УДК 378.046.4
Т.А. Телешева, г. Шадринск
Возможности дистанционных курсов в повышении квалификации педагогов
В статье выявляются востребованности дистанционных курсов профессионального обучения, обосновывается необходимость дистанционных курсов повышения квалификации педагогов.
Повышение квалификации; педагоги; дистанционное обучение; дистанционные курсы.
T.A. Telesheva, Shadrinsk
The capabilities of distance learning courses in the improvement of professional skill of pedagogues
The article identifies the demandfor distance learning courses of professional training, substantiates the necessity of distance advanced training courses teachers.
Key words: improvement of professional skill; pedagogues; distance learning; distance courses.
В настоящее время интернет дает большие возможности для получения образования. Это и поиск всевозможных рефератов, докладов, сообщений и огромное множество методических материалов, участие в различных дистанционных олимпиадах и многое другое. Всё это поможет повысить знания, получить образование не только ученику или студенту, но и преподавателю.
Система дистанционного образования - не такое уж и молодое явление, она была ещё в XVIII в, когда в Европе существовало «корреспондентское обучение». Ученики через почту получали необходимые учебники, переписывались с преподавателем, выполняя его задания. В нашей стране такая технология появилась к концу XIX века. Официально началом дистанционного обучения в его современном виде - с применением электронных средств - в России можно считать 1997 год. Тогда вузов, которые могли осуществлять эту деятельность, можно было пересчитать по пальцам: Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, а также ряд негосударственных вузов, таких, как Современный гуманитарный институт, Московская высшая банковская школа и др. Сегодня дистанционные курсы есть почти у каждого вуза России, не исключая провинциальные институты и филиалы.
Людям из отдалённых деревень и сёл затруднительно добираться до административного центра, где есть высшие учебные заведения и преподаватели. Кроме них, заметную часть желающих обучаться дистанционно составляют лица с ограниченными физическими возможностями, временно неработающие, а также трудоустроенные лица, интересующиеся вариантами повышения квалификации или своей профессиональной переподготовки. В ответ на эту потребность появляются дистанционные курсы.
Следует отметить, что растущая востребованность дистанционных курсов обучения обусловлена их сравнительно низкой стоимостью и географической доступностью. И многие приобретают платные курсы, забывая или не думая о том, что
подобное обучение невозможно, если обучающийся не обладает хорошей мотивацией и самодисциплиной.
Во многих профессиях дистанционные курсы являются неотъемлемой частью карьерного роста и просто повседневной работы. Современные технологии позволяют практически каждому реализовать свои образовательные потребности и усовершенствовать своё образование. Благодаря дистанционным курсам сегодня педагог может полностью удовлетворить потребность в самообразовании, расширить свой профессиональный кругозор и, что немало важно, осуществлять повышение квалификации без отрыва от своей основной деятельности.
Несколько лет назад термин дистанционные курсы повышения квалификации для россиян звучал необычно, а сейчас почти каждый вуз в стране готов предоставить свои услуги желающим. Такие курсы уже дали возможность огромному количеству людей повысить свой профессиональный уровень, не выходя из дома и не отрываясь от своей основной профессии.
Дистанционное обучение очень удобно и эффективно, оно открывает перед педагогом широкие перспективы повышения квалификации. Обучение на современном дистанционном курсе предусматривает возможность обратной связи, постоянного контакта с преподавателем в общении. Если у обучаемого возник вопрос, проблема, необходимо задать вопросы преподавателю через e-mail, попросить о консультации онлайн. Всё это нужно грамотно и понятно организовать, чтобы преподаватель и обучаемый педагог поняли друг друга, и не возникало дальнейших проблем. Дистанционные курсы - отличная возможность повышения квалификации для педагогов, которые и сами желают освоить технологии дистанционного обучения, чтобы потом применять их в своей работе. Обучаясь дистанционно, педагог, лучше понимает особенности данной формы обучения, по сравнению с традиционным. Однако, беря на себя такую большую ответственность - подготавливать педагогов, которые будут обучать наших детей - вузы обязаны соблюдать установленные стандарты для достижения наилучшего результата.
Как правило, повышение квалификации - это ещё и перспективы для карьерного роста, совершенствования конкретных знаний, получение профессиональных навыков в решении практических задач и улучшение качества образования в целом.
