Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования'

Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ТРИАДА ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ДИЗАЙН ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE TRIAD / CAREER GUIDANCE DESIGN / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CAREER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сотникова Светлана Ивановна, Прокудина Ольга Алексеевна

Профориентация в контексте концепции непрерывного образования через всю жизнь (Long Life Learning LLL) представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры трудоспособным индивидом с учетом меняющейся социально-экономической реальности. Важность профориентации в условиях VUCA-экономики связана с необходимостью достижения субъектами рынка труда устойчивых темпов роста доходов и сокращением издержек на рабочую силу. В статье на основе системно-триадного анализа генезиса представлений о сущности и содержании профессиональной ориентации обосновывается современная ее концепция. Вводится в управленческий оборот термин «триада профориентации». На основе анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации дается авторская трактовка понятия «дизайн профессиональной ориентации», интерпретация его социально-экономического содержания, сущности. Предложена классификация видов дизайна профориентации: операционный и стратегический. Дается авторская интерпретация императивов операционного и стратегического дизайнов профориентации. Императивы дизайна профориентации позволяют идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и риски при выборе профессиональной карьеры трудоспособным индивидом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance in the context of the concept of lifelong learning

Career guidance in the context of the concept of continuous life-long education (Long Life Learning LLL) is a common ideology of choice of the professional career of the working-age individual given the changing socio-economic reality. The importance of career guidance in the conditions of the VUCA economy relates to the need to reach the actors of the labour market sustainable growth of profitability and reduction in labor costs. On the basis of the system-triad analysis of the genesis of ideas about the nature and content of professional orientation, the article substantiates its modern concept. The term "triad of career guidance" is introduced into the management turnover. On the basis of the analysis and generalization of the available domestic and foreign experience of professional orientation the author's interpretation of the concept "design of professional orientation", interpretation of its social and economic content, essence is given. The classification of types of career guidance design is given, such as: operational and strategic. The author's interpretation of the imperatives of operational and strategic designs of career guidance is given. The imperatives of career guidance design allow to identify and predict the opportunities and risks when choosing a professional career by an able-bodied individual.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Первое

экономическое издательство

Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования

Сотникова С.И.1, Прокудина О.А.1

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск,

Профориентация в контексте концепции непрерывного образования через всю жизнь (Long Life Learning - LLL) представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры трудоспособным индивидом с учетом меняющейся социально-экономической реальности. Важность профориентации в условиях VUCA-экономики связана с необходимостью достижения субъектами рынка труда устойчивых темпов роста доходов и сокращением издержек на рабочую силу. В статье на основе системно-триадного анализа генезиса представлений о сущности и содержании профессиональной ориентации обосновывается современная ее концепция. Вводится в управленческий оборот термин «триада профориентации». На основе анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации дается авторская трактовка понятия «дизайн профессиональной ориентации», интерпретация его социально-экономического содержания, сущности. Предложена классификация видов дизайна профориентации: операционный и стратегический. Дается авторская интерпретация императивов операционного и стратегического дизайнов профориентации. Императивы дизайна профориентации позволяют идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и риски при выборе профессиональной карьеры трудоспособным индивидом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная ориентация, триада профориентации, дизайн профориентации, профессиональное самоопределение, профессиональная карьера.

career guidance in the context of the concept of lifelong learning

Sotnikova S.I.1, Prokudina O.A.1

1 Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia

ции трудоспособных индивидов в настоящее время является настолько всеобщей, что важность и необходимость ее регулирования рассматривается на межгосударственном уровне. Согласно современной концепции ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», которая является частью «Целей устойчивого развития-2030 ООН», в целях обеспечения устойчивого экономического роста канонизирована необходимость

Россия

АННОТАЦИЯ:

Введение

бежденность в высокой ценности профессиональной ориента

«стремиться создать для детей и молодежи обстановку, благоприятствующую полной реализации их прав и возможностей» [7].

Развитие основных положений концепции непрерывного образования ЮНЕСКО в условиях перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нашло отражение в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Эта концепция как система взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики по обеспечению в течение всей жизни возможностей для реализации гарантированного права «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»1, провозгласила возрастающую

1 Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05. 02. 2014 № 2-ФКЗ, от 21. 07. 2014 № 11-ФКЗ): Статья 37 http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.

ABSTRACT:_

Career guidance in the context of the concept of continuous life-long education (Long Life Learning -LLL) is a common ideology of choice of the professional career of the working-age individual given the changing socio-economic reality. The importance of career guidance in the conditions of the VUCA economy relates to the need to reach the actors of the labour market sustainable growth of profitability and reduction in labor costs. On the basis of the system-triad analysis of the genesis of ideas about the nature and content of professional orientation, the article substantiates its modern concept. The term "triad of career guidance" is introduced into the management turnover. On the basis of the analysis and generalization of the available domestic and foreign experience of professional orientation the author's interpretation of the concept "design of professional orientation", interpretation of its social and economic content, essence is given. The classification of types of career guidance design is given, such as: operational and strategic. The author's interpretation of the imperatives of operational and strategic designs of career guidance is given. The imperatives of career guidance design allow to identify and predict the opportunities and risks when choosing a professional career by an able-bodied individual.

KEYWORDS: career guidance, career guidance triad, career guidance design, professional self-determination, professional career

JEL Classification: 120, 126, i29 Received: 20.07.2019 / Published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Sotnikova S.I. ([email protected])

CITATION:_

Sotnikova S.I., Prokudina O.A. (2019) Professionalnaya orientatsiya v kontekste kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya [Career guidance in the context of the concept of lifelong learning]. Ekonomika truda. 6. (3). - 1059-1078. doi: 10.18334/et.6.3.40858

ценность и обязательность профессиональной ориентации не только для подрастающего поколения, но и для взрослого человека2.

