetencii studentov medicinskogo vuza [A quantitative assessment of professionally-oriented language competence of medical students]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Akmeologija obrazovanija.
60
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 4 (4) Psihologija razvitija [News of Saratov University. Acmeology of education. Developmental psychology], 2013. - Vol. 21. - No. 1(5). - pp. 80-86.
3. Baeva T.A. Metodika formirovanija professional'noj inojazychnoj kompetencii studentov medicinskih vuzov v uslovijah informacionno-obrazovatel'noj sredy. Avtoreferat dissertatsii kandidata pedagogicheskih nauk [Methodology for the formation of professional foreign language competence of students of medical universities in the information and educational environment. Abstract of thesis of a Candidate of Pedagogical Sciences]. Nizhny Novgorod, 2013. - 24 p.
4. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija [Key competencies - a new paradigm of the result of education]. Vysshee obrazovanie [Higher education], 2003. - No. 5. - pp. 36-45.
5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Order of the Government of the Russian Federation 17.11.2008 N 1662-r On the Concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. SPS Konsul'tant-Pljus [SPS Consultant Plus].
6. Hrabrova V.E. Formirovanie leksicheskoj kompetencii pri izuchenii anglijskogo jazyka posredstvom intensivnoj raboty nad tekstom [Formation of lexical competence in the study of the English language through intensive work on the text]. Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research], 2013. - No. 10 (part 13). -pp. 3022-3028.
7. Jurchuk G.V. Formirovanie professional'no orientirovannoj jazykovoj kompetencii studentov medicinskogo vuza. Dissertatsia kandidata pedagogicheskih nauk [Formation of professionally oriented language competence of students of a medical university. Thesis of Candidate of pedagogical Sciences]. Krasnoyarsk, 2014. - 203 p.