Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация как условие довузовской подготовки школьников'

Профессиональная ориентация как условие довузовской подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1846
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Анатолий Иосифович

В статье представлены концепции профорентации, этапы развития ее в стране. Показаны стадии профессионального становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация как условие довузовской подготовки школьников»

ское образование в Ш-м тысячелетии (состояние и проблемы технологического образования). - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2002. - С. 27-31.

11. Способ педагогической коррекции логопедических нарушений у детей младшего школьного возраста: пат. 2302040 Российская Федерация, МПК С09В 19/00. / А. Н. Ростовцев, Е. М. Соколова, А. А. Соколов: заявитель и патентообладатель КузГПА. - №2005109291/12; заявл. 31.03.2005; опубл. 27.06.2007, Бюл. № 18. - 14 с.

12. Способ обучения младших школьников с речевыми нарушениями: пат. 2287190 Российская Федерация, МПК в09В 19/4. / А. Н. Ростовце, Е. М. Соколова, А. А. Соколов: заявитель и патентообладатель КузГПА. -№2004136545/12; заявл. 14.12.04; опубл. 10.11.06, Бюл. № 31. - И с.

13. Ростовцев, А. Н. Соколова Е. М. Технологическое обучение - реальный путь компенсации недоразвитий младших школьников с речевой патологией // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. — №10.

УДК 378.147

А. И. Черных

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовку к выбору профессии и сам выбор мы рассматриваем как исходный этап и важнейший компонент всего процесса профессионального самоопределения и становления личности. Важную роль в этом процессе играет профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация рассматривается в настоящее время как система равноправного взаимодействия личности и общества, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. В нашей стране она является одной из составляющих системы образования, и ее смысл состоит в помощи учащейся молодежи в профессиональном самоопределении [9]. В сложных социально-экономических условиях нестабильности современного общества профессиональная ориентация выступает объектом и предметом исследований в педагогике, психологии, философии, социологии и экономике. Рассматривая выбор профессии как социальный процесс, социологи отмечают, что, выбирая профессию, молодой человек выбирает и социальную группу, к которой он будет принадлежать.

В. М. Филиппов характеризует профессиональную ориентацию как систему социально-экономических, политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, проводимых государственными и общественными организациями по подготовке моло-

дежи к осознанному выбору профессии и распределению ее в сфере трудовой деятельности в соответствии с объективными потребностями общественного производства и способностями личности [12].

К проблеме профессиональной ориентации большой интерес проявляют экономисты. С их точки зрения задачи профессиональной ориентации заключаются в том, чтобы помочь молодому человеку выбрать такую профессию, которая в наибольшей степени отвечала бы как потребностям общественного производства, так и его индивидуальным способностям, психофизическим особенностям. Профориентация должна содействовать своевременному и сознательному выбору молодыми людьми профессии учебного заведения, места работы, их рациональному трудоустройству, быстрейшей профессиональной и производственной адаптации, и, в конечном итоге, эффективному формированию, распределению и использованию трудовых ресурсов [12]. Следовательно, профессиональная ориентация является экономической категорией, которая в экономической сфере является одним из путей повышения эффективности производства, так как способствует снижению текучести кадров, улучшению количественных и качественных результатов труда.

В области психологии изучение профессиональной ориентации представляет собой многоплановое исследование как всего процесса в целом, так и отдельных его составляющих. Л. И. Анцыферова, занимаясь психологическими исследованиями проблемы формирования личности профессионала, конкретизировала условия развития личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни [1]. Е. А. Климов дал психологическую характеристику профессиональной деятельности, раскрыл теоретические основы профконсультации [4]. М. Р. Гинзбург обосновал психологию личностного самоопределения [3]. Н. С. Пряжников описал опыт использования игровых технологий в групповом консультировании [11], Б. В. Кулагин внес большой вклад в разработку основ профессиональной психодиагностики [5]. Е. М. Павлютенков исследовал вопросы мотивов выбора профессии [7]. О. Г. Максимова раскрыла проблему профдиагностики с использованием ЭВМ [6]. Е. Н. Прошицкая разработала серию практикумов и учебных пособий по выбору профессии [10] и др.

