Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИНТЕГРАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / INTEGRATION OF LINGUISTIC AND METHODICAL DISCIPLINES / LEVELS OF INTEGRATION / METHODS OF TEACHING LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баскаева Жанна Хасанбековна

Данная публикация посвящена раскрытию возрастающей роли интеграции в вузовском образовании в современных условиях. Интеграция рассматривается автором как один из эффективных путей, способствующих формированию и развитию профессиональной компетентности студентов - бакалавров направления подготовки Педагогическое образование профиля Начальное образование. В статье раскрываются причины, которые обусловливают необходимость применения интеграционного подхода, а также возможные пути его практической реализации в преподавании лингвистических и методических дисциплин при подготовке будущего учителя начальных классов в условиях университета. В центре внимания в статье находятся три основных уровня интеграции (элементарный, или уровень межпредметных связей; средний, или уровень дидактического синтеза; глубокий, или уровень целостности). Описание каждого из перечисленных уровней сопровождается примерами из собственного практического педагогического опыта интегрирования смежных учебных дисциплин (на примере курсов «Русский язык» и «Методика обучения русскому языку») при подготовке бакалавров - будущих учителей начальных классов на психолого-педагогическом факультете Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF LANGUAGE THEORY AND METHODS IN THE PROCESS OF PREPARATION OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES

This publication is devoted to the disclosure of the increasing role of integration in higher education in modern conditions. Integration is considered by the author as one of the effective ways to promote the development of professional competence of students - bachelors in the field of training Teacher education, profile Primary education. The article reveals the reasons that necessitate the use of an integration approach, as well as possible ways of its practical implementation in the teaching of linguistic and methodical disciplines in the preparation of a future primary school teacher at the university. The article focuses on three main levels of integration (elementary, or level of interdisciplinary connections; medium, or level of didactic synthesis; deep, or level of integrity). The description of each of the levels listed above is accompanied by examples from our own practical pedagogical experience of integrating adjacent academic disciplines, using the courses «Russian Language» and «Methods of Teaching Russian Language » as an example when preparing bachelors - future primary school teachers in the psychological and pedagogical faculty of North Ossetian State University.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Engineering The I International Scientific Practical Conference "Breakthrough Technologies and Communications in Industry". 2019. С. 012003

2. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностью технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.

3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Попыкина А.С. Кейс-метод как способ формирования и оценки профессиональных компетенций студентов вуза В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 191-194.

4. Ваганова О.И., Нуреева М.А., Трутанова А.В. Особенности формирования правовой грамотности студентов В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 34-38.

5. Ваганова О.И., Пирогова А.А. Возможности интерактивных технологий в реализации образовательного процесса в системе инклюзивного высшего образования В сборнике: Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 80-84.

6. Гарихина К.Е., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Кейс-обучение в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 183-187.

7. Кутепов М.М., Коновалова М.П. Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 3.

8. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 3.

9. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.

10. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 4.

11. Пасечник А.С., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Проектный метод обучения "Виртуальная фирма" как способ формирования компетенций будущих экономистов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 96-100.

12. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Чихутова А.Д. Задачный подход при реализации технологии кейс-обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 130-134.

13. Седова А.С., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Возможности технологии развития критического мышления студентов вуза у будущих правоведов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 - Том 2 (33). С. 160-164.

14. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.

15. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.

16. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Чихутова А.Д., Карпова М.А. Технология кейс-обучения в развитии творческих способностей обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 - Том 2 (33). С. 188-192.

17. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Возможности технологии проектной деятельности в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 245-249.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Баскаева Жанна Хасанбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)

ИНТЕГРАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Данная публикация посвящена раскрытию возрастающей роли интеграции в вузовском образовании в современных условиях. Интеграция рассматривается автором как один из эффективных путей, способствующих формированию и развитию профессиональной компетентности студентов - бакалавров направления подготовки Педагогическое образование профиля Начальное образование. В статье раскрываются причины, которые обусловливают необходимость применения интеграционного подхода, а также возможные пути его практической реализации в преподавании лингвистических и методических дисциплин при подготовке будущего учителя начальных классов в условиях университета.

