Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ, МЕХАНИЗМЫ, ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ, МЕХАНИЗМЫ, ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / МЕХАНИЗМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ПРОГРАММОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемицын Игорь Геннадьевич, Кильмяшкина Ольга Оттовна, Завьялова Галина Юрьевна, Абрамовских Татьяна Александровна

В данной статье исследован опыт организации профессионального обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д. Г. Новосёлова» Снежинского городского округа в части реализации проекта общеобразовательной организации - региональной инновационной площадки по теме «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения». Авторы статьи в контексте созданной в образовательной организации системы профессионального обучения рассматривают отдельные механизмы (в частности, зачетная книжка как инструмент контроля и механизм мотивации обучающихся) и результаты профессионального обучения посредством реализации основной образовательной программы интегрированной с программой профессионального обучения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д. Г. Новосёлова» г. Снежинска. Рассматриваются понятия профессиональное обучение, а также профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение, которые являются системными элементами профессионального обучения. В заключительной части статьи представлены результаты деятельности образовательной организации по профессиональному обучению посредством реализации основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программой профессионального обучения, обозначены перспективы развития профессионального обучения в образовательной организации на краткосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемицын Игорь Геннадьевич, Кильмяшкина Ольга Оттовна, Завьялова Галина Юрьевна, Абрамовских Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING IN GENERAL EDUCATION: APPROACHES, MECHANISMS, EXPERIENCE AND LEARNING OUTCOMES

This article presents the experience of organizing vocational training in the municipal budgetary educational institution “Secondary School No. 126 named after Hero of Russia DG Novoselov” education and basic vocational training program”. The authors of the article, in the context of the vocational training system created in the educational organization, consider individual mechanisms (in particular, the record book as a control tool and a mechanism for motivating students) and the results of vocational training through the implementation of the main educational program integrated with the vocational training program at MBOU “Secondary School No. 126 named after Hero of Russia DG Novoselov “, Snezhinsk. The concepts of vocational training, as well as vocational guidance and vocational self-determination, which are systemic elements of vocational training, are considered. In the final part of the article, some results of the activity of an educational organization in vocational training are presented through the implementation of the main educational program of secondary general education integrated with the vocational training program, the prospects for the development of vocational training in an educational organization in the short term are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ, МЕХАНИЗМЫ, ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ»

Профессиональное обучение в условиях общего образования: подходы, механизмы, опыт и результаты обучения

Черемицын Игорь Геннадьевич,

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новоселова» г. Снежинска, E-mail: sc126@snzadm.ru;

Кильмяшкина Ольга Оттовна,

руководитель Центра профессионального образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новоселова» г. Снежинска E-mail: sc126@snzadm.ru

Завьялова Галина Юрьевна,

заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новоселова» г. Снежинска E-mail: sc126@snzadm.ru

Абрамовских Татьяна Александровна,

старший преподаватель кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО ЧИППКРО E-mail: gdchiep@mail.ru

В данной статье исследован опыт организации профессионального обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новосёлова» Снежинского городского округа в части реализации проекта общеобразовательной организации - региональной инновационной площадки по теме «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения». Авторы статьи в контексте созданной в образовательной организации системы профессионального обучения рассматривают отдельные механизмы (в частности, зачетная книжка как инструмент контроля и механизм мотивации обучающихся) и результаты профессионального обучения посредством реализации основной образовательной программы интегрированной с программой профессионального обучения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новосёлова» г. Снежин-ска. Рассматриваются понятия профессиональное обучение, а также профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение, которые являются системными элементами профессионального обучения. В заключительной части статьи представлены результаты деятельности образовательной организации по профессиональному обучению посредством реализации основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программой профессионального обучения, обозначены перспективы развития профессионального обучения в образовательной организации на краткосрочную перспективу.

Ключевые слова: профессиональное обучение; интегрированная образовательная программа; региональная инновационная площадка; механизмы и результаты профессионального обучения посредством реализации основной образовательной программы, интегрированной с программой профессионального обучения; Зачетная книжка для обучающихся.

