ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37+808.2 (075.8)
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН:
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ
© н. Ю. ШТРЕКЕР Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе
e-mail: [email protected]
Штрекер Н. Ю. - Актуальные аспекты формирования общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования при изучении лингвистических дисциплин: сущность, структура, критерии сформированное™ // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1129-1132. - Статья посвящена проблеме формирования общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования при изучении лингвистических дисциплин. Определяются сущность, специфика, структура. критерии сформированности компетенций. Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, общекультурные компетенции, историко-лингвистическое комментирование.
Streker N. Y. - Actual aspects of bachelors’ of Pedagogical education universally cultural competences forming during studying linguistic disciplines: essence, structure, criteria of forming // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1129-1132. - The article is devoted to the problem of bachelors’ of Pedagogical education universally cultural competences forming during studying linguistic disciplines. The essence, specific characteristics, structure and criteria of the competences forming are determined.
Keywords: bachelor of Pedagogical education, universally cultural competences, historical-linguistic commentation.
Новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление «Педагогическое образование», квалификация - бакалавр) основан на компетентностном подходе в высшем профессиональном образовании: выпускник с квалификацией «бакалавр педагогического образования» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать совокупностью социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных, профессиональных компетенций. При этом компетенция понимается как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [5, с. 4]. Проблема формирования компетенций в процессе преподавания той или иной вузовской дисциплины связана с необходимостью определения их сущности, специфики, структуры, критериев сформированности.
Считаем целесообразным рассмотреть пути решения данной проблемы на примере элективного курса «Исторический комментарий к курсу современного русского языка» для бакалавров педагогиче-
ского образования (профиль «Педагогика и методика начального образования»).
Содержание и процесс изучения курса направлены на формирование ряда компетенций, из которых выделим несколько общекультурных: быть способным понимать значение культуры как формы человеческого существования (ОК-3); быть готовым к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); быть способным к пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса (ОК-15).
необходимость формирования данных компетенций определяет цели и задачи курса.
Цели курса: осмысление студентами фактов современного русского языка с опорой на историю русского языка; формирование у студентов положительного отношения и внутренней готовности к применению данных истории русского языка в будущей педагогической деятельности.
Задачи курса: установление межпредметных связей в системе древнерусского и современного русского языков; приобретение умений и навыков исторического комментирования фактов современного русского
языка (в том числе - на примере текстов из учебников русского языка, литературного чтения и истории для начальной школы).
Применительно к историко-лингвистическому курсу акцентируем внимание на формировании культуроведческой (этнокультуроведческой) компетенции.
Культуроведческая компетенция, по мнению исследователей, предполагает:
- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
- умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;
- умение обнаруживать в текстах разных стилей национально и регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте;
- знание принятых (в данное время, в данном социуме) форм речевого этикета [1, 36].
Этнокультуроведческая компетенция рассматривается как понимание связи истории языка и истории народа и реализуется с помощью введения в обучение текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и русского народа, его традициях и культуре.
Структура этнокультуроведческой компетенции понимается нами как системное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов: 1) мотивационно-ценностного - совокупности мотивов и ценностных ориентаций, адекватных целям и задачам педагогической деятельности в формировании высокоинтеллектуальной языковой личности, в том числе в процессе изучения русского языка на этнокультурном материале; 2) интеллектуально-познавательного - совокупности фундаментальных и инструментальных знаний, обеспечивающих возможность эффективного восприятия и интерпретации родного языка как составной части культуры, носителя специфических черт национальной ментальности; 3) действенно-практического - совокупности умений и навыков, обеспечивающих решение образовательных и воспитательных задач в реализации исторического подхода к преподаванию русского языка; 4) рефлексивно-оценочного - способности оценивать собственную деятельность, вырабатывать стратегию педагогической деятельности с точки зрения ее этнокультурной направленности.
Для мотивационно-ценностной ориентации студентов на этнокультурную направленность курса родного языка считаем необходимым знакомить их с новой концепцией филологического образования, реализуемой в рамках деятельности по модернизации российского образования, в основе которой лежат идеи о ведущей роли филологического образования в процессах формирования и воспитания личности учащегося, становлении его духовной культуры, приобщении к духовному опыту предшествующих поколений. В числе основных положений концепции особое внимание обращаем на следующие:
1). Формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности - конечная
цель и стратегия обучения русскому языку, предполагающая выработку лингвистической, коммуникативной и культуроведческой (этнокультуроведческой) компетенции учащихся.
