Научная статья на тему 'Дистанционные технологии обучения в повышении квалификации педагогов общего образования'

Дистанционные технологии обучения в повышении квалификации педагогов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / REMOTE TECHNOLOGIES / RAISING OF THE SKILL / CONDITIONS OF MODEL REALIZATION / THE TECHNOLOGY / MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грейлих Н. Л.

В статье рассматриваются современные дистанционные технологии обучения педагогов общего образования. Предложена новая модель. Выделены основные блоки и компоненты. Комплекс реализуемых условий рассмотрен в процессе повышения квалификации педагогов для формирования информационно-телекоммуникационных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грейлих Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE TECHNOLOGY OF TEACHERS' EDUCATION IN RAISING OF THE SKILL OF TEACHERS OF EDUCATION OF GENERAL FORMATION

Modern remote technology of teachers′ education of general formation are described in the article. The new model is suggested. The main blocks and components of the model are picked out. The complex of realized conditions are examined in the process of raising the level of teachers' skill for formation of infor-mation-telecommunicative competence.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии обучения в повышении квалификации педагогов общего образования»

5. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: учеб.-метод, пособие. - Екатеринбург, 1999.

6. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.

Статья поступила в редакцию 25.06.09.

УДК 378

Н.Л. Грейлих, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: greilih_natela@mail.ru

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются современные дистанционные технологии обучения педагогов общего образования. Предложена новая модель. Выделены основные блоки и компоненты. Комплекс реализуемых условий рассмотрен в процессе повышения квалификации педагогов для формирования информационно-телекоммуникационных компетенций.

Ключевые слова: дистанционные технологии, повышение квалификации, условия реализации модели, технологии, модель, педагогические условия, компетенции.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Практическая деятельность современного учителя обязательно связана с информационным пространством образовательного учреждения и теми инновационными процессами, происходящими в обществе и отражающими происходящие в нем изменения. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования [1]. Современный уровень компьютерных коммуникаций затрагивает и образование. Совершенно закономерно, что ученые и педагоги все чаще обращают внимание на эту сверхмобиль-ную область научно-технического прогресса, которая стимулирует радикальное изменение практики образования и предоставляет возможность передачи и получения информации и знаний дистанционным путем [2; 3].

Главная задача Российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В рамках выполнения Концепции модернизации российского образования в 2004 г. Правительство Российской Федерации утвердило проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Проект был направлен на содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Реализация проекта была возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Одной из целей проекта является системное внедрение и активное использование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Необходимым условием для этого является профессиональное развитие педагогов.

Стремительное развитие технологий и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИТТ. Следует отметить, что реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, профессиональному развитию учителя, сохранению его индивидуальности. Формированию информационно-телекоммуникационных (ИТ) компетенций учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание. Под компетенцией

мы понимаем совокупность знаний, умений и опыта деятельности, являющегося определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В нашем исследовании для развития ИТ компетенций первым педагогическим условием является использование разработанного учебно-методического пособия (электронного и бумажного вариантов).

С позиции повышения квалификации профессионализм учителя рассматриваем как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методические, психолого-педагогические и ИТ составляющие. С этой позиции, педагог компетентен в области информационно-телекоммуникационных технологий, если:

- ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;

- представляет образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;

- участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;

- разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихсяна основе стандартных приложений и программ-оболочек;

- формирует собственные базы данных из Интернет-ресурсов учебного назначения;

- создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;

- применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;

- управляет учебно-воспитательным процессом с помощью стандартных приложений и специальных компьютерных программ.

