Научная статья на тему 'Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку'

Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1095
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЯЗЫКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ФАКУЛЬТАТИВ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКА / HISTORY OF LANGUAGE AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE / ADVANCED STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE / EDUCATION OF MORAL AND PATRIOTIC VALUES AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE / FORMATION OF STUDENTS' COMPETENCES / ELECTIVE COURSE ON THE HISTORY OF THE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремина Светлана Александровна

. В статье описана одна из форм обучения русскому языку в школе в историческом аспекте. В школьной практике преподавания русского языка постоянно приходится сталкиваться с такими явлениями современной языковой системы, объяснение которых требует знания истории языка. Исторические экскурсы, которые можно использовать при проведении уроков русского языка, внеклассных мероприятий, подготовке школьников к олимпиадам по предмету, помогут ученикам сознательнее и глубже усваивать учебный материал, овладеть в совершенстве современным русским языком. Представленный материал включает задания и упражнения, которые формируют у школьников коммуникативную, лингвистическую и культурологическую компетенцию. Технологии, представленные в данной работе, ориентированы на языковое развитие, патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника и включают решение языковых задач. Предложенный факультатив помогает школьникам активизировать самостоятельную работу и развивает исследовательские навыки с языковым материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ELECTIVE COURSE ON THE HISTORY OF LANGUAGE AS A FORM OF PREPARING STUDENTS TO THE NATIONAL RUSSIAN SCHOOL OLYMPIAD FOR THE RUSSIAN LANGUAGE

The article describes one of the forms of learning Russian at school in the historical aspect. The school practice of learning Russian language is constantly faced with the phenomenon of language which difficult to explain for the modern point of view. These phenomena require knowledge of the history of language. Historical tours, which can be used during the Russian language lessons, extra-curricular activities, preparing students for the Olympiad on the subject, will help students more conscious and deeper to absorb training material, master the modern Russian language. The material includes tasks and exercises that shape students' communicative, linguistic and cultural competence. The technologies presented in this paper are focused on linguistic development, patriotic, spiritual and aesthetic education of the student and include the solution of language problems. The proposed elective course helps students strengthen independent work and develop research skills with language material.

Текст научной работы на тему «Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку»

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УДК 372.881.161.1:371.322.2 ББК Ч426.819=411.1-273

С. А. Ерёмина

Екатеринбург, Россия

ФАКУЛЬТАТИВ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье описана одна из форм обучения русскому языку в школе в историческом аспекте. В школьной практике преподавания русского языка постоянно приходится сталкиваться с такими явлениями современной языковой системы, объяснение которых требует знания истории языка. Исторические экскурсы, которые можно использовать при проведении уроков русского языка, внеклассных мероприятий, подготовке школьников к олимпиадам по предмету, помогут ученикам сознательнее и глубже усваивать учебный материал, овладеть в совершенстве современным русским языком.

Представленный материал включает задания и упражнения, которые формируют у школьников коммуникативную, лингвистическую и культурологическую компетенцию.

Технологии, представленные в данной работе, ориентированы на языковое развитие, патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника и включают решение языковых задач. Предложенный факультатив помогает школьникам активизировать самостоятельную работу и развивает исследовательские навыки с языковым материалом.

Ключевые слова: история языка на уроках русского языка, углубленное изучение русского языка, нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка, формирование компетенций обучающихся, факультатив по истории языка.

S. A. Eremina

Yekaterinburg, Russia

AN ELECTIVE COURSE ON THE HISTORY OF LANGUAGE AS A FORM OF PREPARING STUDENTS TO THE NATIONAL RUSSIAN SCHOOL OLYMPIAD FOR THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. The article describes one of the forms of learning Russian at school in the historical aspect. The school practice of learning Russian language is constantly faced with the phenomenon of language which difficult to explain for the modern point of view. These phenomena require knowledge of the history of language. Historical tours, which can be used during the Russian language lessons, extra-curricular activities, preparing students for the Olympiad on the subject, will help students more conscious and deeper to absorb training material, master the modern Russian language.

