Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ / МЯГКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна, Рахманова Алсу Рамилевна, Шапирова Раиля Равилевна

Статья посвящена изучению особенностей развития мягких компетенций в профессиональной деятельности педагога - классного руководителя. Описаны теоретические и методические аспекты проблемы развития мягких компетенций в работе классного руководителя. Дана характеристика основных компетенций современного учителя; рассмотрены особенности реализации мягких компетенций в работе классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна, Рахманова Алсу Рамилевна, Шапирова Раиля Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SOFT COMPETENCES OF THE CLASS TEACHER

The article is devoted to the study of the problem of soft competencies in the professional activity of a teacher - class teacher. The theoretical and methodological aspects of the problem of developing soft competencies in the work of a class teacher are described. The characteristic of the main competencies of the modern teacher is given; the features of the implementation of soft competencies in the work of the class teacher are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

перспективами карьерного роста (должностного и квалифицированного), формами и сроками обучения на эту профессию (уровень среднего профессионального образования или высшего образования).

Профессиональная консультация является вторым средством формирования у школьников профессионального самоопределения. Суть профессиональной консультации заключается в оказании психологической помощи школьников в рамках профессионального самоопределения, а так же планирование профессиональной карьеры с учетом возможно возникнувших в профессиональной сфере проблем и трудностей. Профессиональная консультация с учащимися может проводиться как внеурочная деятельность в рамках школьной биологии. Внеурочная работа должна проводиться с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей школьников различных возрастов, его интересов (как к предмету, так и к профессии), склонностей и способностей в какой-либо деятельности, уровня знаний (как теоретических, так и практических в области конкретного предмета).

Одними из форм профориентационной работы являются профессиональный отбор и подбор. Суть этих двух понятий отражается в комплексе мероприятий по рекомендациям школьникам конкретной профессии, с одной стороны в соответствии с их возможностями, интересами и склонностями, а с другой стороны требованиями к профессиональной деятельности.

Для того что бы человеку плавно войти в сфере профессиональной деятельности, перейти из учащегося в квалифицированного специалиста в профессиональной сфере ему нужно пройти стадию профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация - это постепенное вхождение вчерашнего обучающегося в условия профессиональной деятельности, период превращения человека с комплексом знаний в квалифицированного рабочего.

Профессиональная адаптация обычно проходит в 2 этапа:

1 этап является подготовительным и осуществляется в процессе профессионального становления личности в процессе обучения конкретной специальности (в школьном курсе биологии это происходи в рамках выполнения практических кейсовых заданий, выполнение практических и лабораторных работ по изучению живых объектов). На этом этапе освоение профессии школьниками происходит через изучение общих и специальных разделов путем овладения конкретными умениями и навыками в учебных кабинетах, кванториумах, точках роста, технопарках.

2 этап является непосредственным и осуществляется на предприятиях и происходит как приспособление человека к производственной сфере и режиму трудового дня.

Как итог отметим, что качество подготовки нынешних школьников на этапе выпускных классов и поступления на программы среднего специального образования и высшего образования напрямую связаны с их профессиональным самоопределением. Уверенность в правильно выбранной профессии ведет к осмыслению и построению старшим школьником своей образовательной и профессиональной индивидуальной траектории. В современном мире выбор будущей профессии школьниками происходит под влиянием семьи и другого социального окружения, а также взаимодействия образовательных организаций в системе школа-вуз.

Выводы. Анализ основных аспектов формирования профессионального самоопределения на уроках школьной биологии, были сформулированы следующие выводы:

1. Существуют несколько средств формирования профессионального самоопределения у школьников на уроках биологии, такими являются профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональные способности.

2. Решение проблемы профессионального самоопределения выпускников с помощью выше указанных средств снижает вероятность неверного выбора будущей специальности.

Так, своевременно оказанная школьникам выпускных классов профориентационная помощь выступает неким процессом обеспечения всестороннего развития личности обучающегося и является финишем учебно-воспитального процесса, осуществляющегося на протяжении всего периода обучения. Анализируя профориентационное самоопределение в рамках изучения биологии в школе можно выявить, что оно направлена на становление профессионального направления школьников, на формирование профессионального стимула старшеклассников к выбору профессии, в частности биологической, развитие различных умений у школьников по осуществлению выбора.

