DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-2-74-80 УДК 33(045)
организационно-управленческий механизм профессиональной ориентации на ранних стадиях жизни и обучения человека
Никифорова Елена Аркадьевна,
аспирант кафедры управления персоналом и психологии, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Жигун Леонид Александрович,
д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление персоналом и психология», Финансовый университет; профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Успешное введение организационно-управленческого механизма в форме модели «школа-университет» вносит существенный вклад в успех реализации проектов профессиональной ориентации. Современная система образования России включает формирование и организацию профессиональной ориентации школьника, которая находится на трудном этапе развития, что обусловлено как трансформационными процессами в образовании, так и влиянием многочисленных экономических, социальных и иных факторов. В рыночных условиях одним из актуальных вопросов для органов образования является формирование организационного механизма профессиональной ориентации, направленного на обеспечение эффективного функционирования системы профессиональной ориентации [1]. Цель исследования - уточнить объяснение действия организационно-управленческого механизма профессиональной ориентации на ранних стадиях жизни и обучения человека. Объект исследования - процесс профориентации старшеклассников общеобразовательной организации. Предмет исследования - методологические подходы к управлению процессом профориентации в модели «школа-университет». При исследовании были использованы общенаучные методы: научная преемственность, сравнения, наблюдение, диалектическая логика, эпистемологический, логический анализ и моделирование. В результате теоретического исследования определена сущность профессиональной ориентации школьника и выявлена необходимость в создании механизма управления ею в контексте реализации инновационных подходов в профориентации [2]. Организационно-управленческий механизм профессиональной ориентации представлен в виде набора блоков, которые включают основные элементы системы управления и необходимые связи между этими элементами. Также намечены ориентиры совершенствования механизма управления и развития системы профессиональной ориентации на основе проектного подхода [3]. Ключевые слова: проектный подход; профессиональная ориентация личности; проект; профориентация; управление; субъект профессиональной ориентации; университет; школа
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MECHANIsM
of professional orientation at early stages
OF LIFE OF HUMAN TRAINING
Nikiforova E.A.,
A post-graduate student of the Department of Personnel Management and Psychology,
Financial University, Moscow, Russia
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Zhigun L. A.,
Doctor of Economics, Professor of the Department "Personnel Management and Psychology", Financial University; Professor of the Department"State and Municipal Administration" Plekhanov Russian Economic University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The successful introduction of an organisational and managerial mechanism in the form of a "school-university" model makes a significant contribution to the success of the implementation of vocational guidance projects. The contemporary education system of Russia includes theformation and organisation of the schoolchild's vocational orientation, albeit at a difficult stage of development. It is due both to the transformational processes in education and the influence of numerous economic, social and other factors. Under market conditions, one of the topical issues for education authorities is the formation of an organisational mechanism for vocational guidance, aimed at ensuring the effective functioning of the vocational guidance system. The purpose of our study is to clarify the explanation of the working of the organisational and managerial mechanism of vocational guidance in the early stages of human life and training. The object of research was the process of vocational guidance of senior pupils of a general education school. The subject of the research was methodological approaches to the management of the vocational guidance process in the "school-university" model. In the study, we used general scientific methods of scientific continuity, comparisons, observation, dialectical logic, epistemological, logical analysis and modelling. As a result of a theoretical study, we determined the essence of the schoolchild's vocational orientation and identified the need to create a mechanism for managing it in the context of the implementation of innovative approaches in vocational guidance. The organisational and managerial mechanism for professional orientation we presented in the form of a set of blocks. They include the main elements of the management system and the necessary links between these elements. We also outlined the guidelines for improving the management mechanism and the development of a vocational guidance system based on the project approach.
Keywords: project approach; professional orientation; project; career guidance; control; the subject of vocational guidance; university; school
Совершенствование организационно-управленческих, научно-методических и информационных механизмов системы профессиональной ориентации, нормативного и правового регулирования общественно полезной деятельности учащихся поддерживается со стороны государства в соответствии с Комплексом мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_223419/).
В рамках реализации комплекса мер, направленных на совершенствование организационно-управленческих механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в частности, намечены:
1) выявление и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодежи;
2) выявление и распространение лучшего опыта работы межшкольных учебно-произ-
водственных комбинатов по профориентации и самореализации обучающихся;
3) выявление и распространение лучших моделей профориентационной работы с учащимися;
4) расширение форм профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций;
5) проведение мероприятий по профессиональной ориентации в рамках молодежных форумов и семинаров-практикумов;
6) проведение Единого дня профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях;
7) организация и проведение в летний период профильных смен для детей в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и другое (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_223419/).