The material includes tasks and exercises that shape students' communicative, linguistic and cultural competence. The technologies presented in this paper are focused on linguistic development, patriotic, spiritual and aesthetic education of the student and include the solution of language problems. The proposed elective course helps students strengthen independent work and develop research skills with language material.

Keywords: history of language at the lessons of the Russian language, advanced study of the Russian language, education of moral and patriotic values at the lessons of the Russian language, formation of students' competences, elective course on the history of the language.

Современные приоритеты государственной политики в области национального образования выдвигают на передний план задачи развития личности школьника как носителя национальной культуры, истории и языка. В связи с этим встает необходимость изучать гуманитарные науки в историко-лингвистическом аспекте. То, что русский язык является важнейшей частью истории и культуры нашего народа, проявляется в школьных программах различных учебных комплексов, которые содержат отдельные темы по истории языка и культуры. Олимпиады по русскому языку в обязательном порядке включают два-три задания, направленных на проверку знаний у учащихся по истории языка и культуры.

Формированию языковой компетенции, по нашему мнению, способствует изучение русского языка в форме историко-лингвистического комментирования. Такая работа способствует развитию интереса к языку, пробуждает творческие способности учащихся и углубляет знания по русскому языку.

В ходе изучения школьного курса русского языка на уроках учитель в доступной форме проводит исторический комментарий к некоторым темам по фонетике, орфографии и морфологии. Существует ряд тем и вопросов в русском языке, которые ученик способен понять лишь в старших классах, на заключительных этапах изучения системы языка.

Сегодня существует достаточно большой арсенал пособий по истории языка и историческому комментированию, помогающих учителю формировать лингвистическую компетенцию учащихся в эволюции языка. Это и классическое пособие для учащихся и учителей «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе» В. В. Иванова и З. А. Потихи, позволяющее проследить историю фонетических, морфологических и синтаксических явлений русского языка, изучаемых в школе [Иванов, Потиха 1985], а также более сложные учебные пособия Григорьевой Т. М. «Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность» и Штрекер Н. Ю. «Современный

русский язык: Историческое комментирование», нацеленные на углубленное изучение вопросов истории языка и рекомендуемые преподавателям, аспирантам и студентам колледжей и высших учебных заведений [Григорьева 2004], [Штрекер 2005]. Существуют и интересные разработки по историческому комментированию отдельных разделов языка (орфография), например, учебно-методическое пособие Лысовой О. В. [Лысова 2005].

Данный факультатив нацелен на ускоренное освоение ряда проблемных тем, таких как изменение фонетического и графического облика слова, изменения лексического состава и значения слова, а также некоторых морфологических изменений

Цель курса: сформировать у учащихся определенный объем знаний о сущности языка как исторически сложившегося национально-культурного явления.

Задачи курса:

1) представить в системе историю фонетических, лексических, морфологических и синтаксических изменений с древнего до современного состояния русского языка;

2) сформировать у обучающихся необходимые знания для осмысления особенностей современного русского языка, объясняющихся историческими язы-

виды контроля: текущий контроль, нацеленный на проверку понимания языковых процессов в форме собеседования в режиме «вопрос - ответ - консультация» и самостоятельной работы с последующим комментированием.

Предлагаем материалы к первой теме факультатива: Графическая и фонетическая системы древнерусского языка в сравнении с современной системой языка.

Лекция 1. Гласные и согласные звуки и буквы древнерусского языка.

Изменение фонетического облика слова

го анализа языковых фактов, умения давать исторический комментарий фактам современного русского языка.

Курс имеет практическую направленность: учащиеся учатся анализировать слово, выполнять этимологический анализ, устанавливать закономерности исторического процесса, объяснять правописание словарных слов, ставших таковыми под воздействием фонетических, словообразовательных и семантических изменений.

