Научная статья на тему 'Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников'

Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5423
1034
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ЯЗЫК КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ / STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS / CULTURE-ORIENTED APPROACH / CULTURE-ORIENTED ASPECT / CULTURE COMPETENCE / LANGUAGE AS A MAIN PART OF CULTURE / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / LINGUISTIC PERSONALITY / CULTURE-ORIENTED TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воителева Татьяна Михайловна

Рассмотрены цели, содержание обучения, обозначенные в ФГОС, способствующие формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка, воспитанию ценностных ориентаций школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Воителева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A WAY OF FORMATION OF SCHOOL STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS

The article reviews the learning goals and contents that are stated in the Federal State Educational Standard which contribute to the formation of cultural competence at the lessons of the Russian language and the formation of learners’ value orientations.

Текст научной работы на тему «Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников»

Методика

Т.М. Воителева

культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников

рассмотрены цели, содержание обучения, обозначенные в ФГос, способствующие формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка, воспитанию ценностных ориентаций школьников.

Ключевые слова: культуроведческий подход, культуроведческий аспект, куль-туроведческая компетенция, ценностные ориентации школьников, язык как составная часть культуры, языковая картина мира, языковая личность, культуро-ведческий текст.

В мировой лингводидактике изучение языка, его структуры в русле изучения человека как носителя языка, осознания его языковой личностью связывается с культуроведческим подходом в обучении языкам. Культуроведческий подход на X конгрессе МАПРЯЛ в 1999 г. назван новым подходом, с которым будет связана лингводидактика в XXI в.

Разработка и введение в действие Стандартов нового поколения (ФГОС) тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностным подходом в обучении языку. Одной из задач обучения, отраженных в Стандарте, является воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов. Решение этой задачи входит в область формирования личностных результатов обучения, в которых акцент делается на развитии эмоциональноволевой сферы личности.

Как известно, язык отражает характер исторического и интеллектуального развития народа, являясь материальной и духовной ценностью

общества. В настоящее время, когда одной из актуальных проблем общества является возрождение культурно-нравственных ценностей, «национально-культурный компонент в преподавании русского языка становится одним из важных средств развития духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры, национального самосознания...» [2, с. 131].

Подход к преподаванию русского языка как средству постижения культуры восходит к трудам К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, в которых подчеркивается важность развития духовных способностей учащихся, приобщения их к настоящему и прошлому своего народа в процессе обучения языку. Культуровед-ческий подход в обучении предполагает изучение языка как результат, как продукт культурного развития человека. Язык рассматривается как составная часть культуры, формирующей национальное самосознание, которое реализуется в слове. В методике преподавания русского языка как родного проблема соизучения языка и культуры активно разрабатывается в последние два десятилетия.

Культуроведческий подход в обучении предполагает приобщение к культуре в широком смысле этого слова. «Основная направленность культуроведческого аспекта - осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его - развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней» [2, с. 153].

Реализация культуроведческого аспекта в обучении русскому языку базируется на следующих положениях:

- формирование представлений о родном языке как духовной ценности, национальном достоянии русского народа;

- широкое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии;

- знакомство с основами русского речевого этикета и формирование соответствующих навыков в связи с изучением конкретных тем курса;

- создание широкого культуроведческого фона путем включения разнообразного экстралингвистического материала о разных городах России, народных промыслах, исторических событиях и великих личностях России, о современной социальной рекламе и т.п.;

- широкое использование произведений художественной литературы.

Изучение русского языка в культуроведческом аспекте способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся, в состав

Филологические

науки

Методика

которой входит осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; формирование способности объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

Обучение русскому языку в культуроведческом аспекте опирается прежде всего на понятие языковой картины мира. Картина мира - это отражение окружающей действительности в сознании человека, «неотъемлемый компонент национального характера, столь же необходимая составляющая этнонационального и - шире - общественного сознания, сколь мировоззрение - непременный атрибут личности» [4, с. 57]. Картины мира, создаваемые и отражаемые национальными языками, существенно различаются. По словам Л.В. Щербы, «каждый язык представляет нам мир внешний, воспринимаемый мир в своем особом виде» [5, с. 53]. Это может быть связано, с одной стороны, с различными условиями жизни народа, с другой - с особенностями национального характера. Язык теснейшим образом связан с психологическим складом того этноса, к которому он принадлежит. Поэтому при изучении предметов филологического цикла важен принцип учета национальной психологии обучающихся. Знакомя школьников с национальной культурой, особое внимание следует обращать на то, что объединяет ее с культурами других народов и, самое главное, на то передовое и ценное, что оказывает положительное влияние на становление личности учащихся в современных условиях.