Основные идеи институционализации сотрудничества и взаимодействия заинтересованных сторон в развитии профессиональной ориентации находят отражение и в российских централизованных нормативных актах: Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19. 04. 1991 № 1032-1 (статьи 9, 12) [1], Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года (статья 42) [8], государственные программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [2] и 2018-2025 годы [3], а также Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года [5], Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [6] и др.

В этой связи в фокусе исследовательского интереса находится развитие организационно-экономических императив профессиональной ориентации как механизма создания условий для успешной профессионализации трудоспособного индивида, развития и использования его «потенциала в интересах инновационного социально ориентированного развития страны» [4].

В свою очередь, задачи исследования заключаются в системно-триадном анализе генезиса теоретико-методических основ профессиональной ориентации, приведении в соответствие с реалиями времени содержания современной концепции профессиональной ориентации, обоснование теоретико-методических основ проектирования профориентации в течение кратко- и среднесрочного, а также долгосрочного периодов времени.

Научная новизна заключается в разработке теоретических и прикладных основ конструкта проектирования профессиональной ориентации трудоспособных индивидов в условиях VUCA-экономики, обеспечивающего равновесие между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами профориентационной деятельности.

Применительно к проблематике статьи результативно использован комплекс базовых методов теоретического исследования - аналитическое абстрагирование, интерпретация, классификация и типологизация изучаемого явления.

2 Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года // Министерство образования и науки Российской Федерации, 2015. http://ipk.bspu.ru/ sites/default/flles/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf.

ОБ АВТОРАХ:_

Сотникова Светлана Ивановна, доктор экономических наук, профессор номики труда и управления персоналом (s.i.sotnikovaßnsuem.ru) Прокудина Ольга Алексеевна, соискатель кафедры экономики труда s.i.sotnikovaßnsuem.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сотникова С.И., Прокудина О.А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 1059-1078. doi: 10.18334/et.6.3.40858

, заведующая кафедрой эко-и управления персоналом (

Предмет исследования - устойчивые и регулярные взаимосвязи, обнаруживающиеся в процессах развития профессиональной ориентации трудоспособного индивида на рынке труда.

Социально-экономическая сущность профориентации: обзор литературы

Профессиональная ориентация как объект изучения находится в центре внимания науки не один десяток лет. Интерес к изучению этого явления и процесса, его масштабов, интенсивности и причин не случаен, поскольку в нем наиболее ярко выражаются многие важные процессы профессионализации трудоспособных граждан, которые отражают динамизм конкурентоспособности рынка труда.

Анализ имеющейся литературы по проблеме профориентации позволил выделить три концептуальные схемы, отражающие различные точки зрения ученых-исследователей на содержание и сущность рассматриваемого явления и процесса.

Представители первой концептуальной схемы полагают, что профессиональная ориентация - это фактор удовлетворения личных потребностей в труде (А. Н. Решетников, В. Зубков, С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров, Н. А. Горелов, В. М. Шарошенков, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Ю, Г. Одегов, П. В. Журавлев,

A. В. Мудрик, А. М. Осипов, О. Л. Насонова, А. А. Крылова, Ю. В. Прушинский, З. В. Зеер, S. Perdrix, S. Stauffer, J. Masdomati, J. Rossier, К. Vassoudi, D. Wheeler и др.). Удовлетворение личных потребностей в труде происходит на основе «формирования ценностно-смыслового ядра ... личности, то есть с самого главного» [27] (Sharonov), отвечающего ее интересам и предполагаемой успешности, в результате ознакомления со спецификой избранной профессии [14, 17, 32, 34] (Zulunova, 2011; Nemtseva, 2004; Minchington, Thorne, 2007; Valitova, Starodubtsev, Gorianova, 2015).

Сторонники второй концептуальной схемы рассматривают профориентацию как функция удовлетворения общественной (рыночной) потребности в труде определенного качества (Л. И. Шишкина Н. Д. Левитов, Е. А. Климов, С. Г. Геллерштейн,

B. М. Бехтерев, К. К. Платонов, Д. Л. Константиновский, В. Н. Шубкин, В. Н. Якимов, А. В. Черняйкин, А. Ф. Кларк, Э. Р. Саруханов, Л. Я. Французова, М. С. Валитов,

C. Я. Батышев, М. А. Ковригин, А. А. Соловьев, L. Gorianova, V. Starodubtsev, E. Valitova и др.). Профессиональная ориентация предстает как система правил и норм, «призванная учитывать необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества» [18] (Pryazhnikov, 2002), способствующая «своевременному привлечению их в общественное производство, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы» [22] (Sotnikov, 2016), «подготовке кадров для экономики, их рациональному распределению и закреплению» [15] (Mitina, 2014), привлечению талантов в экономику [33] (Perdrix, Stauffer, Masdomati, Vassoudi, Rossier, 2012) и др.