Анализ отечественной научной литературы показал, что профессиональная ориентация имеет интернациональный характер, так как вне зависимости от государственного устройства, национальных особенностей страны она имеет вполне конкретные цели и задачи - помочь человеку определиться в мире профессий и выбрать «свою» профессию. Поэтому ученые разных стран используют, например, сравнительный анализ теста С. Фукуямы и диагностический инструментарий, связанный с подготовкой молодежи к сознательному выбору профессионального пути в нашей стране, проведенный Ю. В. Укке. Для диагностики индивидуальных качеств личности как у нас в стране, так и за рубежом, используются характерологический

опросник Кеттела, анкеты интересов Стронга и Кьюдера, интеллектуальный тест Амтхауэра, методику для групповой имитационной профориентаци-онной игры Н. С. Пряжникова, анкеты жизненного и профессионального самоопределения С. Н, Чистяковой, тест «Восприятие индивидом группы» в процессе совместной деятельности Е. И. Рогова и т. д. Педагогическая практика также подтверждает справедливость приведенного выше положения. Например, система работы центров профориентации включает три основные направления: профессиональная информация, групповые и индивидуальные профконсультации и, наконец, практическая проба сил в интересующей сфере деятельности, своеобразная примерка профессии [9].

Одна из концепций профессиональной ориентации была разработана А, В. Голомштоком. В ее основе лежит убеждение, что как личность в целом, так и ее профессиональную направленность надо формировать, исходя из задач общественного развития с учетом индивидуальных особенностей. Важнейшим требованием этой концепции является развитие, специализация и профессионализация познавательных интересов и склонностей учащихся через организацию их разнообразной учебной и трудовой деятельности. Наиболее полное определение профессиональной ориентации дано К. К. Платоновым, который рассматривает данное понятие как «систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребности общества и своих способностей, или как систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно избрать себе профессию». Ученым была предложена и схема взаимосвязи форм профориентации, получившая название «треугольника профориентации» [цит. по 2].

Создание системы непрерывного образования, по мнению Б. С. Гершун-ского, ставит задачу перехода от словесной, директивной профориентации к профориентации практической, массовой, конкретной, которая будет давать реальный экономический и социальный эффект. Ключевая роль в становлении и развитии системы непрерывного образования и профориентации, по мнению ученого, принадлежит двум факторам: формированию у всех групп населения потребности в освоении и применении знаний с использованием для этого всех форм образования, в том числе и самообразование; отказу от шаблонов в подходах и методах решения сложной задачи приспособления этих форм к социально-демографическим и национальным особенностям [2].

Новый этап развития профессиональной ориентации характеризуется и новыми подходами к решению проблемы профессионального самоопределения молодежи и профессионального становления личности. Для процесса профессиональной деятельности на настоящем этапе характерно противостояние между приоритетом интересов общества и потребностями лично-

сти, в результате которого реализация личностных интересов становится или невозможной, или в сильной степени искаженной, что в конечном итоге отражается на производительности труда и вызывает конфронтацию личности с обществом. Выход из данной ситуации мы видим в формировании профессионального самосознания личности, для которой оно выступает как целостное осознание динамики развития своих личностных качеств, которые могут быть профессионально значимыми, формируются в процессе трудовой деятельности и требуют самоконтроля и оценки.

Процесс развития профессиональной ориентации в стране можно разделить на четыре основных этапа: I этап - начало 20-х - конец 30-х гг. — зарождение и становление профориентационной работы, поиски эффективных форм, методов ее проведения, осмысление накопленного теоретического и экспериментального материала; II этап — конец 30-х - конец 50-х гг. — «эпизодическое» функционирование системы работы по профориентации; забвение прежнего опыта и почти полное отсутствие нового; постепенный отход от решения этой проблемы; III этап - начало 60-х - начало 80-х гг — повышенное внимание к проблеме профориентации; активный поиск путей решения проблемы; IVэтап - с 1984 года — середина 90-х гг - теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации. Настоящее время можно определить как новый, V эт.ап в развитии профессиональной ориентации, характерной особенностью которого является переосмысление основ профориентационной работы, разработка новых концепций профориентации в условиях радикального экономического преобразования общества, создания системы рыночных отношений, сближением отечественных теорий профориентации с зарубежными.

