Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение старшеклассника'

Профессиональное самоопределение старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1833
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИК / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / САМОПОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джумалиева Джаныл Мусабековна

Цель данной статьи раскрыть вопросы становления профессионального самоопределения у старшеклассника в процессе использования психологических способов личностной активизации, ведущей к самооценке, самопознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассника»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Профессиональное самоопределение старшеклассника Джумалиева Д. М.

Джумалиева Джаныл Мусабековна /Djumalieva Djanil МизаЬекота - кандидат психологических наук, и. о. профессора, кафедра психологии, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: цель данной статьи раскрыть вопросы становления профессионального самоопределения у старшеклассника в процессе использования психологических способов личностной активизации, ведущей к самооценке, самопознанию. Ключевые слова: старшеклассник, самоопределение, профессиональный выбор, самопознание, самооценка.

Формирование жизненных ценностей старшеклассников сопровождается выработкой мировоззрения, характера и жизненного самоопределения. Юность - это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Приближающееся окончание школы стимулирует размышления подростков о своем будущем, выборе профессии, которые сопровождаются профессиональным самоопределением.

По мнению И. Кон [2; 113 с.], профессиональное самоопределение человека начинается далеко в детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ними поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Приближающееся окончание школы стимулирует размышление подростков о своем будущем.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой, школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы беспечным ни выглядел юноша, выбор профессии - его главная постоянная забота.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

1) первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) - неустойчивость профессиональных намерений;

2) этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст) -возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3) профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования, для освоения выбранной профессии;

4) профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы социальных и производственных отношений;

5) самореализация в труде: выполнение и невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Под влиянием ближайшей перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее. Старший школьный возраст - это возраст жизненно -трудового самоопределения. В этом возрасте начинаются серьезные поиски трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Важное значение, в этой связи, имеют более высокие формы организации общественно полезного и учебного труда в старшем школьном возрасте.

Подавляющее большинство выпускников школы более или менее четко намечает свое будущее. Но значительное число их ко времени окончания школы так и не определяют свой жизненный путь, а отсутствие ясно осознанной линии в вопросах профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, связанным с разочарованием в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтом. Здесь отрицательно сказывается еще не преодоленная окончательно односторонняя психологическая установка на приобретение после окончания школы только высшего образования - если это не удается осуществить, то часто наступает состояние растерянности и безразличия к будущему. Старшие школьники не могут правильно ориентироваться в профессиях и по той причине, что о большинстве профессий они пока еще ясного представления не имеют. Не знают и того, какие требования предъявляет данная профессия к человеку, каких качеств она от него требует.

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем.

С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирование учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации.

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующего воздействия на личность. В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации.

Особую роль в выборе профессии играет самопознание. Самопознание - одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, старшеклассник одновременно познает другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, где особое место занимает самооценка, влияющая на выбор профессии.

68

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя - значит, дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации. Вооружение учащихся необходимым объектом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Необходимо отметить, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если глубоко сформированы самооценка, самопознание, ведущие к профессиональному самоопределению.

Литература

1. Иванова В. П. Базовые интеллектуальные качества студентов - будущих профессионалов. Бишкек, 2011. С. 250.

2. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст]. И. С. Кон. М.: «Просвещение», 1984. С. 329.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. С. 56.

4. Юшмов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов: Феникс, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.