Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия создания информационно-телекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов'

Организационно-педагогические условия создания информационно-телекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INFORMATION AND COMMUNICATIVE LEARNING ENVIRONMENT / TEACHING MODEL TO IMPROVE INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / DISTANCE EDUCATION / TEACHING CONDITIONS IMPROVED INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Храпаль Л. Р., Шарифзянова К. Ш., Мухутдинова Т. З.

Показано, что дистанционное образование является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения, а новые информационные образовательные технологии с применением глобальной сети Интернет позволяют достаточно хорошо организовать образовательный процесс. Широкое применение информационно-телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов позволяет перейти к новой парадигме «Образование на месте проживания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Храпаль Л. Р., Шарифзянова К. Ш., Мухутдинова Т. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is shown that distance education is now one of the most promising branches of pedagogy. The development of new technologies in education inevitably leads to a reorganization of the existing educational processes, the emergence of new forms of teaching and learning new information technology with the use of the Internet can pretty well organized educational process. The widespread use of information and communication learning environment (ICOS) in the training of teachers can move to a new paradigm of "Education at the premises."

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия создания информационно-телекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов»

Ф. Ш. Мухаметзянова, Л. Р. Храпаль, К. Ш. Шарифзянова,

Т. З. Мухутдинова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная образовательная среда, дидактическая модель совершенствования информационно-коммуникативной компетентности, дистанционное образование, педагогические условия совершенствования информационно-коммуникативной компетентности.

Показано, что дистанционное образование является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения, а новые информационные образовательные технологии с применением глобальной сети Интернет позволяют достаточно хорошо организовать образовательный процесс. Широкое применение информационно-телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов позволяет перейти к новой парадигме «Образование на месте проживания».

Keywords: information and communicative learning environment, teaching model to improve information and communication competence, distance education, teaching conditions improved information and communication competence.

It is shown that distance education is now one of the most promising branches of pedagogy. The development of new technologies in education inevitably leads to a reorganization of the existing educational processes, the emergence of new forms of teaching and learning new information technology with the use of the Internet can pretty well organized educational process. The widespread use of information and communication learning environment (ICOS) in the training of teachers can move to a new paradigm of "Education at the premises."

Стратегической целью государственной образовательной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; стратегическими целями и задачами модернизации образования: непрерывность образования в течение всей жизни человека; развитие дистанционного образования (ДО); создание программ, реализующих информационные технологии в образовании.

Перечисленные направления и задачи, отраженные в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. соответствуют рекомендациям ЮНЕСКО и тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая, в частности, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. Поскольку затяжной кризис

современного образования заключается в том, что современная информационная культура

сформировала новый социально-педагогический идеал, а система образования функционирует, подчиняясь заказу индустриального общества, то в этой связи дистанционное образование может рассматриваться как основной путь его преодоления. Вступают в действие ФГОС ВПО, ориентированные не только на передачу знаний, но и на формирование компетенций. Ведется разработка модели

«Российское образование-2020», отличительной чертой которой является указание на необходимость получения образования в течение жизни.

К переходу на новые стандарты должны быть готовы все участники образовательного процесса, но наиболее важной является подготовка

именно педагогических кадров. В ходе реализации нового стандарта педагог должен не только передать свои знания, но и максимально участвовать в развитии личности обучаемых, формировании универсальных учебных действий, без которых невозможно быть успешным на всех ступенях образования, в будущей профессиональной деятельности. Новые стандарты предусматривают активное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Поиск эффективных форм коммуникации является серьезной движущей силой в современном обществе, доминирующим фактором в его развитии и обновлении. Дистанционное образование в сочетании с расширением областей применения

информационных технологий позволяет достаточно эффективно решать проблемы совершенствования информационно-коммуникативной компетентности учителей в системе непрерывного образования и повышения их квалификации.

Согласно «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в

России», ДО должно содействовать решению таких социально значимых задач, как: повышение уровня образованности общества и качества образования; реализация потребностей населения в

образовательных услугах; удовлетворение

потребностей страны в качественно подготовленных специалистах; повышение социальной и

профессиональной мобильности населения, его

предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора; сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных

отечественной высшей школой; развитие единого образовательного пространства в рамках России,

СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения

стандартизированного образования в любой точке образовательного пространства.

Изучение педагогической литературы,

существующего положения и специально

проведенные исследования позволили выявить ряд существенных недостатков в процессе внедрения дистанционного образования как эффективного средства совершенствования информационнокоммуникативной компетентности учителей в

системе повышения квалификации:

- отсутствие системного подхода в организации дистанционного образования и

совершенствовании информационно -

коммуникативной компетентности учителей в

системе повышения квалификации;

- формы, методы, содержание обучения и средства подготовки учителей не соответствуют особенностям технологий дистанционного образования, не ориентированы на использование ИКТ в профессиональной деятельности; в учебных курсах;

- использование ИКТ в учебном процессе зачастую приводит к усложнению коммуникаций, отказу учителей от устного общения.

