Hi
УДК 374.02 ГРНТИ 14.37.09
*
S х
<с m о
го
£ W О
¡3
о о
W
о
о. С
ш ¡3
X X
о S
<с m О X
X
s
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ацдатпа
Мацалада м¥Fалiмmц кэшби децгешн ^дайы арттыру цажеттт, ез бетiнше бiлiм алу мен бшкилтн арттырудагы цашыщтыцтан техно-логиялардыц артьщшыльщтары царастырылып, педагог кадрлардыц бiлiктiлiгiн арттырудын, цашыцтан курстарыныц ерекшелiктерi мен езек-тiлiгi ашылган.
Аннотация
В статье рассматривается необходимость постоянного повышения уровня профессионализма педагога, преимущества дистанционных технологий в самообразовании и повышении квалификации, раскрываются особенности и востребованность дистанционных курсов повышения квалификации педагогов.
Annotation
The article considers the need for a constant increase in the level of professionalism of a teacher, the advantages of distance technologies in self-education and advanced training, reveals the features and relevance of remote advanced training courses for teachers.
Тема инновационных технологий, в особенности дистанционных не сходит с повестки дня и как никогда, актуальна. Без нее уже не представляется образовательный процесс и, следовательно, непрерывное образование педагогов. Главная цель этого перспективного направления, находящегося в постоянном развитии - обеспечение доступности качественного образования с применением современных информационных и коммуникационных технологий, естественно, при опосредованном участии сторон учебного процесса [1].
Столкнувшись с ситуацией, когда обучение сту-
Ловягина Т.В.,
преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж, г.Костанай
Нег1зг1 свздер: цашыцтагы технологиялар, цашыцтан оцу, цашыцтын курстар, вз беттше бшм алу, кэЫби шеберлк
Ключевые слова: дистанционные технологии, дистанционное обучение, дистанционные курсы, самообразование, профессионализм.
Keywords: remote technologies, distance learning, distance courses, self-education, professionalism.
И7
дентов перешло в дистанционных формат, нам, преподавателям, пришлось в срочном порядке оттачивать, а кому-то осваивать, информационные и коммуникационные технологии, действовать в рамках образовательных платформ, которые были приняты в образовательном учреждении. Появилась потребность для преподавателей в дополнительном обучении, самообразовании и самосовершенствовании для налаживания оптимальной работы и поддержания качественного обучения студентов. Тут-то и сработала народная мудрость «Век живи - век учись!».
Электронное обучение существенно влияет на все составляющие компоненты учебного процесса, при этом изменяется структура, местонахождение, методика совместной деятельности преподавателя и студента [2].
Конечно, в дистанционное русло преподаватели влились, работа наладилась. Стало ясно, что обучение на расстоянии имеет свои стороны: как положительные, так и отрицательные, как и в любом другом деле. На новую ступень встал вопрос о повышении профессионализма педагогов.
Одна из главных задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы заключается в повышении качества педагогических кадров и престижа профессии учителя, сформированности преподавателя новой формации. Профессиональный рост - неотъемлемая часть жизни преподавателя, а дистанционный формат способствует непрерывному образованию. Но так сложилось, что в течение последних лет данная задача реализуется в основном в заочной, дистанционной форме.
Начало начал, конечно же, - в повышении профессионализма дистанционно: компьютер-дистанционные технологии, дистанционные технологии-компьютер -два неразрывных звена в цепи повышения
профессионализма, уровня преподавания, возможности идти в ногу со временем. Поэтому совершенное владение компьютером -важное современное требование в процессе самообразования, саморазвития.
По истечении немалого времени можно сделать вывод, что преподаватели свободно используют средства информационных технологий, технических средств, а курсы стали обычным полноправным компонентом дистанционного образования.
С применением информационно-телекоммуникационных сетей не останавливается, а получило дополнительные более широкие возможности, дистанционное обучение педагогов, и, пройдя отдельный дистанционный курс в рамках повышения квалификации, у нас есть возможность глубже проникнуть в этот процесс, который в итоге будет переложен на обучение студентов.
Преподаватели сейчас могут выбрать интересующий курс по своему предпочтению, что является одним из преимуществ - учиться непосредственно тому, в чем есть потребность.
