Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка»'

Самостоятельная работа студентов на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5050
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКОГРАФИЯ / LEXICOGRAPHY / СЛОВАРЬ / DICTIONARY / ТИПЫ СЛОВАРЕЙ / DICTIONARY TYPES / ИЗВЕСТНЫЕ ЛЕКСИКОГРАФЫ / KNOWN LEXICOGRAPHERS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) / THE INSPECTION WORK (TEST)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Христолюбова Татьяна Анатольевна

Данная статья имеет практический характер. В ней предлагаются задания (упражнения и проверочная работа в форме теста) для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка», а также приводятся ответы на задания проверочной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent work of students in training sessions for discipline “Russian language and culture of speech” in studying the topic “Dictionaries of Russian language”

This article has practical nature. In it offered the assignments (exercises and verification work in the form of test) for students' independent work on a subject “Russian language and culture of speech” in the study of the topic “dictionaries of the Russian language”, as well as provide answers to the assignment of the verification work assignments.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка»»

УДК 811.161.1'374:378

Т. А. Христолюбова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Самостоятельная работа студентов

на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка»

Данная статья имеет практический характер. В ней предлагаются задания (упражнения и проверочная работа в форме теста) для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка», а также приводятся ответы на задания проверочной работы.

Ключевые слова: лексикография, словарь, типы словарей, известные лексикографы, самостоятельная работа студентов, проверочная работа (тест).

Практические занятия по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» неотделимы от лекционных занятий и самостоятельной работы. Многие из заданий для практических занятий связаны с необходимостью глубокого обдумывания материала, вынесены за пределы занятия и предполагают самостоятельную работу дома с последующей проверкой в аудитории.

Как известно, самостоятельная работа — важный этап в профессиональной подготовке студентов. Она способствует повышению качества усвоения программного материала, углублению понимания наиболее сложных вопросов курса «Русский язык и культура речи». Цель самостоятельной работы — формирование умений и навыков применять теоретические знания на практике: самостоятельно работать с лингвистической литературой, анализировать ее, отбирать соответствующий материал для раскрытия избранной темы, содействовать формированию умения пользоваться средствами обучения.

Так, по теме «Словари русского языка» преподаватель может предложить студентам самостоятельно изучить тему по учебникам и пособиям, указанным в списке использованной литературы.

После изучения темы студенты должны выполнить следующие задания:

1) составить конспект по плану:

1. Понятие «лексикография». Функции лексикографии.

2. Из истории лексикографии.

3. Понятие «словарь». Отличие словарей от словоуказателей. Функции словарей.

4. Типология словарей.

5. Энциклопедические словари и их типы. Структура и содержание словарной статьи в энциклопедических словарях.

6. Лингвистические словари и их типы. Структура и содержание словарной статьи в лингвистических словарях.

7. Строение толкового словаря:

а) словник;

б) порядок расположения слов в словаре;

в) толкование слов;

г) типы лексикографических дефиниций;

д) метаязык словаря;

е) языковые примеры (иллюстрации);

ж) грамматические, стилевые и стилистические пометы.

2) заполнить таблицы:

Таблица 1 — Классификации словарей

Дифференцирующее основание для классификации Тип словаря Определение или пояснение термина

Таблица 2— Лингвистические одноязычные словари русского языка

№ п/п Тип словаря Назначение словаря Примеры словарей (автор(ы)/составитель(-и), название, дата издания словаря)

3) подготовить сообщение и электронную презентацию на одну из тем: «Лексикография как наука», «Основные толковые словари русского языка и их составители», «Жизнь и деятельность В. И. Даля», «Типы лингвистических словарей», «Словари языка писателей», «Аспектные лингвистические словари», «Структура и содержание словарной статьи толковых словарей» и т. д.;

4) подобрать стихотворения, афоризмы о словарях;

5) организовать выставку лингвистических словарей (можно приурочить ее к всероссийскому празднику — 22 ноября — Дню словарей и энциклопедий, а также Дню рождения В. И. Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»).