о с

CJ

см о см

Современные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с международными стандартами, потребностями инновационной экономики и общества нашли свое отражение в нормативно-правовых актах сферы образования РФ. Основные подходы, принципы, сущность и содержание профессионального обучения регламентированы в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», конкретизированы в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», Федеральных проектах «Современная школа», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Закон «Об образовании в РФ» в статье 73 нормативно закрепляет понятия профессионального обучения как вида образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Государственная федеральная программа «Развитие образования» ставит задачу модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Направления развития системы профессионального обучения определены положениями такого документа как «Стратегии развития системы среднего профессионального образования до 2030 года». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438, который устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые должны отражать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в ре-

шении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни [1].

Нормативно-правовые основы профессионального обучения делают актуальным данное направление деятельности образовательных организаций. В нашем случае проблема профессионального обучения актуализируется не только потребностью государства, но и Челябинской области как промышленного региона в высококвалифицированных рабочих и служащих, востребованных региональным рынком труда. Целостно мы можем рассматривать профориентационную работу и обучение основам профессий (рабочих и служащих) значимым фактором повышения качества образования и устойчивого развития образовательной организации. Однако практический опыт работы образовательных организаций показывает, что выпускники выбирают профессию в своем большинстве неосознанно, в результате обучающиеся слабо представляют, какие трудовые функции он должен будет выполнять в процессе профессиональной деятельности, какими личностными качествами должен обладать выпускник для успешного осуществления своей трудовой деятельности. Таким образом, на социально-педагогическом уровне мы констатируем проблему, которая определяется наличием противоречия между объективной потребностью общества в квалифицированных рабочих и служащих, с одной стороны, и традиционным, не учитывающим происходящие изменения форматом работы образовательных организаций по профессиональному определению обучающихся.

В контексте данной проблемы в сфере общего образования формируется система профессионального обучения школьников на федеральном, региональном и институциональном уровнях, которая включает в себя концептуальные основы, организацию, содержание, комплекс мероприятий, показатели и результаты профессионального обучения. Формируется устойчивый тренд по организации образовательной деятельности образовательных организаций, направленной на осознанный выбор будущей профессии и отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Целью статьи является описание опыта организации профессионального обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новосёлова» Сне-жинского городского округа (далее - МБОУ СОШ № 126 г. Снежинска) в части реализации проекта общеобразовательной организации - региональной инновационной площадки по теме «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения». В рамках проекта

была создана система профессионального обучения посредством разработанной основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с основной программой профессионального обучения. Технология разработки интегрированной образовательной программы, система работы по организации профессионального обучения были представлены ранее [2]. В данной статье мы рассмотрим подходы, отдельные механизмы и результаты профессионального обучения посредством реализации основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программой профессионального обучения (далее - ООП СОО и ППО) в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новосёлова» Сне-жинского городского округа.

Деятельность образовательной организации по реализации профессионального обучения включает в себя систему профориентационной работы и обучение основам профессий. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Проблемы, связанные с различными сторонами профориентационной работы, рассматривались в трудах ряда ученых. Работы Е.А. Климова [3], Н.С Пряжникова [4, 5] и др. посвящены профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы. Ученые занимались исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности старшеклассников. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера [6].

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования собственного отношения к профессиональной деятельности и его реализация через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. С.Н. Чистяковой отмечено, что изменения в профессиональном самоопределении являются показателем развития личности. Профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность и профессиональное самосознание [7,8]. Профессиональное самосознание - это соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях - со своими возможностями. Профессиональное самосознание позволяет осознать человеку личностный смысл предстоящей деятельности, формировать убежденность в целесообразности выбора профессии.

В научно-педагогической литературе существует описание нескольких моделей профессионального обучения:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

К первой можно отнести профессиональное обучение школьников на базе образовательной организации (условия: наличие лицензии на профессиональное обучение у школы; наличие в школе материально-технической базы для обучения профессии; наличие педагогических кадров необходимой квалификации).

Ко второй - профессиональное обучение школьников на базе техникума/колледжа (условия: наличие лицензии на профессиональное обучение у техникума/колледжа; наличие в техникуме/колледже материально-технической базы для обучения профессии; наличие педагогических кадров необходимой квалификации).

Положения третьей модели определяют, что профессиональное обучение школьников на базе муниципальных «межшкольных учебных комбинатов», муниципальных центров дополнительного образования (условия: наличие лицензии на профессиональное обучение у комбината/центра; наличие в комбинате/центре материально-технической базы для обучения профессии; наличие педагогических кадров необходимой квалификации; обучение осуществляется вне рамок ФГОС общего образования - дополнительная программа профессионального обучения).

