Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как одна из форм профессионального саморазвития педагога'

Дистанционное обучение как одна из форм профессионального саморазвития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / REMOTE FORMS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / REMOTE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Т. В.

В статье рассмотрены аспекты формирования профессиональной компетентности педагога средствами дистанционного обучения, определены функции и выявлены преимущества дистанционных форм обучения в процессе повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как одна из форм профессионального саморазвития педагога»

Яковенко Т.В. ©

К.п.н., Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты формирования профессиональной компетентности педагога средствами дистанционного обучения, определены функции и выявлены преимущества дистанционных форм обучения в процессе повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: самообразование, профессиональная компетентность педагогов, дистанционные формы повышения квалификации, дистанционное обучение. Keywords: self-education, professional competence of teachers, remote forms of improvement of professional skill, remote training.

На современном этапе развития общества прочно укрепился новый взгляд на образование: не как на изолированный процесс, протекающий в замкнутой среде, а как на открытую систему. В отчете Международного комитета ЮНЕСКО по вопросам образования в XXI веке «Образование: сокрытое сокровище» (1997) дистанционное обучение определено как наиболее перспективная область применения информационных и коммуникационных технологий. На Всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам высшего образования (Париж, 1998) впервые было отмечено, что «дистанционное обучение и новые информационные и коммуникационные технологии обеспечивают доступность образования...... По данным Института ЮНЕСКО по информационным

технологиям в образовании доля электронной составляющей в образовании должна возрастать по мере повышения уровня образования. Дополнительное образование, получаемое зрелым, сформировавшимся человеком, может быть чисто прагматическим и реализованным полностью на электронной платформе.

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает прочный фундамент для системы дистанционного обучения в Республике Татарстан, которая входит в число регионов с высоким уровнем информатизации. В течение 2010-2011 гг. 42 000 педагогических и управленческих кадров республики получили ноутбуки, более 15 000 педагогов прошли обучение в рамках реализации проекта «Ноутбук каждому учителю», что является результатом своевременного решения вопросов, связанных с обеспечением образовательных учреждений компьютерной техникой, внедрением новых компьютерных технологий, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров.

В 2008 году Институтом развития образования Республики Татарстан (далее ИРО РТ) был создан сайт дистанционного обучения http://do.irort.ru. Данный ресурс предоставляет возможность педагогам республики развивать профессиональные компетенции на расстоянии - обучаться дистанционно. Курсы, представленные на сайте, можно дифференцировать следующим образом:

• по доступности контента (открытый - обучающие ресурсы размещены в свободном доступе - и закрытый доступ - только для зарегистрированных пользователей));

©© Яковенко Т.В., 2012 г.

• по количеству обучающихся одновременно (индивидуальные и групповые);

• по тематике (узкоспециализированные, предметные и универсальные);

• по источнику финансирования (бюджетные (по заданию учредителя) и внебюджетные (по индивидуальным заявкам обучающихся));

• по количеству учебных часов (от 36 до144 часов).

С момента создания сайта по настоящее время в ИРО РТ осуществляется мониторинг работников образования республики, обучающихся дистанционно. Основанием для разработки мониторинга послужили материалы образовательной программы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ» [2.с.246]. Целью исследования является определение уровня готовности работников образования обучаться в дистанционном режиме. Анализ результатов мониторинга педагогов Республики Татарстан показывает следующее:

• 100% респондентов отмечают, что обучаться дистанционно сложнее, требуется не менее 2 часов времени на самостоятельную подготовку.

• 81% респондентов считают, что при дистанционной форме обучении возрастает личная ответственность за результат обучения.

• 74% респондентов отмечают, что дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения педагога.

• 58% респондентов в анкетах указали, что необходимо учитывать уровень информационной компетентности обучающихся;

• 42% респондентов высказали пожелание получать учебные материалы на бумагоносителях или на CD - дисках. Причинами такого выбора являются отсутствие постоянного доступа к Интернет, частые сбои в его работе.

В своих анкетах педагоги отметили ряд преимуществ дистанционного обучения, а именно:

• обучение с использованием современных программных и технических средств делает дистанционное обучение более эффективным;

• освобождение от рутинных видов деятельности;

• индивидуальное консультирование и индивидуальное сопровождение обучающихся в терминальном режиме;

• автоматизация системы контроля качества обучения;

• расширение границ учебного материала средствами электронных библиотек, поисковых утилит учебной литературы (на пример Google Scholar);

• комфортные условия для подготовки и проведения занятий, позволяют не менять обстановку, ритм жизни, выработать удобный график обучения;

• доступность процесса обучения, возможность круглосуточно получать необходимую информацию, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Электронные технологии позволяют организовать обучение по принципу «24/7/365»: обучающийся может работать над курсом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Отвечая на вопросы анкеты, педагоги указали и на недостатки дистанционного обучения: 68% респондентов не удовлетворены отсутствием реального взаимодействия между преподавателем и обучающимися.

В процессе реализации дистанционного обучения выделяют три типа взаимодействия:

• взаимодействие типа «обучающийся - содержание», при котором обучающиеся самостоятельно взаимодействуют с учебным материалом;

• взаимодействие типа «обучающийся - преподаватель», при котором обучающиеся вступают в различные формы диалога с преподавателем;

• взаимодействие типа «обучающийся - обучающийся», при котором

обучающиеся самостоятельно взаимодействуют друг с другом в группах.

В процессе реализации содержания курсов дистанционного обучения данные проблемы были учтены и произведена доработка контента, например, с помощью прямого обращения автора к обучающемуся в начале каждого занятия, использования разговорного стиля речи в учебных материалах, телефонные переговоры, теле- и видеоконференции, наличие в материалах курса фотографии преподавателей и куратора курса.

Необходимо отметить бинарный обучающий эффект: обучающий характер несёт не только контент учебного курса, но и сам процесс работы в дистанционном режиме, который способствует развитию у педагога следующих компетенций:

• навыки работы с персональным компьютером, офисными программами и Интернетом;

• формирование общих и специализированных навыков по работе с информационными ресурсами различных видов и форматов;

• знакомство со средствами и технологиями, поддерживающими индивидуальную и групповую учебную деятельность в ИКТнасыщенной среде;

• использование современных средств коммуникации (общение через Интернет, про ведение аудиои виде о конференций и т.д.);

• приобретение навыков в области электронного обучения и самообразования с помощью средств ИКТ;

• формирование базовых знаний и умений в области организации учебного процесса с применением средств ИКТ;

• развитие у слушателей навыков критического мышления при работе с информационными ресурсами.

Американский лингвист, Аврам Ноам Хомский писал: «В прошлом люди за знаниями шли в университет. В будущем знание придет к людям, где бы они ни находились» [1.с.14]. Стремительный рост объема информации и упростившийся доступ к ней способствуют интенсивному использованию дистанционных форм обучения в системе повышения квалификации работников образования. Дистанционное обучение является прекрасным дополнением к традиционным методам повышения квалификации, а в определенных условиях и альтернативным, что позволяет педагогу не прерывать процесс саморазвития и самообразования в быстро меняющихся условиях современной жизни.

Литература

1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. с. 632.

2. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс /М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д. Ишков и др. - М. : Изд. Дом «Обучение -Сервис», 2008, 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.