Приоритетными методами обучения являются структурный и сравнительно-исторический, а также приемы фонетического, словообразовательного и этимологического анализа.

В результате обучения ученик должен

Знать:

- перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний по текущим темам;

Уметь:

- анализировать языковой материал и вычленять специфические «темные» слова, немотивированные с позиции современного русского языка;

Владеть:

- навыками фонетического, словообразовательного, этимологического и культурно-

1. Сравнительная характеристика системы гласных в древнерусском и современном русском языке.

2. Система согласных звуков древнерусского языка.

3. Характеристика редуцированных гласных Ъ и Ь.

4. Общеславянские фонетические процессы

- палатализация I, II, III

- изменение согласных под воздействием []]

5. Важнейшие фонетические изменения в языке.

6. Фонетический анализ.

7. Словообразовательный анализ.

8. Этимологический анализ.

ковыми процессами; исторического анализа слова.

3) способствовать формированию у обучающих- Курс рассчитан на 20 часов.

ся И| рактических навыков сравнительно - историческо-

№ Тема Лекции Практические занятия час

1 Графическая и фонетическая системы древнерусского языка в сравнении с современной системой языка. Изменение фонетического облика слова. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение древнерусского текста. Графический и фонетический анализ слова. 4 ч.

2 Морфемика и словообразование в историческом процессе Исторические изменение структуры слова. Опрощение, переразложение, усложнение и утрата производящей лексемы. Морфемный, словообразовательный анализ. Анализ словообразовательного гнезда. 4 ч.

3 Этимологический анализ слова Этимологический анализ слова как проверка словарных слов. Этимологические словари. Этимологический анализ слова. Алгоритм работы с трудными словами 2 ч.

4 Изменение смысловых отношений между словами Исторические изменения в значении слова (расширение, сужение и изменение значения) Анализ слов нарицательных, собственных. Анализ фразеологизмов. 4 ч.

5 Исторические изменения в морфологии. Исторические изменения в глагольных формах Специфика варьирования глагола и глагольных форм в художественной литературе. 4 ч.

6 Исторические изменения в синтаксисе. Особенности предложно-падежных форм в художественной литературе XVIII—XIX—XX веков Анализ специфических грамматических форм, представленных в художественной литературе. 2 ч.

Программой предусмотрены следующие План лекции.

Материалы к лекции: Гласные

Древнерусский язык Современный русский язык

Звук Буква Название буквы Звук Буква

[а][/а] a, " азъ / а, а йотированное [а][/а] а, я

[о] o онъ [о] По] о, ё

[э], e ~ есть / е, е йотированное [э], [ э] э, е

[и] ё, i ¿, ^ иж и ижица [i], [l] и, й (согласный)

[ы] I ы [ы] ы

[у] Q и укъ [у] у

[ё ]- [а:] / Lie:] чтение [ие] •6- ять j] е

[он] я* ш юс большой, юс большой йотированный [у] у

[эн] A VA юс малый, юс малый йотированный [ja] я

[ъ](о редуцированное) Ъ ер[] - -

[ь]( э редуцированное) ь ерь - -

Редуцированные очень короткие с нечеткой артикуляцией и, реагируя на положение в слове, произносились то четче в сильной позиции, то вяло с более слабым напряжением речи в слабой позиции. Сильную и слабую позицию в слове с несколькими редуциро-

Сильные позиции [ъ] и [ь] Слабые позиции [ъ] и [ь]

1) в начальном слоге под ударением: дъшти, тьшта 1) в конце неодносложных слов: рабъ, кость, красьнъ

2) перед слогом с редуцированным гласным в слабой позиции: гладъкъ, жьрьць, тьмьно, отьць 2) перед слогом с редуцированным гласным в сильной позиции: дьньсь, жьньць, льстьць

3) в труднопроизносимой группе согласных, в том числе в приставке или в предлоге: количьство 3) перед слогом с гласным полного образования (и, ы, д, а, И, о, е): къто, чьто, пътица, мъно-го, вьсе

4) на конце односложных слов с самостоятельным ударением (союзов и местоимений, но не предлогов): нъ, тъ, сь

Падение редуцированных (отмечается в памятниках)

[ъ] > [о] [ъ] > ноль звука

[ь] > [е] [ь] > ноль звука

В некоторых положениях (перед звуками []] и [и] < []ь], иногда после гласных) в слове редуцированными могли становится звуки [ы], [и].