Литература:

1. Ионина, Н.Г. Профориентационная работа со школьниками в условиях реализации ФГОС / Н.Г. Ионина // Вестник ТОГИРРО. - 2016. - № 3(35). - С. 3-28. - EDN ZRKXQX.

2. Топанова, А.А. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников / А.А. Топанова, М.А. Овечкина, А.Н. Лумпова, Г.А. Кухарчик // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. - 2021. - № 2. - С. 78-85. -EDN WDRGRG.

3. Хорева, С.А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С.А. Хорева, В.В. Онуфриева // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 7(88). - С. 37-40. - EDN XZOFDV.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Ахтариева Разия Файзиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Рахманова Алсу Рамилевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель Шапирова Раиля Равилевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития мягких компетенций в профессиональной деятельности педагога - классного руководителя. Описаны теоретические и методические аспекты проблемы развития мягких компетенций в работе классного руководителя. Дана характеристика основных компетенций современного учителя; рассмотрены особенности реализации мягких компетенций в работе классного руководителя.

Ключевые слова: образование, компетенции, навыки, мягкие компетенции, профессиональная деятельность педагога, классный руководитель.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of soft competencies in the professional activity of a teacher -class teacher. The theoretical and methodological aspects of the problem of developing soft competencies in the work of a class teacher are described. The characteristic of the main competencies of the modern teacher is given; the features of the implementation of soft competencies in the work of the class teacher are considered.

Key words: education, competencies, skills, soft competencies, professional activities of a teacher, class teacher.

Введение. В современном российском обществе образование рассматривается как один из наиболее значимых социальных институтов, от эффективности которого зависит развитие таких важных социальных сфер как производство, государственное управление, экономика, политика и другие. В настоящее время, высокие темпы научно-технического прогресса, влияющие на все сферы российского общества, обусловливают и развитие системы образования в соответствии с требованиями изменяющегося мира. В частности, современное образование предъявляет новые требования к личности самого педагога, для успешного достижения целей профессиональной деятельности которого, учителям необходимо постоянно развивать так называемые универсальные мягкие компетенции, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке труда. Компетенции педагога могут формироваться и развиваться в собственном опыте и практической деятельности, в том числе, в опыте деятельности по классному руководству.

Тем не менее, наблюдение за деятельностью учителей показывает, что многие педагоги все еще ставят перед собой задачу повышения только знаний и умений, относящихся к так называемым «жестким» компетенциям, в то время как проблема развития мягких компетенций не воспринимается учителями как достаточно значимая.

Актуальность состоит в том, что мягкие компетенции представляют собой важную составляющую деятельности классного руководителя, необходимую как для его профессионального развития, так и для достижения успеха во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Изучение данной проблематики поспособствует привлечению внимания учителей и студентов педагогических специальностей к необходимости развития мягких компетенций для развития специалиста в современном мире.

Изложение основного материала статьи. Одной из ключевых проблем современных исследований в области психологии и педагогики является проблема профессионального развития педагога и вопросы, связанные с педагогической деятельностью, которая определяется, в первую очередь, как способ деятельностного существования личности индивида. При этом, работа учителя и его деятельность рассматриваются как процесс реализации ряда компетенций, направленных на формирование компетенций и ценностей обучающихся.

Проблема компетентности и компетенций педагога привлекает к себе повышенное внимание со стороны современных отечественных исследователей, которые приходят к выводу о том, что современный педагог должен не просто механически выполнять работу по передаче неких готовых знаний обучающимся, но и выполнять важную работу, предполагающую поиск ответов на важные для данного этапа развития образования вопросы, осваивать инновационные педагогические технологии, а также заниматься работой, направленной на обеспечение личностного и профессионального роста [1, С. 38]. Многоуровневое образование открывает новые возможности в подготовке учителей, способных к самообучению и саморазвитию в меняющемся мире. В результате успешность деятельности педагога во многом зависит от его способности изменять себя, формировать новые компетенции.

