Научная статья на тему 'Использование словарей на занятиях по практическому курсу русского языка'

Использование словарей на занятиях по практическому курсу русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3043
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРЬ ДАЛЯ / СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / СКАНИРОВАНИЕ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эльдарова Заира Петровна

Рассматриваются возможности практического курса русского языка в развитии умений работать с лингвистическими словарями при подготовке учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование словарей на занятиях по практическому курсу русского языка»

126

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

дисциплин в педвузе. - Махачкала, 1991. - 65 с. 4. Савин Г.А. Роль внутрипредметной интеграции в процессе преподавания химических дисциплин в вузе / Матер. Всероссийской научнометодической конференции. - Нижний Новгород, 2002. - С. 43. 5. Сладкевич Б.Г. Техника в

лекционном преподавании // Современная высшая школа. - №1. - 1978. - С. 103-116.

Статья поступила в редакцию 18.09.08 г.

УДК 378.02:372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА

© 2008 Эльдарова З.П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассматриваются возможности практического курса русского языка в развитии умений работать с лингвистическими словарями при подготовке учителей начальных классов.

The author of the article considers the opportunities of the Practical Course of Russian in the development of skills of working with linguistic dictionaries during primary school teachers’ training.

Ключевые слова: словарь Даля, словарь Ожегова, подготовка учителя, сканирование, орфографический словарь.

Keywords: Dahl’s dictionary, Ozhegov’s dictionary, teacher’s training, scanning, orthographic dictionary.

В России предлагают отмечать День словарей и энциклопедий 22 ноября, в день рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». В языках разных народов существует понятие «человек-словарь». Это Э. Литтре во Франции, Н. Вэбстер в Америке или братья Гримм в Германии. У нас в России к «людям-словарям» относят И. И. Срезневского, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова и в первую очередь - В. И. Даля. Словари выпускались и до него, но Даль создал уникальный словарь. Этот день предлагается учредить как дань памяти В. И. Даля и в знак возрастающей роли словарей. Например, в США День словарей -16 октября, когда родился основоположник серии словарей Ной Вэбстер.

Бесспорно, роль справочной литературы в нашей жизни возрастает с каждым днем. Подтверждение тому - огромное число издаваемых словарей, энциклопедий, справочников, тезаурусов и не меньший спрос на них. Современному человеку важно уметь пользоваться словарями, потому что ежедневно на него через СМИ и Интернет обрушиваются потоки информации, причем самой разнообразной: актуальной, полезной, правдивой и устаревшей, ненужной, недостоверной. В связи с этим в современном образовательном минимуме для начальной школы подчеркивается необходимость формирования информационной грамотности уже у младших школьников. Теперь учитель должен на каждом уроке предусмотреть работу со

Психолого-педагогические науки • • •

словарями русского языка, учить детей находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы [13]. Работа со словарями как структурный компонент урока еще в начальной школе должна обеспечить постепенное овладение навыком самостоятельно пользоваться справочной литературой. Поэтому важное значение в подготовке учителей начальных классов приобретает развитие умения самостоятельной работы со словарями. Содержание и методика преподавания практического курса русского языка обеспечивают развитие у них таких учебных умений, которые будут способствовать образованию и самообразованию и реализации творческого потенциала будущего учителя. Обучение работе со справочной литературой должно осуществляться непрерывно и планомерно, с самых первых занятий на первом курсе университета. К сожалению, приходится признать, что такая работа целенаправленно и систематически пока не ведется.

Занятия по практическому курсу русского языка с использованием словарей помогут также соответствующей методической подготовке будущих учителей начальных классов. Внимание к работе со словарями на занятиях в вузе и школе, значимость формирования информационной грамотности, использование лингвистических словарей как формы сообщения, закрепления и углубления знаний, не получившей достаточного распространения, обусловили необходимость обобщения нашей практической работы по русскому языку.