В нашем случае МБОУ СОШ № 126 г. Снежин-ска, имея лицензию на профессиональное обучение; располагая соответствующей материально-технической базой для обучения выбранным профессиям и педагогическими кадрами необходимой квалификации, реализовала первую модель профессионального обучения. Ключевым механизмом осуществления профессионального обучения в контексте установок федеральной программы развития образования становится реализация основной образовательной программы среднего общего образования интегрированной с программой профессионального обучения. С 01.09.2019 года в рамках региональной инновационной площадки МБОУ СОШ № 126 реализует основную образовательную программу среднего общего образования, интегрированную с основной программой профессионального обучения профессиям «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Младший воспитатель».

Успешность реализации программы во многом зависела от используемых в образовательной организации механизмов, сопровождающих процесс профессионального обучения. Под механизмом мы понимаем комплекс процессов или состояний педагогической системы, которые определяют какое-либо явление [9,10]. Одним из таких механизмов мотивации обучающихся в рамках профессионального обучения стала Зачетная книжка для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образо-° вания, интегрированную с основной программой " профессионального обучения (далее - зачетная g книжка).

S В образовательной организации было разрабо-Ü тано Положение о зачетной книжке, которое бы-

ло принято на заседании педагогического совета, утверждено и введено приказом директора образовательной организации как локальный нормативный акт. Согласно Положению зачетная книжка является документом, подтверждающим освоение ООП СОО и ППО в части программы профессионального обучения [11].

Введение зачетной книжки было обусловлено необходимостью формирования готовности обучающихся к обучению по интегрированной образовательной программе и ответственности обучающихся за результаты профессионального обучения. Каждому обучающемуся предоставлено право выбора элективных курсов, факультативов, программ внеурочной деятельности. Этот выбор позволяет удовлетворить интересы учащихся в различных областях познавательной деятельности и расширить профессиональные компетенции. Таким образом, для каждого обучающегося составлен индивидуальный план обучения. Значимость выбранного механизма определяется также необходимостью проведения системного контроля выполнения учебного плана каждым обучающимся. В зачетной книжке проставляются тьютором (или классным руководителем) оценки по предметам (модулям) учебного плана по завершению полугодия, оценки за выполнение индивидуального проекта в период обучения. Также в зачетную книжку мастером производственного обучения, принимающим отчет по практике, заносятся сведения о прохождении обучающимися учебной, производственной практики. Заполненная зачетная книжка является основанием для допуска к квалификационному экзамену и получению документа об окончании профессионального обучения - свидетельства о полученной профессии, должности служащего. Контроль за надлежащим своевременным оформлением зачетной книжки и выполнением учебного плана осуществляется заместителем директора по учебной работе образовательной организации. С нашей точки зрения, зачетная книжка как механизм сопровождения профессионального обучения в МБОу СОШ № 126 г. Снежинска посредством реализации основной образовательной программы, интегрированной с программой профессионального обучения, стала важным фактором успешности данного инновационного проекта.

Об успешности реализации программы свидетельствуют полученные результаты. Представим наиболее значимые результаты в соответствии с заданными в проекте показателями результативности: устройство выпускников образовательной организации, обучившихся по интегрированной образовательной программе; удовлетворенность обучающихся и родителей качеством образовательного процесса, организованного в период реализации проекта «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения».