Понятие педагогической компетенции в современной научной литературе определяется как способность учителя, отражающая необходимые стандарты поведения; возможность мобилизовать и актуализировать имеющиеся у него знания, навыки способности для решения конкретных задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности для достижения желаемых результатов [2, С. 134].

Компетенции выступают как новообразования субъекта профессиональной деятельности, а их формирование происходит в процессе получения им соответствующего образования. Компетенция тесно связана с деятельностью индивида и реализуется посредством систематического выражения знаний, навыков, умений и индивидуальных характеристик, позволяющих успешно выполнять свои функции. Являясь проявлением активности личности в процессе осуществления профессиональной деятельности, ее субъектной позиции, компетенции учителя характеризуются также такой чертой как мобилизационная готовность личности, понимаемой как возможность их реализации в любой требующей этого ситуации [3, С. 180].

В современной психолого-педагогической литературе выделяются разнообразные профессиональные компетенции современного педагога. Их многочисленность объясняется многообразием самой педагогической деятельности, возможностью различных проявлений личностных качеств и характеристик учителя в процессе ее осуществления. Основными из компетенций учителя, выделяемыми сегодня в научных источниках, являются компетентности [4]:

- в способности мотивировать учащихся к участию в образовательной деятельности;

- в способности раскрывать индивидуальный смысл конкретного курса и учебного материала к каждому занятию;

- в способности ставить цели образовательной деятельности;

- в понимании личностных и психологических особенностей обучающихся, что имеет повышенное значение в реализации индивидуального подхода;

- в области той дисциплины, которую преподает данный учитель (предметная компетенция);

- в способности принимать решения в зависимости от конкретных педагогических ситуаций, возникновение которых связано с повседневной профессиональной деятельностью;

- в разработке программ развития поведения и деятельности обучающихся;

- в организации образовательной деятельности, которая в свою очередь включает:

- способность организовывать информационные и иные условия учебной деятельности в зависимости от целей, на которые она направлена;

- способность обеспечивать понимание школьником учебных задач и находить пути их разрешения (способов реализации познавательной деятельности);

- способность оценивать промежуточные и окончательные результаты обучения.

Компетенция учителя имеет тесную связь с осуществляемой им профессиональной деятельностью. Компетенции многообразны, они отражают различные аспекты педагогической деятельности, способность специалиста выстраивать продуктивное взаимодействие с другими людьми; специальные педагогические знания и умения; умение работать с информацией и современными технологиями. Все более важное значение в деятельности современного учителя приобретают мягкие навыки.

В современном профессиональном образовании и в сфере менеджмента в настоящее время общепризнанным становится положение о том, что успешность человека в профессии во многом определяется наличием и особенностями его мягких навыков и компетенций, среди которых особое значение отводят критичности мышления и деятельности;

ориентированности на овладение новыми знаниями и умениями, на познание мира и установления сотрудничества с окружающими, способности работать с информацией, стремлению к личностному росту [5, С. 46].

Понятие «мягкие компетенции» и повышенное внимание к нему в настоящее время являются одним из особенностей данного этапа развития общества. На основе проведенного анализа различных подходов к теоретической сущности исследуемого понятия, мы можем говорить о том, что развитие мягких компетенций рассматривается во всех работах как процесс динамических изменений, происходящих на протяжении всей жизни человека и связанных с его самосовершенствованием в избранной сфере профессиональной деятельности.

Мягкие компетенции классифицируются как входящие в состав четырех групп [5, С. 48]:

- элементарные коммуникативные способности и качества, которые помогают развитию общения, взаимодействия с другими людьми, продуктивному поведению в случае возникновения противоречий;

- качества в области самоуправления, необходимые для успешного управления собственными эмоциями, временем, трудовыми процессами;

- качества эффективного мышления, от которых зависит эффективность деятельности в управлении мышлением;

- качества планирования действий, мотивации, управления изменениями, то есть, способности, которые определяют успешность субъекта как личности и профессионала.

