Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ)'

ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьютор / тьюторское сопровождение / тьюторская деятельность / тьюторская компетенция / профессиональное самоопределение / биологическое образование / критерии профессионального самоопределения / tutor / tutor support / tutor activity / tutor competence / professional self-determination / biological education / criteria for professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна, Печкина Ольга Римовна

Отражены особенности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Проведенный анализ литературы по теме профессионального самоопределения старшеклассников с точки зрения психолого-педагогической проблемы определяет ключевую роль тьютора в создании условий для профессионального самоопределения при обучении биологии. Проведен сравнительный анализ понятий «тьюторское сопровождение», «тьюторская компетенция», «тьюторская позиция». Определены критерии и показатели эффективности профессионального самоопределения учащихся при обучении биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна, Печкина Ольга Римовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TUTOR SUPPORT FOR THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF BIOLOGY TRAINING)

Тhe article reflects the features of tutor support for professional selfdetermination of high school students. The analysis of the literature on the topic of professional self-determination of high school students from the point of view of psychological and pedagogical problems determines the key role of the tutor in creating conditions for professional self-determination in teaching biology. A comparative analysis of the concepts of "tutor support", "tutor competence", "tutor position"is carried out. Criteria and indicators of the effectiveness of professional self-determination of students in teaching biology are defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ)»

УДК 37.032-053.6

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-143-151

Липкина Нина Григорьевна

доцент кафедры педагогики и психологии

Печкина Ольга Римовна

магистрант кафедры педагогики и психологии

е-mail: o.pechkina@list. ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: pedagog@pspu. ru

ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ)

Nina G. Lipkina

PhD in Pedagogics, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology

Olga R. Pechkina

Undergraduate

е-mail: o.pechkina@list. ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya, 24 e-mail: pedagog@pspu.ru

FEATURES OF TUTOR SUPPORT FOR THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF BIOLOGY TRAINING)

Аннотация. Отражены особенности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Проведенный анализ литературы по теме профессионального самоопределения старшеклассников с точки зрения психолого-педагогической проблемы определяет ключевую роль

© Липкина Н.Г., Печкина О.Р., 2020

тьютора в создании условий для профессионального самоопределения при обучении биологии. Проведен сравнительный анализ понятий «тьюторское сопровождение», «тьюторская компетенция», «тьюторская позиция». Определены критерии и показатели эффективности профессионального самоопределения учащихся при обучении биологии.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, тьюторская компетенция, профессиональное самоопределение, биологическое образование, критерии профессионального самоопределения.

Abstract. ^e article reflects the features of tutor support for professional self-determination of high school students. The analysis of the literature on the topic of professional self-determination of high school students from the point of view of psychological and pedagogical problems determines the key role of the tutor in creating conditions for professional self-determination in teaching biology. A comparative analysis of the concepts of "tutor support", "tutor competence", "tutor position"is carried out. Criteria and indicators of the effectiveness of professional self-determination of students in teaching biology are defined.

Key words: tutor, tutor support, tutor activity, tutor competence, professional self-determination, biological education, criteria for professional self-determination.

Проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в процессе обучения биологии посвящены работы П.И. Боровицкого, В.М. Корсунской, Н.М. Верзилина, П.И. Полянского. Результатом исследований данных авторов стало положение о том, что занятия биологией имеют широкие возможности для развития качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности. С другой стороны, изучение условий профессионального самоопределения при обучении биологии практически не велось. Таким образом, выявилось противоречие между широкими возможностями сопровождения старшеклассников в профессиональном самоопределении при обучении биологии и отсутствием методических рекомендаций по созданию условий, необходимых для этого.

Таким условием может быть тьюторское сопровождение профессионального самоопределения, в процессе которого осуществляется выстраивание индивидуального образовательного маршрута обучающегося, создание вариативной среды во внеурочной деятельности (факультативы, научные общества учащихся, недели биологии), вовлечение старшеклассников в дополнительное образование по предмету с учетом индивидуальных познавательных потребностей (заочные школы).

Планируемый результат при выполнении данных условий есть готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению, где основным критерием будет являться осознанный выбор профессиональной деятельности, связанной с изучением биологии или биологических дисциплин, а также наличие познавательных мотивов выбора.

В настоящее время есть специалисты, которые осуществляют сопровождение в профессиональном и личностном становлении, помогают с определением целей и выбором средств достижения заданных целей. С 2008 г. в системе образования закреплена документально профессия тьютор. Тьютор (в переводе с англ. tutor - преподаватель-консультант) - это лицо, которое облегчает процесс обучения, его роль - быть знающим партнером своих слушателей [1].