Учеными проводятся экспериментальные исследования возможностей и психолого-педагогических условий осуществления успешного профессионального самоопределения детей и подростков в условиях организации ранней профессиональной ориентации в образовательном учреждении. В результате установлено, что умело организованная профориентационная работа, начиная с младшего школьного возраста, становится важнейшим средством жизненного самоопределения учащихся, служит формированию трудовой направленности учащихся и подготовке их к профессиональному само определению.

Профориентация - это длительный, в достаточной мере необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии, состоящий как из объективных, так и субъективных факторов, где под «освоением» понимается познание той или иной сферы труда и сама деятельность в этом виде труда. Объективные условия включают в себя условия данного общества, а субъективные - воздействие государственных и общественных институтов, учитывающих как потребности общества, так и возможности,

потребности, интересы, идеалы самого индивида. Профессиональная ориентация - это сложная динамическая система, в которой можно вычленить два уровня ее существования: общественный и личностный, находящиеся в тесной взаимосвязи и состоящие из совокупности определенных компонентов. Игнорирование хотя бы одного из них может сделать малоэффективным профориентационную работу.

В процессе профессионального становления личности человек проходит через определенные стадии формирования профессиональных интересов, планов, намерений, направленности, допрофессионалъной компетенции, профессионального саморазвития, профессионального самосознания, профессиональной рефлексии, профессионального самоопределения.

Профессиональная направленность превалирующий интерес человека одновременно к предмету и цели трудовой деятельности. Е. А. Климов выделил пять типов профессий по главному предмету труда: «человек -живая природа» (предмет труда - живые организмы, биологические процессы), «человек — техника и неживая природа» (предмет труда - технические системы, вещественные предметы, неживые естественные материалы, энергия), «человек - человек» (предмет труда - люди, коллективы, группы), «человек - знаковая система» (предмет труда-условные знаки, коды, шифры, естественные или искусственные языки, формулы), «человек - художественный образ (предмет труда - художественные образы, их элементы, свойства) [4].

Профессиональный интерес мы рассматриваем как отношение подростка к определенной сфере профессиональной деятельности, которое характеризуется избирательностью, положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением к познанию, устойчивой волевой установкой на овладение одной из профессий выбранной сферы, потребностью в деятельности.

Профессиональное намерение - как осознанное, функциональное развитие психики, которое характеризуется положительным отношением личности к определенному виду профессиональной деятельности и выражается в целенаправленной познавательной и трудовой активности. Основными признаками профессионального намерения являются: динамичность, осознанность, определенность, действенность, устойчивость. Процесс формирования профессиональных намерений включает в себя этапы: появление намерения на основе устойчивого, развитого профессионального интереса; развития; становления; закрепления; реализации или отказа; совершенствования или появления нового намерения.

Профессиональная рефлексия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Рефлексия - цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящее

или ожидаемое. Современный словарь по педагогике определяет рефлексию как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний». Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего». Мы рассматриваем учащегося как субъекта формирования профессиональной рефлексии, а рефлексивность - как системообразующий фактор его профессионально-личностного самоопределения и творческого самосовершенствования.

Профессиональное самосознание, по Е. А. Климову, это - часть самосознания, в область которого входит осознание личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований различных профессий к человеку и адекватного соотнесения себя с конкретными профессиональными требованиями [4]. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе. Профессиональное самосознание как комплекс интегративных качеств личности выражает: её работоспособность и трудолюбие (активность, увлеченность, добросовестность и т. д.); контактность (способность понимать, убеждать людей, общительность и др.); познавательную и деловую активность; профессиональную просвещенность (знание требований профессий к личным качествам человека, его психическим особенностям, медицинские показания и противопоказания к профессиям и др.); самонаблюдение и самоконтроль (наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, сличение, анализ и т. д.); самооценка и самоанализ (адекватная оценка знаний о себе, анализ и оценка соответствия выбираемой профессиональной деятельности своим способностям и др.); профессиональное самовоспитание; адаптационную мобильность (самообладание, стрессоустойчивость, готовность приобретать недостающие знания) и др.