Устранению указанных недостатков мешают существующие в современных социальноэкономических условиях противоречия между:

- интенсивным развитием

информационных технологий (аппаратных и программных средств), значительным потенциалом вузов в техническом обеспечении и отставанием соответствующих педагогических технологий;

- необходимостью решения

профессиональных задач с привлечением современных информационно-коммуникативных технологий и низким уровнем информационнокоммуникативной компетентности учителей, владеющих этими технологиями;

- стремлением большинства учителей школы овладеть технологиями дистанционного обучения и отсутствием методики их подготовки к деятельности в системе дистанционного обучения;

- накопленным опытом организации дистанционного обучения в зарубежных и отечественных образовательных учреждениях и отсутствием результатов теоретико-методического обобщения этого опыта для использования его в подготовке учителей в системе повышения квалификации;

- особенностями требований к подготовке учителей в системе повышения квалификации к деятельности в системе дистанционного образования и отсутствием диагностического инструментария оценки уровня их информационнокоммуникативной компетентности.

Дистанционное образование обеспечивает совершенствование информационнокоммуникативной компетентности учителей в процессе повышения их квалификации при соблюдении педагогических условий:

• субъектно-личностных (удов-

летворение образовательных и профессионально-

личностных потребностей педагогов; развитие их субъектно-творческого опыта по созданию информационно-коммуникативной образовательной среды (ИКОС); проявление субъектной активности в выполнении поисково-исследовательской деятельности по моделированию ИКОС и др.);

• организационно-педагогических (ознаком-

ление с современными образовательными дистанционными технологиями; развитие мотивационного, операционального и рефлексивного компонентов информационно-коммуникационной компетентности

учителей; построение образовательного процесса в логике проектной деятельности; использование корпоративно-модульной технологии обучения и др.)

• ресурсных (моделирование программнометодического обеспечения в компетентностном формате; материально-техническое обеспечение; развитие кадрового потенциала системы повышения квалификации и др.)[2].

Создание информационно-телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов предусматривает создание единой сети электронных учебных (рабочих) мест повышающих квалификацию учителей и сотрудников учебного центра, которая связана с потребительским сервером. Данная информационная система и база данных позволяют осуществлять администрирование и контроль за учебным процессом, охватывают все основные педагогические процессы и представляют информацию для принятия управленческих решений. Достоинствами ИТОС являются географическая автономность, индивидуальный характер обучения, эксплуатационная дешевизна. Широкое применение ИТОС в системе повышения квалификации педагогов позволяет перейти к новой парадигме «Образование на месте проживания».

Под информационно-телекоммуникационной образовательной средой (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые участниками образовательного процесса для развития эффективной коммуникации.

Соответственно, современный педагог, учитель-новатор должен обладать информационнокоммуникативной компетентностью, а отсутствие компетенций в использовании информационнокоммуникативной образовательной среды ограничивает его профессиональные возможности, оставляя на «обочине» прогрессивных тенденций в области дистанционного образования. Инфор-

мационно-телекоммуникационная образовательная среда (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов должна удовлетворять потребности личности педагога в успешной социальной адаптации, профессиональном становлении, поскольку ее существование вне коммуникации учителей, преподавателей, тьюторов, сетевых администраторов и образовательных объектов невозможно [1].

На наш взгляд, ИТОС должна стать средой повышения профессиональной квалификации учи-

телей, формируя у них устойчивую потребность в ее использовании и интерес к познанию ее педагогических и технологических возможностей. В частности, использование информационно-

телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов представляет собой абсолютно новую модель непрерывного повышения квалификации, которая опирается на функциональную эффективность технологий информации и коммуникации, формирует культуру и формируется на основе особой культуры обучения, включающая как обучаемого, так и обучающего.

Целью опытно-экспериментальной работы выступало повышение уровня подготовки и уровня информационно-коммуникативной компетентности педагогов, обучающихся в традиционном и дистанционном режиме путем внедрения условий.

В ходе опытно-экспериментальной работы остро обозначилась необходимость индивидуализации процесса дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава учебных заведений для работы по дистанционной форме обучения, а также организации взаимодействия со слушателями в послекурсовой период. В связи с этим актуализировалась потребность новой структурной организации курсового обучения, один из вариантов которой может быть представлен в табл.1.

Таблица 1 - Содержание курсового обучения педагогов

Этапы Содержание

I этап Самоопределение профессорско-преподавательского состава учебных заведений для работы по дистанционной форме обучения. Форма работы: первичная диагностика (уровня подготовки к работе по дистанционной форме обучения), разработка учебно-тематического плана работы учебной группы и индивидуальных учебных планов слушателей.

II этап Усвоение теоретических знаний. Форма работы: информационные лекции, психологический тренинг.

III этап Промежуточный анализ результатов, коррекция групповых и индивидуальных учебных планов. Форма работы: диагностика промежуточных результатов.

