Научная статья на тему 'ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

В исследовании актуализирован воспитательный аспект системы непрерывного педагогического образования на его до профессионально-педагогической ступени. Это обусловлено принятыми изменениями в законе об образовании, в соответствии с которыми воспитание детей и молодежи включено в образовательный процесс как его обязательная часть. С акцентом на воспитательный аспект и его сущностные характеристики рассмотрены подходы к непрерывному педагогиченскому образованию на ступени допрофессиональной подготовки. Выявлена воспитательная направленность допрофессионально-педагогической компетентности и её компонентов - личностной, социальной и профессиональнопедагогической компетенции. С позиций понимания их воспитательной значимости раскрыты понятия «непрерывное педагогическое образование» и «допрофессионально-педагогическая компетентность». Представлен опыт работы классного наставника как специалиста по аутсорсингу, event-менеджера, консультанта и эксперта в организации профильно-педагогической воспитательной деятельности педагогического класса с дифференциацией его функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FORMATION PRE-PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOLS IN THE SYSTEM OF LIFELONG PEDAGOGICAL EDUCATION

The study actualizes the educational aspect of the system of continuing pedagogical education in the context of the formation of its pre-professional pedagogical competence. This message is justified by the Law on Education, according to which the upbringing of children and youth is included as an obligatory part in the educational process. The methodology of continuing education considers the approaches with the accentuation of the educational aspect in its essential characteristics and the adoption of a new standard. The educational orientation is revealed in the essential content of preprofessional and pedagogical competence and its components: personal, social and professional pedagogical competencies. The concepts of "continuous pedagogical education" and "pre-professional pedagogical competence" are formulated from the standpoint of understanding their educational significance. The work experience of a class mentor as an outsourcing specialist, event manager, consultant and expert in the organization of specialized pedagogical educational activities of a pedagogical class with differentiation of its functions is presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 22-33. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 22-33.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 379

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-94-4-22-33

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ДОПРОФЕССНОНАЛЬНО-ПЕДАГОГНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галина Николаевна Скударёва

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, skudarevagalina@jandex.ru

Аннотация. В исследовании актуализирован воспитательный аспект системы непрерывного педагогического образования на его допрофессионально-педагогической ступени. Это обусловлено принятыми изменениями в законе об образовании, в соответствии с которыми воспитание детей и молодежи включено в образовательный процесс как его обязательная часть. С акцентом на воспитательный аспект и его сущностные характеристики рассмотрены подходы к непрерывному педагогиченскому образованию на ступени допрофессиональной подготовки. Выявлена воспитательная направленность допрофессионально-педагогической компетентности и её компонентов - личностной, социальной и профессионально-педагогической компетенции. С позиций понимания их воспитательной значимости раскрыты понятия «непрерывное педагогическое образование» и «допрофессионально-педагогическая компетентность». Представлен опыт работы классного наставника как специалиста по аутсорсингу, event-менеджера, консультанта и эксперта в организации профильно-педагогической воспитательной деятельности педагогического класса с дифференциацией его функций.

Ключевые слова: допрофессионально-педагогическая компетентность, непрерывное педагогическое образование, старшеклассник, воспитание, педагогический класс

Для цитирования: Скударёва Г.Н. Опыт становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников в системе непрерывного пдагогического образования II Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №4(94). С.22-33.

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY Original article.

EXPERIENCE OF FORMATION PRE-PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOLS IN THE SYSTEM OF LIFELONG PEDAGOGICAL EDUCATION

©Скударёва Г.Н., 2021

Galina N. Skudareva

State University of Humanities and Technology - GGTU, Orekhovo-Zuevo, Russia, Skudarevagalina@yandex.ru

Abstract. The study actualizes the educational aspect of the system of continuing pedagogical education in the context of the formation of its pre-professional pedagogical competence. This message is justified by the Law on Education, according to which the upbringing of children and youth is included as an obligatory part in the educational process. The methodology of continuing education considers the approaches with the accentuation of the educational aspect in its essential characteristics and the adoption of a new standard. The educational orientation is revealed in the essential content of pre-professional and pedagogical competence and its components: personal, social and professional pedagogical competencies. The concepts of "continuous pedagogical education" and "pre-professional pedagogical competence" are formulated from the standpoint of understanding their educational significance. The work experience of a class mentor as an outsourcing specialist, event manager, consultant and expert in the organization of specialized pedagogical educational activities of a pedagogical class with differentiation of its functions is presented.