В своих работах П.Г. Щедровицкий определяет роль тьютора как консультанта учащегося, который может помочь ему выбрать индивидуальный образовательный маршрут, самоопределиться в процессе обучения. С другой стороны, тьютор может ответить на вопрос: как можно использовать результаты обучения и как приложить учебную деятельность (учебную программу) к процессу индивидуального развития именно этого ребенка [2, 3, 6].

В работах Т.М. Ковалевой тьютор понимается как педагог, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. [13, 14]. С ее точки зрения, тьютор помогает оформлению образовательной инициативы обучающегося, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь.

На практике мы чаще встречаемся с педагогом, обладающим тьюторской компетенцией. Педагог, обладающий тьюторской компетенцией, может занимать тьюторскую позицию: обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает учащегося по индивидуальной траектории в пространстве школы, помогает использовать образовательные ресурсы для развития индивидуальных потребностей за пределами образовательного учреждения.

По мнению С.Е. Довбыш и Л.М. Долговой, тьюторская компетенция педагога - это профессиональная «осредствленность» педагога в вопросах сопровождения индивидуальной программы развития обучающегося, где индивидуальный план развития - культура работы с будущим и проявление субъектной позиции по поводу собственного образования. Основой данной компетенции выступает принцип «расширения» существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое, не ограниченное рамками учреждения, учебной программы, формами коммуникации. Педагоги, обладающие данной компетенцией, преобразуют учебную действительность школы в места проявления образовательных запросов, инициатив и неформального предъявления результатов [9].

Т.И. Боровкова характеризуют тьюторскую компетентность как готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся. Это компетентность, характеризующая

педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства [11].

Главная задача учителя, педагога с тьюторской компетентностью -уловить предметный интерес учащегося, дать возможность реализовать некоторую пробу в данной предметной области (творческая работа, олимпиада, проект, исследовательская работа и т.п.), а также организовать обратную связь, которая позволит учащемуся осознать свой индивидуальный путь (дать при этом, возможно, некоторое экспертное заключение по поводу предмета) [5].

Тьюторская позиция - это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а также тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят ему быть эффективным.

Тьюторская позиция становится все более востребованной как наиболее адекватная мировосприятию современного общества [15].

Проблема профессионального самоопределения обучающихся проявляется наиболее остро в старших классах. Важность решения данной проблемы - это формирование и развитие у школьников навыков, необходимых для профессионального самоопределения, которое становится более эффективным при условии тьюторского сопровождения.

В предпрофильных классах обучаемому предстоит сделать выбор, который будет определять его дальнейшее образование, будущую профессию, что, соответственно, определит его образ жизни. В то же время известно, что учащиеся 9-х классов испытывают затруднения при выборе профиля обучения в старшем звене. Исследование, проведенное нами среди учащихся 10-х классов СОШ № 7 г. Лысьвы, показало: основной фактор выбора профиля обучения (50 %) - это желание остаться в комфортной среде - учиться в своей «родной» школе. Наличие профиля, который является привлекательным для школьников, выходит на второй план, его указывают как определяющий 36 % исследуемых. Таким же внешним фактором явилось и удобное месторасположение школы, его отмечают 14 % обучающихся.

Субъекты, которые повлияли на выбор профиля: определяющим фактором выбора профиля явилось мнение родителей, об этом сказали 32 % обучающихся, вторыми по значимости оказались одноклассники - 25 %. Менее значимым оказалось влияние на принятие решения о профиле учителей, которые преподают в данном учебном учреждении - 18 % обучающихся. И только 25 % руководствовались при выборе профиля собственной позицией, интересом к данной области знаний.

Таким образом, проведенное нами исследование показало: выбор профиля обучения осуществляется чаще всего под влиянием внешних факторов. При этом зачастую школьники уверены, что владеют исчерпывающей информацией по избранному направлению профессиональной деятельности. Именно поэтому одной из задач современного образования в целом и при обучении биологии в частности является более глубокое знакомство со всеми возможными

направлениями (выборами, вариантами), которые помогут учащимся в их профессиональном самоопределении [4, 5, 10, 12].

В процессе изучения биологии обучающиеся знакомятся с различными направлениями развития данной области, а также с профессиями, базирующимися на биологии, - генетик, микробиолог, вирусолог, ботаник, зоолог, физиолог, врач, фельдшер. Так как биология является комплексной наукой, есть дифференцированные направления, такие как орнитолог, ихтиолог, герпетолог, лихенолог, и интегрированные направления - биохимик, биофизик и многие другие. В течение учебного процесса учитель биологии выявляет учащихся, которым интересны направления биологии, расширяет и углубляет их интерес, рекомендует их для участия в олимпиадах по направлениям (биология, экология, медицина), в научно-практических конференциях через научно-исследовательские и учебные проекты.