В интернете самые разные образовательные порталы предлагают множество он-лайн-курсов по разным профилям, в т.ч. и международные от ведущих университетов, с получением сертификатов: например, Та- ^ лап, Интуит, Elab.Asia, Coursera. При этом ^ можно расширить, углубить свои знания §
го
абсолютно во всех жизненных сферах, но, ^ главное, конечно, - повысить свою квали- о фикацию как преподавателя по своему про- g филю. и
Дистанционное курсовое повышение о
Оч
квалификации повышает мотивацию к са- С
мосовершенствованию педагогов, поиску, 3
к
позволяет ориентироваться в потоках ин- g формации, работать с отрытыми образова- &
Д
тельными ресурсами, при этом включает в себя все присущие учебному процессу § компоненты. Не нужно ожидать срока про- § хождения курсовой переподготовки, до-
Ж П
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
статочно открыть интернет и найти курс, соответствующий вашим потребностям и условиям. Мне, как преподавателю дисциплин архитектурного профиля, в дистанционном формате довелось совершенствовать свои навыки в постоянно обновляющейся программе Archicad - одной из систем автоматизированного проектирования, так необходимой в архитектурном проектировании, подготовке техников-проектировщиков.
Для обучающегося преподавателя приоритетом на дистанционном повышении квалификации должна стать организация систематических самостоятельных занятий, направленных на решение поставленных задач и достижение запланированных конкретных результатов. Курсанты имеют ряд преимуществ: доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), общение друг с другом, которое не прекращается и после прохождения курсов, и с преподавателем через соцсети или с помощью средств информационных технологий. Важный положительный факт, что на курсы повышения квалификации педагогам нет необходимости выезжать за пределы места проживания, а обучаться без отрыва от основной деятельности [3]. ^ Также успех дистанционного обучения, Д отмечу по собственному опыту, зависит § немало от деятельности тренера, ведущего
< курсы, от того, насколько он сам владеет не-
§ обходимой информацией, как им организо-
3 ваны учебные занятия: интересен ли мате-
^ риал, какова атмосфера во взаимодействии
о со слушателями, возможность дать дочерей
С пывающие ответы на созревшие вопросы, § манера проведения занятия и др. Для обуча-щ ющихся педагогов восприятие нового мате-§ риала будет, конечно, лучше и интереснее,
< если преподающий дополнит свой рассказ о тематическим видеорядом, включит в учебной занятие элементы занимательности с помощью презентаций, обучающие интер-
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
нет-платформы (например, Google, Kahoot, Jam Board, Popplet, Padlet, Miro), онлайн-те-стов, игр.
Однозначно, что только, когда учитель сам пройдет хотя бы один дистанционный курс, он лучше освоит данную технологию и сможет с успехом применять ее на практике при обучении студентов согласно своей специальности и квалификации.
Способствуют профессиональному развитию научно-практические конференции и профессиональные конкурсы разного уровня. Подготовка к ним самостоятельно или в качестве руководителя со студентами и участие в них помогают успешно решать задачи повышения профессионализма, качества предоставленной работы, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование - главная цель профессионального конкурса. Конкурсная работа - творение рук тандема «преподаватель-студент»: вместе проникаемся темой, творчески работаем над ней, в итоге получаем удовлетворение от совместной работы.
Дистанционные технологии в полной мере позволяют организовать проектную деятельность студентов, где преподаватель выступает в качестве консультанта, направляющего, и время суток не в счет. Преподавателям и студентам нашего отделения не раз довелось участвовать в международных конкурсах с проектами, которые были оценены достойно, и студент с научными руководителями из числа педагогов получали звания лауреатов, дипломы, призы, благодарственные письма.
Для выяснения отношения к дистанционным технологиям и влиянию их на про-
Щ
фессиональный рост, мною было проведено социологическое исследование. Для этого была составлена анкета «Отношение к дистанционным технологиям в профессиональном развитии».
Если проанализировать ответы респондентов (опрошено 50 человек), то видно, что главным преимуществом в получении образования, профессионального развития выделяется доступность: интернет общедоступен, надежен, в независимости от местоположения и экономия времени: нет дополнительной траты времени на то, чтобы добраться до определенного места. Далее следуют: возможность добывать обширную разнообразную информацию (при подготовке заданий), повышение профессиональных навыков деятельности в дистанционном формате и деловое общение (обмен опытом, работа в команде) (рис.1).