Цель подобной работы заключается в следующем: определить предмет, цель и задачи лексикографии, рассмотреть основные типы словарей, их особенности, сформировать навыки использования словарей в речевой практике студентов.

Следует отметить, что применяемая на практических занятиях система упражнений и заданий направлена на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных предлагаемого курса и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.

В конце изучения темы «Словари русского языка» студенты могут выполнить проверочную работу, состоящую из двух частей. Первая часть представляет собой тест из 60 вопросов (это задания закрытого типа и задания на соответствие). Во второй части предлагаются вопросы (их 30), на которые студент должен сформулировать и записать краткий ответ (это задания открытого типа). Преподаватель может уменьшить количество вопросов в зависимости от уровня подготовленности студентов.

Проверочная работа по теме «Словари русского языка»1

Часть I. Выберите правильный(-ые) вариан-т(ы) ответа.

1. Что такое лексикография?

а) раздел науки о языке, занимающийся сбором словарей и фиксацией их в каталоге;

1 Некоторые вопросы и задания теста преподаватель может использовать в качестве заданий для практических занятий.

б) раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей;

в) раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления только энциклопедических словарей;

г) раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления только лингвистических словарей.

2. Что означает в переводе с греческого языка слово lexicon?

а) книга; б) словарь;

в) учебник; г) журнал.

3. Кому из ученых принадлежит труд «Опыт общей теории лексикографии» (1940 г.)? Именно в этой работе была дана первая типология словарей.

а) В. В. Виноградову; б) С. И. Ожегову;

в) Р. М. Цейтлин; г) Л. В. Щербе.

4. Как называют исчерпывающую характеристику всех лексикографически существенных свойств единицы в рамках данного описания языка?

а) лексикографический портрет;

б) лексикографический тип.

5. Какую функцию выполняют словари, если они, фиксируя значения и употребления слов, способствуют совершенствованию и унификации языка как средства общения?

а) информативную функцию;

б) коммуникативную функцию;

в) нормативную функцию.

6. В каких словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях?

а) в энциклопедических словарях;

б) в лингвистических (языковых, филологических) словарях.

7. Какие из словарей можно подразделить на одноязычные и многоязычные (чаще двуязычные)?

а) энциклопедические словари;

б) лингвистические (языковые, филологические) словари.

8. Какие из словарей могут быть переводными?

а) энциклопедические словари;

б) лингвистические (языковые, филологические) словари.

9. В каких словарях значения слов объясняются через сопоставление со словами другого языка?

а) в одноязычных словарях;

б) в многоязычных словарях.

10. К каким видам словарей относятся толковые словари?

а) к комплексным (общим, универсальным) словарям;

б) к аспектным (частным) словарям.

11. К каким словарям относятся следующие словари: «Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)», энциклопедия «Русский язык»?

а) к универсальным (общим);

б) к отраслевым (частным).

12. В каком веке появился первый языковой словарь?

а) в 1Х-Х веках; б) в XIII веке;

в) в конце XVIII века; г) в начале XX века.

13. Кто был автором первого печатного словаря, имеющего заголовок «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка напростырусский диялект истолкованы» (1596г.)?

а) М. В. Ломоносов;

б) Л. И. Зизаний Тустановский;

в) Иван Фёдоров;

г) В. И. Даль.

14. Когда, по мнению И. И. Срезневского, стало употребляться новое название словарей — азбуковники?

а) в конце XIII века; б) в XVI-XVII вв.;

в) в XX в.

15. Какие из словарей, существовавших в древнерусской лексикографии, представляли собой сборники слов с символическим смыслом?

а) ономастиконы;

б) прйточники;

в) славяно-русские словари;

г) словари-разговорники.

16. Какие из словарей, существовавших в древнерусской лексикографии, были первыми переводными словарями?

а) ономастиконы;

б) прйточники;

в) славяно-русские словари;

г) словари-разговорники.

17. По какому признаку словари делятся на однотомные и многотомные?

а) по эпохе функционирования слов;

б) по форме воплощения;

в) по предназначению;

г) в зависимости от объема информации, сообщаемой в словаре;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) по расположению заглавных слов.

