Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Валериевна

Предлагаются к рассмотрению новые механизмы профессиональной ориентации на профессии рабочих. Анализ метаданных по вопросам профессиональной ориентации показывает, что значительная часть старшеклассников не определилась с учебным заведением и с выбором профессии. Данный факт подтверждает, что у школьников должна быть возможность композиции собственной профессиональной траектории. В данной статье рассматривается в качестве новых механизмов организация профессионального обучения по профессии рабочего при получении обучающимися среднего общего образования, через реализацию основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с основной программой профессионального обучения. Описываются нормативные основания и управленческие решения по организации профессионального обучения в школе. Так, к управленческим условиям организации профессионального обучения относится: получение лицензии на организацию профессионального обучения; сформированность в общеобразовательной организации локальной нормативной базы, в том числе интегрированной основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения. Опрос школьников и их родителей показал выгоды и эффекты профессионального обучения. Изменилось отношение участников образовательных отношений в положительную сторону, повышается социальная мобильность старшеклассников и их конкурентное преимущество, так как после окончания школы старшеклассник получает и аттестат об образовании, и свидетельство о полученной профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда; развиваются профессиональные компетенции у обучающихся одновременно с получением среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Светлана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN: REGULATORY FRAMEWORKS AND MANAGEMENT DECISIONS

New mechanisms of professional orientation to the professions of workers are proposed for consideration. The analysis of metadata on vocational guidance issues shows that a significant part of high school students have not decided on an educational institution and a choice of profession. This fact confirms that schoolchildren should have the opportunity to compose their own professional trajectory. This article considers as new mechanisms the organization of vocational training in the profession of a worker when students receive secondary general education, through the implementation of the basic educational program of secondary general education integrated with the basic program of vocational training. The normative bases and management decisions on the organization of vocational training at school are described. Thus, the managerial conditions for the organization of vocational training include: obtaining a license for the organization of vocational training; the formation of a local regulatory framework in a general education organization, including an integrated basic educational program of secondary general education and the basic program of vocational training. A survey of schoolchildren and their parents showed the benefits and effects of vocational training. The attitude of participants in educational relations has changed in a positive direction, the social mobility of high school students and their competitive advantage are increasing, since after graduation, a high school student receives both a certificate of education and a certificate of a worker’s profession with the assignment of a qualification category; professional competencies of students are developing simultaneously with obtaining secondary general education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Профессиональное обучение школьников: нормативные основания и управленческие решения

Павлова Светлана Валериевна,

директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» Саткинского муниципального района Челябинской области E-mail: 74322_s_006@mail.ru

Предлагаются к рассмотрению новые механизмы профессиональной ориентации на профессии рабочих. Анализ метаданных по вопросам профессиональной ориентации показывает, что значительная часть старшеклассников не определилась с учебным заведением и с выбором профессии. Данный факт подтверждает, что у школьников должна быть возможность композиции собственной профессиональной траектории. В данной статье рассматривается в качестве новых механизмов организация профессионального обучения по профессии рабочего при получении обучающимися среднего общего образования, через реализацию основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с основной программой профессионального обучения. Описываются нормативные основания и управленческие решения по организации профессионального обучения в школе. Так, к управленческим условиям организации профессионального обучения относится: получение лицензии на организацию профессионального обучения; сформированность в общеобразовательной организации локальной нормативной базы, в том числе интегрированной основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения.

Опрос школьников и их родителей показал выгоды и эффекты профессионального обучения. Изменилось отношение участников образовательных отношений в положительную сторону, повышается социальная мобильность старшеклассников и их конкурентное преимущество, так как после окончания школы старшеклассник получает и аттестат об образовании, и свидетельство о полученной профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда; развиваются профессиональные компетенции у обучающихся одновременно с получением среднего общего образования.

Ключевые слова: школьники, профессиональная ориентация, среднее общее образование, профессиональное обучение, интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения.

