Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к формированию лингвокультуроведческой компетенции учащихся начальных классов'

Подготовка педагогов к формированию лингвокультуроведческой компетенции учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
филологическая подготовка педагогов / ФГОС начального общего образования / лингвокультуроведческая компетенция / исторический комментарий к современному русскому языку / the philological teachrstraing / FGOS of initial general formation / linguistic and cultural skills / historical commentary for contemporary the Russian language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нина Юрьевна Штрекер

В статье рассматривается профессиональная филологическая подготовка будущих педагогов к реализации ФГОС начального общего образования. Обосновывается возможность культурно-исторического подхода к преподаванию родного языка в связи с необходимостью формирования лингвокультуроведческой компетенции учащихся начальной школы. Предлагается элективный курс «Исторический комментарий к современному русскому языку», обозначено его краткое содержание. Дается анализ учебно-методических комплектов по русскому языку и литературному чтению для начальной школы, в которых наиболее последовательно представлен культуроведческий аспект изучения родного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нина Юрьевна Штрекер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers Training to the Formation of Linguistic and Cultural Skills of the Primary School Pupils

In the article it is examined the professional philological training of future teachers for the realization of FGOS of initial general formation. The possibility of cultural-historical approach to the teaching of native language is based because of the need for molding of the lingvokulturovedcheskoy skills of the students of elementary school. Is proposes elective course of “Historical commentary to contemporary the Russian language”, its summary is marked. It is given the analysis of educational methods of sets the Russian language textbooks and literary reading for the elementary school, in which the kulturovedcheskiy aspect of the study of native language is most consecutively represented.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к формированию лингвокультуроведческой компетенции учащихся начальных классов»

УДК 808.2(075.8) ББК 81.2Рус923

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10052

Подготовка педагогов к формированию лингвокультуроведческой компетенции учащихся начальных классов

Teachers Training to the Formation of Linguistic and Cultural Skills of the Primary School Pupils

Нина Юрьевна ШТРЕКЕР,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, директор Института педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

E-mail: n streker@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная филологическая подготовка будущих педагогов к реализации ФГОС начального общего образования. Обосновывается возможность культурно-исторического подхода к преподаванию родного языка в связи с необходимостью формирования лингвокуль-туроведческой компетенции учащихся начальной школы. Предлагается элективный курс «Исторический комментарий к современному русскому языку», обозначено его краткое содержание. Дается анализ учебно-методических комплектов по русскому языку и литературному чтению для начальной школы, в которых наиболее последовательно представлен культу-роведческий аспект изучения родного языка.

Ключевые слова: филологическая подготовка педагогов; ФГОС начального общего образования; лингвокультуроведческая компетенция; исторический комментарий к современному русскому языку

Abstract. In the article it is examined the professional philological training of future teachers for the realization of FGOS of initial general formation. The possibility of cultural-historical approach to the teaching of native language is based because of the need for molding of the lingvokulturovedcheskoy skills of the students of elementary school. Is proposes elective course of "Historical commentary to contemporary the Russian language", its summary is marked. It is given the analysis of educational methods of sets the Russian language textbooks and literary reading for the elementary school, in which the kulturoved-cheskiy aspect of the study of native language is most consecutively represented.

Keywords: the philological teachrstraing; FGOS of initial general formation; linguistic and cultural skills; historical commentary for contemporary the Russian language

Профессиональная подготовка учителей начальных классов в области русского (родного) языка обусловливается целями и содержанием курса русского языка последних десятилетий, в которых отражаются идеи гуманизации и гуманитаризации образования, системно-деятельностного подхода и коммуникативно-речевой направленности.

Одной из основных задач, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, является «обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся». В качестве

результатов освоения образовательной области «Русский язык» предусмотрены: «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания», «понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры» [1].

Проблему осознания языка как национально-культурного феномена принято считать ведущей в современной теории и методике преподавания русского языка (Е.А. Быстрова, А.Д. Дей-кина, Т.К. Донская, М.Л. Кусова, С.И. Львова, Л.А. Ходякова и др.).

Для овладения русским языком как национальным феноменом необходимо осуществлять культурно-исторический подход к преподаванию русского языка. Это требует изменений в лингвистической и лингвометодической подготовке будущих педагогов начального образования. Они должны иметь представление не только о синхронных, но и диахронических процессах, происходящих в системе языка, уметь показать обусловленность развития языковой системы культурно-историческим развитием народа, владеть навыками толкования значения слов с национально-культурным компонентом, формировать у учащихся представление о языке как части национальной культуры, т.е. формировать лин-гвокультуроведческую компетенцию.

Подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Педагогика и методика начального образования» к реализация культурно-исторического подхода в преподавании русского языка возможна на основе как базовых, так и элективных филологических и лингвоме-тодических курсов. В части учебных планов, формируемых вузом, целесообразно предложить студентам курс по выбору «Исторический комментарий к современному русскому языку».