Реализация указанных мер возможна при вовлечении учебных заведений в модель вза-
Рис. 1 / Fig. 1. Модель проектного управления процессом профориентации старшеклассников / Model of project management of vocational guidance for high school students
Воздействие Управленческое решение
Модель взаимодействия «школа-университет»
Школьник: профессиональная неопределенность
Контроль Отчетная документация
Рис. 2 / Fig. 2. Модель направленного снижения профессиональной неопределенности школьника / Model of the directed decrease in professional uncertainty of the school student
имодеиствия «школа-университет» с помощью проектного подхода [4]. Под проектным подходом в рассматриваемой теме авторы понимают совокупность логически связанных мероприятий [5], снижающих уровень неопределенности поведения школьников при выборе профессии [6]. Инструментом реализации предлагаемого проектного подхода по такой профориентации служит многоуровневое мероприятие [2, 7]. Каждый уровень мероприятия имеет особое направление по обучению и развитию школьника, а также субъекта, управляющего им.
Модель проектного управления процессом профориентации включает упорядоченный и структурированный процесс профориента-ционной помощи для понижения уровня про-
фессиональной неопределенности школьника (рис. 1).
Следует отметить, что модель проектного управления профориентацией — это функциональная модель. В основу процесса проектного управления заложены функции целеполагания, планирования, организации, регулирования, контроля и коррекции, где:
• ориентационный компонент представляет спрос на профессиональную ориентацию школьника;
• программный компонент — методическое и программное обеспечение от учебных заведений;
• технологический компонент — алгоритм управления профессиональной ориентацией
посредством предоставления услуг от учебных заведений;
• контрольно-оценочный компонент осуществляет оценку эффективности реализации проекта профессиональной ориентации;
• результативный компонент формирует условия повышения качества процесса профориентации в школе.
В соответствии с идеей С. Д. Волкова и С.М Галузиной (2016 г.) функционирование организационно-управленческого механизма представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс информационного воздействия [8] и консультирования школьника в системе образования, обеспечивающий повышение ее организованности, снижения уровня неопределенности профориентации у школьника. Специфика содержания профессиональной неопределенности связана с особенностями ценностно-смысловой сферы личности и учебно-профессиональной деятельности школьника в учебном заведении.
Проектное управление в модели «школа-университет» неразрывно связано с процессом подготовки, принятия и реализации проектов профессиональной ориентации на ранних этапах обучения и развития школьника [9]. Возможность и реальность достижения профессиональной ориентации выражаются в удовлетворении ожиданий не только школьников, но и их родителей. Согласно закону системности «любой объект есть объект-система и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же рода» [9]. В соответствии с этим законом учебное заведение относится к системе объектов с управлением. В ней осуществляются процессы постановки и достижения целей, а в нашем случае — это цель по снижению уровня профессиональной неопределенности школьника. Тем самым проектная модель взаимодействия «школа-университет» представляет собой организационную систему управления процессом снижения профессиональной неопределенности, которая состоит из двух частей [10] (рис. 2):
• управляющей части (органа управления — управляющей подсистемы, которая осуществляет процесс управления по снижению неопределенности);
• управляемой части (объекта управления — управляемой подсистемы, которая осуществляет процесс реализации задач).
Рис. 3/Fig. 3. Поэтапный алгоритм процесса реализации проектного подхода профессиональной ориентации / A phased algorithm for the implementation of the project approach to vocational guidance
Из рис. 2 следует, что субъектом управления должно быть высшее образовательное учреждение, действующее по модели взаимодействия «школа-университет», а объектом управления — школьник. Воздействие и управленческое решение представляет собой реализацию составляющих проекта профориентации (планирование, организация и реализация), а контроль и отчетная документация обеспечивают обратную
Организационная структура учебного заведения
Программа проекта по профессиональной ориентации
Модель управления профориентацией
Характеристика эффективного менеджера проекта
/
Рис. 4/Fig. 4. Цикл механизма проектного управления профориентацией / The cycle of the mechanism
of project management vocational guidance
связь, которая, с точки зрения объекта управления, может быть признана удовлетворительной или неудовлетворительной. Неудовлетворительная управленческая ситуация отражает сохранение неопределенности школьника после проекта профориентации, удовлетворительная же — наоборот [11].
