Научная статья на тему 'Модернизация образовательных программ ВПО путем внедрения практико-ориентированных технологии обучения'

Модернизация образовательных программ ВПО путем внедрения практико-ориентированных технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / AVAILABILITY OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / THE MODERNISED EDUCATIONAL PROGRAMS / THE PRAKTIKO-FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Елена Анатольевна, Худоренко Елена Александровна

Проблема доступности высшего образования и реализации трудоустройства сегодня является наиболее актуальной для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из способов изменения сложившейся ситуации является реформирование системы ВПО на базе модернизация образовательных программ вузов путем внедрения в них специальных инновационных технологий практико-ориентированного обучения, направленных на социализацию студентов с ограниченными возможностями здоровья в общество и их интеграцию в среду будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Елена Анатольевна, Худоренко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNISATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE HIGHERVOCATIONAL EDUCATION BY INTRODUCTION OF THE PRAKTIKO-FOCUSED TECHNOLOGIES OF TRAINING

The problem of availability of higher education and employment realisation is today the most actual for persons with the limited possibilities of health. One of ways of change of a current situation is system higher vocational education reforming on base modernisation of educational programs of high schools by introduction in them of special innovative technologies of the praktiko-focused training directed on socialisation of students with limited possibilities of health in a society and their integration into the future professional work.

Текст научной работы на тему «Модернизация образовательных программ ВПО путем внедрения практико-ориентированных технологии обучения»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВПО ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 316.344.6:376, 378

Елена Анатольевна Назарова,

к.э.н, доцент кафедры «Мировой экономики и международных отношений», Московский государственный

университет экономики, статистики и информатики E-mail: Nazarova@mesi.ru

Елена Александровна Худоренко,

к.э.н, доцент, доцент кафедры Мировой экономики и международных отношений», Московский государственный

университет экономики, статистики и информатики

E-mail: EHudorenko@mesi.ru

Проблема доступности высшего образования и реализации трудоустройства сегодня является наиболее актуальной для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из способов изменения сложившейся ситуации является реформирование системы ВПО на базе модернизация образовательных программ вузов путем внедрения в них специальных инновационных технологий практико-ориентированного обучения, направленных на социализацию студентов с ограниченными возможностями здоровья в общество и их интеграцию в среду будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: доступность высшего профессионального образования; лица с ограниченными возможностями здоровья; модернизированные образовательные программы; практико-ориентированное обучение; федеральный государственный образовательный стандарт.

Elena Anatolevna Nazarova,

PhD, Associate Professor of World Economy and International Relations, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

E-mail: Nazarova@mesi.ru Elena Alexandrovna Hudorenko,

Ph.D., assistant professor, associate professor of World Economy and International Relations, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics E-mail: EHudorenko@mesi.ru

MODERNISATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION BY INTRODUCTION OF THE PRAKTIKO-FOCUSED TECHNOLOGIES OF TRAINING

The problem of availability of higher education and employment realisation is today the most actual for persons with the limited possibilities of health. One of ways of change of a current situation is system higher vocational education reforming on base modernisation of educational programs of high schools by introduction in them of special innovative technologies of the praktiko-focused training directed on socialisation of students with limited possibilities of health in a society and their integration into the future professional work.

Keywords: availability of the higher vocational education; рersons with the limited possibilities of health; the modernised educational programs; the praktiko-focused training; the

1. Введение

«Несравненно больше, чем когда-либо в прошлом, высшее образование определяет ныне будущее каждой страны. При этом различия в его уровне и масштабах в современном мире могут обусловить настоящую пропасть между передовой динамичной и архаичной изолированной экономикой», - утверждает Джа-миль Салми, ведущий автор доклада «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» и руководитель сектора в отделе образования Всемирного банка [3].

И действительно, в условиях современной экономики, основанной на создании, потреблении, усвоении и передаче знаний, высшему образованию отводится ключевая роль. От уровня и развития ВПО зависит научный и стратегический потенциал любой страны.

2. Модернизация образовательных программ ВПО

Информационно-коммуникационная революция и становления экономики знаний привели к тому, что, начиная с 90-ых годов прошлого века на первый план в центре усилий Всемирного банка и иных глобальных институтов вышла поддержка высшей школы. Безусловно, развитие образования - задача не только для международных организаций, но и для каждой страны в отдельности, отвечающей за качество собственной образовательной политики и конкурентоспособность выпускников на международном рынке труда. Глобальные цели, стоящие перед высшей школой определяют круг проблем, которые она признана решить, но без определяющей поддержки государства добиться каких либо значимых результатов не представляется реальным.