Таким образом, термин «мягкие компетенции» является одним из ключевых в современном менеджменте и системе профессионального образования. Данное понятие используется для обозначения таких способностей и качеств субъекта деятельности, которые не просто не поддаются четкому количественному измерению, но и определяют личностную заинтересованность человека в собственном профессиональном развитии - то, в какой степени он использует свои индивидуальные характеристики для достижения карьерных целей и решения задач деятельности, а также для взаимодействия с другими участниками деловых отношений, для повышения собственной продуктивности в современной профессиональной высококонкурентной среде.

Значимость мягких компетенций в работе педагога в настоящее время является уже общепризнанной. Они имеют особое значение для учителя-предметника, однако наиболее полно могут быть реализованы в деятельности по классному руководству, которая гораздо больше, чем проведение уроков, требует от учителя сформированности способности эффективно взаимодействовать со всеми участниками учебного процесса - школьниками и их родителями (законными представителями), администрацией общеобразовательного учреждения, социальными партнерами школы.

Развитые на высоком уровне мягкие компетенции в работе классного руководителя обеспечивают возможность [6, С. 65]:

- находить общие точки соприкосновения с другими участниками процесса образования и воспитания, налаживать и поддерживать взаимодействие с учениками, родителями, администрацией школы, осуществлять передачу личных значений, вкладываемых в педагогическую деятельность;

- четко доносить до других субъектов образовательно-воспитательного процесса определенную информацию (например, о мероприятиях, проводимых в школе, о необходимости принести что-либо в школу, что-то сделать и т.д.); убеждать школьников и их родителей в необходимости чего-либо;

- успешно использовать лидерские качества классного руководителя, творческие способности, эрудицию, навыки тайм-менеджмента и формировать их у детей;

- успешно разрешать конфликты, которые возникают в педагогическом взаимодействии;

- эффективно применять умения в сфере управления личностным развитием учащихся, использовать навыки в области группового и командного обучения и воспитания;

- успешно развивать эмоциональный интеллект учащихся, а также использовать собственные способности в сфере эмоционального интеллекта, например, для того, чтобы грамотно считать ту или иную ситуацию в педагогическом взаимодействии, чтобы не поддаваться внешним воздействиям, пробуждать в учащихся и их родителей лучшие качества личности;

- ставить цели для себя и других участников образовательного процесса, мотивировать учащихся, их родителей на достижение поставленных целей;

- успешно приспосабливаться к новым и экстремальным условиям труда, к разным людям и ситуациям, которые неизбежно возникают в работе классного руководителя;

- проявлять толерантность к особенностям и интересам других субъектов образовательного процесса, учитывать чужие интересы во взаимодействии с ними;

- проявлять готовность классного руководителя к профессиональному стрессу, межличностным конфликтам, предотвращение эмоционального выгорания педагога;

- проявлять готовность противостоять эмоциональным и интеллектуальным перегрузкам, сдержанность в отношении чужих негативных действий и высказываний;

- проявлять креативность, гибкость, способность находить альтернативные решения, позитивный настрой, умение управлять педагогической ситуацией.

Среди всего многообразия мягких компетенций в работе классного руководителя наибольшее значение имеют следующие компетенции [7; 8; 9].

- комплексное решение педагогических задач на различных уровнях - данная компетенция дает возможность классному руководителю самостоятельно определять проблему, возникающую в педагогических взаимодействиях, выявлять всю совокупность ее причин и источников; производить определение и устранение причин, а не результатов конкретной ситуации; осуществлять внедрение системного междисциплинарного подхода к решению педагогических задач в работе классного руководителя; способность определять объем задач, которые необходимо решить для достижения конкретной цели, и выбирать наиболее подходящий способ их решения исходя из существующих требований и степени обеспеченности данного процесса;

- критичность мышления как профессионально ориентированная форма мышления способствует эффективности руководства классом; эта компетенция предполагает соответствующее отношение к достоверности всей входящей из внешней среды информации, норм и даже личных взглядов учителя; работа только с достоверными фактами в качестве основы для практической деятельности; навыки эффективной работы с информацией, а также способность системно подходить к решению проблем и задач, возникающих перед учителем;