2). Более широкий взгляд на язык как феномен культуры, достояние духовного богатства народа, подход к языку как к культурно-исторической среде, формирующей языковую личность.
3). «Язык в реке времени» (исторический комментарий к отдельным фактам языка).
4). Основной единицей языка и обучения языку принято считать слово как комплексную единицу, в которой отражаются все уровни и функции языка, и как концепт культуры, отражающий русскую языковую картину мира, историю и культуру русского народа [4, с. 3].
В рамках реализации интеллектуально-познавательного компонента этнокультуроведческой компетенции студенты должны осмыслить, что переориентация современного образования со «знаниевой» парадигмы на компетентностную и культуросообразную требует обращения к историческому прошлому языка. необходимость историко-лингвистических сведений становится все более настоятельной в связи с проблемой гуманизации образования, задачей которого является формирование и воспитание подлинно образованного и грамотного человека, достойного гражданина своей страны, что невозможно без знания родного языка, культуры и истории народа. Сформировать полноценную языковую личность можно, лишь овладев русской языковой картиной мира. Содержание понятия «языковая личность», как справедливо отмечает Ю. Н. Караулов, «переплетается с этнокультурными и национальными чертами индивидуальности, а все национальное является историческим» [3, с. 67].
В курс русского языка в начальных классах, работающих по системам развивающего обучения, вводятся новые понятия, в том числе из истории языка. Современные программы по литературному чтению в начальной школе предусматривают знакомство с такими жанрами, как жития, былины, сказания, летописи, с произведениями писателей и поэтов XVII-XIX вв. Эти тексты содержат большое количество устаревшей лексики и грамматических конструкций, для понимания смысла которых необходимо знание основ истории русского языка. Поэтому в условиях современной образовательной парадигмы без знания истории языка невозможно обеспечить фундаментальную подготовку не только учителя-словесника, но и учителя начальных классов. Выдающийся историк языка Ф. П. Филин писал: «Чем больше знаний у учителя по истории русского языка, тем самостоятельнее его лингвистическое мышление, тем лучше он осмысливает строй современного языка» [2, с. 3]. Только при условии понимания путей исторического развития русского языка учитель может внести в преподавание его в школе элементы историзма, что облегчит учащимся сознательное усвоение необходимых сведений и навыков по русскому языку. Введение элементов исторического комментирования в преподавание русского языка в школе обеспечивает научное освещение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
фактов и явлений современного языка: его словарного состава, фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии и орфоэпии.
Осмысление будущими учителями изменений лексических, словообразовательных, лексико-грамматических категорий, нашедших отражение в произведениях фольклора и русской классической литературы, может стать предпосылкой для успешного формирования у школьников навыков внимательного прочтения художественного текста и адекватного понимания изучаемых произведений. Будущие учителя должны быть готовы отбирать для уроков и анализировать с учащимися тексты самых разных жанров: художественные (например, «Слово о полку Игореве»), летописные повествовательные (например, отрывки из «Повести временных лет» - о происхождении славянских племен и их расселении), поучительные («Поучение Владимира Мономаха», «Домострой»), бытовые (берестяные грамоты). Работая на уроке с такими текстами, учитель должен не только анализировать факты и явления исторической лексикологии и грамматики, но и помочь учащимся воспринять богатство и разнообразие информации, заключенной в произведении, а также активизировать у них интеллектуальную и речевую деятельность. Исторические знания делают владение родным языком и его нормами осознанным, усиливают мотивацию изучения языка, способствуют формированию познавательного интереса к учебному предмету.
Реализация действенно-практического компонента связана с тем, что историко-лингвистический подход к урокам родного языка может быть осуществлен в процессе этимологической работы или культурно-исторического комментирования слов и фразеологизмов.
Этимологический анализ является эффективным приемом семантизации незнакомых учащимся слов и формирования орфографических навыков.
Использование культурно-исторического комментирования также весьма эффективно в плане реализации исторического аспекта в преподавании родного языка. Метод культурно-исторического комментария основан на принципах изучения лексики и фразеологии в связи с материальной и духовной культурой и историей народа. культурно-историческое комментирование позволит, во-первых, познакомить учащихся с первичным, образным значением, которое чаще всего оказывается забытым, во-вторых, показать, как в семантике слова или фразеологизма отражается история, культура, менталитет народа.