Keywords: pre-professional pedagogical competence, continuous pedagogical education, high school student, upbringing, pedagogical class

For citation: Skudareva G.N. Experience of formation pre-professional pedagogical competence of high schools in the system of lifelong pedagogical education. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; :94(4): 22-33. (In Russ)

Введение. Предметом настоящей статьи являтся опыт организации школьной воспитательной деятельности со старшеклассниками в контексте непрерывного педагогического образования. Она направлена на формирование допрофессионально-педагогической компетентности. При этом мы опираемся на известную позицию Б.М. Бим-Бада, который подчеркивал, что «воспитательный аспект непрерывного педагогического образования обогащен формированием культуры, воспитанием гражданственности и развитием нравственной зрелости [1].

В 2020 году предметом общественных и профессиональных дискуссий стали поправки к Конституции Российской Федерации, которыми в России закреплялся принцип единой системы воспитания и образования, а также на государство возлагалась обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Президент страны В.В. Путин выдвинул инициативу рассматривать воспитание детей и молодежь как обязательную часть образовательного процесса. Нормативно эти идеи получили закрепление в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Данный закон определил воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся

на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» [2]. Что же должно измениться в непрерывном педагогическом образовании применительно к становлению допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников с учетом озвученного воспитательного акцента?

Методология исследования. Методологической основой настоящего исследования [3; 4; 5] послужили труды В.Л. Бенина [6], Б.М. Бим-Бада [1], А.М.Новикова [7; 8], О.В. Павловой [9], H.A. Чумаковой [10], Т.М. Чурековой [11], А.К. Шленёва [12], педагогические словари и энциклопедии. Важную роль сыграли официальные документы, среди которых наиболее значимы упомянутый Закон о воспитании [2] и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [13].

Педагогическая энциклопедия советских времен в структуре непрерывного педагогического образования связывала образовательный и воспитательный компоненты как подсистемы, единство которых ведёт к профессиональной компетентности нравственно зрелой личности [14]. Современный Педагогический энциклопедический словарь характеризует непрерывное образование через повышение культурного уровня, уровня воспитанности, гражданской и нравственной зрелости личности одновременно с приобретением ею, углублением и расширением общего образования, с опорой на совокупность определённых средств, способов и форм [15].

В непрерывном педагогическом образовании исследователь H.A. Чумакова видит процесс удовлетворения познавательных запросов человека и его духовных потребностей, развития задатков и способностей личности [10]. Нам ближе утверждение Т.М. Чурековой, писавшей, что непрерывное педагогическое образование - это особая педагогическая система, имеющая специфическую структуру, организацию, новое содержание, базирующаяся на адекватных принципах и выполняющая новые функции, решающая как традиционные, «старые» задачи, так и актуальные современные проблемы [11]. С этой позиции мы и рассмотрим непрерывное педагогическое образование в его воспитательном контексте.

Целевые установки допрофессионального педагогического образования обучающихся, ориентирующихся на профессию учителя, направлены на формирование у них нравственной зрелости, воспитание

гражданской ответственности, обогащение духовного мира и базируются на следующих подходах. Антропологический подход детерминирует смысловое наполнение личностной компетенции. Значимость данного подхода возрастает в связи с актуализацией в допрофессиональном педагогическом образовании гуманитарной парадигмы. Социокультурный подход активизирует предпосылки и движущие силы развития социальной компетенции старшеклассников, обеспечивая их формирование как субъектов общественной жизи. Системно-деятельностный подход, ключевой в реализации ФГОС среднего общего образования и базис формирования допрофессионально-педагогической компетентности, обеспечивает готовность обучающихся к сложноструктурированной целостности педагогической профессии, способствует творческому восприятию и пониманию педагогической действительности, формированию основ педагогической образованности и педагогической культуры.

