Инновационный подход к созданию системы дистанционного образования в гуманитарном вузе (на примере Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета)
Е.Н. Струков, доцент кафедры экономической информатики и математики, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет,
ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420021, (843) 2939453 [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам создания системы дистанционного обучения в гуманитарном вузе на основе концепции информационной компетентности. Приведены теоретические основы , педагогическая модель и организационные решения на уровне университета.
The article is devoted to questions of forming e-Learning system in humanity university based on information competence principle as a new approach of forming competences of the future specialist.
Ключевые слова
Компетентностный подход, дистанционное обучение, ресурсный центр, электронная библиотека;
Distant learning, e-Learning, competence approach, information resource center, E-Library
Основная цель, сформулированная в стратегии России в сфере образования, -это «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической
направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования»[1].
Совершенствование содержания и технологий образования, как одна из стратегических задач требующих решения, среди прочего подразумевает внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Одним из существенных элементов происходящих изменений является переход от печатных форм хранения и передачи информации к электронной или цифровой.
Главное содержание идеи опережающего образования состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего будущего [2].
Инновационное обучение не только должно готовить к жизни, но и непосредственно включать студентов в сам жизненный процесс, что подразумевает овладение приемами саморазвития, самообразования. В процессе такого обучения студенты в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они учатся общаться и работать совместно с другими.
В этих обстоятельствах информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Таким образом, процесс информатизации образования должен развиваться в следующих основных направлениях:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии
— это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
За время, прошедшее с начала внедрения средств вычислительной техники в образование, был сформирован ряд вариантов применения информационных технологий в данной сфере:
использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов;
использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений;
освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности;
использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов;
повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.
Информационные технологии в образовании эффективно взаимодействуют с рядом педагогических технологий, такими как: «обучение в сотрудничестве», метод проектов, проблемное и разноуровневое обучение; личностно-ориентированное обучение и деятельностный подход; дистанционное обучение и открытое образование. С точки зрения педагогической практики именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Исследование вопросов применения информационных технологий в обучении как правило базируется на различных моделях и концепциях [3], [4]. Базируясь на конструктивистском подходе нами была предложена, так называемая, «прагматическая» образовательная модель, которая представлена на рис.1. Она интернациональна и личностно-ориентирована. Концептуальными основами данной модели являются: компетентностный подход, концепции «опережающего
образования» и «качества образования».
Рис.1 Методологическая основа применения информационных технологий в обучении в вузе
Эта образовательная модель позволяет максимально эффективно применять средства информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании. Ее ключевыми компонентами являются: «информационные технологии обучения», «информационная компетентность», «информационная культура», «качество применения информационных технологий обучения». Предложенная модель более чутко реагирует на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы студентов, но не основного (и тем более не единственного) носителя информации, от которого требуется новый стиль управления, новая личностная позиция, формирование нового типа аналитического и критического мышления, нового стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности, нового направления на совместную деятельность, совместное построение проектов и программ, которые обеспечивают функционирование и взаимосвязь всех компонентов при создании учебно-воспитательной ситуации. Учащиеся в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской
деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими.
Одной из новых образовательных технологий, доказавших свою несомненную эффективность и хорошо вписывающуюся в предлагаемую модель, является электронное образование, или - e-Learning. В развитых странах электронное обучение охватывает все уровни образования и широко используется не только в университетах, но также в средней школе и в организации корпоративного (послевузовского) обучения.
Разработчики технологии e-Learning считают ее новой философией образования, которая поглотит в себе все существующие формы обучения, включая также очное обучение.
Электронное образование, e-learning, можно определить как вид обучения, в котором все аспекты образовательного процесса основаны на компьютерных технологиях.
Современные электронные технологии образования позволяют: создавать и управлять контентом занятий;
создавать целевые группы и распространять по ним учебную информацию (расписание занятий, планы и содержимое лекций, задания);
проводить онлайн тесты, собирать и обрабатывать их результаты; организовать коллективную работу обучающихся над заданиями. Использование компьютерных технологий, интегрированных в электронное образование, позволяет создать единое рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, администрации.
Информатизация и расширение доступности образования за счет применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) являются частью общей глобализации образования, обеспечивая всем желающим возможность получения образования в течение всей жизни.