[ы], [и] полного образования [ы], [и] редуцированные

1) перед согласными: миръ. 1) перед Ц]; 2) перед [и] < Ць]; 3) после гласных (иногда).

2) в конце слова(после согласных): свекры. Сильная позиция Слабая позиция (только для [и])

1) под ударением: крыю 1) перед слогом с гласным полного образования (перед йотированным гласным): Пе] (~);

2) безударная, перед конечным [и] < [j ь]: синии.

[j а] J"); Цу] Ф): велhни~, енк'ени", гостию, костив

2) в конце слова (после гласных): синии, добрый, врабии, славии.

Согласные звуки

Согласные классифицировались по четырем признакам: по участию голоса и шума (по работе голосовых связок согласные делятся на сонорные и шумные, а шумные, в свою очередь, на глухие и звонкие), по месту образования, по способу образования, по дополнительной палатальной артикуляции (по твердости/мягкости).

Система согласных фонем по 1), 2) и 3) призна-

По Место Губ- Пе- С р е д Задне

соот- N. образования ные ред- не- не-

ноше- не- языч языч-

нию Способ языч ные ные

голоса образования N. ные

и шума

Шум- Взрыв- Звон- б д г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные ные кие

Глухие п т к

Щеле- Звон- в з-з', j

вые кие ж'

Глухие (ф) с-с', ш' х

Афф- Звон- г'(д'

рикаты кие з')

Глухие ц', ч'

Слож- Звон- ж'д'

ные кие

Глухие ш'т'

Со- Дрожащие р-р'

норные Смыч-но- Носовые м н-н'

про- Боко- л-л'

ходные вые

4) по дополнительной палатальной артикуляции

Признак твердости / мягкости Согласные звуки Употребление согласных

1)всегда г, к, х Стоят только перед гласными

твердые непереднего ряда: година, ногы, р@кы, хытръ, вдръ; исключением являются заимствованные слова: ~вангели~

2)всегда мягкие ж', ж'д', ш', ч', ц', ], ш'т', г'(д'з') Не стоят перед звуками [г], [и], [о], [Ь], на месте которых после мягких согласных развиваются [и], [ь], [е], [а]: жешти, вашь, крич"ти, лице, враш, одежд", очиштение, "вити

3) могут быть твердыми и полумягкими б, п, в, (ф), м, д, т Твердые - перед гласными непереднего ряда: д@бъ, п@то, мыто, фарисеи Полумягкие - перед гласными переднего ряда: пити, тЬм#, бЬдити, вЬмь, дев#ть, мЬхъ.

4) могут быть твердыми, мягкими и полумягкими р, л, н, с, з(<д'з') Твердые - перед гласными непереднего ряда: вдно, гласъ, сынъ, зълъ, валъ. Полумягкие - перед гласными переднего ряда: ~лень, сЬнь, неп£и"знь, з#ть. Мягкие - перед ]: бур", пол~, конь; з(<д'з'), с, когда чередуются с г, х в позиции перед гласными переднего ряда: дроузи (ср. дроугъ), моусЬ (ср. моуха).

Палатализация I

Палатализация II

Важнейшие фонетические изменения в языке:

До X в. - завершились все процессы палатализации. К середине X в. были утрачены носовые гласные. В XI в. произошло вторичное смягчение согласных.

