Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель дистанционной технологии обучения педагогов общего образования'

Структурно-содержательная модель дистанционной технологии обучения педагогов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODEL / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / COMPETENCIES / REMOTE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулькибаева Н. Н., Грейлих Н. Л.

В статье дается описание разработанной педагогической модели, реализуемой в процессе повышения квалификации педагогов общего образования для развития ИКТ компетенций средствами дистанционной технологии обучения. Рассмотрены блоки, компоненты модели, методика её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND CONTENT MODEL OF TECHNOLOGY OF DISTANCE TEACHING FOR PEDAGOGUES OF GENERAL EDUCATION

The article supplies the description of a designed pedagogical model, realized in the process of additional professional training for teachers of general education with the purpose of development of ICT competency by means of distance education technologies. The author works out blocks and components of the model, as well as methods of its realization.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель дистанционной технологии обучения педагогов общего образования»

Кроме того, для повышения продуктивности деятельно- ловиях требований к подготовке спортсменов возникает необ-

сти спортивной команды необходимо, чтобы неформальное ходимость в научно-обоснованных рекомендациях по проповедение не противоречило ролевому поведению в рамках блеме выбора игровых функций, связанной с прогнозировани-

формальной структуры. ем способностей, присущих игрокам определенного профиля.

В заключение следует отметить, что в современных ус-

Библиографический список

1. Богданова, Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива / Д. Я. Богданова: лекции для студентов ИФК. - Л, 1977.

2. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Баскетбол: учебник для ин-ов физ. культ. / под ред. Ю.М. Портнова. - изд. - 3-е перераб. - М.: Физ. культура и спорт, 1988.

4. Психология общения / Е.И. Рогов. - М: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.

5. Коломийцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломийцев. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

6. Жмарев, Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера / Н.В. Жмарев. - 2-е изд, перераб. и доп. - К.: Здоровье, 1986.

7. Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я. Гомельский. - 2-е изд. - доп. М.: Физкультура и спорт, 1985.

8. Николич А. Отбор в баскетболе. / А. Николич, В. Параносич. - М.: ФиС, 1984.

9. Баскетбол / под ред. Н.В. Семашко. - 2-е изд, доп. и перераб. - М.: «Физкультура и спорт», 1976.

10. Бабушкин, В.З. Специализация в спортивных играх / В.З. Бабушкин.- К.: Здоровья, 1991.

11. Баскетбол / Уолт «Клайд» Фрейзер, Алекс Сэчер; пер. с англ. Р. А. Цсафмана. - М.: Аст: Астрель, 2006.

Статья поступила в редакцию 15.04.09

УДК 371. 01

Н.Н. Тулькибаева, д-р. пед. наук, проф. ЧГПУ, г. Челябинск, (351) 2 393753 Н.Л. Грейлих, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: greilihnatela@mail.ru

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дается описание разработанной педагогической модели, реализуемой в процессе повышения квалификации педагогов общего образования для развития ИКТ компетенций средствами дистанционной технологии обучения. Рассмотрены блоки, компоненты модели, методика её реализации.

Ключевые слова: модель, повышение квалификации, компетенции, дистанционные технологии.

Глобальность перемен, на пороге которых находится система образования, предполагает пересмотр существующих подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельности, существенно отличающихся от предлагаемых сегодня. Очевидно, что в связи с интенсивным развитием информационных технологий в самое ближайшее время предстоит изменение не только форм и содержания школьного образования, но и его целей, смысла, перспектив развития [4; 6].

В настоящее время в нашей стране создаются условия для использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. В региональном плане развития информатизации региона Челябинской области есть направления, связанные с организацией и развитием не только внутриучебных, но и городских локальных сетей. Это особенно важно в условиях малого города. Такая система позволяет объединять в локальную сеть узловые станции образовательных учреждений, существенно облегчая тем самым обмен информацией между удаленными компьютерами. В условиях малого города реально обеспечить подключение всех задействованных в повышении квалификации педагогов узловых станций через сеть Интранет, тем самым обеспечив режим онлайн или офф-лайн по просьбе слушателя. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Изучение и анализ ряда нормативно-правовых документов, материалов Всероссийских, Международных конференций, посвященных рассмотрению вопросов, связанных с дополнительным педагогическим образованием и информатизацией российской образовательной системы, позволили нам выделить следующие направления развития и совершенствования современной системы повышения квалификации: построение программ с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении через использование дистанционных технологий

обучения и использование модульного построения образовательных программ; реализация андрагогического подхода к организации процесса повышения квалификации работников образования.

Сказанное выше позволяет сделать вывод об обоснованности реализации андрагогического подхода в разработке структурно-содержательной модели дистанционных технологий обучения для развития ИКТ компетенций педагогов на курсах повышения квалификации в условиях малого города.