Обучение по основным образовательным программам среднего общего образования, интегрированным с основными программами профессионального обучения («Слесарь по ремонту автомобилей» и «Младший воспитатель») освоили 35 человек. Успешно сдав квалификационные экзамены и пройдя государственную итоговую аттестацию, 100% выпускников 2021 года получили аттестаты о среднем общем образовании и свидетельства о профессии, должности служащих. После окончания школы выпускники поступили в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Из 19 человек, получивших профессию «Слесарь по ремонту автомобилей», 15 (80%) поступили на специальности технической направленности, в том числе 3 человека продолжают обучение профессиям, связанным с устройством и эксплуатацией автотранспорта. Из 16 выпускников группы «Младший воспитатель» 8 (50%) человек продолжают обучение специальностям социально-педагогической направленности. За время обучения в школе на уровне среднего общего образования 24 выпускникам дополнительно была предоставлена возможность получения еще одной профессии - «Водитель категории «В», что является эффектом обучения по основной образовательной программе, интегрированной с программой профессионального обучения. В связи с тем, что образовательной организацией в рамках проекта были заключены договоры с социальными партнерами-работодателями на проведение экскурсий и производственной практики (ОАО «Трансэнерго», общество с ограниченной ответственностью «Автодом», ООО «Автоэлемент» (специальность «Слесарь по ремонту автомобилей»), муниципальные бюджетные дошкольные организации - детские сады № 15, 18, 20, 26 (специальность «Младший воспитатель»), показателем эффективного профессионального обучения может стать отзыв представителя работодателя по качеству проведения практического квалификационного экзамена в МБОУ СОШ № 126 Г. Снежинска.

По завершению обучения по интегрированной программе в мае 2021 года выпускникам и их родителям было предложено ответить на вопросы анкеты об удовлетворенности качеством образовательного процесса в ходе реализации проекта «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения». Проведенные исследования показали высокий уровень удовлетворенности созданным в образовательной организации комплексом условий для реализации профессионального обучения. В опросе участвовали родители выпускников одиннадцатого класса, дети которых обучались по интегрированным программам, в количестве 35 человек. Покажем ряд критериев оценки удовлетворенности родителей, получивших максимальный и достаточный баллы (Таблица 1).

Таблица 1. Удовлетворенность качеством образовательного процесса родителей в ходе реализации проекта «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения»

Критерии оценки Оценка

Возможность получения профессиональной подготовки одновременно с получением среднего общего образования 4

Качество профессиональной подготовки учащихся в пределах освоения основной образовательной программы среднего общего образования 3,53

Информированность родителей о возможности вносить свои предложения в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений 4

В образовательной организации, где учится Ваш ребенок, созданы условия для обеспечения родителей необходимой информацией (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы) 3,63

Материально-техническая оснащенность получения профессиональной подготовки (по выбранной профессии) 4

Расписание учебных занятий посредством совместного формирования программы обучения, санитарно-гигиенические условия 4

Работа классного руководителя по организации профессионального обучения 3,89

Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога) 3,79

Работа администрации образовательной организации по организации профессиональной подготовки одновременно с получением среднего общего образования 3,89

Профессиональный уровень педагогических кадров 3,42

Влияние проекта на развитие личностных, профессиональных, социальных, творческих качеств личности 3,47

Будет ли востребована профессия, полученная Вашим ребенком, в жизни (в плане социальной адаптации, возможности дополнительного источника доходов, развития творческих качеств)? 3,79

Примечание: 4 балла - высокий уровень; 3 балла - достаточный уровень; 2 балла - недостаточный уровень; 1 балл - низкий уровень. В таблице указан средний балл по каждому критерию.

Анкета для обучающихся предполагала оценку восприятия созданных условий для реализации основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программой профессионального обучения (оцениваю названный критерий - положительно/отрицательно, да/нет). В опросе приняли участие 35 обучающихся (100% выпускников). Результаты исследования показали высокий уровень понимания выпускниками значимости получения основ профессии параллельно с получением среднего общего образования. Представим ответы обучающихся на во-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

просы, которые являются показателем успешности деятельности образовательной организации

в части профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (Таблица 2).

Таблица 2. Удовлетворенность качеством образовательного процесса обучающихся в ходе реализации проекта «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения»

№ п/п Вопросы анкеты, определяющие уровень удовлетворенности обучающихся оценка удовлетворенности % удовлетворенности

1. Оцените возможность получения профессиональной подготовки одновременно с получением среднего общего образования. Положительно - 35 Отрицательно - 0 100%

2. Будет ли связано ваше дальнейшее профессиональное самоопределение с полученной профессией? Да - 22 Нет - 13 Идентифицируют свою профессиональную карьеру с выбранной профессией - 63%

3. Будет ли востребована, полученная Вами профессия в будущем (в плане социальной адаптации, возможности дополнительного источника доходов, развития творческих качеств, и т.д.)? Да - 34 Нет - 1 Идентифицируют свою жизненную карьеру с выбранной профессией - 94%

