Научная статья на тему 'Основные направления организации повышения квалификации руководителей ОУ с применением дистанционных образовательных технологий в региональной системе образования (на примере ЯНАО)'

Основные направления организации повышения квалификации руководителей ОУ с применением дистанционных образовательных технологий в региональной системе образования (на примере ЯНАО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ДО) / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ) / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОУ) / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ДПК). DISTANCE EDUCATION / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / TRAINING FOR HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ORGANIZATION OF DISTANCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Станкевич Елена Михайловна

Изменения в социальной жизни породили преобразования во всех образовательных системах. В ряду этих преобразований находятся преобразования в системе повышения квалификации специалистов, в том числе и руководителей системы общего образования. Модернизация образования актуализировала проблемы профессиональной компетентности руководителей, повышения уровня их квалификации. Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования. В условиях развития процессов информатизации и модернизации регионального образования включение в образовательную практику институтов повышения квалификации дистанционных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов. В статье представлены материалы исследования по организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в форме дистанционного обучения; кратко изложены полученные результаты, в виде содержания организационно-педагогических условий эффективности дистанционного обучения руководителей ОУ с учётом региональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE ORGANIZATION OF TRAINING HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN A REGIONAL EDUCATION SYSTEMEM (CASE STUDY: YAMAL-NENETA AUTONOMOUS DISTRICT)

Changes in social life have created transformations in all educational systems. Among these transformations there are transformations in the professional development system. The education modernization actualized problems of professional competence of Heads, of their training. The introduction of distance education technologies in the practice of continuing professional education contributes to the teachers professional development and to the training of teaching staff, appropriate for the contemporary socio-cultural situation and the social demand of the education system. With the development of information and modernization processes in regional education the intoduction of the distance education technologies in training institutes educational practice allows to make the learning process more flexible, convenient, practice-oriented and to reduce the cost of teachers training. The paper presents the results of the study evaluating the organization of distance training for Heads of educational institutions; the results are summarized in the form of content of organizational-pedagogical conditions for the efficiency of distance education for Heads of educational institutions from a regional perspective.

Текст научной работы на тему «Основные направления организации повышения квалификации руководителей ОУ с применением дистанционных образовательных технологий в региональной системе образования (на примере ЯНАО)»

УДК 378.091.398

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЯНАО) Е. М. Станкевич

Аннотация. Изменения в социальной жизни породили преобразования во всех образовательных системах. В ряду этих преобразований находятся преобразования в системе повышения квалификации специалистов, в том числе и руководителей системы общего образования. Модернизация образования актуализировала проблемы профессиональной компетентности руководителей, повышения уровня их квалификации.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования.

В условиях развития процессов информатизации и модернизации регионального образования включение в образовательную практику институтов повышения квалификации дистанционных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким, удобным, прак-тико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов

В статье представлены материалы исследования по организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в форме дистанционного обучения; кратко изложены полученные результаты, в виде содержания организационно-педагогических условий эффективности дистанционного обучения руководителей ОУ с учётом региональных особенностей.

Changes in social life have created transformations in all educational systems. Among these transformations there are transformations in the professional development system. The education

modernization actualized problems of professional competence of Heads, of their training.

The introduction of distance education technologies in the practice of continuing professional education contributes to the teachers professional development and to the training of teaching staff, appropriate for the contemporary socio-cultural situation and the social demand of the education system.

With the development of information and modernization processes in regional education the intoduction of the distance education technologies in training institutes educational practice allows to make the learning process more flexible, convenient, practice-oriented and to reduce the cost of teachers training.

The paper presents the results of the study evaluating the organization of distance training for Heads of educational institutions; the results are summarized in the form of content of organizational-pedagogical conditions for the efficiency of distance education for Heads of educational institutions from a regional perspective.

Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), дистанционные образовательные технологии (ДОТ), повышение квалификации руководителей образовательных учреждений (ОУ), организация дистанционного повышения квалификации (ДПК).

Distance education, distance education technologies, training for Heads of educational institutions, organization of distance training.