Помимо всех достоинств у дистанционного обучения, как и везде, существует обратная сторона медали. Педагоги на первых порах сталкиваются со множеством проблем, среди которых и выбор правильного курса, и проблема восприятия неживого «электронного» общения с преподавателем, и недостаточная подготовка в области пользования ПК, что серьёзно затрудняет в создании схем, таблиц, и как результат -плохая усваиваемость материала. Еще одна немаловажная проблема - это отсутствие прямого контакта с теми, на кого направлено обучение педагога. Педагог, прежде всего, должен практиковаться. Результата не будет, если изучить весь материал только в теории, не приобретя практических навыков в воспитании и обучении.
Сейчас многие педагоги начинают переосмысливать и совершенствовать стиль своего воспитания и обучения. И это не просто дань новым технологиям, это требование современной образовательной системы, самих учеников и их родителей давать возможность обучающимся конкурировать в современной жизни, полной постоянных перемен и новых технологий. В центре образовательного процесса стоит
обучающийся, современное обучение позволяет приобретать современные знания и умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом с другими, ставить задачи и находить пути их решения. Современный педагог, который будет в курсе последних новинок, новых подходов и методик обучения, быстро найдёт общий язык со своими учениками, что в итоге приведёт к большему взаимопониманию между педагогом и учениками. Это влечёт за собой приятные последствия, ученик будет стремиться достичь такого же уровня, как у своего преподавателя, это «подстегнёт» его на улучшение своих знаний и самообразование, и в итоге из этого ученика в дальнейшем получится прекрасный специалист, знающий своё дело.
Цель курсов состоит в ликвидации пробелов в профессиональной компетентности педагога, развитии его профессионального мастерства и педагогической культуры, обновлении знаний и способов педагогической деятельности. Необходимость периодического прохождения курсов повышения квалификации обусловлена постоянным ростом требованиями к уровню профессиональной подготовки педагога и развитием новых образовательных технологий.
Одной из основных задач курсов является побуждение к целенаправленному повышению уровня квалификации педагогических работников, к личностному и профессионально-карьерному росту, к увеличению эффективности педагогического труда. Курсы повышения квалификации - наилучшее решение проблемы для современного человека. Сегодня это крайне актуально, педагог может не только повысить свой профессиональный уровень, реализовав свой потенциал, но и получить по общеобразовательным предметам много новой информации, которая пригодится ему в дальнейшем (информатика, обществознание, КСЕ и другие). Например, для учащихся восприятие нового материала будет лучше и интереснее, если педагог дополнит свой рассказ наглядным динамическим видеорядом, включит в учебной занятие элементы занимательности с помощью фильмов, викторин, игр.
Важной частью современных курсов повышения квалификации педагогов становится овладение приёмами использования компьютера на учебном занятии. Без владения компьютером всё сложней проводить уроки на уровне современных требований. Кроме того, работа на компьютере позволит сократить время подготовки к урокам и лекциям.
Высокий темп жизни, постоянная нехватка времени не дали бы педагогу основательно заняться повышением своей квалификации, и интернет-технологии, используемые для дистанционного обучения, помогают решить ему эту проблему.
В любое время, в любой профессии ценились грамотные, образованные специалисты. Зачастую профессионализм зависит не только от уровня образования и опыта работы, но и от желания педагога к восполнению пробелов в своих знаниях и умениях, а зачастую во многих сферах деятельности оно является необходимым фактором для карьерного роста. Компетентному педагогу важно постоянное самосовершенствование, самообразование, развитие своих способностей. Профессиональное развитие является процессом первостепенной важности, благодаря которому достигается рост педагога как профессионала. Наибольший результат в развитие педагога привносит образование, которое действует непрерывно и направлено на получение не только знаний и умений, но и воспитание характера и культуры поведения, стремлений и достижений человека. Для педагога такая практика в порядке
вещей, ведь каждая образовательная организация периодически отправляет своих преподавателей на курсы повышения квалификации.
Дистанционные курсы открывают новые возможности для повышения квалификации педагогов, ведь при хорошей организации обучения посредством таких курсов успешно реализуются принципы непрерывности и связи с профессионально-педагогической практикой. Дистанционное обучение гораздо легче обеспечить квалифицированными преподавательскими кадрами, а сами слушатели курсов обучаются без отрыва от профессиональной деятельности, имея возможность сразу применять полученные знания на практике. Немаловажным фактором непрерывности при дистанционном повышении квалификации выступает возможность выбора времени самим обучающимся. Современные технологии дистанционного обучения позволяют не только донести до слушателя курсов профессионально необходимую информацию, но организовать практическую часть учебной работы, осуществить объективный контроль усвоения материала и результатов его творческой интерпретации посредством онлайн-тестирования, а также обмена опытом и защиты педагогических проектов в формате вебинаров.