- креативность обеспечивает реализацию творческого подхода в деятельности по классному руководству, который проявляется в нестандартном мышлении и нестандартных решениях, которые принимает классный руководитель во взаимодействии с другими субъектами образования;

- управление деятельностью обучающихся - эта компетенция подразумевает умение классного руководителя создавать условия для раскрытия творческого потенциала и максимальной реализации потенциала учащихся; способность педагога иметь собственное, не связанное с общественными стереотипами мнение;

- сотрудничество с окружающими - эта компетенция включает способность классного руководителя выстраивать взаимодействие с другими людьми; возможность создания единого направления деятельности, без которого невозможно решение задач обучения и воспитания;

- эмоциональный интеллект - в работе классного руководителя данная компетенция включает распознавание эмоций и понимание намерений других; контролировать свои эмоции и настроение; оказывать влияние на эмоции и эмоциональное состояние других участников образовательного процесса;

- способность судить и принимать решения - данная компетенция включает в себя способность классного руководителя формировать собственное мнение и наличие у него смелости принимать независимые решения и нести ответственность за их последствия;

- ориентированность на потребности потребителей образовательных услуг (клиентоориентированность) - эта компетенция относится к способности классного руководителя общаться с учащимися и их родителями и решать проблемы окружающих с учетом и при осознании их ценностей и потребностей;

- умение вести переговоры - способность фокусироваться на долгосрочном сотрудничестве с окружающими с учетом специфики и интересов партнеров по взаимодействию;

- когнитивная гибкость, означающая, что руководитель может быстро переходить от одной идеи к другой и работать над несколькими идеями одновременно;

- самоуправление - предполагает многоэтапный процесс самоорганизации и самореализации в рабочем процессе [10, С. 260].

Выводы. Профессиональная компетенция педагога - это возможность мобилизовать и актуализировать имеющиеся у него знания, навыки, способности для решения конкретных задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности для достижения желаемых результатов. Среди всего многообразия мягких компетенций в работе классного руководителя наибольшее значение имеют следующие: комплексное многоуровневое решение педагогических задач; критическое мышление как форма профессионально ориентированного мышления; творчество; управление деятельностью обучающихся; сотрудничество с другими; эмоциональный интеллект; вынесение суждений и принятие решений; ориентированность на потребности потребителей образовательных услуг (клиентоориентированность); способность вести переговоры; когнитивная гибкость; самоуправление.

Литература:

1. Никитина, Г.В. Педагогическое сопровождение развития профессиональных компетенций будущего учителя / Г.В. Никитина // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 8. - С. 38-40

2. Лингевич, О.В. Исследование развития компетентностей в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе/ О.В. Лингевич // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 1. - С. 133-137

3. Плотникова, Г.Г. Культура речи и коммуникативная компетентность: содержательный аспект / Г.Г. Плотникова // Язык и культура. - 2014. - № 6. - С. 174-188

4. Виноградов, В.Л. Результаты образования и федеральные образовательные стандарты в контексте формирования функциональной грамотности / В.Л. Виноградов, И.А. Талышева, Х.Р. Пегова // Традиции и инновации в современной науке и образовании: теория и передовая практика: монография / О.Ф. Барчо [и др.]. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. - С. 5-19

5. Современные детерминанты развития soft skills / С.Н. Бацунов, И.И. Дереча, И.М Кунгурова, Е.В. Слизкова // Концепт. - 2018. - № 4. С. 45-49

6. Савченков, А.В. Профессиональная устойчивость как ключевая "soft skills" педагога / А.В. Савченков, Н.В. Уварина // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - №2. - С. 64-71

7. Гизатуллина, А.В. Надпрофессиональные навыки учителей / А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 4. - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej.html (дата обращения 12.02.2022).

8. Лазарев, М.А. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии / М.А. Лазарев, О.В. Стукалов, Т.В. Темиров // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 62-68

9. Савченков, А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога / А.В. Савченков // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 22-40

10. Современные методы оценки профессиональной надежности педагога / И.П Яковлева, М.Л. Романова, Е.С. Киселева, Л.А. Матвеева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2017. -№ 2. - С. 259-269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.