Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ВЫЗОВЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, РЕАЛЬНОСТЬ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ВЫЗОВЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИЯ РАБОЧЕГО И ДОЛЖНОСТЬ СЛУЖАЩЕГО / ИНТЕГРАЦИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / НИЗКОМОТИВИРОВАННЫЕ И СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / VOCATIONAL TRAINING / WORKER'S PROFESSION AND EMPLOYEE'S POSITION / INTEGRATION / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION / MAIN PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM / LOW-MOTIVATED AND LOW-PERFORMING STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржова Н.Б., Кондаков А.А.

Проблематика профессионального обучения определяется целенаправленной политикой государства в плане популяризации профессий рабочих и служащих и потребностью в восполнении экономического сектора высококвалифицированными кадрами. Цель статьи заключается в описании эффективной педагогической практики организации профессионального обучения школьников на профессии рабочих и должности служащих в сфере лесного хозяйства. Описание данной практики мы предлагаем с позиции управленческого аспекта организации профессионального обучения в интеграции со средним общим образовании. Решение об организации профессионального обучения было принято на основании результатов исследований, которые показали низкую информированность школьников, родителей, педагогов о востребованных на рынке труда Южного Урала профессиях рабочих и служащих. В статье а) описываются в качестве нового инновационного механизма - нормативные основания организации профессионального обучения при одновременном получении среднего общего образования; б) показывается, что организация профессионального обучения в школе создаёт условия для эффективной профессиональной ориентации на профессии рабочих и служащих, в том числе низкомотивированных и слабоуспевающих. Статья предназначена для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF SCHOOL-CHILDREN: CHALLENGES, MANAGEMENT ASPECT, REALITY

The problem of vocational training is determined by the state's purposeful policy in terms of popularizing the professions of workers and civil servants and the need to fill in the economic sector with highly qualified personnel. The purpose of the article is to describe the effective pedagogical practice of organizing professional training of school-children for the profession of workers and positions of employees in the field of forestry. We offer a description of this practice from the point of view of the management aspect of the organization of professional training in integration with secondary General education. The decision to organize vocational training was made on the basis of research results that showed low awareness of students, parents, and teachers about the professions of workers and employees that are in demand in the labor market of the southern Urals. The article a) describes as a new innovative mechanism - the regulatory basis for the organization of vocational training while receiving secondary General education; b) shows that the organization of vocational training at school creates conditions for effective professional orientation to the professions of workers and employees, including low-motivated and low-performing. The article is intended for heads and teachers of General education organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ВЫЗОВЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, РЕАЛЬНОСТЬ»

УДК 37.047

Профессиональное обучение школьников: вызовы, управленческий аспект, реальность

Professional training of school-children: challenges, management aspect, reality

Коржова Н.Б., Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска», korzhova@mail.ru

Кондаков А.А., Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска», kondakov_86@mail.ru

Korzhova N., Municipal Autonomous educational institution "Secondary school № 94 of Chelyabinsk", korzhova@mail.ru

Kondakov A., Municipal Autonomous educational institution "Secondary school № 94 of Chelyabinsk", kondakov_86@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.024

Ключевые слова: школьники, профессиональное обучение, профессия рабочего и должность служащего, интеграция, основная образовательная программа среднего общего образования, основная программа профессионального обучения, низкомотивированные и слабоуспевающие учащиеся.

Keywords: students, vocational training, worker's profession and employee's position, integration, main educational program of secondary General education, main professional training program, low-motivated and low-performing students.

Аннотация. Проблематика профессионального обучения определяется целенаправленной политикой государства в плане популяризации профессий рабочих и служащих и потребностью в восполнении экономического сектора высококвалифицированными кадрами. Цель статьи заключается в описании эффективной педагогической практики организации профессионального обучения школьников на профессии рабочих и должности служащих в сфере лесного хозяйства. Описание данной практики мы предлагаем с позиции управленческого аспекта организации профессионального обучения в интеграции со средним общим образовании. Решение об организации профессионального обучения было принято на основании результатов исследований, которые показали низкую информированность школьников, родителей, педагогов о востребованных на рынке труда Южного Урала профессиях рабочих и служащих. В статье а) описываются в качестве нового инновационного механизма - нормативные основания организации профессионального обучения при одновременном получении среднего общего образования; б) показывается, что организация профессионального обучения в школе создаёт условия для эффективной профессиональной ориентации на профессии рабочих и служащих, в том числе низкомотивированных и слабоуспевающих. Статья предназначена для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций.