В центре внимания в статье находятся три основных уровня интеграции (элементарный, или уровень межпредметных связей; средний, или уровень дидактического синтеза; глубокий, или уровень целостности). Описание каждого из перечисленных уровней сопровождается примерами из собственного практического педагогического опыта интегрирования смежных учебных дисциплин (на примере курсов «Русский язык» и «Методика обучения русскому языку») при подготовке бакалавров - будущих учителей начальных классов на психолого-педагогическом факультете Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.

Ключевые слова: интеграция лингвистических и методических дисциплин, уровни интеграции, методика обучения русскому языку.

An^taUm. This publication is devoted to the disclosure of the increasing role of integration in higher education in modern conditions. Integration is considered by the author as one of the effective ways to promote the development of professional competence of students - bachelors in the field of training Teacher education, profile Primary education. The article reveals the reasons that necessitate the use of an integration approach, as well as possible ways of its practical implementation in the teaching of linguistic and methodical disciplines in the preparation of a future primary school teacher at the university.

The article focuses on three main levels of integration (elementary, or level of interdisciplinary connections; medium, or level of didactic synthesis; deep, or level of integrity). The description of each of the levels listed above is accompanied by examples from our own practical pedagogical experience of integrating adjacent academic disciplines, using the courses «Russian Language» and «Methods of Teaching Russian Language » as an example when preparing bachelors - future primary school teachers in the psychological and pedagogical faculty of North Ossetian State University.

Keywords: integration of linguistic and methodical disciplines, levels of integration, methods of teaching language.

Введение. Педагогическое образование является системообразующей, приоритетной отраслью российского образования. Его развитие ориентировано в первую очередь на повышение качества, обновление структуры и содержания, формирование профессиональных компетенций обучаемых. В связи с этим проблема становления профессиональной личности педагога, в частности учителя начальных классов, владеющего важнейшим инструментом профессиональной деятельности - русским языком, является на сегодняшний день актуальной. На наш взгляд, одним из путей, способствующих развитию профессиональной компетентности студентов, может стать интегративный подход в образовании, в частности в области преподавания языковой теории и методики.

Необходимость интеграции в обучении лингвистическим и методическим дисциплинам вызвана следующими причинами: постоянно растущим объемом знаний; все еще имеющим место дублированием учебного материала по смежным предметам; пониманием необходимости установления взаимосвязи в структуре и содержании преподаваемых дисциплин со стороны педагогов. В последнее время не представляется возможным говорить о системности знаний студентов-бакалавров. «Не секрет, что знания, получаемые студентом в вузе, зачастую представляют собой отрывочные сведения из разных наук, не связанных в единое целое. Между тем, для прочного усвоения знаний, для глубокого интеллектуального развития чрезвычайно важно ориентироваться на установление широких связей как между разными разделами знаний, так и между разными дисциплинами в целом, что способствует выработке целостной системы знаний», - пишет Л.П. Водясова [5]. Действительно, без этого невозможно качественное формирование профессиональных компетенций, а следовательно, становление будущего педагога-профессионала.

Проблема интеграции в образовании в последние годы поднималась как в отечественных научных изданиях и трудах [9; 10; 12; 13], так и в зарубежных [14; 15; 16]. Не обошли стороной ученые и вопросы интеграции при подготовке педагогов в вузе [1; 3; 7; 8; 9]. Усиление интегративности образования рассматривается как одно из приоритетных направлений преобразований, «реализуемых сегодня в сфере высшего профессионального педагогического образования ввиду его модернизации и информатизации» [4]. Так, например, А.В. Дудников считал реализацию межпредметных связей и интеграции между дисциплинами «Русский язык» и «Методика обучения русскому языку» одним из основных резервов оптимизации профессиональной подготовки учителей-словесников в педагогических вузах [7]. В исследовании В.Е. Васьковской представлена система работы по обучению студентов педагогических вузов реализации межпредметных связей на уроках в начальных классах [3]. Однако нельзя не отметить немногочисленность подобных исследований, а также то, что «в высшем педагогическом образовании тем не менее сохраняется парадигма подготовки учителя, профессиональный уровень которого определяется системой приобретенных знаний, умений, навыков, обеспечивающих целенаправленную педагогическую деятельность в стандартных условиях, без учета необходимости осуществлять межпредметную интеграцию в школе» [1, с. 4]. Подобная ситуация приводит к определенному конфликту между ориентированием современных методик на традиционные научные подходы к изучаемым теоретическим положениям и активизацией процессов интеграции в образовании.