Информатизация, глобализация, непрерывность - новые мировые тенденции в развитии содержания и форм образования. Одной из новых форм организации образования, отражающих эти тенденции, явилось открытое образование. А одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного открытого пространства является развитие электронного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ) является одним из крупных региональных центров гуманитарного образования и представляет собой образец вуза, обладающего всеми характерными чертами классического университета и высоким уровнем инновационной составляющей в организации учебного процесса, что в первую очередь связано с широким применением аудиовизуальных и компьютерных технологий. Именно вокруг подобных университетов формируется образовательное пространство нового типа, базирующееся на достижениях современных инфокоммуникационных технологий.
Очевидно, что для развития электронного обучения в университете, исключительно важно создание и поддержание в актуальном состоянии мощного ресурсного центра, доступ к которому должен быть возможен для обучаемых и преподавателей в любой точке мира, России и Татарстана.
Центр научно-образовательных информационных ресурсов (ЦНОИР) ТГГПУ был спроектирован и создан в рамках национальной задачи формирования в России и Татарстане информационного общества и интеграции последнего в международное путем обеспечения свободного доступа пользователей к разнообразным информационным ресурсам в режиме удаленного доступа. В частности, речь идет о следующих возможностях:
обеспечение доступности документов, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций, архивов, недоступных большинству библиотек, и т. п.);
обеспечение доступа к информации, существующей исключительно в электронной форме;
предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами машиночитаемых данных;
целенаправленное информационное обеспечение различных областей науки, культуры, образования путем создания и предоставления полнотекстовых баз данных в режиме удаленного доступа.
ЦНОИР ТГГПУ ориентирован на широкие круги пользователей, в первую очередь жителей Республики Татарстан и представителей татарской диаспоры проживающих за пределами республики, и предназначен для решения следующих основных задач:
образовательной в рамках которой осуществляется поддержка как формального, так и неформального образования, путем предоставления не только учебного материала, но и необходимой дополнительной литературы в виде авторитетных монографий;
справочной, направленной на необходимость удовлетворения потребности в информации одноразового характера по широкому кругу знаний; основу составляют издания энциклопедического характера.
научной, направленной на содействие глубокому изучению темы (предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовки; для ТГГПУ приоритетной аудиторией являются специалисты в области общественных и гуманитарных дисциплин, информационных технологий и экономики;
Содержательная часть фонда ЦНОИР в рамках поставленной задачи включает
в себя:
электронные текстовые эквиваленты печатных изданий — книг, журналов и других;
электронные образы печатных изданий или рукописных материалов, элементы которых (например, страницы, рисунки, фотографии и т. д.) представляются как целостные графические образы;
электронный резерв поддержки учебного процесса;
базы данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к электронным изданиям;
новые формы публикаций — электронные объявления, материалы электронных конференций, электронные препринты, электронные сообщения и некоторые другие виды, доступные потребителям через телекоммуникационные сети;
специальные издания: электронные публикации, аудио- и видеоинформация.
Одним из важнейших компонентов проекта является инновационный ресурс -электронный резерв (ЭР). Под ЭР понимается подборка оцифрованных материалов по конкретной дисциплине, состав и содержание которой определяется и формируется самим преподавателем. Иными словами, в ЭР входят все те материалы, которые являются необходимыми для полноценной подготовки студентов при изучении дисциплины, в соответствии с разработанными и утвержденными учебнометодическими комплексами. Все вышеперечисленные материалы представляют собой базу данных, структурированную в разрезе образовательных программ различного уровня и могут быть использованы для поддержки системы дистанционного обучения.
Еще один важный элемент проекта - электронное издательство, основной задачей которого является продвижение работ ученых и преподавателей ТГГПУ через Интернет как на всероссийский, так и на мировой уровень. Не секрет, что в настоящее время Интернет-ресурсы по уровню доступности и популярности превосходят все остальные варианты публикаций.
Для организации единой точки доступа к информационным ресурсам, таким как электронный каталог, коллекции оцифрованных материалов из фондов библиотеки, электронному резерву поддержки учебного процесса, электронной библиотеке, разработан информационно-образовательный портал. Доступ к порталу возможен с любого компьютера, входящего в сеть ТГГПУ, а также, по каналам Интернет, зарегистрированным пользователям. Существенно также и то, что данный ресурс размещен на мощностях Центра информационных технологий при Кабинете министров Республики Татарстан (КМ РТ). Доступ к нему осуществляется по каналам Государственной информационной системы РТ (ГИСТ РТ) и для пользователей, расположенных на территории республики является практически бесплатным. Инфокоммуникационная система ТГППУ является частью ГИСТ РТ. На этой же площадке размещен сервер системы дистанционного образования ТГГПУ.