4. Чем вызвано Ваше профессиональное самоопределение? Нравится профессия - 28 По это профессии работают мои родители - 3 Выбрал по совету (родителей, друга и т.д.) - 4 Уровень профессионального самоопределения обучающихся - 80%

5. Профессиональный уровень педагогов, осуществляющих профессиональное обучение: Высокий - 32 Достаточный - 3 Недостаточный - 0 100%

6. Оцените соответствие образовательной среды индивидуальным особенностям учащихся: Учитываются индивидуальные особенности учеников - 35 Не учитываются индивидуальные особенности учеников - 0 100%

7. Психологическая комфортность образовательной среды: Направлена на личность, сохраняет ее психологическое здоровье - 35 Направлена сама на себя, без учета потребностей личности - 0 100%

о с

и

см о см

В заключении соотнесем результаты исследования с положением на рынке труда Челябинской области. Данная информация размещена на сайте Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области [12]. По данным Челябин-скстата, в 2021 году экономика региона нуждается в кадрах по рабочим профессиям, особенно кадрах квалифицированных, в чем достаточно легко убедиться, просмотрев перечень имеющихся вакансий на официальном сайте Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области. В октябре 2021 года потребность в рабочем персонале, в том числе в области транспорта входит в число десяти сфер с наиболее высоким спросом на персонал. Коэффициент востребованности в профессии «Помощник воспитателя» составляет 1,5% (количество вакансий - 174, количество стоящих на учете - 117 человек). Таким образом, перечень выбранных образовательной организацией и выпускниками школы направлений профессионального обучения и потребность регионального рынка труда согласуются.

В заключении можно представить следующие выводы:

1. В целом перечень выбранных образовательной организацией и выпускниками школы профессий и потребность регионального рынка труда согласуются между собой, что свидетельствует

об актуальности выбора направлений профессионального обучения образовательной организацией.

2. Анализ связи мотивов с образовательными планами выпускников показал, что мотив «самореализации» выявлен у 94% выпускников, что свидетельствует об успешности деятельности образовательной организации в части профессиональной ориентации.

3. Высокий уровень удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образовательного процесса в ходе реализации проекта «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения» позволяет выстроить стратегию развития образовательной организации в контексте профессионального обучения. На основе данного вывода руководство и педагогический коллектив МБОУ сОш № 126 г. Снежинска с участием родительской общественности предполагает расширить спектр профессий, которые можно предложить обучающимся. В планах - разработка и реализация образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программой профессионального обучения по профессии «Помощник повара» в соответствии с имеющимся комплексом условий.

4. Развитие у обучающихся устойчивого интереса к определенному профессиональному направлению возможно за счет создания оптимальных условий для овладения профессионально значимыми знаниями, умениями навыками по основам выбранной профессии. Превентивная поддержка, предвидение и совместное решение проблем позволяют развивать и стимулировать устойчивый интерес к определенной профессиональному направлению, формировать систему профессионально и личностно-значимых ценностей, способствовать моделированию обучающимися собственного профессионального будущего.

Литература

1. Ильина А.В., Коптелов А.В., Ларюшкин С.А., Машуков А.В., Солодкова М.И. Нормативные основания организации профессионального обучения в общеобразовательной организации // Методист. - 2019. -№ 4 - С. 8-13.

2. Черемицин И.Г. Основная образовательная программа, интегрированная с основной программой профессионального обучения Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, Ноябрь 2020). - СПб.: ГНИИ «На-цразвитие», 2020.- С. 83-85.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Е.А. Климов. -Ростов-на-Дону, 2000.

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников // - М., ВАКО, 2005. - с. 288

5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования - 2007. № 3. - с. 42-45.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зе-ер. - М., 2003.

7. Субъектно-ментальный подход в формировании у школьников готовности к профессиональному самоопределению // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антипольскойю - М; Курск, 2010. - с. 30-34.

8. Фролова С.Л., Чистякова С.Н. Идеал-ориентированный подход к профессиональному самоопределению школьников // Профильная школа: Учебно-педагогический и научно-практический журнал. - 2013. № 1.

9. Библиография: Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред. сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: «ИНФРА-М», 1997. - 574 с.