Исходя из психологических особенностей взрослого человека, наиболее ценными становятся: приоритетность самостоятельного обучения, принцип элективности и возможность выбора индивидуальной траектории на курсах повышения квалификации. Выделенные принципы андрагогического подхода в работе с педагогами-слушателями особенно эффективны при использовании дистанционных технологий обучения. Сочетание преимуществ ДТО (свободный график обучения, индивидуальный темп, отсутствие возрастных границ, уменьшение затрат на транспортные средства, удобный способ представления результатов, отсутствие зависимости от места расположения участников образовательного процесса) позволяет утверждать, что применение дистанционных технологий обучения является наиболее оптимальным в современных условиях развития образовательной системы. Дистанционные технологии обучения - это синтетическая, интегральная, гу-

манистическая технология обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных знаний, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся. Анализ развития ДТО позволил нам разработать структурно-содержательную модель, которая позволяет выделить в образовательном пространстве взаимосвязанные блоки и компоненты отдельных этапов.

Обучение на курсах повышения квалификации идет через автономный дистанционный курс «Повышение информационно-телекоммуникационных компетенций педагогов общего образования». Обучение проводится также при наличии учебно-методического пособия.

Организация автономного дистанционного курса и работа с учебно-методическим пособием способствуют: созданию условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; формированию банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.); ознакомлению педагогических работников с опытом инновационной деятельности педагогов-передовиков; применению новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе; подготовке педагогических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии; рассмотрению различных типов и видов уроков с использованием новых информационных технологий.

Средствами последнего блока модели рассматривается готовность педагогов общего образования к использованию дистанционных технологий обучения. Показателями готовности на курсах повышения квалификации становятся компоненты модели: совершенствование базовых ИТК компетенций, систематизация действий и операций, умение работать с информацией, умение выполнять проекты, соответственно современным условиям.

Основная идея модели заключается в том, что результатом курсов повышения квалификации становится развитие информационно-телекоммуникационных компетенций педагогов. Когда мы говорим о реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников, то подразумеваем, что результатом является формирование и развитие ИТК компетенций педагогов. Для достижения эффективности и получения высоких результатов взрослых обучающихся необходим учебный материал, реализованный не только в электронной, но и в бумажной форме. Поэтому в качестве первого организационно - педагогического условия реализации структурно-содержательной модели дистанционной технологии обучения для развития ИТК компетенций педагога общего образования, как указывалось выше, является наличие и использование учебно-методического пособия. В качестве второго условия выступает наличие локальной вычислительной сети, так называемого Интранет, в малом городе. В настоящее время в нашей стране проводится определенная работа по оснащению учебных заведений средствами вычислительной техники и телекоммуникаций. Тем самым создаются условия для использования информационных и телекоммуникационных технологий как в области управления учебным заведением, так и в дальнейшем развитии учебного процесса. Особое внимание в сфере образования все больше уделяется телекоммуникационным технологиям, под которыми понимается совокупность методов и процессов, обеспечивающих передачу информации при помощи средств вычислительной техники [3]. Интерес к телекоммуникационным технологиям вызван целым рядом обстоятельств, в числе которых реальное проникновение коммуникационных систем практически во все области человеческой деятельности, возможность использования компьютерных сетей в повышении квалификации через дистанционные технологии обучения, необходимость подготовки слушателей к взаимодействию с

телекоммуникациями в дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство исследователей сконцентрировало свое внимание на использовании внешних сетей и организации учебного процесса с использованием широких информационных возможностей глобальной сети Интернет. Использование принципов и методов организации Интернет может быть перенесено на внутренние (локальные) сети учебного заведения. В региональном плане развития информатизации региона Челябинской области есть направления, связанные с организацией и развитием не только внутриучебных, но и городских локальных сетей. Это позволяет объединить учебные компьютеры, компьютеры, используемые для методической работы преподавателей, компьютеры, задействованные в решении задач управления учебным процессом и всем учебным заведением как единой организационной структурой. В результате может создаться система Интранет. В условиях малого города, малой удаленности компьютеров относительно друг друга, такая система позволила объединять в локальную сеть узловые станции образовательных учреждений, существенно облегчая тем самым обмен информацией между удаленными компьютерами. В условиях малого города реально обеспечить подключение всех задействованных в повышении квалификации педагогов узловых станций через сеть Интранет, тем самым обеспечив режим он-лайн или офф-лайн по просьбе слушателя. В современных условиях при развитой инфраструктуре возможности малого города имеют преимущества перед большим мегаполисом. Во-первых, возникновение однородного образовательного пространства для работы большого количества слушателей в условиях работы локальной городской сети минимизирует затраты, необходимые для повышения квалификации средствами ДТО, т.к. работы в локальной сети практически бесплатна, либо имеет символическую плату - около 2-10 копеек за 1 Мб. Во-вторых, преимущество использования локальной сети - комфортность, т.к. связь позволяет организовать более интенсивный темп работы слушателей, индивидуализировать процесс обучения, используя высокую скорость обмена информацией. Третье организационно-педагогическое условие реализации структурносодержательной модели дистанционной технологии обучения