Принимая во внимание данный круг ответственности со стороны учебных заведений, на рис. 3 авторы представляют поэтапный алгоритм процесса реализации проектного подхода к управлению профессиональной ориентацией на ранних стадиях жизни и обучения школьника [12].
Реализация алгоритма происходит в 7 этапов, начиная от формирования общей единой стратегии государства о развитии профессиональной ориентации и заканчивая анализом полученных результатов. При успешной реализации алгоритма механизм проектного управления профориентацией приобретает форму цикличности (рис. 4).
Механизм проектного управления профессиональной ориентацией включает не только руководство субъектов профессиональной ориентации. В нем важны все элементы процесса организации проекта: сама его структура, модель управления учреждением и менеджер проекта. Они поддерживают цикличность дей-
ствий в создании проекта профессиональной ориентации [13].
Иерархия проектного управления профессиональной ориентацией имеет динамическую организационную структуру уровней, которая должна опираться на следующие принципы [14]:
• единство распоряжений, исключающее двойное подчинение и противоречивые указания;
• разграничение линейного и функционального руководства;
• управляемость;
• минимальность числа уровней управления;
• рациональное сочетание централизации и децентрализации управления.
Организационные системы проектного подхода к профессиональной ориентации являются постоянными и действуют на протяжении учебного года. В них определяются долгосрочная стратегическая цель деятельности, инвестиционная политика и тактика процессов, а также выделяются направления бюджета, распределяются ресурсы и выполняется контроль проектной деятельности на весь учебный год [15].
Таким образом, проведенное исследование организационно-управленческого механизма профессиональной ориентации на ранних стадиях жизни и обучения школьников позволило получить следующие обобщения и выводы.
С методологической стороны — формирование структуры и организационно-управленческого механизма профессиональной ориентации. Для оптимизации организационно-управленческого механизма и повышения качества процесса профориентации школьников авторами разработана модель управления профессиональной ориентацией.
С теоретической стороны определена сущность управления профессиональной ориентацией, заключающегося в понижении уровня профессиональной неопределенности школьника, и выполнена интерпретация действия модели такого управления.
Исходя из них, объяснено действие организационно-управленческого механизма проектного подхода по профессиональной ориентации, дано описание содержания его алгоритма по каждому из этапов, а также
особенностей функционирования субъектов по уровням профессиональной ориентации школьника.
Авторами предложена иерархическая схема управления проектами профессиональной ориентации, которая имеет вид динамической организационной структуры, при этом модель проектной деятельности профессиональной ориентации имеет форму линейно-функциональной организационной структуры.
Для реализации проектно-ориентирован-ного направления в школе необходимо использовать проектный подход. Однако важно правильно строить управление профессиональной ориентацией в модели взаимосвязи «школа-университет», что позволит реализовать организационно-управленческий механизм профессиональной ориентации от начала запуска проекта и до его завершения.
список источников
1. Gryshova I., Nikolyuk E., Shestakovska T. Conception of the organizational management mechanism. Science and Education. 2017;(10):119-124.
2. Никифорова Е. А. Новые инструменты профессиональной ориентации школьников. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. 2018;3(8):115 — 120.
3. Clarke N. The impact of a training programme designed to target the emotional intelligence abilities of project managers. International Journal of Project Management. 2010;(28):461-468.
4. Никифорова Е. А. Методологические основы проектного подхода к управлению профессиональной ориентацией. Сборник трудов межвузовской молодежной конференции. 2018;(2):71-79.
5. Борисов С. А., Плеханова А. Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью. Российское предпринимательство. 2013;13(235):91-96.
6. Chiousse S., Werquin P. Lifelong Vocational Guidance: European Case Studies. CEDEFOP Panorama. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED 431078.pdf.
7. Radovanovk М. Professional_orientation_elementary_school_program. URL: http://profesionalnaorijentacija. org/wp-content/uploads/2011/12/Professional_orientation_elementary_school_program.pdf.
8. Казун А. П., Пастухова Л. С. «Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи. Известия МГТУ. 2014;4(22):202-209.
9. Волков С. Д., Галузина С. М. Управленческое решение в организационной системе управления. Экономика и экологический менеджмент. 2016;(2):92-99.
10. Ходусов А. Н. Организационная структура управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016;3(39):125-129.
11. Митин А. И., Филичева Т. А. Оценка рисков снижения качества профессиональной подготовки с использованием метода когнитивного моделирования. Открытое образование. 2014;(2):34-38.
12. Купцова Е. А. Организационно-управленческий механизм стратегического партнерства в концепции маркетинга взаимодействия. ЭТАП. 2013;(6):124-134.