IV этап Осмысление и апробация полученных знаний. Форма работы: проблемные лекции, социально-психологические тренинги, практические занятия

V этап Анализ результативности курсового обучения и прогнозирование процесса самообразования. Форма работы: итоговая диагностика, разработка планов самообразования.

VI этап (после курсовой) Оценка эффективности курсового обучения, помощь в организации самообразовательной деятельности Форма работы: диагностика, собеседования, консультации.

Разработанная нами программа специального курса «Основы подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения» предназначалась для подготовки профессорско-преподавательского состава учебных заведений для работы по дистанционной форме обучения. Несмотря на то, что программа содержит два основных раздела (лекционные и практические занятия), каждый из этих разделов предполагает теоретическую подготовку и самостоятельную практическую деятельность слушателей курсов и может быть варьирован (индивидуально или в группе) по различным параметрам - должности, стажу работы, индивидуальным запросам и т.д. Дополнением к массовым формам работы являлась самостоятельная образовательная деятельность слушателей - тематическое реферирование педагогической, психологической и методической литературы по вопросам работы в дистанционной форме обучения; самодиагностика и самоанализ; подготовка презентации собственного опыта.

Итоги обучения по программе дополнительной подготовки говорят о том, что слушатели курсов повышения квалификации повысили свой уровень подготовленности для работы в дистанционной форме обучения. На завершающем этапе исследования проводилось тестирование по диагностической тестовой карте для определения и оценки уровня педагогической подготовленности преподавателей.

Таким образом, наблюдалась положительная динамика формирования подготовленности педагогов по программе повышения квалификации (на протяжении занятий она составила более 50% в сторону повышения оценки) (Табл.2).

Таблица 2 - Динамика уровня сформированно-сти профессионально-педагогических умений и навыков контрольных и экспериментальных групп

Профессионально-педагогические умения и навыки Контр. группа (%) Экспер группа (%)

- умение работать с первоисточниками и научной литературой 75,3 76,3

- умение рассматривать педагогические факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них, по возможности близкие к своей профессиональной деятельности 54,2 68,4

- умение анализировать влияние исторических фактов и явлений на культурное и социально-экономическое развитие общества 54,1 65,8

- умение использовать полученные теоретические знания в решении конкретных педагогических задач 78,2 81,6

- умение выразить свое собственное мнение по той или иной педагогической проблеме 68,1 92,1

- владение методом конкретного исторического анализа педагогических фактов и идей 41,2 57,9

- владение навыками критического подхода к анализу педагогических идей и концепций 54,5 65,8

Анализ особенностей и отличий повышения квалификации педагогов по дистанционной форме обучения позволяет выделить из них как наиболее важную: объект деятельности специалиста в системе «человек-человек» - живая, мыслящая личность, находящаяся в многомерной непредсказуемой обстановке, и этот фактор в условиях использования электронного ресурса существенно ограничивает результативность общения обучаемого и обучающего.

Другой особенностью, непосредственно вытекающей из первой, является содержание процесса дистанционной гуманитарной подготовки -обучение воздействию на человека: информационному, активизирующему, настраивающему на определенные действия или результаты.

Третьей наиболее важной специфической особенностью подготовки специалистов гуманитарных профессий по дистанционной форме обучения является то, что телекоммуникационные технологии в данной ситуации не вытесняют бумажные носители информации. Такое утверждение можно обосновать исходя, во-первых, из свободного выбора режима получения образовательных услуг, который предоставляет дистанционное обучение; во-вторых, учитывая тот факт, что педагогически спроектированный, личностно спроектированный электронный образовательный ресурс может выступать в качестве интеграционного механизма; в-третьих, представление о перечне склон-

ностей, предпочтений, выраженных способностей, наконец, о профессионально важных качествах, предмете труда социономических профессий неотделимо от осознания необходимости обращения ко всякого рода печатной продукции.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения.

Литература

1. Храпеть, Л.Р. Теория и практика формирования профессиональной компетентности в контексте информатизации образования [коллективная монография] / Д.В. Гулякин, В.П. Валова. - Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. - 148 с.

2. Шерифзянове, К. Ш. Дидактические особенности подготовки специалистов гуманитарного профиля в системе дистанционного обучения / К. Ш. Шарифзянова // Образование и саморазвитие. - 2011. - №4 (26). - С.23-28.

3. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста : Монография. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. - 352 с.

4. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста. Дисс. ... д-ра. пед. наук. 2005.

© Ф. Ш. Мухаметзянова - д.пед.н., проф., член-корр. РАО, дир. ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО»; Л. Р. Храпаль - д.пед.н., зам. дир. по инновационному развитию ФГНУ «Институт педагогики и психология профессионального образования РАО»; К. Ш. Шарифзянова - ст. препод. Приволжского Межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования К(П)ФУ; Т. З. Мухутдинова - д.пед.н., член-корр. РАЕ, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, tamara@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.