В рамках реализации «Стратегии развития ТГГПУ до 2015 г.», созданный Центр научно-образовательных информационных ресурсов объединяет в себе классическую и электронную библиотеку, издательский и ресурсный центр университетского комплекса Татарского государственного гуманитарно -педагогического университета. Ресурсная часть ЦНОИР служит базой для поддержки системы непрерывного образования на основе инфокоммуникационных технологий, как на протяжении всего периода обучения, так и после него
Полнота и доступность - важнейшие качества вузовской информационной системы, основное назначение которой поддержка различных форм организации учебного процесса, том числе системы дистанционного обучения университета.
Систему дистанционного обучения на основе электронных учебных материалов можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить создание, хранение и доставку образовательной информации учащимся различными способами, в том числе посредством сети Интернет. Данная система также обеспечивает проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем. Дистанционное обучение дает возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; получать образование непрерывно и по индивидуальной программе. Система дистанционного обучения позволяет предоставить информацию в виде лекций, семинаров, видеоматериалов, проводить тренинги и проверять усвоение информации, отслеживать посещаемость, вести статистику, проводить оценку работы по окончании занятий, накапливать результаты
о пройденных курсах, проводить мониторинг уровня знаний персонала, сертификацию клиентов, получать обратную связь по вопросам эффективности обучения и т. п.
Структура Центра и функциональная схема организации системы дистанционного обучения (СДО) ТГГПУ приведена на рис. 2,3.
В качестве платформы для создания СДО ТГГПУ была выбрана система управления дистанционным обучением (СУДО) Moodle, относящаяся к категории свободно распространяемых. Ее основные возможности хорошо известны [5].
В университете активно идет процесс внедрения этой системы в образовательный процесс. Эти работы ведутся силами сотрудников отдела разработки электронных образовательных ресурсов Центра НОИР, одной из основных задач которого является создание учебных материалов (курсов) для СДО ТГГПУ в тесном сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом вуза. В качестве достижений отдела можно отметить полностью развернутую технологическую платформу электронного обучения: сервер, на котором можно вести полноценную разработку курсов и проводить занятия. Данная платформа установлена на территории Центра информационных технологий при КМ РТ и доступна как в интрасети ТГГПУ, так и Интернет. В настоящее время завершена подготовка практического руководства по основам разработки учебных дистанционных курсов на базе системы Moodle.
Необходимо упомянуть, что выбранная система e-learnig содержит весь инструментарий разработки курсов различных типов - от лекций до тестов. Кроме того, она допускает использование курсов, которые были разработаны в других авторских средах, при условии соблюдения стандарта SCORM. В качестве такой авторской среды в Центре используется программа e-Author CBT фирмы HyperMethod - IBS, которая позволяет создавать учебные курсы с широкими возможностями, применимые не только в on-line режиме, но и в режиме off-line.
Дистанционное обучение (ДО) дает возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; получать образование непрерывно и по индивидуальной программе. ДО с помощью Интернет-технологий позволяет территориально распределенным организациям и учебным заведениям решать задачи обучения, снижает необходимость в командировках и позволяет унифицировать обучение в рамках единой системы. С помощью Интернет можно пользоваться услугами удаленных экспертов, приложениями в режиме реального времени, что значительно дешевле, чем традиционные кабинетные методы обучения.
Техническая подсистема
Программно-аппаратная платформа:
- сервера приложений и базовое серверное ПО (лицензионное);
- система обеспечения безопасности;
- средства вычислительной техники (компьютеры, принтеры, сканеры, фотовидеоаппаратура) и прикладное ПО для разработки учебных материалов;
- специализированное ПО управления обучением и разработки учебных материалов (ЬМ8 МооШе, е-АиШог 3.5);
- портал СдО ТГГПУ;
- лаборатория мультимедиа (цифровая видеостудия).
Функциональная структура системы дистанционного обучения ТГГПУ
Педагогическая подсистема
Педагогическое проектирование:
- разработка программ обучения;
- подбор, анализ, обобщение материалов; -выбор форм, методов, средств обучения;
- разработка содержания (контента) дистанционных курсов;
-создание дистанционных курсов; -создание контрольных заданий, тестов; -создание видеоматериалов учебного назначения.
Формирование информационнообразовательных ресурсов поддержки учебного процесса:
- создание электронной библиотеки;
- создание электронного резерва.
Консалтинг.
Формирование системы критериев оценки качества обучения.
