Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров к формированию культуроведческой компетенции в процессе преподавания родного языка в соответствии с требованиями ФГОС общего образования'

Подготовка бакалавров к формированию культуроведческой компетенции в процессе преподавания родного языка в соответствии с требованиями ФГОС общего образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
272
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВР / TEACHING OF THE MOTHER TONGUE. KUL′TUROVEDčESKAâ COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR GENERAL EDUCATION / BACHELOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штрекер Нина Юрьевна, Матчинова Нина Викторовна

Статья посвящена проблемам внедрения ФГОС ОО в области русского языка. Внимание акцентируется на формировании одной из основных компетенций учащихся культуроведческой, которая предполагает понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Проблему осознания языка как национально-культурного феномена принято считать ведущей также и в современной теории и методике преподавания русского языка в вузе. В связи с этим автор предлагает элективный вузовский курс, формирующий культуроведческую компетенцию бакалавров, которую они смогут реализовывать в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelor to the formation of cultural studies of competence in the teaching of the mother tongue in accordance with the requirements of the GEF general education

The article is devoted to the problems of the GEF NGO in the field of Russian language focuses on the formation of one of the core competences of pupils-kul′turovedčeskoj, which involves the understanding of the relationship of language and the history of the people, the national cultural specifics of Russian language, was a means of initiation to the spiritual riches of the Russian culture. Problem awareness of language as a national cultural phenomenon is considered to be leading in modern theory and methodology of teaching of Russian in high school. in this connection, the author offers an elective course in Universityconstructing the kul′turovedčeskuû competence of bachelors that they can implement in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров к формированию культуроведческой компетенции в процессе преподавания родного языка в соответствии с требованиями ФГОС общего образования»

УДК 378.14 ББК 74.58

Штрекер Нина Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор директор Института педагогики Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского г. Калуга Матчинова Нина Викторовна доцент

заведующая кафедрой физического воспитания Калужского филиала Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.Т. Тимирязева

г. Калуга Shtreker Nina Yuryevna doctor of pedagogical sciences, Professor

Director of the Institute of Pedagogics Kaluga State University the name K.E. Tsiolkovsky Kaluga

Matcinova Nina Viktorovna

Associate Professor Head of the Department of physical education Kaluga branch of Russian State Agrarian University -The Moscow Agricultural Academy. K.t. Timiryazev

Kaluga [email protected]

Подготовка бакалавров к формированию культуроведческой компетенции в процессе преподавания родного языка в соответствии с требованиями

ФГОС общего образования Bachelor to the formation of cultural studies of competence in the teaching of the mother tongue in accordance with the requirements of the GEF general education

Статья посвящена проблемам внедрения ФГОС ОО в области русского языка. Внимание акцентируется на формировании одной из основных компетенций учащихся - культуроведческой, которая предполагает понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Проблему осознания языка как национально-культурного феномена принято считать ведущей также и в современной теории и методике преподавания русского языка в вузе. В связи с этим автор предлагает элективный вузовский

курс, формирующий культуроведческую компетенцию бакалавров, которую они смогут реализовывать в профессиональной деятельности

The article is devoted to the problems of the GEF NGO in the field of Russian language focuses on the formation of one of the core competences of pupils-kul'turovedceskoj, which involves the understanding of the relationship of language and the history of the people, the national cultural specifics of Russian language, was a means of initiation to the spiritual riches of the Russian culture. Problem awareness of language as a national cultural phenomenon is considered to be leading in modern theory and methodology of teaching of Russian in high school. in this connection, the author offers an elective course in Universityconstructing the kuГturovedCeskuй competence of bachelors that they can implement in their professional activities.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, преподавание родного языка, культуроведческая компетенция, бакалавр.

Key words: Federal State educational standards for general education, teaching of the mother tongue. kul'turovedceskaa competence, Bachelor.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается, что содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе ком-петентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуровед-ческой компетенций. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом [1].

В содержание учебников по русскому языку, литературному чтению, истории для начальной школы, реализующих новый ФГОС ОО, включена историческая составляющая: изучение основ истории русского языка и древнерусской литературы как части истории народа и его духовной культуры. Основными целями преподавания основ истории русского языка в школе являются: 1) познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке; 2) усвоение учащимися основных закономерностей историче-

ского развития системы языка; 3) формирование личностного ценностно-ориентированного мировоззрения учащихся, основанного на традициях русской национальной духовности.

