Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытая Наталия Петровна

В статье представлены четыре варианта деятельности классных руководителей: классный руководитель - организатор, классный руководитель - психолог, поддерживающий классный руководитель, классный руководитель - социальный организатор. Предложены несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя. Выявлено, что профессиональные компетенции классных руководителей направлены на творческое самосовершенствование, укрепление сотрудничества лицеистов и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, традициями лицея, гуманными отношениями, реализуемыми через разностороннюю творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сытая Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CLASS TEACHER AS AN IMPORTANT CONDITION FOR CREATIVE SELF-IMPROVEMENT

The article presents four options of a class teacher activities: a class teacher - an organizer, a class teacher - a psychologist, supporting the class, a class teacher - a social organizer. Several types of special competencies are proposed here and they reflect the specific sphere of professional activity of a class teacher. It is revealed that the professional competence of student leaders are focused on the creative self-improvement, strengthening the cooperation of high school students and adults through the common tasks, activities, traditions of the Lyceum, humane relations, implemented through diverse creative activities.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

имеющее прямое отношение к педагогике, которая представляет колоссальный интерес для исследований, в силу широты охвата сфер человеческой деятельности. Подтверждение этому является бурное развитие изысканий в различных сферах научной мысли.

Литература

1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс].

URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

2. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: автореферат дис.... докт. псих. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2012. - 40 с.

3. Власова О.А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. - 351 с.

4. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. - С.58-64.

5. Гутман Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе: автореферат дис.... канд. псих. наук по специальности 13.00.08. М., 2013. - 36 с.

6. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com /9_N N D_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm

7. Малышев А.В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве: автореферат дис.... докт. псих. наук: 19.00.07 Нижний Новгород,

2013. - 42 с.

8. Савицкая Н.В. Социально-педагогическое сопровождение развития безопасности и жизнедеятельности обучающихся учреждений среднего-профессионального образования. Автореф...канд. пед. наук, М. 2013. С. -35 с.

9. Салахутдинова Е.А. Педагогическое сопровождении адаптации студентов в учебной группе. автореферат дис.... канд. пед. наук. 13.00.01. Кострома,

2014. - 36 с.

10. Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. - 310 с.

11. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru /issues/2013/10/27827

12. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

13. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Е.С. Ра-пацевич - Минск, «Современное слово», 2006. -928 с.

14. Ульянова И. В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы. Автореф.дис. докт. пед. наук. Смоленск. 2012. - 45 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Сытая Наталия Петровна

магистр педагогических наук, аспирант кафедры педагогики Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, учитель белорусского языка и литературы первой категории лицея №1, г. Гродно

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CLASS TEACHER AS AN IMPORTANT CONDITION FOR CREATIVE SELF-IMPROVEMENT Sytaya Natallia, Master of pedagogical sciences, a doctorate student of the Pedagogics Department of Grodno State University named after Janka Kupala, the first category teacher of the belarusian language of Grodno lyceum №1

АННОТАЦИЯ

В статье представлены четыре варианта деятельности классных руководителей: классный руководитель - организатор, классный руководитель - психолог, поддерживающий классный руководитель, классный руководитель - социальный организатор. Предложены несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя. Выявлено, что профессиональные компетенции классных руководителей направлены на творческое самосовершенствование, укрепление сотрудничества лицеистов и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, традициями лицея, гуманными отношениями, реализуемыми через разностороннюю творческую деятельность.

ABSTRACT

The article presents four options of a class teacher activities: a class teacher - an organizer, a class teacher - a psychologist, supporting the class, a class teacher - a social organizer. Several types of special competencies are proposed here and they reflect the specific sphere of professional activity of a class teacher. It is revealed that the professional competence of student leaders are focused on the creative self-improvement, strengthening the cooperation of high school students and adults

through the common tasks, activities, traditions of the Lyceum, humane relations, implemented through diverse creative activities.

Ключевые слова: творчество; классный руководитель; творческая деятельность. Keywords: сreativity; form-master (class teacher); creative activity.