В процессе изучения курса студенты знакомятся с освещением проблемы включения исторического материала в содержание школьного обучения в психолого-педагогической и методической литературе, выявляют основные формы включения исторического материала в урочную и факультативную деятельность: исторические справки учителя, рассказ учителя, демонстрация иллюстративного материала, мини-игры с использованием исторического материала, создание проблемных ситуаций с привлечением
материалов из истории языка, творческие задания с историко-лингвистическим содержанием, изготовление плакатов, стендов, стенгазет, кружки. Далее студенты осваивают понятие «историческое комментирование», узнают о том, что в лингводидактике под комментарием понимается вид упражнения, разновидность разбора, при котором вырабатываются определенные навыки и умения. Целью комментирования на уроках русского языка и чтения является толкование текстов, разъяснение фактов и событий, неизвестных учащимся, раскрытие предметно-понятийного значения лингвистических или лингвокультурологических единиц, затрудняющих адекватное понимание текста.
Исследователи отмечают: «Хорошо известно, что привлечение для объяснения того или иного правила исторических справок является не только одним из средств борьбы за грамотность, но и способствует активизации учебной деятельности школьников, поддерживает интерес к русскому языку, расширяет их познавательные возможности и, в конечном счете, обеспечивает успех уроков по русскому языку» [2, с. 10].
Рефлексивно-оценочный компонент сформиро-ванности этнокультуроведческой компетенции включает следующие критерии:
в результате освоения данной дисциплины студенты должны знать:
- терминологический минимум по истории русского языка;
- основные этапы исторического развития русского языка;
- общественно-исторические условия возникновения письменности у славян;
- выдающиеся памятники русской письменности; основные лексико-тематические группы старославянских и древнерусских памятников письменности;
- фонетические отличия древнерусского языка от современного русского языка (закон открытого слога, утрата некоторых гласных и последствия этих процессов; «оканье» и «аканье»; причины появления новых согласных звуков; упрощение групп согласных);
- основные исторические процессы в морфологической системе русского языка (исторические изменения в категориях рода, числа, падежа имен существительных; история местоимений; история кратких и неполных прилагательных; история глагола (инфинитив, формы прошедшего времени, причастие и деепричастие); история возникновения наречий; история служебных слов).
Студенты должны уметь:
- видеть возможности формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) при изучении курса и использовании его материалов в работе учителя начальных классов;
- понимать значение изучаемого курса для ценностно-смысловой ориентации в будущей профессиональной деятельности;
- осуществлять знаково-символические действия (моделирование с выделением существенных
характеристик объекта, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область «История русского языка»);
- устанавливать причинно-следственные связи в кругу изучаемых языковых явлений;
- планировать учебное сотрудничество с учащимися, соблюдая при историко-лингвистическом комментировании принципы доступности и учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- определять языковые процессы в слове и предложении и объяснять их;
- самостоятельно составлять исторический комментарий к фактам на уровне лексики, фонетики, словообразования, морфологии, необходимый для уроков русского языка, чтения, истории в начальной школе;
- установливать связи изучаемого историколингвистического факта с орфографией и орфоэпией современного русского языка.
Студенты должны владеть:
- навыками чтения и перевода древнерусских текстов, входящих в программу предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «История» в начальной школе;
- навыками самостоятельного составления исторического комментария к фактам современного русского языка по темам «Лексика», «Фонетика»,
«Орфоэпия», «Орфография», «Словообразование», «Морфология» для начальной школы;
- навыками работы со справочными изданиями, относящимися к изучаемой дисциплине (этимологические, исторические словари, словари по ономастике и топонимике, словари фразеологизмов);
- навыками построения методических решений, основанных на историко-лингвистическом комментировании фактов современного русского языка в практике преподавания в начальной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. 2003. № 1. С. 36-40.
2. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к урокам русского языка в средней школе. М.: Просвещение. 1983. 286 с.
3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 182 с.
4. Программно-методические материалы по русскому языку для общеобразовательной школы. М.: Просвещение. 2000. С. 3-6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». М. 2008. С. 2-4.