Правительства призваны нести ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей высшие учебные заведения к более широкому применению инноваций и более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменения требований рынков труда, которым необходим интеллектуальный человеческий капитал. По мнению представителей Всемирного банка, в условиях острой конкуренции в мировой экономике государствам, не занимающимся развитием образовательной политикой в области ВПО грозит опасность маргинализации [9].

Проблема, поднятая Всемирным банком, является чрезвычайно актуальной и для Российской Федерации. О чем с тревогой заявляют российские специалисты, убежденные, что неадекватность общеобразовательной и вузовской подготовки приводит к несоответствию российских выпускников требованиям мирового рынка труда.

Но проблема становится гораздо серьезнее и сложнее, если речь идет о лицах с ограниченными возможностями здоровья, из которых лишь исчезающее малая часть (всего лишь - один процент!) имеет законченное высшее образование [7]. Но даже наличие диплома о высшем образовании не является для российских инвалидов гарантией возможности устроиться работу по полученной в рамках Вуза специальности [2]. По статистике всего лишь 5% инвалидов трудоспособного возраста работают по специальности [4]. Остальные вынуждены работать на непрестижной, малоквалифицированной работе с низкой заработной платой.

Несмотря на все усилия, применяемые со стороны государственных и общественных структур, состояние прав людей с инвалидностью далеко до полной реализации, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом. Получению инвалидами качественного высшего образования препятствуют множественные структурные ограничения, характерные для обществ со сложной стратификационной структурой, - убеждены российские исследователи проблематики инвалидности П. В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирно-ва [6].

Между тем, являясь важнейшим фактором социализации человека, образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Оно дает им возможность включиться в нормальную трудовую деятельность, быть полезными, деятельными и социально значимыми гражданами своего госу-

дарства, обеспечить свое благосостояние, непрерывное интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост. Иначе говоря, образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение и целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости. Однако существующая сегодня система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, она является устаревшей, устанавливая жесткие барьеры для представителей определенных социальных групп, закрепляя существующее в обществе неравенство и сегрегацию.

Одним из способов изменения сложившейся ситуации является реформирование системы ВПО на базе внедрения инновационных технологий и новейших педагогических разработок, пригодных для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К числу последних можно отнести модернизацию образовательных программ, основанную на внедрении в практику обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникационных технологий в тесной взаимосвязи с практико-ориен-тированными формами обучения, способствующих реализации главной цели Высшей школы - подготовке конкурентоспособного выпускника Вуза.

Модернизированные образовательные программы (МОП) представляют собой стандартные образовательные программы, в которые допустимо внесение изменений по срокам, формам и технологиям обучения. В нашем случае модернизация будет проведена по-средствам внедрения практико-ориен-тированнык технологий в учебный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор практико-ориентированных технологий обучения в качестве основного инструмента модернизации ООП ВПО, обусловлен, прежде всего, тем, что высшая школа сегодня предоставляет студентам традиционный огромный теоретический набор знаний, который только расширяет их кругозор и делает эрудитами-теоретиками, которые знают, как работать по специальности в теории, но, к сожалению, не умеют делать это на практике.

В качестве такой образовательной практики и выступает практико-ориен-

тированное обучение. Именно с его внедрением появляется исключительная возможность покончить с минусами действующей системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, неравенством их образовательных возможностей, значительно увеличить количество выпускников-инвалидов, сделать их конкурентоспособными по сравнению с остальными выпускниками высших учебных заведений, помочь им реализовать свое право на полноценную трудовую деятельность после обучения.

Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности.

3. Основные требования, предъявляемые кООПВПО

Напомним, что, согласно закону «Об образовании» [1] основная образовательная программа высшего учебного заведения разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и рекомендованной примерной основной образовательной программы (ПрООП) (по соответствующему направлению, уровню и профилю подготовки) с учетом потребностей регионального рышка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза.

Эти три объекта социально-образовательной структуры: ФГОС ВПО -ПрООП ВПО - ООП ВПО - объединяет принадлежность к категории «социальная норма» по отношению к высшему образованию как социальной системе или социальному институту.

ФГОС ВПО, ПрООП ВПО и ООП В-ПО образуют взаимосвязанную совокупность комплексных социальных норм разного уровня иерархии (в организации высшего образования) и типа по отношению к определенному направлению подготовки (предметной области высшего образования), уровню квалификации и профилю.

При этом в ФГОС ВПО содержатся основные требования, предъявляемые к ООП ВПО, которые необходимо учитывать при модернизации. Это требования по отношению к [5]:

• результатам освоения ООП ВПО

(результатам высшего образования);

• структуре ООП ВПО (образовательного процесса);

• условиям реализации ООП ВПО (образовательной среде и вузовской системе образования в целом).

Рассмотрим более подробно указанные требования [8].

Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Данные требования являются инвариантными и обязатель-ныши для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены, в рамках общего ресурса учебного времени, требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности, в том числе этнокультурных, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. В нашем случае, в основную образовательную программу будут вноситься изменения с учетом особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к результатам освоения основных программ характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которык должна быгть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы ВПО, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты обучения являются обязательной составной частью учебных программ дисциплин, а также программ реабилитации и социализации так необходимых для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, требования к результатам освоения основных образовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников вузов, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным результатам

обучающихся обычно относятся освоенные студентами при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в дальнейшей практической деятельности.

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, мета-предметное значение, включают:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

• ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения практических задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками

информации;

• умение ориентироваться в ситуации на рынке труда с учетом собственных профессиональных интересов и возможностей;

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни,

• умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).

К предметным же результатам относятся усвоенные студентами при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыгг творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

В свою очередь требования к результатам образования, отражающие предметные знания и умения, включают:

• знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости;

• владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;

• способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интел-

лектуальных, нравственных, ценностей;

• применение приобретенных умений, навыжов и знаний для решения различных практических ситуаций.

Требования к результатам образования, характеризующие интеллектуальную сферу человека, отражают интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

Требования к результатам образования, характеризующие трудовую сферу человека, отражают:

• знания о технологиях и технологической стороне любого труда (включая учебный); представления о методах научного управления процессами труда;

• умение планировать свой труд (включая учебный);

• культуру труда на уровне профессиональных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей действительности; умения преобразовательной деятельности;

• мотивацию к профессиональной деятельности.

Требования к результатам образования, характеризующие коммуникативную сферу выпускника, включают:

• знания, умения и навыки, характеризующие языковое и речевое развитие студента;

• представления об общей теории коммуникации (в том числе социальной);

• использование языков и других средств коммуникаций, позволяющих закреплять, хранить и передавать информацию.

Интегрированным результатом освоения основных образовательных программ является уровень компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности полноценного развития личности учащегося, получения образования на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности.

Совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений студента, является основой для определения условий выдачи документов о соответствующем уровне образования.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках

контроля успешности освоения содержания отдельных учебных программ, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

• системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

• умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений.

К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальнык чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные достижения.

Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающихся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) осуществляется в ходе неперсонифицирован-ных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.

Конечный результат образовательной деятельности фиксируется в портрете выпускника:

• патриота, носителя ценностей гражданского общества;

• уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

• мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

• разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни;

• уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

• осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.

Требования к структуре основных образовательных программ — пред-

ставляют собой систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов образования. Образовательные программы ВПО направлены на решение задач формирования, адаптации личности к жизни в профессиональном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся в профессиональной деятельности.

В основную образовательную программу могут включаться, в рамках общего допустимого ресурса учебного времени, дополнительные компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений высшего образования с учетом потребностей личности, общества и государства в высшем образовании.

Цели образования развивают и определяют требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, фиксируют те результаты обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны на каждой ступени обучения с точки зрения личностного, морально-нравственного, социального, познавательного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, обязательные для изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.

В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

Примерные программы по отдельным учебным курсам разрабатываются на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ, фундаментального ядра содержания образования, программ по формированию универсальных учебных действий и являются основой для создания рабочих программ образовательных учреждений.

Примерные учебные программы содержат: пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета, содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности студентов; планируемые результаты освоения программ дисциплин; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Концептуальное ядро ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его ООП ВПО составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования (интегрированный с системно-дея-тельностным подходов к проектированию квалификационно-образовательных требований к выпускникам вузов, освоенный отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями уже с конце 80-х годов ХХ-го столетия и реализованный в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений) [5].

При этом перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате является проявлением существенного усиления его студентоцент-рированной направленностью как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентно-стная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. От проектирования результатов образования, выраженных в форме компетенций, следует идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и эмпирических знаний. Нельзя оторвать компетенции от содержания образования, равно как и не следует рассчитывать, что посредством только содержания образования можно обеспечить овладение компетенциями. Дело в том, что за формирование тех или иных компе-

тенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание всей образовательной программы. Компетенции - это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д. Результаты образования и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне циклов, учебных дисциплин (модулей). При модернизации образовательных программ требуется достижение прозрачности в определении целей. Последние должны быть динамичными и адаптированными к потребностям общества, экономики, рынка труда. Оценивающие технологии и средства призваны включать в себя индикаторы, которые можно измерить. В условиях многообразия контекстов и их динамичного изменения ширится понимание того, что язык компетенций -наиболее подходящий для консультации с заинтересованными кругами (социальными партнерами). Ориентация на компетенции способствует проектированию более пластичной структуры учебных дисциплин и обеспечивает сравнимость уровней квалификаций в национальном и международном аспектах. Это позволит осуществлять постоянный пересмотр квалификаций и выбирать соответствующие меры для повышения адекватности реализуемых образовательных программ. Профессиональные профили должны быть четко определены в разрабатываемой компе-тентностной модели ФГОС ВПО и одновременно сохранять открытость к изменениям.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ — система нормативов и регламентов (кадровых, финансовых, учебно-материальных, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов образования.