Основные задачи обучения биологии в школе - это развитие познавательного интереса обучающихся и подготовка их к сознательному выбору профессии, к профессиональному самоопределению [7, 8, 15].

Для овладения любой профессией нужен широкий спектр знаний, которые могут быть получены при изучении школьных дисциплин, в том числе и биологии. Профессиональные сведения о профессиях, связанных с биологией, включены в разделы курса общей биологии. Так, в курсе биологии 9-го класса в разделе «Клетка как биологическая система» раскрывается смысл профессиональной деятельности цитолога, микробиолога; в разделе «Организм как биологическая система» - смысл деятельности эмбриолога, гистолога, биохимика, биофизика, а при изучении раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости» - содержание деятельности генетика, биоэтика, который вынужден принимать этические решения в области наук о человеке. В курсе биологии 11-го класса при изучении тем «Эволюция видов», «Происхождение и эволюция жизни на Земле», «Хозяйственная деятельность человека» уделяется внимание изучению смысла профессиональной деятельности палеонтолога, систематика, эволюциониста, радиобиолога, медика-эколога, селекционера, инженера-генетика и др.

Успех профессионального самоопределения на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к познанию и труду. Развитие профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии возможно при проведении нестандартных уроков, таких как: «путешествие», «суд», игра, круглый стол, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия.

В качестве примера рассмотрим программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 9-11-х классах.

При обобщении и систематизации знаний по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости» (9-е, 10-е классы) мы проводим урок с комплексным применением знаний и элементами игры

«Генетики успешные плоды». Мы предлагаем проблемные задания по хромосомной теории наследственности, проводим семинар «Проблемы генома человека», где раскрываются причины исследований в данной области.

Урок по теме «Возникновение жизни на Земле» (9-е, 11-е классы) мы проводим в формате дебатов, на которых присутствуют «историки», «журналисты», «ученые», «археологи» - те специалисты, которым интересна теория о происхождении жизни на Земле. Дебаты проводятся между двумя лагерями - оптимистами и скептиками.

В рамках данной темы мы проводим игру «Открытая трибуна», где учащиеся выступают в качестве автора той или иной гипотезы происхождения жизни, аргументируют свою позицию, приводят факты и обосновывают данное положение.

В рамках темы «Развитие жизни на земле» учащимся 11-го класса предлагается разработать учебный проект «Лента времени». Содержание данного проекта направлено на повышение познавательного интереса к предмету, активизацию интеллектуальных и исследовательских умений и навыков, поиск эффективных способов анализа о ходе развития жизни и создание представления его в «ленте времени».

При изучении темы «Антропогенез» (11-й класс) мы организуем урок-спектакль «Как появился человек». Этот урок создает у учащихся высокий эмоциональный отклик, ощущение непосредственного участия в историческом процессе развития науки. В ходе урока формируются убеждения в познаваемости мира и уверенность в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

При обобщении материала по теме «Экология» (11-й класс) проводим урок по теме «Проблемы Уральского региона» в форме деловой игры «Ученый совет», где обсуждается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Учащиеся определяют пути решения экологических проблем. Через игровую форму формируется экологическая позиция школьников.

Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на конкретные запросы. Вместе с тем тьюторская деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для формирования субъектной позиции учащегося (формирование способности к осуществлению рефлексии в отношении способов обучения, умению самостоятельно осуществлять поиск знания). Также эта деятельность направлена на оказание поддержки в оформлении, презентации и анализе обучающимися своих образовательных и учебных достижений [9].

Учитель с тьюторской позицией расширяет образовательное пространство, в котором находится ученик. Он вовлекает детей в элективные курсы и факультативные занятия. На данных курсах и занятиях обучающиеся более глубоко изучают вопросы биологии, здесь они могут встречаться с приглашенными учителем специалистами определенной биологической

области, представителями разных профессий биологической направленности, совершать экскурсии на предприятия.

Еще одним из условий профессионального самоопределения учащихся выступает организация дополнительного образования обучающихся в научных обществах учащихся (НОУ) и заочных школах. Программа заочной школы рассчитана, как правило, на 2 года (на примере КЗШ «Муравейник», г. Пермь).

Учитель с тьюторской позицией сопровождает обучение детей в заочной школе: вместе они анализируют задания, находят ответы на сложные вопросы, учитель осуществляет координацию в плане документооборота и получения обратной связи по выполненным работам обучающихся. Задания предполагают углубленное изучение определенных тем, которые коррелируют с программой ФГОС ОО «Биология». Для повышения познавательного интереса и мотивации к предмету для дальнейшего профессионального самоопределения при обучении биологии в КЗШ проходят очные сессии. На данных сессиях обучающиеся посещают лекционные и практические занятия, а также узнают о новых открытиях в биологии и перспективных направлениях деятельности в ней. Учитель использует полученные знания и умения ученика на уроках в процессе обучения биологии: учащийся организует обсуждение отдельных проблем в классе, делает доклады с презентациями, расширяя уровень знаний учащихся класса, в отдельных вопросах выступает в качестве ассистента учителя.