Изложение основного материала статьи. Интегративный подход к обучению лингвистическим и методическим дисциплинам, вслед за Н.А. Беловой, мы рассматриваем как «совокупность структурных и содержательных компонентов в изучении взаимосвязанного материала данных смежных дисциплин для создания системных знаний будущих учителей в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения» [1]. То есть использование интегративного похода связано с пересмотром не только процессуальной стороны обучения, но и его содержания: «от общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин, определения оптимального уровня и формы интеграции предметов, точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей, до координирования программ учебных предметов, использования соответствующих методов и приемов, средств обучения с целью формировать целостные знания школьников о мире» [1, с. 15-16]. Таким образом, к будущему учителю начальных классов в области языкового образования и методической подготовки сегодня предъявляются особые требования.

Реализация интегративного подхода осуществляется как на структурном, так и на содержательном, понятийном уровне.

Рассмотрим сказанное на примере подготовки бакалавров направления подготовки Педагогическое образование (профиль Начальное образование) психолого-педагогического факультета СОГУ.

Интеграция на уровне структуры лингвистических и методических дисциплин проявляется в том, что разделы теоретического курса русского языка, который изучается в течение всех 8 семестров, опережает соответствующие разделы курса методики обучения русскому языку, создавая прочную базу сознательного усвоения последнего. Так, например, фонетика, орфоэпия, графика и орфография изучаются на 1 курсе, соответствующие же разделы методики преподавания русского языка в начальной школе рассматриваются на

2 курсе; теория русской лексикологии и словообразования - на 2 курсе, а методика лексической и словообразовательной работы в начальной школе - в 5 семестре и т.д.

Мы также пытаемся осуществлять интеграцию и на содержательном (понятийном) уровне, которая проявляется в параллельном применении в смежных учебных курсах единых теоретических позиций, лингвистических концепций (единство терминов, определений понятий и т.п.). Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Например, процесс обучения модулю «Словообразование» дисциплины «Русский язык» в 4 семестре строится таким образом, что студенты на каждом занятии убеждаются в тесной взаимосвязи, пронизывающей все уровни языковой системы. Так, выяснение морфемной и словообразовательной структуры слова невозможно без знания законов фонетики и фонологии, лексического значения слова, морфологических категорий слов.

Интегративные связи между смежными предметами также могут проявляться на разных уровнях. В методической литературе приводится несколько классификаций уровней интеграции. Так, М.Н. Берулава [2], а вслед за ним и Н.А. Белова предлагают 3 главных «уровня интеграции, которые определяются по степени глубины при взаимодополнении учебного материала в процессе интегрированного обучения (уровень межпредметных связей, уровень дидактического синтеза, уровень целостности)» [1, с. 19]. В исследовании К.Ю. Колесиной выделяются элементарный, средний и глубокий уровни интеграции [9, с. 13], которые содержательно соответствуют трем уровням, описанным М.Н. Берулава и Н.А. Беловой.

На элементарном уровне интеграции присутствует определенная фрагментарность при взаимосвязи учебного материала, устанавливаются межпредметные связи, где ведущим связующим звеном становятся общие компоненты содержания дисциплин «Методика обучения русскому языку» и «Русский язык». Это дает возможность педагогу как ставить и решать задачи по систематизации языковых знаний бакалавров, так и актуализировать ранее полученные знания, умения, навыки и приобретенные компетенции в области русского языка, перенося их в смежную учебную дисциплину - методику. Например, при изучении русского словообразования в 4-ом семестре в качестве самостоятельной работы студентам предлагалось классифицировать словообразовательные типы разных частей речи с учетом степени продуктивности данного типа, а также принимая во внимание лексико-грамматический разряд производящего слова. А в 5-ом семестре в рамках методики обучения русскому языку при изучении темы «Работа над составом слова и словообразованием в начальной школе» студенты должны были сформировать словарный минимум для учащихся начальных классов, включающий слова тех частей речи и словообразовательных типов, над классификацией которых они работали в предыдущем семестре. При этом следовало учитывать продуктивность словообразовательного типа и посильность его осмысления детьми указанной возрастной группы.