18. Какие словари называют также универсальными, или комплексными?

а) орфоэпические словари;

б) словари иностранных слов;

в) фразеологические словари;

г) толковые словари;

д) орфографические словари;

е) этимологические словари.

19. Какую группу составляют синонимические, антонимические, омонимические, паронимические словари?

а) толковые словари;

б) справочно-лингвистические словари;

в) словари межсловесных связей;

г) диалектные (областные) словари.

20. К каким словарям относятся исторические и этимологические словари русского языка?

а) к синхронным словарям;

б) к диахроническим словарям.

21. Основной задачей каких словарей является ознакомление читателя со степенью употребляемости слов в речи?

а) обратных словарей;

б) частотных словарей;

в) словарей жестов;

г) ассоциативных словарей.

22. Какая лексика составляет основу ономастических словарей?

а) апеллятивная (нарицательные имена);

б) проприальная (собственные имена).

23. Какие словари описывают лексику или другие языковые единицы одного говора (диалекта), говоров определенной территории или всех говоров языка?

а) словарь устаревших слов;

б) словарь иноязычных слов;

в) диалектные (областные) словари;

г) словари новых слов.

24. Как называется тип словаря языка писателя (по форме представления материала и характеру сведений о слове), в котором каждому слову ставятся в соответствие все случаи употребления этого слова в текстах писателя?

а) конкордансы; б) индексы;

в) глоссарии; г) толковые словари.

25. Как называется тип словаря языка писателя (по форме представления материала и характеру сведений о слове), в котором помещаются не все слова, встречающиеся в текстах писателя, а лишь те, что, с точки зрения составителей

словаря, непонятны читателю и поэтому требуют толкований?

а) конкордансы; б) индексы;

в) глоссарии; г) толковые словари.

26. К какому типу относятся следующие словари?

27. Что представляет собой словарная статья?

а) совокупность лексических значений слов;

б) справку историко-этимологического характера;

в) акцентологическую и грамматическую характеристику слова;

г) слово со всей системой его значений, грамматических и стилистических помет, с необходимым иллюстративным материалом.

28. Чем отличается словарная статья в словообразовательном словаре от словарной статьи в толковых, этимологических и других типов словарей?

а) тем, что слова в словообразовательном словаре расположены в алфавитном порядке;

б) тем, что в статье словообразовательного словаря содержится подробная информация;

в) тем, что статья словообразовательного словаря не имеет описаний и толкований.

29. При каком расположении слов в словаре каждое отдельное слово имеет свою словарную статью, т. е. последовательное описание значения или значений слова, его грамматических характеристик, сопровождаемое стилистическим пометами и примерами употребления слова в речи?

а) приалфавитном расположении слов в словаре;

б) при гнездовом расположении слов в словаре;

в) при смешанном расположении слов в словаре.

30. Какая из лексикографических дефиниций в толковом словаре русского языка раскрывает значение слова через тождественные или близкие по значению слова?

а) описательная;

б) синонимическая;

в) отсылочная (деривационная).

31. Кто из ученых принимал непосредственное участие в составлении четырехтомного «Толкового словаря русского языка», вышедшего под редакцией Д. Н. Ушакова?

а) В. И. Даль; б) С. И. Ожегов;

в) Н. Ю. Шведова.

32. На базе какого толкового словаря был создан однотомный «Словарь русского языка», составленный С. И. Ожеговым?

а) «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля;

б) «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова;

в) 17-томный «Словарь современного русского литературного языка».

33. Какому академическому словарю в 1970 г. была присуждена Ленинская премия?

а) «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (в сокращении — БАС, издавался с 1948 г. по 1965 г.);

б) «Словарь русского языка» в 4 томах (в сокращении — МАС, вышел из печати в 19571961 гг.).

34. Какая помета дается в толковом словаре при обозначении профессионализмов?

а) обл.; б) спец.; в) устар.

35. Кто является составителем «Энциклопедического словаря юного филолога (языкознание)» (1984 г.)?

а) Г. О. Винокур; б) В. М. Мокиенко;

в) М. В. Панов; г) В. К. Харченко.

