Научная статья на тему 'Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников'

Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА РАБОЧИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРОФЕССИИ / ПРОСТРАНСТВО ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOLCHILDREN / PROFESSIONAL ORIENTATION ON WORKING AND ENGINEERING PROFESSIONS / SPACE OF LABOUR ACTIVITY / VOCATIONAL TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF UNIVERSAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

Рассмотрены социально-экономические и нормативные требования к осуществлению в школе профессиональной ориентации нового качества в условиях постоянно изменяющегося института профессий с учётом регионального рынка труда. Определены направления деятельности, в рамках которых предстоит сконцентрироваться общеобразовательной организации: «результативность профориентации»; «содержательное и методическое обеспечение»; «готовность участников образовательных отношений к участию и осуществлении профориентации, а также представлен их краткий анализ. Описаны стратегии профориентации: совершенствование управления профессиональной ориентацией в школе; формирование пространства трудовой активности школьников; обогащение представлений школьников о профессиях в условиях интенсивно изменяющегося перечня профессий и с учётом возрастных особенностей детей. Данные стратегии полностью согласуются с законодательной базой федерального и регионального уровней и учитывают специфику управления школой, имеющей не калейдоскопическую мероприятийную направленность, а осуществляемую в парадигме управленческого содействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New pedagogical instruments of professional orientation of schoolchildren

Socio-economic and normative requirements are considered to realization at school of professional orientation of new quality in the conditions of constantly changing institute of professions taking into account a regional labour-market. Directions of activity are certain within the framework of that coming to be concentrated to general organization: "effectiveness of vocational orientation"; "rich in content and methodical providing"; "readiness of participants of educational attitudes toward participation and realization of vocational orientation, and also their short analysis is presented. Strategies of vocational orientation are described: perfection of management by a professional orientation at school; forming of space of labour activity of schoolchildren; enriching of presentations of schoolchildren about professions in the conditions of intensively changing list of professions and taking into account the age-related features of children. These strategies fully comport with a legislative base federal and regional levels and take into account a management specific school having a not kaleidoscopic orientation, and carried out in the paradigm of administrative assistance.

Текст научной работы на тему «Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников»

Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников

Скрипова Надежда Евгеньевна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», nscripova@mail.ru

Рассмотрены социально-экономические и нормативные требования к осуществлению в школе профессиональной ориентации нового качества в условиях постоянно изменяющегося института профессий с учётом регионального рынка труда. Определены направления деятельности, в рамках которых предстоит сконцентрироваться общеобразовательной организации: «результативность профориентации»; «содержательное и методическое обеспечение»; «готовность участников образовательных отношений к участию и осуществлении профориентации, а также представлен их краткий анализ.

Описаны стратегии профориентации: совершенствование управления профессиональной ориентацией в школе; формирование пространства трудовой активности школьников; обогащение представлений школьников о профессиях в условиях интенсивно изменяющегося перечня профессий и с учётом возрастных особенностей детей. Данные стратегии полностью согласуются с законодательной базой федерального и регионального уровней и учитывают специфику управления школой, имеющей не калейдоскопическую мероприятийную направленность, а осуществляемую в парадигме управленческого содействия. Ключевые слова: школьники; профессиональная ориентация на рабочие и инженерные профессии; пространство трудовой активности; профессиональное обучение, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

о

Е

£

СП

0

(Ч ^

01 г

На сегодняшний день со стороны государства активно вновь озвучиваются принципиально новые требования, запросы и даже претензии к осуществлению именно в школе профессиональной ориентации нового качества в условиях постоянно изменяющегося института профессий, в том числе на рабочие и инженерные профессии [4; 6]. Обозначенные требования выражаются в том, чтобы школьники а) становились социально активными индивидами в системе профессиональной ориентации; б) были готовы самостоятельно принимать решения относительно будущей профессиональной деятельности в условиях интенсивно изменяющегося института профессий; в) владели информацией о мире профессий, в том числе регионального рынка труда; г) имели продуктивный трудовой опыт в соответствии с собственными возможностями, потребностями и желаниями («знаю - умею - хочу - могу»); д) были активными участниками внутришколь-ного социального одобряемого и поощряемого пространства трудовой активности, направленного на повышение мотивации школьников к общественно-значимому труду [8].

