Научная статья на тему 'Формирование экологического мышления учащихся средней общеобразовательной школы средствами инновационного образовательного кластера'

Формирование экологического мышления учащихся средней общеобразовательной школы средствами инновационного образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL THINKING / INTEGRATION OF GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATION / ENVIRONMENT-FOCUSED SOCIAL ACTIVITY / GREENING OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенко Елена Анатольевна, Рябинина Наталия Павловна, Симатова Марина Юрьевна, Солодкова Марина Ивановна

Статья посвящена содержанию проекта, направленного на формирование экологического мышления учащихся и повышение активности их экологически ориентированной социальной деятельности. Для достижения этой цели был разработан и создан инновационный образовательный кластер, характеризующийся объединением ресурсов образовательных учреждений систем среднего общего, среднего профессионального, высшего образования; экологической направленностью обучающих программ и дополнительным изучением интегрированного предмета «Экология»; параллельным освоением учащимися программы среднего образования и программы профессионального образования по профессии «Рабочий зеленого строительства». В проекте предлагается вариант интеграции содержания программ общего среднего и профессионального образования на базе общеобразовательной школы. Для реализации экологизации образования предложены углубленное изучение предметов естественно-научного цикла, введение предмета «Экология», изменение тематического планирования по ряду предметов с целью включения в них тем, связанных с формированием экологического мышления обучающихся. Предложены методы и формы работы, связанные с вовлечением обучающихся в экологически ориентированную социальную деятельность. Решение поставленных задач осуществляется благодаря созданию инновационного образовательного кластера, включившего в себя общеобразовательную школу, созданный на ее базе научно-образовательный центр, а также несколько учреждений среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василенко Елена Анатольевна, Рябинина Наталия Павловна, Симатова Марина Юрьевна, Солодкова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Ecological Thinking of Secondary School Students by Means of Education Innovation Cluster

The study deals with a project on the development of students’ ecological thinking and the improvement of their environment-focused social activity. To achieve this goal, an education innovation cluster has been developed. The cluster is characterized by unified resources of secondary general, secondary vocational, and higher educational institutions; the environmental focus of training programs and studying Ecology on an integrated and supplementary basis; following the curriculum of secondary education and vocational education in the field of green building at the same time. The project proposes that the curriculum of secondary general and vocational education might be integrated on the basis of a secondary school. To green education, it is necessary to involve students in an in-depth study of natural sciences, introduce Ecology, and include topics related to the development of students’ ecological thinking in a number of syllabi. The project presents the methods and techniques of engaging students in environment-focused social activity. The problems are solved through the creation of the education innovation cluster, which includes a secondary school, a research and educational center at this school, and several secondary vocational and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического мышления учащихся средней общеобразовательной школы средствами инновационного образовательного кластера»

УДК 371.035:577.4

https://doi.org/10.24158/spp.2020.1.8

Василенко Елена Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Рябинина Наталия Павловна

доктор педагогических наук, профессор

Симатова Марина Юрьевна

заместитель директора по учебной работе средней общеобразовательной школы № 12 г. Челябинска

Солодкова Марина Ивановна

первый проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Аннотация:

Статья посвящена содержанию проекта, направленного на формирование экологического мышления учащихся и повышение активности их экологически ориентированной социальной деятельности. Для достижения этой цели был разработан и создан инновационный образовательный кластер, характеризующийся объединением ресурсов образовательных учреждений систем среднего общего, среднего профессионального, высшего образования; экологической направленностью обучающих программ и дополнительным изучением интегрированного предмета «Экология»; параллельным освоением учащимися программы среднего образования и программы профессионального образования по профессии «Рабочий зеленого строительства». В проекте предлагается вариант интеграции содержания программ общего среднего и профессионального образования на базе общеобразовательной школы. Для реализации экологизации образования предложены углубленное изучение предметов естественно-научного цикла, введение предмета «Экология», изменение тематического планирования по ряду предметов с целью включения в них тем, связанных с формированием экологического мышления обучающихся. Предложены методы и формы работы, связанные с вовлечением обучающихся в экологически ориентированную социальную деятельность. Решение поставленных задач осуществляется благодаря созданию инновационного образовательного кластера, включившего в себя общеобразовательную школу, созданный на ее базе научно-образовательный центр, а также несколько учреждений среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова:

экологическое образование, экологическое мышление, интеграция общего и профессионального образования, экологически ориентированная социальная деятельность, экологизация образования.