36. Кто не участвовал в подготовке словаря-справочника «Русское литературное произношение и ударение», изданного в 1959 г.?

Примеры словарей

Тип словаря

1. Ушаков Д. Н., Крюков С. Е. Орфографический словарь русского языка для учащихся средней школы.

2. Агеенко Ф. Л., ЗарваМ. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения.

3. Психологический словарь (под ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова).

4. Словарь русских народных говоров (под ред.: Ф. П. Филина,

Ф. П. Сороколетова).

5. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы

и литературы 1970-х гг. (под ред. Н. З. Котеловой).

6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) (сост.

М. В. Панов).

7. Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам.

8. Фразеологический словарь русского языка (сост. А. И. Фёдоров).

9. Словарь современного русского литературного языка (БАС) (в 17 т.).

10. Словарь языка русской поэзии XX века (гл. ред. В. П. Григорьев)

а) энциклопедический словарь;

б) толковый словарь;

в) фразеологический словарь

г) исторический словарь;

д) орфографический словарь;

е) орфоэпический словарь;

ж) словарь языка писателей;

з) диалектный (областной) словарь

а) Р. И. Аванесов; б) Ф. Л. Агеенко; в) С. И. Ожегов; г) М. А. Штудинер.

37. Кто был автором первого русского словаря синонимов «Опыт российского сословника», опубликованного в 1783 г. (год открытия Российской Академии)?

а) З. Е. Александрова; б) А. П. Евгеньева; в) В. Н. Клюева; г) Д. И. Фонвизин.

38. Кто является автором «Словаря синонимов русского языка» в 2-х томах, изданного в 19701971 гг. и ставшего значительным событием в истории русской лексикографии?

а) З. Е. Александрова; б) Ю. Д. Апресян; в) А. П. Евгеньева; г) В. Н. Клюева.

39. Под руководством какого ученого был подготовлен «Новый объяснительный словарь синонимов» (М., 1999-2000) в 2-х томах?

а) З. Е. Александровой; б) Ю. Д. Апресяна; в) А. П. Евгеньевой; г) В. Н. Клюевой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Кто является составителем первого словаря антонимов русского языка?

а) Л. А. Введенская; б) О. В. Вишнякова; в) Н. П. Колесников; г) М. Р. Львов.

41. Кто не был автором-составителем словаря антонимов русского языка?

а) Ю. А. Бельчиков; б) Л. А. Введенская; в) Н. П. Колесников; г) М. Р. Львов; д) М. С. Панюшева.

42. Кто является составителем первого в русской лексикографической практике «Словаря омонимов русского языка», изданного в 1974 г.?

а) О. С. Ахманова; б) Л. А. Введенская; в) Н. П. Колесников; г) Н. М. Шанский.

43. Кто является составителем первого словаря-справочника паронимов русского языка «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка» (1968 г.)?

а) Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева;

б) О. В. Вишнякова;

в) Н. П. Колесников.

44. Кто из ученых не является автором этимологического словаря русского языка?

а) А. П. Евгеньева; б) С. И. Ожегов;

в) А. Г. Преображенский; г) Д. Н. Ушаков; д) М. Р. Фасмер; е) Г. П. Цыганенко;

ж) П. Я. Черных; з) Н. М. Шанский.

45. Кто из ученых не является автором фразеологического словаря русского языка?

а) А. П. Евгеньева; б) В. П. Жуков;

в) А. И. Молотков; г) В. М. Мокиенко;

д) С. И. Ожегов; е) М. Р. Фасмер.

46. Кто является автором одного из первых «Школьного словообразовательного словаря» (1961 г.)?

а) Т. Ф. Ефремова; б) А. И. Кузнецова;

в) З. А. Потиха; г) А. Н. Тихонов.

47. Кто из ученых составил двухтомный «Словообразовательный словарь русского языка»?

а) А. И. Молотков; б) З. А. Потиха;

в) А. Н. Тихонов; г) М. Р. Фасмер.

48. Кем был создан во 2-й половине XX в. один из первых современных словарей правильностей (трудностей) русского языка «Правильность русской речи» (1962 г.)?