Из этого следует, что школы должны показывать желание и готовность к осуществлению профориентации нового качества в соответствии с современными требованиями государства и с учётом мнений участников образовательных отношений. В данном аспекте мы можем выделить несколько важных, на наш взгляд, направлений, в рамках которых предстоит сконцентрироваться с целью обеспечения нового качества профориентации на рабочие и инженерные профессии в общеобразовательных организациях: результативность профориентации; содержательное и методическое обеспечение; готовность участников образовательных отношений (семьи и педагогических работников) к участию и осуществлении профориентации детей [8]. Ниже предлагаем краткий обзор причин, которые снижают продуктивность и действенность профориентации.

Анализируя такое направление как «результативность профориентации» мы останавливаемся на следующих причинах: осуществление школьниками намерений по выбору будущей профессии или дальнейшего профессионального обучения проходит в условиях низкой информированности о мире профессий, в том числе с учётом региональной специфики; вся профориентация в школе сводится к калейдоскопическому набору разнообразных мероприятий, которые не дают школьникам опыта социально полезной трудовой деятельности и вследствие этого у учащихся не формируется личностный опыт осуществления определённых трудовых функций будущей профдеятельности [8].

Переходя к анализу направления «содержательное и методическое обеспечение» мы останавливаемся на следующих причинах: достаточно локально при организации профориентации используются ресурсы жизненного пространства школьников (урочной, внеурочной,

внеклассной, внешкольной, семейной и феликсологиче-ской среды); в системе профориентации ключевым является профильное обучение, поэтому не прослеживается содержательная стратегия, которая должна охватывать все уровни общего образования, начиная с дошкольного образования, и аккумулировать все средства с целью формирования у школьников всесторонних представлений о выбранной профессии в самореализации сущностных свойств личности;

И, наконец, анализ такого направления как «готовность участников образовательных отношений (семьи и педагогических работников) к участию и осуществлении профориентации детей» позволяет выделить следующие причины: отсутствие системной работы по профориентации в школе в модели управленческого содействия (руководитель общеобразовательной организации

заместитель руководителя по учебной и воспитательной работе учитель-предметник классный руководитель педагог-психолог, социальный педагог, тьютор, педагог-библиотекарь, медицинский работник); последние достижения в сфере педагогики, психологии, социологии профессий не всегда используются в школе своевременно и системно; слабо в организации профориентации используются возможности организаций профессионального образования, предприятий бизнеса, работодателей и семьи.

Описанные выше причины выявлены по результатам статистической информации, разнообразных мониторинговых исследований, которые проводились с 2009 г., и анализа многочисленных управленческих практик. И только понимание сущности происхождения данных причин может являться основой для определения новых педагогических инструментов профессиональной ориентации школьников.

Рассматривая новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников, мы считаем необходимым выделить стратегии профориентационной деятельности, а затем уже их описать. Итак, к стратегиям можно отнести следующие: совершенствование управления профессиональной ориентацией в школе; формирование пространства трудовой активности школьников; обогащение представлений школьников о профессиях в условиях интенсивно изменяющегося перечня профессий и с учётом возрастных особенностей детей.

Описанные нами стратегии профориентационной деятельности:

- полностью согласуются с законодательной базой федерального и регионального уровней;

- учитывают специфику управления школой, имеющей не каледоскопическую мероприятийную направленность, а осуществляемую в парадигме управленческого содействия (совместного действия).

Приступаем к описанию управленческих технологий организации профессиональной ориентации школьников. Принципиально новый аспект при осуществлении профориентации выражается в том, что а) происходит учёт всех требований (социально-экономических, нормативных, психолого-педагогических, региональных); б) деятельность направлена на достижение качества образования, в том числе, достижения обучающимися новых образовательных результатов.