В современных социально-экономических условиях образование должно стать важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества, сохранения места России в ряду ведущих стран мира, что утверждает опережающую роль образования, его способность обеспечить развитие других сфер обще-

ственной практики. Научно-технический прогресс предъявляет очень жёсткие требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ, а следовательно, и требования к профессионально-педагогической компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В связи с развитием информационных технологий - локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительной бытовой компьютеризацией, в ближайшее время предстоит существенное изменение форм, содержания, быть может, и смысла дополнительного профессионального образования.

Развитие повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях - явление, вызывающее огромный интерес учёных и практиков, что обусловило предпринятую нами попытку разработать и реализовать систему организации дистанционного повышения квалификации (ДПК) руководителей ОУ, представленную в данной статье в виде основных мероприятий.

Первое направление: нормативно-правовое обеспечение дистанционного повышения квалификации руководителей ОУ включало в себя разработку ряда основных документов.

К ним, прежде всего, следует отнести «Мероприятия стратегического характера по созданию системы ДО региональной системы ДПО», включавшие в себя следующее:

1. Определение путей реализации дистанционного обучения в региональной системе образования на основе теории и практики, полученной в ходе дистанционного обучения группой лидеров ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» в ФИРО, подготовленных по федеральной программе «Модераторы ДО».

2. Формирование опыта по организации современных форм общения специалистов ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» со слушателями курсов и друг с другом (электронная почта, форум, чат, дистанционные семинары и пр.).

3. Освоение технологии и культуры обсуждения актуальных внутрифирменных проблем (проектов) в дистанционной форме.

4. Определение структуры и научно -методологических подходов к подготовке обра-

зовательных комплексов, предназначенных для дистанционных форм обучения.

5. Освоение принципов обучения взрослых группой преподавателей и методистов ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» на базе Академии постдипломного образования педагогических работников (Санкт-Петербург).

6. Создание Дистанционного университета, организация Центра дистанционного обучения (ЦДО), информационно-прокатного центра (ИПЦ), системы пунктов информационного доступа к ресурсам на базе территориальных и школьных методических кабинетов и др.

7. Освоение нормативно-правовой базы организации дистанционного обучения взрослых и опыта других учреждений постдипломного образования проектной группой ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» и др.

Данные мероприятия были реализованы в своей основе, а некоторые будут реализовываться и в дальнейшем, а сами мероприятия корректироваться.

Для реализации мероприятий важным моментом являлся факт разработки Положения «О дистанционном обучении в системе ДПО работников образования Ямало-Ненецкого автономного округа». Оно включает в себя следующие компоненты: область применения,

нормативно-правовые основы, принципы ДО в системе Дпо, цели и задачи, структуру, функции, формы и методы, организация, правила приёма, документацию, проверку и оценку результатов обучения, итоговая аттестацию, документ об обучении и др. В рамках мероприятий, была осуществлена разработка ряда положений о структурных компонентах системы дистанционного повышения квалификации: Центр дистанционного обучения (ЦДО), информационно-ресурсный центр (ИРЦ) и др.

Организация дистанционного обучения руководителей ОУ в системе повышения квалификации работников образования потребовала создания Центра дистанционного обучения (ЦДО), как структурного подразделения ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО», а также системы пунктов информационного доступа к ресурсам образовательного портала ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» и к образовательным ресурсам других образовательных учреждений. Он осуществлял функции, направленные на координацию деятельности обучающихся, руководителей ОУ в системе

ДО: выполнение координационной роли в обновлении содержательной части образовательного портала практическими наработками образовательных учреждений из опыта их работы; выявление через школьные и территориальные методические объединения уникального опыта работы как отдельных руководителей ОУ, так и образовательных учреждений; подготовка экспертных заключений по качеству разработанных проектов и модулей из опыта работы руководящих работников региона; размещение на образовательном портале ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» практических разработок и методических находок руководителей ОУ.

Второе направление : материально-техническое и информационное обеспечение дистанционного повышения квалификации руководителей ОУ. Данное направление предполагает наличие необходимых информационных ресурсов: компьютеров, наличие доступа в Intemet и др. Для успешной организации образовательной деятельности нужна информационная база, которая должна быть основана, с одной стороны, на теоретических подходах к решению проблем управления образованием, а с другой стороны, должна быть подпитана практическими наработками руководителей школьных коллективов. Специалистами ИРЦ была осуществлена следующая работа:

1. В качестве структуры образовательных ресурсов были определены образовательные программы по определённым направлениям деятельности руководителей ОУ.