а) Б. Д. Гаймакова, М. П. Сенкевич;

б) Л. П. Крысин, Л. И. Скворцов;

в) Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова.

49. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать варианты произношения слова?

а) орфоэпическим словарем;

б) словарем иностранных слов;

в) фразеологическим словарем;

г) толковым словарем;

д) орфографическим словарем;

е) этимологическим словарем.

50. Каким(и) словарем(ями) можно воспользоваться, чтобы выяснить происхождение слова?

а) орфоэпическим словарем;

б) словарем иностранных слов;

в) фразеологическим словарем;

г) толковым словарем;

д) орфографическим словарем;

е) этимологическим словарем;

ж) словарем антонимов;

з) словарем синонимов.

51. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: деловой — деловитый — дельный — деляческий, нетерпимый — нестерпимый?

а) словарем иностранных слов;

б) словарем новых слов;

в) словарем антонимов;

г) словарем синонимов;

д) словарь паронимов;

е) словарем устаревших слов.

52. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе вариантов: красный — алый, пурпурный, пунцовый, багряный, кумачовый; невежа — невежда; абстрактный — конкретный?

а) словарем иностранных слов;

б) словарем новых слов;

в) словарем антонимов;

г) словарем синонимов;

д) словарь паронимов;

е) словарем устаревших слов.

53. Каким словарем вы воспользуетесь для объяснения слов: «борзописец», «брульон», «ерун-допель», «живуличка», «жирандоль», «зазноба», «михрютка», «паникадило»?

а) словарем новых слов;

б) словарь иностранных слов;

в) фразеологическим словарем;

г) орфографическим словарем;

д) этимологическим словарем;

е) словарем устаревших слов.

54. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выяснить значения слов «гламу'р», «инаугурация», «парвеню'», «параф», «саммит», «эксклюзивный», «фитнес», «харизма»?

а) орфоэпическим словарем;

б) орфографическим словарем;

в) толковым словарем;

г) словарем иностранных слов;

д) этимологическим словарем;

е) словарем устаревших слов.

55. Каким(и) словарем(-ями) можно воспользоваться, чтобы узнать род следующих имен существительных: «алиби», «визави», «евро», «леди», «пенальти», «протеже»?

а) орфоэпическим словарем;

б) орфографическим словарем;

в) толковым словарем;

г) словарем иностранных слов;

д) этимологическим словарем;

е) словарем паронимов;

ж) словарем синонимов;

з) словарем антонимов.

56. Каким словарем надо воспользоваться, чтобы выяснить значение выражений: «антик с гвоздикой», «баловень судьбы», «отставной козы барабанщик», «кричать (вопить) благим матом», «прокатить на вороны'х», «тихой сапой», «ходячая энциклопедия»?

а) орфоэпический словарь;

б) орфографический словарь;

в) толковый словарь;

г) словарь иностранных слов;

д) этимологический словарь;

е) фразеологический словарь;

ж) энциклопедический словарь лингвиста;

и) словарь устаревших слов.

57. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?

а) орфоэпическим словарем;

б) фразеологическим словарем;

в) орфографическим словарем;

д) словарем паронимов;

з) словарь синонимов;

и) словарь антонимов.

58. Каким словарем вы воспользуетесь для объяснения выражений: «медовый месяц», «бархатный сезон», «бальзаковский возраст» и при поиске правильного вариантов: форзац — форзац, жалюзи — жалюзи, туфля — туфля, баловать — баловать?

а) орфоэпическим словарем;

б) орфографическим словарем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) толковым словарем;

г) словарем устаревших слов;

д) этимологическим словарем;

е) фразеологическим словарем.

59. Каким(и) словарем(-ями) вы не воспользуетесь при написании слов: «пр..глашение», «гра(м, мм)атический» и при выборе варианта: обидный — обидчивый, есть — кушать — жрать, сливовый или сливовый?

а) орфоэпическим словарем;

б) словарем иностранных слов;

в) фразеологическим словарем;

г) орфографическим словарем;

д) этимологическим словарем;

е) словарем паронимов;

ж) словарем синонимов;

з) словарем антонимов.