Чтобы правильно организовать работу, преподавателю сначала требуется проанализировать потребности студентов. Для этого надо определить, в какой степени студенты владеют навыками работы со словарями и справочной литературой, что

127

они знают и умеют, чему их нужно учить, какие конкретно виды словарей и справочников студенты будут использовать в своей будущей работе.

Как правило, выпускники школ привыкли работать с двумя типами словарей - орфографическим и толковым. Поэтому следует познакомить студентов с основами лексикографии, ее историей, достижениями и перспективами, а также с ее главными понятиями. С этой целью можно проводить на занятиях по практическому курсу русского языка циклы тематических занятий «Словари русского языка», отводя на них примерно 10-15 минут в зависимости от уровня группы и включая в их содержание: раскрытие многообразия словарей и привитие навыков их систематического применения; объяснение важности словарей для исторического самопознания и самоописания народа; представление словарей дагестанских народов; раскрытие словарной организации Интернета, словарно-энциклопедического спо-

соба представления информации, массового авторства словарных статей в нем; организацию выставки словарей и энциклопедий; проведение экскурсий по соответствующим разделам библиотеки, рассказ о многообразии словарно-

библиографического описания мира как книги или библиотеки. Также можно обратить внимание на развитие терминологии, роль энциклопедий и словарей в разных отраслях современной науки и техники; отметить продуктивную роль словарного мышления в художественной литературе; выделить новый, быстро развивающийся жанр проективных словарей [16].

Умению работать со словарем надо учить. Оно основывается на знании типологии языковых словарей; представлении о современном русском языке и его нормах и вариантности норм, о нарушениях норм литературного языка; навыках обнару-

128

Известия ДГПУ, №3, 2008

жения и квалификации языкового явления, требующего обращения к словарям, использования справочной литературы в соответствии с назначением, быстрого ориентирования в структуре словарной статьи [5].

Для этого выполняются упражнения: 1) поиск в каком-либо словаре только устаревших, разговорных или просторечных слов на букву А; несклоняемых слов на букву Б; слов общего рода на букву З. Вопрос: на какую помету вы будете ориентироваться? 2) изучение данной словарной статьи. Вопрос: какую информацию о слове она содержит? составление схемы словарной статьи; 3) сравнение словарных статей одного и того же слова, представленных в разных словарях. Вопросы: что в них общего? чем они отличаются? которая из данных словарных статей дает, на ваш взгляд, наиболее полную информацию о слове и его употреблении? 4) составление словарной статьи для данного слова с подбором предложений или словосочетаний, иллюстрирующих различные значения и сочетаемость этого слова; 5) составление «словообразовательного гнезда» для указанного слова; 6) составление своего мини-словаря: а) по определенной теме, б) по определенной отрасли знаний, в) настроений, г) добрых и вежливых слов и др.

Словари относятся к информативной литературе, их язык предполагает использование особой техники чтения, так как известно, что разные типы текстов требуют разных способов чтения, разных стратегий получения информации. Просмотровое чтение, сканирование, которым следует обучать студентов [4, 5], работа над структурой словарной статьи, овладением условными знаками словаря как специальные задания на занятиях по практическому курсу русского языка не только развивают умения работать со словарем, но и являются средством обучения русскому языку.

В то же время с использованием словарей можно проводить любую орфографическую, лексическую,

пунктуационную работу.

Важнейшим типом лингвистического словаря является толковый словарь, включающий слова с объяснением их значений, с грамматической и стилистической характеристикой и т.д.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля - явление исключительное. Он своеобразен по замыслу и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Создатель его не был языковедом по специальности. О себе и своем словаре Даль сказал: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился: ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка» [7].

По словам академика В. В. Виноградова, «как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком» [3. С. 73].