В рамках третьей концепции (И. В. Гелета, А. Г. Дементьева, М. И. Соколова, С. И. Сотникова, А. Я. Кибанов, Ю. В. Немцева, О. П. Козлова, А. И. Минажетдинова,

С. Chrung, Н. Kong, В. Minchington, Н. Song, К. Thorne и др.) профориентация представляется исследователям целенаправленной деятельностью по «научно-практической подготовке ... к свободному и самостоятельному выбору профессии» [13] (Endaltsev, 1982) «в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности их будущей специальности» [11] (Vuorinen, 2013), как «система форм, методов и средств влияния на личность ... на основании учета и развития личностных способностей и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности [24] (Sotnikova, 2014), как процесс «поэтапного принятия решений, с помощью которых личность создает баланс между своими интересами и склонностями и потребностями системы разделения труда в обществе» [25] (Chistyakova, 2007), «при котором возрастает как приоритет личности, так и ее ответственность за обоснованность и результаты решений» [9] (Apostolov,, 2011), выбор направления развития профессиональной компетентности [30] (Ford, 2011) и бренда работодателя [31] (Kong, Chrung, Song, 2012). Иначе говоря, в этом контексте профориентация - это различные виды активности субъекта, позволяющие осуществить личностный выбор профессии в системе разделения труда.

Итак, профессиональная ориентация имеет триадное построение «фактор - функция - деятельность», формой проявления которого является «личная потребность в труде (П ) - общественная (рыночная) потребность в труде (П) -выбор профессии Пей)»'

Плп => Поп =>ПШ.

Иначе говоря, профориентация (По) предстает как индивидуально осознанный выбор профессии (П), отражающий разрешение конфликта между личной (П) и общественной (рыночной) (П ) потребностями в профессиональном труде. Это выбор значимой для трудоспособного человека профессии на основе четкого представлениям о своих потребностях, интересах, личностных свойствах и талантах, а также общественной (рыночной) потребности в труде

Развитие производственных отношений, системы разделения труда, подходов к человеку, труду и собственности существенно меняет основополагающие принципы и наполняет новым социально-экономическим содержанием триаду профориентации, позволяющим придать ей новый качественный уровень, характерный для определенного этапа развития общества (табл. 1).

Нетрудно заметить, что развитие концепции профориентации шло от стихийного и традиционного распределения трудоспособных в системе разделения труда с учетом их влечения к какой-либо профессии (призвания) к профессиональной самореализации, которая определяется осознанием человеком собственных возможностей и потенциалов в различных видах его активности, затем к профессиональному самоопределению, при котором возрастает ответственность за обоснованность и результаты выбора профессии, и, наконец, выбору профессиональной карьеры как индивиду-

Таблица 1

Генезис триады профориентации: терминологический анализ представлений о формах проявления субстанций профессиональной ориентации

Период Формы проявления субстанций триады профессиональной ориентации Концептуальное содержание понятия

Личная потребность в труде Плп Общественная потребность в труде Поп Выбор профессии Пвп

1918-1936 гг. Потребность в реализации права на труд Потребность в квалифицированных работниках Профессиональное призвание Обеспечить полную занятость трудоспособных

1936- 1958 гг. Запрет профориентационной деятельности в стране Постановлением ЦК ВКП (б) и советского правительства(1936 г.).

1960-1990 гг. Потребность в реализации личных склонностей к труду Потребность во всесторонне развитых работниках Профессиональная самореализация Обеспечить социальное равенство трудоспособных

1990-2000 гг. Монетарные потребности в труде Потребность в профессионально квалифицированных работниках Профессиональное самоопределение Содействовать эффективной занятости трудоспособных

2001 г. - настоящее время Потребность в личностно значимых выгодах в труде Потребность в конкурентоспособных работниках Профессиональная карьера Содействовать конкурентоспособности рынка труда

Источник: составлено авторами.

ально осознанной позиции и поведения, связанных с воспроизводством квалифика-ции3 на протяжении рабочей жизни работника [19, 23] (Skripova, 2015; Sotnikova, 2001).

Императивы профессиональной ориентации: современная концепция

В условиях современной УИСЛ-экономики в результате динамичных процессов формирования потребительского спроса на профессиональный труд у трудоспособного индивида и работодателя, подчиняющихся разным закономерностям и поэтому не совпадающих по времени и направлению изменений, нарушается равновесие в три-адной системе профориентации: тт тт =■> ТГ . Нарушение равновесия в триаде

лп ААОП , вп .

означает, что, индивидуально осознанная профессиональная позиция трудоспособного индивида в системе разделения труда не позволяет ему, удовлетворяя рыночную потребность в профессиональном труде, получить личностно значимые выгоды для себя. Проявлениями данного конфликта являются:

• во-первых, потеря интереса к профессии, утрата профессиональных перспектив, дезинтеграция профессиональных установок в силу отсутствия возможностей для удовлетворения личных потребностей в труде;

3 Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. (ТК РФ Статья 195.1).

• во-вторых, осознание трудоспособным индивидом недостаточного уровня реальных возможностей или личных достоинств для удовлетворения общественной (рыночной) потребности в труде;

• в-третьих, несовпадение личной и рыночной потребностей в профессиональном труде, обусловленное существующим разделением труда и неравномерным развитием отдельных отраслей экономики, создающими неодинаковые условия для выбора трудовой деятельности работников.

Все это, в конечном счете, способствует снижению конкурентоспособности трудоспособных индивидов на рынке труда, несвоевременному их привлечению в рыночное хозяйство, иррациональной расстановке по рабочим местам, неэффективному использованию и закреплению по месту работы, а следовательно, ослаблению жизнеспособности организации, падению прибыли и эффективности труда и т. д.

Развертывание конфликта в триадной системе профориентации способствует ужесточению конкуренции между работниками за более выгодную сферу приложения своей квалификации на основе свободного труда, роста личных доходов. Развивается своеобразная форма экономического принуждения трудоспособного индивида, осознающего пределы свободы и ответственности за достижение конкурентной устойчивости4 в течение всей жизни, не просто к выбору востребованной рынком профессии в соответствии с личными потребностями в труде, а постоянный поиск альтернативных возможностей для приобретения личностно значимых выгод от профессионального труда. «Рыночная экономика не только создает подходящие условия независимого действия каждой личности, но и предъявляет к ней жесткие требования - умение свободно выбирать, и отвечать за результат сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям)» [10] (В&авуа, 2017). В этих условиях трудоспособные индивиды вынуждены действовать на опережение, предвидя необходимые изменения на рынке труда, на основе развития «уверенности в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий» [12] (Бввуа, 2006).