Vasilenko Yelena Anatolyevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Education Science and Psychology, Southern Ural State University of Humanities and Education Science

Ryabinina Natalia Pavlovna

D.Phil. in Education Science, Professor

Simatova Marina Yuryevna

Deputy Director for Academic Affairs, Secondary School No. 12 of the city of Chelyabinsk

Solodkova Marina Ivanovna

First Vice-Rector, Chelyabinsk Institute of Proficiency Enhancement of Educators

THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL THINKING OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF EDUCATION INNOVATION CLUSTER

Summary:

The study deals with a project on the development of students' ecological thinking and the improvement of their environment-focused social activity. To achieve this goal, an education innovation cluster has been developed. The cluster is characterized by unified resources of secondary general, secondary vocational, and higher educational institutions; the environmental focus of training programs and studying Ecology on an integrated and supplementary basis; following the curriculum of secondary education and vocational education in the field of green building at the same time. The project proposes that the curriculum of secondary general and vocational education might be integrated on the basis of a secondary school. To green education, it is necessary to involve students in an in-depth study of natural sciences, introduce Ecology, and include topics related to the development of students' ecological thinking in a number of syllabi. The project presents the methods and techniques of engaging students in environment-focused social activity. The problems are solved through the creation of the education innovation cluster, which includes a secondary school, a research and educational center at this school, and several secondary vocational and higher educational institutions.

Keywords:

environmental education, ecological thinking, integration of general and vocational education, environment-focused social activity, greening of education.

Третье тысячелетие поставило перед человечеством ряд глобальных вызовов, одним из которых является катастрофическое загрязнение окружающей среды. Последние десятилетия убедительно показали, что окружающая человека среда играет все более возрастающую роль в социально-экономическом развитии, безопасность человека и среды его обитания стали одной из важнейших характеристик качества жизни и состояния экономики [1]. В научной литературе неоднократно отмечалось, что проблемы экологической безопасности требуют комплексного подхода, решить их только экономическими мерами или применением новых технологий невозможно [2; 3]. Отсутствие осознанного отношения человека к окружающей среде, природе, своему здоровью, образу жизни диктует необходимость экологического образования молодежи, формирования у нее экологических смыслов, нового типа мышления - экологического [4; 5].

Выявленная проблема особенно актуальна для Челябинской области, относящейся к числу регионов России с наиболее напряженной экологической ситуацией. Ведущим видом промышленного производства является черная и цветная металлургия. В 2015 г. организациями, действующими на территории Челябинской области, было выброшено в атмосферу 3 763,244 тыс. т загрязняющих веществ. На очистные сооружения поступило 3 252,845 тыс. т загрязняющих веществ, из них было уловлено и обезврежено 3 136,355 тыс. т. Город Челябинск по уровню загрязнения находится на одном из первых мест в РФ [6]. Проблема актуализируется в связи с проведением в Челябинске отдельных мероприятий объединенного саммита стран - членов ШОС и БРИКС в 2020 г. Необходимость решения проблемы отражена в Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 г., в которой отмечается слабая экологизация основных школьных предметов и недостаточный охват обучающихся дополнительным экологическим образованием [7].

Для решения обозначенных проблем был разработан проект, цель которого состоит в формировании нового образовательного продукта - экологического мышления учащихся и повышения активности их экологически ориентированной социальной деятельности.

Под экологическим мышлением мы понимаем новый тип мышления и мировоззрения, основанный на понимании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости экономической деятельности человека и ее последствий для природы и самого человека как части природы. Для экологического мышления характерны понимание личностью экологических проблем планеты, проблем и путей дальнейшего развития общества, гуманистическая этика в отношении к природе, осознание последствий экономической деятельности человека для природы, практическая направленность на достижение устойчивого развития, гибкость, отказ от сложившихся стереотипов в отношениях «человек - общество - природа».

Впервые термин «экологическое мышление» появился в работах Ч. Райха [8], в российской педагогической литературе он обоснован И.Д. Зверевым и И.Т. Суравегиной и определяется ими как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Составными элементами экологического мышления являются соответствующие знания, отношение к природе, интересы к природосберегающей деятельности [9, с. 13].