В дистанционных курсах есть и другие возможности. Так, использование в дистанционном обучении современных технологий дистанционного обучения поможет учителям более глубоко осмыслить пути их применения в своей деятельности, прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться их ученики, разработать авторские электронные ресурсы на основе тех, с которыми они познакомились на курсах.
Ещё одна возможность - это развитие у учителей навыков самоорганизации и потребности в самообразовании. Не секрет, что самообразование требует от любого человека высокой личной дисциплинированности и самокритичности, способности к эффективному управлению своей деятельность. Развитие перечисленных качеств сопряжено со значительными трудностями. Если педагог готов бороться с такими трудностями и с успехом их преодолел, то курсы уже скоро принесут свои плоды.
Дистанционные курсы повышения квалификации педагогов помогают...
- приспособить преподавателя к новым технологиям и дать почувствовать себя комфортно себя среди этих технологий;
- совершить самостоятельный подъём на следующую ступеньку в карьерном росте;
- построить обучение таким образом, чтобы обучающийся получил образование в соответствии с его возрастом;
- пользоваться новыми разнообразными технологиями и формами построения учебной деятельности учащихся;
- строить урок, позволяющий осуществить оптимальный подход, как каждому ученику, так и к группе обучающихся;
- систематически осуществлять самообразование;
- применять средства информационных компьютерных технологий для построения собственной профессиональной деятельности;
- находить общий язык с учениками, что позволит достичь наилучшего результата в понимании друг друга и вследствие получения образования.
Наконец, следует отметить, что дистанционные курсы полезны и для опытных
учителей. В условиях огромной загруженностью рабочей «текучкой», заботами о семье и другими неотложными делами дистанционная форма позволяет им успешно конкурировать с молодыми педагогами в сфере новых образовательных технологий, всегда оставаясь востребованными специалистами.
Таким образом, дистанционные курсы повышения квалификации педагогов - это новое, современное образование, дающее возможность преподавателю в совершенстве овладевать профессией, постоянно идя в ногу со временем.
ЛИТЕРАТУРА
5. Молчанова, О. Успешная карьера - это правильный выбор [Электронный ресурс] / О. Молчанова // Филиал БГУЕП : офиц. сайт / Байкал. гос. унив. экономики и права, филиал. - Якутск, 2008-2015. - Режим доступа: http://www.bguep-yakutsk.ru/index.php?newsid=1864. - 21.02.2015.
6. Сидоров, С.В. Потенциал развития дистанционного образования в России [Текст] / С.В. Сидоров, Д.П. Мокшев // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - № 9. - С. 94-98.
7. Сидоров, С.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Сидоров, С.В. Введение в педагогическую профессию : учеб.-метод. пособие для бакалавриата (направление подготовки: 050100 - Педагогическое образование). - Режим доступа: http://si-sv.com/load/15-1-0-131. - 21.02.2015.
8. Статистика дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] // Russia. Region. Press : [web-сайт]. - Режим доступа: http://business.russiaregionpress.ru/archives/7384. - 21.02.2015.
УДК 37(091)
Р.А. Чистяков, г. Шадринск
Образование в Шадринском крае и Зауралье в XVIII-XIX вв.
В статье показаны истоки развития образования в Зауралье в XVIII-XIX вв., прослежены основные шаги на пути становления образования в Шадринске.
Шадринск, история образования, образование, Зауралье, Россия, XVIII-XIX вв.
R.A. Chistyakov, Shadrinsk
Education in Shadrinsk and Transurals in the XVIII-XIX cent.
The article describes the origins of the development of education in the Transurals in the XVIII-XIX cent., traced the main steps towards establishing education in Shadrinsk.
Key words: history of education, Shadrinsk, education, Transurals, Russia, XVIII-XIX cent.
Российский император Петр I многое изменил в жизни русского общества. Не обошел он вниманием и вопросы образования. В феврале 1714 года им был издан указ «О создании при монастырях «цифирных школ»» где преподавались математика, духовные и светские науки. В цифирные школы принимали детей церковнослужителей из ближайшей округи. Дети учились поблизости от дома, не содержались за казенный