- это наличие тьютора. Проблемам применения Интернет-технологий в образовании и опыту организации различных форм дистанционной педагогической деятельности с применением Интернет-технологий посвящены исследования Е.С. Полат, А.В. Хуторского [4; 5]. Реализация дистанционного повышения квалификации педагогов сопровождается появлением новых субъектов образовательного процесса (организатор, преподаватель, тьютор), обладающих специфическими функциями, что требует обновления содержания работы и пересмотра функциональных обязанностей педагога в целом. Институт тьюторства в отечественной системе образования возник одновременно с распространением дистанционных технологий обучения, но сегодня все еще находится в стадии становления. Деятельность преподавателя при использовании ДТО претерпевает существенные изменения. Его первоочередной задачей становится подготовка дистанционного учебного курса на основе уже имеющихся источников или авторских оригинальных разработок, входящих в него тематических разделов. Второй важнейшей педагогической задачей является управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами обучения и развития их интеллектуальных сил и способностей. Тьютор [6] - не обычный учитель - это педагог нового типа: понимающий специфику ДТО и помогающий облегчить процесс обучения; это человек, который помогает своим ученикам войти в мировое образовательное пространство, создавая тем самым специалистов нового, высшего класса. Анализ исследований в области дистанционных технологий обучения позволил сделать вывод, что особая роль в повышении квалификации педагогов в системе применения ДТО отводится тьютору. Он является ключевым фактором в обеспечении эффективности обучения. Термин «тьютор» получил распространение в

профессиональном языке всего несколько лет назад. В основном, это произошло за счет развития дистанционных технологий обучения, что несколько ограничило потенциальное значение термина. Как и многие заимствованные слова, «тьютор», подразумевает отличающееся значение от дословного перевода (tutor - наставник, воспитатель). Это отличие обуславливается конкретно применяемой технологией обучения, соответствующим функциональным значением и объективными потребностями рынков, вызвавшими появление новых технологий обучения. В этом случае тьютор (как функциональная единица в учебном процессе) предоставляет комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения, а значит его стоимость и конкурентоспособность. Тьютор проводит социологическое анкетирование среди слушателей, выясняет их мнение о форме и содержании различных курсов и передает разработчикам, помогает обучающемуся в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимосвязанными дисциплинами по выбору. Задача тьютора - активизировать процесс познавательной деятельности, в котором возникает ситуация понимания, сформировать собственное отношение слушателя к изучаемой проблеме. При этом никакими другими обязанностями, кроме курирования своих слушателей, тьютор не обременяется, но спрос с него идет постоянно за каждого обучающегося. Как правило, у обучающихся часто возникают общие вопросы, поэтому преподаватель может организовать специальную базу наиболее общих вопросов и ответов на них, обеспечив удаленный доступ к ней. Поскольку реализация курса ДТО, как правило, осуществляется часто без непосредственного участия в ней его разработчиков, в прямом управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся принимает участие преподаватель-консультант или тьютор. Третьей важнейшей задачей преподавателя является контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Эта традиционная преподавательская задача решается в дистанционной технологии обучении при разработке тестовых заданий текущего и итогового контроля, выполнением индивидуальных самостоятельных и практических работ, а процедура же реализации процесса тестирования может осуществляться как самим слушателем, так и тьютором с предоставлением результатов преподавателю. Следует заметить, что итоговое (экзаменационное) тестирование в системе ДТО обычно проводится либо в очной форме в учебном заведении-поставщике образовательных услуг, либо в местном центре поддержки дистанционного обучения. В любом случае тестирование происходит в присутствии тьютора. Таким образом, главными задачами тьютора являются: консультирование обучающихся по предмету, помощь им в затруднительных ситуациях и контроль результатов обучения.