Учитель с тьюторской позицией вовлекает школьников в научное общество учащихся. На занятиях в НОУ школьники приобретают навыки работы с источниками информации по интересующему их направлению, осуществляют научно-исследовательскую деятельность. Программа НОУ должна предусматривать запрос обучающегося на углубленное изучение определенной темы, корректировку конкретных умений. В данном случае вместе с педагогом с тьюторской позицией обучаемый составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Актуальной проблемой является определение критериев и показателей эффективности профессионального самоопределения учащихся при обучении биологии. Нередко за показатель принимается количество учащихся, которые выбрали данный предмет в качестве сдачи его на ЕГЭ, так как предполагается, что они выбрали ту профессию, на которую их сориентировали (результаты ЕГЭ по предмету нужны для поступления в вуз). Если только это сделать главной целью, без предварительных диагностик и работы с родителями, то о профессиональном самоопределении речи не идет. Достижение поставленной цели возможно при выявлении реальных интересов и способностей обучающихся, при их собственной убежденности в правильности выбора их будущей профессии, которая будет отвечать их личным склонностям и возможностям, а также потребностям и запросам общества, в котором они живут.

К основным результативным критериям и показателям можно отнести:

- достаточную осведомленность о профессии и путях ее получения. Если нет четкого представления о содержании и условиях труда в профессии,

в пользу которой сделан выбор, осознанного выбора не произойдет. Показателем достаточной осведомленности будет являться ясное представление о требованиях профессии к человеку, месте ее получения, потребности в данных специалистах;

- потребность в осознанном выборе профессии. Показателем выступает самостоятельная активность обучающегося в получении информации о той или иной профессии, самостоятельное составление своего профессионального плана;

- наличие обоснованного профессионального плана. Показателем является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, профессионально важных качеств.

К процессуальным критериям можно отнести индивидуальный характер деятельности с учетом индивидуальных особенностей, развитием профессионально важных качеств.

Таким образом, уроки биологии обладают большим потенциалом для формирования профессиональной мотивации обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО одной из задач является создание условий для инициативного участия каждого обучающегося в специфических видах деятельности во время уроков и внеурочной деятельности, которые будут способствовать становлению их дальнейшего образовательного пути и профессиональной деятельности. Таким образом, это будет формирование профессионального самоопределения с учетом их личностных особенностей и способностей с одной стороны и общественных потребностей, запросов рынка - с другой.

Анализ научно-методической литературы и изучение практики обучения показали, что тьюторское сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников должно быть планомерным и системным. Вместе с учащимся педагог с тьюторской позицией разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут - письменно зафиксированный проект продвижения школьника в образовательном пространстве школы. Большую роль в этом играет субъектная позиция учащегося в процессе обучение биологии. Ведущим фактором в решении вопросов профессионального самоопределения школьников выступают самостоятельные и индивидуальные творческие задания по биологии, выполняемые на уроках и во внеурочной деятельности по предмету, вовлечение обучающихся в дополнительные образовательные организации, НОУ и факультативы по направлению «Биология».

Таким образом, своевременно созданные условия по профессиональному самоопределению старшеклассников выступают залогом развития личности, способствуют формированию профессиональной мотивации школьников, умению осуществлять сознательный выбор будущей профессиональной деятельности и нести за него ответственность.

Список литературы

1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. - 2008. - № 7. - С. 243-250.

2. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратов. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2, вып. 2. - С. 222-231.

3. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы // Школьные технологии. - 2000. - № 4. - С. 17-23.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 345 с.

5. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб.,

2001.

6. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Общечеловеческие ценности в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 44-56.

7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1996.

8. Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. -СПб., 2001.

9. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования // Первое сентября. - 2009. - № 15. - С. 50-52.

10. Евстратов В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999.

11. Ионина Н.Г. Войткевич Н.Н. О профессиональном самоопределении учащихся // Биология в школе. - 2010. - № 5. - С. 47-52.

12. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.: Кострома, 1996.

13. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании. - М., 2011. - С. 163-180.

14. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. - М.; Тверь: СФК-офис. - 246 с.

15. Суматохин С.В., Ионина Н.Г. Современные технологии организации профориентационной работы учителем биологии // Вестник Моск. город. пед. ун-та. Сер. «Естественные науки». - 2014. - № 2. - С. 78-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.