Abstract. The problem of vocational training is determined by the state's purposeful policy in terms ofpopularizing the professions of workers and civil servants and the need to fill in the economic sector with highly qualified personnel. The purpose of the article is to describe the effective pedagogical practice of organizing professional training of schoolchildren for the profession of workers and positions of employees in the field offorestry. We offer a description of this practice from the point of view of the management aspect of the organization of professional training in integration with secondary General education. The decision to organize vocational training was made on the basis of research results that showed low awareness of students, parents, and teachers about the professions of workers and employees that are in demand in the labor market of the southern Urals. The article a) describes as a new innovative mechanism -the regulatory basis for the organization of vocational training while receiving secondary General education; b) shows that the organization of vocational training at school creates conditions for effective professional orientation to the professions of workers and employees, including low-motivated and low-performing. The article is intended for heads and teachers of General education organizations.

Введение. Проблематика профессионального обучения актуализируется по многим основаниям. Во-первых, это целенаправленная политика государства в сфере образования на устойчивое развитие, влияющее на системообразующий сегмент - качество образования. Оно понимается как процесс управления социально-экономической системой, которая обеспечивает устойчивость взаимосвязей роста уровня качества жизни населения в балансе с экологической составляющей [3]. Во-вторых, потребностью государства в описываемом случае Челябинской области как промышленного региона, в высококвалифицированных рабочих и служащих, востребованных региональным рынком труда [4]. В-третьих. Наши исследования и наблюдения показывают, что прослеживается а) доступность и массовизация высшего образования и, как следствие, снижение популярности и востребованности рабочих; б) направленность родителей на получение школьниками высшего образования или среднего профессионального образования без учёта потребностей рынка труда, способностей и склонностей детей. Следующее.

Профессиональная ориентация в школах на рабочие профессии проводится бессистемно и без учёта возможностей и способностей обучающихся. При этом в практике отмечается падение престижа профессий рабочих среди молодёжи и индифферентная позиция общественности.

И ещё на одно важное направление необходимо указать. В данном случае «за бортом» всех направленностей и деятельностей остаются низкомотивированные и

слабоуспевающие школьники. Данный «сложный и рисковый» контингент обучающихся остаётся без внимания по разным причинам и является активными претендентами для неполучения требуемого основного или среднего общего образования как по причине неуспеваемости, не посещаемости школы, так и по причине выраженного делинквентного поведения и др.

Обозначенными выше обстоятельствами и определяется проблема нашего исследования. Мы описываем эффективную педагогическую практику организации профессионального обучения школьников на профессии рабочих и служащих в сфере лесного хозяйства, но только с позиции нормативности. Данную практику мы позиционируем как новые механизмы профессиональной ориентации школьников в контексте организации эколого-просветительской деятельности в условиях мегаполиса. Основанием

для выбора данного направления стало следующее:

- возможность использования уже имеющегося педагогического потенциала школьного лесничества «ЛесОк» для формирования у учащихся эколого-ориентированного поведения;

- развитие новых, в том числе цифровых, технологий, приводящих к быстрым изменениям в производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение, альтернативные источники энергии, «зеленые технологии» и т.п.);

- первостепенность повышения роли непрерывного экологического образования, так как из экологически образованных детей с высоким уровнем экологической культуры вырастут и будут организовывать в дальнейшем свою профессиональную деятельность экологически ответственные руководители и специалисты;

- использование новых возможностей эколого-просветительской деятельности среди учащихся, родителей и педагогов с применением педагогического потенциала школьного лесничества;

- обеспечение сдвига мотивации школьников, в том числе низкомотивированных и слабоуспевающих, на получение профессионального обучения с целью повышения собственных жизненных или профессиональных планов.