Приблизительно в середине XII в. произошло падение редуцированных. XII - XV вв. происходит процесс перехода е > 'о. XII - XV вв. наблюдается смягчение заднеязычных согласных. С XIII в. начинаются процесс оглушения конечных звонких согласных и асси-милятивно-диссимилятивные процессы в области согласных в результате падения редуцированных. В XIII в. наблюдается процесс второго полногласия. В XIII -XVII вв. утрачивается звук [ш:], обозначаемый буквой Ь. В XIV в. начинается процесс аканья. С XIV в. начинается процесс отвердения [ш] и [ж]. С XVI в. начинает отвердевать [ц].

Практическое занятие 1. Чтение древнерусского текста. Графический и фонетический анализ слова. Основы словообразовательного и этимологического анализа.

Фонетический анализ текста

1. Указать восточнославянские фонетические приметы, содержащиеся в анализируемом тексте.

2. Определить позиции редуцированных Ъ, Ь в тексте, указать факты, отражающие процесс их утраты.

3. Выделить в тексте слова, в корнях которых возможны чередования гласных, установить общеславянский облик корня.

4. Найти в тексте примеры 1-го полногласия и слова с неполногласиями. Восстановить общеславянский облик слова.

5. Объяснить происхождение мягких шипящих ж', ч', ш', шч' (в старославянском шт') и мягких свистящих з', ц', с'.

6. Установить происхождение звука Л: исконный или эпентетический.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ устанавливает способ образования слова и на этой основе выясняет морфемную структуру слова, которая определяется синхронными (то есть существующими на данном этапе развития языка) мотивационными отношениями с однокоренными словами. Часть речи анализируемого слова.

1. Выделить и охарактеризовать основу слова (производная/непроизводная, членимая/нечленимая).

2. Найти и указать производящую основу.

3. Установить словообразовательное гнездо:

- указать частеречную принадлежность производных слов;

- указать, если возможно, количество словообразовательных ступеней, основные способы образования слов.

- указать словообразовательный формант, его тип (аффиксальный/ безаффиксный).

- указать морфонологические явления при образовании слова (чередование фонем на морфемном шве и внутри корня, усечение производящих основ, интерфиксация, интерференция (наложение морфов).

4. Установить ступень и способ образования слова.

5. Графически изобразить процесс деривации.

Этимологический анализ

В зависимости от характера слова (времени его появления, морфемной структуры и прозрачности

сущность условия пример

г>ж' перед гласными е Ь и е нога - ножька

к>ч' крикъ - кричати

х>ш' соухъ - соушити

сущность условия пример

г // з Перед гласными звуками переднего ряда и, е (Ь) из дифтонгов^, *а1, *е1 дроугъ - дроузЬ

к // ч р@ка - р@цЬ

х // с доухъ - доуси

Исторические чередования

Чередование звуков Пример Чередование звуков Пример

З - Ж возить -вожу СТ - Щ простой -проще

Х - Ш пахать -пашу Т - С плести -плету

Ц - Ч птица -птичка Т - Ч - Щ просветить - просвечивать -просвещать

Д - С брести -бреду Б - БЛ любить -люблю

Г - З - Ж друг - друзья - дружить В - ВЛ ловить -ловлю

Д - Ж - ЖД водить -вожу - вождение М - МЛ кормить -кормлю

К - Ц - Ч рыбак - рыбачить -рыбацкий П - ПЛ лепить -леплю

С - Ш писать -пишу Ф - ФЛ графить -графлю

СК - Щ таскать -тащу

внутренней формы) этимологический анализ может быть более или менее глубоким (дальняя этимология / ближняя этимология — по терминологии Н. М. Шанского). Дальняя этимология требует привлечения разнообразных сравнительно-исторических данных, новейших открытий в области языкознания. Реконструируя первичную форму и значение слова или морфемы, этимолог прослеживает их дальнейшие изменения в разных языках. При ближней этимологии важно установить, из какого языка заимствовано слово, как изменилось его значение и морфемная структура в современном языке.

Этимологический анализ изучает диахронные (то есть существовавшие ранее, на каком-либо прошедшем определенном этапе развития языка) словообразовательные отношения между словами, их первоначальную словообразовательную структуру и первоначальное значение.

