Научная статья на тему 'Профессиональное развитие педагогов на основе дистанционных технологий'

Профессиональное развитие педагогов на основе дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные технологии / дистанционное обучение / дистанционные курсы / самообразование / профессионализм / remote technologies / distance learning / distance courses / self-education / professionalism қашықтағы технологиялар / қашықтан оқу / қашықтын курстар / өз бетінше білім алу / кәсіби шеберлік

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ловягина Т. В.

В статье рассматривается необходимость постоянного повышения уровня профессионализма педагога, преимущества дистанционных техно-логий в самообразовании и повышении квалификации, раскрываются особенности и востребованность дистанционных курсов повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development of teachers based on remote technologies Қашықтық технологиялар негізінде педагогтерді кәсіби дамыту

The article considers the need for a constant increase in the level of professionalism of a teacher, the advantages of distance technologies in selfeducation and advanced training, reveals the features and relevance of remote advanced training courses for teachers. Мақалада мұғалімнің кәсіби деңгейін ұдайы арттыру қажеттігі, өз бетінше білім алу мен біліктілігін арттырудағы қашықтықтан технологиялардың артықшылықтары қарастырылып, педагог кадрлардың біліктілігін арттырудың қашықтан курстарының ерекшеліктері мен өзектілігі ашылған.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие педагогов на основе дистанционных технологий»

Hi

УДК 374.02 ГРНТИ 14.37.09

*

S х

<с m о

го

£ W О

¡3

о о

W

о

о. С

ш ¡3

X X

о S

<с m О X

X

s

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ацдатпа

Мацалада м¥Fалiмmц кэшби децгешн ^дайы арттыру цажеттт, ез бетiнше бiлiм алу мен бшкилтн арттырудагы цашыщтыцтан техно-логиялардыц артьщшыльщтары царастырылып, педагог кадрлардыц бiлiктiлiгiн арттырудын, цашыцтан курстарыныц ерекшелiктерi мен езек-тiлiгi ашылган.

Аннотация

В статье рассматривается необходимость постоянного повышения уровня профессионализма педагога, преимущества дистанционных технологий в самообразовании и повышении квалификации, раскрываются особенности и востребованность дистанционных курсов повышения квалификации педагогов.

Annotation

The article considers the need for a constant increase in the level of professionalism of a teacher, the advantages of distance technologies in self-education and advanced training, reveals the features and relevance of remote advanced training courses for teachers.

Тема инновационных технологий, в особенности дистанционных не сходит с повестки дня и как никогда, актуальна. Без нее уже не представляется образовательный процесс и, следовательно, непрерывное образование педагогов. Главная цель этого перспективного направления, находящегося в постоянном развитии - обеспечение доступности качественного образования с применением современных информационных и коммуникационных технологий, естественно, при опосредованном участии сторон учебного процесса [1].

Столкнувшись с ситуацией, когда обучение сту-

Ловягина Т.В.,

преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: цашыцтагы технологиялар, цашыцтан оцу, цашыцтын курстар, вз беттше бшм алу, кэЫби шеберлк

Ключевые слова: дистанционные технологии, дистанционное обучение, дистанционные курсы, самообразование, профессионализм.

Keywords: remote technologies, distance learning, distance courses, self-education, professionalism.

И7

дентов перешло в дистанционных формат, нам, преподавателям, пришлось в срочном порядке оттачивать, а кому-то осваивать, информационные и коммуникационные технологии, действовать в рамках образовательных платформ, которые были приняты в образовательном учреждении. Появилась потребность для преподавателей в дополнительном обучении, самообразовании и самосовершенствовании для налаживания оптимальной работы и поддержания качественного обучения студентов. Тут-то и сработала народная мудрость «Век живи - век учись!».

Электронное обучение существенно влияет на все составляющие компоненты учебного процесса, при этом изменяется структура, местонахождение, методика совместной деятельности преподавателя и студента [2].

Конечно, в дистанционное русло преподаватели влились, работа наладилась. Стало ясно, что обучение на расстоянии имеет свои стороны: как положительные, так и отрицательные, как и в любом другом деле. На новую ступень встал вопрос о повышении профессионализма педагогов.

Одна из главных задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы заключается в повышении качества педагогических кадров и престижа профессии учителя, сформированности преподавателя новой формации. Профессиональный рост - неотъемлемая часть жизни преподавателя, а дистанционный формат способствует непрерывному образованию. Но так сложилось, что в течение последних лет данная задача реализуется в основном в заочной, дистанционной форме.

Начало начал, конечно же, - в повышении профессионализма дистанционно: компьютер-дистанционные технологии, дистанционные технологии-компьютер -два неразрывных звена в цепи повышения

профессионализма, уровня преподавания, возможности идти в ногу со временем. Поэтому совершенное владение компьютером -важное современное требование в процессе самообразования, саморазвития.