Проблема совершенствования подготовки кадров для школы обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в белорусском обществе. В числе важнейших направлений деятельности, нуждающихся в концентрации усилий, является разработка современной кадровой политики в области подготовки и переподготовки учителей - классных руководителей. В настоящее время ни одно педагогическое учебное заведение не осуществляет специальной подготовки классных руководителей для общеобразовательных учреждений. Обостряется противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного учителя, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему как классному руководителю [1, с. 27].

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве. Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда [2, с. 48].

Развитие профессиональной компетентности классного руководителя лицея №1 г. Гродно связано с задачами воспитания в современных условиях: приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности; создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении; социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей лицея №1 г. Гродно показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель - организатор. Это классный руководитель - умелый организатор коллективной деятельности лицеистов, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» - организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель - психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных лицеистов: от одарённых и активистов до пас-

сивных скептиков. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель - социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь лицеистов социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Повышение компетентности классных руководителей лицея №1 г. Гродно реализуется через:

- изучение методической и педагогической литературы, а также индивидуальный практический педагогический поиск. На базе нашего учебного учреждения создан Областной ресурсный центр, который обеспечивает доступ к информации участникам образовательного процесса (педагогическим работникам, учащимся) посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях (бумажном, магнитном, цифровом, коммуникативном);

- обучение на курсах повышения квалификации в ГрОИРО, АПО г. Минск);

- применение в своей деятельности опыта коллег, в рамках проводимых лицеем методических дней, декад;

- проведение мониторинговых исследований. Воспитательная работа лицея базируется на диагностической основе с учетом интегративных качеств и направленности личности, восприимчивости к воспитательному воздействию и способностей к обучению, а также уровня самосознания, дарований и сильных сторон характера, саморегуляции поведения и отношения к себе. Это позволяет педагогическому коллективу целенаправленно организовать воспитательный процесс в лицее, в классных коллективах, эффективно вести индивидуальную работу с учащимися в целях повышения эффективности воспитания;

- методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении. В лицее эффективно функционирует методический кабинет, который способствует повышению профессионального мастерства педагогических кадров. Большое значение в повышении компетентности классных руководителей, совершенствовании профессионального мастерства имеет работа МО классных руководителей, направленная на создание условий для совершенствования системы работы каждого классного руководителя; изучение панорамы иннова-тики в организации воспитательной работы с классным коллективом; организацию мониторинга уровня воспитанности учащихся; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы классных руководителей; освоение современных концепций воспитания и педа-

гогических технологий; совершенствование духовной культуры и научно-практической подготовки классных руководителей в области воспитания учащихся. Огромное значение в работе МО классных руководителей играет хорошо организованная, продуманная диагностическая работа с педагогами, которая позволяет: прогнозировать перспективы профессионального роста классного руководителя; видеть сильные и слабые стороны в работе с учителями с целью создания системы коррекции; формировать педагогическую культуру и мастерство педагога; способствовать росту и совершенствованию методической культуры классного руководителя; стимулировать качество деятельности МО классных руководителей лицея. Существует несколько видов специальных компе-тентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

- знание Кодекса об образовании; нормативно-правовых документов, обеспечивающих профессиональную деятельность классного руководителя;

- умение применять правовую базу по защите детства, законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

- овладение методом научного исследования явлений и процессов воспитательной работы в классе; разработка методик изучения учащихся; анализ конкретных воспитательных ситуаций.

Компетентность здоровьесбережения направлена на:

- изучение физического и психического здоровья обучащихся класса, разработку совместно с администрацией лицея программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности. В лицее уже второй год реализуется проект «Будь здоров!».

- разработку методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, турслет «Быть здоровым -престижно!»);

- овладение технологиями просвещения, учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной, антиникотиновой пропаганды; подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время. Социокультурная компетентность направлена на:

- организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

- обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях белорусской культуры.

- изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий; организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время. Традиционными в воспитательной системе

лицея стали следующие формы коллективного творческого воспитания: игры, сборы, совместные творческие размышления, психологические тренинги, турниры, конкурсы, вечера отдыха и т. д. Это, на наш взгляд, содействует успешной социализации учащихся в условиях современного общества и позволяет повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива лицея, родителей и лицеистов. Для повышения качества воспитания наши педагоги находятся в постоянном поиске наиболее продуктивных и оптимальных методов воспитательной деятельности, внедрении новых передовых технологий, расширении и углублении исследовательской деятельности, переходе ее на качественно новый уровень.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога. Включает в себя поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем; насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие личности лицеиста; формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в лицейском коллективе; овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия. Классные руководители активно применяют как традиционные, так и инновационные формы работы: форумы, дебаты по проблемам молодежи, разработка сайтов классных коллективов, несколько лет лицей активно использует в работе с учащимися метод проектов, что способствует самопознанию, самоопределению, самореализации каждого учащегося.

Классный руководитель лицея №1 г. Гродно умеет на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто как предметник, а как педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы. Наши педагоги наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников, т.е. осуществляют деятельный подход к воспитанию учащихся, делают жизнь классного коллектива активной и наполненной творчеством.

Воспитательная деятельность в лицее многогранна, находится в постоянном развитии, строится с учетом профессиональных затруднений каждого классного руководителя, так как нужно знать его слабые и сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. При этом выявляются положительные моменты в работе классных руководителей, которые мы используем в организации методической помощи, так как обобщение и распространение педагогического опыта - одна из форм воспитательной работы.

Таким образом, профессиональные компетенции классных руководителей направлены на творческое самосовершенствование, укрепление сотрудничества лицеистов и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, традициями лицея, гуманными отношениями, реализуемыми через разностороннюю творческую деятельность. Умелый подход к детям, аккуратное и своевременное ведение документации, энтузиазм и целенаправленность - главные черты классных руководителей лицея №1 г. Гродно.

Список литературы

1. Грымаць, А. А., Шоцм, П. П. Педагапчны пра-фесiяналiзм: Вучэбны дапаможшк. - Мшск: БДПУ, 1996. - 128 с.

2. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. ЗЗязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. -302 с.

3. Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. - 1992. - № 7 -8. - С. 11-15.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Трубина Зоя Игоревна

кандидат пед. наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический

университет», г. Нижний Тагил

USING MODERN TECHNOLOGIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE LINGUOCULTURAL CONTEXT Trubina Zoe, Candidate of Science, Associate Professor, Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Russian State Vocational Pedagogical University" Nizhny Tagil

АННОТАЦИЯ

Система профессионального иноязычного образования претерпевает сегодня существенные изменения. Педагоги уделяют большое внимание проблеме разработки современных лингводидактических технологий. Они позволяют учитывать и использовать личностные особенности обучаемых; проектировать учебный процесс и организационные формы взаимодействия преподавателя и учащихся, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Ключевые слова: технология коммуникативного обучения; технология разноуровневого (дифференцированного) обучения; технология модульного обучения; технология языкового портфеля; информационно-коммуникационные технологии; блог - технологии; проектная технология; игровая технология; театральная технология; обучение в сотрудничестве; тандем-метод; технология модульного обучения продуктивному филологическому чтению на ИЯ.

ABSTRACT

The system of vocational foreign language education today is undergoing significant changes. The article reports that teachers pay more attention to the development of modern linguodidactic technologies. They allow to take into account and use personal characteristics of the students; design the learning process and organizational forms of teachers' and students' interaction which provide guaranteed learning outcomes.

Keywords: communicative technology; technology of differentiated education; technology of modular education; technology of language portfolio; information and communication technologies; Blog - technology; project-based learning; educational games technology; theater technology; cooperative learning; tandem method; technology of modular teaching productive philological reading on the foreign language.

Основной целью обучения иностранным языкам (ИЯ) является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению ИЯ. Формы и технологии, используемые для обучения ИЯ, реализуют компетентностный и личностно-дея-тельностный подходы. Учебный процесс чаще всего базируется на модели смешанного обучения, которая помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые технологии.

При обучении ИЯ используются следующие образовательные технологии:

Технология коммуникативного обучения - направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов. Коммуникативный подход не только моде-

лирует общение, но и направляет на создание психологической и языковой готовности к общению. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем студенты не просто делятся информацией, но и оценивают её. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении ИЯ посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения - предполагает осуществление познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.