60. Каким(и) словарем(-ями) вы не воспользуетесь при поиске значения слов и выражений: «наперсник», «знакомка», «факельцуг», «бон-тон», «компиляция», «в случай попасть», «делать кейф» и выборе варианта: высокий — высотный, бордо1 — бордо2, блюда или блюда?

а) орфоэпический словарь;

б) словарь иностранных слов;

в) фразеологический словарь;

г) этимологический словарь;

д) словарем омонимов;

е) словарь паронимов;

ж) словарем устаревших слов;

з) словарем синонимов.

Часть II. Сформулируйте и запишите краткий ответ на каждый вопрос.

1. Как переводятся с греческого языка слова lexikos и grapho, от которых образовано слово лексикография ?

2. Что такое фразеография?

3. Как известно, непосредственными предшественниками словарей являются глоссы, т. е. объяснения значений отдельных слов на полях и в тексте древних рукописных книг. А как называются сборники глосс, которые были первыми словарными работами?

4. Как называется и в каком году появилась книга, к которой был приложен самый старый из дошедших до нашего времени русских глоссариев, словарик из 174 древнееврейских, греческих и старославянских слов? Для кого была написана эта книга?

5. Какие словари получают особенно широкое распространение в Петровскую эпоху?

6. Как раньше назывались в алфавитном списке слова, объясняемые в том или ином словаре?

7. Что такое словарь? Когда празднуется День словарей и энциклопедий?

8. Что такое типология словарей?

9. Как в древнерусской лексикографии назывались словари собственных имен?

10. Что является объектом описания персональных энциклопедических словарей?

11. По какому признаку словари делятся на синхронные и диахронические?

12. На какие группы делятся словари по предназначению?

13. Что означает в переводе с греческого языка слово thesaurus (тезаурус)?

14. Что такое словари активного типа?

15. Как называются словари, которые условно можно разделить на антропонимические (посвященные именам собственным) и топонимические (посвященные географическим названиям)?

16. Как называются специализированные ас-пектные словари, посвященные правильности речи, отражающие нормы литературного правописания, произношения и употребления слов и форм слов и являющиеся средствами кодификации языка?

17. Как называется тип словаря языка писателя (по форме представления материала и характеру сведений о слове), представляющий собой списки слов с указанием частоты, с которой то или иное слово употреблено в произведениях данного автора?

18. Как называются словари, в которых слова расположены в алфавитном порядке не по первым буквам, а по последним? Такой словарь представляет собой очень полезное и нужное пособие, помогающее изучению словообразования русского языка и фонетики конца слова.

19. Как называется слово, открывающее словарную статью?

20. Как называют основную часть словарной статьи в толковых, этимологических и подобных словарях?

21. При каком способе расположения слов в словаре в одной словарной статье объединяются слова близкородственные?

22. Как называется существенная особенность толковых словарей — наличие в них сложной системы специальных знаков, с помощью которых даются разнообразные сведения о слове?

23. Как называется первый большой толковый словарь, изданный в 1783-1794 гг.? Собиранием материалов для этого словаря занимались Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. Ф. Богданович, А. И. Мусин-Пушкин и другие известные деятели русской литературы.

24. Кто из ученых за четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (первое издание которого вышло в свет в 18631866 гг.) был удостоен Ломоносовской премии (1870 г.) и звания почетного члена Академии наук (1968 г.)? Полностью напишите имя, отчество и фамилию лингвиста.

25. Как называется иноязычное слово в словарях иностранных слов, которое приводится в оригинале?

26. Как называется тип словаря, отражающий словарный состав данного языка в полном объеме?

27. Словники каких словарей составляют слова, употребленные в древнерусской памятниках письменности?

28. В 1956-1961 гг. был впервые создан по замыслу Г. О. Винокура и опубликован под редакцией В. В. Виноградова фундаментальный словарь языка писателя «Словарь языка...». Языку какого писателя был посвящен этот словарь, оказавший существенное воздействие на составление аналогичных словарей?