Материалы и методы исследования. С целью принятия обоснованных управленческих решений по организации системной деятельности школы, семьи, социальных и бизнес партнёров по оказанию школьникам, в том числе низкомотивированным и слабоуспевающим, в выявлении, развитии способностей,

профессиональных интересов в выборе профессии рабочих и должностей служащих использовались данные научных исследований [8]. А также использовались результаты исследования, которое проводилось на уровне школы в течение нескольких лет. Исследования проводились в форме анкетирования, опросов, изучения материалов школ (образовательных программ, планов профориентации, результатов трудоустройства и поступлений выпускников и др.). В исследование были вовлечены школьники 7-11 классов, родители выпускников школ, руководящие и педагогические работники (учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи) [9].

Получены следующие данные:

- информированность школьников, родителей, всех представителей педагогических коллективов о востребованных на рынке труда Южного Урала профессиях рабочих / служащих, в том числе в сфере лесного хозяйства, о заработных платах, о специфике труда, вакансиях, об обучении в профессиональных организациях находятся на минимальном уровне, а в некоторых случаях просто отсутствует;

- на вопросы, связанные с престижностью профессий рабочих, с позициями по осуществлению общественно-полезного и производительного труда, положительно ответили, только 0,9% школьников и ещё в меньшем количестве - положительные ответы получены от родителей (0,7%);

- информированность педагогов, в том числе классных руководителей, о востребованных на рынке труда Южного Урала профессиях рабочих / служащих, в том числе в сфере лесного хозяйства, о заработных платах, о специфике труда, вакансиях, об обучении в профессиональных организациях тоже находятся на минимальном уровне.

Полученные данные корреспондируют со следующими выводами:

- представления школьников, их родителей и педагогов о рабочих профессиях и служащих имеют ограниченный, а иногда и искажённый характер;

- организуемая в школах профориентационная работа имеет мероприятийную направленность в формате «калейдоскопа».

Таким образом, необходима системная деятельность по созданию условий для профессиональной ориентации:

1) формирование готовности детей к выбору направления дальнейшей профессиональной деятельности с учётом своих индивидуальных способностей и особенностей, с личными интересами;

2) овладение школьниками такими профессиональными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить профессию и стать конкурентоспособным на рынке труда, в том числе региональном;

3) развитие готовности школьников к построению профессиональной карьеры в соответствии с личностными возможностями, потребностями, особенностями;

4) организация такого пространства трудовой активности в школе, которое стимулировало и поддерживало бы положительное отношение к общественно-полезному, производительному труду, а также

уважение к людям труда, включение школьников в волонтёрское движение;

5) в контексте организации пространства трудовой активности, воспитания положительного отношения к профессии рабочего и должности служащего создание условий для сдвига мотивов на приобретение профессиональных компетенций низкомотивированных и слабоуспевающих школьников [10];

6) развитие готовности педагогов к организации профессионального обучения на основе учёта индивидуальных способностей и особенностей школьников [1].

Все описанные выше обстоятельства обозначили в качестве нового инновационного механизма решения задач - организацию профессионального обучения на уровне среднего общего образования. Ниже мы описываем нормативные основания реализации данной идеи. Но при этом необходимо отметить, что организация профессионального обучения при одновременном получении школьниками среднего общего образования является одним из механизмов организации системной

профориентационной деятельности в школе.

Результаты исследования. При обрисовке результатов исследования, обеспечивающих организацию профессионального обучения при одновременном получении школьниками среднего общего образования, мы рекомендуем следовать определённому алгоритму. К данному алгоритму относятся обоснование и описание нормативных, организационных, кадровых, психолого-педагогических, содержательных условий организации профессионального обучения для получения выпускниками школы рабочих профессий, должностей служащих в области лесного хозяйства. Возникает обоснованный вопрос «А почему в области лесного хозяйства?».

Значимость данной идеи для системы образования в Челябинской области определяется стремительным ухудшением экологической ситуации, востребованностью профессий рабочих, должностей служащих в области лесного хозяйства, наличием эффективной практики реализации с 2016 года в школе такого направления как «школьное лесничество», устойчивые динамичные связи с социальными партнёрами в сфере лесного хозяйства, реализацией в 2018 году развития вариантов экологической направленности с учетом наработанной практики школьного лесничества для всех школьников в качестве федеральной инновационной площадки.

Приступаем к описанию нормативных условий.