План анализа.

1. Выделить орфограмму в словарном слове.

2. Определить его этимологический характер (исконное или заимствованное; источник заимствования).

3. Указать опорное слово (этимон), а также (если необходимо) этимологические суффикс и приставку.

4. Сформулировать лексическое значение объясняемого слова с учетом его этимологии (этимологического значения).

5. Представить этимологическое гнездо или группу одноструктурных образований

Этимологический анализ заимствован из пособия Шелеповой Л. И. «Русская этимология: теория и практика»

Учителю следует также учитывать алгоритм работы по этимологическому анализу, предложенный Т. В. Бабушкиной в электронном учебнике «Этимология»:

1. Определить значение слова в языке наших дней, найти родственные (с точки зрения современного языка!) слова. При этом надо учитывать, что одно-коренные слова обязательно должны быть связаны и по смыслу, и на основе действующих в языке словообразовательных моделей. Сопоставление родственных слов позволит выделить корень слова.

2. Далее, надо определить (с помощью этимологического словаря) историческое значение слова, его прежний звуковой облик. Находим (опять-таки с помощью справочников) слова, которые раньше были родственными с анализируемым словом. Сопоставляем эти слова и находим этимологический корень. [Бабушкина. Электронный ресурс].

Задание 1. Выделите корни в следующих словах. Объедините слова в группы родственных слов. Подчеркните чередующиеся звуки.

Валежник, валенок, валить, валять, валяться, вразвалку, вывалять, выпариться, груда, грудинка, грудка, грудою, грудь, груз, грузило, грузовик, грузовой, грузчик, губа, губастый, губитель, губить, губка, губошлёп, добренький, добро, добровольный, доброжелатель, добряк, душегуб, заваляться, загрузить, запылать, запылиться, лебеда, лебёдка, лебедовый, лебёдушка, лебедь, задобрить, навалиться, нагрудный, недобрый, отвалиться, пагуба, пар, пара, парить, парить-

ся, парный, парнокопытный, паровой, пароход, перевалиться, плоскогубцы, погружаться, подполье, половик, половой, полоть, привалиться, проваляться, прополка, прополоть, пыл, пылать, пыль, пыльный, пылить, развалиться, развалюха, разгрузка, свалиться, свалять, сгрудиться, сгубить, сухогруз.

Задание 2. Распределите слова на группы с точки зрения ясности-неясности их внутренней формы. Подберите однокоренные слова с ясной (прозрачной) внутренней формой

Боровик, весло, видеть, масло, облако, переплётчик, рубаха, сверстник, толокно, устье, чернила, щука, время, дуло, завтрак, кольцо, личинка, мышь, окно, поблажка, свёкор, чёлка, говядина, дерево, жатва, крыльцо, мешок, обкорнать, порошок, сокровище, творог, шестерня.

Задание 3. Пользуясь аналогией с семейством слов, указанных в левом столбике, найти этимологию

Задание 4. Докажите этимологическую связь между словами.

Принимать - объятие, оборот - отвёртка, власть -обладать.

Задание 5. Объясните варианты этимологически общего корня, опираясь на общеславянские и древнерусские фонетические закономерности.

Еда - есть - яства - тунеядец - ел. Вращать -время - ворочусь - оборотень - сверток - веретено -обернуть - верста - поворот - обратно. Наволочка -облако - навлекать - влачить - облачать - облекать -оболочка - волокита - проволока.

Задание 6. Прочитайте и переведите древнерусский текст. Сделайте фонетический анализ текста.