Происходит смещение мировоззренческих ориентиров и ценностей при выборе профессии: исчезают такие понятия, как «профессия навсегда», «одна работа на всю жизнь». «Сегодня человек за жизнь в среднем меняет восемь видов деятельности, не должностей, а видов деятельности» [26] (СЫ$1уакоуа, 2013). Возрастает необходимость выбора трудоспособным индивидом своей траектории личностно-профессионального позиционирования в рыночной системе разделения труда на протяжении всей трудовой жизни. Оттого, насколько и как быстро трудоспособный индивид готов реагировать на вызовы конкурентной среды, зависит достижение им личностно-значимых выгод в профессиональном труде, его конкурентная позиция на рынке труда.

4 Конкурентная устойчивость - это способность работника к сохранению и развитию конкурентных преимуществ при смене рабочего места или работе в изменяющихся условиях.

Иначе говоря, в условиях непредвиденных рыночных обстоятельств профориентация способствует не единовременному акту выбора профессиональной деятельности на всю трудовую жизнь. Она способствует формированию индивидуально осознанной последовательности альтернативных выборов профессионального труда в меняющихся условиях жизни и профессиональной деятельности трудоспособного человека, то есть выбору профессиональной карьеры. Содержательно профессиональная карьера выступает как личностно-профессиональное позиционирование трудоспособного в рыночной системе разделения труда на протяжении рабочей жизни с учетом его социально-психологических способностей и рыночной потребности в труде. Структурно она предстает как некая комбинированная совокупность выборов видов профессиональной деятельности, связанных с овладением разнообразными квалификациями, различными областями человеческого опыта с учетом профессиональных предпочтений трудоспособного индивида и требований рынка труда (табл. 2).

Таблица 2

Смысловое пространство понятий «профессиональное самоопределение», «профессиональная самореализация» и «профессиональная карьера»

Критерий сравнения Смысловое пространство понятий

Профессиональная самореализация Профессиональное самоопределение Профессиональная карьера

Цель Раскрытие личностного потенциала в выбранной профессии Выбор профессионального вида деятельности Выбор профессионального будущего

Объект Трудоспособный индивид Подрастающее поколение Трудоспособный индивид

Роль объекта Реактивная Превентивная Проактивная

Длительность В течение выполнения функционала В течение рабочей жизни В течение рабочей жизни

Периодичность Ситуативно Единовременно: одна профессия на всю жизнь Перманентно: в зависимости от рыночной ситуации

Стейкхолдеры Трудоспособный индивид Трудоспособный индивид Государство, бизнес, семья, трудоспособный индивид

Провайдеры Трудоспособный индивид, семья Работодатели, государственные органы власти, органы местного самоуправления, представители науки и образования, семья, трудоспособный индивид Работодатели, государственные органы власти, органы местного самоуправления, представители науки и образования, семья, трудоспособный индивид

Способ Оперативный Тактический Стратегический

Источник: составлено авторами.

Выбор профессиональной карьеры - это выражение воли, осознанной личной активности трудоспособного человека, его видение экономической ценности сохранения и повышения профессиональной квалификации. Иначе говоря, этот выбор позволяет «не только действовать в соответствии с необходимостью, но и, выявляя и развивая свои созидательные способности, достигать более высоких результатов деятельности по сравнению с рыночными, то есть обладать конкурентными преимуществами в профессиональном труде в меняющихся условиях жизни и профессиональной деятельности» [16] (МагШоу, 1976). Таким образом, если профессиональная карьера позволяет человеку получить личностно значимые выгоды в различных трудовых ситуациях и обеспечивает чувство идентичности как во внутреннем, психологическом, так и во внешнем, бытийном пространствах [28] (Бсквкт, 2000), то она определяет карьерный трек, в противном случае не является таковой, и существует необходимость смены профессии, изменения своего карьерного трека. И, если экономическая полезность профессиональной карьеры превышает экономические инвестиции в нее, то она является перспективной, в противоположной ситуации - тупиковой.

Таким образом, современный этап развития концепции обусловлен особой ролью профессиональной ориентации в создании и удержании конкурентного преимущества трудоспособным индивидом. Профориентация призвана содействовать личностно осознанному выбору профессиональной карьеры, которая позволит каждому трудоспособному индивиду на протяжении всей его трудовой жизни не только действовать в соответствии с необходимостью, но и, выявляя и развивая свои созидательные способности, достигать более высоких результатов деятельности по сравнению с рыночными, то есть обладать конкурентными преимуществами в профессиональном труде и достигать личностно значимых выгод в меняющихся условиях жизни и профессиональной деятельности. В этом контексте профессиональная ориентация выступает средством защиты от застоя в профессионализации, безработицы, ухудшения качества жизни, задает ресурсы для творчества и созидания, побуждает к выявлению новых возможностей для повышения конкурентоспособности, придает направленность, границы и формы овладения разнообразными квалификациями, дополняющими и развивающими трудоспособного индивида.