В педагогической теории и практике предпринимаются попытки обосновать модели образования, которые ориентированы на интеграцию интеллектуального, профессионального и личностного развития. Разработка любой педагогической модели требует научно - методологического осмысления, определения комплекса подходов к предмету исследования. Анализ рассмотренных нами моделей образования (М.Н. Берула-вы, С.В. Герасимовой, С.И. Осиповой, Г.Н. Прозументовой, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.) позволяет утверждать, что каждая их группа ориентируется преимущественно на развитие одной характеристики: на получение и закрепление знаний, на развитие мышления, на развитие личностных качеств - в то время как современные образовательные системы, на наш взгляд, должны обеспечивать совершенствование профессиональных способностей в синтезе с личностными качествами педагога. В связи с этим актуальной становится проблема поиска адекватной модели организации повышения квалификации педагогов.

В нашем исследовании мы рассматриваем процесс повышения квалификации педагогов средствами дистанционных технологий обучения, поэтому считаем необходимым рассмотреть как структуру, так и содержание предлагаемой модели, разрабатываемая модель относится к разряду структурно-содержательных. Понятие структура обозначает определенную взаимосвязь, взаиморасположение составных частей единой (например, педагогической) системы, ее устройство. Понятие «содержание» включает основные компоненты моде-

Курсы ПОЕышеккя КЕяЛНІНКаїШК

Цель курсов > Развитие компетенции

&

Индивидуальный (внтагеннын) опыт. знання. умения

УЧВТСЛЯ

Развитие информационны! компетенций

Творческая работа слу шателей, представленная е POWER POINT

fi

»

1-

Ї

ч

>

fi

і

Готовность использования ДТО

J

С'ОЕершенпЕованне базовых ИКТ

К*ОШІЄТЄКЦНЙ

Систематизация действия н операций, уценке работать с информацией

Умение

ЕЬШОЛНЯТЬ проекты, соответственно с современными

УСЛОВИЯМИ

ли. Структурно-содержательная модель дистанционной технологии обучения представляет собой единство 3 блоков - содержание, процесс, результат (Рис.1)

Содержание обучения является системообразующим в представленной модели. Этот блок включает в себя определение цели и задачи курсов повышения квалификации средствами ДТО. В сочетании модульного стандарта и модульного проектирования мы создали более гибкую систему обучения и сделали ее более дифференцированной по содержанию и соответствию. Модульный подход позволяет также гибко перестраивать модель обучения уже в ходе образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями обучаемых. «Компетенции» - это знания, опыт в той или иной области. Исходя из вышесказанного, предопределена цель обсуждаемой структурно - содержательной модели - развитие компетенций педагогов при повышении квалификации средствами ДТО. В соответствии с целью были определены следующие задачи: определение содержания курса повышения квалификации; разработка методики курса повышения квалификации; диагностика уровней развития компетенций.

Следующий блок определяет процесс развития компетенций. При реализации второго блока модели происходит взаимодействие субъектов модели. Субъектами данной модели являются:

1. Куратор курса, который является организатором учебной деятельности, занимается формированием групп слушателей, координирует работу педагога и слушателя, занимается финансовым и техническим обеспечением обучения. Куратор курса, по сути, является менеджером.

2. Тьютор, который работает с каждым обучаемым в индивидуальном режиме, используя для каждого слушателя разные методы и разный содержательный материал в зависимости от хода выполнения заданий и результатов личного Интернет-общения;

3. Слушатель - педагог, который является заказчиком курса.

Варьирование содержания и методики обучения для отдельных обучаемых происходило путем получения голосовых on-line консультаций, телеконференций, видеолекций, видеоуроков, нахоящихся в режиме off-line, выполнения самостоятельных и лабораторных заданий и отправке их либо непосредственно педагогу-консультанту (тьютору) посредством программ-клиентов, либо на ftp-сервер, либо на электронный ящик педагога-тьютора, либо обычное использование учебнометодического пособия, представленного как на бумажном, так и на электронном носителе. Формы работы, используемые для работы на курсе: голосовые onn-line конференции, голосовые и видеоконсультации, телеконсультации, использовались так же чат, форум, программы- клиенты. При использовании данной модели все материалы, необходимые участнику курса, размещались в сети на сайте. В данном случае, курс размещен на http // www.edu-satka.ru. Курс организован по модулям. Оценивание результатов дифференцированного обучения осуществлялось сетевым преподавателем-тьютором посредством оценивания самостоятельной итоговой работы, web-квеста, реферативного сообщения, или выпускного проекта.