Приводим в качестве примера отобранный словарный минимум, включающий абстрактные существительные:

I. Существительные со значением абстрактного признака, качества, свойства.

1. ПО (прил.) + суффикс -ость/-есть: мягкость - твердость, храбрость, смелость - трусость, грубость -вежливость, честность - лживость, близость - дальность, бодрость - вялость, внимательность, гордость, болтливость, порядочность, нежность, гибкость, бедность, ясность, свежесть, скорость, четкость.

2. ПО (прил.)+ суффикс -от-/-ет-: доброта, красота, темнота, духота, высота, чистота, пустота, полнота, глухота, густота, слепота, чернота, краснота.

3. ПО (прил. или сущ.) + суффикс -ств-/-еств-: мастерство, упорство, богатство, достоинство, знакомство, пьянство, обжорство.

4. ПО (прил.)+ суффикс -изн-: желтизна, белизна, голубизна, крутизна, кривизна.

5. ПО (прил.) + суффикс -ин-: толщина, глубина, вышина, тишина, величина, седина.

II. Существительные со значением абстрактного действия, состояния.

1. ПО (глаг.) + суффикс -к-: стройка, рубка, побелка, покраска, стирка, чистка, жарка, замазка, мойка.

2. ПО (глаг.) + суффикс -б-: борьба, стрельба, дружба, служба, косьба, молотьба, ходьба.

3. ПО (глаг.) + суффикс -и(])-/-ни(])-/-ти(])-: рисование, вышивание, движение, дыхание, наказание, укрытие, покрытие.

4. ПО (глаг.) + суффикс -знь: жизнь, болезнь, боязнь.

Интеграция процессуальных элементов обучения осуществляется на среднем уровне - уровне дидактического синтеза смежных предметов, когда идет объединение крупных содержательных блоков, более объемных, чем на элементарном уровне. Эти блоки разных дисциплин содержат общий материал обучения, поэтому необходимо выявить порядок введения и рассмотрения данного общего материала в системе занятий. В этом случае и вступает в действие интеграция процессуальных элементов обучения. Деятельность обучающихся в связи с этим усложняется; увеличивается степень взаимодействия дисциплин, от овладения лингвистическими единицами в курсе русского языка и анализа их изучения в начальной школе студенты переходят к созданию собственных разработок, учатся использовать полученные знания в самостоятельной лингвистической и методической деятельности. Так, например, после изучения разделов «Лексикология» и «Словообразование» в курсе русского языка (3 и 4 семестр) студентам-бакалаврам на практических занятиях по методике обучения русскому языку (в 5 семестре) предлагалось проанализировать последовательность, этапность изучения и содержательный объем лексического и словообразовательного материала в программах и учебниках по русскому языку для 1-4 классов, а также систему предлагаемых лексических и словообразовательных упражнений и на этой основе разработать свои методические рекомендации по оптимизации работы над рассматриваемыми разделами.

Высшим уровнем интеграции учебных дисциплин считается уровень целостности, который характеризуется максимальной процессуальной и содержательной взаимосвязью смежных курсов. В качестве результата может появиться новая интегрированная дисциплина. Однако, по нашему мнению, интеграцией высшего порядка может стать выполнение выпускной квалификационной работы, в которой на основе лингвистических фактов и закономерностей происходит корректировка и оптимизация методики преподавания русского языка в начальных классах.

Так, например, в исследовании студентки-выпускницы В.А. Дзгоевой «Активизация работы над абстрактными существительными на уроках русского языка в начальной школе» были представлены методические рекомендации по организации работы с отвлеченными существительными в начальной школе. Учитывая классифицирующую роль суффиксов в языке, студентка в теоретической главе исследования

отобрала словообразовательные модели абстрактных существительных, которые распределила по типам склонения (см. таблицу). Такое распределение поможет учителю организовать работу над абстрактными существительными также при изучении других частей речи.

Таблица

Абстрактные существительные

I склонение II склонение III склонение

прил.+от (а): доброта ппил.+ствоСо): богатство прил.+остъ/есть: храбрость,

прил.+изн (а): белизна прил.+иф(е)/ствифе: спокойствие мягкость

прил.+ин (а): седина глаг.+^(е)/-ниф(е): дыхание глаг.+знь: жизнь

прил.+инк (а): хитринка сущ.+изм: героизм глаг.+овь: любовь

прил.+об(а): злоба

прил.+б(а): дружба

глаг.+к (а): побелка

Для обогащения речи младших школьников абстрактными существительными в выпускной квалификационной работе предлагалось использовать следующие группы упражнений:

I. Объяснение лексического значения слова.

II. Словообразовательные упражнения, например:

- Чем отличаются приведенные пары слов по составу и значению? К какой части речи они относятся. Как вы думаете, что обозначает стрелка между словами?