Организационная подсистема
Организационные вопросы разработки дистанционных курсов:
- взаимодействие с факультетами и кафедрами по вопросам разработки программ обучения;
- привлечение ППС к разработке ДК.
Организация учебных занятий:
-формирование и комплектование учебных групп;
составление расписания занятий и консультаций;
-планирование индивидуальных траекторий обучения;
-формирование группы тьюторов;
- работа с регионами.
Документооборот в учебном процессе: -разработка регламентирующих документов, лицензирование;
-учет и ведение договоров с обучаемыми, авторами курсов, тьюторами;
-контроль за финансовой стороной учебного процесса;
-сдача-приемка работ по договорам.
Анализ результатов учебного процесса, оценка качества обучения.
Рис. 2. Функциональная структура системы дистанционного обучения ТГГПУ
1 .Библиотечное обслуживание учебного процесса:
2.Библиотечное обслуживание научно-исследовательской работы университета:
3.Учет, пополнение, хранение и списание книжного фонда.
4.Научной обработка, систематизация и каталогизация поступающей литературы изданий на цифровых носителях, ведение каталогов
1.Текущая эксплуатация и сопровождение АБИС «Ирбис 64».
2.Доработка и обновление отдельных модулей АБИС, внедрение новых АРМ.
З.Обеспечение доступа пользователей к лицензионным электронным ресурсам (библиотека диссертаций РГБ и т.п.).
4.Консультирование и обучение пользователей основам работы с АБИС и внешним ресурсам.
5.Обучение работников библиотеки работе в АБИС.
б.Техническое сопровождение компьютерного оборудования и базового программного обеспечения Центра.
1.Внедрение и эксплуатация программных средств разработки электронного учебного материала.
2.Разработка электронного образовательного контента для системы ДО университета.
3.Создание (программирование) дистанционных курсов, контрольных заданий и тестов, тестирование, адаптация и внедрение курсов сторонних разработчиков.
4.Формирование и ведение электронного резерва поддержки образовательного процесса.
5.Издание (публикация) электронных образовательных материалов на ресурсах центра.
б.Оказание услуг по консалтингу в области ДО.
7.Разработка и поддержка в актуальном состоянии Интернет/интранет-ресурсов центра, в т.ч. портала электронной библиотеки, медиатеки, электронного издательства и др.
1.Издание учебно-методической литературы и научной литературы, подготовленной учеными и преподавателями университета.
2.Издание учебно-методической и научной литературы в электронной форме (электронное издательство).
3 .Размещение периодических изданий ТГГПУ на платформе НЭБ и поддержка актуальности информации.
4.Формирование и ведение электронной библиотеки работ авторов ТГГПУ.
5.Хозрасчетная издательская деятельность.
Рис. 3. Структурная схема Центра научно-образовательных информационных ресурсов
При осуществлении образовательной деятельности в глобальном масштабе важным фактором являются возможности управления и адаптации. Развитые СДО позволяют иметь постоянную обратную связь с преподавателем, в форуме в режиме онлайн обучающиеся могут общаться с другими слушателями данного курса, а также с самим преподавателем. Возможность совместной работы учащихся с приложениями для выполнения учащимися практических упражнений в виртуальном пространстве. СДО должны содержать возможности, позволяющие обучаться людям с физическими недостатками.
Дистанционное обучение необходимо в России, с ее огромными территориями, относительно невысокой плотностью населения и концентрацией образовательных ресурсов в крупных городах. С каждым годом рынок ДО становится все более востребованным, поскольку и учебные заведения, и коммерческие структуры понимают необходимость оптимизации в области подготовки кадров. Дистанционное обучение позволяет это сделать и при квалифицированном уровне его организации получить хорошие результаты.
Для Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета формирование системы дистанционного обучения, опирающейся на информационную поддержку ресурсного центра, является одним из основных направлений развития вуза на долгосрочную перспективу.
Высококачественная и эффективная работа Центра научно-образовательных информационных ресурсов - один из ключевых факторов успешного решения университетом задачи совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы: распоряжение Правительства РФ № 1340-р от 3 сентября 2005 г. // Высшее образование сегодня.—2005.—№ 10.
2. Урсул А..Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М. 1993
3. Вихман В.В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: дисс... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2004 186 с.
4. Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: дисс... канд. пед. наук. — Владикавказ, 2001 — 177 с.
5. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дисс... докт. пед. наук. — М., 1999 — 307 с.
6. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе «Moodle». Казань: КГУ, 2006 , 169 с.