10. Топоровский В.П. Механизмы интеграции в ходе профессионального обучения лиц с ОВЗ на основе адаптированных образовательных программ // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор

развития личности в современном обществе: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. / Научные редакторы О.В. Ковальчук, А.Е. Марон, В.И. Ребро-ва. - 2018. - С. 125-130.

11. Официальный сайт МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 126 имени Героя России Д.Г. Новосёлова» Снежинского городского округа: https://sch126-snz.educhel.ru/contacts.

12. Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области: http://szn74.ru/content/pokazateli.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOCATIONAL TRAINING IN GENERAL EDUCATION: APPROACHES, MECHANISMS, EXPERIENCE AND LEARNING OUTCOMES

Cheremitsyn I.G., Kilmyashkina O.O., Zavyalova G. Yu., Abramovskikh T.A.

Secondary School No. 126 named after Hero of Russia DG Novoselov in Snezhinsk; GBU DPO CHIPPKRO

This article presents the experience of organizing vocational training in the municipal budgetary educational institution "Secondary School No. 126 named after Hero of Russia DG Novoselov" education and basic vocational training program". The authors of the article, in the context of the vocational training system created in the educational organization, consider individual mechanisms (in particular, the record book as a control tool and a mechanism for motivating students) and the results of vocational training through the implementation of the main educational program integrated with the vocational training program at MBOU "Secondary School No. 126 named after Hero of Russia DG Novoselov ", Snezhinsk. The concepts of vocational training, as well as vocational guidance and vocational self-determination, which are systemic elements of vocational training, are considered. In the final part of the article, some results of the activity of an educational organization in vocational training are presented through the implementation of the main educational program of secondary general education integrated with the vocational training program, the prospects for the development of vocational training in an educational organization in the short term are outlined.

Keywords: vocational training; integrated educational program; regional innovation platform; mechanisms and results of vocational training through the implementation of the main educational program integrated with the vocational training program; Grade book for students.

References

1. Ilyina A.V., Koptelov A.V., Laryushkin S.A., Mashukov A.V., Solodkova M.I. Normative foundations of the organization of vocational training in a general educational organization // Methodist. - 2019. -№ 4 - S. 8-13.

2. Cheremitsin I.G. The main educational program integrated with the main vocational training program Problems of quality management in education: a collection of selected articles of the International Scientific and Methodological Conference (St. Petersburg, November 2020). - SPb.: State Research Institute "National Development", 2020. - S. 83-85.

3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination of youth / E.A. Klimov. - Rostov-on-Don, 2000.

4. Pryazhnikov NS Career guidance at school: games, exercises, questionnaires (grades 8-11) / N.S. Pryazhnikov // - M., VAKO, 2005. - p. 288

5. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N.S. Reflections on the professional self-determination of youth // Bulletin of practical psychology of education - 2007. № 3. - with. 42-45.

6. Zeer E.F. Psychology of professions / E.F. Zeer. - M., 2003.

7. Subjective-mental approach in the formation of students' readiness for professional self-determination // Problems and prospects for the development of domestic vocational guidance of young students at the present stage / Ed. S.N. Chistyakova, T.A. Antipolskoy - M; Kursk, 2010. - p. 30-34.

8. Frolova S.L., Chistyakova S.N. Ideal-oriented approach to professional self-determination of schoolchildren // Profile school:

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

Educational-pedagogical and scientific-practical journal. - 2013. No. 1.

9. Bibliography: Philosophical Encyclopedic Dictionary [Text] / Ed. comp. EF Gubsky et al. - M.: "INFRA-M", 1997. - 574 p.

10. Toporovsky V.P. Integration mechanisms in the course of vocational training for persons with disabilities based on adapted educational programs // Personality. Society. Education. Continuing education as a factor in the development of personality in modern society: Collection of articles of the XXI Interna-

tional Scientific and Practical Conference. / Scientific editors O.V. Kovalchuk, A.E. Maron, V.I. Rebrov. - 2018. - S. 125-130.

11. The official website of the MBOU "Secondary School No. 126 named after Hero of Russia DG Novoselov" of the Snezhinsky urban district: https://sch126-snz.educhel.ru/contacts.

12. Official website of the General Directorate of Labor and Employment population of the Chelyabinsk region: http://szn74.ru/con-tent/pokazateli.

o d

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.