долгий ^ долгота; кривой ^ кривизна; жить ^ жизнь и т.д.

III. Составление словосочетаний и предложений для сопоставления сочетаемости абстрактных существительных и производящих глаголов и прилагательных, например:

- Найдите главное и зависимое слово в словосочетаниях. Замените в словосочетаниях зависимые прилагательные существительными: Храбрый воин (храбрость воина) и т.п.

Как видно из приведенных примеров, интегративный подход способствует также приобретению научно-исследовательских компетенций, позволяет сделать студенческие научные работы более осмысленными, глубокими и практикоориентированными.

Выводы. Таким образом, интеграция лингвистических и методических дисциплин, в том числе таких предметов, как «Русский язык» и «Методика обучения русскому языку», способствует формированию не только предметных знаний, умений и навыков, но и профессиональных компетенций, развитию индивидуальных способностей и личного опыта студентов - будущих учителей начальных классов, формирует целостное научное мировоззрение, а следовательно, соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки педагога.

Литература:

1. Белова Н.А. Научно-методическая подготовка студентов-русистов к интеграции филологических дисциплин в школьном образовании: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-nauchno-metodicheskaya-podgotovka-studentov-rusistov-k-integratsii-filologicheskih-distsiplin-v-shkolnom-obrazovanii (дата обращения: 11.09.2019).

2. Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. - 222 с.

3. Васьковская В.Е. Подготовка студентов педвузов к осуществлению межпредметных связей в начальных классах школы: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1985. - 188 с.

4. Везетиу Е.В. Направления модернизации высшего профессионального педагогического образования // Педагогический вестник. - 2018. - № 1. - С. 7-9.

5. Водясова Л.П. Интегративный подход в изучении филологических дисциплин в педагогическом институте // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4534 (дата обращения: 08.10.2019).

6. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Д.: Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000. - 440 с.

7. Дудников А.В. Современный русский язык и методика преподавания русского языка в аспекте межпредметных связей // Русский язык в школе. - 1987. - № 3. - С. 92-95.

8. Карамышева С.Н. Практический опыт интеграции учебных дисциплин в курсе «Методика обучения русскому языку» // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53. - С. 66-74. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27385214_22995126.pdf (дата обращения: 12.10.2019).

9. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Д., 1995. - 22 с.

10. Копров В.М., Сапир Е.В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. № 3. - С. 382-392. DOI: 10.15507/1991- 9468.084.020.201603.382-392.

11. Крючков В.А. Интеграция содержания учебного процесса как способ совершенствования коммуникативной компетенции учителя-практика: (В рамках непрерывного образования учителя): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2003. - 21 с.

12. Ракитов А.И. Интеграция образования и науки как глобальная проблема // Интеграция образования. - 2016. Т. 20, № 3. - С. 331-341. DOI 10.15507/1991-9468.084.020.201603.331-341.

13. Троян Е.И. Внутрипредметная интеграция обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 3. - С. 407-414. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.407-414.

14. Billett S. Integrating Practice-based Experiences into Higher Education. - Springer Netherlands. -2015. - 258 p.

15. Martynycheva A.S., Galishnikova E.M., Sakhabieva K.R. Continuity In Language Learning: Promoting Professional Additional Program // Modern Journal of Language Teaching Methods. - December 2017. - Vol. 7, issue 12, pp. 262-268.

16. Plotnikova N.F., Kondrateva I.G. Development Of Integrative Skills In Higher-Education Students // Modern Journal of Language Teaching Methods. - December 2017. - Vol. 7, issue 12, pp. 107-117.

Педагогика

УДК 373.71

учитель начальных классов Батарина Анна Анатольевна

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (г. Якутск);

кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Педагогический институт,

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ЯКУТСКИХ ШКОЛ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках якутского языка. Также раскрываются этапы работы над развитием орфографической зоркости как условия формирования орфографических навыков младших школьников в условиях двуязычия.