методические основы дизайна профессиональной ориентации

Принятие решения о варианте выбора профессиональной карьеры в рыночной системе разделения труда - это системный процесс, включенный в контекст более общей системы - жизненного определения трудоспособного индивида, во-первых, и освоения профессии, во-вторых. Решение принимается в специфической ситуации, обладающей высокой неопределенностью, неповторимостью, необратимостью на основе осуществления различных профориентационных технологий. При этом лучшего (единственно правильного) профориентационного воздействия не существует: трудоспособный индивид может достигать личностно значимых выгод (удовлетво-

рение личных потребностей) за счет варьирующих профориентационных технологий при различных профессиональных карьерах. Профориентация как целенаправленная деятельность имеет бесконечное число решений, связанных с выбором профессиональной карьеры, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения. В этой связи возрастает важность построения дизайна профориентации.

Дизайн профессиональной ориентации как процесс (от лат. designare - отмерять, намечать) - это сознательная интуитивная деятельность по проектированию формальных элементов системы профессиональной ориентации трудоспособного индивида. Он упорядочивает деятельность всех субъектов рынка труда по созданию условий для выбора профессиональной карьеры, ориентированной на сохранение и усиление конкурентоспособности трудоспособного индивида на рынке труда.

Дизайн профессиональной ориентации как результат (от англ. Design - замысел, план, намерение, цель) - это информационный носитель, содержащий аналитическую модель, выполняющую функции интерфейса между трудоспособным индивидом и рынком труда и задающую условия для выбора потребительских качеств профессиональной карьеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от содержания дизайна профессиональной ориентации различают операционный и стратегический (табл. 3).

императивы операционного дизайна профессиональной ориентации

Дизайн операционной профессиональной ориентации - это деятельность по проектированию и оптимизации профориентационных процессов, позволяющих наиболее полно удовлетворить утилитарные, материальные и духовные потребности трудоспособного с учетом рыночных возможностей в течение кратко- или среднесрочного периода времени.

В зависимости от доминирования отдельных субстанций в триаде профориентации Поп => П^ => П^ следует различать такие профориентационные процессы, как профессиональная информации и консультация, профессиональный отбор и маркетинг, профессиональный бенчмаркинг и логистика, а также профессиональная адаптация (рис. 1).

Рисунок 1. Графический операционный дизайн профессиональной ориентации: личная (Ияг) и общественная/рыночная (Л ) потребности в профессиональном труде, выбор профессии (Л )

Источник: составлено авторами.

Таблица 3

Сравнительная характеристика дизайна стратегической и операционной профессиональной ориентации

Критерии сравнения Дизайн операционной профессиональной ориентации Дизайн стратегической профессиональной ориентации

Цель Соблюдение бюджета профессиональной ориентации Конкурентоспособность рынка профессионального труда

Ориентация Ориентация на действия Аналитическая ориентация

Предмет Выбор целевого сегмента рынка труда Анализ потребностей субъектов рынка труда

Сущность Планирование функционального обеспечения достижения цели профориентации Сегментация рынка труда: макро-, микро-, эгосегментация

Содержание Комплексное исследсвание «4Р-микс карьеры»: вид профес-сионасьной кар ьеры, качсство трудовой жизни, заеятость, трудовая мобильность Аналис привлекательности профессиональной карьеры:потен-циал рынаа профессионального труда, жизненный цикл профессиональных квалификаций

Возможности, ресурсы Существующие возможности, ресурсы Новые возможности, ресурсы

Предмет Профессиональное самоопреде-ле н ие Профессиональная карьера

Конкурентная среда Стабильная среда Динамичная среда

Характер воздействия Превентивное Проактивное

Результат Реализация профориентационной деятельности: исполнение и контроль достижения ц олей Выбор стратегии профориентации

Источник: составлено авторами.

Сектор (С„„ = п„„/п„ /п„„) - сектор одной субстанции «общественная потребность в труде». Этот сектор определяет реализацию профессиональной информации, которая предполагает предоставление в доступной и понятной форме информации о мире профессий, состоянии! и перспективах рыночной потребности в профессиональном труде, тресованиях профессии к личности, условиях ирежиме труда, возможностях трудоустройства, а также об образовательных организациях, направлениях подготовки, специальностях, условиях приема и обучения студентов, общ их требованиях к поступлтнию в образовательные организации, вступительных экзаменах, баллах единого государственного экзамена, знакомство с рейоингом образовательных организаций высшега образования РФ и др.

Сектор* С0„ = п„/пс„„/пс„„) - сектор субстанции «личная потребность в труде» предполагает реализтцию профессиональной консультации. Профориентация в этом сегменте направлена на оказание помощи трудоспособному человеку в обоснованном личност-

ном выборе П]:оос|;)^сс]/[он^л1)но]:,о путо, который позволит ему удовлетворить наиболее полно свои личные потребности в труде.

Сектор (Ссо = Псо /Пт /Пт) - сектор субссанции «выТор п рофессии». Для этого еегмента ххс^^ак^^рсн^ реализация профеисионального отбора. Она предполагает выбор прроффессии на основе мониторинга своих сильных ислабых социалано-псикооогиче-ских способностей [229] (Скис1г1ко\\>ик1, 2002).

Сектор 1 - С[ = (Поп Г\Пт) - это сочетание оубооанций «<oбIцсcтвеннбя/рынoчнaя потробность в труде (ЛП)» и ««личная потребностей в труде (Л )»». Даоная диада опре-декяот оровед ение профессионаланой одаптацису ко1то»рая ориеоаирует трудоипособ-носо на пастеп^шса]^ иеальноа приспоавбление свпих личных потрб^бссостс^йа в ируде к тнебованилм трудовой деяиельности, новому социальному окружению, условиям] и режиму тпуда, особенноотям конкрепнор специализации.