Базой реализации проекта стала средняя общеобразовательная школа № 12 г. Челябинска. Реализация проекта началась в 2019 г. и рассчитана на три года. Она проходит при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Школа получила статус региональной инновационной площадки Челябинской области на 2019 г. (приказ МОиН Челябинской области от 25 декабря 2018 г. № 03/3773).

Для достижения целей проекта был разработан и создан инновационный образовательный кластер, характеризующийся:

• объединением ресурсов образовательных учреждений систем среднего общего, среднего профессионального, высшего образования;

• экологической направленностью обучающих программ ООП СОО (универсальный профиль) с углубленным изучением предметов «Биология», «Химия», «География» и дополнительным изучением интегрированного предмета «Экология»;

• параллельным освоением обучающимися программы среднего образования и программы ОППО по профессии 17530 «Рабочий зеленого строительства».

Методологической основой инновационного проекта стали несколько взаимосвязанных научных подходов: интегративный, компетентностный, деятельностный, средовой. Интегра-тивный подход предполагает раскрытие взаимосвязи глобальных, региональных и локальных экологических проблем и задач; содержания основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) и основной программы профессионального обучения (ОППО) экологической направленности. Новым интегративным результатом является экологическое мышление учащихся, базирующееся на единстве предметных, метапредметных, профессиональных

и личностных компетенций в данной области. На основе компетентностного подхода возможно определение комплекса и перечня компетенций учащихся в сфере рационального природопользования, представляющего единство предметных, метапредметных, профессиональных и личностных компетенций; технологии их формирования. В соответствии с деятельностным подходом в проекте предусмотрена организация различных видов деятельности обучающихся: учебной, по самообразованию, проектной, исследовательской, производственной, экологически ориентированной социальной деятельности. Средовой подход направлен на выявление и создание условий специальной образовательно-развивающей среды, которую составляют учебная среда в СОШ, производственная среда в системе СПО, исследовательская среда в вузах, учебно-производственная среда на базе научно-образовательного центра школы (НОЦ), активная социальная среда за счет участия в социальных экологических проектах.

Новизна предложенного нами проекта, направленного на формирование экологического мышления обучающихся, связана с несколькими его аспектами.

Первый аспект заключается в том, что реализация проекта предусматривает интеграцию ООП СОО и ОППО. Перспективность и широкие возможности интеграции общего и профессионального образования отмечают целый ряд исследователей. Так, по мнению В.Т. Аверьянова и соавторов, тенденция интеграции общего и профессионального образования соответствует тенденции к интеграции научных знаний, техники и производства [10]. Н.А. Рыбакина отмечает значение интеграции общего и профессионального образования в свете внедрения ФГОС и построения системы непрерывного образования [11]. Однако авторы согласны в том, что решение этих задач требует новых форм и методов работы и не может быть сведено к открытию профильных классов или введению спецкурсов в школе [12; 13]. Отмечено, что механическое объединение не приносит результатов, необходимы налаживание межпредметных связей, универсализация элементов и гармонизация связей между ними, интеграция форм и методов работы [14, с. 90; 15, с. 154]. Практически все исследователи подчеркивают, что формы столь необходимой интеграции пока очень мало разработаны и апробированы на практике. Со своей стороны отметим, что большинство вариантов интеграции разработаны для реализации в рамках одной системы образования - высшего [16], начального профессионального [17], в сельской школе [18; 19].

В нашем проекте предлагается вариант создания такой формы организации интеграции общего и профессионального образования, при которой реализуется интеграция содержания программ общего среднего образования и основного профессионального обучения на базе общеобразовательной школы. Выбор профессии «Рабочий зеленого строительства», относящейся к области «человек - природа», продиктован как возможностями формирования экологического мышления обучающихся при ее реализации, так и востребованностью на рынке труда. Наш подход строится на одном из базовых принципов образования - единстве теории и практики, что особенно важно при формировании экологического мышления, которое, как отмечено в литературе, требует реализации умений, навыков и опыта в сфере природоохранной деятельности, только так могут быть сформированы соответствующие экоцентрические установки сознания [20].