Презентуемые стратегии отличаются от имеющихся планов профориентационных мероприятий общеобразовательных организаций и имеют определённые атрибуты. Во-первых, представлены в нормативном поле и полностью согласуются с идеологией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Являются структурным компонентом основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в части,

формируемой участниками образовательных отношений (планируемые результаты (личностные и метапредмет-ные) освоения основных образовательных программ общего образования; рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программы воспитания и социализации). Включение элементов в содержание учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности всех уровней общего образования и их применение с целью уверенной ориентации в мире профессий, в том числе с учётом регионального рынка труда и принятии самостоятельного, ответственного решения о выборе будущей профессии или направления профессиональной деятельности являются одним из самых действенных инструментов организации профориентации в «новом» режиме. Особо отмечается возможность использования содержания курсов внеурочной деятельности при организации профориентации. Требуемый эффект будет только тогда ощутим, когда курс внеурочной деятельности спроектирован и реализуется с учётом использования следующих подходов:

- модульного подхода, который предполагает сосредоточиться на знакомстве обучающихся с группами профессий;

- спиралеобразного подхода, при котором на каждом новом этапе обучения (уровне образования или классе обучения) осуществляется реальное расширение и обогащение представлений обучающихся знаниями о профессиях;

- комплексного подхода, который выражается в установлении связей и зависимостей в содержании учебных предметов (например «Технология») и курса внеурочной деятельности, в установлении единой целевой направленности.

Разработаны и реализуются локальные нормативные акты, определяющие в общеобразовательной организации регламенты системной организации профессиональной ориентации (должностные инструкции руководителя, заместителей руководителя и всех и педагогических работников общеобразовательной организации с учётом внесения изменений, направленных на регламенты осуществления профессиональной ориентации школьников; Положение о внутренней системе оценки качества образования; Положение о поощрениях обучающихся и др.).

Во-вторых, формируется пространство трудовой активности школьников. Пространство трудовой активности мы связываем с теми местами или предметами окружения, где школьник может осваивать этот мир (классы, предметные лаборатории (робототехника, лего конструирование), мастерские, пришкольный участок и др.) и развиваются трудовые отношения. Напоминаем, что данные трудовые отношения для каждого возраста обучающихся должны быть своеобразными. В связи с продолжительностью процесса профориентации пространство трудовой активности обучающимися осваивается постепенно. Одной из главной задач здесь является присутствие позиции социального одобрения, поощрения и признания активности в труде всех субъектов образования. Достаточно важно при формировании положительного имиджа профессий, в том числе востребованных на региональном рынке труда, использовать разнообразные административные и социально-психологические поощрительные методы (стипендии, распоряжения, доска почёта, книга трудовых династий и др.). Деятельная природа познания и освоения описываемого пространства будет обеспечена при условии активного взаимодействия школы с социальными партнёрами (организации профобразования, предприятия промышленности, бизнеса, науки и др.). В данном случае уместно описать обязательно использование возможностей семейно-феликсо-

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

СП

о

логической среды. Это позволит привлечь семью и сформировать у школьников ценности своей жизнедеятельности, посредством понимания ценностей своей будущей профессии.

В-третьих, должно происходить обогащение представлений школьников о профессиях в условиях интенсивно изменяющегося перечня профессий и с учётом возрастных особенностей детей. При описании данной стратегии необходимо указать на то, что в общеобразовательных организациях должны сочетаться несколько аспектов. К первому аспекту можно отнести то, что профессиональная ориентация должна гармонировать с планами и возможностями обучающихся относительно содержания будущей профессии. А вот второй аспект -это уже сами предпочтения школьников относительно положения в обществе, заработной платы, условий деятельности, стиля жизни и т.п. Поэтому важно, чтобы все работники школы рассматривали профессиональную ориентацию не только как результат индивидуального выбора школьниками будущей профессии, но и как социально и культурно обусловленное явление. В данной позиции важно понимание руководителями и педагогами и принятие ими обозначенных обстоятельств [5; 7]. Конечно же, в школе должна быть организована научно-методическая работа со всеми категориями педагогических работников в направлении систематизации и унификации подходов к отбору содержания (учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, внеклассной и внешкольной работы), форм, методов, приемов и средств педагогической работы, направленной на ознакомление школьников и их родителей с миром профессий и ориентацию детей на выбор будущей профессии или направления профессиональной деятельности [1; 2].

Необходимо более эффективно использовать возможности дополнительного образования детей (особенно для детей подросткового возраста). Являясь гибкой системой свободного выбора каждым ребёнком сферы своей занятости, выбора направления и времени освоения дополнительное образование предоставляет детям возможность реализовать свой творческий потенциал, сориентироваться в выборе профессии, получить допрофессиональную подготовку.