Социокультурные, экономические преобразования, цифровая трансформация и другие вызовы современности ориентируют школу на конструирование нетрафаретных решений, использование новых механизмов профессиональной ориентации (персонифицированность; адаптивность к потребностям изменяющегося рынка труда; вариативность; субъектность; диалогичность) для организации превентивной деятельности к включению обучающихся в данные процессы. О важности и значимости описываемой деятельности для старшеклассников говорят метаданные, полученные нами в ходе мини-исследования:

- существенная часть старшеклассников изъявила желание поступать только в высшие учебные заведения (70%) и ещё не определилась по вопросу поступления в учебные заведения (до 36%);

- значительная доля обучающихся 10-11 класса малого промышленного города не желают связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с профессиями рабочих и должностями служащих, востребованных на региональном рынке труда (42%).

Как видим, что значительная часть старшеклассников не определились с учебным заведением и с выбором профессии. Данный факт подтверждает, что у школьников должна быть возможность композиции собственной профессиональной траектории посредством а) получения системной и систематической, полной и достоверной информации о востребованных профессиях в малом городе и регионе; б) присвоения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; в) расширения интереса к профессиональному обучению в условиях глобальных изменений на рынке труда, определяющих устойчивую потребность экономики региона.

Поэтому актуальность использования новых механизмов профессиональной ориентации школьников неоспорима и не вызывает сомнения. В данной статье рассматривается в качестве новых механизмов организация профессионального обучения по профессии рабочего при получении обучающимися среднего общего образования, через реализацию основной образовательной программы среднего общего образования (ООП сОо), интегрированной с основной программой профессионального обучения (ОП ПО; ИООП СОО). При этом для уточнения необходимо указать, что определены, исходя из анализа экономической ситуации и мотивационных потребностей старшекласс-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ников, для профессионального обучения профессия рабочего «Лаборант химического анализа».

Также в подтверждении наших мыслей, мы указываем, что данный вопрос (ориентация на рабочие профессии; профессиональное обучение школьников) находится в разработке и пристальном внимании как на уровне федеральном, так и на региональном [2; 5; 9].

Первоначально мы опишем нормативные основания, а затем управленческие решения по организации профессионального обучения в школе.

К нормативным основаниям относятся следующие нормы.

1. Установки Федерального закона «Об образовании в РФ» (ст. 2; 12; 23; 73; 74) указывают на возможность реализации профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих на уровне среднего общего образования посредством реализации основной программы профессионального обучения. Также в данном документе даётся определение понятия «профессиональное обучение» - приобретение обучающимися различного возраста и развития (в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) профессиональной компетенции, но без изменения уровня образования. Значит возможность его организации в среднем общем образовании нормативно закреплена.

Определяются также требования к реализации основной программы профессионального обучения, к её продолжительности, к категориям лиц, которые его могут осваивать; к проведению квалификационного экзамена [10]. Указанные позиции обосновывают наши предположения о том, что может быть в общеобразовательной организации реализовываться ИООП СОО.

2. Положения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования указывают на направленность на подготовку мотивированных старшеклассников к профессиональному становлению и успешной социализации. Данный основополагающий документ указывает на возможность выбора профиля обучения, введения дополнительных учебных предметов и курсов по выбору, а также реализацию нескольких учебных планов в каждой школе. Данные положения могу служить основанием для интеграции учебного плана среднего общего образования и профессионального обучения (далее -интегрированный УП). Интегрированный учебный план не может вести за собой общее увеличение нагрузки для каждого ребёнка [3]. Интеграция проводится за счёт введения новых дополнительных учебных предметов, расширения тем обязательных учебных предметов и введения элективных курсов. В нашем случае для профессии рабочего «Лаборант химического анализа» не рассматри-

° вался механизм введения новых учебных предме-" тов, а были расширены по темам учебные предме-§ ты «Экономика», «Химия», «Основы безопасности жизнедеятельности». Были введены три электив-Ц ных курса: «Экономика отрасли и предприятия»;

«Техника и технология лабораторных работ», «Общая химическая технология»

3. Далее необходимо определиться школе и провести серьёзную работу по определению потребностей обучающихся, их родителей и анализа потребностей района / города с выбором конкретной профессии рабочего или должности служащего, по которым будет проводиться профессиональное обучение. Данный перечень обязательно должен соответствовать нормативным документам [4].