Допрофессионально-педагогическая подготовка обучающихся направлена на формирование у них личностной, социальной и профессионально-педагогической компетенций. Личностная компетенция зафиксирована в «портрете выпускника школы» Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования [13]. Что предполагает осознание традиционных национальных и гуманистических ценностей, способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, готовность к самовоспитанию в соответствии с идеалами гражданского общества, стремление к здоровому и безопасному образу жизни и физическому самосовершенствованию. Социальная компетенция старшеклассника направлена на формирование социальной активности, ценностно-смысловых установок на сопричастность выпускника к судьбе Отечества, осознание ценности труда и творчества, ответственности перед семьей, обществом и государством, готовности к сотрудничеству, конструктивному диалогу, уважению к мнению других людей, стремлению к взаимопониманию. Воспитательная направленность профессионально-педагогической компетенции обнаруживает себя в понимании значения профессиональной деятельности для человека и общества, в готовности к осознанному выбору профессии и отношению к ценностям образования и науки, обладанию креативным и критическим мышлением, сформированной мотивацией к творчеству.

Материалы и методы исследования. Теоретическими методами исследования выступали изучение нормативных и программных документов, теоретический анализ научной литературы, сопоставление и обобщение теоретических подходов к проблеме. Среди эмпирических методов превалировали изучение результатов и продуктов деятельности субъектов образовательных отношений, динамический и контекстный

анализ результатов деятельности системы непрерывного образования старшеклассника.

Результаты эмпирического исследования. Проведённый анализ позволил сформулировать определение допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников с позиций воспитательной направленности как выраженное профессионально-педагогическое качество личности, подготовленной к осознанному выбору педагогической профессии, зрелой, сформированное в результате освоения совокупности личностной, социальной и профессионально-педагогической компетенций [3]. При этом подразумеваются способности учащихся к творческому восприятию и пониманию педагогической действительности, к осознанию социальной миссии профессии педагога, к принятию педагогической идеологии. В их основе лежит понимание значения профессиональной педагогической деятельности для человека, общества и государства.

В связи с современной спецификой нами было скорректироно определение непрерывного педагогического образования [4]. Это гуманистическая социально-педагогическая открытая образовательная система, имеющая воспитательную направленность, обеспечивающая постоянство и преемственность освоения образовательных программ различных уровней посредством формального (институционального) и неформального (самообразования) видов образования. Непрерывное педагогическое образование может осуществляться старшеклассниками с использованием различных ресурсов, нацеленных на создание благоприятных условий развития личности будущего педагога, овладение им допрофессионально-педагогической компетентностью,

характеристиками которой является формирование нравственной зрелости, воспитание гражданственности и обогащение духовного мира. Следует подчеркнуть, что компетентность подразумевает формирование внепрофессиональных (или надпрофессиональных) качеств личности. Они не имеют однозначного толкования и называются по-разному: «мягкие навыки», «ключевые компетентности (навыки)», «универсальные компетентности (навыки)», «навыки XXI века», «метапредметные навыки (умения)», «soft skills» [7].

К числу личностных «мягких навыков» относят критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, креативность как способность к творчеству, нестандартности решения педагогических задач, эмоциональный интеллект, когнитивную гибкость, селф-менеджмент. Наиболее значимыми социальными soft skills считается экологическое мышление, управление обучающимися, сотрудничество с участниками образовательных отношений, умение вести переговоры, развитие навыков социального проектирования и командной работы. Наряду с ними выделяются лидерство, адаптируемость (особенно в условиях неопределённости), навыки самопрезентации,

исследовательские и проектировочные навыки, которые весьма важны и фигурируют в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Организация воспитательной деятельности в многовекторном образовательном пространстве общественно-активной школы базируется на Программе воспитания и социализации обучающихся, состоящей из трёх преемственных подпрограмм - подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, подпрограммы социализации и профессиональной ориентации и подпрограммы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. Следует отметить, что они широко реализуются в формате Всероссийских открытых уроков, Всероссийских диктантов, а также мероприятий из Календаря образовательных событий в предметно-ориентированной внеурочной деятельности. В становлении допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников на всероссийском и международном уровнях используются школьное самоуправление, профориентационный проект «РКОБтраектория -педагог», «Школа педагогических впечатлений», т.е. мероприятия, имеющие педагогическую направленность. Ответственность за организацию школьной воспитательной деятельности, за её результаты и качество, структуру и условия реализации ложится на образовательное учреждение, которое, для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, должно оптимизировать объём времени, содержание и виды формирующего воздействия [12].

