Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / СТРАТЕГИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демчук Лариса Анатольевна, Зеленина Ирина Григорьевна, Коптелов Алексей Викторович, Ларюшкин Сергей Александрович, Машуков Александр Васильевич

Предлагаемая статья посвящена вопросу интеграции основных образовательных программ среднего общего образования с основными программами профессионального обучения в общеобразовательных организациях. Авторами статьи дается характеристика действующего законодательства в сфере образования, позволяющего осуществлять данную деятельность по интеграции программ в общеобразовательных организациях в рамках своих компетенций. Предлагается авторская формулировка понятия интегрированная образовательная программа. Представлена краткая характеристика возможных стратегий интеграции обозначенных программ на примере сложившейся инновационной практики в Челябинской области. Подробно описана технология одного из вариантов интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по специальности «Вожатый». Представленная технология была апробирована при интеграции программ в Многопрофильном лицее № 148 г. Челябинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демчук Лариса Анатольевна, Зеленина Ирина Григорьевна, Коптелов Алексей Викторович, Ларюшкин Сергей Александрович, Машуков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ORGANIZING THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO INTEGRATE THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION AND THE MAIN VOCATIONAL TRAINING PROGRAMS

The proposed article is devoted to the issue of integration of basic educational programs of secondary general education with basic programs of vocational training in general educational organizations. The authors characterize the current legislation in the field of education, which allows to carry out these activities to integrate programs in general educational organizations within their competence. Offers the author’s formulation of the concept of an integrated educational program. A brief description of possible strategies for the integration of these programs on the example of existing innovative practices in the Chelyabinsk region is presented. The technology of one of the variants of integration of the basic educational program of secondary general education and the basic program of vocational training in the specialty “Camp counselor” is described in detail. The presented technology has been tested during the integration of programs in Multidisciplinary Lyceum № 148 of Chelyabinsk.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Подходы к организации деятельности образовательных организаций по интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения

Демчук Лариса Анатольевна,

директор МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г.

Челябинска»

E-mail: mail@148chel.ru

Зеленина Ирина Григорьевна,

заместитель директора МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска» E-mail: green65@mail.ru

Коптелов Алексей Викторович,

к.п.н., доцент, заведующий кафедрой управления, экономики и права

E-mail: avkoptelov@rambler.ru

Ларюшкин Сергей Александрович,

старший преподаватель кафедры управления, экономики и права

E-mail: jkl.85@mail.ru

Машуков Александр Васильевич,

заведующий учебно-методическим центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

E-mail: avmashukov@mail.ru

Предлагаемая статья посвящена вопросу интеграции основных образовательных программ среднего общего образования с основными программами профессионального обучения в общеобразовательных организациях. Авторами статьи дается характеристика действующего законодательства в сфере образования, позволяющего осуществлять данную деятельность по интеграции программ в общеобразовательных организациях в рамках своих компетенций. Предлагается авторская формулировка понятия интегрированная образовательная программа. Представлена краткая характеристика возможных стратегий интеграции обозначенных программ на примере сложившейся инновационной практики в Челябинской области. Подробно описана технология одного из вариантов интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по специальности «Вожатый». Представленная технология была апробирована при интеграции программ в Многопрофильном лицее № 148 г. Челябинска.

Ключевые слова: среднее общее образование, профессиональное обучение, интеграция образовательных программ, интегрированная образовательная программа, региональная инновационная площадка, стратегии интеграции образовательных программ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает возможность освоение обучающимися одновременно нескольких образовательных программ. Некоторые из этих образовательных программ могут быть интегрированными. В частности, в контексте основных трендов современной государственной образовательной политики, обозначенных в федеральных проектах Национального проекта «Образование», актуальной становится интеграция основных образовательных программ среднего общего образования (далее - ООП СОО) и образовательных программ профессионального обучения (далее -ОППО) [5].

Сложности в правоприменительной практике по интеграции основных образовательных программ среднего общего образования (далее -ООП СОО) и образовательных программ профессионального обучения возникают уже на уровне понимания, что такое интегрированная образовательная программа, поскольку данное определение законодательно не закреплено ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов Российской Федерации. Несмотря на наличие у образовательных организаций широкого спектра прав и свобод, в том числе в области интеграции образовательных программ, тем не менее практика интеграции основных образовательных программ общего образования с программами профессионального обучения не имеет широкого применения. Анализ научных исследований, а также публикаций из опыта образовательных организаций подтверждают наше эмпирическое предположение о недостаточном распространении практики интеграции ООП среднего общего образования с ОППО.