При изучении темы «Правописание гласных о и е после шипящих и ц», работая с таблицей [15. С. 161], студенты обращаются к словарю Даля для выяснения и уточнения значений данных в таблице слов. После ознакомления со словарной статьей слова жёлтый (это цвет золота или солнца различной яркости) выписываются однокоренные слова с примерами: жёлтенький - слегка желтый; желтоватый - не чисто желтый; желток - желтое ядро в яйце и т.д., производится словообразовательный анализ проверяемых и проверочных слов. Предложение из словарной статьи Жёлтая пшеница зерном крупнее белой и лучше выносит суровую погоду нашу разбираем по членам и обращаем внимание на выражение главных членов.

Психолого-педагогические науки • • •

У прилагательного «черный - самый темный, цвет сажи» определяем переносные значения подбором синонимов: черные дела (подлые дела), черная изба (без трубы для дыма), черный глаз (завистливый глаз), чернолесье (лиственный лес), черные мысли (мрачные мысли), черный ход (задний ход), черная работа (тяжелая работа), черное платье (траурное платье), черный день (несчастливый день) и другие.

С целью закрепления правила написания гласных о и е после шипящих в корнях словарно-

орфографическая работа продолжается - выясняются и уточняются значения слов, из словаря выписываются примеры: Много желудей на дубу - к теплой зиме и плодородному лету; Ни пчелы без жала, ни розы без шипов; Камень этот жёсток, но хрупок, не крепок. Эта кожа жестка, не гнется, а трескается; Не шелести ногами по листу, иди тише. Ветер шелестит в деревах; Не шепчите в людях, это не вежливо. Ветерок шепчется в листве дерев; Шорох громче шёпота и шелеста. Шорох сухолистья под ногами; Медведь трущобу любит; Щетина жёстче волоса; Щёки чешутся и горят - к слезам. В ходе работы со словарем определяется значение, происхождение, образование слов и устойчивых сочетаний, таких как чёлка, жёлоб, жёрнов, щёлка, шорник, трещотка, трущоба, чащоба, чёботы, шептуха, щётка, бить челом, щёлкать бичом по воздуху.

Словарь русского языка С. И. Ожегова - одно из авторитетных по-

129

собий и справочников по современному русскому литературному языку. Его актуальность, научная достоверность, нормативная и оценочностилистическая направленность при относительной компактности - вот что определило необычайную долговечность этой книги. Этот словарь (включая последние издания в соавторстве с Н. Ю. Шведовой) распространен, он, как правило, имеется в библиотеках, в том числе домашних. Работу над упражнениями учебника [15. С. 35] можно построить с применением данного словаря.

Орфографический словарь Д. Н. Ушакова и С. Б. Крючкова используется при изучении грамматических тем. Одной из трудностей для студентов является правильное употребление в речи существительных мужского и женского рода с основой на мягкий согласный и нулевым окончанием: мозоль, тюль, шампунь и т.д. В связи с этим материалом проводится словарно-

грамматическая работа. Задания дифференцируются: 1) выписать из орфографического словаря на букву «А» все существительные с ь на конце, образовать форму родительного и творительного падежей, составить словосочетания, подобрав определения-прилагательные; 2) выяснить в словаре С. И. Ожегова лексические значения незнакомых слов; 3) подобрать к указанному слову родственные, выделив в них общую часть.

Первое задание выполняется всей группой. Получается запись:

существительные род. п. твор. п. определения

автомобиль (м.р.) -я -ем современный

акварель (ж.р.) -и -ью замечательная

акрополь (м.р.) -я -ем древний

алтарь (м.р.) -я -ём священный

апрель (м.р.) -я -ем теплый

артель (ж.р.) -и -ью рыболовецкая

130

Известия ДГПУ, №3, 2008

Пока слабые студенты заняты подбором определений и составлением словосочетаний, студенты средней подгруппы успевают сделать второе задание: в словаре С. И. Ожегова выясняют лексические значения слов акварель, акрополь, алтарь, оказавшихся малознакомыми большинству. Сильные студенты, выполнив первые два задания, приступают к третьему: выбрать из толкового словаря к слову акварель родственные с частью аква-: акварелист, акваланг, аквалангист, аквамарин, акванавт, аквариум и другие.