Второй аспект новизны разработанного проекта связан с экологизацией образования по всем предметам программы общего среднего образования (ФГОС) и дополнительным изучением интегрированного предмета «Экология». Понятие «экологизация образования» в последнее время активно используется в научной литературе. Н.Ф. Реймерс понимал под ним «проникновение экологических идей во все сферы общественной жизни, путь общественного развития, определяемый глобальными экологическими ограничениями» [21, с. 299]. Применительно к профессиональному образованию Э.А. Хачатрян рассматривает экологизацию образования как «широкое проникновение идей, понятий, принципов экологии в содержание подготовки специалистов разного профиля» [22, с. 234]. Что же касается общеобразовательной школы, то, по мнению В.Н. Масляева, С.И. Рункова и В.И. Панфиловой, экологизация образования должна быть нацелена на формирование экологического сознания и экологической культуры [23, с. 13].

В нашем проекте экологизация образования рассматривается как процесс изменения содержания, форм, методов образования с целью формирования у обучающихся экологического мышления, соответствующих ему мировоззрения и ценностей, а также умений, навыков и опыта в экологически ориентированной социальной деятельности.

Для реализации экологизации образования была выявлена необходимость корректировки как учебных планов, так и рабочих программ по отдельным предметам. К числу основных изменений можно отнести:

1) введение преподавания интегрированного предмета «Экология»;

2) углубленное изучение предметов естественно-научного цикла (химия, биология, география);

3) изменение тематического планирования по ряду предметов с целью включения в них тем, связанных с формированием экологического мышления обучающихся (история, математика, литература, русский язык и др.).

Углубленное изучение предметов естественно-научного цикла неразрывно связано с усилением экологической направленности содержания образования. Так, преподавание химии (учитель И.С. Лазарева) нацелено на понимание учащимися влияния химического загрязнения, возникающего вследствие хозяйственной деятельности человека, на состояние биосферы Земли, роли химической науки как в загрязнении планеты, так и в утилизации отходов современного производства и бытовой сферы.

Творческая работа педагогов позволила расширить взгляд на возможности многих школьных предметов, казалось бы, не связанных с экологией, в формировании экологического мышления. Так, в содержание курса истории было включено изучение социально-экологических катастроф, имевших место в древности, Средние века и Новое время, их причин и последствий для человечества (учитель Н.Н. Савина).

Изменения коснулись не только содержания, но и методов, форм работы. В литературе уже отмечалось, что экологизация образования как процесс, нацеленный на формирование сознания, не может осуществляться без использования активных методов обучения, гуманитарно-ориентированных педагогических технологий [24; 25; 26]. В нашем варианте использовались многие методы, уже хорошо зарекомендовавшие себя в экологическом образовании (тематические выставки и викторины, разработка и защита проектов, решение задач, включающих экологический компонент, и пр.). Особенно широко используется задачный метод, к числу достоинств которого исследователи относят проблемный, практико-ориентированный характер, высокую активность учащихся и их диалог с учителем [27, с. 110-111]. Задачи с экологическим содержанием широко используются в процессе преподавания химии (учитель И.С. Лазарева), математики (учитель М.Ю. Симатова), биологии (учитель Н.Н. Божкова), творческие задания - на уроках литературы (учитель Т.В. Ваське).

Используя уже хорошо зарекомендовавшие себя методы экологического образования, коллектив педагогов инновационного образовательного кластера в то же время активно разрабатывает еще только входящие в практику методы и формы работы, связанные с вовлечением обучающихся в экологически ориентированную социальную деятельность. К их числу можно отнести:

• тематические предпрофессиональные смены в загородном лагере, состоящем на балансе школы, для формирования комплекса компетенций рационального природопользования у учащихся;

• обучение навыкам природопользования при освоении рабочей специальности 17530 «Рабочий зеленого строительства»;

• участие обучающихся в экотуризме;

• организацию научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся с экологическим содержанием на базе НОЦ;

• участие обучающихся в социальных экологических проектах и движениях.

Таким образом, вовлечение учащихся в экологически ориентированную социальную деятельность происходит в ходе профессионального обучения, в учебной деятельности, во внеучеб-ное время. Такой подход способствует закреплению ценностей экологического сознания в каждодневном опыте обучающихся, что, на наш взгляд, обеспечит устойчивость достигаемых результатов проекта.

Третий аспект новизны разработанного проекта связан с созданием инновационного образовательного кластера, включившего в себя общеобразовательную школу № 12 г. Челябинска, созданный на ее базе НОЦ, а также несколько учреждений среднего профессионального и высшего образования, составивших партнерство и участвующих в реализации проекта. Среди партнеров школы, действующих на основе договоров о сотрудничестве, можно назвать вузы: ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинский государственный университет, учреждение дополнительного образования «Учебно-методический центр г. Челябинска», Центр детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинска, общественное движение «Антисмог» г. Челябинска.