В ситуации профилизации педагогического класса неизбежно сопряжение воспитательной деятельности с деятельностью внеурочной и со сферой дополнительного образования. Это предполагает комплекс системных действий, включающих:

• трансформацию деятельности школы из моно- в поликомпонентную и разнонаправленную посредством интеграции урочной, внеурочной предметно-ориентированной и внеурочной профильно-педагогической деятельности, а также школьной системы воспитатания и дополнительного образования, что усиливает её воспитательный потенциал как социально-образовательного пространства становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника;

• профессиональное развитие школьного педагогического коллектива и его готовность работать в новых условиях воспитательной деятельности как социально-образовательном пространстве становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника;

• переориентацию школьной воспитательной деятельности с учётом допрофессиональной направленности педагогического класса;

• поиск нового квазипрофессионального педагогического формо-и смыслосодержания школьной деятельности субъектами воспитательной системы;

• установление социально-партнёрских отношений между различными субъектами школы благодаря более развитым коммуникативным навыкам и организаторским способностям обучающихся педагогического класса;

• влияние деятельности педагогического класса на стиль управления школой посредством включения обучающихся в ее органы общественного управления.

А.К. Шленёв правомерно подчеркивает [12], что включение педагогического класса в школьную воспитательную деятельность как элемент социально-образовательного пространства становления допрофессионально-педагогической компетентности обучающегося, с одной стороны, стимулирует развитие каждого старшеклассника, с другой - повышает эффективность деятельности всего педагогического класса.

Важную роль в реализации допрофессиольного непрерывного педагогического образования играют «значимые люди» (A.M. Новиков). Одним из ключевых субъектов образовательно-воспитательного процесса является классный руководитель или, в современной интерпретации, классный наставник. Поэтому, на наш взгляд, представляет интерес опыт классного наставника педагогического класса МОУ СОШ № 11 города Электросталь Московской области Екатерины Николаевны Хмелёвой. Её руководство педагогическим классом началось с диагностики, по результатам которой 38 % десятиклассников не смогли конкретно определиться с выбором будущей профессии. Они продемонстрировали значительные затруднительна в ответах, но вместе с тем однозначно выразили желание в самоопределении. Именно с этого момента, по мнению классного наставника, начинается трудный, но интересный путь учащихся педагогического класса к своему будущему.

По результатам входного тестирования системой профнавигации «Карта талантов Подмосковья» большинство обучающихся выявили интересы, навыки и способности к деятельности в сфере «человек-человек» (образование, управление, социальная сфера). Учащиеся и их родители были заинтересованы в реально работающей системе педагогической профилизации и выразили вполне конкретнее пожелания: 88 % опрошенных хотели бы, чтобы преподавались предметы, помогающие выбрать профессию; 73 % респондентов пожелали, чтобы был сделан акцент на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии; 91% обучающихся были намерены уже в школе получить навыки будущей профессии.

Проанализировав полученную информацию, классный наставник Екатерина Николаевна сочла целесообразмым поддержать намерения

учащихся по выбору будущей профессии в воспитательно-образовательной сфере деятельности. Это потребовало выбрать инструментарий, позволяющий «погрузить» обучающихся в реальную атмосферу действующей педагогической организации, и расширить практические представления о жизни «по ту сторону учительского стола» посредством организации встреч с людьми, занятыми в этой профессиональной сфере. При этом возникла закономерная проблема: как все перечисленное трансформировать в эффективную практическую деятельность педагогического класса? Для ее решения был применен «треугольник успешности», помогающий вести эффективную работу с учащимися (рис. 1).