В рамках выполнения индивидуальных заданий и их проверкой сетевым преподавателем осуществлялся промежуточный контроль в виде выполнения практикумов и лабораторных работ. На основании его результатов была проведена корректировка содержания и методов индивидуального обучения для каждого слушателя. Тьютор, оценивая выполнение заданий каждым обучаемым, имел возможность качественной характеристики-комментария по каждому заданию для каждого слушателя, присылая комментарии на личную страницу слушателя. В образовательном процессе представленной модели использовались следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме); сетевые учебные материалы; видео учебно-информационные материалы; тренажеры; базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом.

Рис. 1 . Структурно-содержательная модель дистанционной технологии обучения.

Данная модель предполагает использование онн-лайн лекции, как основной формы организации учебных занятий. Лекции стимулировали активную познавательную деятельность обучаемых, способствовали формированию творческого мышления. В методическом отношении онн-лайн лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Лекции проводились в реальном (голосовая связь или видеоконференция) или нереальном времени (использовались архивные файлы, расположенные на сервере). Компьютерные видеоконференции использовались для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники - для проектирования изображения с монитора компьютера на экран - и для фронтального варианта. Лекции-пресс-конференции, проводимые в реальном режиме включали элементы контроля усвоения знаний. Основным требованием, предъявляемым к форме организации таких материалов, являлось требование их пересылки с использованием сервисов сети Интернет. В ходе самостоятельного учения происходит индивидуальное или коллективное общение с сетевым преподавателем. Для организации такого общения использовалась электронная почта, телеконференции, чат или форум. Для проведения оперативного промежуточного контроля мы использовали анкеты, рассылаемые по электронной почте в определенные сроки и самостоятельные работы, она является основной в модели, представленной нами выше. При этом используются все описанные выше средства обучения. Реализация модели происходила через организацию работы автономного дистанционного курса «Повышение ИКТ компетенции педагогов общего образования». Организация автономного дистанционного курса и работа с учебно-методическим пособием способствуют: созданию условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информацион-

ных технологий, распространению использования ИКТ в образовании, формированию банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.), ознакомлению педагогических работников с опытом инновационной деятельности педагогов-новаторов, применению новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе: подготовке педагогических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, рассмотрению различных типов и видов уроков с использованием новых информационных технологий. Последний блок модели «результат» рассматривает готовность педагогов общего образования к использованию ДТО и выделяем 3 компонента: уровень сформированности базовых ИКТ-

компетенций, систематизация действий и операций, умение работать с информацией и умением выполнять проекты в соответствии с современными условиями. Эффективность разработанной нами модели подтверждают и успехи педагогов экспериментальной группы №3, проекты которых были представлены на участие во Всероссийском конкурсе «Лучших электронных ресурсов», организованном журналом «Директор школы» и компании «Стратегия развития образования и культуры», проведенном в рамках реализации программы «Информатизация системы образования», получили высокую оценку экспертного совета, педагоги награждены ценными подарками и грамотами. Результаты развития ИКТ компетенций педагогов общего образования, прошедших обучение на курсах повышения квалификации выведены в таблицу 1.

Анализ опытно - экспериментальной работы свидетельствует об эффективности структурно-содержательной модели дистанционной технологии обучения, о достаточности предложенного комплекса педагогических условий ее эффективной реализации; процесс развития Икт компетенций педагогов общего образования наиболее эффективен при использовании учебно-методического пособия, локальной городской сети и при методической поддержке педагога-консультанта (тьютора).

Динамика изменения показателей при измерении критериев «определение предмета», «четкость структуры и организация материала», «наглядность», «полнота и обоснованность содержания» в экспериментальных группах показана на рис. 2, 3, 4, 5.

Таблица1

Динамика развития компетенций педагогов общего образования, прошедших курсы повышения квалификации

Нтаииетиммстр»

Определение предмета

Четкость структуры

Наглядность

Полнота

обоснованность

содержания

ЭГ-1

& я

I!

*1

1

І »

£ ®

И І *

допусти

-мый

крити-

ческий

недопус

-тимый

критиче

ЭГ-2

в 5 . і Я

8°ч п

И 1

ІІ а

“8 « и

I

І

допусти

-мый

допусти

-мый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

критиче

с-кий

критиче

эг-з

д £

I н

& а

II й

І 1 и

I

м

ный

ный

мый

допусти-

динамика изменения показателей при измерении критерия "определение предмета", %

42

эг-1 эг-2 эг-3

Рис 2. Динамика изменений показателей при измерении критерия «Определение предмета»

Требования, предъявляемые обществом к профессиональному уровню и квалификации педагога существенно изменяются. Необходимость развития компетенций заложена в современных условиях развития системы образования, так как современный уровень развития компьютерных коммуникаций не может не затронуть образование, то совершенно закономерно, что ученые и педагоги обращают внимание на информационно-коммуникационные технологии и изменения в практике образования, произошедшие с их внедрением в систему образования.