Наиболее последовательно реализация заявленных целей, а, следовательно, формирование культуроведческой компетенции представлена в Образовательной системе «Школа 2100». Тексты учебников «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Учащиеся знакомятся с двумя славянскими азбуками - кириллицей и глаголицей, фрагментами текста глаголической рукописи («Киевские листки»); историческими чередованиями гласных и согласных звуков; рассматривают упрощение состава некоторых слов в результате исторических фонетических процессов (типа: белый -белка), изменение рода некоторых существительных (лебедь, облако), происхождение названий падежей в русском языке, происхождение неопределенной формы глаголов на -ть, -чь из -ти, -чи, наличие в древнерусском языке кратких форм у относительных прилагательных.

В программе «Чтение и литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) литература рассматривается как национально-историческое явление. В разделе «У истоков русской детской литературы» предусмотрено ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью «славянских братьев Кирилла и Мефодия», с проведением Дней славянской письменности и культуры. Изучаются темы «Жизнь славянских племен», «Принятие христианства», «Культурное богатство Древней Руси», «Летописи и рукописные книги». Младшим школьникам предлагается чтение отрывка из «Слова о полку Игореве» на современном русском и древнерусском языках, знакомство со стихотворениями для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина.

В коммуникативно-ориентированном курсе А. Климановой «Слово» (авторы Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова) изучаются темы «Русский язык - язык русского народа», «Связь языка с историей развития общества», «Из истории происхождения слов и выражений (этимологические экскурсы)». В разделе «Сначала Аз да Буки, потом другие науки» учащиеся знакомятся со старинными названиями букв русской азбуки и просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия.

В учебно-методическом комплекте по русскому языку проекта «Гармония» (авторы М.С. Соловейчик Н.С. Кузьменко) с точки зрения истории языка представляют интерес темы: «Разные языки: родной и иностранный» (комментируется происхождение названий «русский», «Россия» от названия племени «рось», «русь»), «Алфавит» (приводятся названия некоторых древнерусских букв), «Правописание гласных после ж, ш» (правило объясняется с учетом былой мягкости согласных), «Пишем поздравления» (орфограммы в корнях -ра-, -оро- и т.п. комментируются с привлечением старославянского языка).

Элементы исторической морфологии достаточно широко представлены в учебно-методическом комплекте по русскому языку системы Эльконина Д.Б. -Давыдова В.В. (авторы В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова). Учащиеся получают представление об исторических изменениях в роде некоторых существительных (статья «Такая странная зала»); о существовании в древнерусском языке двойственного числа (статья «Загадки форм числа»); о происхождении названий «падеж», «склонение», «спряжение»; о наличии в истории языка местного падежа и звательной формы (статья «Сколько падежей в русском языке?»); о причинах появления разносклоняемых существительных и разноспрягаемых глаголов; о развитии категории одушевленности (статья «Живая ли кукла?»).

В программе «Литературное образование» этой системы обучения учебник для 4-го класса называется «Язык, завещанный веками» (авторы Л.Е. Стрельцова, И.Д. Тамарченко). В круг детского чтения включены отрывки из

произведений: «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе», «Сказание о Петре и Февронии», «Житие князя Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть об Авдотье Рязаночке», «Повесть о Евпатии Ко-ловрате» и др. Данные тексты содержат языковые единицы, передающие от поколения к поколению культурное наследие народа, так называемые «ключевые слова» национальной культуры. «К ним относятся слова с культурным компонентом, концепты духовной культуры, национально-окрашенные единицы языка, названия артефактов, явлений религиозной культуры, библейские выражения, фразеологизмы, пословицы, фоновая лексика» [2:13]. Работа с конкретным текстом на уроке - это введение ученика в определенное поле культуры языка, а значит, в его историю. В контексте современного целеполагания согласно ФГОС ОО текстоцентрический подход предполагает такую организацию обучения и воспитания посредством текста, которые направлены на формирование всех видов предметных компетенций (лингвистической, языковой, коммуника-

о Ч о и

тивной, культуроведческой), универсальных учебных действий и принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В таком обучении текст выступает как цель и средство обучения и воспитания, объект и предмет изучения.

Из вышесказанного следует, что внедрение нового ФГОС ОО требует внесения корректив в подготовку бакалавров педагогического образования. Это касается и базовых, и элективных филологических курсов вузовских учебных планов. В процессе преподавания теории и методики русского языка, в соответствии с ФГОС ОО, акцентируется внимание на метапредметных образовательных функциях родного языка, которые определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся [1]. Проблему осознания языка как национально-культурного феномена принято считать ведущей в современной теории и мето-

дике преподавания русского языка как родного: через освоение языка происходит становление личности, формируется ее ментальный характер, поскольку язык как один из основных признаков нации выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучению языку (Е.А. Быстро-ва, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, М.Л. Кусова, С.И. Львова, Е.Ю. Никитина, Л.И. Новикова, М.М. Разумовская, Л.В. Трубайчук, Л.А. Ходякова и др.).