Важно отметить и ещё один инновационный конструкт как новый инструмент профориентации школьников. Это организация при получении среднего образования ещё и профессионального обучения по должностям рабочих и служащих. Ведь аксиомой успешности любого образования, является осознанность выбора будущей профессии, которая подкрепляется приобретаемыми знаниями и навыками. Как раз такие уникальные возможности даёт организация профессионального обучения обучающихся, которое выступает механизмом социальной защищённости и экономической адаптации выпускников школ, повышения их конкурентноспособности в организациях профессионального образования [3]. Особенно данное направление актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Таким образом, рассматривая новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников, мы представляем взаимосвязанную и взаимообусловленную (не разрозненную по должностям и функциям) систему профориентации для всех субъектов и всех субъектов образовательных отношений общеобразовательной организации.

Литература

1. Баймакова Т. В. Знакомство с миром профессий взрослых как основа ранней профориентации дошкольников. В сборнике: OPEN INNOVATION: сборник статей III

Международной научно-практической конференции. -2018. С. 161-163.

2. Девятова И. E. Формирование профессиональной мобильности педагогов технологиями контекстного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 4 (37) - С.49-61.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 151083/.

4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об

утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/.

5. Пряжникова E. Ю. Профориентация: учебное пособие для студ. высш.

учеб. завед. / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. Издательский центр «Академия». - 2010. - 496 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 года № 366- р «Об утверждении плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 76171/.

7. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа

предпрофильной подготовки: учебно-методическое пособие / Г. В. Резапкина. Москва. - «Генезис». - 2006. -208 с.

8. Ilyasov D., Yarychev N., Skripova N., Korzhova N. Career guidance technology of blue-collar professions for schoolchildren // EDULEARN19 Proceedings, Palma, Mallorca, Spain. pp. 3294-3301.

New pedagogical instruments of professional orientation of

schoolchildren Skripova N.E.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Further Training of

Education Workers Socio-economic and normative requirements are considered to realization at school of professional orientation of new quality in the conditions of constantly changing institute of professions taking into account a regional labour-market. Directions of activity are certain within the framework of that coming to be concentrated to general organization: "effectiveness of vocational orientation"; "rich in content and methodical providing"; "readiness of participants of educational attitudes toward participation and realization of vocational orientation, and also their short analysis is presented. Strategies of vocational orientation are described: perfection of management by a professional orientation at school; forming of space of labour activity of schoolchildren; enriching of presentations of schoolchildren about professions in the conditions of intensively changing list of professions and taking into account the age-related features of children. These strategies fully comport with a legislative base federal and regional levels and take into account a management specific school having a not kaleidoscopic orientation, and carried out in the paradigm of administrative assistance. Keywords: schoolchildren; professional orientation on working and engineering professions; space of labour activity; vocational training, federal state educational standards of universal education.

References

1. Baimakova T.V. Acquaintance with the world of adult professions

as a basis early career guidance for preschoolers. In the collection: OPEN INNOVATION: collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. - 2018.S. 161163.

2. Devyatova I. E. Formation of professional mobility educators with

contextual education technologies // Scientific support of personnel development system. - 2018. - No. 4 (37) - S. 49-61.

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian

Federation of 02.07.2013 No. 513 "On approval of the List of professions of workers, positions of employees for which vocational training is carried out." URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 151083 /.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of December

26, 2017 No. 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/.

5. Pryazhnikova E. Yu. Career guidance: a manual for students.

Higher textbook. Head / E. Yu. Pryazhnikova, N. S. Pryazhnikov. Publishing Center "Academy". - 2010 .-- 496 p.

6. The order of the Government of the Russian Federation dated

05.03.2015 No. 366-r "On approval of an action plan to popularize workers and engineering professions. " URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 76171 /.

7. Rezapkina G. V. Psychology and career choice: program preprofile

preparation: teaching aid / G. V. Rezapkina. Moscow. "Genesis." - 2006. - 208 p.

8. Ilyasov D., Yarychev N., Skripova N., Korzhova N. Career guidance technology of blue-collar professions for schoolchildren // EDULEARN19 Proceedings, Palma, Mallorca, Spain. pp. 3294-3301.

p

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

o

m

O

01

■o

A

u

o

n

A

X

X

m

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.