Методика
Т.М. Воителева
культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников
рассмотрены цели, содержание обучения, обозначенные в ФГос, способствующие формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка, воспитанию ценностных ориентаций школьников.
Ключевые слова: культуроведческий подход, культуроведческий аспект, куль-туроведческая компетенция, ценностные ориентации школьников, язык как составная часть культуры, языковая картина мира, языковая личность, культуро-ведческий текст.
В мировой лингводидактике изучение языка, его структуры в русле изучения человека как носителя языка, осознания его языковой личностью связывается с культуроведческим подходом в обучении языкам. Культуроведческий подход на X конгрессе МАПРЯЛ в 1999 г. назван новым подходом, с которым будет связана лингводидактика в XXI в.
Разработка и введение в действие Стандартов нового поколения (ФГОС) тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностным подходом в обучении языку. Одной из задач обучения, отраженных в Стандарте, является воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов. Решение этой задачи входит в область формирования личностных результатов обучения, в которых акцент делается на развитии эмоциональноволевой сферы личности.
Как известно, язык отражает характер исторического и интеллектуального развития народа, являясь материальной и духовной ценностью
общества. В настоящее время, когда одной из актуальных проблем общества является возрождение культурно-нравственных ценностей, «национально-культурный компонент в преподавании русского языка становится одним из важных средств развития духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры, национального самосознания...» [2, с. 131].
Подход к преподаванию русского языка как средству постижения культуры восходит к трудам К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, в которых подчеркивается важность развития духовных способностей учащихся, приобщения их к настоящему и прошлому своего народа в процессе обучения языку. Культуровед-ческий подход в обучении предполагает изучение языка как результат, как продукт культурного развития человека. Язык рассматривается как составная часть культуры, формирующей национальное самосознание, которое реализуется в слове. В методике преподавания русского языка как родного проблема соизучения языка и культуры активно разрабатывается в последние два десятилетия.
Культуроведческий подход в обучении предполагает приобщение к культуре в широком смысле этого слова. «Основная направленность культуроведческого аспекта - осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его - развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней» [2, с. 153].
Реализация культуроведческого аспекта в обучении русскому языку базируется на следующих положениях:
- формирование представлений о родном языке как духовной ценности, национальном достоянии русского народа;
- широкое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии;
- знакомство с основами русского речевого этикета и формирование соответствующих навыков в связи с изучением конкретных тем курса;
- создание широкого культуроведческого фона путем включения разнообразного экстралингвистического материала о разных городах России, народных промыслах, исторических событиях и великих личностях России, о современной социальной рекламе и т.п.;
- широкое использование произведений художественной литературы.
Изучение русского языка в культуроведческом аспекте способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся, в состав
Филологические
науки
Методика
которой входит осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; формирование способности объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.
Обучение русскому языку в культуроведческом аспекте опирается прежде всего на понятие языковой картины мира. Картина мира - это отражение окружающей действительности в сознании человека, «неотъемлемый компонент национального характера, столь же необходимая составляющая этнонационального и - шире - общественного сознания, сколь мировоззрение - непременный атрибут личности» [4, с. 57]. Картины мира, создаваемые и отражаемые национальными языками, существенно различаются. По словам Л.В. Щербы, «каждый язык представляет нам мир внешний, воспринимаемый мир в своем особом виде» [5, с. 53]. Это может быть связано, с одной стороны, с различными условиями жизни народа, с другой - с особенностями национального характера. Язык теснейшим образом связан с психологическим складом того этноса, к которому он принадлежит. Поэтому при изучении предметов филологического цикла важен принцип учета национальной психологии обучающихся. Знакомя школьников с национальной культурой, особое внимание следует обращать на то, что объединяет ее с культурами других народов и, самое главное, на то передовое и ценное, что оказывает положительное влияние на становление личности учащихся в современных условиях.
Истоком общечеловеческой нравственности, национальной культуры является личность, которая рассматривается как ведущая социально-этическая категория, выражающая духовность. «Личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности», - писал известный русский философ Н.А. Бердяев [1, с. 61]. Языковая личность формируется на протяжении всего обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников.