Профессиональное самоопределение рассматривается в педагогике как личностный и активный процесс взаимодействия профконсультанта и учащегося, предполагающий в идеале формирование у консультируемого школьника внутреннюю готовность к осознанному самостоятельному построению и реализации перспектив своего развития, готовности в конкретной профессиональной деятельности. Можно говорить о различных вариантах самоопределения человека: жизненное, личностное, социальное, профессиональное.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения. Н. С. Пряжников профессиональное самоопределение рассматривает как неотъемлемую составную часть жизненного и личностного самоопреде-

ления. Оно предполагает развитую ценностно-нравственную ориентацию, выделение ближних и дальних профессиональных целей, ориентацию в мире профессионального труда, представление о внешних и внутренних трудностях на пути к выделенным целям и путях их преодоления, морально-волевую готовность к реализации намеченных перспектив.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Современное понятие карьеры — «это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни» [11]. Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры.

Главным нравственным ориентиром профессионального самоопределения может выступать стремление к построению уникальной, неповторимой жизни, наполненной профессиональным творчеством и реальным добром по отношению к другим людям, это и есть право на уникальность, не ущемляющее таких же прав других людей [там же].

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось, в основном, как идея профессиональной ориентации. Его современное понимание охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. Профессиональное самоопределение представляет собой одну из сторон процесса включения старшеклассников в социально-производственные отношения, реализацию своих жизненных профессиональных планов.

Профессиональный план Н. С. Пряжников рассматривает как интегральное образование, включающее весь спектр мотиваций своего основного поведения как заключительный этап профессионального самоопределения школьников, содержащий в себе осознанный выбор профессии и возможных путей ее приобретения; непосредственное выражение устойчивой направленности личности, ее деятельности, поступков и поведения относительно объекта потребности; отношение личности к определенной цели и явлениям действительности [11]. Допрофессиональная компетенция определяется им как ориентированная на будущую профессию готовность к деятельности, включающая в себя осознание учеником своих интересов и способностей, мотивацию выбора будущей профессии, определение в связи с этим своих целей и задач. Выпускники школ, желающие продолжить образование в вузе, должны иметь уровень компетентности, достаточный для последующего

профессионального образования: «этот уровень характеризуется усвоением знаний и умений, необходимых не только и не столько для поступления в профессиональное учебное заведение, но и для успешной учебной деятельности по программе этого учебного заведения» [там же].

Профессиональное саморазвитие личности, по мнению Л. И. Анцыфе-ровой, - это высшая форма саморегуляторной деятельности субъекта, которая заключается в умении развивать себя как субъекта профессиональной деятельности и проявляется в целеустремленности, активности, обоснованной мотивации, планировании своей деятельности, в самостоятельном и быстром принятии решений и ответственности за них, критичности в оценке результатов своих действий, чувстве долга [1]. Профессиональное саморазвитие, отмечает Л. И. Анцыферова, - это процесс самосовершенствования, самообразования учащегося с целью достижения высоких результатов в будущей профессиональной деятельности. Компоненты данного процесса: цель самореализации, содержательно связанная с аксиологической системой учащегося, оценка обучающимися своего профессионального уровня; идеал профессионала, к которому стремится учащийся; элемент контроля текущих результатов по достижению целей профессионального саморазвития [там же].

Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. По мнению В. Ф. Петренко, «профессионализм означает совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда», «высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющих достигать наибольшего эффекта в профессиональной деятельности». Это «не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности» [8]. Профес-сиональная компетентность, по мнению Б. С. Гершунского, - это «категория, включающая в себя «грамотность», «образованность», «профессиональную компетентность», «культуру» [2]. Профессиональная компетен тность определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом, индивидуальными способностями человека, творческим и ответственным отношением к делу. Акме - высшая степень, пик, расцвет профессионального развития от древнегреч. «акте» цветущая пора [там же].

