Научная статья на тему 'Самопознание образа «я» путь к профессиональному самоопределению'

Самопознание образа «я» путь к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2659
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самопознание образа «я» путь к профессиональному самоопределению»

САМОПОЗНАНИЕ ОБРАЗА «Я» - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

П.П. КУЧЕГАШЕВА

Самопознание - одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Процесс сравнения - основа не только познания мира, но и познания самого себя. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Познавая через сравнения с качествами другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать профессию по душе.

Под самосознанием понимается процесс осознания индивидом самого себя во всем многообразии его индивидуальных особенностей, осознание своей сущности и места в системе общественных связей. В самосознание включается не только осознание индивидом себя как личности, но и его отношение к различным сторонам своего внутреннего мира. Много внимания в исследованиях самосознания уделяется противопоставления его аффективной и когнитивной сторон. Так, например, В.В. Столин подчеркивает, что отношение к себе состоит из двух измерений:

• симпатия - антипатия, имеют более выраженный аффективный характер;

• уважение-неуважение, имеют оценочный характер.

Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. Требования общества - одно из важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии их сверстников несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, и самостоятельность - хотя и не всегда правильность - суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют старших школьников. В подростковом и юношеском возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность, утвердить ее в мире становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают целостное, связное представление о себе. На протяжении всего взрослого периода

жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии -заставляют человека пересматривать отношение к себе. На рис. 1. приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Восприятие ребёнка другими (родителями, скерсіпиками и т.д.) —V" Социальные ценности, ожидания, идеалы

Арч

Самоанализ (анализ личных достоинств и Опыт социального поведения

Внешние данные, ощущение СИЛЫ II ІДОРОВЬЯ

Рис.1

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Как социальное окружение содействует формированию Я-концепции индивидуума, так и Я-концепция, в свою очередь, влияет на социализацию. Мы склонны изучать свое поведение и свои установки и следить за тем, чтобы они соответствовали нашим представлениям о самих себе. Если нам кажется, что какая-то установка или ценность им отвечают, мы с готовностью ее принимаем. Если же она идет в разрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр», независимо от того, какие выгоды приносит нам эта неприемлемая установка и насколько сильны и притягательны воплощающие ее ролевые модели. Когда мы отфильтровываем навязываемые культурой модели поведения, несовместимые с нашим Я-образом, происходит процесс интеграции. Другими словами, когда Я-концепция укореняется настолько, что начинает определять наше поведение, тогда она становится фактором социализации в такой же мере, в какой является и продуктом социализации.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. считают, что главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несостоятельным. Это его не устраивает, он не считает положение нормальным и старается его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости -подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одна из важнейших проблем, потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, педагогов. Самооценка является важнейшим компонентом самосознания личности.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также и те,

кто утверждает, что они себя недооценивают. Старшим школьникам свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. У старшеклассников самооценка служит двум целям: самовоспитанию; прогнозированию будущей профессии. Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует. Для старшеклассников-выпускников выбор профессии -серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера.

Наиболее рано старт профессиональной деятельности происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере науки, политики. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, также склонности к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. Основой профессионально важных качеств являются специальные способности, которые -в отличие от общих - обеспечивают успешность деятельности в конкретных ее видах. Уровень развития способностей зависит от врождённых задатков и от условий обучения. Отношения природного и приобретенного в психике человека, в формировании его способностей неоднозначны. За прогнозирование будущей профессиональной успешности на основе актуального уровня развития способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей.

Пределы развития человеческих способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы обучения и воспитания, но вовсе не заложены в самих способностях. На сегодня нет сомнений в том, что природный фактор оказывает существенное влияние на профессиональное становление. Игнорирование его может привести к тому, что выбранная трудовая деятельность будет выполняться со значительным напряжением, следствием чего станут потеря интереса к профессии, разочарования в своих способностях, нервные срывы, которые зачастую приводят к психосоматическим заболеваниям. Любая работа требует определенной скорости, темпа ее выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной сдержанности. В определённых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности.

Жизненный путь, трудовая биография каждого человека складывается по-разному. Но каждый человек чувствует себя хорошо и счастливо, если занимается делом, которое ему по душе и соответствует его способностям. Поэтому, каждому человеку очень важно найти свое место в трудовой жизни, использовать личные качества, способности, ценностные ориентации. Несомненно, у каждого ценностные ориентации разные, но есть и общие, ведущие ценности, определяющие жизнеспособность общества, являющиеся общечеловеческими ценностям. Прежде всего, это уважение к труду и людям труда, к результатам труда каждой личности.

В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки и развитию творческой личности.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Можно выделить три уровня адекватности самооценки.

1. Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

2. Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

3. Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.

По Р.Бернсу «Совокупность знаний индивида о себе представляет «образ Я». Самооценка понимается им как аффективная оценка этого представления, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Наивысшей ступени развития самосознания личности достигает тогда, когда формируется понятие не только о себе в настоящем, но и когда человек способен определить свои жизненные планы и цели. Это связанно с формированием твердой системы убеждений. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Повышается интерес к своему «Я», к внутреннему миру. Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить.

Известный американский психолог Эрик Эриксон писал, что развитие человека складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития -«эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормального кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.

Подростковый возраст, по Эриксону строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и самоопределения. И если подростку не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени. Неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование

«негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Для того, чтобы выпускник выбрал будущее дело, нужно сознательно ставить старшеклассников в ситуацию выбора разных видов труда. Параллельно с этим происходит и процесс самопознания, узнавание своих сильных и слабых сторон. Задумываясь о своем будущем, подросток через курсы - пробы сможет частично осуществить движение от своего «Я» реального к «Я» в будущем. Формирование положительного отношения к профессиональной карьере, усвоение определенных навыков и выбор профессии - неотъемлемые компоненты становления личности. Главным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного старшеклассника в профессиональном становлении и самореализации в будущем.