29. Как по-другому называется ненорматив -ная лексика, которая описывается в лингвистических словарях: в «Словаре московского арго» (В. С. Елистратов), в словаре «Русский жаргон 6090-х гг.» (И. Юганов, Ф. Юганова), в «Толковом

словаре ненормативной лексики русского языка» (Д. И. Квеселевич) и других?

30. Попробуйте восстановить отрывок из словарной статьи энциклопедии «Русский язык», главным редактором которой является Ф. П. Филин.

«Толковые словари могут быть нормативными и ненормативными. В нормативных отбор слов и сведения о них даются (1)... Задача нормативного толкового словаря — (2). Ненормативные толковые словари обычно представляют собой так называемую сокровищницу речи (см. тезаурус), их назначение — (3).».

Ответы на вопросы проверочной работы:

Часть I. 1 б; 2 б; 3 г; 4 а, лексикографический тип — это группа единиц, имеющих общие свойства и получающих потому единообразную словарную интерпретацию; 5 в; 6 а; 7 б; 8 б; 9 б; 10 а; 11 б; 12 б; 13 б; 14 б; 15 б (прйточники (от слова «притча»)); 16 г; 17 г; 18 г; 19 в; 20 б; 21 б; 22 б; 23 в; 24 а; 25 в; 26 1 д, 2 е, 3 а, 4 з, 5 г, 6 а, 7 г, 8 в, 9 б, 10 ж; 27 г; 28 в; 29 а; 30 б; 31 б; 32 б; 33 а; 34 б; 35 в; 36 б; г, 37 г (сословы — это синонимы); 38 в; 39 б; 40 а; 41 а, д; 42 а; 43 а; 44 а,

б, г; 45 а, д, е; 46 в; 47 в; 48 б; 49 а; 50 б, е; 51 д; 52 а, б, е; 53 е; 54 г; 55 г; 56 е; 57 б; 58 а, е; 59 б,

в, д, з; 60 г, з.

Часть II. 1. — словесный (относя-

щийся к слову); grapho — пишу. 2. Слово «фра-зеография» имеет два значения: 1) научно обоснованная система составления фразеологических словарей; 2) процесс составления фразеологических словарей и результаты этого процесса, т. е. имеющиеся в нашем распоряжении фразеологические словари. 3. Глоссарии. 4. Кормчая книга, 1282 г., для новгородского архиепископа Климента. 5. Рукописные словари иностранных слов. 6. Словники. 7. Слово «словарь» имеет два значения: 1) собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; 2) совокупность слов какого-либо языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-то. День словарей и энциклопедий празднуется 22 ноября, в день рождения В. И. Даля. 8. Типология словарей — это их классификация, основанная на существенных различительных признаках словарных описаний, которые сложились в определенной лексикографической традиции. 9. Ономастико-ны. 10. Жизнь и творчество одного выдающегося

человека. 11. По эпохе функционирования слов. 12. Словари для широкого пользования, академические, учебные и специализированные. 13. Сокровищница, хранилище. 14. Это словари, ориентированные на обучение говорению, дающие набор средств, необходимых для выражения мысли. 15. Ономастические. 16. Ортологические. 17. Индексы. 18. Обратные (инверсионные, инверсивные) словари. 19. Заглавным словом (заголовочным словом, заголовком). 20. Толкованием, или определением. 21. При смешанном (алфавитно-гнездовом) способе расположения слов в словаре. 22. Система грамматических и стилистических помет. 23. «Словарь Академии Российской» в 6 частях. 24. Владимир Иванович Даль. 25. Этимон. 26. Тезаурус, или идеографический словарь. 27. Исторических словарей. 28. А. С. Пушкина. 29. Обсценная лексика. 30. (1) в строгом соответствии с действующими языковыми нормами; (2) содействовать нормализации живой литературной речи, быть справочником по культуре речи; (3) описать возможно большее количество слов в определенных хронологических границах.

Таким образом, задания и упражнения, применяемые на практических занятиях, материалы проверочной работы направлены на формирование основных видов компетенций, предусмотренных ФГОС, — коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

-ча—-

1. Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 224 с.

2. Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 240 с.