Все эти стадии опосредованы качеством и эффективностью организации процесса профессиональной ориентации детей и подростков. Структурными компонентами профессиональной ориентации являются: профессиональная информация; профессиональное воспитание; профессиональная консультация; профессиональная диагностика; профессиональный отбор; трудоустройство; профессиональная адаптация [4]. Умелое сочетание всех

перечисленных компонентов профориентации в условиях довузовской подготовки служит основой для научного выбора профессии, имеющего огромное значение как для личности, так и для общества. Еще раз отметим, что при организации профориентационной работы необходимо учитывать потребности народного хозяйства в кадрах, всесторонне изучать личность с целью обеспечения оптимального сочетания интересов общества с интересами, склонностями и психофизиологическими возможностями личности, подготовки ее к профессиональному самоопределению.

Изучение современной теории и практики профессиональной ориентации показал, что многие традиционные способы, такие как приглашение молодежи на вакантные, непрестижные трудовые места в народном хозяйстве, уже стали непопулярными, изжили себя. Конечно, существует объективная социально-экономическая и психофизическая обусловленность выбора профессии. Однако это не означает фатальной обусловленности выбора профессии врожденными задатками, личными данными. Профессиональная ориентация призвана согласовать личные и общественные интересы. Свобода выбора профессии является одним из важнейших гражданских прав человека в современном обществе. В целом, под свободой выбора профессии понимается осознанное профессиональное самоопределение, при котором установки личности в выборе профессии согласуются с общественными потребностями и с личными данными, с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и психофизическими особенностями.

С точки зрения В. Ф. Петренко [8], рассматривающих проблему с позиций системного подхода, профессиональная ориентация представляет собой научно-обоснованную систему идейно-политических, социально-экономических, психо-физиологических, педагогических, медицинских и правовых мероприятий, направленных на оказание молодежи помощи в выборе профессии. Сущность системного подхода к профориентации заключается в диалектическом единстве содержания принципов, методов, форм и компонентов системы профориентации в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тесной взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной школы, семьи, базового предприятия, внешкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, средних специальных и высших учебных заведений, общественности. Основная же роль в этой деятельности до последнего времени отводилась общеобразовательной школе.

Таким образом, анализ социологической, экономической, педагогической и психологической литературы по проблеме довузовской подготовки школьников в системе непрерывного профессионального образования, а также в теории и практике профессионального становления личности убеждает в том, что довузовская подготовка - это период развития профессионального

самосознания, когда у школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт постижения своих реальных возможностей, происходит уточнение социально-профессионального статуса. С учетом предшествующих этапов обучения в ходе довузовской подготовки осуществляется профориентациониая деятельность на базе углубленного изучения конкретной предметной деятельности, формируются профессионально важные качества в избранном виде труда, осуществляется контроль и коррекция профессиональных планов школьника. В ходе организации начальной социально-профессиональной адаптации старшеклассников наряду с формированием профессиональных знаний и умений осуществляется развитие норм, ценностей, принятых в конкретной профессиональной среде, в конкретном трудовом коллективе, происходит самоопределение старшеклассников в системе «школа - вуз» как процесс самостоятельного поиска и осознания школьниками ценностей и смыслов выполняемой ими деятельности, сопровождающийся обоснованным выбором направления и уровня послешкольного образования.

Библиографический список

1. Анцыферова, J1. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М., 1991. - С. 27-42.

2. Гершунскин, Б. С. Ретроспективы развития системы непрерывного образования / Б. С. Гершунский. - М., 1990. - 221 с.

3. Гинзбург, М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф, дис. ... д-ра нсихол. Наук / М. Р. Гинзбург. - М., 1996. - 48 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

5. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин.-Л., 1996.- 124 с.

6. Максимова, О. Г. Профдиагностика учащихся с использованием ЭВМ: учеб. пособ. / О. Г. Максимова, В. Г. Максимов. - Чебоксары, 1998. - 108 с.

7. Павлютенков, Е. М. Кем быть? / Е. М. Павлютенков. - Киев, 1989. - 188 с.

8. Петренко, В. Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов /

B. Ф. Петренко // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 18-23.

9. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление /

C. Н. Чистякова, П. Н. Захаров. - М, 1987. - 164 с.

10. Проншцкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии: учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Е. Н. Прощицкая. -М.: Просвещение, 1995. -191 с.

11. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения/ Н. С. Пряжников. -М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 324 с.

12. Филиппов, В. М. Школа сегодня: тревоги и надежды / В. М. Филиппов // Открытая школа. - 2002. - № 2. - С. 99-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.