Для проведения производственной практики по программе ОППО планируется заключение договоров с учреждениями среднего профессионального образования в следующем полугодии.

Благодаря созданию кластера было организовано взаимодействие: «школа - колледж -дополнительное образование - вуз - производство». На базе средней общеобразовательной школы организовано: осуществление экологизации образования, преподавание дополнитель-

ного предмета «Экология», обучение учащихся по рабочей специальности, относящейся к области «человек - природа». Творческие объединения учащихся принимают участие в экологически ориентированной деятельности, например, в 2018/19 учебном году осуществляли деятельность коллективы: «Музей-мастерская древних и традиционных технологий», мастерская «Деревообработка», мастерская «Объемная пластика», основанные на работе учащихся с природными материалами, объединение «Турист-эколог». В процессе дополнительного образования читаются курсы: «Юный эколог», «Путешествие в Природу» для учащихся 5-10-х классов.

На базе учреждений среднего профессионального образования и с участием их преподавателей планируется организация практических занятий в рамках обучения профессии «Рабочий зеленого строительства», а также проведение производственной практики.

На базе учреждений высшего образования организуется научно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках научного общества учащихся. Учащиеся экспериментального класса приняли активное участие в «Неделе науки» в Челябинском госуниверситете с исследованиями по экологической проблематике. Кроме того, преподаватели вузов активно участвуют в организации учебной и самообразовательной деятельности учащихся школы, реализуя преподавание предмета «Экология», руководя работой кружков и творческих объединений.

На базе учреждений дополнительного образования организуется как работа по углублению обучения предмету «Экология», так и природоохранная, экологически ориентированная социальная деятельность обучающихся (участие в экотуризме, включение в экологические движения и проекты). На базе детского оздоровительного лагеря «Восход» в 2018-2019 гг. учащимися произведено озеленение - высажено 1070 деревьев и кустарников, создана учебно-исследовательская экологическая тропа (сообщества водоем, лес, луг), расчищено 2,7 га земли от зарослей и погибших деревьев.

Выход обучающихся на производство начнется на втором этапе обучения (11-й класс) с использованием производственных площадей ботанического сада, агробиостанции и оранжереи вузов.

Таким образом, за счет взаимодействия и взаимозависимости учреждений, вошедших в инновационный образовательный кластер, началось создание образовательно-развивающей среды, позволяющей организовывать такие виды деятельности учащихся, как: учебная, самообразовательная, научно-исследовательская, природоохранная, производственная, экологически ориентированная социальная деятельность. В конечном итоге именно создание такой образовательной среды является условием и гарантом целенаправленного формирования нового образовательного продукта - экологического мышления учащихся, позволяющего вести экологически ориентированную социальную деятельность на протяжении всей жизни.

Что касается результатов исследовательской работы, то реализация проекта началась в 2019/20 учебном году и рассчитана на три года. На данный момент можно говорить о первых промежуточных результатах. Констатирующее исследование экологического мышления было проведено в феврале 2019 г. с обучающимися, зачисленными впоследствии в экспериментальный класс, где осуществляются преподавание экологии, обучение профессии «Рабочий зеленого строительства» и экологизация образования в рамках других предметов (25 человек, ЭГ), и в класс, где экологизация образования проводится в рамках других предметов (27 человек, КГ). Для изучения сформированности экологического мышления обучающихся были использованы следующие диагностические методы: тесты экологической грамотности, позволяющие выявить сформированность экологических знаний; опросник «Натурафил» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо) - интенсивность и структуру субъективного отношения к природе; методика «Доминанта» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо) - степень доминантности отношения к природе в системе отношений личности. Первый контрольный срез был проведен в декабре 2019 г. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Показатели сформированности экологического мышления несколько улучшились в обеих группах, при этом в экспериментальной группе они изменились в большей степени. Однако пока речь идет лишь о первом контрольном срезе, более полная оценка результатов будет предпринята позднее, когда работа над проектом будет близка к завершению.