В частности, в городе Москве как субъекте Российской Федерации реализуется проект «Профессиональное обучение без границ». Данный проект финансируется за счет средств бюджета города Москвы и ориентирован на освоение основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих. Трехуровневая цель проекта предполагает:

- раннюю профессиональную социализацию обучающихся в возрасте до 18 лет;

- удовлетворение потребности в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости);

- расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодежи [11]. В качестве задач проекта выделяются такие, как: предоставление возможности школьникам осуществить профессиональное самоопределение; развитие у них интереса к будущей профессии; подготовка базы для более детального и расширенного изучения выбранной специальности на уровне среднего и (или) высшего профессионального образования. Стать участниками данного проекта могут, во-первых, лица различного возраста, которые не имеют основного общего или среднего общего образования, в том числе с различными формами умственной отсталости. Во-вторых, школьники, не имеющие основного общего или среднего общего образования, при условии их обучения в 9, 10 и 11 классах на момент завершения освоения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих [11]. Необходимо отметить, что освоение программ профессионального обучения московскими школьниками возможно в двух вариантах. Первый, когда школьники обучаются в общеобразовательной школе на уровне основного (в 9 классе) или среднего общего образования и одновременно обучаются в учреждении профессионального образования, которое реализует ОППО. Второй вариант, когда обучающиеся общеобразовательных школ одновременно посещают различные объединения (например, кружки) дополнительного образования, в которых они осваивают какой-либо модуль, что подтверждается получением сертификата. И тот и другой вариант не предполагает интеграции основных образовательных программ общего образования с основными программами профессионального обучения.

Наряду с представленным опытом города Москвы имеются публикации, представляющие достаточно широкую практику реализации основных программ профессионального обучения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования [1, 6, 13]. Имеется публикации, раскрывающие особенности организации профессионального обучения в системе дополнительного образования детей и взрослых [4, 9], в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья [8, 14]. Тем самым, проведенный краткий анализ имеющихся публикаций, в том числе в открытых источниках, размещенных в системе Интернет, мы можем констатировать не достаточную разработанность проблемы интеграции основных образовательных программ общего образования с основными программами профессионального обучения.

В контексте действующего законодательства 5 в сфере образования интеграция различных ви-5 дов программ не является обязательной. Обра-^ зовательная организация самостоятельно опре-° деляет необходимость подобной интеграции. Ее ав объективными причинами становятся требования

по обеспечению необходимого уровня подготовки обучающихся, соответствия запросам общества и государства, а также целесообразности при формировании у школьников личностных, ме-тапредметных и предметных результатов. В отличие от реализации программ общего образования и программ профессионального обучения по отдельности их интеграция имеет ряд преимуществ. Во-первых, интеграция способствует повышению качества образования в части профессиональной ориентации школьников, актуализации реализуемых программ с учетом уровня образования и особенностями ресурсного обеспечения образовательной организации. Во-вторых, при интеграции программ их освоение школьниками осуществляется с наименьшими ресурсными и временными затратами. В-третьих, интеграция указанных образовательных программ способствует развитию личностных качеств обучающихся (формированию личностных результатов), развивает их способность адаптироваться к профессиональной среде. В-четвертых, интегрирование образовательных программ расширяет границы информированности обучающегося о рабочих профессиях или должностях служащих, что позволяет ему сделать осознанный выбор дальнейшего не только образовательного продвижения, но и профессионального самоопределения, повышающего мотивацию к учебе и осознание ответственности за достижение результата.

В контексте выше изложенного под интегрированной образовательной программой мы будем понимать основную образовательную программу среднего общего образования, в рамках освоения которой происходит профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

В действующем законодательстве в сфере образования отсутствуют ограничения для интеграции образовательных программ общего образования и программ профессионального обучения по виду образовательной организации. Данная позиция позволяет образовательным организациям самостоятельно определять степень достаточности имеющихся ресурсов, целесообразность и возможность интеграции двух указанных выше программ. При этом, в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации.

В федеральном законодательстве не содержится каких-либо особых нормативных регулирований интеграции двух образовательных программ. Следовательно, при интеграции указанных программ следует учитывать те же требования, которые регулирует разработку и принятия основных образовательных программ общего образова-

ния и основных образовательных программ профессионального обучения [5].

