Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии: новые механизмы'

Ценностные ориентиры профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии: новые механизмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ПРОСТРАНСТВО ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ / SCHOOLCHILDREN / WORKING PROFESSIONS / VALUE ORIENTATIONS / CAREER GUIDANCE / MANAGEMENT STRATEGIES / THE SPACE OF LABOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

Рассматривается проблема ориентации школьников на рабочие профессии в аксиологическом аспекте. Предлагается осуществление ориентации в нескольких ракурсах: получение среднего профессионального образования профессии рабочего; получение профессионального обучения в интеграции с основным или средним общим образованием; содержательно-смысловое освоение школьниками основных образовательных программ общего образования. Позиционируется аксиологический подход в ориентации школьников на рабочие профессии, главным показателем которого является воспитание у всех учащихся уважения к людям труда и уважительного отношения к общественно-полезному труду. Предлагаются новые механизмы ориентации школьников на рабочие профессии, к которым относятся организационные, управленческие, методические, психологические и педагогические стратегии. В представленном исследовании рассматриваются и описываются как сами управленческие стратегии, так и их эффекты. К эффектам управленческих стратегий относится организация и функционирование внутришкольного социального одобряемого и поощряемого «пространства трудовой активности», направленного на повышение мотивации школьников к общественно-значимому труду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN ON WORKING PROFESSIONS: NEW MECHANISMS

The problem of orientation of schoolchildren on working professions in the axiological aspect is considered. The implementation of orientation in several perspectives is proposed: obtaining secondary vocational education for the profession of a worker; obtaining vocational training in integration with basic or secondary general education; meaningful and semantic mastering by students of the basic educational programs of general education. The axiological approach is being positioned in the orientation of schoolchildren towards working professions, the main indicator of which is the education of all students in respect for working people and a respectful attitude to socially useful work. New mechanisms of orientation of schoolchildren to working professions are proposed, which include organizational, managerial, methodological, psychological and pedagogical strategies. The presented study examines and describes both managerial strategies themselves and their effects. The effects of managerial strategies include the organization and functioning of an intraschool socially approved and encouraged “space of labor activity” aimed at increasing the motivation of schoolchildren for socially significant work.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии: новые механизмы»

Ценностные ориентиры профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии: новые механизмы

Скрипова Надежда Евгеньевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: nscripova@mail.ru

Рассматривается проблема ориентации школьников на рабочие профессии в аксиологическом аспекте. Предлагается осуществление ориентации в нескольких ракурсах: получение среднего профессионального образования профессии рабочего; получение профессионального обучения в интеграции с основным или средним общим образованием; содержательно-смысловое освоение школьниками основных образовательных программ общего образования. Позиционируется аксиологический подход в ориентации школьников на рабочие профессии, главным показателем которого является воспитание у всех учащихся уважения к людям труда и уважительного отношения к общественно-полезному труду. Предлагаются новые механизмы ориентации школьников на рабочие профессии, к которым относятся организационные, управленческие, методические, психологические и педагогические стратегии. В представленном исследовании рассматриваются и описываются как сами управленческие стратегии, так и их эффекты. К эффектам управленческих стратегий относится - организация и функционирование внутришкольного социального одобряемого и поощряемого «пространства трудовой активности», направленного на повышение мотивации школьников к общественно-значимому труду.

Ключевые слова: школьники, рабочие профессии, ценностные ориентации, профориентационная деятельность, управленческие стратегии, пространство трудовой активности.

Целевые директивы, а также содержание федеральных нормативных документов определяют, что в образовательных организациях любого типа ориентация на профессии, связанные с дальнейшей производительной деятельностью (в нашем случае на рабочие профессии), детей и молодёжи должна стать в ближайшее время, если не обязательным условием развития, то характерной особенностью [2; 3; 4; 6].

Конечно же, развитие инновационной экономики внутреннего рынка предполагает готовность и умение рабочих работать с современным технологическим оборудованием с использованием робототехники, работать на станках с разнообразным автоматизированным оборудованием, осваивать интеллектуальные, цифровые технологии и др. Но как показывают исследования, на ближайшие годы (до 2040 годов) просматривается и сохранение рабочих профессий, выполняющих «рутинные» работы. Однозначно, что к детерминантам рабочих профессий относится а) включённость в производительный процесс; б) наёмный характер труда; в) наличие определённой доли физической составляющей; г) мера подчинённости организаторам производства.