Интегративным результатом реализации требований должно быть создание комфортной, дружественной по отношению к студентам и преподавателям развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, физического и профессионального развития обучающихся.

Согласно ст. 29 Закона РФ «Об образовании» [1] к компетенции субъектов Российской Федерации относится

установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, до-полнительнык к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Кадровое обеспечение предполагает укомплектованность кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и определяющими требования к кадровым ресурсам учреждения высшего образования, являются:

• Квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации;

• Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;

• Положение о лицензировании образовательной деятельности по программам высшего образования;

• Положение об аттестации кадров образовательных учреждений.

Финансово-экономическое обеспечение — формирование расходов на реализацию основных образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образователь-ныш стандартом, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

Материально-техническое обеспечение — характеристики инфраструктуры образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам и строительным нормам и правилам.

Учебно-материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования с учетом достижения целей, устанавливаемых федеральным государственным образовательным

стандартом.

Критериями выполнения требований учебно-материального обеспечения образовательного процесса могут служить:

• перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;

• перечни учебного оборудования для образовательных учреждений;

• требования к оснащению учебных и административных помещений образовательных учреждений.

Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к образовательным порталам и хранилищам, информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

4. Заключение

Таким образом, основной движущей силой всех модернизаций образовательных программ ВПО, на наш взгляд, выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, к его социальной и профессиональной готовностям, необходимым для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и связанное с этим стремление внести адекватные изменения в цели, содержание и организацию систем высшего образования. Особенно актуальными эти изменения представляется для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для которых качественное профессиональное образование, владение современными информационными технологиями, регулярное обновление профессиональных знаний являются основой дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Закон РФ от 10 июля 1992 г № 32661 «Об образовании». - М.: ЭКСМО, 2008.

2. Медведев провел заседание Совета по делам инвалидов. // Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья: URL: http://www.dislife.ru/ flow/theme/2409/ (дата обращения: 25.04.2010).

3. На пути к обществу, основанному на знаниях: какую роль в его созда-

нии играет высшее образование?// Высшее образование сегодня. № 4. 2003.

4. Печенкин В.В. Проблемы образования в представлениях инвалидов / В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев // СОЦИС. -2008. - № 3. - С. 92-97.

5. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

6. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е.Р Доступность высшего образования для инвалидов в фокусе социологических исследований. URL: http:// paralife.narod.ru (дата обращения: 18.01.2010).

7. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации.//Анали-тический вестник Совета Федераций ФС РФ.// М.: Совет Федераций. 2007. № 7 (324).

8. Требования рассмотрены на основе материалов: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М. : Просвещение, 2008. —21 с.

9. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир. 2003.

References

1. The law of the Russian Federation from July, 10th, 1992 № 3266-1 «About formation». - М: EKSMO, 2008.

2. Medvedev has held session of Council about affairs of invalids.//the Portal for people with the limited possibilities of health: URL: http:// www.dislife.ru/flow/theme/2409/ (reference date: 4/25/2010).

3. On a way to a society based on knowledge: what role in its creation is played by higher education?//Higher education today. № 4. 2003.

4. Pechenkin V.V. Problemy of formation in representations of invalids / W Pechenkin, D.Vhare//SOCIS. - 2008. -№ 3. - P. 92-97.

5. Designing of the basic educational programs realising federal state educational standards of the higher vocational training: Methodical

recommendations for heads and an active of uchebno-methodical associations of high schools. The first edition - M: the Research centre of problems of quality of preparation of experts, Coordination council of uchebno-methodical associations and scientifically-methodical councils of the higher school, 2009.

6. Romanov P. V, Jarsky-smirnova

E.R.availability of higher education for invalids in focus of sociological researches. URL: http://paralife.narod.ru (reference date: 1/18/2010).

7. Social protection of children-invalids in Russian Federatsii.//the Analytical bulletin of Council of Federations FS RF.//M: Council of Federations. 2007. № 7 (324).

8. Requirements are considered on the basis of materials: the Federal state educational standard of the general education: the project. — M: Education, 2008.—21p.

9. Formation of the society based on knowledge. New problems of the higher school. The report of the World bank. M: All world. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.