4. Для дальнейшей работы по проектированию содержания профессионального обучения (проектирование ОП ПО) необходимо изучить профессиональный стандарт профессии рабочего и сконструировать ОП ПО.

Управленческие решения мы описываем в структуре алгоритма деятельности общеобразовательной организации.

К обязательным условиям организации профессионального обучения относится:

а) получение лицензии на организацию профессионального обучения;

б) сформированность в общеобразовательной организации локальной нормативной базы. Разработка локальных нормативных актов (например, положение об организации профессионального обучения в общеобразовательной организации и др.), внесение изменений в существующие (например, в должностные инструкции работников и др.). К данной позиции мы относим проектирование и реализацию ООП СОО и ОП ПО и их интеграцию;

в) изменение парадигмы среднего общего образования и профессионального обучения по профессии рабочих с декларативной информативной на аксиологическую, деятельностную и содержательную [6; 7; 8];

г) подготовленность педагогического коллектива к организации профессионального обучения [1].

Мы использовали следующий алгоритм интеграции двух программ, который показан на примере интеграции целевого раздела (профессия рабочего «Лаборант химического анализа») (табл. 1).

В модель интеграции ООП СОО и ПО входит обоснование взаимосвязи всех структурных компонентов программ:

- обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности содержания структурных компонентов всей ИООП СОО;

- аргументация взаимосвязанностей планируемых результатов освоения ООП СОО и профессиональных компетенций (общих и предметных) ОП ПО;

- скоррелированность трудоемкости учебных предметов, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору (элективных и факультативных), исходя из специфики ОП ПО;

- отображение включения в содержание учебных предметов ИООП СОО учебной и производственной практик, квалификационного экзамена;

- описывание взаимосвязей по организации форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по расширенным темам учебных предметов и введённых вновь элективных курсов.

Таблица 1. Особенности интеграции ООП СОО и ОП ПО (целевой раздел - фрагмент)

ООП СОО ОП ПО Интеграция

Целевой раздел

Пояснительная записка: цели и задачи реализации ООП СОО; принципы и подходы к формированию ООП СОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО: личностные, метапредмет-ные и предметные результаты освоения обучающимися ООП СОО

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО: описание организации и формы представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости.

Пояснительная записка: цели и задачи реализации ОП ПО; принципы и подходы к формированию ОП ПО; общие подходы к организации профессионального обучения.

Общие профессиональные компетенции; Предметные профессиональные компетенции.

Описаны организации и формы представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) учебного плана по профессиям рабочих.

Дополнены цели и задачи реализации ООП СОО, конкретизированные в соответствии с результатами освоения ОП ПО. Отражены принципы и подходы к формированию ООП СОО на основе интеграции содержания среднего общего образования и профессионального обучения по профессиям рабочих.

Разработана Модель интеграции ООП СОО и ОП ПО.

Уточнено (конкретизировано, расширено) понимание личностных, метапредмет-ных и предметных результатов с позиции реализации ОП ПО профессии рабочего «Лаборант химического анализа».

Описаны организации и формы представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) учебного плана по профессиям рабочих.

Подводя итог нашим исследованиям можно сказать, что профессиональное обучение по профессии рабочих является новым механизмом профессиональной ориентации старшеклассников.

Опрос школьников и их родителей показал выгоды и эффекты профессионального обучения. Изменилось отношение участников образовательных отношений в положительную сторону. В чём же состоит интерес школьников и их родителей к профессиональному обучению? Можно

отметить, что повышается социальная мобильность старшеклассников и их конкурентное преимущество, так как после окончания школы старшеклассник получает и аттестат об образовании, и свидетельство о полученной профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда; развиваются профессиональные компетенции у обучающихся одновременно с получением СОО. При этом, мы профессиональное обучение рассматриваем не как какие-либо короткие куры, а как непрерывный процесс с идеологией постоянного развития.