13. Papke-Shields Karen E., Beise C., Ouan J. Do project managers practice what they preach, and does it matter to project success? International Journal of Project Management. 2010;28:650-662.
14. Кумпилова Б. А. Принципы совершенствования организационной структуры предприятия. Вестник Адыгейского государственного университета. Экономика. 2009;1(5):47-53.
15. Масленников В. В. Организационные модели проектного управления научной деятельностью в российских университетах. ВестникРЭА им. Г.В. Плеханова. 2013;9(63):71-81.
references
1. Gryshova I., Nikolyuk E., Shestakovska T. Conception of the organisational management mechanism. Science and Education. 2017;(10):119-124. URL: http://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/ doc/2017/10_2017/16.pdf; https://doi.org/10.24195/2414-4665-2017-10-16 (accessed on 12.04.2018).
2. Nikiforova E. A. New tools for vocational guidance of schoolchildren. Formirovanie obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsii finansista. 2018;3(8):115-120. (In Russ.).
3. Clarke N. The programme's ability to project managers. International Journal of Project Management. 2010;(28):461-468. URL: http://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/1750.pdf (accessed on 04.12.2018).
4. Nikiforova E. A. Methodological bases of the project approach to the management of vocational orientation. Sbornik trudov mezhvuzovskoi molodezhnoi konferentsii. 2018;(2):71-79. (In Russ.).
5. Borisov S. A., Plekhanov A. F. Comparative analysis of project and process approaches in innovation management. Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2013;13(235):91-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sravnitelnyy-analiz-proektnogo-i-protsessnogo-podhodov-v-upravlenii-innovatsionnoy-deyatelnostyu (accessed on 04.12.2018). (In Russ.).
6. Chiousse S., Werquin P. Lifelong Vocational Guidance: European Case Studies. CEDEFOP Panorama. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED 431078.pdf (accessed on 04.12.2018).
7. Radovanovic M. Professional_orientation_elementary_school_program. URL: http://profesionalnaorijentacija. org/wp-content/uploads/2011/12/Professional_orientation_elementary_school_program.pdf (accessed on 04.12.2018).
8. Kazun A. P., Pastukhova L. S. "Project Method" as a mechanism for the professional orientation of children and young people. IzvestiyaMGTU. 2014;4(22):202-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-kak-mehanizm-professionalnoy-orientatsii-detey-i-molod (accessed on 04.12.2018). (In Russ.).
9. Volkov S. D., Galuzina S. M. Management decision in the organisational management system. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2016;(2):92-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskoe-reshenie-v-organizatsionnoy-sisteme-upravleniya (accessed on 04.12.2018). (In Russ.).
10. Khodusov A. N. Organisational structure of development management of vocational orientation of students in a network of social partnership. Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2016;3(39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-struktura-upravleniya-razvitiem-professionalnoy-orientatsii-uchascheysya-molodezhi-v-usloviyah-setevogo (accessed on 05.12.2018). (In Russ.).
11. Mitin A. I., Filicheva T. A. Risk of reducing the quality of vocational training using the method of cognitive modelling. Otkrytoe obrazovanie. 2014;2:34-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-riskov-snizheniya-kachestva-professionalnoy-podgotovki-s-ispolzovaniem-metoda-kognitivnogo-modelirovaniya (accessed on 05.12.2018). (In Russ.).
12. Kuptsova E. A. Organizational and managerial mechanism of a strategic partnership in the concept of interactive marketing. ETAP. 2013;6:124-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-upravlencheskiy-mehanizm-strategicheskogo-partnerstva-v-kontseptsii-marketinga-vzaimodeystviya (accessed on 04.12.2018). (In Russ.).
13. Papke-Shields Karen E., Beise C., Ouan J. International Journal of Project Management. 2010;28:650-662. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/6a55/973693f182ba10394b494e8c34ef9044dbfb.pdf (accessed on 12.04.2018).
14. Kumpilova B. A. Principles of improving the organisational structure of the enterprise. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2009;1(5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-sovershenstvovaniya-organizatsionnoy-struktury-predpriyatiya (accessed on 04.12.2018). (In Russ.).
15. Maslennikov V. V. Organizational models of project management of scientific activities in Russian universities. Vestnik REA im. G. V. Plekhanova. 2013;9(63):71-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsionnye-modeli-proektnogo-upravleniya-nauchnoy-deyatelnostyu-v-rossiyskih-universitetah (accessed on 04.12.2018). (In Russ.).