Поэтому с целью результативного ответа на обозначенные вызовы времени мы предлагаем ориентацию на рабочие профессии в нескольких ракурсах. Во-первых, с возможностью дальнейшего получения среднего профессионального образования профессии рабочего. Во-вторых, с возможностью получения профессионального обучения на профессии рабочего в интеграции со средним общим образованием. В-третьих, с возможностью в системе через содержательно-смысловое освоение основных образовательных программ общего образования.

Выбранный ракурс как раз предоставляет возможность школе организовывать профориентаци-онную деятельность на профессии рабочих с учётом запросов и потребностей всех школьников. В данном случае идёт разговор и о ребятах, которые не планируют в дальнейшем свою профессиональную карьеру связать с рабочей профессией, и о ребятах, чьи помыслы связываются с кластерами рабочих профессий. Позиционируется аксиологический подход в ориентации школьников, главным показателем которого является воспитание у всех учащихся уважения к людям труда и уважительного отношения к общественно-полезному, а также производительному труду. А в дальнейшем умение осуществлять физические действия (ремонт бытовой техники, обработка дачного участка и т.д.).

Обусловленные направленной политикой проблемы не находят на сегодняшний день способы их решения как в практике управления, так и в прак-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тике методического сопровождения специалистов, занимающихся данным вопросом. В статье будут представлены новые механизмы управленческой и методической деятельности, направленные на развитие ценностных ориентаций обучающихся на рабочие профессии.

Напрашивается на анализ и такой вопрос, что сама по себе профессиональная ориентация в школе - это не новое направление деятельности. Анализ теоретических исследований и практических решений по профориентации показывает наличие многочисленных источников и достаточных позитивных практик [1; 7; 8].

Изучение практики школ (в исследовании принимали участие 114 общеобразовательных организаций Челябинской области) показывает, что профориентация в школах осуществляется, но осуществляется в режиме многочисленных и невзаимосвязанных между собой мероприятий. В положительном плане необходимо отметить, что в содержании деятельности школ реализуются несколько направлений. К первому направлению можно отнести такие позиции как согласование направлений профориентации с запросами, в основном, старших школьников относительно выбранной в будущем конкретной профессии. А второе направление связано с реализацией предпочтений, в основном, старших школьников, на реализацию в будущем желаемого социального и профессионального положения. Каждое направление сосредоточено на организации профориентационной деятельности, направленной а) в основном на старших школьников; б) формирование у школьников образа выбранной и предпочитаемой профессии.

В рамках нашего исследования следует представить краткий анализ изучения мнения выпускников и их родителей по вопросу выбора профессионального пути, связанного с рабочими профессиями. Ответы показали неутешительные выводы: рабочие профессии не котируются среди школьников и их родителей; у 94% респондентов информация о специфике труда, о социальных пакетах, о заработных платах не соответствует реальному состоянию. При этом отмечается, что изучение сайтов школ показывает отсутствие данной необходимой информации. Все обозначенные выше данные показывают, что отсутствует системность и плановость в решении рассматриваемого вопроса.

Приступаем к рассмотрению новых механизмов ориентации школьников на рабочие профессии, направленных на развитие ценностного отношения к людям, осуществляющими трудовые функции, к самому производительному труду. К данному перечню стратегий можно отнести организационные, управленческие, методические, психологические и педагогические стратегии. В представленном исследовании мы рассмотрим только разработку управлен-5 ческих стратегий, содействующих направленности о ориентации на ценностно-смысловые ориентиры.

К управленческим относим следующие стра-° тегии: внесение изменений в должностные ин-ав струкции специалистов; основные образователь-

ные программы общего образования; положение о внутренней системе оценки качества образования; разработка интегрированной основной образовательной программы среднего образования и профессионального обучения.

Деятельность по профориентации должна осуществляться не отдельными учителями, а конкретно школьная команда, к которой относятся руководитель, заместитель руководителя, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования детей. Только такая работа даст возможность выстроить эффективную деятельность со всеми участниками образовательных отношений в плане содержательно-смыслового наполнения взаимодействия с родителями, с организациями профессионального образования, с работодателями, бизнес-сообществом, со средствами массовой информации.

Следующим важным условием является содержательно-смысловая представленность описываемой стратегии, которую мы описываем в двух контекстах.

Первое. Мобильный характер становления уважительного отношения у школьников к физическому и общественно-полезному труду рекомендован с использованием или в опоре на психологические механизмы (для младших школьников -адаптация; для младших и старших подростков -идентификация и интериоризация; для старших школьников - интернализация).