Вместе с тем, интеграция образовательных программ требуют отдельного нормативного регулирования в самой образовательной организации. Данный вывод следует из того, что обучающийся (его законные представители) должен быть информирован как о самой возможности реализации интегрированной образовательной программы, так и об ее особенностях реализации.

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», при разработке интегрированной образовательной программы образовательная организация должна урегулировать следующие вопросы [10]:

- правила приема обучающихся на освоение интегрированных программ;

- порядок организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок ликвидации академической задолженности;

- порядок организации и основания перевода с интегрированной программы на не интегрированную программу;

- порядок привлечения участников образовательных отношений к разработке интегрированной образовательной программы;

- порядок организации и проведения производственной практики, которая необходима при реализации части ОППО;

- образцы и порядок выдачи документов в части освоения обучающимися ОППО. Урегулирование указанных вопросов, как правило, осуществляется изданием соответствующих локальных актов образовательной организации. Кроме того, в соответствии действующим законодательством образовательной организации дополнительно необходимо нормативно закрепить решение следующих вопросов:

- о согласии обучающихся на освоение интегрированной образовательной программы (при условии, если образовательная организация определила необходимость получения такого согласия);

- о возможности создания условий для обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся;

- об особенностях освоения интегрированной образовательной программы при условии обучения обучающихся по индивидуальному плану, в очно-заочной или заочной формах, находящихся на домашнем обучении;

- об особенностях проведения промежуточной аттестации для обучающихся, находящихся на семейной форме обучения;

- об организации трансфера обучающихся (при реализации части образовательной программы за пределами территории образовательной организации);

- о порядке зачета результатов освоение образовательной программы, реализуемой при привлечении работодателей (при наличии таких процедур в образовательной программе).

Помимо нормативного закрепления на уровне образовательной организации регламентов организации образовательного процесса и реализации интегрированных программ следует уделить внимание созданию организационно-управленческих условий, позволяющих обеспечить успешную деятельность образовательной организации по интеграции ООП среднего общего образования и ОП-ПО.

При интеграции ООП СОО и ОППО будет разумно выполнить ряд последовательных шагов:

1. Обосновать выбор программы (программ) профессионального обучения с учетом направления развития науки, техники и технологии, а также приоритетов социально-экономического развития региона и муниципалитета.

2. Создать команду разработчиков интеграции ООП СОО И ОППО. В команду разумно включить как представителей педагогических работников, так и представителей работодателей по направлению деятельности интегрированной программы.

3. Если планируется интеграция программ общего образования с несколькими программы профессионального обучения, то разумно разработать модульную структуру таких программ, а также определить стратегию интеграции.

4. Сформировать для «команды разработчиков» современную образовательную среду для разработки проекта (проектов) интегрированных образовательных программ. Такая среда может включать в себя материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение деятельности таких команд.

5. Разработать содержание интегрированной образовательной программы.

6. Организовать курсы повышения квалификации для участников команды разработчиков, в том числе в рамках освоения проектных технологий.

В системе общего образования Челябинской области с 2018 года в рамках Государственной программы «Развитие образование Челябинской области» реализуется проект «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения» [2, 3, 5, 7, 12, 15]. Участниками данного проекта по результатам конкурсного отбора стали общеобразовательные организации Челябинской области, получившие статус региональных инновационных площадок (далее - РИП). Десять общеобразовательных организаций организовали обучение по 13 специальностям таким, как вожатый, лесовод, овощевод, цифровой куратор, столяр, швея, портной, слесарь по ремонту автомобилей, лаборант химического анализа, плотник, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, кондитер, сварщик. В период 2019-2021 учебных годов деятельность данных образовательных организаций осуществлялась по нормативному закреплению регламентов разработки интегрированных образовательных программ, а также формированию организационно-управленческих условий их реализации. В рамках

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

данной деятельности образовательных организаций сформировалось пять стратегий к подходу интеграции ООП среднего общего образования и ОППО.

Первая стратегия предполагает освоение содержания профессионального обучения по конкретной специальности, профессии в структуре ООП среднего общего образования через реализацию элективных курсов, которые в соответствии с ФГОС среднего общего образования являются обязательными для освоения обучающимися и относятся к категории курсов по выбору.

Вторая стратегия ориентирована на разработку и реализацию элективных курсов и курсов внеурочной деятельности, являющихся обязательными структурными компонентами ООП среднего общего образования, посредством которых будет осуществляться освоение обучающимися содержания профессионального обучения по выбранным специальностям, профессиям.