Подводя итог, отметим, что представленный проект, нацеленный на формирование экологического мышления обучающихся средствами инновационного образовательного кластера, является одним из вариантов организации работы по экологическому образованию молодежи -важнейшему компоненту в разрешении не только региональных, но и глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Таблица 1 - Уровни сформированности экологического мышления обучающихся, %

Исследуемый параметр ЭГ (уровень) КГ (уровень)

высокий | средний | низкий высокий | средний | низкий

Констатирующее исследование (февраль 2019 г.)

Экологические знания 16,0 52,0 32,0 14,8 51,8 33,3

Субъективное отношение к природе 12,0 52,0 36,0 7,4 59,3 33,3

Доминантность отношения к природе 8,0 60,0 32,0 7,4 63,0 29,6

Контрольное исследование (декабрь 2019 г.)

Экологические знания 24,0 56,0 20,0 18,5 55,6 25,9

Субъективное отношение к природе 24,0 48,0 28,0 11,1 66,7 22,2

Доминантность отношения к природе 12,0 64,0 24,0 7,4 66,7 25,9

Ссылки:

1. Assessment of Human Induced Stress on the Karaikal Coast: A Multi-Dimensional Approach for Evaluating the Pollution Status / V.P. Sathiyabama, R. Ramesh, R. Purvaja, R.S. Robin, M.D. Suganya, G. Hariharan, D. Ganguly // Ecology, Environment and Conservation Paper. 2018. Vol. 24, iss. 1. P. 326-335.

2. Минаев Д.Н. Экологический кризис и проблема сознания // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2011. № 2. С. 90-95.

3. Нигоматуллина Р.М., Шираванд М. Экологическая этика как фактор разрешения экологических кризисов // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 243-246.

4. Дроздова М.В. Экологическое образование - основа экологического благополучия // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 127-131.

5. Клейн Е.С. Экологическое образование в школе // Проблемы педагогики. 2017. № 9 (32). С. 18-20.

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Челябинска в 2015 г. [Электронный ресурс] : государственный доклад / Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области». Челябинск, 2016. 158 с. URL: http://74.rospotrebnadzor.ru/docu-ments/10156/118990/%D0%B3%D0%B42015.pdf (дата обращения: 11.09.2019).

7. О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 г. [Электронный ресурс] : постановление правительства Челябинской области от 20 февр. 2013 г. № 23-П // Правительство Челябинской области. URL: https://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-ot-20-fevralya-2013-goda-no-23-p-o-koncepcii-po (дата обращения: 11.09.2019).

8. Reich Ch.A. The Greening of America. N. Y., 1971. 433 р.

9. Отношение школьников к природе / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева [и др.] ; под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М., 1988. 127 с.

10. Аверьянов В.Т., Клюй В.В., Грошев А.Д. Интеграции содержания общего и профессионального образования // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2011. № 1. С. 89-91.

11. Рыбакина Н.А. Интеграция общего и профессионального образования в контексте парадигмы непрерывного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. № 5-2. С. 106-108.

12. Аверьянов В.Т., Клюй В.В., Грошев А.Д. Указ. соч.

13. Брыксин А.А., Нарзулаев С.Б. Необходимость интеграции общего и профессионального образования в сельской местности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 149-155.

14. Аверьянов В.Т., Клюй В.В., Грошев А.Д. Указ. соч. С. 90.

15. Брыксин А.А., Нарзулаев С.Б. Указ. соч. С. 154.

16. Аверьянов В.Т., Клюй В.В., Грошев А.Д. Указ. соч.

17. Рыбакина Н.А. Указ. соч.

18. Брыксин А.А., Нарзулаев С.Б. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Куровский В.Н. Проблема интеграции общего и профессионального образования в сельской местности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 2. С. 31-36.

20. Степанец Р.В. Исследование экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1 (2). С. 210-215.

21. Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. 364 с.

22. Хачатрян Э.А. Экологическое образование и экологизация образования // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. № 1. С. 232-234.

23. Масляев В.Н., Рунков С.И., Панфилова В.И. Экологизация образования в Мордовии // Интеграция образования. 2000. № 2. С. 12-16.

24. Галингер Т.А. Задачная технология экологизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 4 (22). С. 110-112.

25. Экологические аспекты в формировании предметных компетенций при обучении химии / О.А. Макарова, Е.Л. Грин-ченко, З.А. Мендубаева, О.И. Курдуманова, И.Б. Гилязова, Л.А. Жарких // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 76-78.