Анализ публикаций А. А. Андреева, Е.С. Полат и др. [1; 2; 3] позволил сделать вывод, что существующие модели повышения квалификации педагогов являются неадекватными условиям деятельности современных учителей. Нами выделено, что в условиях курсовой подготовки, осуществляемой в рамках единого для всех слушателей базисного учебного плана, единого содержания, удовлетворить в полной мере индивидуальные запросы учителя не представляется возможным, краткосрочные или проблемные курсы частично решают эту проблему, но тематика повышения квалификации остается инвариантной для всей группы обучающихся. Возникает необходимость в индивидуальной траектории обучения, которую могут предоставить дистанционные технологии обучения.

Было проанализировано 90 творческих работ-проектов слушателей, все слушатели проходили обучение в 3 экспериментальных группах (ЭГ). В процессе работы ЭГ-1 проверялось первое педагогическое условие - наличие учебнометодического курса, без параллельной работы тьютора и

наличия локальной сети; при работе группы ЭГ-2 мы добавили к наличию учебно-методического комплекса методическую поддержку тьютора, но работа по локальной сети не была задействована. Выполнение всех заданий проходило через использование глобальной сети Интернет, также как и в первой экспериментальной группе. В ЭГ-3 проверялись все 3 педагогических условия: наличие учебно-методического комплекса, тьютора и локальной сети. В ЭГ-1 опытнопоисковой работой проверено первое, необходимое педагогическое условие, направленное на усвоение содержания курса повышения квалификации при помощи учебнометодического пособия. Анализ проведен по параметрам, приведенным в таблице 1.

Результаты анализа уровня развития ИТК компетенций педагогов общего образования, проходивших курсы повышения квалификации средствами ДТО в ЭГ-1 представлены в таблице 2.

Анализ выпускной творческой работы слушателей, прошедших обучение на курсах позволил сделать вывод. Вывод: уровень сформированности компетенций педагогов ЭГ-1 определен как критический. Наличие учебнометодического пособия недостаточно для развития компетенций педагогов. В ЭГ-2, где, кроме первого, было реализовано и второе необходимое педагогическое условие, направленное на методическую поддержку обучающихся, произошли изменения уровня развития компетенций педагогов. Результаты представлены в таблице 3.

Название пярмегра Содержанке параметра

Определеіше предмета - выражение знаний и представлений о предмете, зашитом«названии работ; - анализ и демонстрация его значимости р достижения практических успехов в профессиональной деятельности.

Четкость структуры, организация материала - логическая связанность, последовательность суждений реализация задач раскрытия ценности материала; - проявление индивидуальности в осмыслении и ясном, убедительном представлении материма.

Наглядность - количество и качество иллюстративного материала; - соответствие значимости объектов и приемов, обеспечивающих внимание к ним; - простота считывания информации и установления связи между текстами или схемами.

Полнота и обоснованность содержант - критическое осмысление, отбор и представление адекватных, современных данных; - аргументация и убедительность материала, ясность выводов; - диапазон и качество информационных источников; - соответствие базовому мтшмуму содержания образования.

Таблица 2

Результаты анализа уровня развит ИТК компетенций і ЭГ-1_________________________________

Параметры,'/!

Определение предмета, % Четкость структуры, организация материала, % Наглядность, % Полнота и обоснованность содержания,'/!

42 40 18 32

Сооттстш ткттей уртню сфортртанноти тяпешщт в Э Г-1 Параметры, уровни

Определение предмета Читать структуры, организация материала Наглядность Полнота и обоснованность содержания

допустимый критический недостаточный критический

Параметры, */•

Определение предметі, % Чепмен йрупуры, организация материала, % Наглядность, % Полистан обосиовашость содержания, %

55 58 21 42

Сютітмптттіуїттц Параметр щщтт и тптенщчіЭГ-2 і, уровни

Определение предмета Четкостъ структуры, органщик материала Наглядность Полном обоснованность содержания

допустимый допустимый критический критический

ванности компетенций педагогов ЭГ-3 определен как оптимальный.