При изучении правописания приставок на -з(-с) студентам предлагаются упражнения с вариантами заданий: 1) выписать из орфографического словаря по 10 прилагательных с приставками (без- и бес-), выделить приставку, подчеркнуть букву, перед которой стоит приставка; 2) определить морфемы и способ образования выписанных прилагательных.

В ходе работы над темой «Удвоенные согласные» выполняются упражнения учебника [6], которые способствуют расширению лексического запаса студентов: работа с таблицей (с. 59), подбор иноязычных слов, сходных по лексическому значению с данными (упр. 99); списывание со вставкой пропущенных согласных с обращением к орфографическому словарю (упр. 107). Кроме того, в словаре С. И. Ожегова уточняются лексические значения слов на букву К: коалиция, колорит, коллоквиум, коллега, колледж, коммерция, коммуникативный, коммуникабельный;

Примечания

значения пар слов комплект - комплекс, концерт - концерн, контраст -контракт.

При изучении синонимов к словам неуемный, бестолковый, неразумный, тупой подбираем близкие по значению и проверяем по словарю синонимов. Объясняем оттенки значений каждого слова, то есть составляем словарную статью, далее сверяем с толковым словарем Ожегова.

При знакомстве с новым словом сначала определяем его значение, формулируем словарную статью, уточняем значение по словарю С. И. Ожегова. Предлагаем студентам составить тематическую подборку слов к данному слову по памяти или используя орфографический словарь. Такой вид работы помогает закрепить орфографические навыки. Можно предложить составить словосочетания и предложения; подобрать к слову синонимы, используя соответствующий словарь.

При систематическом выполнении подобных упражнений работа под руководством преподавателя постепенно переходит в самостоятельную работу студентов со словарем.

Сегодня перед преподавателями русского языка встает новая задача познакомить студентов с существующими электронными словарями и справочниками, в том числе в сети Интернет, а также научить их работать с такими словарями более эффективно. Необходимо разработать соответствующие упражнения для закрепления навыков работы с электронной справочной литературой.

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. - М.: «Русский язык», 1986. 2. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах// РЯШ. - 1969. - № 6. - С. 38-42. 3. Виноградов В.В. Русская наука о русском литературном языке. - Учен. зап. Моек, университета. - Вып. 106. Т. III. Кн. 1. - М., 1949. - С.73. 4. Галлингер И.В. О работе со справочной лингвистической литературой на уроках русского языка в IV-VI классах // РЯШ. -1986. - №2. - С.24-30. 5. Галлингер И.В. Когда и как «работают»

словари на уроках русского языка // РЯШ. - 1990. - №5. - С. 5-14. 6. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 1982. 7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Предисловие. Т.1. - М.: Рус. язык: Медиа,

Психолого-педагогические науки

• • •

131

2006. 8. Климкина Ю.Е. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах // РЯШ. - 2008. - №10. - С.З. 9. Новые словари // РЯШ. - 1995. - №3. - С. 102-106. 10.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН: Институт русского языка; Российский фонд культуры. - М.: Азъ, 1993. 11. Пронина Т.С. Координационное совещание

работников народного образования по внедрению справочной литературы в процесс обучению русскому языку в школе // РЯШ. - 1989. - №2. - С. 123. 12. Совершенствование методов обучения русскому языку. Пособие для учителей / Сб. статей. Сост. А. Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 1981. 13. Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум содер-

жания образования. Сборник 1. Начальная школа. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/ standart/mp/ 14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. - М.: «Просвещение», 1984. 15. Хазанова А.С., Цвайг

Л.В. Русский язык. Практическое руководство. - М.: Изд-во РОУ, 1996. 16. Эпштейн М. Навстречу словарному празднику // Культура письменной речи. Русский язык. 01.11.2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/?id= 1.50&PHPSESSID

=5d6ac4bfcl797962de-7009d71362a2ca/

Статья поступила в редакцию 18.09.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.