Язык является одной из форм существования культуры, а культура -в ее духовном и материальном аспекте - одним из компонентов языка. Наряду с собственно лингвистическими особенностями языковые единицы закрепляют элементы культурного опыта, и язык нации служит отражением ее культуры в целом. Реализация культуроведческого аспекта в преподавании русского языка предполагает использование системы текстов с национально-культурным компонентом - текстов культуроведче-
ской направленности. Основными критериями отбора таких текстов является насыщенность их культуроведческими сведениями (о традициях, истории, событиях, связанных с национальной и мировой культурой), а также способность текста воспитывать читателя и эмоционально воздействовать на него. Культуроведческие тексты отражают традиции, обычаи, быт, религию русского народа, в целом воссоздающих национально-культурный фон России. Круг этих текстов включает в себя произведения художественной литературы, мифы, предания, публицистические произведения. Конечно, учащиеся знакомятся с художественными текстами, фольклором прежде всего при изучении русской литературы, однако их возможности в познании культуры русского народа должны быть использованы и на уроках русского языка.
Текст культуроведческой направленности помогает реализовать одну из основных целей обучения русскому языку - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку, что в целом связано с формированием культуроведческой компетенции учащихся.
Соизучение языка и культуры осуществляется в разных разделах курса русского языка. В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и др.), а также высказывания известных ученых, лингвистов, литературоведов (Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имен деятелей культуры дают представление об объекте культуроведче-ской информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культуроведческими текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культуры других народов.
Уже на первых уроках при изучении сведений о языке и его роли в жизни общества темой разговора могут стать сведения о языковой картине мира и богатстве языков. Сегодня эти уроки часто посвящены знакомству с высказываниями писателей, общественных деятелей о русском языке, его богатстве, самобытности, уникальности русского языка в сопоставлении с другими. Несомненно, образные, эмоциональные, эти высказывания необходимы как материал, формирующий одну из важных ценностных ориентаций школьника - отношение к родному языку. Однако включение их порою носит чисто декларативный характер. Уроки, посвященные общим сведениям о языке, являются, на наш взгляд, очень
Филологические
науки
Методика
важными, поскольку именно на них ученики получают сведения о про-важными, поскольку именно на них ученики получают сведения о происхождении, становлении и роли русского языка как языка государственного, языка межнационального общения на территории Российской Федерации.
Богатство и многообразие языка проявляется в лексике. Как известно, слово является хранителем и носителем национальной культурной семантики. В число лексических единиц, обладающих ярко выраженной национально-культурной семантикой, входят названия реалий, коннотативная лексика и фоновая лексика.
Почти каждое слово имеет национальную специфику, но более всего она отражается в словах, называющих понятия, реалии, свойственные только данной культуре, например: щи, окрошка; в словах с эмоционально-экспрессивным, символическим значением, например: береза как образ родины, девушки; дуб как образ силы, мощи.
Особая роль в отражении национальной специфики языка принадлежит фразеологизмам. Изучение русской фразеологии является необходимой и наиболее востребованной задачей, решение которой способствует формированию русской языковой идентичности, усиливает роль русского языка как средства объединения нации, является важным компонентом в формировании языковой личности. Каждый фразеологизм закреплен в языке исторически, т.е. несмотря на развитие языка, конкретное словосочетание сохраняет только ему присущее значение и используется в речи в неизменном виде. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека - его отношение к труду (золотые руки, бить баклуши), отношение к другим людям (закадычный друг, заклятый враг, темная лошадка), личные достоинства и недостатки (не теряет головы, водить за нос, лопух лопухом) и др. Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности речи. Часто в разговорном стиле используются фразеологические обороты, которые придают речи большую выразительность и эмоциональность.
На уроках русского языка школьники знакомятся не только с родной национальной культурой, но и с культурными ценностями других народов, что способствует толерантности, уважению к их национальной самобытности; пониманию и осознанию национально-культурных различий между народами и этносами. Таким образом происходит познание культуры русского народа в диалоге культур. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках. На фоне встречи культур учащиеся более глубоко осознают своеобразие
родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры, начинают глубже чувствовать особенности и своеобразие родного языка, осознанно любить его.
В целом обучение русскому языку в культуроведческом аспекте призвано воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к истории своего края, к его культуре, литературе. Такой подход к обучению дает возможность ученику лучше осознать, что «язык - мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива» [8, с. 14].
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
2. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004.
3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. М., 2000.
4. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальная традиция. Минск, 1998.
5. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. М.-Л., 1947.
Филологические
науки