Третья стратегия наряду с реализацией элективных курсов, предполагает включение содержание профессионального обучения в рабочие программы обязательных учебных предметов или учебных предметов из обязательных образовательных областей, в наибольшей степени соответствующих предметному содержанию выбранной специальности, профессии.

Четвертая стратегия интеграции содержания и планируемых результатов профессионального обучения в ООП среднего общего образования, помимо включения их в элективные курсы и учебные предметы, предполагает также введение дополнительных учебных предметов. Под дополнительными учебными предметами понимаются те предметы, которые не входят в перечень учебных предметов из обязательных предметных областей, установленных ФГОС среднего общего образования. Реальная образовательная практика показывает, что чаще всего в качестве дополнительных учебных предметов при интеграции ООП среднего общего образования и ОППО выбирается учебный предмет «Технология» [15].

Пятая стратегия интеграции ООП среднего общего образования и ОППО предполагает освоение содержания профессионального обучения по конкретной специальности, профессии через комплекс всех возможных учебных предметов, в том числе дополнительных, курсов по выбору (элективных и факультативных) и курсов внеурочной деятельности.

Представим опыт интеграции ООП среднего общего образования и ОППО по специальности «Вожатый» МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска». Свою деятельность по интеграции программ лицей выстроил в соответствии со стратегией включения планируемых 5 результатов и содержания программы профес-§ сионального обучения посредством разработки £ и реализации рабочих программ обязательных ° учебных предметов, учебных предметов из обяза-ав тельных образовательных областей, элективных

и факультативных курсов, а также курсов внеурочной деятельности.

Команда разработчиков лицея при выборе специальности «Вожатый» для профессионального обучения в своей общеобразовательной организации опиралась, прежде всего, на то, что ее освоение способствует формированию личностных качеств, которые необходимы современному человеку, таких как коммуникативная компетентность, культура общения и т.д., которые могут быть востребованы в любой профессии.

Эффективная реализация основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программами профессионального обучения, невозможна без предварительного моделирования данного процесса. Были выделены два этапа.

Первый этап предполагал разработку программы профессионального обучения и был выполнен по следующему алгоритму:

- выбор квалификации из Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и отбор профессиональных стандартов с определением обобщенных трудовых функций, необходимых знаний и умений с целью определения планируемых результатов профессионального обучения по профессии «20434 Вожатый»;

- определение всех учебных дисциплин и профессиональных модулей, необходимых для реализации основных программ профессионального обучения по профессии «20434 Вожатый»;

- определение результатов обучения по всем учебным дисциплинам профессиональной программы обучения;

- разработка учебного плана с указанием количества часов и форм текущего контроля по каждой учебной дисциплине программы профессионального обучения. Учебный план определяет количество часов, выделенных на общепрофессиональные дисциплины, дисциплины профессионального обучения, распределение часов на теоретические и практические занятия, включает учебно-тематическое планирование и календарный учебный график;

- разработка оценочных материалов, которые включают типовые задания для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;

- разработка рабочих программ учебных дисциплин, в которых определяется область применения данной дисциплины, цели и задачи изучения, количество часов, имеется тематическое планирование, информация об условиях реализации данной дисциплины, контроле и оценке результатов изучения дисциплины. Второй этап - разработка модели интеграции

содержания общего образования и профессионального обучения. Данная модель формирова-

лась с учетом того, что организация образовательной деятельности по интегрированной программе основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Она [интеграция] обеспечивает единство образовательного пространства, в котором изучение содержания учебных предметов образовательных областей оОп СОО (на базовом или углубленном уровнях) сопряжено с изучением содержания учебных дисциплин (модулей) программ профессионального обучения по профессии «Вожатый».

В процессе разработки модели были решены следующие задачи:

- соотнесены планируемые результаты профессионального обучения с планируемыми результатами освоения учащимися ООП СОО (табл. 1);

Таблица 1. Интеграция планируемых результатов реализации программы профессиональной подготовки по должности «Вожатый» (далее - ППО) и основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ООП СОО)

Окончание

ППО ООП СОО, интегрированная с ППО

Выпускник должен знать:

основы правоведения Предметные результаты учебного предмета «Право»: - сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; - сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации

психолого-педагогические особенности детей и подростков Предметные результаты элективного курса «Психология детского и подросткового возраста»: - формирование представлений об индивидуальных психологических особенностях детей и подростков; - понимание закономерности психического развития и особенности их проявления у детей в учебном и воспитательном процессе в разные возрастные периоды; - понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.