Помимо базовых курсов, формировать готовность будущих педагогов к осознанию и дальнейшему преподаванию родного языка как формы выражения национальной культуры, пониманию взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, возможно при изучении элективных курсов, предусмотренных вариативной частью учебного плана. Одним из таких курсов может быть «Исторический комментарий к курсу современного русского языка». Цели курса: осмысление студентами фактов современного русского языка с опорой на историю русского языка, понимание обусловленности развития языковой системы культурно-историческим развитием народа, формирование представлений о языке как части национальной культуры, обеспечение мотивации на овладение языком как важнейшей составляющей культуры собственной личности, формирование у студентов положительного отношения и внутренней готовности к применению данных истории русского языка в будущей педагогической деятельности. Задачи курса: установление межпредметных связей в системе древнерусского и современного русского языков; приобретение умений и навыков исторического комментирования фактов современного русского языка, выявление учебных программ, учебников по русскому языку, литературному чтению, истории для начальной школы, предполагающих ознакомление с фактами истории языка, создание системного исторического фона к языковому материалу школьных учебников и повышение тем самым научного уровня преподавания, соответствующего требованиям ФГОС ОО. Содержание и процесс изучения курса «Исторический комментарий к курсу современного русского языка» ориентированы на формирование у сту-

дентов ряда компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, из которых можно выделить несколько ключевых: быть способным понимать значение культуры как формы человеческого существования, быть готовым к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, быть способным к пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса; профессиональных: уметь решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей; специальных: быть готовым осуществлять подход к преподаванию родного языка как к культурно-исторической среде, формирующей языковую личность, быть готовым анализировать слово как комплексную единицу, в которой отражаются все уровни и функции языка, и как концепт культуры, отражающий русскую языковую картину мира, историю и культуру русского народа.

Применительно к историко-лингвистическому курсу акцентируем внимание на формировании культуроведческой компетенции. Культуроведческая компетенция рассматривается как комплексное образование, которое, являясь для педагогов одновременно и ключевым, и базовым профессиональным качеством, предполагает понимание связи истории национального языка и истории русского народа, его традиций и культуры. Структура этнокультуроведческой компетенции рассматривается как системное образование, состоящее из функционально связанных между собой компонентов: 1) мотивационно-ценностного - совокупности мотивов и ценностных ориентаций, адекватных целям и задачам педагогической деятельности в формировании высокоинтеллектуальной языковой личности, в том числе в процессе изучения русского языка на этнокультурном материале; 2) интеллектуально-познавательного -совокупности фундаментальных и инструментальных знаний, обеспечивающих возможность эффективного восприятия и интерпретации родного языка как составной части культуры, носителя специфических черт национальной

ментальности; 3) действенно-практического - совокупности умений и навыков, обеспечивающих решение образовательных и воспитательных задач в реализации исторического подхода к преподаванию русского языка; 4) рефлексивно-оценочного - способности оценивать собственную деятельность, вырабатывать стратегию педагогической деятельности с точки зрения ее этнокультурной направленности. Для мотивационно-ценностной ориентации студентов на этнокультурную направленность курса родного языка они знакомятся с ФГОС ОО, примерной программой концепции филологического образования, в частности, с той ее линией, где определяется содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, в основе которой лежат идеи о ведущей роли филологического образования в процессах формирования и воспитания личности учащегося, становлении его духовной культуры, приобщении к духовному опыту предшествующих поколений. При реализации интеллектуально-познавательного компонента культуроведческой компетенции студенты должны осмыслить, что гуманизация образования, задачей которой является формирование и воспитание подлинно образованного и грамотного человека, достойного гражданина своей страны, невозможна без знания родного языка, культуры и истории народа. Только овладев русской языковой картиной мира, можно сформировать полноценную языковую личность. Реализация действенно-практического компонента связана с тем, что историко-лингвистический подход к урокам родного языка может быть осуществлен в процессе этимологической работы или культурно-исторического комментирования слов и фразеологизмов. Целью культурно-исторического комментирования на уроках русского языка и литературного чтения является толкование текстов, раскрытие предметно-понятийного значения лингвистических единиц, затрудняющих адекватное понимание текста. При разработке критериев сформированности культуроведческой компетенции, которые относятся к рефлексивно-оценочному компоненту, в их определение включались три составляющие: когнитивная (знание и понимание), деятельностная

(практическое и оперативное применение знаний) и ценностная (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

Библиографический список

1. www.standart.edu.ru/

2. Ходякова Л.А. Культур оведческий подход в преподавании русского языка: Монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2012.

Bibliography

1. www.standart.edu.ru/

2. Hodakova L.A. Literary approach in teaching the Russian language: monograph. -M.: IZD-vo MGOU, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.