Рисунок 1. Отношение к дистанционным технологиям
Конечно, у каждого из преподавателей сложилось свое отношение к дистанционному обучению, кто-то хвалит, кто-то ругает: у каждого свой характер, темперамент, коммуникативные навыки, владение компьютером и всем, что к нему прилагается,
умение пользоваться интернет-ресурсами и многое другое.
Как правило, повышение квалификации - это ещё и перспективы для карьерного роста, совершенствования конкретных знаний, получение профессиональных навыков в решении практических задач и улучшение качества образования в целом.
Современный педагог, который будет в курсе последних новинок, новых подходов и методик обучения, быстро найдёт общий язык со своими студентами, что в итоге приведёт к большему взаимопониманию между педагогом и обучающимся. Это влечёт за собой приятные последствия: студент будет стремиться достичь такого же уровня, как у своего преподавателя, это «подстегнёт» его на улучшение своих знаний и самообразование, и в итоге из этого ученика в дальнейшем получится прекрасный специалист,
знающий своё дело. Современные дети любят «продвинутых» преподавателей, с которыми чувствуют себя «на одной волне».
Высокий темп жизни, постоянная нехватка времени не дали бы педагогу основательно заняться повышением своей квалификации, а интернет-технологии, используемые для дистанционного обучения, дают возможность решить эту проблему. Дистанционные курсы открывают новые возможности для повышения нашей квалификации, ведь при хорошей организации обучения посредством таких курсов успешно реализуются принципы непрерывности и связи с профессионально-педагогической практикой. Являясь слушателями, обучаемся без отрыва от профессиональной деятельности,
* X
<с т о
го РЧ
О Л
о о м
я о
о. С
ш
Л X X
о к я <с т О X
X X
ш П
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
имеем возможность сразу применять полученные знания на практике. Немаловажным фактором непрерывности при дистанционном повышении квалификации выступает возможность выбора времени для обучения
[3].
Благодаря современным технологиям дистанционного обучения мы, преподаватели, не только получаем профессионально необходимую информацию, но попутно выполняем практическую часть учебной работы, тут же осуществляется контроль и самоконтроль всего усвоенного, и можно увидеть результат посредством онлайн-те-стирования, есть возможность обменяться опытом и защитить разработанные тематические проекты на вебинаре. Еще одна важная возможность, которую мы имеем при дистанционном обучении - это непосредственное использование в дистанционном обучении самых современных технологий дистанционного обучения, овладение ими поможет нам более глубоко осмыслить пути их применения в своей деятельности, прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться их ученики, разработать авторские электронные ресурсы на основе тех, с которыми они познакомились на курсах.
^ В статье Т.А. Телешевой «Возможности
К
К дистанционных курсов в повышении ква-§ лификации педагогов» четко отмечено, что <5 дистанционные курсы повышения квали-§ фикации педагогов помогают: 3 • приспособить преподавателя к новым ^ технологиям и дать почувствовать себя комо фортно себя среди этих технологий;
Л -
С • совершить самостоятельный подъём
м
3 на следующую ступеньку в карьерном рос-
к
х те;
К • построить обучение таким образом, <! чтобы обучающийся получил образование о в соответствии с его возрастом;
нч
• пользоваться новыми разнообразными технологиями и формами построения
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
учебной деятельности учащихся;
• строить урок, позволяющий осуществить оптимальный подход как к каждому ученику, так и к группе обучающихся;
• систематически осуществлять самообразование;
• применять средства информационных компьютерных технологий для построения собственной профессиональной деятельности;
• находить общий язык с учениками, что позволит достичь наилучшего результата в понимании друг друга вследствие получения образования [4].
Невзирая на опыт и квалификационные категории, нам нужно держать руку на пульсе современных инноваций в образовании, в помощь нам дистанционные образовательные технологии, а это - конкуренте способность, востребованность, достоинство.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Дендева Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании /Электронный ресурс/ Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000193658_rus (дата обращения: 10.12. 2021г.).
2.Пегов А.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (Краткий курс лекций) /Электронный ресурс / Режим доступа: https://www.tspu.edu.ru/ imagesfaculties/fmffiles/UMK/lek.pdf (дата обращения: 10.12.2021г.).
3.Сидоров С.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Электронный ресурс/Режим доступа: http:// si-sv.com/load/15-1-0-131. - 21.02.2015, (дата обращения: 10.12.2021г.).
4. Телешева Т.А. Возможности дистанционных курсов в повышении квалификации педагогов / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/2015 ( дата обращения: 10.12.2021г.).