теоретические основы организации различных видов деятельности и общения детей и подростков разного возраста Предметные результаты элективного курса «Организация деятельности школьного коллектива»

основы возрастной физиологии, гигиены, первой помощи Метапредметный результат предмета по выбору «Биология»: - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, опираясь на знания об основах физиологии и гигиены

ППО ООП СОО, интегрированная с ППО

правила по охране жизни и здоровья детей и подростков, ухода за детьми Предметные результаты учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: - основные понятия в области здорового образа жизни; - факторы здорового образа жизни; - преимущества здорового образа жизни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускник должен уметь:

планировать деятельность детского коллектива Предметные результаты элективного курса «Организация деятельности школьного коллектива»

осуществлять воспитательные функции в процессе проведения различных видов деятельности с детьми и подростками Предметные, метапредметные, личностные результаты элективного курса «Основы педагогики»

укреплять и охранять здоровье детей и подростков Предметный результат учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: - организовывать и проводить профилактические санитарные мероприятия в образовательном учреждении

- определены предметные области ООП СОО, которые содержат результаты освоения программ профессионального обучения, в частности «Общественные науки» и «Естественные науки» (табл. 2);

- определены предметы, в рамках которых формируются компетенции по указанным профессиям, в частности «Право» на углубленном уровне, «Естествознание» на базовом уровне (табл. 2);

- сформирован перечень элективных и факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности, которые необходимо разработать для реализации профессионального обучения в рамках среднего общего образования «Организация деятельности школьного коллектива», «Основы педагогики», «Основы психологии», «Психология детского и подросткового возраста», «Биология», «Коллективное творческое дело» (табл. 2).

Таблица 2. Интеграция содержания программы профессиональной подготовки по должности «Вожатый» (далее - ППО) и основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ООП СОО)

Модуль ППО Рабочие программы ООП СОО

ОПД. 00 Общепрофессиональные дисциплины

ОПД. 01 Нормативные правовые основы организации школьного образования (10 часов) Право (У)

ОПД. 02 Основы школьной педагогики (35 часов) Основы педагогики (ЭК)

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Окончание

Модуль ППО Рабочие программы ООП СОО

ОПД.03 Психология детей и подростков школьного возраста (30 часов) Основы психологии (ЭК) Психология детского и подросткового возраста (ЭК)

ДПО. 00 Дисциплины профессионального обучения

ДПО. 01 Организация деятельности школьного коллектива

МПК. 01.01. Физиологические основы и возрастные особенности детей и подростков (8 часов) Естествознание (Б) Биология (ФК)

МПК 01.02. Организация совместной творческой деятельности детей и подростков (35 часов) Организация деятельности школьного коллектива (ЭК) Курс внеурочной деятельности «Коллективное творческое дело»

МПК 01.03. Основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи (10 часов) Право (У)

МПК 01.04. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослых и детей в детском коллективе (в том числе детей с ОВЗ) (10 часов) Психология детского и подросткового возраста (ЭК)

ДП0.02 Безопасность жизнедеятельности

МПК. 02.01 Санитарные нормы и требования к организации жизнедеятельности детей школьного возраста (6 часов) Основы безопасности жизнедеятельности (Б)

МПК 02.02 Обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования (4 часа)

МПК 02.03 Особенности детского травматизма и его предупреждение. Оказание первой помощи (6 часов)

Учебно-производственная практика (50 часов) Индивидуальный проект (Эк)

о с

и

см

СП

Примечание: У - углубленный уровень; Б - базовый уровень; ЭК - элективный курс; ФК - факультативный курс

Проведенная деятельность по интеграции планируемых результатов и содержания ООП СОО и ОППО позволила решить задачи по разработке организационно-управленческих, программно-методических и измерительных материалов, необходимых для реализации интегрированной программы по сопровождению деятельности, направленной на развитие потенциала обучающихся, формирование компетенций конкурентоспособных выпускников, востребованных на современном рынке труда. В частности, технологических карт учебных занятий по учебным предметам, курсам по выбору, курсам внеурочной деятельности, комплектов оценочных средств, комплексов дидактических материалов.