Сеитор2 -С = (П ПРС ) - это сочетаоае сдбстонций ообществелная СрыЕоОниитинспсяя) потребности в труде (Л )», «опрофессиональное сомоопреооление (Лвп)», к оторое предопределяет реалилацию nбафессоcнтотной иогистики. Эта диада предполагает оыбор оптимсльоых (подходощих) векторов самореализацив на рынке тр>"50И^, стими-лирующих проявление ссбственной активности человека в самопознании, развитии спсгабностей, поиске путей реалааацри оичных намерений в рсловиях коокуренции.

Сектор 3 - С = (Пт П Пеп) - сектор пересечения спбстанций ««личная потребность в труде (Л )» и ««выбор проофессии (Пеп)». Эта диада профориентации предполагоет рэегалсисзацию профнссиональнооо маркетинго, ориениированного на поиск таоой профессии ос рынке труда, которая позвовяет достичь конкурентного превисходсив а в удоолетворении личной потребности в труде по тем или иным показателям качества трудовой жизни или по их совокуооиоти, а такжа выявлено!: возможои»тей гике сихра-нения в течение максимальао длительного времени.

Сектор 4 - С = (П |0 Пт П П) - сочетание вссх трех субстанций ориады профориентации: «зличная потрсбноПть в трувс ((Липп)>], «ообщсственная ^р>:оI:нox^нгl[[о потртб-носкь в труде (Л )» и ««выбор профессии (Л )». Этот сектор п^дусматривает реа-лиаацию професаионального бенчмaркинга, позволяющег о достичь конкурентного лидерсова в профоссии но основе объективной оценки личных потребноскей в труде, снлонностей способностей и другах лндивидуольных качеств чесовека с учетом рыночной п отребносои в рартчей сила.

Итако операционный. дизайн проОеисиональной ориентации продстает как про-дукоивный процесс построения гармоничной предметно-простраоствонной среды личностно-профессионального позиционирования трудоспособного юндивпда в рыночной системе разделения труда, которая опосредует единство трех субстанций профориебтоции - личнао Ллп и рыночная /общественная Лт потребпости о трудо, выбор профессии Лвп. Каждая из субстанций, представляя самостоятельный конструкт, не сводимый к двум другим, в той или иной степени вносит свой вклад в осмысление дизтйна професеипятльной ориентации ня определенных этапах жртненного цикла трудоспособного индивида.

Императивы стратегического дизайна профессиональной ориентации

Поскольку рыночная экономика ставит перед каждым трудоспособным цель создания материальных и духовных предпосылок для повышения качества своей жизни, то профессиональная ориентация имеет смысл для любого субъекта рынка труда в том случае, если она способна приносить дополнительную стоимость [31], то есть ведет к капитализации. Предложение потребительской ценности профориентации целевой группе субъектов рынка труда - предпосылка, при которой нематериальные активы профориентации создают материальные результаты (доход).

Стратегический дизайн профессиональной ориентации представляет проектирование процессов капитализации профориентации на основе системы равноправного взаимодействия субъектов рынка труда [21] (Sotnikov, 2016) посредством регулярного и всеобъемлющего мониторинга и анализа тенденций потребительской удовлетворенности и конкурентоспособности этих субъектов. Этот дизайн, формируя причинно-следственную совокупность целей профориентации и показателей их достижения, инициатив, ресурсов, сроков и ответственности, позволяет понять, как достигнуть поставленных стратегических целей по формированию устойчивой системы взглядов, убеждений, принципов, качеств у трудоспособных и их групп, побуждающей их к выбору той или иной профессиональной карьеры [20] (Sotnikov, 2015). Этот дизайн наглядно иллюстрирует ориентиры и возможности фокусирования на таких перспективных направлениях профессиональной ориентации, как инфраструктурном, технологическом, стейкхолдерском и финансовом (рис. 2).

Перспективы стратегического дизайна профориентации связаны между собой причинно-следственной цепочкой - трудоспособные индивиды, реализуя гарантированное право свободного выбора рода деятельности и профессии, осуществляют индивидуально осознанный выбор профессиональной карьеры, который благодаря совокупности преемственных, согласованных, дифференцированных профориента-ционных технологий адаптируется к изменяющимся условиям рыночной системы разделения труда. Отлаженные профориентационные процессы позволяют удовлетворить потребительский спрос стейкхолдеров (субъектов рынка труда) в профессиональной ориентации и достичь такого качества трудовой жизни, когда главным мотивом профессиональной деятельности трудоспособных становится не только и не столько заработная плата, сколько удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации, возможности в полной мере развивать свои творческие способности и рационально их использовать в процессе содержательного труда, участвовать в управлении производством и принятии решений и т. п. Именно потребительская удовлетворенность профориентацией служит источником доходов для субъектов рынка труда, способствуя повышению социально-экономической эффективности труда, сокращению затрат на профессионализацию персонала, а следовательно, увеличению прибыли, росту конкурентоспособности рынка труда и бизнеса и т. д. Иначе говоря, маркетинговые успехи служат залогом достижения устойчивых темпов роста

капитализации профориентации, в частности, и финансовых успехов бизнес-деятельности, в целом.

Обратная цепочка стратегического дизайна профориентации означает следующее: причины неудовлетворительных значений социально-экономических пока-

Рисунок 2. Графический стратегический дизайн профессиональной ориентации Источник: составлено авторами.