Доминанта «ХОЧУ» определяет желание, внутренний призыв к действию, влияющий на формирование мотивационно-деятельностного вектора становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника, для реализации которого необходима профильно-образовательная направленность работы. Она обеспечивалась трудами представителей Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево), педагогами школы и школьным психологом. Их стараниями для обучающихся были организованы психологические тренинги, деловые игры, кейсы, квесты, сетевые образовательные события, а также обучение в профильных летних и зимних школах при ГГТУ, образовательные экскурсии в вуз и иные инновационные образовательные организации. Содержательно-технологическое наполнение названных мероприятий позволило передать школьникам необходимые знания о будущих педагогических профессиях и развить у них не только мотивационно-ценностные, но и когнитивные характеристики. При этом от классного наставника требовались знания по аутсорсингу: налаживание и поддержание сотрудничества с различными индивидуальными партнерами и внешними организациями.

Вторая доминанта треугольника - «МОГУ» - позволяет ответить на вопрос «Чем можно помочь обучающимся в профессиональной

Рисунок 1. Треугольник успешности

ориентации и их профессиональном самоопределении?» Выбор остановился на просветительском и социально-профессиональном направлениях, в реализации которых прогнозировалось развитие деятельностно-функционального критерия становления

допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника. Просветительское направление деятельности обучающихся педагогического класса включало организацию их участия в мероприятиях педагогической направленности, а именно: стажировки (в том числе международных), работа на профессиональных выставках и площадках, участие во встречах с представителями педагогических профессий. Старшеклассники знакомились с функциями профессионального педагога, с основами профессиональной культуры, учились выстраивать квазипрофессиональные партнёрские отношения. Роль классного наставника при этом включала функции организатора мероприятий, еуеЩ-менеджера, который организует различного рода просветительские события - от этапа их планирования до реализации.

Допрофессионально-педагогическая подготовка школьников предполагала проведение мастер-классов, профессиональных проб в педагогическиой сфере и волонтерскую деятельность. Для них была организована квазипрофессиональная практика в школах, дошкольных организациях, организациях дополнительного образования, оздоровительных лагерях. В процессе реализации проекта «Учимся у мастера» старшеклассники знакомились с деятельностью учителей, погружались в педагогическую атмосферу. Роль классного наставника при этом включала функции тьютора, коуча, который выстраивает индивидуальную траекторию становления допрофессионально-педагогической компетентности обучающихся, осуществляет его методическое сопровождение и оказывает консультативную помощь.

Доминанта «НАДО» - это источник пробуждения потенциальных возможностей каждого старшеклассника. Реализация рефлексивного направления повлекла участие обучающихся в исследовательской и проектной деятельности, в педагогических конкурсах, в том числе по профессиональному самоопределению. Учащиеся педагогического класса испытывали свои силы и применяли полученные знания на практике, гордились своими индивидуальными достижениями, пополняли профессионально ориентированные электронные портфолио. Классный наставник при этом выступает в роли консультанта, эксперта, который направляет и поддерживает самостоятельную работу учеников, готовит их к олимпиадам, конкурсам, конференциям, выставкам.

Заключение. Любая деятельность предусматривает оценку её результативности, измеряемой через некие показатели. Каков же результат деятельности классного наставника в становлении допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника?

На наш взгляд, результатами можно считать следующее:

• организована адекватная воспитательно-образовательная деятельность обучающихся педагогического класса по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению в будущей профессии;

• осуществлена просветительская работа в целях профессионального самоопределения обучающихся;

• организовано участие детей в проектной, исследовательской, конкурсной деятельности;

• проведены профессиональные пробы и квазипрофессиональная практика в социально-образовательных организациях и учреждениях города;

• создан банк цифровых портфолио обучающихся.

Результативными показателями организации становления

допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников и социально-педагогической роли их классного наставника результаты участия учеников в международных конкурсах, конференциях, в мероприятиях стажировочных площадкок; а также трансляции допрофессионально-педагогического опыта на различных уровнях. Названные компоненты разноплановой, разноаспектной и кропотливой работы помогают учащимся педагогического класса ставить перед собой конкретные цели и двигаться к их достижению, постоянно работая над собой, совершенствуя собственную допрофессионально-педагогическую компетентность.

Список источников

1. Бим-Бад Б.М. История и теория педагогики. Очерки: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2016. 274 с.