Похвалимъ же и мы, по силЬ нашеи, малыми похвалами велика" и дивьна" сътворьшааго нашего Цчи-тел# и наставьника великааго кагана нашеЬ землЬ Во-лодимЬра, въника старааго Игор#, сына же славьнааго Св#тослава, иже въ сво" лЬта владычьствите мижьствъмь и храбрьствъмь прослиша въ странахъ мъногахъ, и побЬдами и крЬпостию поминаютьс# нынЬ и словить. Не въ хидЬ бо и невЬдомЬ земли вла-дычьствоваша, нъ въ РисьцЬ "же вЬдома и слышима ~сть вьсЬми четырьми коньци землЬ. Сии славьныи отъ славьныихъ рожьс#, благородьнъ отъ благо-родьныихъ, каганъ нашь ВолодимЬръ. И възрастъ и икрЬпЬвъ - отъ дЬтьскыЬ младости, паче же възмижавъ, крЬпостию и силою съвьрша"с#, мижьствъмь же и съмыслъмь предъспЬ". И ~динодьржьць бывъ земли сво~Ь, покоривъ подъ с# окригъныЬ страны - овы миръмь, а непокоривыЬ мечьмь.

Перевод: Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великое и дивное сотворившего нашего учителя и наставника великого государя нашей земли Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава. Те в лета своего владычества муже-

слова, помещенного в правом столбике.

Напряжение, напрягать, запрягать, подпруга тяжесть

Теку, тёк, поток, приток тёплый

Метель, сумятица, смута, мутить петля

Нести, нёс, поднос плот

ством и храбростью прославились в странах многих, и победами, и крепостью поминаются ныне и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли. Сей славный - от славных родился, благородный - от благородных, каган наш Владимир. И возрос и окреп - от детской младости вполне возмужав, крепостью и силою совершенствуясь, в мужестве и силе преуспевая. И единодержцем будучи земли своей, покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные - мечом.

Слово о законе и благодати Киевского митрополита Иллариона.

Самостоятельная работа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание № 1

Прочитайте древнерусский текст, переведите на русский язык и ответьте на вопросы:

паче вьсЬхъ стоудьныих' дЬлъ величань" гно-ушаатъ с# богъ (Супральская летопись).

В о п р о с ы .

1-2. Выделите исторические корни в слове «величань» гноушаатъ и подберите слова современного русского языка с данными историческими корнями, определите исконное значение корня.

Задание № 2

Прочитайте древнерусский текст, переведите на русский язык и ответьте на вопросы:.

Не дадите ста# пс№мъ, ни пометайте бисеръ ва-шихъ пред свищ#ми, да не поперитъ ихъ ногами своими и вратшес# расторгнитъ вы (Евангелие от Матфея).

В о п р о с ы .

1-2. Выделите исторические корни в слове пометайте, вратшес#, расторгнитъ и подберите слова современного русского языка с данными историческими корнями, определите исконное значение корня.

Задание № 3

Прочитайте древнерусский текст, переведите на русский язык и ответьте на вопросы:

Внидите дзкими враты: "кw простр~"анна# врата и широк, й пить ввод#й въ пагиби, и мнози сить вход#m¿и имъ: Что дзка# врата и тИсный пить ввод#й въ животъ, и малw ихъ есть, иже wбрhтаютъ его (Евангелие от Матфея).

В о п р о с ы .

1-2. Выделите исторические корни в слове пагиби, животъ и подберите слова современного русского языка с данными историческими корнями, определите исконное значение корня.

ЛИТЕРАТУРА

Бабушкина Т. В. Этимология [Электронный ресурс] / Т. В. Бабушкина // Понятие этимологии. Этимологический анализ слова. — Режим доступа:

http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/etimolog/w-1.htm.

Григорьева Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.

Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе : пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.

Лысова О. В. Исторический комментарий в обучении орфографии: учебно-методическое пособие для учителя. — Уфа, 2005. — 62 с.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В., Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. Чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М., 1971. 542 с.

Шелепова Л. И. «Русская этимология: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.

Штрекер Н. Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с.

Данные об авторе

Еремина Светлана Александровна — кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет.

Адрес: 620042, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: swegle@yandex.ru.

About the author

Eremina Svetlana Alexandrovna is a Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Rhetoric and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.