В заключении отметим, что реализация ОППО на уровне среднего общего образования посред-

ством интеграции образовательных программ позволяет, с одной стороны, аккумулировать ресурсы как образовательных организаций, так и обучающихся и их родителей (законных представителей). С другой стороны, способствуют формированию и достижению планируемых личностных результатов обучающихся не только в области профессионального самоопределения, но и необходимых и востребованных при социализации в современном обществе. Данный вывод подтверждает представленный опыт и промежуточные результаты инновационной деятельности общеобразовательных организаций Челябинской области.

Литература

1. Астахов С.И. Реализация программы «Профессиональное обучение без границ» как путь профессиональной подготовки обучающихся, склонных к проявлению асоциального поведения // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 3 частях. - 2018. - С. 80-83.

2. Баландина Е.А. Совершенствование воспитательной деятельности через интеграцию профессионального обучения в школе // Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, Сентябрь 2020). - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020.- С. 84-87.

3. Демчук Л.А., Зеленина И.Г. Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования с основными программами профессионального обучения как средство профессиональной ориентации старшеклассников // Со1^ишт^оигпа1. -2020. - № 9-5 (61). - С. 35-38.

4. Дрозденко И.Г., Кобрина Л.М. Теоретико-методологические основы разработки программ профессионального обучения в муль-тицентре социальной и трудовой интеграции // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции. / Отв. ред. Л.М. Кобрина. - 2017. - С. 33-39.

5. Ильина А.В., Коптелов А.В., Ларюшкин С.А., Машуков А.В., Солодкова М.И. Нормативные основания организации профессионального обучения в общеобразовательной организации // Методист. - 2019. -№ 4 - С. 8-13.

6. Касторных Л.М., Чобану Л.А. Применение профессиональный стандартов в профессиональном обучении // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 3538.

7. Коржова Н.Б., Вебер Е.Д., Скрипова Н.Е. Новые инструменты профориентации школьни-

ков на профессии в сфере лесного хозяйства. Методические рекомендации для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций - Челябинск, 2019.

8. Крочкина М.Н. Профессиональное обучение инвалидов по программам дополнительного профессионального образования: Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Ответственный редактор М.Н. Ку-рочкина. - 2017. - С. 183-187.

9. Махлеева Л.В. Организация профессионального обучения, как одно из направлений про-фориентационной работы старших школьников в условиях дополнительного образования // Проблемы Науки. - 2016. - № 6 (48). [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-professionalnogo-obucheniya-kak-odno-iz-napravleniy-proforientatsionnoy-raboty-starshih-shkolnikov-v-usloviyah (дата обращения: 03.05.2020).

10. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / Т.А. Данельчен-ко, А.В. Ильина и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 74 с.

11. Профессиональное обучение без границ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.spo.mosmetod.ru/borderless (дата обращения: 30.04.2020)

12. Рудакова А.А., Зайцева А.С. Особенности совершенствования внутренней системы оценки качества образования в условиях реализации основной образовательной программы среднего общего образования интегрированной с образовательной программой профессионального обучения // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. - С. 96-105

13. Сосновская Ю.Н. Реализация программ профессионального обучения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования // Финансово-экономические проблемы и перспективы развития российской экономики на современном этапе: труды Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 209-216.

14. Топоровский В.П. Механизмы интеграции в ходе профессионального обучения лиц с ОВЗ на основе адаптированных образовательных программ // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. / Научные редакторы О.В. Ковальчук, А.Е. Марон, В.И. Ребро-ва. - 2018. - С. 125-130.

15. Черемицин И.Г. Основная образовательная программа, интегрированная с основной про-

граммой профессионального обучения Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, Ноябрь 2020). - СПб.: ГНИИ «На-цразвитие», 2020. - С. 83-85.

APPROACHES TO ORGANIZING THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO INTEGRATE THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION AND THE MAIN VOCATIONAL TRAINING PROGRAMS

Demchuk L.A., Zelenina I.G., Koptelov A.V., Laryushkin S.A., Mashukov A.V.

Multidisciplinary Lyceum № . 148 of Chelyabinsk

The proposed article is devoted to the issue of integration of basic educational programs of secondary general education with basic programs of vocational training in general educational organizations. The authors characterize the current legislation in the field of education, which allows to carry out these activities to integrate programs in general educational organizations within their competence. Offers the author's formulation of the concept of an integrated educational program. A brief description of possible strategies for the integration of these programs on the example of existing innovative practices in the Chelyabinsk region is presented. The technology of one of the variants of integration of the basic educational program of secondary general education and the basic program of vocational training in the specialty "Camp counselor" is described in detail. The presented technology has been tested during the integration of programs in Multidisciplinary Lyceum № 148 of Chelyabinsk.