Литература

1. Девятова И.Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения /И.Е. Девятова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3(28). - С. 138-146.

2. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Режим доступа: http: // base.garant.ru/70188902/

4. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

5. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».

6. Скрипова Н.Е. Интерпретация понятия «развитие у сельских школьников ценностных ори-ентаций на рабочие профессии» с позиций идеи «о возвышении потребностей» // Фундаментальные исследования. Научный журнал. -2013. - № 4. Часть 5. - С. 1222-1226.

7. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей // Мир науки, культуры, образования (международный научный журнал) - 2014. - № 1 (44) - С. 159-161.

8. Скрипова Н.Е. Ценность рабочей профессии как социальной доминанты // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8.htmlhttp: //sisp. nkras.ru/e-ru/issues/ 2012/no8.html.

9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

10. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

PROFESSIONAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN: REGULATORY FRAMEWORKS AND MANAGEMENT DECISIONS

Pavlova S.V.

«Secondary School No. 14» of the Satkinsky Municipal District of the Chelyabinsk Region

New mechanisms of professional orientation to the professions of workers are proposed for consideration. The analysis of metadata on vocational guidance issues shows that a significant part of high school students have not decided on an educational institution and a choice of profession. This fact confirms that schoolchildren should have the opportunity to compose their own professional trajectory. This article considers as new mechanisms the organization of vocational training in the profession of a worker when students receive secondary general education, through the implementation of the basic educational program of secondary general education integrated with the basic program of vocational training. The normative bases and management decisions on the organization of vocational training at school are described. Thus, the managerial conditions for the organization of vocational training include: obtaining a license for the organization of vocational training; the formation of a local regulatory framework in a general education organization, including an integrated basic educational program of secondary general education and the basic program of vocational training.

A survey of schoolchildren and their parents showed the benefits and effects of vocational training. The attitude of participants in educational relations has changed in a positive direction, the social mobility of high school students and their competitive advantage are increasing, since after graduation, a high school student receives both a certificate of education and a certificate of a worker's profession with the assignment of a qualification category; professional competencies of students are developing simultaneously with obtaining secondary general education.

Keywords: schoolchildren, professional orientation, secondary general education, vocational training, integration of the basic educational program of secondary general education and the basic program of vocational training.

References

1. Devyatova I. E. the Development of the pedagogical potential of teachers in the system corporate training / I.E. Devyatova // Scientific support of the system of advanced training. - 2016. -№ 3(28). - P. 138-146.

2. The government of the Chelyabinsk region from 28.12.2017 No. 732-P "On the state program of the Chelyabinsk region "Development of education in the Chelyabinsk region" for the years 2018-2025.

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17.05.2012 No. 413 "On approval federal state educational standard of secondary general education". Access mode: http: // base.garant.ru/70188902/

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 02.07.2013 N 513 "On approval of the List of professions of workers, positions of employees for which vocational training is carried out"

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 366-r dated March 05, 2015 "On approval of the Action Plan aimed at popularization of workers and engineering professions".

6. Skripova N.E. Interpretation of the concept "development of value orientations for working professions in rural schoolchildren" from the standpoint of the idea "on the elevation of needs" // Fundamental research. Scientific journal. - 2013. - No. 4. Part 5. - pp. 1222-1226.

7. Skripova N.E. Value orientation of schoolchildren to working professions as a set of personal values // The World of Science, culture, education (international scientific journal) - 2014. - № 1 (44) - Pp. 159-161.

8. Skripova N.E. The value of the working profession as a social one dominants // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/is-sues/2012/no8.htmlhttp: //sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2012/no8. html.

9. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".

10. Federal Law of the Russian Federation of 29.12.2012 N 273-FZ "On education in the Russian Federation".

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.