Обоснованием возможности реализации профессионального обучения в части интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения являются нормативные основания (Закон «Об образовании в РФ» (статьи 2, 12, 23, 73, 74); приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513; профессиональные стандарты по каждой профессии; порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения; ФГОС среднего общего образования) [2;5-7;11].

Нормативными основаниями организации значимого для старших школьников и их родителей профильного обучения являются следующие обоснования.

Анализ положений Закона «Об образовании в РФ» позволил сделать определённые выводы. Содержание образования в соответствии со статьями 2 и 12 в школе определяется основными образовательными программами, в нашем случае, среднего общего образования. В соответствии со статьёй 23 является то, что основные программы профессионального обучения могут

реализовываться в таких типах организаций как общеобразовательная. Следовательно, в общеобразовательной организации возможно организовать профессиональной обучение. А статьи 73 и 74 обозначают, что продолжительность профессионального обучения регулируется локальным нормативным актом [11]. Таким образом, профессиональное обучение может организовываться в общеобразовательной организации при одновременном получении учащимися основного или среднего общего образования.

Изучение приказа с перечнем профессий проведено с учётом эффективной практики школы, изучения региональной востребованности профессий рабочих и служащих в сфере лесного хозяйства. Изучение мнений школьников и родителей позволили определить наименование профессий для организации профессионального обучения. Для школы определили в качестве профессии рабочего «лесовод», а должности служащего «управление беспилотным летательным аппаратом» [5].

Изучение профессиональных стандартов по данным профессиям, а также единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих позволило нам определить требования к общим профессиональным и

предметным профессиональным компетенциям [2]. Данные требования являются основными при проектировании основной программы профессионального обучения и интеграции её с основной образовательной программой среднего общего образования.

Далее следует указать, что профессиональное обучение организуется в разрезе идеологии реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Основанием данного утверждения является положение, что в школе могут реализовываться учебные планы одного или нескольких профилей. Также в данном документе указано, что реализация учебных планов нескольких профилей организуется только при наличии определённых условий

профессионального обучения [7].

Далее предлагаем описать комплекс необходимых и достаточных нормативных условий, которые необходимо создать для организации профессионального обучения:

- получение лицензии на право ведения образовательной деятельности по реализации основных программ профессионального обучения;

- учёт ограничений по возрасту, полу, состоянию здоровья и др.;

- сформированность в школе локальной нормативной базы.

Описывая последнее условие по организации профессионального обучения, необходимо отметить, что внесены изменения в должностные инструкции директора, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, учителей, педагогов-психологов, классных руководителей; в основную образовательную программу среднего общего образования; в функциональную и организационную структуру внутренней систему оценки качества образования; в положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, об индивидуальном учёте результатов и др. Кроме этого, разработаны и реализуются локальные нормативные акты: положение о квалификационном экзамене; об организации учебной (производственной) практики; о порядке приёма учащихся на обучение по основной программе профессионального обучения и др.

С учётом обозначенных выше обстоятельств, принято решение по организации профессионального обучения на профессии рабочего «лесовод» и служащего «управление беспилотным летательным аппаратом» с использованием модели интеграции основной образовательной программы среднего общего

образования и основных программ профессионального обучения.

Одним словом, стратегической идеей интеграции содержания среднего общего образования и профессионального обучения с использованием потенциала школьного лесничества является использование новых механизмов профессиональной ориентации, которые заключаются в интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучение по профессиям рабочего «лесовод» и должности служащего «управление беспилотным летательным аппаратом». Данными обстоятельствами определяется создание в школе условий для формирования комфортной среды

профессиональной ориентации и

профессионального самоопределения через создание и организацию функционирования пространства трудовой активности.