Ключевые слова: формирование, орфографические навыки, орфографическая зоркость, начальная школа, двуязычие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. This article discusses methods and techniques for the formation of spelling skills in elementary school students in the Yakut language lessons. The stages of work on the development of spelling vigilance as conditions for the formation of spelling skills of younger students in bilingualism.

Keywords: formation, spelling skills, spelling vigilance, elementary school, bilingualism.

Введение. В условиях современной языковой ситуации перед национальными школами в Республике Саха (Якутия) поставлена задача подготовки подрастающего поколения, свободно владеющего государственными языками - якутским и русским. Для этого создаются соответствующие организационные и педагогические условия, способствующие решению этой задачи. Так, 13 февраля объявлен Днем родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия). Ежегодно проводятся различные мероприятия: круглые столы, республиканские диктанты, олимпиады, конференции и др. Вместе с тем анализ качества знаний, умений и навыков младших школьников, наблюдения за процессом обучения письменной речи учащихся начальных классов якутской школы показывают, что овладение родной грамотой остается на недостаточном уровне. При чтении учащиеся допускают много ошибок в произношении слогов и слов. В письменных работах учащихся первых классов встречается большое количество орфографических ошибок, связанных с определением звукового состава слова. Эти факты свидетельствуют о том, что младшие школьники не владеют прочными навыками звукового анализа, орфографической зоркостью.

Прочный фундамент владения родным языком закладывается еще в начальной школе. Изучение родной грамоты помогает формированию человека, подготовленного к продолжению школьного образования во всех областях знаний, изучаемых в школе, а также закладывает основы его личностного развития. Формирование у младших школьников прочных орфографических навыков является одной из актуальных проблем и важнейших задач в школе. Навык правописания обеспечивает способность усваивать родной язык, точность выражения мыслей в письменной форме, орфографическую и речевую грамотность учащихся.

Психологические, теоретические и практические основы усвоения языка раскрыты в трудах Л.И. Айдаровой, Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйкова, В.В. Репкина, Д.Б Эльконина, Е.А.Бажановой, П.П. Борисова, В.Г. Горецкого, П.С. Жедек, И.И. Каратаева, М.Е. Охлопковой, М.Р. Сельченковой, П.П. Барашкова, Е.Н. Дмитриевой, Н.Д. Дьячковского, Н.Е. Петрова, С.П. Слепцова, Л.Н. Харитонова и др.).

Изложение основного материала статьи. В условиях двуязычия изучение лингвистических понятий должно занимать особое место, так как при усвоении терминов и понятий опора идет на родной язык обучающегося. Сопоставление двух языков важно не только с точки зрения их отличия, но и их сходства, в которых есть лингвистические универсалии. На них можно опираться при изучении неродного языка. Так же считает автор учебника «Русский язык» для школ с якутским языком обучения М.К. Попова: «Для максимального использования положительного переноса в национальной школе родной язык учащихся должен преподаваться качественно: знания, умения, навыки учащихся по родному языку должны быть на достаточно высоком уровне. Только в таком случае можно использовать транспозицию в методических целях, извлекая необходимую пользу и управляя процессом транспозиции сознательно и планомерно в ходе изучения русского языка».

Решая вопрос о работе над орфографическим навыком у школьников в условиях двуязычия, учитель, прежде всего, должен учитывать основы, принципы якутской орфографии. В трудах Васильевой Н.М. раскрыты основные этапы становления и развития якутской орфографии, раскрыты основные принципы, проанализировано современное состояние и пути усовершенствования якутской орфографии.

Орфография якутского языка прошла шесть этапов и возводится на трех принципах правописания: фонетические, морфологические и цитатные. Фонетические и морфологические принципы имеют цель определить орфограмму исконно якутских слов и фонетические принципы определяют усвоенные слова, которые стали корнем, а цитатные принципы должны излагать орфограммы заимствованных слов, которые не поддались фонетическому.

Особая роль в формировании орфографического навыка лежит на учителе начальных классов. То, как учитель подаст материал, как она научит превращать полученные знания в навыки, определит их будущую грамотность. Орфографический навык создается в процессе длительных упражнений, он основывается на более простых навыках как: письмо, фонетический анализ слова, морфемный состав слова и выделение орфограммы, требующей проверки, умение определять правило орфограммы.

Выделяют следующие факторы формирования орфографических навыков: зрение, слух, движение рукой, проговаривание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.