Второе. Системообразующим метауправлен-ческим действием является содержательное наполнение деятельностью профориентационной направленности основных образовательных программ всех уровней общего образования при их проектировании, а главное и при их реализации. При этом мы инициируем механизм включения де-ятельностей профориентационной направленности в каждый раздел программ. Это касается, прежде всего, планируемых (личностных и предметных) результатов, рабочих программ всех учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, а также программ воспитания и социализации.

В качестве инновационного конструкта предлагается разработка интегрированной основной образовательной программы среднего образования и основной программы профессионального обучения по профессии рабочего [5].

Модель интеграции основной образовательной программы основного или среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по профессии рабочего предполагает интеграцию целевых установок двух программ, планируемых результатов и профессиональных компетенций, системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного / среднего общего образования, содержательного наполнения рабочих программ. Данная программа направлена на стимулирование учащихся, в том числе низкомотивированных и слабоуспевающих учащихся на успешное прохождение профессионального обучения. Про-

фессиональное обучение даёт уникальные возможности повышения жизненных профессиональных шансов школьников. К таким возможностям относятся следующие сценарии: после получения аттестата об основном / среднем общем образовании и свидетельства о профессии рабочего учащийся может пойти работать по выбранной профессии, может поступить на обучение в учреждение среднего профессионального образования, в том числе по сокращённой программе. Профессиональное обучение служит, что достаточно важно, удовлетворению региональных существующих потребностей по обеспечению рабочими производств.

Одним словом, логика развертывания управленческих стратегий, содействующих направленности ориентации на ценностно-смысловые ориентиры и содержательное наполнение деятель-ностей профориентации на рабочие профессии должна осуществляться таким образом, что:

- системная работа школьной команды, которая даст возможность выстроить эффективную деятельность со всеми участниками образовательных отношений по ориентации школьников на рабочие профессии;

- происходит опора на динамичный характер становления у школьников уважительного отношения к общественно-полезному труду, который осуществляется с использованием ряда психологических механизмов;

- содержательное наполнение деятельностью профориентационной направленности основных образовательных программ всех уровней общего образования при их проектировании и реализации;

- осуществление профессионального обучения. И к эффектам управленческих стратегий можно отнести - организация и функционирование внутришкольного социального одобряемого и поощряемого «пространства трудовой активности», направленного на повышение мотивации школьников к общественно-значимому труду.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер.- 2. изд., перераб., доп. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003.- 329 с.

2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 111-Р «Об утверждении Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы».

3. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 г. № 366-Р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».

4. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000.- 128 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

7. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие / С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2005.122 с.

8. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2009.- 169 с.

value orientations of professional orientation of schoolchildren on working professions: new mechanisms

Skripova N.E.

Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educational workers

The problem of orientation of schoolchildren on working professions in the axiological aspect is considered. The implementation of orientation in several perspectives is proposed: obtaining secondary vocational education for the profession of a worker; obtaining vocational training in integration with basic or secondary general education; meaningful and semantic mastering by students of the basic educational programs of general education. The axiological approach is being positioned in the orientation of schoolchildren towards working professions, the main indicator of which is the education of all students in respect for working people and a respectful attitude to socially useful work. New mechanisms of orientation of schoolchildren to working professions are proposed, which include organizational, managerial, methodological, psychological and pedagogical strategies. The presented study examines and describes both managerial strategies themselves and their effects. The effects of managerial strategies include the organization and functioning of an intra-school socially approved and encouraged "space of labor activity" aimed at increasing the motivation of schoolchildren for socially significant work.

Keywords: schoolchildren, working professions, value orientations, career guidance, management strategies, the space of labor activity.

References

1. Seer E.F. Psychology of professions: textbook. Manual for university students / E.F. See.- 2. ed., Revised., Ext. - M.: Acad. project; Yekaterinburg: Business book., 2003.- 329 p.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2018 No. 111-P "On approval of the Concept of teaching the subject area" Technology "in educational organizations of the Russian Federation that implement basic general educational programs".

3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 05, 2015 No. 366-P "On approval of the action plan aimed at popularizing workers and engineering professions".

4. Rezapkina G.V. Me and my profession: Professional self-determination program for adolescents: Educational-method. allowance / G.V. Rezapkina. - M.: Genesis, 2000.- 128 p.

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02.07.2013 No. 513 "On approval of the List of professions for workers, positions of employees for which professional training is carried out".

6. Decree of the President of the Russian Federation of 05/07/2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024".

7. Chistyakova S.N. Pedagogical support for self-determination of students: a method. allowance / S.N. Chistyakova. - M.: Academy, 2005.- 122 p.

8. The formation of the personality of a high school student / Ed. I.V. Dubrovina. - M.: Pedagogy, 2009.- 169 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.