2. Содержательную часть образовательных программ готовили её разработчики.

3. Структуру конструирования и содержательное наполнение отдельных модулей образовательного ресурса представлял в техническую службу разработчик образовательной программы.

4. Техническая служба осуществляла построение образовательного ресурса и размещение на образовательном портале в локальной версии и в качестве интернет-ресурса. Обновление банка осуществлялось с периодичностью в полгода.

5. Была создана возможность для руководителей ОУ использовать банк данных в качестве информационного источника об имеющихся наработанных образовательных курсах и модулях с целью повышения квалификации.

6. Систематически размещались на образовательном портале ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» практические разработки и технологические находки руководителей ОУ.

7. Были разработаны рекомендации, которые оформлены на CD-диске, для их использования.

8. Осуществлялось распространение CD-дисков на региональном уровне через территориальные органы управления, пункты информационного доступа, районные ресурсные центры.

9. Систематически отслеживались образовательные ресурсы, рекомендованные для использования МОиН РФ, направляемые в 28 пунктов информационного доступа, оборудованных спутниковыми тарелками - оборудованием системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам, необходимые в процессе повышения квалификации руководителей ОУ.

Информационное обеспечение ДО руководителей ОУ потребовало создания и развития единой образовательной информационной среды. Одним из приоритетных направлений развития единой образовательной информационной среды стало наполнение её качественным содержанием. Это направление повлекло за собой объединение кадровых ресурсов всего ГО-АУ ДПО ЯНАО «РИРО», а также научных и управленческих работников образовательных учреждений, являющихся модераторами в реализации концептуальных подходов модернизации управления школьным образования. При разработке содержательной части информационных модулей специалисты руководствуются едиными принципами подготовки электронных версий информационных модулей к образовательным программам курсов повышения квалификации.

Информационное обеспечение ДО руководителей ОУ вызвало необходимость построения надёжных коммуникационных сетей на региональном уровне и создание ресурсных центров, а также локальной сети на базе ИРО. Благодаря сетевым сообществам, руководители ОУ смогли получить дистанционную поддержку в образовательной, профессиональной и социальной сферах, не покидая своих рабочих мест. Это позволило руководителям ОУ общаться с коллегами, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией,

без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Эксперимент показал, что общение в сети делает процесс обучения более доступным и организационно намного проще, чем классическое обучение.

Необходимо было также осуществлять работу по выявлению руководителей ОУ, имеющих базовые навыки работы на компьютере и в Интернете, что было важным в экспериментальной работе. Это было возможным благодаря реализации ряда образовательных программ: «Компьютер для руководителя ОУ»; «Самообразование руководителя ОУ - в Интернете»; «Возможности интернет-коммуникации в управленческой деятельности», которые выполняли пропедевтически - диагностическую функцию.

Третье направление: кадровое обеспечение дистанционного повышения квалификации руководителей ОУ: подготовка преподавателей системы повышения квалификации и руководителей образовательных учреждений к осуществлению деятельности по дополнительному профессиональному образованию в условиях ДО.

В рамках этого направления была осуществлена целевая подготовка преподавателей Института для осуществления повышения квалификации руководителей ОУ в режиме ДО по следующим программам: «Базовые навыки работы на компьютере»; «Образовательные интернет-технологии»; «Мультимедийные ресурсы в образовании»; «Конструкторы мультимедийных средств обучения»; «Разработка и создание электронных средств обучения»; «Возможности интернет-коммуникации для руководителей ОУ»; «Роль модератора в процессе ДО руководителей ОУ»; «Роли администраторов и веб-специалистов в процессе ДО руководителей ОУ»; «Технологии дистанционного обучения в системе Дпо руководителей ОУ»; «Практикум по дистанционному обучению руководителей ОУ в системе ДПО».