Исходя из вышесказанного, становится актуальной проблема поиска подходов и технологий организации повышения квалификации педагогов, которая могла бы практически быть внедрена в систему повышения квалификации работников образования. Анализ научно-методических исследований современного состояния организации, изучение теоретических источников по исследуемой проблеме показали, что поиски учебных и педагогов-практиков направлены на качественное изменение содержания и организационных форм повышения квалификации; поиск наиболее оптимальных технологий и подходов повышения курсов повышения квалификации; активную включенность педагогов в процесс непрерывного образования; переход от инструктивно-информационного взаимодействия со слушателями к удовлетворению их образовательных запросов и потребностей. Такой технологией является дистанционная технология обучения, а наиболее оптимальным - андрагогический подход, используемый в процессе обучения взрослых обучаемых. Задачей сегодняшнего дня является создание педагогической модели дистанционной технологии обучения непрерывного образования педагога как ориентира развития системы, ее внедрение на основе андраго-гического подхода.

динамика изменения показателей при измерении критерия "наглядность", %

18

Рис 4, Динамика изменений показателей при измерении критерия «Наглядность»

динамика изменения показателей при измерении критерия "полнота и обоснованность содержания", %

47 52

39

ЭГ*1 ЭГ-2 ЭГ-3

Рис.5. Динамика изменений показателей при измерении критерия «Полнота и обоснованность содержания»

динамика изменения показателей,при измерении критерия "четкость структуры, организация материал а”

72

58

40

ЭГ-1 ЭГ*2 ЭГ-3

Рис 3. Динамика изменений показателей при измерении критерия «Четкость структуры .организация материала»

Библиографический список

1. Андреев, А.А. Дидактическая система дистанционного обучения [Текст]: сб.науч.тр. / А.А. Андреев, В.Е. Солдаткин; сост. В.И. Овсянников // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. - М.: РИЦ «Альфа», 2003.

2. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А. Андреев // Дистанционное образование. - 1997. -№4.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в образовании [Текст]: монография / Е.С. Полат. - М: Изд. центр «Академия», 2004.

4. Полат, Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. - Режим доступа: http: // sputnik.master-telecom.ru / Docs 32 / Ped journal / vio 20 full / cd site / Articles / art 1 20.htm . - Загл. с экрана.

5. Роберт, И.В. Разработка системы дистанционного обучения для высшего и дополнительного образования в вузах [Текст] / Э.А. Манушин, Л.П. Мартиросян, Ю.А. Прозорова, И.В. Роберт, Д.Ю. Усенков. - М.: ИИО РАО, 2004.

6. Хуторской, А.В Ключевые компетенции [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5.

Статья поступила в редакцию 23.03.09

УДК 37.01: 796 І 799

Т.В. Дылкина, ст. преп. АГАУ, г. Барнаул, E-mail: ansmishasau@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье доказана необходимость применения путей организации субъект-субъектного взаимодействия на занятиях физической культурой в ВУЗе. Кроме этого представлены полученные результаты в ходе ее внедрения.

Ключевые слова: взаимодействие, преподаватель, студент, физическая культура, технология, вуз.

В концепции физического воспитания разработанной Л.И. Лубышевой, предусматривается необходимостью создания блока педагогических технологий освоения интеллектуальных ценностей физической культуры. Технологии, по мнению автора должны строиться на основе ряда подходов [1, с. 40]:

- деятельностного подхода к освоению физической культуры, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения;

- образы и способы мышления, деятельности;

- развитие познавательных и творческих потенций человека. Особенность этого подхода состоит в направленности на сознательное использование способов двигательной и спор

тивной деятельности, а также умение применять их в самоорганизации здорового стиля жизни;

- подход к освоению физической культуры на основе индивидуализации и дифференциации физического воспитания;

- выбора индивидом форм и средств собственной физической активности;

- ее организации сообразно ценностным ориентациям, интересам, потребностям человека в сфере физической культуры;

- подхода к освоению физической культуры на основе

самовоспитания, саморазвития, самореализации в основе задатков к определенному виду деятельности.

В нашем исследовании под технологией организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой мы понимаем, организованный процесс двухсторонней активности, передачи (преподаватель) и приобретения (студент) знаний, умений и навыков, формирования личностных качеств будущего специалиста путем использования набора педагогических методов и приемов, способствующих физической подготовке студентов, развитию интереса к физической культуре и ведению здорового образа жизни.

Адекватность и приоритет педагогического взаимодействия в вузе определяют такие факторы, как соответствие новым задачам воспитания и образования, современным тенденциям развития общества, а также доминированием партнёрства в ходе диалогического взаимодействия. С точки зрения деятельности и тех ролей, которые преподаватель и студент играют, на современном этапе вузовского образования заслуживают внимания такие формы взаимодействия как персони-филированное посредничество, тьюторство, консультирование.

Этапы организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, обращение к мотивационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.