26. Shaikin R.V. The First Cycling for Listening to the Nightingales as a Means of Environmental Education in Belarus // Ecological

Education and Ecological Culture of the Population : Materials of the V International Scientific Conference on February 25-26,

2017. Prague, 2017. P. 30-32.

27. Галингер Т.А. Указ. соч. С. 110-111.

References:

Averyanov, VT, Klyui, VV & Groshev, AD 2011, 'Integration of the Content of General and Vocational Education', Nauchno-analitichesky zhurnal "Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MCHS Rossii", no. 1, pp. 89-91, (in Russian).

Bryksin, AA & Narzulayev, SB 2008, 'The Need to Integrate General and Vocational Education in the Countryside', Sibirsky pedagogichesky zhurnal, no. 3, pp. 149-155, (in Russian).

Drozdova, MV 2016, 'Environmental Education as the Basis of Environmental Well-Being', Tavrichesky nauchny obozrevatel, no. 1-3 (6), pp. 127-131, (in Russian).

Galinger, TA 2007, 'The Task-based Technology of the Greening of Education', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 4 (22), pp. 110-112, (in Russian).

Khachatryan, YeA 2015, 'Environmental Education and the Greening of Education', Uchenye zapiski Kazanskoi gosudarstvennoi akademii veterinarnoi meditsiny im. N.E. Baumana, no. 1, pp. 232-234, (in Russian).

Klein, ES 2017, 'Environmental Education at School', Problemy pedagogiki, no. 9 (32), pp. 18-20, (in Russian).

Kurovsky, VN 2005, 'The Problem of Integration of General and Vocational Education in the Countryside', Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 2, pp. 31-36, (in Russian).

Makarova, OA, Grinchenko, YeL, Mendubayeva, ZA, Kurdumanova, OI, Gilyazova, IB & Zharkikh, LA 2018, 'Ecological Aspects in the Development of Subject-related Competence When Learning Chemistry', Mir nauki, kultury, obrazovaniya, no. 6 (73), pp. 76-78, (in Russian).

Maslyaev, VN, Runkov, SI & Panfilova, VI 2000, 'The Greening of Education in Mordovia', Integratsiya obrazovaniya, no. 2, pp. 12-16, (in Russian).

Minaev, DN 2011, 'Ecological Crisis and the Problem of Consciousness', Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa - Lesnoi vestnik, no. 2, pp. 90-95, (in Russian).

Nigomatullina, RM & Shiravand, M 2014, 'Ecological Ethics as a Factor in the Resolution of Environmental Crises', Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, no. 4, pp. 243-246, (in Russian).

On the Public Health and Hygiene in the City of Chelyabinsk in 2015: State Report 2016, Chelyabinsk, 158 p., viewed 11 September 2019, <http://74.rospotrebnadzor.ru/documents/10156/118990/%D0%B3%D0%B42015.pdf>, (in Russian).

Reich, ChA 1971, The Greening of America, New York, 433 р.

Reimers, NF 1994, Ecology: Theories, Laws, Rules, Principles, and Hypotheses, Moscow, 364 p., (in Russian).

Rybakina, NA 2013, 'Integration of General and Vocational Education in the Context of the Paradigm of C ontinuing Education', Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, no. 5-2, pp. 106-108, (in Russian).

Sathiyabama, VP, Ramesh, R, Purvaja, R, Robin, RS, Suganya, MD, Hariharan, G & Ganguly, D 2018, 'Assessment of Human Induced Stress on the Karaikal Coast: A Multi-Dimensional Approach for Evaluating the Pollution Status', Ecology, Environment and Conservation Paper, vol. 24, iss. 1, pp. 326-335.

Shaikin, RV 2017, 'The First Cycling for Listening to the Nightingales as a Means of Environmental Education in Belarus', Ecological Education and Ecological Culture of the Population: Materials of the V International Scientific Conference on February 25-26, 2017, Prague, pp. 30-32.

Stepanets, RV 2012, 'The Study of Environmental Competence as an Integrative Indicator of Personal Ecological Culture', Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1 (2), pp. 210-215, (in Russian).

Zakhlebny, AN, Zverev, ID, Kudryavtseva YeM & Suravegina, IT (ed.) 1988, The Attitude of School Students to Nature, Moscow, 127 p., (in Russian).

Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.