И ещё на одно важное конкурентное преимущество профессионального обучения необходимо указать. Это организации работы с низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися, в том числе для развёртывания дополнительных занятий. Для данной «рисковой» категории школьников принципиально повышаются мотивация и значимость обучения интегрированного с профессиональным обучением по востребованным в регионе профессиям рабочих и должностям служащим. Такие школьники чувствуют и будут чувствовать себя защищёнными. Так как получение обучающимися профессии и документа о квалификации профессии рабочего/служащего вместе с аттестатом о среднем общем образовании позволяют:

- приобрести новый социальный опыт и статус;

- повышают их жизненные и в дальнейшем профессиональные шансы;

- гарантируют выпускникам первоначальное трудоустройство;

- повышают мотивацию и ценностно-смысловую ориентацию;

- повышают адаптивные возможности обучающегося к внутренним и внешним изменениям;

- будут поддерживать уверенность в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Заключение. Все описанные выше обстоятельства доказывают, что организация профессионального обучения в школе создаёт условия для эффективной профессиональной ориентации на профессии рабочих и служащих.

- это повышение мотивации обучающихся, в том числе низкомотивированных и слабоуспевающих, за счет привлекательности реализуемых программ с ориентацией на конечный результат (получение среднего общего образования, профессии и документа о квалификации по профессии). А это достаточно важное обоснование по поддержке сложного контингента обучающихся;

- это стимулирование у обучающихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения профессионализации;

- это возможности построения дальнейшей (после окончания школы) личной профессиональной перспективы на основе собственных стремлений, способностей и потребностей.

Организация профессионального обучения в школе достойна обсуждения.

Литература:

1. Девятова И.Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения / И.Е. Девятова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3(28). - С. 138-146.

2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92907/

3. Кувшинов М.А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования / М.А. Кувшинов // Молодой учёный. - 2011. - № 7. - Т.1. - С. 86-91.

4. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие

образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // docs.cntd.ru/document/446623023

5. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // base.garant.ru/70433916/

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526872/

7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // base.garant.ru/70188902/

8. Скрипова Н.Е. Интерпретация понятия «развитие у сельских школьников ценностных ориентаций на рабочие профессии» с позиций идеи «о возвышении потребностей» / Н.Е. Скрипова // Фундаментальные исследования. Научный журнал. -2013. - № 4. - Часть 5. - С. 1222-1226.

9. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей / Н.Е. Скрипова // Мир науки,

культуры, образования (международный научный журнал). - 2014. - № 1(44) - С. 159-161.

10. Скрипова Н.Е. Ценность рабочей профессии как социальной доминанты [Электронный ресурс] / Н.Е. Скрипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

References:

1. Devyatova I.E. Development of the teacher's pedagogical potential in the corporate education system / I.E. Devyatova // Scientific support of the personnel development system. - 2016. - № 3(28). - S. 138-146.

2. Unified tariff and qualification reference book of workers' jobs and professions [Electronic resource]. -Access mode: http: consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_92907/

3. Kuvshinov M.A. The concept of sustainable development management of the socio-economic system of the municipal formation / M.A. Kuvshinov // Young scientist. - 2011. - № 7. - Vol. 1. - S. 86-91.

4. Decree of the Government of the Chelyabinsk region of December 28, 2017 No. 732-P "On the state program of the Chelyabinsk region" Development of education in the Chelyabinsk region "for 2018-2025 [Electronic resource]. - Access mode: http: // docs.cntd.ru/document/446623023

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 02.07.2013 N 513 "On approval of the List of workers' professions, positions of employees for which vocational training is carried out" [Electronic resource]. -Access mode: http: // base.garant.ru/70433916/

6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of August 26, 2020 No. 438 "On approval of the Procedure for organizing and implementing educational activities in the main vocational training programs"

[Electronic resource]. - Access mode: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526872/

7. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 05/17/2012 No. 413 "On the approval of the federal state educational standard of secondary general education" [Electronic resource]. - Access mode: http: // base.garant.ru/70188902/

8. Skripova N.Ye. Interpretation of the concept "development of value orientations towards blue-collar occupations in rural schoolchildren" from the standpoint of the idea of "raising needs" / N.Ye. Skripova // Fundamental Research. Science Magazine. - 2013. - № 4. - Part 5. - P. 1222-1226.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Skripova N.E. The value orientation of schoolchildren towards blue-collar occupations as a set of personal values / N.E. Skripova // World of science, culture, education (international scientific journal). - 2014. - № 1(44) - P. 159-161.

10. Skripova N.Ye. The value of the working profession as a social dominant [Electronic resource] / N.Ye. Skripova // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2012. - Access mode: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8

11. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http: // consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.