3. Панова Е. А., Позднякова А. А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 462[2] с.

4. Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 128 с.

5. Протченко И. Ф. Словари русского языка: краткий очерк. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. 125 с.

6. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. 432 с., с ил.

7. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: учебник / Л. Г. Барлас, Г. Г. Инфантова, М. Г. Сейфулин, Н. А. Сени-на; под ред. Г. Г. Инфантовой. М.: Флинта: Наука, 2003. 256 с.

8. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Карау-лова. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. Репр. изд. 704 с., 16 с. вкл.

9. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / под ред. Е. И. Дибровой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. Ч. 1. 480 с.

10. Хаустова Ю. Русская лексикография: прошлое, настоящее, будущее // Народное образование. 2001. № 2. С. 70-76.

11. Цейтлин Р. М. Краткий очерк истории русской лексикографии (словари русского языка). М.: Учпедгиз, 1958. 136 с.

12. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка: пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. 368 с.

13. Шимчук Э. Г. Русская лексикография: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.

14. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.: ил.

1. Bolotnova N. S., Bolotnova A. V. Modern Russian language: Lexicology. Phraseology. Lexicography: Test and training tasks: study guide. M.: Flinta: Nauka, 2009. 224 p.

2. Krysin L. P. Modern Russian language. Lexical semantics. Lexicology. Phraseology. Lexicography: Proc. study guide for students philology faculties of higher educ. inst. M.: Publishing center "Academiya", 2007. 240 p.

3. Panova E. A., Pozdnyakova A. A. Reference materials on Russian language exam preparation. M.: Ltd. "Izdatelstvo AST": Ltd "Izdatelstvo Astrel", 2004. 462 p.

4. Potikha Z. A., Rosenthal D. E. Linguistic dictionaries and work with them in school: A guide for teacher. M.: Pros-vesheniye, 1987. 128 p.

5. Protchenko I. F. Dictionary of the Russian language: a short history. 2nd ed., Rev. and add. M.: Publish. house DOK, 1996. 125 p.

6. Russian language. Encyclopedia / ch. ed. F. P. Filin. M.: Sovietskaya Encyclopedia, 1979. 432 p.

7. Russian language. Introduction to the science of language. Lexicology. Etymology. Phraseology. Lexicography: textbook / L. G. Barlas, G. G. Infantova, M. G. Seyfulina, N. A. Senin; ed. G. G. Infantovoy. M: Flinta: Nauka, 2003. 256 p.

8. Russian language: Encyclopedia / ed. Y. N. Karaulov. M.: Scientific Publishers "Bolshaya Rossiyskaya Encyclopedia", 2003. 704 p.

9. Modern Russian language. Theory. Analysis of linguistic units: a textbook for students higher educ. inst.: in 2 parts. / ed. E. I. Dibrova. M.: Publishing center "Academiya", 2006. Part 1. 480 p.

10. Khaustova Y. Russian lexicography: past, present, future // Education. 2001. № 2, pp. 70-76.

11. Zeitlin R. M. Short history of Russian lexicography (Russian dictionaries). M.: Uchpedgiz, 1958. 136 p.

12. Shan N. M. Lexicology of modern Russian language: A guide for students ped. univ-ies. M.: Education, 1972. 368 p.

13. ShimchukE. G. Russian lexicography: guide for students philology faculties higher educ. institutions. M.: Publishing center "Academiya", 2009. 336 p.

14. Linguistics. Great Encyclopedic Dictionary / ch. ed. V. N. Yartseva. 2nd ed. M.: Great Russian Encyclopedia, 1998. 685 p.

T. A. Khristolyubova Mari State University, Yoshkar-Ola Independent work of students

in training sessions for discipline "Russian language and culture of speech" in studying the topic "Dictionaries of Russian language"

This article has practical nature. In it offered the assignments (exercises and verification work in the form of test) for students' independent work on a subject "Russian language and culture of speech" in the study of the topic "dictionaries of the Russian language", as well as provide answers to the assignment of the verification work assignments.

Keywords: lexicography, dictionary, dictionary types, known lexicographers, independent work of students, the inspection work (test).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.