В процессе изучения курса студенты знакомятся с культурно-историческими традициями преподавания отечественного языка в первоначальном обучении, получают представление об основных этапах исторического развития языка, источниках изучения истории языка, в сопоставительном плане (древнерусский язык и современный русский язык) анализируют языковой материал из разделов «Лексика», «Фонетика», «Морфология», представленный в учебно-методических комплектах по русскому языку, литературному чтению, истории для начальных классов.

При реализации диахронического аспекта изучения русского языка в школе теоретический материал должен быть представлен таким образом, чтобы учащиеся, с одной стороны, познакомились с особенностями фонетической и грамматической систем древнерусского языка, а с другой — могли объяснить их с точки зрения истории языка. Поэтому при подготовке педагогов начального образования в процессе изучения историко-лингвистического курса большое внимание уделяется таким явлениям и фактам, как наличие редуцированных гласных в древнерусском языке, их утрата и последствия на различных языковых уровнях; палатализация заднеязычных согласных и следы этого процесса в современном русском языке; полногласие и непол-

ногласие и отражение данного явления в различных стилях русского литературного языка и в орфографии; особенности склонения существительных и следы его многотипности в современном именном склонении; сложная система видо-временных отношений в древнерусском языке и ее трансформация в современную видо-времен-ную систему и т.д. Получивший должную подготовку бакалавр будет в состоянии объяснить исторические изменения в области орфографии и орфоэпии при изучении соответствующих тем в школьном курсе современного русского языка. Знание истории развития фонетической и морфологической систем русского языка поможет в формировании у учащихся прочных знаний в области фонетики и грамматики.

Внимание акцентируется на овладении студентами умениями и навыками исторического комментирования фактов современного русского языка, в том числе — этимологического анализа, на выявлении учебных программ, учебно-методических комплектов по русскому языку, литературному чтению, истории для начальной школы, предполагающих ознакомление с фактами истории языка, создание исторического фона к лингвистической базе школьных учебников.

Студенты анализируют вариативные учебно-методические комплекты для начальной школы, в которых наиболее последовательно представлен материал для формирования лингвокульту-роведческой компетенции.

Так, в учебно-методическом комплекте «Слово» под ред. А. Климановой (авторы Л.Я. Жел-товская, А.Ю. Купалова) изучаются темы «Русский язык — язык русского народа», «Связь языка с историей развития общества», «Из истории происхождения слов и выражений (этимологические экскурсы)». В разделе «Сначала Аз да Буки, потом другие науки» учащиеся знакомятся со старинными названиями букв русской азбуки и просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия.

В учебно-методическом комплекте по русскому языку «Гармония» (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) исторического комментирования требуют темы: «Разные языки: родной и иностранный» (комментируется происхождение названий «русский», «Россия» от названия племени «рось», «русь» и др.), «Алфавит» (даются названия некоторых букв древнерусской азбуки), «Правописание гласных после ж, ш» (правило объясняется с учетом былой мягкости согласных), «Пишем поздравления» (орфограммы в

196

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1

корнях -ра-, -оро-, ла-оло- комментируются с привлечением старославянского языка).

В учебно-методическом комплекте по русскому языку системы Эльконина Д.Б. — Давыдова В.В. (авторы В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова) представлены факты исторической морфологии. Учащиеся получают представление об исторических изменениях в роде некоторых существительных (статья «Такая странная зала»); о существовании в древнерусском языке двойственного числа (статья «Загадки форм числа»); о происхождении названий «падеж», «склонение», «спряжение»; о наличии в истории языка местного падежа и звательной формы (статья «Сколько падежей в русском языке?»); о причинах появления разносклоняемых существительных и разноспрягаемых глаголов; о развитии категории одушевленности (статья «Живая ли кукла?»).

В программе «Литературное образование» этой системы обучения учебник для 4-го класса называется «Язык, завещанный веками» (авторы Л.Е. Стрельцова, И.Д. Тамарченко). В круг детского чтения включены отрывки из произведений: «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе», «Сказание о Петре и Февро-нии», «Житие князя Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть об Авдотье Рязаночке», «Повесть о Евпатии Колов-рате». Данные тексты содержат так называемые

«ключевые слова» национальной культуры, требующие от учителя исторического комментирования.

Освоение курса «Исторический комментарий к современному русскому языку» позволит студентам осмыслить и соотнести факты современного русского языка с историей русского языка, понять обусловленность развития языковой системы культурно-историческим развитием народа, сформировать у студентов представление о языке как части национальной культуры и готовность в своей профессиональной деятельности к реализации культуроведческого аспекта изучения родного языка в соответствии с ФГОС начального общего образования.

Список литературы

1. www.standart.edu.ru/

2. Быстрова ЕА. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. 2003. № 1. С. 36—40.

3. Ходякова ЛА Культуроведческий подход в преподавании русского языка: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012.

4. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование. М.: Издательский Центр «Академия», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.