2. О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 // Российская газета: Федеральный выпуск. 2020. 7 авг. № 174 (8228)..

3. Скударёва Г.Н. Допрофессионально-педагогическая компетентность старшеклассника: понятийно-сущностный анализ // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. №1. С. 23-29.

4. Скударёва /"..НТеоретико-методологические основы непрерывного педагогического образования: довузовский компонент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т.26, № 191. С. 160-168.

5. Скударёва Г.Н., Бенин В.Л. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3(93). С. 80-91.

6. Бенин В.Л. Педагогическая культурология. 2-е испр. изд. Москва: ФЛИНТА, 2016. 379 с.

7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

8. Новиков A.M. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. Москва: Изд-во ЭГВЕС, 2010. 208 с.

9. Павлова О.В. Информальное образование как механизм повышения качества жизни // Образование и качество жизни. 2017. № 2 (04). С. 37-39.

10. Чумакова Н.А. Системная профориентационная работа - долгосрочный вклад в непрерывное педагогическое образование региона // Непрерывное педагогическое образование. 2019. № 1 (2). С. 19-22.

11. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях: дисс. доктора педагог, наук. Кемерово, 2002. 397 с.

12. Шленёв А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 222 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. - URL: http: КонсультантПлюс, www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2021).

14. Педагогическая энциклопедия: [в 4 т.] / глав, ред.: И.А. Каиров (глав, ред.) [и др.]. - Москва : Сов. энциклопедия, 1964-1968. - 4 т.

15. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

References

1. Bim-BadB.M. Istoriya i teoriya pedagogiki. Ocherki: ucheb. posobie dlya vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva .: Izdatel'stvo YUrajt, 2016. 274 s. (In Russ)

2. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 304-FZ «О vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya». Rossijskaya gazeta.: Federal'nyj vypusk. 2020; 8228(1740. (In Russ)

3. Skudaryova G.N.Doprofessional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' starsheklassnika: ponyatijno-sushchnostnyj analiz. Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta =Bulletin of the State University of Humanities and Technology. 2021; (1): 23-29. (In Russ)

4. Skudaryova G.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: dovuzovskij component. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki= Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2021; 26(191): 160-168. (In Russ)

5. Skudaryova G.N., Benin V.L. Pedagogicheskij klass kak sub"ekt doprofessional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; 93(3)- № 3(93): 80-91. (In Russ)

6. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'turologiya. 2-e ispr. izd. Moskva: FLINTA, 2016. 379 s. (In Russ)

7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr IET, 2013. 268 s. (In Russ)

8. NovikovA.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej pedagogiki: Pedagogika. Moskva: Izdatelstvo EGVES, 2010. 208 s. (In Russ)

9. Pavlova O.V. Informal'noe obrazovanie kak mekhanizm povysheniya kachestva zhizni. Obrazovanie i kachestvo zhizni=Education and quality of life. 2017; 4(2): 37-39. (In Russ)

10. Chumakova N.A. Sistemnaya proforientacionnaya rabota - dolgosrochnyj vklad v nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie regiona. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie=Continuouspedagogical education. 2019; 2(1): 19-22. (In Russ)

11. Churekova T.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya lichnosti v innovacionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: Diss. doktora. pedagog. nauk. Kemerovo, 2002. 397 s. (In Russ)

12. Shlenyov A.K Pedagogicheskij klass kak sub"ekt vospitatel'noj sistemy shkoly: Diss. kand. pedagog. nauk. Yaroslavl', 2000. 222 s. (In Russ)

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413) s izmeneniyami i dopolneniyami ot 29 dekabrya 2014 g., 31 dekabrya 2015 g., 29 iyunya 2017 g. URL: http: Konsul'tantPlyus, www.consultant.ru ( Available from 12.07.2021)

14. Pedagogicheskaya enciklopediya: [v 4 t.] / red.: I.A. Kairov (glav. red.) [i dr.]. -Moskva : Sov. enciklopediya, 1964-1968. 4 t. (In Russ)

15. Bim-BadB.M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 2008. 528 s. (In Russ)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариантрукописи.

Author read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 16.11.2021; принята кпубликации 10.12.2021.

The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 16.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.