Учебный материал, подготовленный для применения в ДО должен отличаться следующими характеристиками: быть легко доступным для восприятия (текст должен быть легко читаемым, умеренно насыщенным информацией); содержать чёткие советы и рекомендации относительно того, что нужно делать и чего избегать, на что следует обратить особое вни-

мание и почему; мотивировать интерес обучаемого к предмету и его проблемам; советы и рекомендации преподавателю должны излагаться в форме личного обращения к обучаемому, должна исключаться безличная форма.

Преподаватель организует учебное сотрудничество всех обучающихся; поддерживает дискуссии, выступает в качестве катализатора общения. Он обеспечивает быструю обратную связь, учитывает разнообразие способностей и стилей обучения. Уделяет внимание развитию не только интеллектуальных, но и моральных качеств (развитие характера, уважение к собственному взгляду на мир).

Нами установлено, что руководителям ОУ, занимающимся в сети, необходимо учитывать, что если раньше они не имели опыта компьютерной коммуникации, кривая обучения не может быть крутой. Необходимо стараться сделать своё участие кратким, содержательным и по делу. Работать над систематизацией и сохранением учебного материала для последующего просмотра. Большинство трудностей при сетевом методе обучения, как показал эксперимент, бывает связано с техническими проблемами (неадекватная техническая поддержка, недостаток компьютерной грамотности), недостатком обратной связи с преподавателем или неоднозначностью инструкций. Недостаток компьютерной грамотности был компенсирован за счёт специальной организованной подготовки. Освоение информационных технологий в процессе повышения квалификации руководителей ОУ в большей части осуществлялось по многоступенчатому принципу, заключающемуся в последовательном освоении различных технологий - от основ работы с компьютером до специализированных программ. На каждом этапе, как правило, фиксировалась способность педагога усвоить те или иные навыки по работе с конкретной программой.

Например: Exсel, Word, PowerPoint, Interne tExplorer и др.

Четвёртое направление: научно-теорети-

ческое обеспечение дистанционного повышения квалификации руководителей ОУ, которое, в нашем случае, заключается в разработке и реализации структурно-функциональной модели ДО в системе повышения квалификации, ориентированной на социально-профессиональные потребности обучающихся и региональные потреб-

ности в профессионально-компетентных руководителях ОУ.

Задача определения содержания курсов ПК с применением дистанционных технологий и чёткого определения их цели и задач, с учётом специфики и назначения управленческой деятельности руководителя ОУ, обусловленной модернизацией системы образования, а также потребностей и возможностей самих обучающихся и региональной системы образования потребовала разработки концептуальных положений проектирования и разработки курса ДПК (дистанционного повышения квалификации).

Реализации программ ДПК руководителей ОУ позволяет признать, что успешность дистанционного обучения зависит, во-первых, от наличия у участников мотивов к овладению содержанием дистанционного курса; во-вторых, от создания в учебном пространстве развивающей управленческой среды - особого пространства взаимодействия руководителей ОУ, в котором участник чувствует себя лично-стно включённым в диалог с преподавателем, в телекоммуникацию участников друг с другом; в-третьих, курсы ДПК строятся на осуществлении в учебном пространстве поэтапной рефлексии деятельности; в них важна концентрация личностного опыта применения и переживания, чувствования, осознания этого.

Основополагающими позициями в организации учебного процесса в соответствии с вы-шеобозначенной идеей были определены следующие:

1. Учебный процесс в системе ДПК должен быть организован таким образом, чтобы: стать для его участников событием, обладающим эмоциональным и личностно-значимым воздействием; вызывать у участника потребность доосмысления происходящего; стимулировать обучаемых к самостоятельному освоению необходимых знаний, развитию личностно и социально-значимых управленческих умений; передавать минимальные основы необходимой информации, формировать способы управленческой деятельности в проблемной профессиональной ситуации; создавать условия для развития профессионально значимых управленческих компетенций и др.

2. Организация учебного процесса основывается на ведущей позиции, что деятельность учения в рамках курса должна быть адекватна

передаваемым знаниям о способах деятельности; проблемно-поисковый подход в обучении обеспечивается через решение участниками проблемных управленческих ситуаций; теоретические позиции коммуникативного подхода передаются через организацию в учебном процессе диалога, дискуссий и т. д.