Keywords: secondary general education, vocational training, integration of educational programs, integrated educational program, regional innovation platform, strategies for integrating educational programs.

References

1. Astakhov S.I. Implementation of the program "Professional training without borders" as a way of professional training of students prone to the manifestation of asocial behavior//Science and innovation in the 21st century: topical issues, discoveries and achievements: a collection of articles of the XI International Scientific and Practical Conference. In 3 parts. - 2018. -рр. 80-83.

2. Balandina E.A. Improving educational activities through the integration of vocational training in school//Problems of educational quality management: a collection of selected articles of the International Scientific and Methodological Conference (St. Petersburg, September 2020). - St. Petersburg: State Research Institute "National Development," 2020. - рр. 84-87.

3. Demchuk L.A., Zelenina I.G. Integration of the main educational program of secondary general education with the main vocational training programs as a means of vocational orientation of high school students//Colloquium-journal. -2020. - № 9-5 (61). - рр. 35-38.

4. Drozdenko I.G., Kobrina L.M. Theoretical and methodological foundations for the development of vocational training programs in the multicenter of social and labor integration//Issues of professional education of persons with disabilities and disabilities: Materials of the international scientific and practical confer-ence./Otv. ed. L.M. Kobrin. - 2017. - рр. 33-39.

5. Ilyina A.V., Koptelov A.V., Laryushkin S.A., Mashukov A.V., Solodkova M.I. Normative grounds for organizing vocational training in a general education organization//Methodist. -2019. - NO. 4 - рр. 8-13.

6. Kastorny L.M., Chobanu L.A. Application of professional standards in vocational training//Development of science and technology: the mechanism for choosing and implementing priorities: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - 2018. - рр. 35-38.

7. Corgova N.B., Weber E.D., Skripova N.E. New tools for career guidance for schoolchildren on professions in the field of forestry. Methodological recommendations for leaders and teachers of general education organizations - Chelyabinsk, 2019.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

8. Krochkina M.N. Vocational training of disabled persons in additional vocational education programs: Forsyth of the sanatoriumresort and tourist sphere: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation./ Executive editor M.N. Kurochkina. - 2017. - pp. 183-187.

9. Makhleeva L.V. Organization of vocational training as one of the directions of career guidance work of senior schoolchildren in the conditions of additional education//Problems of Science. - 2016. - № 6 (48). [Electronic Resource] - Access Mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-professionalnogo-obucheniya-kak-odno-iz-napravleniy-proforientatsionnoy-raboty-starshih-shkolnikov-v-usloviyah (Case Date: 03.05.2020).

10. Methodological recommendations for pedagogical workers of educational organizations on the implementation of the Federal Law of 29.12.2012 No. 273 "On Education in the Russian Federation "/T. A. Danelchenko, A.V. Ilyina and others - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2013. - 74 pages.

11. Vocational training without borders [Electronic resource] - Access mode: https://www.spo.mosmetod.ru/borderless (date of application: 30.04.2020)

12. Rudakova A.A., Zaitseva A.S. Features of improving the internal system for assessing the quality of education in the context

of the implementation of the main educational program of secondary general education integrated with the educational program of vocational training//Pedagogy and education. - 2020. -№ 4. - pp. 96-105

13. Sosnovskaya Yu.N. Implementation of vocational training programs as part of the development of educational programs of secondary vocational education//Financial and economic problems and prospects for the development of the Russian economy at the present stage: works of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2019. - pp. 209-216.

14. Toporovsky V. P. Mechanisms of integration in the course of professional training of persons with HIA based on adapted educational programs//Personality. Society. Education. Continuing education as a factor in the development of personality in modern society: Collection of articles of the XXI International Scientific and Practical Conference./Scientific editors O.V. Koval-chuk, A.E. Maron, V.I. Rebrova. - 2018. - pp. 125-130.

15. Cheremitsin I.G. The main educational program, integrated with the main professional training program Problems of education quality management: a collection of selected articles of the International Scientific and Methodological Conference (St. Petersburg, November 2020). - St. Petersburg: State Research Institute "National Development," 2020. - pp. 83-85.

o d

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.