зателей профориентации (ROVO - Return on Investment of Vocational Orientation: эффективность профессионального труда, издержки на профессионализацию персонала, качество трудовой жизни) следует искать в перспективе «Стейкхолдеры». Неудовлетворенность потребительского спроса в профессиональной ориентации (низкие экономические и социальные показатели результативности профессионального труда, его качество и сложность) означает наличие проблем в перспективе «Технологии» (профессиональная информация, консультация, отбор, маркетинг, бенчмаркинг, адаптация) в результате развертывания конфликта в триадной системе профориентации, корни которого находятся в блоке «Инфраструктура». Исходя из сказанного выше, цепочка причинно-следственных связей, отраженная в технологиях операционного и перспективах стратегического дизайна профориентации, дает целостное представление о текущих и стратегических ее целях, четко определяет последовательность гипотетических причинно-следственных связей между ее материальными результатами и движущими силами (факторами) их достижения. Стратегический дизайн профориентации, тем самым задает границы, формы, направленность на капитализацию профессиональной ориентации, позволяет идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и опасности достижения роста дохода субъектов рынка труда и сокращения издержек на рабочую силу, обеспечить равновесие между краткосрочными и долгосрочными целями профориентации, финансовыми и нефинансовыми ее показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами профориентационной деятельности.

Заключение

Итак, современная концепция профессиональной ориентации представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры для трудоспособного индивида, призванную постоянно готовить его к меняющейся социально-экономической реальности на протяжении всей трудовой жизни. Профессиональная ориентация призвана стать полноценным регулятором непрерывного образования через всю жизнь (Long Life Learning - LLL) благодаря повышению социально-экономической эффективности осознанного выбора трудоспособным индивидом своей профессиональной карьеры, своего профессионального будущего сообразно как своим потребностям в труде, способностям, мотивам, предрасположенностям, так и потребностям субъектов рынка труда. Ценность профориентации объясняется и тем, что она непосредственно связана с достижением устойчивых темпов роста дохода и сокращением издержек на рабочую силу субъектов рынка труда.

Императивы операционного и стратегического дизайнов профориентации позволяют, во-первых, гарантировать профессиональный подход к инвестированию в профориентацию, выбору способа самореализации долгосрочных конкурентных преимуществ трудоспособных на рынке труда. Во-вторых, консолидировать виде-

ние стратегического личностно-профессионального позиционирования субъекта на рынке труда и создать основу для повышения конкурентоспособности рынка труда. В-третьих, создать условия для перехода от «ответственности за выбор профессии» к ответственности за профессиональную карьеру трудоспособного индивида.

ИСТОЧНИКИ:

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991 № 1032-

1 ст 9 (ред. от 03. 07. 2018). Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении госу-

дарственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf.

3. Постановление Правительства РФ от 26. 12. 2017 № 1642 (ред. от 04. 10. 2018) «Об

утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг». Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dde68 31a3de221a52d9/.

4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении госу-

дарственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf.

5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/;static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.

6. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. Asi.ru.

[Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/staffing/standard/.

7. Резолюция 70/1, принятая Генеральной ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года:

Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Undocs.org. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ ru/A/RES/70/1.

8. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 де-

кабря 2012 года (с изменениями 2018 года). Zakon-ob-obrazovanii.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/42.html.

9. Апостолов, О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, пер-

спективы). - М.: Издатель ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011.

10. Батаева, Я.Д. Нормы и методы профессиональной ориентации в вузе // Известия Чеченского государственного педагогического института, 2017. - № 1.

11. Вуоринен Р. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образо-

вания и рынка труда в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2013. - № 3.

12. Деева Е.В. Сущность и условия процесса формирования социальной успешности юношей средствами социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2006. - № 3-1.

13. Ендальцев, В.С. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы. - Киев-Одесса: Вища школа, 1982.

14. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа, 2011. - № 5.

15. Митина, Н. А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности// Молодой ученый, 2014. - № 4. - url: URL https://moluch.ru/ archive/63/9951/.

16. Назимов, И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. -Киев: Радянська школа, 1976.

17. Немцева, Ю.В. Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в рыночных условиях (на примере г. Новосибирска): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2004.

18. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебное пособие. - М.: НПО «Модэк», 2002.

19. Скрипова, Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. / Монография. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015.

20. Сотников, Н.З. Деловая карьера как метамодель управления конкурентоспособностью наемного персонала // Вестник НГУЭУ, 2015. - № 1.

21. Сотников, Н.З. Концептуальные основы стратегического анализа деловой карьеры персонала // Менеджмент в России и за рубежом, 2016. - № 4.

22. Сотников, Н.З. Методический подход к формализации стратегии деловой карьеры на основе системы сбалансированных показателей // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2016. - № 4. - doi: 10.12737/21736.

23. Сотникова, С.И Управление карьерой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.

24. Сотникова, С.И. Стратегическое управление карьерой как инструмент достижения конкурентоспособности персонала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 2014. - № 1.

25. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие. - М.: Академия, 2007.

26. Чистякова, С.Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. - № 2.

27. Шаронов, А. О концепции life-long learning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности. Hr-elearning.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost/.

28. Щекин, Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - Киев: МАУП, 2000.

29. Chudzikowski, K. Career transitions and career success in the «new»career era // Journal of Vocational Behavior, 2012. - № 81.

30. Ford S.A. Dynamics of earning capacity // Greater Louisville Metro Attorney at Law Magazine, 2011.

31. Kong,H., Chrung,C., Song,H. From hotel career management to employ-ees career satisfaction. The mediating effect of career competency // International Journal of Hospitality Management, 2012. - № 31.

32. Minchington B., Thorne K. Measuring the effectiveness of your employer brand // Human Resources, 2007.

33. Perdrix,S.,Stauffer, S., Masdomati, J., Vassoudi, K., Rossier, J. Effective-ness of career counseling:a one-year follow-up // Journal of Vocational Behavior, 2012. - № 80.