Эффективность разработанного нами комплекса педагогических условий подтверждают и успехи педагогов в ЭГ-3, проекты всех обучающиеся на курсах повышения квалификации прошли региональную экспертизу цифровых электронных ресурсов. Результаты развития ИТК компетенций педагогов общего образования, прошедших обучение на курсах повышения квалификации выведены в таблицу 5.

Таблица 5

Вывод: уровень сформированности компетенций педагогов ЭГ-2 определен как допустимый, но недостаточный. Наличие учебно- методического пособия и педагога консультанта качественно изменили уровень развития компетенций, но незначительно. В ЭГ-3, реализован весь комплекс педагогических условий, зафиксирован самый высокий результат уровня развития ИТК компетенций педагогов-слушателей. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4

Параметры, %

Определение предмета, % Четкость структуры, организация материала, % Наглядность, % Полнота и обоснованность содержания, %

68 72 51 52

Соответствие показателя урмню фрмиротности компетенции в ЭГ-3 Параметры, уровни

Определение предмета Четкость структуры, организация материала Наглядность Полнота и обоснованность содержания

оптимальный оптимальный допустимый допустимый

Назвапис параметра ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3

А < а и II ІІ л ■* \ й 1 £5 1 и * 5; 8в Is и л і І а h в; S3 э а И а* I и * и Si 8 і £5 ц и J і s; і ч S& п

Определение предмета 42 допусти-мый 55 допусти-мый № оптималь-ный

Четкость структуры 40 крити-ческий 58 допусти-мый 72 оптималь-ный

Наглядность 18 недопус- тимый 32 критичес-кий 51 допусти-мый

Полнота и обоснованность содержания 39 критичес-кий 47 критичес-кий 52 допусти-мый

Динамика изменений показателей подтверждает вывод об изменении уровня развития компетенции педагогов экспериментальных групп относительно создания педагогических условий. Перспективными, на наш взгляд, являются следующие направления исследований: разработка модели непрерывного педагогического образования средствами дистанционных технологий обучения, развитие образовательной акт тивности педагога в процессе профессиональной деятельно-

Такое значительное повышение уровня развития компе- r г ^

сти.

тенций определяем как структурирование приемов работы с информацией в процессе повышения квалификации при методической поддержке тьютора, наличии учебно-методического пособия и работе в сети Интранет. Вывод: уровень сформиро-

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в образовании [Текст]: монография / Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

2. Андреев, А.А. Дидактическая система дистанционного обучения [Текст]: сб. науч. тр. / А.А. Андреев, В.Е. Солдаткин; сост. В.И. Овсянников // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. - М.: РИЦ «Альфа», 2003.

3. Роберт, И.В. Разработка системы дистанционного обучения для высшего и дополнительного образования в вузах [Текст] / Э.А. Манушин, Л.П. Мартиросян, Ю.А. Прозорова, И.В. Роберт, Д.Ю. Усенков. - М.: ИИО РАО, 2004.

4. Полат, Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. - Режим доступа: http: // sputnik.master-telecom.ru / Docs 32 / Ped journal / vio 20 full / cd site / Articles / artl 20.htm . - Загл. с экрана.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5.

6. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А. Андреев // Дистанционное образование. - 1997. -№4.

Статья поступила в редакцию 15.06.09

УДК 371

Л.И. Жарикова, канд. пед. наук доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail - Garikova@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА

Статья посвящена одной из основных задач современной системы непрерывного педагогического образования - поиску новых форм подготовки специалиста и нового содержания образования. Эта проблема проявляет себя в региональной системе образования, так как необходимо готовить педагогов, владеющих современными специализациями, в пределах собственного региона.

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, непрерывное образование, университетский комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.