По истечении немалого времени можно сделать вывод, что преподаватели свободно используют средства информационных технологий, технических средств, а курсы стали обычным полноправным компонентом дистанционного образования.

С применением информационно-телекоммуникационных сетей не останавливается, а получило дополнительные более широкие возможности, дистанционное обучение педагогов, и, пройдя отдельный дистанционный курс в рамках повышения квалификации, у нас есть возможность глубже проникнуть в этот процесс, который в итоге будет переложен на обучение студентов.

Преподаватели сейчас могут выбрать интересующий курс по своему предпочтению, что является одним из преимуществ - учиться непосредственно тому, в чем есть потребность.

В интернете самые разные образовательные порталы предлагают множество он-лайн-курсов по разным профилям, в т.ч. и международные от ведущих университетов, с получением сертификатов: например, Та- ^ лап, Интуит, Elab.Asia, Coursera. При этом ^ можно расширить, углубить свои знания §

го

абсолютно во всех жизненных сферах, но, ^ главное, конечно, - повысить свою квали- о фикацию как преподавателя по своему про- g филю. и

Дистанционное курсовое повышение о

Оч

квалификации повышает мотивацию к са- С

мосовершенствованию педагогов, поиску, 3

к

позволяет ориентироваться в потоках ин- g формации, работать с отрытыми образова- &

Д

тельными ресурсами, при этом включает в себя все присущие учебному процессу § компоненты. Не нужно ожидать срока про- § хождения курсовой переподготовки, до-

Ж П

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

статочно открыть интернет и найти курс, соответствующий вашим потребностям и условиям. Мне, как преподавателю дисциплин архитектурного профиля, в дистанционном формате довелось совершенствовать свои навыки в постоянно обновляющейся программе Archicad - одной из систем автоматизированного проектирования, так необходимой в архитектурном проектировании, подготовке техников-проектировщиков.

Для обучающегося преподавателя приоритетом на дистанционном повышении квалификации должна стать организация систематических самостоятельных занятий, направленных на решение поставленных задач и достижение запланированных конкретных результатов. Курсанты имеют ряд преимуществ: доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), общение друг с другом, которое не прекращается и после прохождения курсов, и с преподавателем через соцсети или с помощью средств информационных технологий. Важный положительный факт, что на курсы повышения квалификации педагогам нет необходимости выезжать за пределы места проживания, а обучаться без отрыва от основной деятельности [3]. ^ Также успех дистанционного обучения, Д отмечу по собственному опыту, зависит § немало от деятельности тренера, ведущего

< курсы, от того, насколько он сам владеет не-

§ обходимой информацией, как им организо-

3 ваны учебные занятия: интересен ли мате-

^ риал, какова атмосфера во взаимодействии

о со слушателями, возможность дать дочерей

С пывающие ответы на созревшие вопросы, § манера проведения занятия и др. Для обуча-щ ющихся педагогов восприятие нового мате-§ риала будет, конечно, лучше и интереснее,

< если преподающий дополнит свой рассказ о тематическим видеорядом, включит в учебной занятие элементы занимательности с помощью презентаций, обучающие интер-

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

нет-платформы (например, Google, Kahoot, Jam Board, Popplet, Padlet, Miro), онлайн-те-стов, игр.

Однозначно, что только, когда учитель сам пройдет хотя бы один дистанционный курс, он лучше освоит данную технологию и сможет с успехом применять ее на практике при обучении студентов согласно своей специальности и квалификации.

Способствуют профессиональному развитию научно-практические конференции и профессиональные конкурсы разного уровня. Подготовка к ним самостоятельно или в качестве руководителя со студентами и участие в них помогают успешно решать задачи повышения профессионализма, качества предоставленной работы, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование - главная цель профессионального конкурса. Конкурсная работа - творение рук тандема «преподаватель-студент»: вместе проникаемся темой, творчески работаем над ней, в итоге получаем удовлетворение от совместной работы.

Дистанционные технологии в полной мере позволяют организовать проектную деятельность студентов, где преподаватель выступает в качестве консультанта, направляющего, и время суток не в счет. Преподавателям и студентам нашего отделения не раз довелось участвовать в международных конкурсах с проектами, которые были оценены достойно, и студент с научными руководителями из числа педагогов получали звания лауреатов, дипломы, призы, благодарственные письма.

Для выяснения отношения к дистанционным технологиям и влиянию их на про-

Щ

фессиональный рост, мною было проведено социологическое исследование. Для этого была составлена анкета «Отношение к дистанционным технологиям в профессиональном развитии».