Социально-экономический подход предусматривает вопросы анализа потребностей нашего общества в различных профессиях, выявления их и перспектив в трудовых ресурсах. Но этого для профессионального самоопределения недостаточно так как, если выпускник будет ориентироваться только на рынок труда и не учитывать свои способности, это будет приводить к личностной неудовлетворенности.

Таким образом, введение в обязательный набор дисциплин профориентационных курсов, на которых учащиеся смогут ознакомиться с группой родственных или смешанных профессий, с их содержанием, характером или условиями труда, и формирование на них допрофессиональных знаний и умений будет способствовать профессиональному самоопределению. В процессе выполнения профессиональных проб знакомство с миром профессий, соотнесение своих интересов и индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии, поможет выбрать направление дальнейшего профессионального обучения в старших классах.

Выбирая профессию, ученик должен знать, что определенные профессии и профессиональная карьера связанны со здоровьем и связь эта обоюдная. Неправильный выбор профессии отзовется в будущем, когда начинается практическая деятельность: быстро появляется моральная неудовлетворенность, теряется жизненная активности, выявляются психосоматические заболевания. Знакомясь с профессиями, учащиеся узнают и о специфических важных качествах - свойствах личности. Узнают не только об огромном разнообразии мира профессий, но и об особенностях той или иной профессии.

Существующие тесты профессионального отбора позволяют определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии, тесты для выявления личностных особенностей, необходимых для той или иной профессии, тесты профессионального самоопределения и профессиональных предпочтений, позволяют анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов. В ходе сбора профессионального «портфолио» часто возникает вопрос, а сможет ли ученик в полной мере овладеть избранной профессией, какой ценой он добьется в ней успеха. Есть ли у данного ребенка соответствие возможностей и способностей интересам и склонностям. Необходимо изучать общие и специальные способности ученика, чтобы подсказать ему правильный выбор. Для этого необходимо предоставлять информацию о тех областях деятельности, которые соответствуют их здоровью, задаткам, интересам и склонностям. Углубленно изучая полюбившиеся дисциплины в рамках профильной школы, овладевая психологическими знаниями, необходимыми в той или иной профессии, даже в условиях конкурентной борьбы и безработицы выпускник сможет найти себя и реализовать свои возможности. Комплектование профильных классов должно осуществляться на основе психологопедагогической диагностики учебной мотивации, познавательных интересов, предметной направленности, прохождения курсов-проб в предпрофильной подготовке. Это будет обеспечивать более высокое качество знаний и развивать индивидуальности ученика по профилирующим и базовым предметам, формировать более устойчивую и глубокую мотивационную сферу в выбранной профессии. За годы обучения в профильной школе необходимо сформировать такие качества, как деловитость, дисциплина, инициатива, ответственность, самостоятельность в принятии личных решений, конкурентоспособность, а также готовность защищать свои права и свободу в рамках действующих законов.

Таким образом, на фоне динамического технологического обновления в любой производственной сфере актуальной становится подготовка личности не только к выбору профессии, профессиональному росту в выбранной профессии, но и к формированию готовности к освоению другой профессии, т.е. профессиональной переподготовке к смежным, близким профессиям. В процессе профильного обучения старшеклассник должен получить возможность более углубленно ознакомиться с конкретным видом трудовой деятельности.

Увеличение количества молодежи не занятой в производстве по полученной ими специальности, свидетельствует о том, что ее значительная часть не отвечает требованиям современного производства, а при переходе от обучения к трудовой деятельности возникает проблема трудовой адаптации и, прежде всего трудовой дисциплины. В современном все более разнообразном мире профессий, когда требования к работникам постоянно возрастают, когда приходится неоднократно решать проблему перевода в новую сферу деятельности, профориентационная работа становится необходимым составляющим. Например, в Великобритании составляется персональное досье по профориентации в выпускных классах школы, которое служат основанием для профессиональных рекомендаций ученику. Определяются на основании профориентационной работы профессии, наиболее подходящие его личностным особенностям.

В современных условиях структурные сдвиги в экономике страны вызывают необходимость развития новых качеств персонала: к специалистам большинства профессий предъявляются требования не только по значимым профессиональным умениям и навыкам, но и по таким качествам специалиста как профессиональная гибкость, мобильность, стрессоустойчивость, креативность, способность к работе в творческих коллективах, в команде, инициативность, коммуникабельность. И, прежде всего, профессиональную мобильность. Существующие тесты профессионального отбора позволяют определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии, тесты для выявления личностных особенностей необходимых для той или иной профессии, тесты профессионального самоопределения и профессиональных предпочтений, позволяют анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов.

Мир профессий динамичен и изменчив. На смену старым приходят и становятся массовыми тысячи новых специальностей. Появляется все больше профессий, в которых люди не могут рассчитывать на то, что им хватит знаний на все время трудовой жизни. Главное, что сопровождает появление новых профессий - повышение требований к интеллектуальному и образовательному уровню человека. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От правильного выбора зависит будущая судьба. Несомненно, реальная жизнь внесёт свои поправки и корректировки, но, выбирая профессию, ученик может определить для себя какие из качественных сторон в той или иной профессии для него наиболее желаемые и важны. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных навыков и выбор профессии - неотъемлемые компоненты становления и развития самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.