34. Valitova E., Starodubtsev V., Gorianova L. Formative personalization of student's self-determination and employability // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015.

35. Wheeler, D. // Chronicle of Higher Education, 2011. - url: http://chronicle.com/blogs/ worldwise/global-companieswant-universities-to-help-scoop-up-student-talent/28448.

REFERENCES:

Apostolov, O.P. (2011). Professionalnaya orientatsiya v Rossii (opyt, problemy, perspektivy) [Professional orientation in Russia (experience, problems, prospects)] Moskva: Izdatel IP Tatarinov Mikhail Vasilevich. (in Russian). Bataeva, Ya.D. (2017). Ormy i metody professionalnoy orientatsii v vuze [Órma and methods of professional orientation in the University]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. (1). (in Russian). Chistyakova, S. N. (2007). Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya shkolnikov [Pedagogical support of self-determination of schoolchildren] Moskva: Akademiya/ (in Russian). Chistyakova, S.N. (2013). Tendentsii razvitiya professionalnoy orientatsii uchascheysya molodezhi i vyzovy vremeni[Trends of development of professional orientation of students and the challenges of time]. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. (2). (in Russian). Chudzikowski, K. (2012). Career transitions and career success in the «new»career

era Journal of Vocational Behavior. (81). Deeva E.V. (2006). Suschnost i usloviya protsessa formirovaniya sotsialnoy uspeshnosti yunoshey sredstvami sotsialno-pedagogicheskoy deyatelnosti v uchrezhdenii dopolnitelnogo obrazovaniya [The nature and terms of the process of formation of social success in young men the means of social pedagogical activity in establishment of additional education]. Tambov university reports. Series: Humanities. 43 (3-1). (in Russian).

Endaltsev, V.S. (1982). Vybor professii. Sotsialnye, ekonomicheskie i pedagogickeskie faktory [The choice of profession. Social, economic and pedagogical factors] (in Russian).

Ford S.A. (2011). Dynamics of earning capacity Greater Louisville Metro Attorney at Law Magazine.

Kong,H.,Chrung,C., Song,H. (2012). From hotel career management to employ-ees career satisfaction.Tke mediating effect of career competency International Journal of Hospitality Management. (31).

Minchington B., Thorne K. (2007). Measuring the effectiveness of your employer brand Human Resources.

Mitina, N. A. (2014). Sistema professionalnoy orientatsii molodezki na pedagogickeskie spetsialnosti [The system of professional orientation of youth teacher training]. The young scientist. (4)/ (in Russian).

Nazimov, I.N. (1976). Ekonomicheskie i pedagogicheskie problemy proforientatsii [Economic and pedagogical problems of vocational guidance] Kiev: Kiev: Radyanska shkola. (in Russian).

Nemtseva, Yu.V. (2004). Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy upravleniya professionalnoy orientatsiey molodezhi v rynochnyh usloviyakh (na primere g. Novosibirska): avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Organizational-economic bases of management of professional orientation of youth in market conditions (on the example of Novosibirsk): The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of economic Sciences] Omsk. (in Russian).

Perdrix,S.,Stauffer, S., Masdomati, J., Vassoudi, K., Rossier, J. (2012). Effective-ness of career counseling:a one-year follow-up Journal of Vocational Behavior. (80).

Pryazhnikov, N. S. (2002). Metody aktivizatsii professionalnogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods for enhancing professional and personal identity] Moskva: NPO «Modek». (in Russian).

Schekin, G.V. (2000). Sotsialnaya teoriya i kadrovaya politika [Social theory and personnel policy] Kiev: MAUP. (in Russian).

Skripova, N.E. (2015). Psikhologo-pedagogicheskie determinanty orientatsii shkolnikov na rabochie professii [Psychological and pedagogical determinants of the orientation of students into the working profession] Chelyabinsk: Poligraf-Master. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sotnikov, N.Z. (2015). Delovaya karera kak metamodel upravleniya konkurentosposobnostyu naemnogo personala [Business career as a meta-model of competitiveness management of hired personnel]. Vestnik NSUEM. (1). (in Russian).

Sotnikov, N.Z. (2016). Kontseptualnye osnovy strategicheskogo analiza delovoy karery personala [Conceptual framework for strategic analysis of business career staff]. Management in Russia and abroad. (4). (in Russian).

Sotnikov, N.Z. (2016). Metodicheskiy podkhod k formalizatsii strategii delovoy karery na osnove sistemy sbalansirovannyh pokazateley [A methodological approach to formalization of business career strategy based on the balanced scorecard]. Human resource management and intellectual resources management in Russia. 5(4). (in Russian). doi: 10.12737/21736

Sotnikova, S.I (2001). Upravlenie kareroy [Career management] Moskva: INFRA-M. (in Russian).

Sotnikova, S.I. (2014). Strategicheskoe upravlenie kareroy kak instrument dostizheniya konkurentosposobnosti personala [Strategic career management as a tool to achieve the competitiveness of staff]. Bulletin of Omsk University Series. (1). (in Russian).

Valitova E., Starodubtsev V., Gorianova L. (2015). Formative personalization of student's self-determination and employability Procedia - Social and Behavioral Sciences.

Vuorinen R. (2013). Professionalnaya orientatsiya kak instrument vzaimosvyazi obrazovaniya i rynka truda v Rossii[Professional orientation as a tool to connect education and labour market in Russia]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika ipsikhologiya. (3). (in Russian).

Wheeler, D. (2011). Global companies want universities to help scoop up student talent Chronicle of Higher Education.

Zulunova, G. V. (2011). Proforientatsionnaya rabota v shkole [Career guidance in school]. Nachalnaya shkola. (5). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.