Если проанализировать ответы респондентов (опрошено 50 человек), то видно, что главным преимуществом в получении образования, профессионального развития выделяется доступность: интернет общедоступен, надежен, в независимости от местоположения и экономия времени: нет дополнительной траты времени на то, чтобы добраться до определенного места. Далее следуют: возможность добывать обширную разнообразную информацию (при подготовке заданий), повышение профессиональных навыков деятельности в дистанционном формате и деловое общение (обмен опытом, работа в команде) (рис.1).

Рисунок 1. Отношение к дистанционным технологиям

Конечно, у каждого из преподавателей сложилось свое отношение к дистанционному обучению, кто-то хвалит, кто-то ругает: у каждого свой характер, темперамент, коммуникативные навыки, владение компьютером и всем, что к нему прилагается,

умение пользоваться интернет-ресурсами и многое другое.

Как правило, повышение квалификации - это ещё и перспективы для карьерного роста, совершенствования конкретных знаний, получение профессиональных навыков в решении практических задач и улучшение качества образования в целом.

Современный педагог, который будет в курсе последних новинок, новых подходов и методик обучения, быстро найдёт общий язык со своими студентами, что в итоге приведёт к большему взаимопониманию между педагогом и обучающимся. Это влечёт за собой приятные последствия: студент будет стремиться достичь такого же уровня, как у своего преподавателя, это «подстегнёт» его на улучшение своих знаний и самообразование, и в итоге из этого ученика в дальнейшем получится прекрасный специалист,

знающий своё дело. Современные дети любят «продвинутых» преподавателей, с которыми чувствуют себя «на одной волне».

Высокий темп жизни, постоянная нехватка времени не дали бы педагогу основательно заняться повышением своей квалификации, а интернет-технологии, используемые для дистанционного обучения, дают возможность решить эту проблему. Дистанционные курсы открывают новые возможности для повышения нашей квалификации, ведь при хорошей организации обучения посредством таких курсов успешно реализуются принципы непрерывности и связи с профессионально-педагогической практикой. Являясь слушателями, обучаемся без отрыва от профессиональной деятельности,

* X

<с т о

го РЧ

О Л

о о м

я о

о. С

ш

Л X X

о к я <с т О X

X X

ш П

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

имеем возможность сразу применять полученные знания на практике. Немаловажным фактором непрерывности при дистанционном повышении квалификации выступает возможность выбора времени для обучения

[3].

Благодаря современным технологиям дистанционного обучения мы, преподаватели, не только получаем профессионально необходимую информацию, но попутно выполняем практическую часть учебной работы, тут же осуществляется контроль и самоконтроль всего усвоенного, и можно увидеть результат посредством онлайн-те-стирования, есть возможность обменяться опытом и защитить разработанные тематические проекты на вебинаре. Еще одна важная возможность, которую мы имеем при дистанционном обучении - это непосредственное использование в дистанционном обучении самых современных технологий дистанционного обучения, овладение ими поможет нам более глубоко осмыслить пути их применения в своей деятельности, прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться их ученики, разработать авторские электронные ресурсы на основе тех, с которыми они познакомились на курсах.

^ В статье Т.А. Телешевой «Возможности

К

К дистанционных курсов в повышении ква-§ лификации педагогов» четко отмечено, что <5 дистанционные курсы повышения квали-§ фикации педагогов помогают: 3 • приспособить преподавателя к новым ^ технологиям и дать почувствовать себя комо фортно себя среди этих технологий;

Л -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С • совершить самостоятельный подъём

м

3 на следующую ступеньку в карьерном рос-

к

х те;

К • построить обучение таким образом, <! чтобы обучающийся получил образование о в соответствии с его возрастом;

нч

• пользоваться новыми разнообразными технологиями и формами построения

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

учебной деятельности учащихся;

• строить урок, позволяющий осуществить оптимальный подход как к каждому ученику, так и к группе обучающихся;

• систематически осуществлять самообразование;

• применять средства информационных компьютерных технологий для построения собственной профессиональной деятельности;

• находить общий язык с учениками, что позволит достичь наилучшего результата в понимании друг друга вследствие получения образования [4].

Невзирая на опыт и квалификационные категории, нам нужно держать руку на пульсе современных инноваций в образовании, в помощь нам дистанционные образовательные технологии, а это - конкуренте способность, востребованность, достоинство.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Дендева Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании /Электронный ресурс/ Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000193658_rus (дата обращения: 10.12. 2021г.).

2.Пегов А.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (Краткий курс лекций) /Электронный ресурс / Режим доступа: https://www.tspu.edu.ru/ imagesfaculties/fmffiles/UMK/lek.pdf (дата обращения: 10.12.2021г.).

3.Сидоров С.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Электронный ресурс/Режим доступа: http:// si-sv.com/load/15-1-0-131. - 21.02.2015, (дата обращения: 10.12.2021г.).

4. Телешева Т.А. Возможности дистанционных курсов в повышении квалификации педагогов / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/2015 ( дата обращения: 10.12.2021г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.