Содержательная (ресурсная) часть курсов, предназначенная для дистанционных форм обучения руководителей ОУ, разработанных и реализованных нами в ходе формирующего этапа эксперимента, отражала принципиальные подходы к её реализации.

Пятое направление: научно-методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации руководителей ОУ. Оно представляет собой разработку Концепции ДО в системе образования Ямало-Ненецкого округа, определение содержания курсов ПК и чёткого определения их цели и задач, с учётом специфики и назначения управленческой деятельности руководителя ОУ, обусловлен модернизацией системы образования. С целью реализации данного направления были осуществлены следующие мероприятия:

1. Выбор платформы и разработка организационной схемы дистанционных курсов: анализ существующих платформ, выбор форм подачи материала, консультирования и контроля, определение схемы дистанционного обучения на базе выбранной платформы, создание программ по различным направлениям, назначение лиц, ответственных за этапы процесса дистанционного обучения, консультации модераторов и администраторов ДО.

2. Организовано создание электронных курсов: «Проведение консультаций для преподавателей ДО», «Разработка электронного материала для всех этапов обучения в соответствующей для выбранной платформы».

3. Апробация технологии проведения дистанционных курсов: формирование групп для дистанционно обучения из числа руководителей ОУ, проходящих повышение квалификации; проведение первого курса дистанционного обучения и анализ результатов.

Ямало-Ненецкий АО - это округ с малонаселённой территорией, многие районы которого очень отдалены от центра, и таким районам очень необходима качественная и эффективная дистанционная поддержка тьюторов ЦДО. По-

этому стержневым мероприятием по внедрению дистанционного обучения и поддержки руководителей ОУ на более высокий уровень является разработанная нами и утверждённая на Учёном совете института программа «Модератор сетевого управленческого сообщества».

Цель программы: подготовить модераторов сетевого управленческого сообщества, готовых к созданию и курированию сетевых управленческих сообществ в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды, в том числе и для дистанционного обучения.

Задачи программы: показать основную проблематику и специфику создания сетевого управленческого сообщества; обеспечить руководителей ОУ глубокими и систематизированными знаниями о возможностях дистанционного обучения, сформировать у руководителей ОУ целостное представление об основных этапах становления тьюторства; сформировать современные представления о системе складывания информационного пространства образовательного учреждения, региона; развить навыки пользователя офисных технологий, познакомить с базовыми сервисами и технологиями Интернета.

Таким образом, реализация программы ДПК руководителей ОУ показала, что модератор оказывает помощь каждому руководителю ОУ в поиске профессионального сообщества или в создании своего сообщества администраторов, которое соответствовало бы их целям и потребностям.

Он может помочь в повышении квалификации руководителю ОУ посредством дистанционного обучения в соответствии с его индивидуальной траекторией.

Мы пришли к выводу, что модератор может способствовать созданию дистанционной системы, объединяющей в образовательное пространство несколько разнородных сред существования слушателей: образовательную,

профессиональную и социальную - в которых осуществляется образование. Особенностью программы является идея интеграции этих трех сред.

Литература

1. Андреев, А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение»/

A. А. Андреев // Открытое образование. - 1998. - № 4.

2. Глухов, Г. В. Подготовка преподавателя к использованию новых информационных технологий в системе дистанционного обучения / Г. В. Глухов, Т. В. Громова // Информатика и образование. - 2006. - № 5. - С. 93-98.

3. Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды // Материалы VII Международной конференции по дистанционному образованию / под ред. В. П. Тихомирова,

B. И. Солдаткина, Д. Э. Колосова. - М. : МЭСИ, 1999.

4. Комарова, И. Дистанционное обучение. Мировой опыт / И. Комарова // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 157-160.

5. «Концепция создания и развития дистанционного образования в России», проект которой принят за основу постановлением Госкомвуза России от 31 мая 1995 г. № 6.

6. Овсянников, В. И. Образование без отрыва от работы: опыт организации / В. И. Овсянников // Педагогика. - 1995. - № 2.

7. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат. - М. : Академия, 2004. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.