Яковенко Т.В. ©
К.п.н., Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Аннотация
В статье рассмотрены аспекты формирования профессиональной компетентности педагога средствами дистанционного обучения, определены функции и выявлены преимущества дистанционных форм обучения в процессе повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: самообразование, профессиональная компетентность педагогов, дистанционные формы повышения квалификации, дистанционное обучение. Keywords: self-education, professional competence of teachers, remote forms of improvement of professional skill, remote training.
На современном этапе развития общества прочно укрепился новый взгляд на образование: не как на изолированный процесс, протекающий в замкнутой среде, а как на открытую систему. В отчете Международного комитета ЮНЕСКО по вопросам образования в XXI веке «Образование: сокрытое сокровище» (1997) дистанционное обучение определено как наиболее перспективная область применения информационных и коммуникационных технологий. На Всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам высшего образования (Париж, 1998) впервые было отмечено, что «дистанционное обучение и новые информационные и коммуникационные технологии обеспечивают доступность образования...... По данным Института ЮНЕСКО по информационным
технологиям в образовании доля электронной составляющей в образовании должна возрастать по мере повышения уровня образования. Дополнительное образование, получаемое зрелым, сформировавшимся человеком, может быть чисто прагматическим и реализованным полностью на электронной платформе.
Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает прочный фундамент для системы дистанционного обучения в Республике Татарстан, которая входит в число регионов с высоким уровнем информатизации. В течение 2010-2011 гг. 42 000 педагогических и управленческих кадров республики получили ноутбуки, более 15 000 педагогов прошли обучение в рамках реализации проекта «Ноутбук каждому учителю», что является результатом своевременного решения вопросов, связанных с обеспечением образовательных учреждений компьютерной техникой, внедрением новых компьютерных технологий, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров.
В 2008 году Институтом развития образования Республики Татарстан (далее ИРО РТ) был создан сайт дистанционного обучения http://do.irort.ru. Данный ресурс предоставляет возможность педагогам республики развивать профессиональные компетенции на расстоянии - обучаться дистанционно. Курсы, представленные на сайте, можно дифференцировать следующим образом:
• по доступности контента (открытый - обучающие ресурсы размещены в свободном доступе - и закрытый доступ - только для зарегистрированных пользователей));
©© Яковенко Т.В., 2012 г.
• по количеству обучающихся одновременно (индивидуальные и групповые);
• по тематике (узкоспециализированные, предметные и универсальные);
• по источнику финансирования (бюджетные (по заданию учредителя) и внебюджетные (по индивидуальным заявкам обучающихся));
• по количеству учебных часов (от 36 до144 часов).
С момента создания сайта по настоящее время в ИРО РТ осуществляется мониторинг работников образования республики, обучающихся дистанционно. Основанием для разработки мониторинга послужили материалы образовательной программы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ» [2.с.246]. Целью исследования является определение уровня готовности работников образования обучаться в дистанционном режиме. Анализ результатов мониторинга педагогов Республики Татарстан показывает следующее:
• 100% респондентов отмечают, что обучаться дистанционно сложнее, требуется не менее 2 часов времени на самостоятельную подготовку.
• 81% респондентов считают, что при дистанционной форме обучении возрастает личная ответственность за результат обучения.
• 74% респондентов отмечают, что дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения педагога.
• 58% респондентов в анкетах указали, что необходимо учитывать уровень информационной компетентности обучающихся;
• 42% респондентов высказали пожелание получать учебные материалы на бумагоносителях или на CD - дисках. Причинами такого выбора являются отсутствие постоянного доступа к Интернет, частые сбои в его работе.
В своих анкетах педагоги отметили ряд преимуществ дистанционного обучения, а именно:
• обучение с использованием современных программных и технических средств делает дистанционное обучение более эффективным;
• освобождение от рутинных видов деятельности;
• индивидуальное консультирование и индивидуальное сопровождение обучающихся в терминальном режиме;
• автоматизация системы контроля качества обучения;
• расширение границ учебного материала средствами электронных библиотек, поисковых утилит учебной литературы (на пример Google Scholar);
• комфортные условия для подготовки и проведения занятий, позволяют не менять обстановку, ритм жизни, выработать удобный график обучения;
• доступность процесса обучения, возможность круглосуточно получать необходимую информацию, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Электронные технологии позволяют организовать обучение по принципу «24/7/365»: обучающийся может работать над курсом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Отвечая на вопросы анкеты, педагоги указали и на недостатки дистанционного обучения: 68% респондентов не удовлетворены отсутствием реального взаимодействия между преподавателем и обучающимися.
В процессе реализации дистанционного обучения выделяют три типа взаимодействия:
• взаимодействие типа «обучающийся - содержание», при котором обучающиеся самостоятельно взаимодействуют с учебным материалом;
• взаимодействие типа «обучающийся - преподаватель», при котором обучающиеся вступают в различные формы диалога с преподавателем;
• взаимодействие типа «обучающийся - обучающийся», при котором
обучающиеся самостоятельно взаимодействуют друг с другом в группах.
В процессе реализации содержания курсов дистанционного обучения данные проблемы были учтены и произведена доработка контента, например, с помощью прямого обращения автора к обучающемуся в начале каждого занятия, использования разговорного стиля речи в учебных материалах, телефонные переговоры, теле- и видеоконференции, наличие в материалах курса фотографии преподавателей и куратора курса.
Необходимо отметить бинарный обучающий эффект: обучающий характер несёт не только контент учебного курса, но и сам процесс работы в дистанционном режиме, который способствует развитию у педагога следующих компетенций:
• навыки работы с персональным компьютером, офисными программами и Интернетом;
• формирование общих и специализированных навыков по работе с информационными ресурсами различных видов и форматов;
• знакомство со средствами и технологиями, поддерживающими индивидуальную и групповую учебную деятельность в ИКТнасыщенной среде;
• использование современных средств коммуникации (общение через Интернет, про ведение аудиои виде о конференций и т.д.);
• приобретение навыков в области электронного обучения и самообразования с помощью средств ИКТ;
• формирование базовых знаний и умений в области организации учебного процесса с применением средств ИКТ;
• развитие у слушателей навыков критического мышления при работе с информационными ресурсами.
Американский лингвист, Аврам Ноам Хомский писал: «В прошлом люди за знаниями шли в университет. В будущем знание придет к людям, где бы они ни находились» [1.с.14]. Стремительный рост объема информации и упростившийся доступ к ней способствуют интенсивному использованию дистанционных форм обучения в системе повышения квалификации работников образования. Дистанционное обучение является прекрасным дополнением к традиционным методам повышения квалификации, а в определенных условиях и альтернативным, что позволяет педагогу не прерывать процесс саморазвития и самообразования в быстро меняющихся условиях современной жизни.
Литература
1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. с. 632.
2. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс /М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д. Ишков и др. - М. : Изд. Дом «Обучение -Сервис», 2008, 256 с.