Истоком общечеловеческой нравственности, национальной культуры является личность, которая рассматривается как ведущая социально-этическая категория, выражающая духовность. «Личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности», - писал известный русский философ Н.А. Бердяев [1, с. 61]. Языковая личность формируется на протяжении всего обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников.

Язык является одной из форм существования культуры, а культура -в ее духовном и материальном аспекте - одним из компонентов языка. Наряду с собственно лингвистическими особенностями языковые единицы закрепляют элементы культурного опыта, и язык нации служит отражением ее культуры в целом. Реализация культуроведческого аспекта в преподавании русского языка предполагает использование системы текстов с национально-культурным компонентом - текстов культуроведче-

ской направленности. Основными критериями отбора таких текстов является насыщенность их культуроведческими сведениями (о традициях, истории, событиях, связанных с национальной и мировой культурой), а также способность текста воспитывать читателя и эмоционально воздействовать на него. Культуроведческие тексты отражают традиции, обычаи, быт, религию русского народа, в целом воссоздающих национально-культурный фон России. Круг этих текстов включает в себя произведения художественной литературы, мифы, предания, публицистические произведения. Конечно, учащиеся знакомятся с художественными текстами, фольклором прежде всего при изучении русской литературы, однако их возможности в познании культуры русского народа должны быть использованы и на уроках русского языка.

Текст культуроведческой направленности помогает реализовать одну из основных целей обучения русскому языку - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку, что в целом связано с формированием культуроведческой компетенции учащихся.

Соизучение языка и культуры осуществляется в разных разделах курса русского языка. В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и др.), а также высказывания известных ученых, лингвистов, литературоведов (Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имен деятелей культуры дают представление об объекте культуроведче-ской информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культуроведческими текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культуры других народов.

Уже на первых уроках при изучении сведений о языке и его роли в жизни общества темой разговора могут стать сведения о языковой картине мира и богатстве языков. Сегодня эти уроки часто посвящены знакомству с высказываниями писателей, общественных деятелей о русском языке, его богатстве, самобытности, уникальности русского языка в сопоставлении с другими. Несомненно, образные, эмоциональные, эти высказывания необходимы как материал, формирующий одну из важных ценностных ориентаций школьника - отношение к родному языку. Однако включение их порою носит чисто декларативный характер. Уроки, посвященные общим сведениям о языке, являются, на наш взгляд, очень

Филологические

науки

Методика

важными, поскольку именно на них ученики получают сведения о про-важными, поскольку именно на них ученики получают сведения о происхождении, становлении и роли русского языка как языка государственного, языка межнационального общения на территории Российской Федерации.

Богатство и многообразие языка проявляется в лексике. Как известно, слово является хранителем и носителем национальной культурной семантики. В число лексических единиц, обладающих ярко выраженной национально-культурной семантикой, входят названия реалий, коннотативная лексика и фоновая лексика.

Почти каждое слово имеет национальную специфику, но более всего она отражается в словах, называющих понятия, реалии, свойственные только данной культуре, например: щи, окрошка; в словах с эмоционально-экспрессивным, символическим значением, например: береза как образ родины, девушки; дуб как образ силы, мощи.

Особая роль в отражении национальной специфики языка принадлежит фразеологизмам. Изучение русской фразеологии является необходимой и наиболее востребованной задачей, решение которой способствует формированию русской языковой идентичности, усиливает роль русского языка как средства объединения нации, является важным компонентом в формировании языковой личности. Каждый фразеологизм закреплен в языке исторически, т.е. несмотря на развитие языка, конкретное словосочетание сохраняет только ему присущее значение и используется в речи в неизменном виде. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека - его отношение к труду (золотые руки, бить баклуши), отношение к другим людям (закадычный друг, заклятый враг, темная лошадка), личные достоинства и недостатки (не теряет головы, водить за нос, лопух лопухом) и др. Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности речи. Часто в разговорном стиле используются фразеологические обороты, которые придают речи большую выразительность и эмоциональность.

На уроках русского языка школьники знакомятся не только с родной национальной культурой, но и с культурными ценностями других народов, что способствует толерантности, уважению к их национальной самобытности; пониманию и осознанию национально-культурных различий между народами и этносами. Таким образом происходит познание культуры русского народа в диалоге культур. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках. На фоне встречи культур учащиеся более глубоко осознают своеобразие

родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры, начинают глубже чувствовать особенности и своеобразие родного языка, осознанно любить его.

В целом обучение русскому языку в культуроведческом аспекте призвано воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к истории своего края, к его культуре, литературе. Такой подход к обучению дает возможность ученику лучше осознать, что «язык - мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива» [8, с. 14].

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

2. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004.

3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. М., 2000.

4. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальная традиция. Минск, 1998.

5. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. М.-Л., 1947.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.